Пунктуация и интонация кратко

Обновлено: 04.07.2024

Пунктуация— система знаков препинания в письменности какого-либо языка, а также правила их постановки в письменной речи. Пунктуация делает наглядным синтаксический и интонационный строй речи, выделяя отдельные предложения и члены предложений, что облегчает устное воспроизведение написанного.

Назначение пунктуации заключается в том, чтобы обеспечивать читающему правильное понимание смысла написанного. Поскольку правильное понимание текста зависит, прежде всего, от его смыслового членения (на предложения и различные их части), постольку основой пунктуации является смысловое членение речи. Так, например, в следующем тексте: Ночь. Тема спит нервно и возбужденно. Сон то легкий, то тяжелый. Он то и дело вздрагивает. Снится ему, что он лежит на песчаной отмели моря (Гарин-Михайловский) — с помощью точек разграничены предложения; кроме того, с помощью запятых отграничены друг от друга однородные сказуемые (3-е предложение и главная и придаточная части сложноподчиненного предложения.

Принципы русской пунктуации. Употребление знаков препинания обусловлено, прежде всего, строением предложения, его синтаксической структурой. Поэтому основным принципом, на котором строится современная русская пунктуация, является структурный (или синтаксический) принцип.

Например: Известно,1 (что,2 (для того чтобы увидеть в лесу нужный гриб,3 птицу,* притаившуюся в ветвях,5 птичье гнездо,6 орех на ветке7 — одним словом,8 всё),9 (что редко попадается и так или иначе прячется от глаз),10 надо держать в воображении то), (что ищешь).

Здесь знаки препинания отражают структуру предложения: 1 — запятая отделяет придаточное от главного; 2 — запятая на стыке союзов при последовательном подчинении придаточных; 2, 10— запятые выделяют придаточные внутри другого придаточного при последовательном подчинении; 3, 6 — запятые разделяют однородные члены, связанные бессоюзно; 4, 5 — запятые выделяют причастный оборот после определяемого слова; 7 — тире после однородного ряда перед обобщающим словом; 8 — запятая выделяет вводную конструкцию; 9, 11 — запятые разделяют придаточные при последовательном подчинении; 12 — точка указывает на конец предложения.

Синтаксическое членение текста (в том числе и отдельного предложения) связано с его смысловым членением и в большинстве случаев совпадает с ним. Однако часто случается и так, что смысловое членение речи подчиняет себе структурное и диктует ту или иную расстановку знаков препинания (их выбор или место). Поэтому второй принцип, на котором основаны пунктуационные правила, — это принцип смысловой.

Таким образом, во всех этих примерах знаки выступают как различители смысла, который и обусловливает определённую структуру предложения.

Русская пунктуация отчасти отражает и интонацию (и это третий, интонационный принцип). Например, интонацией обусловлен выбор точки или восклицательного знака в конце предложения (невоклицательная или восклицательная интонация), выбор запятой или восклицательного знака после обращения, постановка интонационного тире и др.

Однако буквального совпадения между знаками препинания и интонацией нет. Это проявляется, с одной стороны, в том, что далеко не всем паузам соответствуют на письме знаки препинания, а с другой — в том, что запятая может употребляться там, где в устной речи паузы нет.

Таким образом, современная пунктуация опирается и на структуру, и на смысл, и на интонационное членение речи в их взаимодействии.

Под пунктуацией принято понимать, с одной стороны, систему графических неалфавитных знаков (знаков препинания), а с другой стороны, систему правил,в которых описываются современные нормы пунктуационного оформления письменного текста. В современных печатных текстах наблюдается разнообразное использование пунктуационных знаков и графических средств (курсив, р а з р я д к а, шрифти др.), которые составляют единую пунктуационно-графическую систему русского языка.

Пунктуация (от лат. punktum — точка) — система правил постановки знаков препинания. Знаки препинания (препинание — остановка, перерыв) — это знаки, которые ставятся между словами или группами слов в письменной речи.

В современном русском языке 10 знаков препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, двоеточие, точка с запятой, запятая, тире, двойное тире, скобки. К знакам препинания условно можно отнести и кавычки. Кроме того, для удобства чтения используются пробелы между словами, красная строка (начало абзаца) и другие графические средства.

По своей функции знаки препинания делятся на две группы: разделительные (отделительные) и выделительные. К разделительным знакам препинания относятся: точка, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, тире. Эти знаки употребляются для отделения одних отрезков речи от других и выступают как одиночные знаки, например: Я видел всё, что было. (А. Тарковский)

Выделительные знаки препинания — это двойные (парные) знаки. К ним относятся скобки, кавычки, двойное тире, двойные запятые. С помощью этих знаков выделяются различные отрезки и смысловые единицы речи, например: Ручей, бурля, бежал к ручью. (А. Фет)

Знаки препинания помогают расчленить речь на смысловые части, имеющие значение для выражения мыслей (смысловое членение), выделяют отдельные предложения и их части (синтаксическое членение), отражают интонационное оформление высказывания.

Назначение знаков препинания – передавать синтаксическое и смысловое членение текста, а также основные черты интонации предложения на письме. Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения и текста.

В тексте мы можем выделить и другие функции пунктуационно-графических средств. Например, выделение слова или части текста особым шрифтом или подчеркиванием свидетельствует о важности в смысловом отношении выделенных компонентов.

Вероятно, каждый из нас сталкивается с ситуацией, которая возникает на письме несоответствие между действующими нормами, пунктуационными правилами и реальным употреблением знаков препинания. Например, употребление в текстах точки с запятой, тире, двоеточие.

Не всегда можно однозначно определить смысловое содержание предложений. В настоящее время многие пунктуационные правила признаны факультативными, т.е. индивидуализированные автором текста.

Освоение пунктуационных норм предполагает немысление речевой ситуации употребления знака. Грамотный человек в области пунктуации - это не только знающий нормы и правила, сколько осмысливающий конкретную типовую ситуацию, возникшую в письменном тексте. Пунктуационные знаки позволяют имитировать устную речь. Такое явление характерно не только для художественных текстов, но и для публицистических, где ярко проявляет тенденция отразить в пунктуации особенности живой разговорной речи, напрмер:

- И что же пойдете его поздравлять?

- Ну не знаю… В прошлом году не пошел. А в этом… Если будет по-настоящему неформальная, неофициальная обстановка почему бы и нет?

Таким образом, в основе правил русской пунктуации лежат три основных принципа: смысловой, структурный и интонационный.

Структурный принцип (синтаксический) обусловлен структурой предложения. Он способствует выработке твердых общеупотребительных правил расстановки знаков препинания. Знаки не могут быть авторскими, это фундамент, на котором строится современная русская пунктуация.

Смысловой принцип (логический). В основе правил постановки знаков препинания лежит смысл высказывания. Выполняя грамматическое членение текста, знак препинания тем самым организует его смысловое членение.

Интонационный принцип является выразителем семантики, т. е. значения и смысла языковой единицы. Устная речь оформляется интонацией, а письменная – пунктуацией. Знаки препинания показывают, как надо при письме и при чтении расчленять речь на ее составные части.

Задания

Задание 1. Прочитайте фрагмент работы великого русского языковеда
Ф.И. Буслаева. Как учёный определяет назначение знаков препинания? Подтвердите высказанные им положения своими примерами. Найдите в предложении архаизм.

Так как посредством языка одно лицо передаёт свои мысли и чувствования другому, то знаки препинания имеют двоякое назначение:
1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) выражают ощущение лица говорящего и его отношение к слушающему.

Задание 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Укажите выделительные знаки препинания в этом тексте. Каким принципам русской пунктуации подчиняется употребление знаков в последнем предложении первого абзаца? Найдите в тексте изобразительно-выразительные средства.

Я подладил костёр. Он вспыхнул на минуту и тут(же) унялся. Дым откачнуло к воде туда(же) загнуло яркий гребень огонька. Придвинувшись к костру я выт..нул руки сж..мая и разж..мая пальцы будто срывал л..пестки с громадного сибирского жарка. Руки особе..о левая зан..мели по плечу и ниже его холодным пластом лежала вкра..чивая боль сказывалось долгое городское сидение и такая сразу нагрузка да и вчерашн..я духотища.

Серебристым харюзком 1 м..лькнул в вершинах леса месяц задел за остриё высокой ели и без всплеска сорвался в гущу. Сеево звёзд на небе ..густилось потемнела речка и тени дерев об..явившееся при месяце опять и..чезли. Лиш(?) отблескивала в перекатах Опариха катясь по пропаха..ой бороздке к Енисею. (В. Астафьев)

1 – уменьшительное название рыбы.

Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как.

Зна́ки препина́ния — графические (письменные) знаки, нужные для того, чтобы расчленить текст на предложения, передать на письме особенности строения предложений и их интонацию, создать условия для единообразного понимания строения и смысла текста пишущим и читающим.

Основная литература

  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс:учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018.– 160 с.
  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс:учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.

Дополнительная литература

  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

Теоретический материал

Интонация при знаках препинания

Знаки препинания являются основными указателями места логических пауз и их длительности

Точка требует после себя длительную паузу. Голос на точке опускается вниз к своему исходному тону.

Мы идём в парк. Там мы будем кататься на качелях.

Запятая говорит о соединительной паузе, которой предшествует повышение голоса на ударном слове.

Взошло солнце, запели птицы, начали раскрываться цветы.

Голос перед точкой с запятой несколько понижается, но не так сильно, как при точке. В звучащей речи точка с запятой означает соединительную паузу. Эта пауза короче, чем перед точкой.

Вырванная из школы болезнью матери; ждала сначала возвращения в класс.

На двоеточии всегда должна быть соединительная логическая пауза перед поясняемой частью и поясняющей. На одном из конечных слов поясняемой части, перед двоеточием, идет повышение тона.

Мы собрали свои вещи: книги, тетради и пенал.

Многоточие требует длительной паузы.

Тире требует значительной паузы, повышения голоса на предшествующем знаку ударном слове, ярких и выразительных интонаций. В словах стоящих до тире голос повышается, а в словах стоящих после тире – понижается.

Зима - это самое холодное время года.

Скобки всегда окружаются паузами. Внутри скобок голос почти не должен менять высоту, тут преобладает безударность. Однако внутри скобок, включающих в себя несколько слов, всегда есть слово, требующее выделения с помощью повышения голоса, однако, значительно меньше, чем перед скобками

Ирина (дочь Николая) выглянула из окна.

Слова, стоящие в кавычках, надо интонационно подчеркнуть и выделить с помощью пауз. Обычно цитата произносится с изменением высоты голоса сравнительно с основным текстом, т.е. выше или ниже основного текста, и с некоторым замедлением темпа речи на цитате, чтобы выделить цитируемые слова.

Мама сказала: "Сегодня чудесный день для похода в зоопарк".

Интонация восклицательного знака требует энергичного выделения ударного слова с помощью повышения (реже – понижения) голоса. Голос не повисает, а несёт интонацию конкретности и законченности.

Интонация вопросительного знака передаётся с помощью повышения голоса на ударном вопросительном слове вопросительного предложения. К концу вопросительного предложения голос понижается.

Кто учится в этой школе?

Резюме теоретической части

Каждый знак препинания требует своей интонации. Говорящий должен для правильного понимания его другими людьми, правильно использовать интонацию при знаках препинания.

Примеры заданий

1. В каком предложении знаки препинания стоят верно?

2) Маша сказала Диме что математику они будут делать вместе.

3) Маша сказала Диме про математику и ушла домой.

Правильный ответ

2. Выберите правильный вариант утверждения.

Если мы хотим кого-то о чем-то спросить, то в конце предложения мы поставим (восклицательный знак / вопросительный знак / многоточие).

Если нам надо просто закончить свою мысль и перейти к следующей, в конце предложения мы поставим (многоточие, восклицательный знак, точку).

Если наша мысль не закончена, и её продолжение следует, мы делаем короткую паузу и в середине предложения мы поставим (запятую, тире, двоеточие).

Правильный ответ

Если мы хотим кого-то о чем-то спросить, то в конце предложения мы поставим ( вопросительный знак ).

Если нам надо просто закончить свою мысль и перейти к следующей, в конце предложения мы поставим (точку).

Если наша мысль не закончена, и ее продолжение следует, мы делаем короткую паузу и в середине предложения мы поставим (запятую).

Русская пунктуация отчасти отражает и интонацию: точка на месте большого понижения голоса и длительной паузы; вопросительный и восклицательный знаки, интонационное тире, в ряде случаев многоточие и т. д. Например, обращение можно выделить запятой, но повышенная эмоциональность, т. е. особая выделительная интонация диктует и другой знак — восклицательный. Ср. примеры: — Это я, маменька, — сказал он (М. Салтыков-Щедрин); — Ну, бог милостив, маменька! — продолжал Иудушка (М. Салтыков-Щедрин). Выбор знака может зависеть целиком от интонации. Ср. примеры: Придут дети, пойдем в парк; Придут дети — пойдем в парк. В первом случае перечислительная интонация, во втором — интонация обусловленности; ср.: Когда (если) придут дети, пойдем в парк.

Вот еще пример: Он быстро сунулся в какой-то темный и узкий переулок и исчез — навсегда (М. Горький). Перед тире голос резко понизился, как если бы предложение окончилось, и дальше присоединительный член предложения произносится после длительной паузы как нечто непредвиденное и вместе с тем закономерное. Ср. без паузы (и, следовательно, без знака): Он быстро сунулся в какой-то темный и узкий переулок и исчез в нем навсегда.

В подобных примерах, на первый взгляд, кажется, что знак ставится исключительно благодаря особой интонации. На самом деле интонационный принцип здесь действует лишь как второстепенный. Интонация задается определенным смыслом и передает именно его: пауза дает возможность сделать логическое ударение на впереди стоящем сказуемом и тем самым подчеркнуть его значимость.

То, что интонационный принцип действует в русской пунктуации как второстепенный, особенно отчетливо обнаруживается в тех случаях, когда интонационный принцип нарушается в пользу грамматического. Например: Башкирец с трудом шагнул через порог и, сняв высокую свою шапку, остановился у дверей (А. Пушкин); Морозка опустил мешок и, трусливо вбирая голову в плечи, побежал к лошадям (А. Фадеев); Олень раскапывает

передней ногой снег а, если есть корм, начинает пастись (В. Арсеньев); Мужик вышел. Потом он стал у двери и, поправляя кушак, вопросительно уставился на барина (М. Горький). В этих предложениях запятая стоит после союза и, так как фиксирует границу структурных частей предложения (деепричастного оборота и придаточной части предложения). Таким образом, нарушается интонационный принцип, ибо интонационная пауза находится перед союзом. Еще пример: Пора перестать метаться, Аночка (К. Федин). Паузы после глагола нет, а запятая стоит, так как необходимо выделить обращение. В каком-то частном случае интонационный и грамматический принципы могут совпасть. Ср., например, то же предложение с иным местом обращения: Аночка, пора перестать метаться (пауза после обращения, и здесь же стоит запятая).

Можно было бы отметить и множество других случаев, когда принципы интонационный и грамматический не совпадают и когда в итоге интонационный принцип уступает место грамматическому. Например, на стыке подчинительных союзов, при вводных словах, стоящих после союзов, при деепричастном обороте и придаточной части предложения, относящейся к причастию и т. д.1. Все они объединяются в две группы: а) знак стоит там, где нет паузы, и б) пауза есть там, где нет знака.

Интонационный принцип, даже если он и действует, то в большинстве случаев не в чистом виде. Это значит, что какой-либо интонационный штрих (например, пауза) хотя и фиксируется знаком препинания, но в конечном счете сам является следствием заданного смыслового и грамматического членения предложения.

Сравним примеры: Ходить — долго не мог; Ходить долго — не мог2. Действительно, тире здесь фиксирует паузу, однако место паузы предопределено структурой предложения, смысловыми и грамматическими связями слов, в результате изменения места паузы происходит перераспределение смыслов: все зависит от того, к чему по смыслу, а потому и грамматически, относится наречие долго. А дифференцируется этот смысл различной интонацией. Или еще: Дальше шли пешеходы с мешками, с узлами; Дальше шли пешеходы — с мешками, с узлами. Как будто бы знак поставлен на интонационном основании — он стоит на месте паузы. Но это лишь внешняя причина. На самом деле интонация подчинена заданному

2 См.: Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1971. С. 78.

смыслу, заданному членению предложения. В первом варианте предложения (без знака и, следовательно, паузы) словоформы с мешками, с узлами мыслятся как определения при имени существительномпешеходы, и смысл всего предложения дает возможность предположить, что вначале шли пешеходы и без мешков, и без узлов. Во втором варианте предложения (с логическим ударением на слове пешеходы)смысл другой: вначале шли не пешеходы.

Итак, интонация при расстановке знаков препинания безусловно учитывается, но сама она выступает как нечто зависимое, а не основополагающее.

Отмечая роль и значение интонации при расстановке знаков препинания, нельзя не остановиться на вопросе о различных функциях интонации в нашей речи. Интонация может выступать как средство передачи смысловых значений, но может передавать только эмоциональные качества речи. В том случае, когда интонация передает смысловую значимость речи, интонационный принцип в расстановке знаков используется как сопутствующий смысловому, накладывающийся на него, и тем самым отражается и на структуре текста (см. анализ примеров в этом разделе). Когда же интонация является показателем лишь эмоциональной окраски речи, тогда интонационный принцип действует, так сказать, в чистом виде. Такие интонационно обусловленные знаки передают эмоциональную напряженность, стремительность речи, т. е. отражают ее экспрессивность, особую выразительность.

Читайте также: