Рационализация по веберу кратко

Обновлено: 30.06.2024

Роль в развитии социологии немецкого мыслителя Макса Вебера. Создание и развитие концепции понимающей социологии. Типы социального действия. Обоснование возможности рационального максимального поведения во всех сферах человеческих взаимоотношений.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 14.11.2011
Размер файла 21,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Макс Вебер: теория рационального действия

вебер понимающий социология поведение

Выдающуюся роль в развитии социологии в конце прошлого начале нынешнего века сыграл немецкий мыслитель Макс Вебер (1864-1920). В настоящее время социология Макса Вебера переживает настоящее возрождение. Вновь осмысливаются и переосмысливаются многие стороны его философско-социологических взглядов. Берутся на вооружение разработанная им методология социального познания, концепции понимания, идеальных типов, его учение о культуре, этике, социологии религии.

С точки зрения М. Вебера, социология должна изучать, прежде всего, поведение и социальную деятельность человека или группы людей. Однако не всякие их поведение и деятельность являются предметами изучения социологии, а только такие, которые, во-первых, осмыслены ими с точки зрения целей и средств их достижений, во-вторых, ориентированы на других субъектов, т.е. учитывают влияние на них своих действий и их ответную реакцию на это. Если действие рассчитано на ответную реакцию не со стороны других людей, а скажем, со стороны машин или природы, оно не считается Вебером социальным. Не являются таковыми и подражательные действия. Социальные действия составляют, по Веберу, систему их сознательного, осмысленного взаимодействия. В таком качестве они образуют предмет внимания так называемой понимающей социологии.

Суть дела в следующем: если действия человека осмыслены и внутренне ориентированы на что-то, то социолог должен разобраться не только в содержании этих действий и в их возможных последствиях для других людей, но прежде всего в субъективных мотивах этой деятельности, в смысле тех духовных ценностей, которыми руководствуется действующий субъект. Другими словами, надо осмыслить, понять содержание духовного мира субъекта социального действия. В данной роли социология выступает как понимающая.

В своей социологии понимания Вебер не мог обойти проблему ценностей, в том числе моральных, политических, эстетических, религиозных. Важнейшей составляющей данной теории является концепция идеальных типов.

Идеальные типы Вебера характеризуют как бы сущность оптимальных общественных состояний - состояний власти, межличностного общения, индивидуального и группового сознания и т.д.

М. Вебер выделял следующие типы социального действия:

1. целерациональное - когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей;

2. ценностно-рациональное - определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха;

3. аффективное - определяется эмоциями;

4. традиционное - определяется традицией или привычкой

Воплощением рациональности Вебер считает правовое государство, функционирование которого целиком базируется на рациональном взаимодействии интересов граждан, подчинении их закону, а также общезначимым политическим и моральным ценностям. Правовое государство развивается на основе целерациональных и ценностно-рациональных действий управляющих и управляемых. Похоже, что и в этом случае речь идет о теоретической конструкции идеального типа государства, не всегда и не во всем совпадающей с социальной действительностью. И все же идея правового государства как рационального сочетания интересов субъектов гражданского общества весьма плодотворна и заслуживает внимания, как теоретиков, так и практиков.

Согласно Веберу, идеальный тип как методологическое средство позволяет:

1. сконструировать явление или человеческое действие, как если бы оно имело место в идеальных условиях;

2. рассмотреть это явление или действие независимо от локальных условий.

Предполагается, что если будут выполнены идеальные условия, то в любой стране действие будет совершаться именно таким образом. То есть мыслительное образование нереального, идеально - типического - прием, позволяющий понять, как действительно протекало то, или иное историческое событие. Идеальный тип, по Веберу, позволяет трактовать историю и социологию как два направления научного интереса, а не как две разные дисциплины. Это оригинальная точка зрения, исходя из которой, по мнению ученого, чтобы выявить историческую причинность, необходимо для начала выстроить идеально - типическую конструкцию исторического события, а затем сопоставить нереальный, мысленный ход событий с их реальным развитием.

Через конструирование идеально - типического исследователь перестает быть простым статистом исторических фактов и обретает возможность понять, насколько сильным было влияние обстоятельств общего порядка, какова роль воздействия случайности или личности в данный момент истории.

Чтобы показать, как применяется понятие идеального типа у Вебера, необходимо проанализировать это понятие с содержательной точки зрения. Для этого необходимо ввести ещё одну категорию социологии Вебера - категорию понимания. Необходимость понимания предмета своего исследования, согласно Веберу, отличает социологию от естественных наук.

Согласно Веберу, рационализация предполагает следующее:

1) в области экономической организации - организацию производства на основе бюрократии и калькуляцию прибыли посредством систематических бухгалтерских процедур;

2) в религии - развитие теологии интеллектуальной стратой, исчезновение магии и замену роли религиозных таинств личной ответственностью;

3) в области права - вытеснение практики выработки законов на основании произвольного прецедентного права практикой дедуктивного правового мышления на основании универсальных законов;

4) в политике - уход в прошлое традиционных норм легитимности и замену харизматического лидерства партийной машиной;

5) в области морали - больший акцент на дисциплине и воспитании;

6) в науке - снижение роли индивидуального новаторства при развитии практики коллективных исследований, координируемых экспериментов и при определении политики в области науки государством;

7) в обществе в целом - распространение бюрократии, государственного контроля и администрирования. Таким образом, понятие рационализации являлось частью веберовской концепции капиталистического общества, внутри которой индивид, лишённый религиозного смысла и нравственных ценностей.

Возрастание роли целерационального действия с точки зрения структуры общества в целом означает, что рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется управление - как в области экономики, так и в области политики, науки, культуры - во всех сферах социальной жизни; рационализируется образ мышления людей, так же как и способ их чувствования и образ жизни в целом. Все это сопровождается возрастанием социальной роли науки, представляющей собой, по Веберу, наиболее чистое воплощение принципа рациональности. Наука проникает прежде всего в производство, а затем и в управление, наконец, также и в быт - в этом Вебер видит одно из свидетельств универсальной рационализации современного общества.

Формальная рациональность: формально-рациональное - это то, что поддается количественному учету, что без остатка исчерпывается количественной характеристикой. «Формальная рациональность хозяйства определяется мерой технически для него возможного и действительно применяемого им расчета.

Учение о формальной рациональности - это, по существу, веберовская теория капитализма. Необходимо отметить тесную связь между веберовской метрологией, в частности теорией социального действия и выделением типов действия, с одной стороны, и его теорией генезиса капитализма - с другой.

Подобные документы

Выдающаяся роль М. Вебера в развитии социологии в конце прошлого и начале нынешнего века. Влияние его учений на социальные теории, исследования и дисциплину. Идея "понимающей" социологии. Концепция социального действия. Рационализация общественной жизни.

реферат [24,4 K], добавлен 18.07.2014

Общая характеристика основных методологических принципов социологии Макса Вебера, их значение для профессиональной подготовки социолога. Понятие и сущность социального действия как предмета социологии. Классификация социальных действий по М. Веберу.

курсовая работа [29,6 K], добавлен 03.10.2010

Анализ основных социологических взглядов М. Вебера. Специфический характер социологического видения социальных реалий и их целерациональности. Особенности целерационального, ценностно-рационального, аффективного и традиционного социального действия.

контрольная работа [26,5 K], добавлен 25.03.2011

Понятие социологии и "смысла" социального действия: методологические основы, мотивы; смысловое содержание социального отношения, констатирующие "максимы". Типы социального поведения, нравы, обычаи. Понятие легитимного порядка: типы, условность и право.

статья [56,3 K], добавлен 14.06.2011

Методология социологического познания Макса Вебера. Сущность теории "социального действия". Бюрократия как чистый тип легального господства. Направленность работ М. Вебера, его концепции. Место творчества социолога в развитии управленческой мысли.

курсовая работа [46,2 K], добавлен 17.06.2014

Макс Вебер - один из основоположников социологического стиля мышления. Его социально-политические воззрения и теоретические позиции. Методологические и гносеологические принципы социологии, понятие социального действия. Социология власти и религии.

реферат [37,7 K], добавлен 07.10.2009

Основные принципы методологии социологической науки одного из самых влиятельных теоретиков М. Вебера. Социальное действие как предмет социологии, изучение поведения личности. Теория рационализации Вебера в социологических трактовках политики и религии.

М. Вебер – немецкий социолог, философ, историк, политэкономист, чьи идеи оказали значительное влияние на развитие общественных наук, особенно - социологии.

Суть рационализации

Согласно мнению Вебера, рационализация предполагает следующее:

  • организацию производства на основе бюрократии и калькуляцию прибыли при помощи бухгалтерских процедур;
  • развитие интеллектуальной стратой теологии и исчезновение магии, замена религиозных таинств личной ответственностью;
  • вытеснение практики выработки законов на основании прецедентного права произвольного характера в практике дедуктивного мышления на основании универсальных законов;
  • уход в прошлое от традиционных норм легитимности и замена харизматического лидерства партийной машиной;
  • акцент на дисциплине в процессе воспитания.

Кроме того, в своей концепции рационализации М. Вебер придерживался следующих принципов:

  • снижение роли индивидуального новаторства при развитии практики разнообразных коллективных исследований, которые координируются, как и эксперименты при определении политики в научной области государством;
  • распространение бюрократии и государственного контроля при учете принципов администрирования.

Подобно отчуждению К. Маркса рационализация подразумевает отделение индивида от общины, церкви и семьи, и его подчинение политической и правовой жизни государства, а также экономической регуляции в образовании и в жизни государства.

Социальное действие – это такое действие, которое по своему смыслу соотносится с поведением других людей и ориентировано на него.

Готовые работы на аналогичную тему

Вебер закономерно расположил четыре типа социального действия по принципу возрастания рациональности, так он выделял действия:

  • во-первых, традиционные,
  • во-вторых – аффективные,
  • в-третьих - ценностно-рациональные,
  • в-четвертых – целерациональные.

Рационализация по Веберу может протекать как негативно, так и позитивно. Позитивное направление происходит в русле сознательной ценностной рационализации, а негативное за счет нравственного разрушения и вытеснения аффективного действия и вытеснения ценностно – рационального поведения.

Возрастание роли целерационального действия с точки зрения общественной структуры означает рационализацию способов ведения хозяйства в сферах экономики, культуры, науки. Рационализации подлежит образ мысли людей и способы их чувствования в целом. При этом возрастает социальная роль науки.

Наука по Веберу есть воплощение принципа рациональности. Она проникает в производство и управление, а затем внедряется и в человеческий быт. Такая тенденция по сути является свидетельством универсальной рационализации современного общества в целом.

Формальная рационализация

Также М. Вебер считал, что рационализация является результатом соединения ряда исторических фактов, которые предопределили развитие всей Европы в целом. В определенный период времени, в конкретном районе мира встретились несколько элементов, которые содержали внутри себя рациональное начало. Среди этих элементов:

  • античная наука;
  • римское национальное право;
  • рациональный способ ведения хозяйства.

Вебер считал, что фактором, который позволил синтезировать все указанные элементы стал протестантизм.

Протестантизм – это одна из трех основных (наряду с православием и католичеством) христианских конфессий.

Он позволил создать мировоззренческие предпосылки для осуществления рационального способа ведения хозяйства, а именно дал возможность внедрить в экономику научные достижения и превратить их в непосредственную производительную силу.

Производительная сила – это одно из ключевых понятий марксизма, характеризующее способ производства.

Результатом стало возникновение в Европе уникального индустриального типа общества. Все общества, которые существовали до этого были традиционными и отличались отсутствием формально – рационального начала.

В своём учении о формальной рациональности Вебер не был оригинален, поскольку это же понятие было ранее открыто Марксом. Но Вебер никогда не отрицал влияния на себя мнения Маркса.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 25.07.2021

Анжелика Ивановна Иванова

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Проблема рационализации как судьбы западной цивилизации и в конечном счете судьбы всего современного человечества уже предполагает переход от рассмотрения методологии Вебера к рассмотрению содержательной стороны его социологии, которая, как видим, находится с методологическими принципами Вебера в самой тесной связи.

Правда, в этом вопросе у Вебера можно заметить ту же двойственность, которую мы зафиксировали в связи с его учением об идеальном типе вообще: с одной стороны, Вебер рассматривает

Глава 8. Социология Макса Вебера ,

возрастание рациональности как процесс, имеющий место в реальной истории; с другой — подчеркивает, что рассмотрение исторического развития с точки зрения рационализации всех сфер человеческой жизнедеятельности есть методологический прием исследователя, точка зрения на реальность.

Что же означает возрастание роли целерационального действия с точки зрения структуры общества в целом? Рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется управление — как в области экономики, так и в области политики, науки, культуры — во всех сферах социальной жизни; рационализируется образ мышления людей, так же как и способ их чувствования и образ жизни в целом. Все это сопровождается возрастанием социальной роли науки, представляющей собой, по Веберу, наиболее чистое воплощение принципа рациональности. Наука проникает прежде всего в производство, а затем и в управление, наконец, также и в быт — в этом Вебер видит одно из свидетельств универсальной рационализации современного общества.




В результате в Европе впервые возник новый, прежде никогда не существовавший и потому не имеющий аналогий в истории тип общества, который современные социологи называют индустриальным. Все прежде существовавшие типы обществ в отличии

4. Принцип рациональности в веберовской социологии

Глава 8. Социология Макса Вебера

5. Веберовское учение о типах господства

Проблема рационализации как судьбы западной цивилизации и в конечном счете судьбы всего современного человечества уже предполагает переход от рассмотрения методологии Вебера к рассмотрению содержательной стороны его социологии, которая, как видим, находится с методологическими принципами Вебера в самой тесной связи.

Правда, в этом вопросе у Вебера можно заметить ту же двойственность, которую мы зафиксировали в связи с его учением об идеальном типе вообще: с одной стороны, Вебер рассматривает

Глава 8. Социология Макса Вебера ,

возрастание рациональности как процесс, имеющий место в реальной истории; с другой — подчеркивает, что рассмотрение исторического развития с точки зрения рационализации всех сфер человеческой жизнедеятельности есть методологический прием исследователя, точка зрения на реальность.

Что же означает возрастание роли целерационального действия с точки зрения структуры общества в целом? Рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется управление — как в области экономики, так и в области политики, науки, культуры — во всех сферах социальной жизни; рационализируется образ мышления людей, так же как и способ их чувствования и образ жизни в целом. Все это сопровождается возрастанием социальной роли науки, представляющей собой, по Веберу, наиболее чистое воплощение принципа рациональности. Наука проникает прежде всего в производство, а затем и в управление, наконец, также и в быт — в этом Вебер видит одно из свидетельств универсальной рационализации современного общества.

В результате в Европе впервые возник новый, прежде никогда не существовавший и потому не имеющий аналогий в истории тип общества, который современные социологи называют индустриальным. Все прежде существовавшие типы обществ в отличии

4. Принцип рациональности в веберовской социологии

Глава 8. Социология Макса Вебера

Для такого рационально мыслящего человека, как Вебер, и коммунизм и фашизм были неприемлемы именно как вызов рационализму, а, следовательно, и самим законам исторического развития.

В первую очередь под этим термином он подразумевал такую систематизацию, при которой необозримая, хаотичная группа явлений с принципиально бесконечным множеством связей между собой упорядочивается по определенным критериям.

Вебер считал, что главная идея западного капитализма заключалась в том, что при всей значимости экономических факторов, связанных с рационализацией техники и права,

Рационализация по Веберу.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ Нем.: Rationalisierung. – Франц.: rationalisation. – Англ.: rationalization. – Исп.: racionalizaciцn. – Итал.: razionalizzazione. – Португ.: racionalisaзвo.• Процедура, посредством которой субъект стремится дать логически связное и морально приемлемое объяснение той или иной установки, поступка,

Читайте также: