Особенности духовной жизни россии в конце 20 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Культура –это все, что сделано человеком, его умом, руками. Культура – это результат человеческой деятельности, форма ее осуществления. Содержание культуры - это материальные и духовные ценности, которые создаются человеком.

В культурной сфере отражаются те процессы, которые происходят в различных сферах общества. Конец 20 – начало 21 вв. – эпоха реформ: перестройка, либеральные реформы. Немецкий философ Гегель говорил, что сова Миневры вылетает ночью. Посмотрим, как политические, социально-экономические процессы, отразились в общественном сознании.

А. Д. Сахаров – физик, известный диссидент, отстаивающий права человека. Был за свои взгляды при советской власти сослан в г. Горький, ныне Н. Новгород. В годы перестройки выступал за прекращение войны в Афганистане, поднимал тему нарушения прав человека. Считал, что главная ценность – это сам человек.

А. И. Солженицын – физик, писатель, диссидент. В своих произведениях остро поднимал вопрос о нарушении прав человека в СССР, показывал античеловеческую сущность тоталитарного режима. В то же время считал, что советские лагеря могут закалить человека духовно. За антисоветские взгляды был выслан из СССР, проживал в США, а затем вернулся на Родину.

Д. С. Лихачев – еще один яркий представитель русской интеллигенции конца двадцатого века. Известный ученый, филолог, литературовед, изучавший историю русской литературы, внесший огромный вклад в ее понимание. Д. С. Лихачев очень многое сделал для развития русской культуры. Известен Д. С. Лихачев как защитник музеев, музейного дела, без которого невозможно сохранение и развитие национальных культур. Лихачев был убежден, что настоящим интеллигентом можно назвать такого человека, который живет по совести.

Вывод: Д. С. Лихачев, А. И. Солженицын, А. Д. Сахаров внесли огромный вклад в развитие русской культуры, развивая тренды гуманости, сострадательности, служения, которые и составляют сущность русской культуры.




Культурная революция также выразилось и в религиозном ренессансе – возрождение религии. На прилавках книжных магазинов стала появляться религиозная литература, в российской архитектуре стали появляться культовые, религиозные сооружения – мечети, буддистские и христианские храмы. Религиозный ренессанс затронул и Волгоград: в 2005 году был построен Храм всех Святых на Мамаевом кургане. Особую популярность на ниве религиозного просвещения снискал отец Александр Мень (1935 – 1990 гг.).

Таким образом, культурную революцию нельзя оценивать однозначно. В ней были как позитивные, так и негативные моменты. Революция в духовной сфере, процесс замены одних ценностей другими был неизбежен, так как коренная ломка происходила не только в сфере культуры, но и в социальной, политической, экономических сферах. Неоднозначность последствий культурной революции объясняется неоднозначным характером проведения реформ в 80-90-ые гг. двадцатого века, их неоднозначными, а зачастую негативными последствиями.

Следует также отметить, что литература в частности, как и искусство вообще, является отражением жизни, бытия. Поэтому все те негативные процессы, которые были вызваны перестройкой, либеральными реформами как раз и отражала российская литература.

Еще В.И. Ленин отметил силу большого воздействия кинематографа на общественное сознание, на сознание людей. Он сказал, что из всех искусств важнейшим для нас является кино.

Благодаря либеральным реформам, их последствиям, в 90-ые годы не только произошло резкое снижение качества и количества кинопродукции, но и исчезла целая отрасль российской культуры – кинотеатры. На функционирование кинотеатров выделялось незначительное количество финансовых средств, в результате чего количество кинотеатров резко сокращалось по стране: их закрывали. На их месте – магазины, культувые места для служения сектантских месс.

Таким образом, развитие культуры на рубеже веков нельзя оценивать однозначно. С одной стороны гласность, свобода слова разнообразили нашу духовную жизнь, открыли новые имена в сфере литературы, музыки.

Начался религиозный ренессанс. Россияне могли обратиться к Богу, строить храмы, мечети, не боясь преследований со стороны властей.

Вопросы и задания:

1. Что такое интеллигенция? Каких видных культурных деятелей можно отнести к ее представителям? Почему?

2. Какой вклад внесла интеллигенция в развитие современной отечественной культуры?

3. Какие направления в современной литературе можно выделить? Кто ее представители? Что общего и что различного между этими направлениями?

4. В чем состояла сущность культурной революции? Как она связана с религиозным ренессансом?

5. Какие факты позволяют говорить о возрождение отечественного кинематографа в 90-ых годах двадцатого века?

6. Как перестроечные и постперестроечные процессы отразились в современной музыке?

7. Можно ли Ю. Ю. Шевчука отнести к современной интеллигенции? Свое мнение обоснуйте.

8. Оцените развитие современной отечественной культуры в конце двадцатого – начале двадцать первого веков.

1. Российская интеллигенция и ее вклад в развитие отечественной культуры.

2. Культурная революция и литература на рубеже веков.

3. Современный кинематограф и музыка.

Культура –это все, что сделано человеком, его умом, руками. Культура – это результат человеческой деятельности, форма ее осуществления. Содержание культуры - это материальные и духовные ценности, которые создаются человеком.

В культурной сфере отражаются те процессы, которые происходят в различных сферах общества. Конец 20 – начало 21 вв. – эпоха реформ: перестройка, либеральные реформы. Немецкий философ Гегель говорил, что сова Миневры вылетает ночью. Посмотрим, как политические, социально-экономические процессы, отразились в общественном сознании.

А. Д. Сахаров – физик, известный диссидент, отстаивающий права человека. Был за свои взгляды при советской власти сослан в г. Горький, ныне Н. Новгород. В годы перестройки выступал за прекращение войны в Афганистане, поднимал тему нарушения прав человека. Считал, что главная ценность – это сам человек.

А. И. Солженицын – физик, писатель, диссидент. В своих произведениях остро поднимал вопрос о нарушении прав человека в СССР, показывал античеловеческую сущность тоталитарного режима. В то же время считал, что советские лагеря могут закалить человека духовно. За антисоветские взгляды был выслан из СССР, проживал в США, а затем вернулся на Родину.

Д. С. Лихачев – еще один яркий представитель русской интеллигенции конца двадцатого века. Известный ученый, филолог, литературовед, изучавший историю русской литературы, внесший огромный вклад в ее понимание. Д. С. Лихачев очень многое сделал для развития русской культуры. Известен Д. С. Лихачев как защитник музеев, музейного дела, без которого невозможно сохранение и развитие национальных культур. Лихачев был убежден, что настоящим интеллигентом можно назвать такого человека, который живет по совести.

Вывод: Д. С. Лихачев, А. И. Солженицын, А. Д. Сахаров внесли огромный вклад в развитие русской культуры, развивая тренды гуманости, сострадательности, служения, которые и составляют сущность русской культуры.

Культурная революция также выразилось и в религиозном ренессансе – возрождение религии. На прилавках книжных магазинов стала появляться религиозная литература, в российской архитектуре стали появляться культовые, религиозные сооружения – мечети, буддистские и христианские храмы. Религиозный ренессанс затронул и Волгоград: в 2005 году был построен Храм всех Святых на Мамаевом кургане. Особую популярность на ниве религиозного просвещения снискал отец Александр Мень (1935 – 1990 гг.).

Таким образом, культурную революцию нельзя оценивать однозначно. В ней были как позитивные, так и негативные моменты. Революция в духовной сфере, процесс замены одних ценностей другими был неизбежен, так как коренная ломка происходила не только в сфере культуры, но и в социальной, политической, экономических сферах. Неоднозначность последствий культурной революции объясняется неоднозначным характером проведения реформ в 80-90-ые гг. двадцатого века, их неоднозначными, а зачастую негативными последствиями.

Следует также отметить, что литература в частности, как и искусство вообще, является отражением жизни, бытия. Поэтому все те негативные процессы, которые были вызваны перестройкой, либеральными реформами как раз и отражала российская литература.

Еще В.И. Ленин отметил силу большого воздействия кинематографа на общественное сознание, на сознание людей. Он сказал, что из всех искусств важнейшим для нас является кино.

Благодаря либеральным реформам, их последствиям, в 90-ые годы не только произошло резкое снижение качества и количества кинопродукции, но и исчезла целая отрасль российской культуры – кинотеатры. На функционирование кинотеатров выделялось незначительное количество финансовых средств, в результате чего количество кинотеатров резко сокращалось по стране: их закрывали. На их месте – магазины, культувые места для служения сектантских месс.

Таким образом, развитие культуры на рубеже веков нельзя оценивать однозначно. С одной стороны гласность, свобода слова разнообразили нашу духовную жизнь, открыли новые имена в сфере литературы, музыки.

Начался религиозный ренессанс. Россияне могли обратиться к Богу, строить храмы, мечети, не боясь преследований со стороны властей.

Вопросы и задания:

1. Что такое интеллигенция? Каких видных культурных деятелей можно отнести к ее представителям? Почему?

2. Какой вклад внесла интеллигенция в развитие современной отечественной культуры?

3. Какие направления в современной литературе можно выделить? Кто ее представители? Что общего и что различного между этими направлениями?

4. В чем состояла сущность культурной революции? Как она связана с религиозным ренессансом?

5. Какие факты позволяют говорить о возрождение отечественного кинематографа в 90-ых годах двадцатого века?

6. Как перестроечные и постперестроечные процессы отразились в современной музыке?

7. Можно ли Ю. Ю. Шевчука отнести к современной интеллигенции? Свое мнение обоснуйте.

8. Оцените развитие современной отечественной культуры в конце двадцатого – начале двадцать первого веков.


В уроке рассматриваются условия развития культуры в 1990-е годы. Отражение нового периода в истории государства на литературе, кинематографе и музыкальном искусстве.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Духовная жизнь России в конце XX века"

В 1990-е годы происходило становление нового государства, с новыми демократическими ценностями. В первую очередь все проблемы этого этапа отразились на культуре России. В ходе урока вы узнаете об условиях развития культуры, литературе, кинематографе и музыкальном искусстве.

Условия развития культуры. Развал Советского Союза, стремление к демократии, изменение положения нового государства на мировой арене в значительной степени отразились на культуре.

Для неё было характерным:

значительное уменьшение государственных затрат;

открытость мировой культуре;

зависимость от спонсорской помощи;

снижение культурного уровня населения России.

Это все было вполне закономерным при сложившейся в государстве обстановке и переходе к рыночным отношениям. В стране изменились настроения граждан, они не знали, что будет дальше.


С исчезновением СССР произошло открытие границ между культурными пространствами России и Запада. Население нового государства приобщилось к мировым культурным тенденциям, отчасти поэтому началось падение нравов.

Из-за повышения автономности учреждений культуры ухудшилось материальное положение их работников. Однако, несмотря на все сложности, российская культура продолжала развиваться и демонстрировать миру свои достижения.


Давайте рассмотрим, какие изменения наступили в разных областях культуры.

Литература. В 1990-е годы среди писателей старшего поколения наметился творческий кризис. Им было сложно адаптироваться к новой реальности. Темы, которые они выбирали раньше, перестали быть актуальными. Поэтому многие из писателей перешли в жанр публицистики. Так как она давала возможность критически переосмыслить происходящее и поделиться своими выводами с читателями.


Публиковали статьи Александра Солженицына, Леонида Бородина, Василия Белова.

Художественные произведения также были наполнены растерянностью авторов, их непониманием смысла происходящего, ностальгией по ушедшим временам.




Популярными в девяностые были детективные романы. Одним из самых читаемых авторов стал Григорий Чхартишвили, известный как Борис Акунин. В 1998 году вышел его первый роман о необыкновенном сыщике Эрасте Фандорине. Кроме того, Чхартишвили писал множество статей как учёный-японист.


Кинематограф. Из-за финансового кризиса в девяностые годы 20 века в России значительно сократилось производство кинофильмов. На рынке преобладали в основном иностранные киноленты. В кинематографе становилась популярной криминальная тематика.

Несмотря на сложности, были созданы фильмы, популярные до сих пор. Интересными обществу становились работы молодого поколения режиссёров. Давайте рассмотрим наиболее известные из них.




Музыка. Тревогу многих культурных деятелей вызвал отъезд заграницу крупных российских музыкантов. Вернувшись, они продолжили творческую деятельность, оказывали помощь молодому поколению. Среди таких музыкантов можно выделить Мстислава Ростроповича и его супругу Галину Вишневскую, Владимира Спивакова.


Международную известность получил Российский национальный оркестр, созданный в 1990 году. Он не получал государственного финансирования. Для поддержки оркестра организовали Попечительский совет.

В оперных и балетных театрах происходило обновление репертуара.

Настоящим новшеством стали концерты классической музыки, которые проводились на открытых площадках. Первый из них провели в 1992 году на Красной площади. В 1999 году двести известных мировых музыкантов выступили с программой на Красной площади. Этот концерт оркестра мира занесён в Книгу рекордов Гиннеса.


Популярными в 1990-е годы стали такие оперные исполнители как Дмитрий Хворостовский и Ольга Бородина. Артисты балета – Андрис Лиепа, Николай Цискаридзе.

Важной чертой стало формирование молодёжной музыки. В России появились первые музыкальные коммерческие радиостанции – Максимум, Европа плюс, Русское радио.


Культура России в 1990-е годы развивалась в сложных условиях формирования нового государства.

Писатели старшего поколения обратились к публицистике.

Молодые авторы писали о представителях нового общества.

В кинематографе была популярной криминальная тематика. Внимание уделялось освещению Афганской и Чеченской войн.

Духовная жизнь России в последнее десятилетие XX в.

1.Исторические условия развития культуры.

2.Литература.

3.Кинематограф.

6.Изобразительное искусство.

8.Традиционные религии в современной России.

Исторические условия развития культуры.

В идеях и образах российской культуры, особенностях духовной жизни народа отразилась эпоха — распад СССР и движение к демократии, смена моделей общественного развития и разрыв традиционных связей с мастерами культуры бывших союзных республик, противостояние ветвей власти в 1993 г. и изменение положения России в мире. Культура по-своему реагировала на провозглашенную творческую свободу и резкое сокращение государственных затрат на развитие учреждений культуры, открытость мировому культурному процессу и снижение общекультурного уровня населения, снятие цензурных ограничений и возросшую материальную зависимость от владельцев капитала.

С 30-х гг. в СССР официально признавался только метод социалистического реализма. Однако в конце 80-х гг. социалистический реализм подвергся критике, многие деятели культуры обратились к авангардному искусству (концептуализм, постмодернизм, неоавангардизм). Искусство авангарда обращено к элите, узкому кругу знатоков и ценителей. Вместе с тем в 90-е гг. признание в России и за рубежом получили произведения литературы и искусства, созданные в традиционном реалистическом ключе.
Открытие Запада не ограничилось знакомством с лучшими сторонами его культуры. В страну из-за рубежа хлынул поток низкопробных поделок, внесших свой вклад в падение нравов и рост преступности.

Литература. Писателям старшего поколения в новых условиях пришлось нелегко. Творчество многих из них было отмечено чертами кризиса.

Иные представления, жанры, художественные приемы отличают литературу, создаваемую новым поколением писателей. В 90-е гг. внимание читателей привлекли произведения ранее неизвестных или малоизвестных писателей В. Пелевина, А. Дмитриева, Ю. Буйды, А. Сорокина, Т. Толстой, А. Слаповского, Ю. Полякова и др.

Противоречия общественного развития оказали влияние и на музыкальную жизнь России. Тревожным явлением начала 90-х гг. стал отъезд за рубеж крупных деятелей отечественного музыкального искусства. С середины 90-х гг. многие из них, не теряя интенсивных творческих контактов с зарубежными театрами и оркестрами, возглавили ведущие российские творческие коллективы (В. Федосеев, В. Темирканов, В. Спиваков и др.). Международную известность и популярность приобрели Российский национальный оркестр, созданный выдающимся пианистом М. Плетневым, петербургский Мариинский театр, возглавляемый В. Гергиевым.

Произошло серьезное обновление репертуара крупнейших оперных и балетных театров страны, осуществивших новые постановки музыкальной классики XX в. Расширился репертуар ведущих российских оркестров. Они познакомили слушателей с произведениями А. Шнитке, С. Губайдуллиной, В. Артемова, Э. Денисова и других композиторов.
Заметными явлениями культурной жизни были концерты классической музыки на больших открытых площадках (первый в России концерт такого рода состоялся на Красной площади в 1992 г.). В. Гергиев в 1999 г. организовал концерт Оркестра Мира на Красной площади, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса: около двухсот крупнейших музыкантов мира выступили с программой шедевров классической музыки.

Много нового произошло в 90-е гг. в российской театральной жизни. Ушли в прошлое характерные для советского театра порядки: необходимость утверждать репертуарные планы и исполнителей, эзопов язык, приучивший и зрителей, и артистов искать скрытый смысл, двойное дно в каждой фразе и реплике. На первое место вышли художественные проблемы: режиссерские решения, яркость образов, способы их воплощения.

Широкое распространение получили коммерческие постановки, сезонные спектакли с популярными артистами, спектакли-антрепризы. Появились и балаганные театры с характерным репертуаром.

Изобразительное искусство.

В российской живописи 90-х гг. развивались самые различные направления. Присущие советской эпохе картины социальной проблематики уступили место как абстракционистским, так и реалистическим живописным полотнам, пейзажам и натюрмортам. Возродилась утраченная в годы революции практика заказной живописи, когда жанровые картины создавались по заказу богатых клиентов и государства.

Портретное искусство представлено творчеством как известных мастеров (А. Шилов и др.), так и молодых талантливых художников (Никас Сафронов и др.).
Героями произведений стали исторические персонажи, прежде критически оценивавшиеся в исторической литературе (серия картин и памятников, посвященных Николаю II и царской семье, П. А. Столыпину, генералам белой армии).

Получило развитие монументальное искусство. Президент Российской академии художеств 3. Церетели стал автором Мемориального комплекса на Поклонной горе и памятника Петру I в Москве.

Открылись художественные галереи, основой которых стали коллекции живописи, переданные крупнейшими мастерами в дар Москве и другим городам страны. Впервые за многие годы появились частные художественные галереи (галерея М. Гельмана и др.).

Возрождены традиции российского меценатства. На Родину вернулись художественные ценности, утраченные в годы революции и Великой Отечественной войны, в том числе фрагменты Янтарной комнаты из Екатерининского дворца в Царском Селе под Петербургом.

Серия художественных выставок ведущих музеев России была организована в США, крупнейших европейских странах.

Второе рождение переживает русское иконописное искусство. Росписи восстановленных в 90-е гг. храмов выполнены лучшими мастерами страны.


Средства массовой информации.

Радикальные перемены произошли в 90-е i г. в средствах массовой информации. Появились сотни новых газет и журналов.
Отечественные радиостанции, вещавшие до 90-х гг. лишь в УКВ-диапазоне, вышли на международные стандарты диапазона FM. Появились первые коммерческие радиостанции.

Реальности XXI в. — века информационного общества — воплотились в развитии в России современных средств массовой коммуникации. Глобальной сетью Интернет в конце 90-х гг. пользовались около 4 млн. человек. Появились Интернет-кафе, позволившие пользоваться Интернетом тем, кто не имеет возможности приобрести персональный компьютер.

Традиционные религии в современной России.

Кризис коммунистической идеологии на рубеже 80 — 90-х п. вызвал бурный всплеск религиозных настроений в российском обществе. К середине 90-х гг., по данным опросов, до 34% взрослого населения страны считали себя верующими, а еще 35% колебались между верой и неверием.
Началось возрождение традиционных для России религий — православия, ислама, буддизма, иудаизма. По всей стране развернулось восстановление и строительство храмов, мечетей, синагог, дацанов. В Москве всего за пять лет был восстановлен храм Христа Спасителя, построенный в XIX в. на деньги миллионов простых людей в память о великой победе в Отечественной войне 1812 г. Он стал символом духовного возрождения России. Большим спросом пользовалась религиозная литература, издававшаяся большими тиражами.

Возобновились массовые паломничества православных христиан и иудеев в Иерусалим, мусульман в Мекку.

Приобщение миллионов людей к религиозным ценностям происходило непросто. В Россию активно проникают опасные для психики и здоровья людей секты и течения. Их нередко называют тоталитарными за использование запрещенных приемов воздействия на людей, калечащих их морально и физически.

Таким образом, развитие отечественной культуры в 90-е и было противоречивым. Плодотворные перемены сочетались с трудностями и проблемами.
Новое здание в Москве

Из конституции Российской Федерации (1993 г.)

Статья 13.
В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание соци-альной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 14.
Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

' 'Вопросы и задания:

1. Какие факторы повлияли на развитие культуры в 90-е гг.?

2. Назовите особенности в развитии музыкальной культуры 90-х гг. Какие из них вы считаете наиболее важными?

3. Дайте характеристику развития отечественной литературы 90-х гг.

4. Какие тенденции проявились в развитии живописи России в 90-е гг.?

5. Проанализируйте одно из произведений литературы и искусства, созданных в 90-е гг. Чем оно интересно лично вам?!

6. Что принципиально нового появилось в 90-е гг. в развитии средств массовой информации? Какое влияние на общественные процессы имели эти новшества?

Расширяем словарный запас:


История России, XX — начало XXI века : Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2003

История за 9 класс бесплатно скачать, планы конспектов уроков, готовимся к школе онлайн

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

В обществе первой половины 1990-х гг.
широко распространились настроения
разочарования, исчезла уверенность
в завтрашнем дне, появилось чувство
незащищенности, стремительно росло
социальное расслоение общества и уровень
бытовой и социальной напряженности.
Размывались представления о социально
допустимых нормах поведения. В языке
быстро укоренились многочисленные
англоязычные заимствования
и привнесенные из словаря маргинальных
социальных групп слова и понятия.

После
развала
СССР,
появилась
возможность свободного развития
культуры, но практически полностью
прекратилось
финансирование
культуры в стране. Место советской
культуры заняли потоки низкой
западной культуры, под действием
которой
произошло
падение
нравственности и культуры в стране.

5. Новые герои 90-х.

6. Телевидение

7. Сериалы

8. Кино

9. Экранизации классиков

11. Режиссеры

16. История

17. Возрождение культурных традиций

20. Музеи - заповедники

21. Выступления фольклорно-этнографических ансамблей

22. Наука и образование

В
начале 1990-х гг. резко сократились
объемы финансирования отечественной
науки. Многие ученые, особенно
естественно - научных и инженерных
специальностей, уехали работать за
рубеж.

В
начале текущего десятилетия объемы
государственных вложений в науку
и образование постепенно стали расти.
Важным приоритетом - развитие
инновационных отраслей и соединения
науки с производством через систему
технопарков, новых наукоградов.

24. Проблемы образования

вариативность образования,
качество государственных
образовательных стандартов,
введение ЕГЭ в средней школе,
переход на двухступенчатую
систему высшего образования,
распределение средств
поддержки высшей школы
в соответствии с рейтингом вузов,
устойчивый рост платного сектора
образовательных услуг.

Активно
развивалось
ИЗО,
архитектура.
Признанными мастерами здесь были художники
Н.Сафронов, А.Шилов, скульптор З.Церетели и др.
Никас Сафронов
З.Церетели

29. Театр

После развала СССР, за границу уехали
многие
деятели
музыки.
Большой
популярностью в стране пользовался
ансамбль Мариинского театра во главе с
В. Гергиевым, артисты балета Н.
Цискаридзе,
А. Волочкова и др.

31. Театральное искусство

32. Перформансы (от англ. performance — представление)

33. Граффити

Писателям в новых условиях стало нелегко.
Литература 90-х, наполнена растерянностью,
разочарованием,
ностальгическими
настроениями. Они появляются в творчестве
Солженицына, Викулова, Распутина и др.
А.Солженицын

35. Литература

Виктория
Самойловна
Токарева
(1937)
Серге́й Дона́тович
Довла́тов
(1941—1990)
Детектив и фантастика
Бори́с Аку́нин
настоящее имя
Григо́рий Ша́лвович
Чхартишви́ли
(род. 1956 года,)
Алекса́ндра
Мари́нина
настоящее
имя —
Мари́на
Анато́льевна
Алексе́ева
(род. 1957)

36. Ви́ктор Оле́гович Пеле́вин

37. Журналы

38. Музыка

44. Постмодерн

45. Неформалы

Крах коммунизма привел к возрождению религии в России.
Кроме православия и ислама, активизировались буддизм,
иудаизм. Были восстановлены тысячи храмов и мечетей,
построены сотни новых, в частности в Москве
восстановлен взорванный в 30-е годы Храм Христа
Спасителя.
Патриарх Московский и
всея Руси Алексий II
Председатель
совета
муфтиев
России
Р.

Читайте также: