История метания гранаты кратко

Обновлено: 08.07.2024

Так же одна из дисциплин лёгкой атлетики. Спортивный снаряд, имеющий форму учебной ручной гранаты, метается одной рукой с разбега на максимально возможную дальность. Вес снаряда составляет от 200 до 700 граммов.

Метание гранат - распространенное упражнение в легкой атлетике. Особенно при сдаче нормативов в школе или армии. Популярность это упражнение получило в последние годы, благодаря возвращению в России массовой сдачи норм ГТО "Готов к труду и обороне".

Способы метания гранат

Существует несколько способов метания учебных гранат.

1. Метание гранат на дальность.

Делается это с разбега или с места, на усмотрение судей и организаторов соревнований и сдачи нормативов. Снарядом выступает учебная граната, вес которой 600 граммов. У каждого участника есть три попытки. Если вы выполняете это упражнение в армии, то особые требования будут к форме.

Форма должна быть полевая с автоматом в руке. При этом допускаются некоторые послабления - разрешен расстегнутый воротник либо немного ослабленный ремень на поясе. При этом снимать головной убор строго запрещается. Метание гранаты на дальность производится от специальной планки, также ее может заменить линия длиной около 4 метров.

Внимание уделяют также качеству дорожки для разбега. Она должна быть плотной, шириной около полутора метров, а протяженностью не менее 25 метров. В самом конце, перед планкой, от которой предстоит бросок, ширина дорожки увеличивается до 4 метров.

2. Метание гранат на точность

Метание гранат этим способом также производится с разбега или с места. На расстоянии в 40 метров от бросающего расположены 3 круга. В центральный попасть сложнее всего - его диаметр составляет всего полметра, за и оценивается это попадание наивысшим баллом. Радиус второго круга составляет полтора метра, а третьего два с половиной.

Главная цель спортсмена - попасть в самый центр мишени, в котором установлен красный флаг на высоте 30 сантиметров от земли. Форма одежды, а также размер и вес учебной гранаты такие же, как и при метании снаряда на дальность. При этом для того, чтобы попасть в мишень, участнику дается намного больше попыток. Три только пробных и 15 бросков в зачет. При этом спортсмен ограничен во времени. Тренироваться он может не больше минуты, а бросать зачетные броски максимум 6 минут.

Оценка метания гранат

Метание гранат в цель оценивает судья, который находится в непосредственной близости от мишени. После каждой попытки он оценивает точность попадания и поднимает соответствующие табличку, также дублирует эту информацию голосом. Только после того, как выставлена оценка за бросок, разрешается бросать следующую гранату.

Попадание в каждый раздел мишени оценивается разным количеством очков. За гранату в центральном круге спортсмен получит 115 баллов, за попадание во второй круг 75 баллов и, наконец, за попадание в третий - 45 очков. Если граната попала в флажок, установленный в самом центре мишени, то дополнительных очков за это не предусмотрено. Спортсмен получит 115 баллов.

Победителей определяют как в личном, так и в командном первенстве.

Виды и техника метания

К видам относятся:

· Бросок гранаты или мяча, вес гранаты – 700г для мужчин, для женщин и юношей среднего возраста – 500г. Мячи имеют вес 155-160г.




· Толкание ядра, мужское ядро весит - 7,260кг, женское – 4кг.

· Метание молота, мужской молот весит - 7,260кг, женский - 4кг.

· Метания диска, мужской диск весит – 2кг, женский - 1кг.

К технике относится:

Первое правило, которое необходимо знать, чтобы техника метания гранаты была верной - как правильно держать снаряд.

Важно держать гранату таким образом, чтобы ручка снаряда упиралась основанием в мизинец спортсмена.

Сам мизинец в это время должен быть согнут и максимально прижат к ладони. Остальные пальцы должны плотно охватывать ручку гранаты. Еще один важный момент, расположение большого пальца. Он может находиться как вдоль оси снаряда, так и поперек его.


Второе – это разбег. Его можно условно поделить на 2 части

1. Атлет движется прямо, набирая скорость.

2. Выполняет 5 бросковых шагов общей протяженностью 10 м.

То место, с которого должны начинаться бросковые шаги, отмечаются на дорожке для удобства спортсменов. На нее необходимо попасть левой ногой и продолжить движение с правой, отводя при этом снаряд по дуге, направляя метающую руку по траектории вперед-вниз.

На втором шаге рука, удерживающая снаряд, начинает движение вниз и назад.

Третий шаг выполняется с правой ноги и называется скрестным. Он особенно важен, поскольку направлен непосредственно на подготовку к броску. Скрестный шаг представляет собой толчок левой ногой и мах правой, которая затем становится на всю стопу, поворачиваясь наружу на 45 градусов. Ноги при этом обгоняют руку с гранатой, корпус принимает наклонное положение в направлении, противоположном движению гранаты, а метающая рука поднимается до уровня плеч.

На четвертом шаге спортсмен производит метание гранаты. Левая нога становится опорной, ее стопа при этом поворачивается внутрь до 45 градусов к линии метания. Правая нога выпрямляется и разворачивается влево, грудь также поворачивается по направлению движения снаряда, таз подается вперед, метающая рука поднимается вверх. Таким образом, спортсмен принимает положение натянутой тетивы. Атлет производит хлестообразное движение кистью руки и выбрасывает гранату под углом примерно 42 градуса. После этого граната переходит в состояние полета, выполняя при этом вращательные движения.

Пятый шаг предназначен для того, чтобы не допустить заступа за линию или за планку и называется тормозящим. Он представляет собой перескок с левой ноги на правую. Некоторые метатели после этого делают еще 2-3 скачка на правой ноге, чтобы полностью затормозить движение. В связи с необходимостью выполнения тормозящего шага левая нога при броске должна оказаться не прямо у планки, а примерно за 1,5 м от нее.


Государственное бюджетное профессиональное

Образовательное учреждения Псковской области

Реферат

Выполнила студентка группы ТТ1-18

Преподаватель ГБПОУ ПО ПКПТиС

Аторин Александр Валентинович

Содержание

2. Способы и оценка метания гранат

3. Виды и техника

4. Ошибки в метании гранат

6. Список литературы

Введение

Так же одна из дисциплин лёгкой атлетики. Спортивный снаряд, имеющий форму учебной ручной гранаты, метается одной рукой с разбега на максимально возможную дальность. Вес снаряда составляет от 200 до 700 граммов.

Метание гранат - распространенное упражнение в легкой атлетике. Особенно при сдаче нормативов в школе или армии. Популярность это упражнение получило в последние годы, благодаря возвращению в России массовой сдачи норм ГТО "Готов к труду и обороне".

Способы метания гранат

Существует несколько способов метания учебных гранат.

1. Метание гранат на дальность.

Делается это с разбега или с места, на усмотрение судей и организаторов соревнований и сдачи нормативов. Снарядом выступает учебная граната, вес которой 600 граммов. У каждого участника есть три попытки. Если вы выполняете это упражнение в армии, то особые требования будут к форме.

Форма должна быть полевая с автоматом в руке. При этом допускаются некоторые послабления - разрешен расстегнутый воротник либо немного ослабленный ремень на поясе. При этом снимать головной убор строго запрещается. Метание гранаты на дальность производится от специальной планки, также ее может заменить линия длиной около 4 метров.

Внимание уделяют также качеству дорожки для разбега. Она должна быть плотной, шириной около полутора метров, а протяженностью не менее 25 метров. В самом конце, перед планкой, от которой предстоит бросок, ширина дорожки увеличивается до 4 метров.

2. Метание гранат на точность

Метание гранат этим способом также производится с разбега или с места. На расстоянии в 40 метров от бросающего расположены 3 круга. В центральный попасть сложнее всего - его диаметр составляет всего полметра, за и оценивается это попадание наивысшим баллом. Радиус второго круга составляет полтора метра, а третьего два с половиной.

Главная цель спортсмена - попасть в самый центр мишени, в котором установлен красный флаг на высоте 30 сантиметров от земли. Форма одежды, а также размер и вес учебной гранаты такие же, как и при метании снаряда на дальность. При этом для того, чтобы попасть в мишень, участнику дается намного больше попыток. Три только пробных и 15 бросков в зачет. При этом спортсмен ограничен во времени. Тренироваться он может не больше минуты, а бросать зачетные броски максимум 6 минут.

Оценка метания гранат

Метание гранат в цель оценивает судья, который находится в непосредственной близости от мишени. После каждой попытки он оценивает точность попадания и поднимает соответствующие табличку, также дублирует эту информацию голосом. Только после того, как выставлена оценка за бросок, разрешается бросать следующую гранату.

Попадание в каждый раздел мишени оценивается разным количеством очков. За гранату в центральном круге спортсмен получит 115 баллов, за попадание во второй круг 75 баллов и, наконец, за попадание в третий - 45 очков. Если граната попала в флажок, установленный в самом центре мишени, то дополнительных очков за это не предусмотрено. Спортсмен получит 115 баллов.

Победителей определяют как в личном, так и в командном первенстве.

Виды и техника метания

К видам относятся:

· Бросок гранаты или мяча, вес гранаты – 700г для мужчин, для женщин и юношей среднего возраста – 500г. Мячи имеют вес 155-160г.

· Толкание ядра, мужское ядро весит - 7,260кг, женское – 4кг.

· Метание молота, мужской молот весит - 7,260кг, женский - 4кг.

· Метания диска, мужской диск весит – 2кг, женский - 1кг.

К технике относится:

Первое правило, которое необходимо знать, чтобы техника метания гранаты была верной - как правильно держать снаряд.

Важно держать гранату таким образом, чтобы ручка снаряда упиралась основанием в мизинец спортсмена.

Сам мизинец в это время должен быть согнут и максимально прижат к ладони. Остальные пальцы должны плотно охватывать ручку гранаты. Еще один важный момент, расположение большого пальца. Он может находиться как вдоль оси снаряда, так и поперек его.


Второе – это разбег. Его можно условно поделить на 2 части

1. Атлет движется прямо, набирая скорость.

2. Выполняет 5 бросковых шагов общей протяженностью 10 м.

То место, с которого должны начинаться бросковые шаги, отмечаются на дорожке для удобства спортсменов. На нее необходимо попасть левой ногой и продолжить движение с правой, отводя при этом снаряд по дуге, направляя метающую руку по траектории вперед-вниз.

На втором шаге рука, удерживающая снаряд, начинает движение вниз и назад.

Третий шаг выполняется с правой ноги и называется скрестным. Он особенно важен, поскольку направлен непосредственно на подготовку к броску. Скрестный шаг представляет собой толчок левой ногой и мах правой, которая затем становится на всю стопу, поворачиваясь наружу на 45 градусов. Ноги при этом обгоняют руку с гранатой, корпус принимает наклонное положение в направлении, противоположном движению гранаты, а метающая рука поднимается до уровня плеч.

На четвертом шаге спортсмен производит метание гранаты. Левая нога становится опорной, ее стопа при этом поворачивается внутрь до 45 градусов к линии метания. Правая нога выпрямляется и разворачивается влево, грудь также поворачивается по направлению движения снаряда, таз подается вперед, метающая рука поднимается вверх. Таким образом, спортсмен принимает положение натянутой тетивы. Атлет производит хлестообразное движение кистью руки и выбрасывает гранату под углом примерно 42 градуса. После этого граната переходит в состояние полета, выполняя при этом вращательные движения.

Пятый шаг предназначен для того, чтобы не допустить заступа за линию или за планку и называется тормозящим. Он представляет собой перескок с левой ноги на правую. Некоторые метатели после этого делают еще 2-3 скачка на правой ноге, чтобы полностью затормозить движение. В связи с необходимостью выполнения тормозящего шага левая нога при броске должна оказаться не прямо у планки, а примерно за 1,5 м от нее.

История метания гранаты

Метание копья является древнейшим видом легкой атлетики: оно было в программе соревнований на Олимпийских играх в Древней Греции, где копье метали как на точность, так и на дальность. В программу современных Олимпийских игр метание копья было включено у мужчин с 1908 г., а у женщин с 1932 г.

Как спортивный снаряд копье неоднократно подвергалось модернизации. Специалисты искали такие его формы, которые обеспечивали бы лучшие планирующие свойства. Это решалось за счет смещения центра тяжести снаряда к его середине. Такие копья обладали лучшими планирующими свойствами, что позволяло спортсменам значительно улучшать результаты. Так, в 1984 г. спортсмен из ГДР У. Хон послал копье на 104 м 80 см, и такое дальнее метание стало опасным для судей и участников соревнований е других видах легкой атлетики. Это вынудило ИААФ принять решение использовать менее планирующие копья, приблизив их центр тяжести к наконечнику, что сократило дальность полета снаряда. Тем не менее усилиями ряда выдающихся спортсменов, и в первую очередь многократного победителя Олимпийских игр, чемпиона и рекордсмена мира (98,48 м) Я. Железны (Чехия), копье летит все ближе и ближе к стометровой отметке.

Кропотливый труд советских тренеров и научных работников по созданию эффективной системы подготовки квалифицированных метателей копья принес в 50-80-е гг. прошлого столетия высокие спортивные достижения. И. Яунземе (1956 г.), В. Цыбуленко (1960 г.) и Э. Озолина (1960 г.) поднимались на высшую ступень пьедестала почета на Олимпийских играх, а Я. Лусис первым из советских копьеметателей дважды улучшает рекорд мира, завоевывает полный комплект медалей на трех Олимпийских играх. Достойным преемником Я. Лусиса стал Д. Кула, который завоевал звание олимпийского чемпиона (91,02 м) на Играх в Москве (1980).

Наибольших успехов среди современных российских метателей копья достиг С. Макаров, который был чемпионом мира (2003 г.) и призером Олимпийских игр в Афинах. Победителем среди мужчин на Лондонской Олимпиаде неожиданно стал представитель Тринидада и Тобаго К. Уолкотт - 90,57 м, а у женщин второй раз победила Б. Шпатакова (Чехия) с результатом 69,55 м.

Так как в основе техники метания копья и малого мяча лежат те же движения, что и в метании гранаты, то на примере анализа техники данного вида приводим более подробное описание метания этих снарядов.

Способы метания гранаты

Таковых всего два — на дальность и на точность. Снаряд , используемый для метания — это учебная граната весом 0,5 кг для юниоров и 0,7 кг для взрослых спортсменов. Для солдат устанавливаются особые требования к экипировке: это должна быть полевая форма и автомат. Головной убор снимать ни в коем случае нельзя, а вот расстегнуть воротник или слегка ослабить ремень допустимо.

Бросок на дальность

Этот способ метания наиболее распространен. По решению организаторов сдачи нормативов спортсмен выполняет бросок снаряда либо с места, либо с разбега. Если метание гранаты производится с места, то площадка оборудуется специальной планкой либо проводится 4-метровая линия. Для броска с разбега необходима дорожка протяженностью 25 м и шириной 1,5 м по всей длине и 4 м. около планки.

Участники делают по 3 подхода. Результат засчитывается при выполнении следующих условий:

  • Граната приземлилась внутри коридора, не выйдя за ее пределы по ширине.
  • Атлет при разбеге не вышел за пределы дорожки, не допустил заступа за линию и не коснулся частью тела, экипировкой или снаряжением пространства за ней.
  • Спортсмен не задел планку и не наступил на нее.

Замеряется дальность следующим образом:

  • След от снаряда внутри коридора отмечается колышком.
  • Рулеткой с точностью до сантиметра определяют расстояние от планки до колышка.

При оценке результатов имеется один нюанс: замер производится не после каждого броска, а после трех подходов. В протоколе фиксируется только наибольшая дальность броска.

На армейских, школьных или иных состязаниях при наличии нескольких участников с одинаковыми показателями для определения победителя выполняются дополнительные броски. Если же выявление победителя не имеет принципиального характера, считается, что спортсмены с равными результатами разделили те или иные места между собой.

Метание гранаты на точность

Производятся также с разбега или с места. Площадка для метания оборудуется следующим образом:

  • В 40 м от места броска расчерчивается мишень, состоящая из 3-х кругов: центральный радиусом 0,5 м, второй — 1,5 м и третий — 2,5 м.
  • Центр мишени отмечается красным флагом высотой 30 см от поверхности земли.
  • Для обеспечения безопасности при метании гранаты за мишенью устанавливается ограждение из металлической сетки.

Метание гранаты на меткость ставит перед спортсменом задачу поразить самый центр мишени. При этом попадание в каждый из кругов оценивается определенным количеством очков. Поразить центральный круг труднее всего, поэтому за такое попадание присуждается больше всего баллов — 115. За попадание во второй круг начисляется 75 баллов, в третий — 45. За поражение флажка в центре спортсмен получает еще 115 очков.

Для того, чтобы продемонстрировать свою меткость, метателю предоставляется аж 15 зачетных попыток плюс 3 пробных. Однако время их выполнения ограничено: на тренировку отводится 1 мин., а на сдачу норматива — 6 мин.

Расстояние до цели после броска оценивается судьей: он фиксирует результат каждого подхода, озвучивает его и выставляет оценку. Только после этого атлет может приступить к новой попытке.

В личном первенстве победитель определяется по наибольшей сумме заработанных очков. Если есть участники с равными результатами, то призовое место достается тому, у кого больше попаданий в центральный круг, а затем во второй и третий. В командном зачете рассчитывается средний результат от суммы очков всех участников.

Техника метания гранаты

Снаряд удерживают так, как показано на рисунке:

Ручку берут четырьмя пальцами так, чтобы согнутый мизинец находился у самого ее края. Продольная ось снаряда при этом проходит по линии предплечья. При разбеге его поднимают над плечом в полусогнутой руке, которая движется в такт бега.

Разбег можно условно разделить на 2 части:

  1. Атлет движется прямо, набирая скорость.
  2. Выполняет 5 бросковых шагов общей протяженностью 10 м.

То место, с которого должны начинаться бросковые шаги, отмечаются на дорожке для удобства спортсменов. На нее необходимо попасть левой ногой и продолжить движение с правой, отводя при этом снаряд по дуге, направляя метающую руку по траектории вперед-вниз.

На втором шаге рука, удерживающая снаряд, начинает движение вниз и назад.

Третий шаг выполняется с правой ноги и называется скрестным. Он особенно важен, поскольку направлен непосредственно на подготовку к броску. Скрестный шаг представляет собой толчок левой ногой и мах правой, которая затем становится на всю стопу, поворачиваясь наружу на 45 градусов. Ноги при этом обгоняют руку с гранатой, корпус принимает наклонное положение в направлении, противоположном движению гранаты, а метающая рука поднимается до уровня плеч.

На четвертом шаге спортсмен производит метание гранаты. Левая нога становится опорной, ее стопа при этом поворачивается внутрь до 45 градусов к линии метания. Правая нога выпрямляется и разворачивается влево, грудь также поворачивается по направлению движения снаряда, таз подается вперед, метающая рука поднимается вверх. Таким образом, спортсмен принимает положение натянутой тетивы. Атлет производит хлестообразное движение кистью руки и выбрасывает гранату под углом примерно 42 градуса. После этого граната переходит в состояние полета, выполняя при этом вращательные движения.

Пятый шаг предназначен для того, чтобы не допустить заступа за линию или за планку и называется тормозящим. Он представляет собой перескок с левой ноги на правую. Некоторые метатели после этого делают еще 2-3 скачка на правой ноге, чтобы полностью затормозить движение. В связи с необходимостью выполнения тормозящего шага левая нога при броске должна оказаться не прямо у планки, а примерно за 1,5 м от нее.

Типичные ошибки в технике

При обучении метанию гранаты часто возникают следующие ошибки:

  • Опускание кисти метающей руки слишком низко при отведении снаряда назад.
  • Запоздание в работе ног (нижние конечности не успевают за верхними).
  • Высокий прыжок при выполнении скрестного шага.
  • Остановка перед осуществлением броска.
  • Метание гранаты только с помощью руки.
  • Опускание локтя в момент броска.
  • Наклон корпуса влево при броске.
  • Сгибание левой ноги при выбросе снаряда.

Указанные выше ошибки снижают результативность метания. Однако при помощи регулярных тренировок и выполнения специальных упражнений они вполне устранимы.

Основой совершенствования техники метания многие специалисты считают развитие координации броскового движения в сочетании со скоростью разбега. Предлагают также добавить в финальное усилие резкий выдох, позволяющий значительно повысить силу броска и, соответственно, скорость полета гранаты. Кроме того, все профессионалы сходятся в одном: чтобы метание гранаты было продуктивным, необходимы ритм и свобода движений спортсмена.

Метание копья является древнейшим видом легкой атлетики: оно было в программе соревнований на Олимпийских играх в Древней Греции. Сначала копье метали на точность, а затем - и на дальность. В современных Олимпийских играх метание копья было включено (у мужчин) с 1908 г. Первым олимпийским чемпионом в метании копья стал швед Э. Лемминг - 54 м 44 см. У женщин в программу Олимпийских игр метание копья включили в 1932 г. Первой чемпионкой стала американская спортсменка М. Дидриксон - 43 м 68 см. Метание копья долгое время считалось элитным видом легкой атлетики. Им занимались члены аристократических и богатых семей. В настоящее время метание копья широко распространено в Европе, США, на Кубе. В странах Южной Америки, на Азиатском и Африканском континентах метание копья широкого распространения не получило.

Метание копья - скоростно-силовое упражнение, которое относят к сложным пространственным двигательным действиям. Как спортивный снаряд копье неоднократно подвергалось модернизации. Специалисты искали такие его формы, которые бы обеспечивали лучшие планирующие свойства. Это решалось за счет смещения центра тяжести снаряда к его середине. Такие копья обладали лучшими планирующими свойствами, что позволяло спортсменам значительно улучшать результаты. В 1984 г. выдающийся спортсмен У. Хон (ГДР) послал копье на 104 м 80 см. Такое дальнее метание стало опасным для судей и участников соревнований в других видах легкой атлетики, так как было способно перелетать футбольное поле. В связи с этим ИААФ принимает решение уменьшить планирующие свойства копья и вновь приблизить центр тяжести снаряда к наконечнику. Копье нового образца было введено в 1986 г. Оно характеризовалось меньшими планирующими свойствами, что сократило дальность полета.

У истоков создания современной техники метания копья стояли шведские и финские специалисты. Среди представителей этих стран в XX в. было наибольшее количество выдающихся спортсменов. Большой вклад в формирование и совершенствование техники метания копья внесли советские тренеры и спортсмены и прежде всего В. Алексеев, 3. Синицкий, Л. Сулиев и др. Имена В. Цыбуленко, В. Кузнецова, Я. Лусиса, Л. Анохиной, Э. Озолиной навсегда вошли в историю легкой атлетики.

В Беларуси развитие метания копья началось после Великой Октябрьской революции. Первый рекорд республики был установлен в 1936 г. С. Петренеком (52 м 02 см). Этот рекорд продержался 12 лет. В 1948 г. П. Злотников устанавливает новый рекорд 56 м 38 см.

В послевоенный период в легкоатлетический спорт приходит много молодежи. Такие спортсмены, как А. Волков, П. Макрук, Н. Тарасюк, Ф. Листопад, показывают результаты, близкие к 70 м. В 1958 г. М. Туром и П. Соболевским был преодолен рубеж 70 м. Рекорды Беларуси устанавливают М. Тур (74 м 20 см), М. Достанко (75 м 22 см). Рубеж 80 м первым преодолевает М. Горолев, установив рекорд 82 м 02 см. В 1970-х годах ведущими спортсменами становятся Н. Гребнев - 89 м 82 см, И. Морголь - 82 м 80 см, В. Протас - 84 м 42 см, которые успешно выступают на чемпионатах СССР, Европы, Спартакиадах народов СССР и международных соревнованиях. В 1985 г. В. Бочин устанавливает новый рекорд Беларуси - 90 м 04 см. Затем лидером среди копьеметателей становится В. Сасимович (тренер Г. Милевский). Он становится чемпионом СССР, занимает призовые места на крупнейших международных соревнованиях, а также устанавливает рекорд Беларуси копьем нового образца - 87 м 40 см (1995 г.).

Успехи женщин - метателыгац копья связаны прежде всего с именем В. Набоковой (тренер Б. Левинсон), установившей рекорд республики - 50 м 90 см в Берлине в 1951 г., который продержался 13 лет. Затем лидерами в метании копья в Беларуси становятся М. Дубограева (56 м 60 см), Д. Курьян (61 м 30 см), Л. Пастернакевич (63 м 86 см), Н. Ермолович (69 м 86 см), Н. Шиколенко (71 м 44 см). Эти спортсменки входили в состав сборной команды СССР, успешно выступая на крупнейших международных соревнованиях.

Метание копья является древнейшим видом легкой атлетики: оно было в программе соревнований на Олимпийских играх в Древней Греции, где копье метали как на точность, так и на дальность. В программу современных Олимпийских игр метание копья было включено у мужчин с 1908 г., а у женщин с 1932 г.

Как спортивный снаряд копье неоднократно подвергалось модернизации. Специалисты искали такие его формы, которые обеспечивали бы лучшие планирующие свойства. Это решалось за счет смещения центра тяжести снаряда к его середине. Такие копья обладали лучшими планирующими свойствами, что позволяло спортсменам значительно улучшать результаты. Так, в 1984 г. спортсмен из ГДР У. Хон послал копье на 104 м 80 см, и такое дальнее метание стало опасным для судей и участников соревнований е других видах легкой атлетики. Это вынудило ИААФ принять решение использовать менее планирующие копья, приблизив их центр тяжести к наконечнику, что сократило дальность полета снаряда. Тем не менее усилиями ряда выдающихся спортсменов, и в первую очередь многократного победителя Олимпийских игр, чемпиона и рекордсмена мира (98,48 м) Я. Железны (Чехия), копье летит все ближе и ближе к стометровой отметке.

Кропотливый труд советских тренеров и научных работников по созданию эффективной системы подготовки квалифицированных метателей копья принес в 50-80-е гг. прошлого столетия высокие спортивные достижения. И. Яунземе (1956 г.), В. Цыбуленко (1960 г.) и Э. Озолина (1960 г.) поднимались на высшую ступень пьедестала почета на Олимпийских играх, а Я. Лусис первым из советских копьеметателей дважды улучшает рекорд мира, завоевывает полный комплект медалей на трех Олимпийских играх. Достойным преемником Я. Лусиса стал Д. Кула, который завоевал звание олимпийского чемпиона (91,02 м) на Играх в Москве (1980).

Наибольших успехов среди современных российских метателей копья достиг С. Макаров, который был чемпионом мира (2003 г.) и призером Олимпийских игр в Афинах. Победителем среди мужчин на Лондонской Олимпиаде неожиданно стал представитель Тринидада и Тобаго К. Уолкотт - 90,57 м, а у женщин второй раз победила Б. Шпатакова (Чехия) с результатом 69,55 м.

Так как в основе техники метания копья и малого мяча лежат те же движения, что и в метании гранаты, то на примере анализа техники данного вида приводим более подробное описание метания этих снарядов.

Метание гранаты - один из наиболее простых и доступных видов метаний, который используется как вспомогательное упражнение для совершенствования броскового движения на занятиях с начинающими копьеметателями. Крутые соревнования по этому виду не проводятся, и в настоящее время метание гранаты входит только в школьную программу физического воспитания и как прикладной вид используется в армии.

Для удобства описания техники метания гранаты условно выделяют следующие части: держание снаряда, разбег (предварительный и заключительный), финальное усилие и сохранение равновесия после броска.


В начале разбега гранату несут в согнутой руке, впереди правого плеча на уровне головы. Это более эффективный способ, при котором спортсмен может контролировать положение руки с гранатой.

В первой части разбега метатель приобретает оптимальную скорость движения, которая помогает ему эффективно выполнить заключительную часть, где решаются главные задачи метания. При этом рука с гранатой не должна быть напряженной, а весь разбег ритмичным и ускоряющимся, сохраняя прямолинейность продвижения и вертикальное положение туловища. Когда спортсмен приближается к контрольной отметке, он должен набрать необходимую скорость, которая равна приблизительно 2/3 его максимальной спринтерской скорости.

Превышение оптимальной скорости разбега следует считать технической ошибкой, ибо это приводит к нарушению правильного ритма последующих движений метателя и в итоге - к неудачному броску. В принципе, бег в предварительной части разбега не должен отличаться от обычного бега, хотя немного и осложнен несением гранаты (рука с гранатой не должна колебаться по вертикали!); приближаясь к контрольной отметке, следует повышать темп последних шагов, не удлиняя их.


Заключительная часть разбега (или бросковые шаги) начинается с попадания на контрольную отметку, ориентирующую метателя на начало отведения гранаты и на подготовку к броску. Как показывает практика, осуществление этих движений, а также сам бросок лучше выполнить за 5 шагов (считая шагом прыжок после броска). При этом подготовка к отведению снаряда начинается, как правило, с момента постановки левой ноги на дорожку (здесь и далее имеется в виду, что метание выполняется правой рукой).

Основные задачи метателя при выполнении следующего, четвертого шага: занять наиболее выгодное (растянутое) положение для броска и резко затормозить скорость движения вперед, что позволяет быстрее и полноценнее выполнить финальное усилие.

Для этого метателю следует сделать этот шаг оптимально длинным, с постановкой на грунт напряженной левой ноги стопой слегка внутрь. Если следы стоп на всех шагах расположились по линии разбега, то стопа левой ноги на четвертом шаге ставится левее этой линии на 30-50 см. Это дает лучшую возможность для выполнения броска.

Эта часть техники метания гранаты начинается с момента прохождения телом вертикали, проведенной через стопу правой ноги еще до постановки на грунт левой в четвертом шаге. Таким образом, выход в исходное положение и фаза броска как бы наслаиваются друг на друга.


После окончания броска инерция движения метателя вперед еще довольно значительна, и надо уметь сдержать ее на кратчайшем отрезке (1-1,5 м). Это можно сделать, если метатель после выпуска снаряда совершит резкий переход с левой на правую ногу, слегка повернув ее носком влево, т.е. прибегнет к пятому, тормозящему шагу. В случае если перескок сделан вяло, правая нога не сдерживает напора и сгибается, а метатель неумело использует компенсаторные движения руками и левой ногой, торможения не получится. Метатель перейдет линию, бросок не будет засчитан.

Характерно, что начинающие метатели очень часто усиленно изучают технику разбега, броска и мало обращают внимания на торможение. В результате создается навык пробегания броска, который очень трудно поддается исправлению.

Применяемые средства

Методические указания

а) Краткий рассказ об истории и технике метания гранаты

Ознакомление со снарядом, местом для метаний, объяснение основных частей техники метания гранаты

б) Демонстрация техники метания гранаты

Технику показывать с места и с разбега с разной скоростью.

Использовать наглядные пособия

Применяемые средства

Методические указания

а) Научить держать гранату

Рассказать и продемонстрировать способы держания снаряда

б) И.п. - стойка ноги врозь.

Броски гранаты вниз и вперед за счет движения кисти.

То же, в шаге - левая впереди

Выполнять захлестывающее движение кистью. При правильном движении кистью граната ударяется дном о землю (лучше - песок)

Метание набивного мяча, ядра, гранаты из-за головы двумя руками, затем одной

Регулировать вес снарядов. Выполнять броски вначале только движением рук, затем сочетая пружинистые движения ног, туловища, рук

г) Стоя левым боком в направлении броска, вес тела на правой. Метание снаряда одной рукой, постепенно увеличивая амплитуду движений

Движение руки при броске должно быть локтем вперед, за которым следует кисть, заканчивающая бросок хлестообразным движением без опускания локтя

Применяемые средства

Методические указания

Последовательность выполнения: правая нога разгибается в тазобедренном и коленном суставах и, поворачиваясь бедром внутрь, проталкивает таз на напряженную левую; правая рука, поворачиваясь наружу, поднимает плечо вверх, левая движется локтем назад

в) Стоя левым боком в направлении метания: вес тела на согнутой правой ноге, повернутой носком вправо наружу, выпрямленная левая приподнята над землей - метание гранаты с места

г) Стоя левым боком в сторону метания (расстояние между стопами 70-90 см): правая нога под прямым углом к направлению метания, левая -40-45° (тяжесть тела на левой); правая рука с гранатой над плечом, левая перед грудью. Произвести замах рукой со снарядом назад и перенести вес тела на согнутую правую ногу, одновременно повернуть туловище направо. Выпрямляя правую ногу и поворачивая туловище влево, произвести бросок гранаты вперед-вверх

Применяемые средства

Методические указания

а) Стоя на левой, лицом в сторону метания, рука с гранатой над плечом, -имитация отведения гранаты на первых двух бросковых шагах в ходьбе и медленном беге

С шагом правой повернуть туловище вправо, правая рука полувыпрямлена, а левая согнута и выносится перед грудью. С шагом левой плавно полностью выпрямить правую руку

б) Из и.п. - левым боком в сторону метания, левая стопа повернута внутрь под углом 45°, тяжесть тела&nnbsp;на правой. Перенести вес тела на левую и, оставляя плечи сзади, сделать скрестный шаг правой, ставя ее на заранее начерченную линию. После этого возвратиться в и.п. То же, но с поднятой правой ногой скрестно перед левой, выполнить легкий прыжок с левой на правую

Скрестный шаг делать за счет акцентированного отталкивания левой ногой. Обращать внимание на то, что основное при выполнении скрестного шага - опередить ногами руку с гранатой, воздействуя на снаряд по возможно большему пути.

Следует помнить, что правильное выполнение скрестного шага во многом определяет конечный результат в метании гранаты

г) Метание гранаты с четырех бросковых шагов в ходьбе, а затем медленном беге

Следить, чтобы туловище на первых двух бросковых шагах было вертикально, а отведение гранаты проходило свободно, без замедления движения. На третьем (скрестном) шаге акцентированно свести бедра, затем активно выполнить финальное усилие

Применяемые средства

Методические указания

а) Пробегание предварительной части разбега и выполнение бросковых шагов с имитацией финального усилия

С учетом четырех бросковых шагов и пятого тормозящего определяется длина разбега в целом

б) Метание гранаты с укороченного (4-6 беговых шагов) разбега.

То же, но увеличивая длину и скорость предварительной части разбега постепенно, добавляя по 2 беговых шага

Добиваться точного попадания левой ногой на контрольную отметку.

Особое внимание обращать на безостановочный переход от разбега к броску. Следить за закреплением ритма бросковых шагов, а при его ухудшении уменьшить длину и скорость предварительной части разбега

в) Метание гранаты с полного разбега на технику и результат

Метание гранаты с разбега

Способ устранения

1. Опускание кисти метающей руки ниже оси плеч при отведении гранаты (мяча)

Отведение снаряда на месте и в движении. То же перед зеркалом, контролируя положение кисти и снаряда

Изменить положение головы (подбородок направлен в сторону метания), активно проталкиваться стопами вперед и разводить бедра в бросковых шагах

Выбор наилучшего сочетания скорости бега и прихода в финальное положение

4. Остановка перед броском

Временно уменьшить скорость разбега и начать бросок несколько раньше, чем постановка левой ноги

5. Бросок выполняется в основном только рукой

Повторные броски из правильного исходного положения, акцентировать внимание на активном выпрямлении ног, туловища и ускоряющемся повороте плечевого пояса в финальном усилии

6. Во время броска локоть опущен

Подталкивание локтя метателя во время легкого броска. При броске следить за движением локтя вверх-вперед (к уху)

7. Метатель при броске отклоняется влево

Повторное выполнение заключительного усилия без броска, с броском: левое плечо не опускать

8. Сгибание левой ноги в коленном суставе при выполнении финального усилия

Легкая атлетика. Метание гранаты

Впервые метание копья появилось на Олимпийских играх в Древней Греции и являлось составной частью пятиборья, в которое входили: бег на одну стадию, прыжок в длину, метание диска, копья и борьба. Копье метали с небольшого возвышения, причем копье держали при помощи петли из кожаного ремня, в которую метатель вставлял пальцы.

Нередко можно слышать, что легкоатлетические упражнения просты и доступны для выучивания. Это не так. Действительно, основой легкоатлетических упражнений служат ходьба, бег, прыжки и метания. Однако внимательное изучение техники этих движений в легкоатлетических видах указывает на то, что они доведены до высочайшей степени усовершенствования. В технике движений копьеметателя (и других метателей) существует много тончайших нюансов: в его разбеге, последних шагах и всех фазах согласования движений ног, туловища и рук.

Метания относятся к военно-прикладным умениям и навыкам. Они составляют важную часть подготовки школьников к службе в армии.

Разбег и подготовка к броску

Снаряд держится над плечом чуть выше уровня головы, причем локтевой сустав не должен быть ниже уровня плечевого, а угол между плечом и предплечьем должен быть более 90°. Такое положение метающей руки считается наиболее эффективным перед выполнением второй части разбега – подготовки к броску.

Разбег совершается равномерно ускоренно легким пружинистым шагом, при этом спортсмен контролирует положение снаряда и метающей руки. Длина разбега может колебаться и зависит от индивидуальных особенностей метателя. В метаниях малого мяча и гранаты – разбег до 20 м.

Разбег условно можно разделить на две части. Первая часть (6–8 шагов) разбега проводится с целью приобретения метателем первоначальной скорости, вторая (4–6 шагов) – подготовка к броску. Для сохранения скрестной работы ног и рук в разбеге спортсмен с шагом правой ноги выполняет незначительное движение назад кисти со снарядом.

Разбег до начала отведения снаряда выполняется на передней части стопы со слегка наклоненным вперед туловищем. Вторая часть разбега называется подготовкой к броску (финальному усилию) и выполняется бросковыми шагами с незначительным ускорением, активно отводя снаряд назад. Обычно начало отведения снаряда отмечается на дорожке разбега контрольной отметкой.

В практике существует несколько способов отведения снаряда в момент выполнения бросковых шагов, но все они направлены на обгон нижней частью тела (ноги) верхних. Это необходимо для увеличения пути приложения силы к снаряду – одного из основных факторов, влияющих на результат в метаниях. Школьники успешно осваивают отведение снаряда назад от плеча с одновременным поворотом плеча боком в направлении метания.

Однако при метаниях малого мяча и гранаты более эффективным является отведение снаряда от плеча вперед-вниз-назад. Отведение кисти со снарядом от плеча прямо назад облегчает сохранение общего прямолинейного продвижения метателя по разбегу. Отведение снаряда способом вперед-вниз-назад позволяет четче контролировать своевременность движений руки со снарядом относительно центра тяжести тела и является более динамичным замахом, что немаловажно для увеличения пути приложения силы к снаряду.

Стремясь к созданию высокой (но не максимальной) скорости в разбеге, не следует допускать излишнего напряжения мышц тела, в противном случае это приводит к нарушению необходимого контроля за своими действиями и создает дополнительные трудности для выполнения следующей, наиболее ответственной, части движения.

В исходном положении для броска ученик оказывается на слегка согнутой правой ноге, сохраняя положение с выведенным вперед тазом. Носок стопы правой ноги слегка развернут наружу, туловище повернуто левым боком по направлению к метанию, правая рука со снарядом отведена назад и в локтевом суставе прямая; левая рука, согнутая в локте, находится перед грудью, создавая натяжение мышц левой стороны туловища. В этот момент рука со снарядом и ось плеч составляют почти прямую линию, тяжесть тела находится в основном на правой ноге, левая нога внутренней стороной стопы касается грунта, прямая в коленном суставе.

Финальное усилие

Одновременно с движением тела метателя вперед-вверх левая рука начинает движение локтем назад ладонью наружу, способствуя продвижению вперед туловища. Необходимо контролировать положение руки со снарядом над плечом. Это способствует использованию крупных групп мышц всего тела в необходимом прямолинейном воздействии на снаряд в финальном усилии. При приближении локтя метающей руки к уху плечи закончили поворот в направлении метания и начинают резкое движение вперед. Метающая рука, проходя над плечом, выпрямляется в локтевом суставе. Прочно упираясь стопой левой ноги в грунт, метатель завершает движение туловища хлестообразным движением кисти со снарядом. Метатель по инерции поворачивается правым боком по направлению метания, тем самым увеличивая путь воздействия на снаряд.

Отклонение туловища метателя влево от направления метания, сгибание левой ноги в колене в момент выпуска снаряда – грубые ошибки, ведущие к уменьшению пути приложения силы к снаряду, а значит, к уменьшению начальной скорости вылета снаряда. Движение тела вперед после выпуска снаряда гасится перескоком с левой ноги на правую с поворотом ее под углом примерно 45° и сгибанием в коленном суставе с тем, чтобы не пересечь линию, ограничивающую коридор для разбега метателя.

Методика и последовательность обучения

Главными составляющими основ техники являются правильное выполнение хлестообразного движения рукой и последовательность работы звеньев тела, позволяющие использовать усилия всего опорно-двигательного аппарата. Из-за различной физической подготовленности школьников при обучении метанию могут возникать некоторые сложности, которые необходимо учитывать при планировании работы с классом.

Начинать обучение лучше всего с метания больших по размеру, но не тяжелых мячей, позволяющих правильно выполнить заданное упражнение. Положение кисти при держании относительно большого мяча позволяет ребятам лучше его чувствовать. С первых уроков обращайте внимание на четкую организацию занятий, добиваясь необходимой дисциплины. Дети очень эмоциональны и, испытывая желание лучше, быстрее, дальше бросить мяч, поймать его, выбегают со своих мест, мешают одноклассникам. Учитывайте и то, что однообразные упражнения детям быстро надоедают, поэтому дозировку упражнений ограничивайте до 6–10 повторений. Большинство упражнений в бросках, ловле мячей лучше всего выполнять в парах. Это способствует воспитанию взаимной координации движений, значительно повышает интерес к занятиям. Следите за удобным и рациональным размещением занимающихся на площадке на достаточном расстоянии друг от друга. После того как одно упражнение будет освоено, переходите к изучению следующего, постоянно совершенствуя предыдущее.

Упражнения для тренировки

1. Броски и ловля мяча.

2. Метание мяча из-за головы, стоя лицом по направлению метания, левая нога (при метании правой рукой) впереди на всей ступне, правая сзади на носке, правая рука впереди, мяч на уровне головы. Из этого положения перенести вес тела на правую ногу (правую ногу на всю ступню), одновременно отвести правую руку назад за голову и слегка отклонить туловище назад (замах). Затем, перенося вес тела на левую ногу, выпрямиться и резким движением руки вперед-вверх (под углом около 45°) бросить мяч.

3. То же, что и 2, но другой рукой.

4. Метание мяча с места по горизонтальной мишени.

И.п.: встать левым боком (при метании правой рукой) по направлению метания, ноги на ширине плеч, левая нога на носке (в сторону метания), правая рука с мячом вверху, смотреть на мишень, находящуюся в 3–4 м. Из этого положения перенести вес тела на левую ногу (правую на носок), туловище повернуть влево по направлению метания, правую руку слегка согнуть (замах). Затем в темпе энергичным движением бросить мяч в цель. Чтобы сохранить устойчивое положение, ноги слегка сгибаются, а туловище наклоняется вперед-влево.

5. То же, что и упражнение № 4, но другой рукой.

6. Метание мяча из-за головы, стоя лицом по направлению метания, в цель (щит 1ґ1 м), расположенную на высоте 2 м, с расстояния 2 м (упражнение, развивающее координацию и точность движения, глазомер).

7. То же, что и упражнение № 6, но с постепенным увеличением расстояния до 4–6 м.

8. Метание мяча из-за головы, стоя боком по направлению метания.

И.п.: встать левым боком (при метании правой рукой) по направлению метания, ноги на ширине плеч, вес тела на обеих ногах, правая рука с мячом на уровне головы. Из этого положения согнуть правую ногу, левую на носок, отвести правую руку вправо-назад и отклонить туловище вправо. Затем быстрым движением разогнуть правую ногу и перенести вес тела на левую, одновременно повернуть туловище влево и энергичным движением кисти бросить мяч под углом около 45°.

9. Метание мяча через веревку, натянутую на высоте 2–3 м.

10. То же, что и упражнение № 9, но другой рукой.

11. Метание мяча, стоя боком к цели, расположенной на высоте 2–2,5 м, с расстояния 3–3,5 м.

12. Метание мяча. Обращать внимание учеников на правильное отведение руки и сгибание ноги перед броском.

13. Метание мяча. Обращать внимание на поворот туловища во время броска и заключительное движение рукой.

14. Метание мяча в цель (щит 1ґ1 м) с постепенным увеличением расстояния до 6–8 м.

15. Метание мяча и других легких предметов с места на дальность.

16. Метание мяча с места с минимальных расстояний в цель, расположенную на высоте 3 м; цель – щит с концентрическими кругами, диаметры кругов – 20, 40, 60, 80, 100 см.

17. То же, что и упражнение № 16, но с постепенным увеличением расстояния от цели до 8–10 м.

18. Метание мяча и других легких предметов через веревки, волейбольные сетки, щиты, расположенные на высоте 3–4 м.

19. Метание мяча изученными способами на дальность.

20. Метание мяча по горизонтальной цели шириной 2 м с расстояния до 12 м.

Упражнения в метании можно усложнить, выполняя их из различных положений (сидя, с колена, с шага, с разбега, из-за укрытия).

При метании в цель желательно иметь как можно больше мишеней (целей). Лучше всего, если они будут расположены в одну линию. Для проведения метания класс разбивается на группы по числу имеющихся мишеней.

Факторы, влияющие на результат в метаниях

От чего зависит дальность полета снаряда в метаниях?

Во-первых, от начальной скорости вылета снаряда, которую ему задает спортсмен и которая зависит от пути приложения силы к снаряду и скорости прохождения этого пути. Чем больше путь активного воздействия спортсменом на снаряд и чем меньше понадобится времени для преодоления этого пути, тем выше начальная скорость вылета снаряда и выше результат.

Во-вторых, от угла вылета снаряда. Анализ кинограмм сильнейших метателей копья показывает, что оптимальным является угол в 40°. Чем дальше может метнуть снаряд спортсмен (а значит, создать снаряду высокую начальную скорость вылета), тем ближе к оптимальному должен быть угол вылета снаряда. В-третьих, на дальность полета влияет сопротивление воздушной среды, которое зависит от площади поперечного сечения снаряда, находящегося в полете. Например, если спортсмен может метнуть снаряд только на 30 м, а придает снаряду угол вылета, который необходим при броске на 90 м, то снаряд, выпущенный метателем и имеющий малую начальную скорость вылета, испытывает большое сопротивление воздуха. Снаряд, выпущенный под необходимым к горизонту углом, опирается на подъемные, более плотные слои воздуха под ним, что дает ему возможность планировать.

В-четвертых, от начальной точки вылета снаряда. При всех прочих равных возможностях лучший результат будет у того метателя, у которого наивысшая точка вылета снаряда.

Совершенствование техники

Мы считаем важным добавить в финальное усилие резкий выдох, который, по нашему мнению, многократно увеличит силу броска и скорость полета (как в восточных единоборствах в момент удара или броска). Большинство специалистов сходятся в одном: важен ритм и свобода в движениях.

Главным средством в совершенствовании техники метания предметов является повторное выполнение упражнения. Под упражнением в данном случае надо понимать как целостное выполнение движений при метании предметов и вспомогательных снарядов, так и комплекс специальных и имитационных упражнений, помогающих создать правильные мышечные ощущения. С этой целью рекомендуем выполнять имитационные упражнения со снарядами и без них. При этом на замах делать вдох через нос, а на финальное усилие – выдох через рот, как в восточных единоборствах.

Специальные бросковые упражнения

1. Ноги на ширине плеч, мяч за головой. Бросок выполняется вперед-вверх в цель при пружинистой работе ног, разгибанием туловища и захлестом предплечьями и кистями.

2. То же из и.п. стоя в шаге.

3. Тот же бросок с постановкой левой ноги на грунт из и.п. стоя на слегка согнутой правой ноге, мяч за головой.

4. Метание тяжелых снарядов с трех шагов.

5. Стоя в шаге, в руках блин от штанги. Выполнить замах вправо-вниз-назад, занять положение натянутого лука.

6. Стоя в шаге, в правой руке гантель или предмет (весом 1–2 кг). Выполнить замах вперед-вниз-назад, обращая внимание на поворотное движение правого бедра влево.

7. Стоя в шаге, в правой руке ядро (предмет 1–2 кг). Выполнить замах и метнуть его в цель.

8. Метание тяжелых снарядов с трех шагов и с подбега.

9. Дыхательная гимнастика – диафрагмальное дыхание без задействования межреберных мышц.

С ростом спортивного мастерства количество имитационных упражнений, направленных на отработку отдельных элементов техники, значительно сокращается. Следовательно, увеличивается число упражнений целостного характера, выполняемых в движении с соревновательной скоростью.

Места для проведения соревнований

Разбег совершается в коридоре шириной 4 м, длиной не менее 30 м, ограниченном по бокам линией белого цвета. Окончание разбега в метаниях мяча ограничивается криволинейной планкой или линией белого цвета шириной 7 см, вычерченной в виде круга радиусом 8 м.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Читайте также: