Проза 1970 1990 х годов кратко

Обновлено: 07.07.2024


Выполнил ученик
11 классаВасильчук Дима
Проверила Чистикова Л.А.

Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

Связанные рефераты

Афганистан 70-90 г.

. К концу 70-х годов Афганистан по уровню экономического развития занимал 108 место среди.

7 Стр. 140 Просмотры

Презентация лит ра 70 90

. Литература 70-90 г. xx века. Стремление художественно запечатлеть всё.

Поэзия 70-х - 90-х годов

. ЛИТЕРАТУРА 70 90- ГОДОВ ПОЭЗИЯ 7090-х ГОДОВ.

107 Стр. 2 Просмотры

Шифры народовольцев 70-х и подполья 90-х годов

. В XIX - начале ХХ века в России, помимо государственных ведомств, шифрование активно использовали различные.

методички СССР в 60 е 70 е 80 е 90 е

. 1982 г. средний возраст высшего руководства перешагнул 70-летний рубеж. Значительно усилился.

Литература 1970-1990-х годов

Тема 8. Литература 1970-1990-х годов

Особенности развития литературы. Три периода: советский ( застойный, до 1985 г.), перестроечный (1985-1991), постсоветский (с 1992 г.). Общественно-политические изменения. Ужесточение цензуры в начале 1970-х гг. Нетрадиционность, непохожесть на предшествующие этапы развития художественного слова. Определяющий фактор литературного процесса с 1970-х годов – не смена литературных направлений, течений, школ и т.п., а эволюция творческого сознания художника.

1970-е гг

Деревенская проза Жанровое и стилевое богатство доперестроечной прозы

Городская проза

Многогранность, богатство городской темы в произведениях С.Довлатова,

Военная проза

Со страниц военной прозы 1970-х гг. исчезают военные реалии – все меньше описываются сражения, большее внимание –внутренним психологическим коллизиям. Одно из лучших произведений этих лет - “Сашка” (1979) Вячеслава Кондратьева. В центре повествования не повороты военной судьбы героя, а перипетии его внутренних переживаний. Тяжелые последствия войны описывает Валентин Распутин в повести “Живи и помни” (1974). Исследование трагической триады: любовь – долг – смерть в произведениях Бориса Васильева “А зори здесь тихие” (1969), Григория Бакланова “Навеки девятнадцатилетние” (1979).

Эволюция современной военной прозы на примере творчества Василя Быкова

Мирные, но трагические будни армии (о дедовщине) в книге Ю.Полякова

Историческая проза

Жанры исторической прозы тесно связаны с общественно-политической ситуацией того времени и продолжали традицию мирового искусства. Возрастание интереса к минувшему связано с актуализацией проблемы исторической памяти в общественном сознании. Особенность осмысления историческим тем и сюжетов в новейшей прозе является интерес писателей к вечным нравственным вопросам (проблемы жизни и смерти, совести и долга, любви и ненависти) характерный для всей современной литературы.

Исследование переломных эпох отечественной истории

Обращение к исторической тематике известных писателей Василия Шукшина

Особое место в исторической прозе 1970-1990-х гг

ГУЛАГ в современной прозе.

Научная проза

Поэзия 1970-1990-х годов Последняя треть XX столетия называют

Концепт – это мертвая или отмирающая (в представлении поэта) идея

Второе наступление видеопоэзии – волна авангардизма 1910-1920-гг

Конец 1950-х гг

Очерки жизни и творчества

1987 г. - присуждение И.Бродскому Нобелевской премии

Драматургия 1970-1990-х

1970-е гг

Очерки жизни и творчества

Александр Вампилов (1937-1972)

Постмодернизм

Пратекст русского постмодернизма –поэма Вениамина Ерофеева

Литературу 1970 – 1990-х годов невозможно представить себе без произведений на исторические темы. Жанры исторической прозы, тесно связанные с общественно-политической ситуацией того времени и вместе с тем продолжающие традицию мирового искусства, предстали в современную эпоху как богатое и сложное явление. Возрастание интереса к минувшему связано с актуализацией проблемы исторической памяти в общественном сознании. В драматической действительности второй половины XX в. в поисках путей в будущее человечество стремится обрести чувство “устойчивости,

Лихачев), постигая единство настоящего и прошлого. Особенностью осмысления исторических тем и сюжетов в новейшей прозе является интерес писателей к вечным нравственным вопросам, характерный для всей современной литературы. Проблемы жизни и смерти, совести и долга, любви и ненависти приобретают особую масштабность и значимость при проекции на события, от которых зависят судьбы целых народов.

Избрав путь нравственно-философского постижения минувшего, Д. Балашов, В. Шукшин, Ю. Давыдов, Ю. Трифонов, Б. Окуджава и другие писатели вступили с

Современные исторические романисты оказались ближе к традициям русской классики (А. Пушкину, Л. Толстому) и к опыту интеллектуального романа XX в. (Т. Манну, Л. Фейхтвангеру, Д. Мережковскому, М. Алданову), чем к своим непосредственным предшественникам по советской литературе.

В центре их внимания находится сложное положение личности в объективном историческом процессе. На первый взгляд может показаться странным, что в то время как историческая наука находилась в глубоком кризисе, историческая проза переживала несомненный расцвет. Губительные препоны, мешавшие в период “застоя” работе ученых, преодолевались в исторической прозе благодаря ее специфике. Новое поколение писателей, вошедшее в литературу в “оттепельные” 1950 – 1960-е, ощутило потребность восстановить “оболганную историю” (А.

Солженицын). Развитие исторической прозы 1970 – 1990-х годов шло по линии преодоления односторонности, эстетической узости, тенденциозности в отборе фактов, отказа от политизации и непременной героизации истории, от идеализации исторических личностей.

На характер осмысления минувшего в исторической прозе 1970-1990-х годов повлиял противоречивый облик эпохи, отмеченный, с одной стороны, пафосом внутреннего высвобождения, а с другой – моментами торможения и застоя, возобладавшими в социально-политической, экономической, идеологической сферах.

Потребность в правде и невозможность реализовать ее в подцензурной печати без умолчаний побуждали художников искать в истории ответы на злободневные вопросы. В условиях “застойного” времени историческая проза была для многих писателей еще и формой ухода от идеологизированной современности. Нередко история становилась своеобразным средством заострения социально-политических и нравственно-философских проблем текущей действительности.

В атмосфере нравственных и эстетических исканий 1970 – 1990-х годов сложились ведущие типы исторического повествования: собственно исторические романы, в которых исследуются переломные эпохи отечественной истории, “судьба человеческая, судьба народная” (произведения Д. Балашова, Н. Задорнова, В. Лебедева, А. Солженицына и др.); книги, ищущие ответа на современные вопросы в толще времени (произведения В. Шукшина, Ю. Трифонова, Ю. Давыдова и др.); параболические сочинения, обращенные к вечным вопросам, конкретизированным историей (произведения Б. Окуджавы, О. Чиладзе, Ч. Амирэджиби). Параболическое повествование удаляется от современного автору мира, иногда вообще от конкретного времени, конкретной обстановки, а затем, как бы двигаясь по кривой, снова возвращается к оставленному предмету и дает его философско-этическое осмысление и оценку. В параболической прозе мир отражается не таким, каков он есть в реальности, а таким, каким его понимает автор.

Книги Д. Балашова требуют серьезного чтения. Писатель адресует многолетний труд тем “добрым россиянам”, которые, как говорил Н. М. Карамзин, “достойны иметь отечество”. Автор цикла “Государи московские” предваряет свое грандиозное повествование эпиграфом из “Истории государства Российского”: “Иноземцы могут пропустить скучное для них в нашей древней истории, но добрые россияне не обязаны ли иметь более терпения, следуя правилу государственной нравственности, которая ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному?” Слова Н. М. Карамзина являются для Д. Балашова не только нравственной максимой, но и своего рода декларацией эстетических принципов – “конвенцией о жанре”, заключаемой с читателем, открывающим его произведения.

В соответствии с замыслом цикла – показать различные этапы формирования единого Русского государства – в центре писательского внимания борьба за власть в условиях татаро-монгольского порабощения, постоянной военной угрозы с Запада, в обстановке все обострявшихся мировоззренческих споров того времени, имевших по преимуществу религиозный характер. Именно эти ведущие политические, военные, идеологические конфликты определяют систему художественных коллизий и характеров в романах Д. Балашова. Определяют, но не исчерпывают.


На этом уроке мы поговорим об общественных процессах, которые оказали влияние на русскую литературу 70 –90-х гг. ХХ в. Рассмотрим самых известных авторов этого периода. Поразмышляем о произведениях, которые считаются классикой этого периода.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Русская литература 70–90-х годов"

· Поговорим об общественных процессах, которые оказали влияние на русскую литературу 1970–1990-х гг. ХХ века.

· Рассмотрим самых известных авторов этого периода.

· Поразмышляем о произведениях, которые считаются классикой этого периода.

ХХ век был веком великих потрясений. Распад одних государств и создание на их руинах других, кровопролитные войны и головокружительные открытия науки, формирование массовой культуры и информационного пространства…

Неудивительно, что каждое десятилетие этого беспокойного века ставило перед писателями новые вызовы и побуждало говорить о новых проблемах. И на какой бы период века мы ни взглянули – перед нами окажется пёстрая картина. Переплетение стилей и жанров, разноголосица мнений.

Это применимо и к последним трём десятилетиям ХХ века. Обычно литературные критики говорят именно об этом периоде, когда речь заходит о новейшей русской литературе. Произведения, созданные позже, ещё слишком близки к нам по времени написания. Они относятся к современному литературному процессу и не всегда выдержали проверку временем и критикой.

Итак, рассмотрим – какие же факторы повлияли на формирование русской литературы в 1970–1990-х гг. ХХ века.

В 1979 году начинается военная операция в Афганистане. Она продлилась десять лет и стала темой для многих произведений.

Возвращаются в литературу и имена Сергея Довлатова, Иосифа Бродского, Василия Аксёнова, Владимира Войновича и так далее.

26 декабря тысяча 1991 г. Советский Союз как государство прекратил своё существование. Это событие породило самые разнообразные процессы и самые разные настроения в обществе. Эйфория по поводу обновления, ничем не ограниченная гласность – и при этом жестокий финансовый кризис, первая и вторая чеченские кампании, установление новых, капиталистических отношений. Всё это не могло не отразиться в литературе.

Мы уже взглянули на литературу зарубежья и выяснили, что семидесятые-девяностые годы стали в ней периодом постмодернизма. Конечно же, веяния зарубежной литературы отразились и в литературе русской.

Итак, основной чертой русской литературы в 1970–1990-х гг. становится смешение стилей. Черты модернизма в это время всё ещё присутствуют в текстах русских авторов. Не ослабевает и реалистическое течение. Но на смену им уже спешит постмодернизм с его литературной игрой, вниманием к тексту и ощущением разрушенности мира.

В поэзии этого периода возрастают критические настроения. На первый план выходит внимание ко внутреннему миру человека. В условиях расчеловечивания, общего бездушия поэты пытаются постичь суть человеческой натуры. Становится распространённой философская лирика.

В этот период ещё активно творят поэты-шестидесятники. Каждый из них по-своему поднимает тему личности в бездушном мире.

В стихах Андрея Вознесенского – показ духовной опустошённости общества и философские размышления над этой проблемой.

Евгений Евтушенко страстно бичует новых мещан, одновременно углубляясь в исследование разных сторон личности:

Дети – тайные взрослые.

Это их мучит.

Дети тайные – мы.

Недостаточно взрослые мы,

быть боимся детьми.

Детали и раскрытие чувств, описание тончайших переживаний в сочетании с философией природы – признак стихов Беллы Ахмадуллиной.

Битва звёзд, поединок теней

В голубых океанских глубинах.

Наливаются кровью моей

Вечный снег и следы на вершинах.


Автор переосмысливает сказочный сюжет, используя как безобидный юмор, так и мягкую иронию, и жёсткую политическую сатиру. Цитаты из поэмы мгновенно ушли в народ:

Утром мажу бутерброд –

Сразу мысль: а как народ?

И икра не лезет в горло,

И компот не льётся в рот!

Но подлинного расцвета в конце 1980–1990-х гг. достигает развитие прозы.

Во второй половине 80-х годов возрастает спрос на художественную и мемуарную прозу, которая поднимает темы исторического прошлого страны.

В реалистической прозе этого периода особенно видно желание авторов показать неприкрашенную действительность, конфликты не только на уровне государства, но и нравственно-этические. Поднимается проблема нравственных ценностей и их сохранения в непростые времена социальных перемен.

Смешение сказовой манеры повествования и новых слов, элементы современности, переплетённые с бытом царской крепостной России, оригинальное представление о тексте и возможностях его постижения – всё это почти сразу же сделало роман Толстой классикой.

Наконец-то начинают ставиться пьесы Александра Вампилова.


Этот талантливый драматург не был признан при жизни и погиб всего в 35 лет. Драматургию Вампилова сравнивают с драматургией Чехова: в ней можно отыскать печальный юмор, пронзительность, глубокий психологизм.

Литература конца ХХ века была необычайно богата – и в поиске новых форм подачи, и в литературных направлениях. И современный литературный процесс взял из неё очень многое. Теперь уже новые авторы продолжают традиции Татьяны Толстой и Леонида Филатова, Нины Садур и Чингиза Айтматова.

Читайте также: