Пушкин вклад в педагогику кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Поэзия А. Пушкина как средство нравственного и эстетического

воспитания детей

Аннотация. Данная статья посвящена изучению поэзии А. Пушкина в целях формирования нравственных и духовных качеств детей; организации эстетического воспитания детей через лучшие образы классической литературы

Проблема духовно-нравственного воспитания детей является очень актуальной в современном российском обществе. Снижение нравственного уровня и духовной направленности напрямую воздействует на экономическое, политическое и социальное состояние нашего общества, и страдает от этого, в первую очередь, молодое поколение, дети. Именно сейчас, когда морально-нравственный потенциал нашего общества истощен, необходимы шаги для стабилизации национального сознания, общечеловеческих принципов нравственности и духовного роста подрастающего поколения.

В связи с этим, духовно-нравственное и эстетическое воспитание детей является главной задачей современной образовательной системы и важным компонентом социального заказа образованию.

Основная роль в духовно-нравственном укреплении российского общества отводится образованию. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Она указывает цели и задачи духовно-нравственного воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы её духовно-нравственного развития и воспитания.

Задачей духовно-нравственного воспитания в школе является то, что социально обязательные требования общества учитель должен преобразовать в личностные ценности каждого ученика: долг, честь, совесть, достоинство. Следовательно, определяя задачи образования, учителю надлежит опираться на положение, что перед ним – личность ученика, значит надо обеспечить целостное развитие этой личности.

Определенная социальная обстановка сложившаяся в стране, накладывает отпечаток на формирование личности. Перемены стимулируют подыскивать не только новейшие пути в воспитании будущего поколения, но и оборачиваться к началу народной мудрости, основываясь на изучении народного творчества.

В наше время, вместе с поиском современных технологий воспитания, растет интерес к литературному творчеству; повышен интерес к поэзии. Именно поэзия является действенным и ярким средством, который содержит большой дидактический потенциал.

Приобщение к произведениям русских поэтов делает богаче чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, выполняет важную роль во всестороннем развитии.

Педагоги-исследователи В. Г. Белинский, В. А. Сухомлинский и другие высоко ценили воспитательное и образовательное значение стихотворений и народных сказок и говорили о необходимости широко их использовать в педагогической деятельности.

В.Г. Белинский считал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоят реальная жизнь, действительные социальные отношения. Автор, хорошо знавший природу ребенка, полагал, что у детей более развит интерес ко всему фантастическому, им необходимы точные образы, краски, звуки, а не абстрактные представления. [3]

Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин внес огромный вклад в развитие русской поэзии и литературы. Его произведения служат педагогам средством нравственного и эстетического воспитания детей школьного возраста.

Педагогическое и воспитательное значение текстов сказок А. Пушкина состоит в том, что они легко проникают в самую глубь души, в её бессознательные слои, и, прежде всего, это связано с тем, что они написаны языком, который понятен ребенку.

- Выборочное чтение сказки.

· Сколько лет старик ловил рыбу? (30 лет и 3 года).

· Что произошло однажды? (Он поймал золотую рыбку)

· Почему удивился старик? (Рыбка говорила)

· Прочитайте в тексте, что сказала рыбка?

· Что ответил старик?

· Когда старуха узнала о рыбке, что она сказала?

· Какая была первая просьба?

· Как к ней отнеслась старуха?

· Что еще хотела старуха?

- Чтение по ролям (девятая часть).

- Анализ прочитанного

· Чем закончилась сказка?

· Почему старуха осталась у разбитого корыта?

· Как старуха отнеслась к тому, что ничего у нее теперь нет?

- Словарная работа

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела в последние годы особое значение. Это связано, прежде всего, со снижением культурного и интеллектуального уровня развития подрастающего поколения. Большими возможностями в плане духовно-нравственного развития обладают сказки. Начиная со сказки, ребенок знакомится с захватывающим литературным миром, в котором отражаются взаимоотношения, присущие миру людей. За образами героев сказок скрыты духовно-нравственные понятия, символизирующие эталоны нравственности, которые в свою очередь, должны прочно закрепиться и в реальной жизни детей, регулируя их мысли и поступки [4] .

При помощи поэзии А.С. Пушкина дети школьного возраста не только расширят свои кругозор, улучшат речь, пополнят словарный запас, но и узнают об огромном разнообразии чувств, научатся искренне сопереживать всем живым творениям. Поэзия А. Пушкина также позволит сформировать новые положительные личностные качества ребенка и развить уже существующие, позволит приобщить ребенка не только к литературному искусству, но и увидеть и почувствовать всю красоту природу, родного края, Родины, а также человека.

Список использованных источников:

1. Алексеева В. В. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении творчества А. С. Пушкина, А. А. Фета, И. А. Бунина в курсе литературы средней школы : Дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 / Алексеева Вера Валерьевна; М., 1999. – 203 c.

4. Жесткова Е.А., Клычева А.С. Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках литературного чтения посредством русской народной сказки // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 1-1. – С. 126–130.

Нажмите, чтобы узнать подробности

А. С. Пушкин утверждал, что наука и образование – непременное условие развития человеческой цивилизации, её духовного обогащения. Образование будит мысль, – подчёркивал поэт.

Что же писал А. С. Пушкин в указанной записке и что, мягко говоря, не понравилось царю? Прежде все­го, поэт выразил сочувствие декабристам. Вероятно, писал он, родственники и друзья погибших со временем успокоятся, поймут их.

Поэт отрицательно относится к увлечению дво­рянства домашним образованием и воспитанием детей, считая их безнравственными. В барской усадьбе ребёнок видит одни гнусные примеры, своевольничает или рабст­вует, не получает никаких понятий о взаимоотношениях людей, о справедливости, об истинной чести. Его образо­вание ограничивается знанием начальных основ наук, двух-трёх иностранных языков, преподаваемых нанятым учителем. Ненамного лучше организовано обучение и воспитание детей в частных пансионах. Главный путь, по мысли Александра Сергеевича Пушкина, – это развитие сети обществен­ных и государственных учебных заведений. Он поддер­живает так называемые ланкастерские школы как состав­ной элемент военного образования, рекомендует корен­ным образом улучшить работу кадетских корпусов. Ра­тует далее за расширение сети гимназий, лицеев, пан­сионов при университетах с продлением сроков обучения. Наконец, считает необходимым особо рассмотреть работу духовных семинарий.

В произведениях, статьях А. С. Пушкина обнаруживаешь золотую россыпь мыслей, предложений о нравственном, патриотическом и эстетическом воспитании подрастаю­щих поколений, которые не потеряли своей актуальности и в наше время. Отметим, что он был противником формализма и педантизма в обучении и воспитании детей и юношества.

А. С. Пушкин проанализировал просветительную дея­тельность В. И. Татищева, М. В. Ломоносова, Н. И. Нови­кова и А. Н. Радищева, посвятив им специальные пуб­ликации.

А каковы педагогические взгляды А. С. Пушкина, выска­занные им в художественных произведениях?

Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!

Как с облаков ты можешь обозреть

Всё царство вдруг: границы, грады, реки.

Учись, мой сын: наука сокращает

Нам опыты быстротекущей жизни…

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь.

Так воспитаньем, слава богу,

У нас немудрено блеснуть.

Из произведений А. С. Пушкина мы получаем представ­ление о том, где учились и воспитывались дворян­ские дети.

Произведения А. С. Пушкина рассматриваются в педа­гогических сочинениях Белинского, Герцена, Чернышев­ского, Добролюбова, Писарева, Пирогова, Ушинского, Водовозова, Стоюнина, Острогорского, Корфа, Каптерева, Вахтерова, Тихомирова и многих других педагогов и дея­телей просвещения.

В. Г. Белинский первый по-настоящему раскрыл воспи­тательное значение произведений Александра Сергеевича Пушкина.

Дети, читая произведения А. С. Пушкина, лучше овла­девают русским словом, высокими нравственными идея­ми, обогащают свою душу чувством прекрасного.

А. С. Пушкин – поэт, просветитель – вечен. Он всегда с народом. Наша кровная связь с великим писателем никогда не оборвётся.

Источник: Паначин Ф. Педагогические взгляды А. С. Пушкина // Воспитание школьников. 1990. – № 3. – С. 44–47.

Пушкин - истинный отец русской поэзии, он - воспитатель эстетического чувства и любви к благородным и эстетическим наслаждениям в русской публике, масса которой значительно увеличилась благодаря ему, - вот его права на вечную славу в русской литературе. И вся последующая литература шла от Пушкина, как от своего основоположника и учителя.
А.С.Пушкин – неутомимый просветитель народов России. Сознавая, что большинство русских людей безграмотно, он относился к ним с глубоким уважением. “Человек безграмотный, – писал поэт, – не есть урод и не находится вне вечных законов природы.” Его серьезно беспокоила безграмотность народа.

Содержание работы

1. Введение
2. О народном воспитании
3. Основные аспекты во взглядах Пушкина на воспитание и образование.
4. Система воспитания и образования в России (немного из истории).
5. Система воспитания Пушкина по его произведениям.
 - Евгений Онегин
 - Капитанская дочка
 - Кавказский пленник
 - Руслан и Людмила
 - Полтава
6. Воспитание детей родителями: рекомендации от А.С. Пушкина
7. Заключение.
8. Список литературы

Содержимое работы - 1 файл

педагогика пушкина.doc

2. О народном воспитании

3. Основные аспекты во взглядах Пушкина на воспитание и образование.

4. Система воспитания и образования в России (немного из истории).

5. Система воспитания Пушкина по его произведениям.

 - Руслан и Людмила

6. Воспитание детей родителями: рекомендации от А.С. Пушкина

8. Список литературы

Пушкин - истинный отец русской поэзии, он - воспитатель эстетического чувства и любви к благородным и эстетическим наслаждениям в русской публике, масса которой значительно увеличилась благодаря ему, - вот его права на вечную славу в русской литературе. И вся последующая литература шла от Пушкина, как от своего основоположника и учителя.

А.С.Пушкин – неутомимый просветитель народов России. Сознавая, что большинство русских людей безграмотно, он относился к ним с глубоким уважением. “Человек безграмотный, – писал поэт, – не есть урод и не находится вне вечных законов природы.” Его серьезно беспокоила безграмотность народа.

А.С.Пушкин утверждал, что наука и образование – непременное условие развития человеческой цивилизации, ее духовного обогащения. “Образование будит мысль”, – подчеркивал поэт.

Он искренне радовался появлению в России новых букварей и школьных учебников. В статье, посвященной критическому анализу альманаха “Денница”, он обратил внимание читателей на то, что в 1829 году учебных книг разошлось почти на треть больше, чем в 1828г.

“Ученые и писатели, какого б рода они не были, – указал в статье “Отрывки из писем, мысли и замечания”, – всегда впереди во всех набегах просвещения, на всех приступах образованности … Не должно им малодушно негодовать на то, что вечно им определено выносить все выстрелы и все невзгоды, все опасности.”

2. О НАРОДНОМ ВОСПИТАНИИ.

3. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ВО ВЗГЛЯДАХ ПУШКИНА НА ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ.

Поэт резко отрицательно относится увлечению дворянства домашним образованием и воспитанием детей, считая их безнравственными. В барской усадьбе ребенок видит одни гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о взаимоотношениях людей, о справедливости, об истинной чести. Его образование ограничивается знанием начальных основ наук, двух – трех иностранных языков, преподаваемых нанятым учителем. Ненамного лучше организовано обучение и воспитание детей в частных пансионах. Главный путь, по мнению А.С.Пушкина, – это развитие сети общественных и государственных учебных заведений. Он поддерживает так называемые “ланкастерские” школы как составной элемент военного образования, ратует, далее, за расширение сети гимназий, лицеев, пансионов при университетах с продлением срока обучения. И, наконец, считает необходимым особо рассмотреть работу духовных семинарий. А.С.Пушкин выступил против запретительных мер в отношении обучения молодежи в зарубежных учебных заведениях. Он считал, что обучение в них, несмотря на все неудобства для русских студентов, менее вредно, чем патриархальное воспитание и обучение в дворянских семьях.

В произведения и статьях А.С.Пушкина обнаруживаешь золотую россыпь мыслей, предложений о нравственном, патриотическом и эстетическом воспитании подрастающих поколений, которые не потеряли своей актуальности и в наше время. Он был противником формализма и педантизма в обучении и воспитании детей и юношества.

А.С.Пушкин боролся за нравственную чистоту в литературе, тем более в книгах, предназначенных для детей и молодежи. “Безнравственное сочинение есть то, – писал он, – коего целию или действием бывает потрясение правил, на коих основано счастие общественное или человеческое достоинство.” Вместе с тем поэт говорил, что описывать человеческие слабости, заблуждения и страсти не есть безнравственность, как анатомическое вскрытие не есть убийство. Непременным качеством нравственности он считал совесть – когтистого зверя, скребущего сердце.

Поэт в своих произведениях высмеивал тех, кто объявляет себя патриотами на том основании, что любит ботвинью, а его дети бегают в красных рубашках. Он призывал изучать историю своего отечества, ибо, по его мнению, только невежественные люди не уважают прошлого. А.С.Пушкин писал: “Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости…” Неуважение к предкам он считал первым признаком безнравственности.

А.С.Пушкин - создатель и неутомимый пропагандист русского литературного языка и русской классический литературы. Он звал "глаголом жечь сердца людей". Его девизом было следующее изречение: "Чтение - вот лучшее учение". При этом поэт считал, что чтение должно быть выборочным, продуманным, последовательным, а не беспорядочным, эпизодическим, случайным. Будучи прекрасным языковедом, А.С.Пушкин утверждал, что славяно-русский язык, как материал словесности, имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими языками. Он завещал учиться языку у народа, у простых людей, у "московской просвирни". Поэт внес неоценимый вклад в совершенствование грамматического строя русского языка. "Грамматика, - писал он, - не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи". Поэт многое сделал для изучения и распространения старинных песен, сказок, былин, пословиц и поговорок.

А.С.Пушкин поддерживал и советовал продолжить реформы в сфере просвещения, начатые Петром I . О царе-реформаторе поэт писал: "Он умер в поре мужества, во всей силе творческой деятельности. Он бросил на словесность взор рассеянный, но пристальный. Он возвысил Феофана, одобрил Котеевича, но невзлюбил Татищева за легкомыслие и вольнодумство, угадал в бедном школьнике вечного труженика Тредиаковского. Семена быль посеяны. Сын молдавского господаря воспитывался в его походах, а сын холмогорского рыбака, убежав от берегов Белого моря, стучался в ворота Заиконоспасского училища. Новая словесность, плод новообразованного общества, скоро должна была родиться".

А.С.Пушкин считал, что успех народного образования в России в значительной степени является следствием Полтавской битвы, победы России в Северной войне. Европейское просвещение стало "причаливать" к берегам завоеванной Невы.

4. СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ (НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ).

Царь Борис (драма "Борис Годунов") говорит сыну Федору: "Как хорошо! Вот сладкий плод ученья! Как с облаков ты можешь обозреть все царство вдруг: границы, грады, реки. Учись, мой сын: наука сокращает нам опыт быстротекущей жизни…" [1]

Из произведений А.С.Пушкина мы получаем представление о том, где учились и воспитывались дворянские дети. В записке "О народном воспитании", составленной в 1826 году, Пушкин писал: "В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное; ребенок окружен одними холопьями, видит одни гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается изучением двух или трех иностранных языков и начальной основой всех наук, преподаваемых каким-нибудь учителем".

Характерной фигурой домашнего воспитания был француз-гувернер. В наброске "Русский Пелам" Пушкин дал картину такого образования: "Отец, конечно, меня любил, но вовсе обо мне не беспокоился, и оставил меня на попечение французов, которых беспрестанно принимали и отпускали. Первый мой гувернер оказался пьяницей; второй, человек неглупый и не без сведений, имел такой бешеный нрав, что однажды чуть не убил меня за то, что пролил я чернила на его жилет; третий, проживший у нас целый год, был сумасшедший, и в доме только тогда догадались о том, когда пришел жаловаться Анне Петровне на меня за то, что мы подговорили клопов со всего дому не давать ему покою, и что сверх того чертенок повадился вить гнезда в его колпаке".

Русский язык, словесность и историю, а также танцы, верховую езду и фехтование преподавали специальные учителя, которых приглашали "по билетам" - учитель сменил гувернера. Претендентами на учительские места в России были, главным образом, мелкие жулики и авантюристы, актеры, парикмахеры, беглые солдаты и просто люди неопределенных занятий. После революции за границами Франции оказались тысячи аристократов-эмигрантов, так и возник новый тип учителя - француза.

Альтернативой домашнему воспитанию, дорогому и малоудовлетворительному были частные пансионы и государственные училища.

Частные пансионы, как и уроки домашних учителей, не имели ни общей программы, ни каких-либо единых требований. Здесь были дорогостоящие и привилегированные столичные пансионы, доступные лишь детям аристократов. Таким был пансион аббата Николя. В этом учебном заведении воспитывались будущие декабристы М.Орлов и С.Волконский, дети из аристократических фамилий: Голицыны, Нарышкины, Меншиковы, сюда были отданы Александр и Константин Бенкнедорфы, сыновья подруги императрицы Марии Федоровны, лезшие из кожи, чтобы попасть в аристократию. Пушкин многое знал о пансионе Николя. И не только по разговорам современников - его самого в 1811 году собирались поместить в "Иезуитский коллегиум в Петербурге".

Большинство русских дворян по традиции готовили своих детей к военному поприщу. В них заключались дети от 7 до 9-летнего возраста, которые, пробыв в училище 7 лет, переводились для довершения воспитания в высшие кадетские корпуса. Военное поприще представлялось настолько естественным для дворянина, что отсутствие этой черты в биографии должно было иметь какое-либо специальное объяснение. Большинство штатских чиновников или неслужащих дворян имели в своей биографии хотя бы краткий период, когда они носили военный мундир. Достаточно просто посмотреть список знакомых Пушкина, чтобы убедиться в этом. На таком фоне биография Онегина приобретала демонстративный оттенок, ускальзая от внимания современного читателя.

Однажды Пушкин записал шутливые стихи в альбом семилетнего мальчика, Павлуши Вяземского. Пушкин был верен себе в каждой строчке и в каждой шутке, и даже экспромты его гораздо содержательнее, чем кажутся с виду. Вот случай убедиться в этом: переведем веселые строчки на язык педагогических законов.

Пушкин написал:

Кн. П.П. Вяземскому

Душа моя Павел,
Держись моих правил:
Люби то-то, то-то,
Не делай того-то.
Кажись, это ясно.
Прощай, мой прекрасный.

В шести строчках – все искусство воспитания!


Статья посвящена раскрытию основных идей педагогической антропологии в педагогическом наследии декабристов и А. С. Пушкина. Отмечается, что в основе их педагогического наследия лежит основной принцип педагогической антропологии, заключающийся в необходимости получения всестороннего знания о человеке воспитывающем и воспитуемом, учёте общественно-политических условий окружающей жизни

Ключевые слова: педагогическая антропология, антропологический принцип, развитие человека, всеобъемлющее знание о человеке.

C конца XVIII века французы-эмигранты наводнили Россию и часто поступали в дворянские семьи преподавателями языка, танцев и хороших манер. Среди них были и образованные люди, а были и такие, которые становились гувернёрами, чтобы заработать на жизнь. После Отечественной войны 1812 года их пополнили французские и других наций военнопленные.

Недовольство иностранным воспитанием усиливалось тем, что оно не знакомило и не могло знакомить ни с русским языком и литературой, ни с русской историей и географией. В родной стране воспитанники почти не умели говорить по-русски. Это недовольство — одна из причин разработки русской системы воспитания, потребность в которой ощущалась давно.

Свои идеи о воспитании и образовании народа декабристы пытались воплотить в жизнь, находясь на поселении в Сибири и Забайкалье. Они не только открывали школы, но и создавали учебные пособия, вели пропагандистскую деятельность.

Братья Н. и М. Бестужевы при организации казематской школы для детей служащих и мастеровых Петровского Завода были инициаторами трудового обучения детей.

Обучение в школах декабристов было по существу светским, несмотря на то, что работали они нередко под вывеской церковно-приходских школ и в их программах значились Закон Божий и священная история.

Введя новые приемы и методы обучения, декабристы значительно расширили уровень общеобразовательной подготовки учащихся по сравнению с правительственными школами. Они воспитывали своих учеников, основываясь на основных положениях педагогической антропологии, в духе гражданственности и патриотизма, любви к Родине и родному краю, терпимости и уважения к другим народам, видя в них людей, которым предстоит преобразовать общество на более справедливых началах.

Учитывая своеобразие русского исторического процесса, испытав на себе и благотворное, и негативное влияние дворянского семейного и общественного воспитания, Пушкин ратовал за то, чтобы воспитание юношества в России было глубоко национальным, основывалось на лучших традициях русского народа. Неоднократно поэт высказывался против того, чтобы воспитание русских детей вверялось иностранцам, отличавшимся педагогическим невежеством и испорченностью нравов. Эти мысли носили антропологический характер.

Духовное воспитание молодёжи А. С. Пушкин не мыслил без формирования у неё русского национального идеала, без связи образования с жизнью простого народа.

Основным тезисом педагогической концепции декабристов, в след за ними и А. С. Пушкина являлась доступность образования для выходцев из любых слоёв общества, в том числе и простого народа. Примером для них служила политика Петра I в области народного образования.

Основными чертами воспитания и декабристы, и А. С. Пушкин считали гражданское и патриотическое воспитание как источник могущества любого народа, изучение родного русского языка, родной истории и географии как средство формирования у молодого поколения чувства национальной гордости, а также трудовое воспитание как средство всестороннего развития молодёжи.

Декабристы и А. С. Пушкин в своих педагогических произведениях обратили внимание на необходимость всесторонних знаний о человеке, подвергающемуся процессу воспитания, участвующему в процессе воспитания как воспитуемый и воспитывающий. Им принадлежат идеи учёта социально-экономических условий жизни в обеспечении педагогического процесса.

1. Волк С. С., Исторические взгляды декабристов. М.,1958

2. Горбачевский И. И. Записки, М., 1925

4. Записки, издаваемые от Департамента народного просвещения, кн.I. Сиб., 1825

5. Завалишин Д. И. Записки декабриста. М., 1905

6. Зейлигер-Рубинштейн Е. И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли, Изд-во Ленинградского университета, 1978

7. Ключевский В. О. Памяти А. С. Пушкина //Народное образование № 5, 2009

8. Никандров П. Ф. Мировоззрение П. И. Пестеля, Изд-во Ленинградского университета, 1955

10. Пушкин А. С. Соч. в 3-х томах, М.:Художественная литература, 1987, т.3

11. Пушкин А. С. Избранное. Профиздат, 1993

12. Равкин З. И. Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры (1811–1817гг.): Историко-педагогический очерк, М., 1999

13. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции): Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов/Сост. и авт. ввод. очерков С. Ф. Егоров. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1986

Основные термины (генерируются автоматически): Пушкин, воспитание, декабрист, педагогическая антропология, Россия, воспитание юношества, русский язык, народное воспитание, Отечественная война, домашнее воспитание.

Ключевые слова

педагогическая антропология, антропологический принцип, развитие человека, всеобъемлющее знание о человеке.

Похожие статьи

Народная педагогика как неисчерпаемый ресурс воспитания

Важнейшим вопросом для судьбы России, её будущего, является вопрос сохранения и развития национальной культуры. Именно поэтому позиция педагогов дошкольного образования, направленная на приобщение подрастающего поколения к её традициям.

Идеи народного образования в педагогическом наследии.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая деятельность, общественное воспитание, воспитание, Том, Московский университет, инспектор классов

Отражение идей педагогической антропологии в педагогическом наследии декабристов и А. С. Пушкина.

Выдающиеся идеи основоположников народной педагогики

народная педагогика, народ, национальная система воспитания, этнос, воспитание, родной язык, национальное воспитание, национальное образование, национальный характер, система воспитания.

Зарождение антропологических идей в русской православной.

Ключевые слова: педагогическая антропология, русская православная педагогика, народность, религиозный характер воспитания, традиции русского народа.

Эстетическое воспитание детей в семье с позиций истории.

Дети получали хорошее домашнее воспитание.

Влияние народных традиций на воспитание культуры поведения детей в узбекской семье.

Патриотическое воспитание дошкольников в условиях.

Поэтому задача педагогов — необходимость воспитания у дошкольников любви к матери

Педагогическое наследие / Сост. О. В. Сухомлинская -М.: Педагогика 1990.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества.

Практика воспитания подрастающего поколения у восточных.

Кормильство — форма домашнего воспитания детей знати.

(История России).

Становление краеведения в России как элемента педагогического воспитания подрастающего поколения.

Становление краеведения в России как элемента.

Вопросы духовного воспитания молодого поколения, его духовного развития сегодня важны, как никогда.

Во второй половине XIX века в педагогических кругах России широко обсуждался вопрос использования краеведческого материала в процессе обучения.

Народная педагогика — основа формирование личности

Читайте также: