Публичная сфера политической жизни кратко

Обновлено: 02.07.2024

Политическая власть это совокупность механизмов, средств и способов, определяющих воздействие политических субъектов, в первую очередь, государства, на поведение политических объектов (социальных общностей, больших групп людей) с целью управления, координации, согласования и подчинения интересов всех членов общества определённой политической воле.

Законодательная власть обладает верховенством и самостоятельностью в сфере установления правовых начал государственной и общественной жизни. Она определяет в конечном счёте всю законодательную систему общества. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов. В России такую законотворческую функцию осуществляет Федеральное собрание: парламент, состоящий из двух палат: нижней — Государственной Думы и верхней — Совета Федерации.

Исполнительная власть — Правительство и административные органы — самостоятельны в своих действиях по управлению различными сферами жизни общества. Однако в своей деятельности они не должны выходить за пределы закона. Так, при нарушении закона даже высшее должностное лицо государства, Президент, может быть отстранён от власти (процедура импичмента). В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия административных органов и должностных лиц в судебном порядке. Эта норма действует и в России.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никакой другой орган не может присвоить себе функции суда. Независимость правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

Государство

Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей. Оно является главным институтом политической системы.

Признаки государства

Среди признаков государства можно выделить:

Любое государство выполняет по отношению к обществу определенные задачи, функции, объединяет его на основе общих интересов. Первую группу составляют внутренние функции, которые выполняются государством по регулированию внутренней жизни общества, вторую группу — внешние, выполняющиеся в сфере отношений с другими странами.

Функции государства

Основные функции государства:

  • Обеспечение национальной безопасности
  • Отстаивание государственных и национальных интересов в международной сфере
  • Развитие взаимовыгодного сотрудничества
  • Участие в решении глобальных проблем
  • Политические (обеспечение условий деятельности других политических институтов, порядка в обществе)
  • Экономические (регулирование экономических отношений и структурных изменений в экономике, в т.ч. национализация, приватизация)
  • Социальные (программы развития образования, здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры)
  • Идеологические (воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через образование и СМИ)

Формы государства

Форма государства – устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование. Форма государственного правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов, а также порядок их образования, взаимоотношения между ними и гражданами.

Из всего многообразия современных государственных форм можно выделить две основные формы правления — монархию и республику.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру…) и обычно передается по наследству. Современные монархии принято делить на абсолютные и конституционные.

  1. Абсолютные монархии отличаются всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. При абсолютной монархии монарх соединяет в себе функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооружёнными силами и верховного судьи. Также он назначает правительство и другие органы власти, которые ответственны лишь перед ним как главой государства. Примеры – ОАЭ, Катар
  2. Дуалистическая монархия — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть. Примеры – Марокко, Иордания
  3. Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции чисто номинально. При парламентарной монархии власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена (если не совсем) в сфере управления. Законы принимает парламент, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Он же назначает правительство, которое перед ним же и ответственно. Примеры – Швеция, Норвегия, Великобритания

Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определённый срок. Республики бывают президентские, парламентские и смешанные.

  1. Президентская республика — президент наделён очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство; избирается прямым голосованием всеми гражданами (пример — США, страны Латинской Америки)
  2. Парламентская республика — ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент, который формирует правительство, отчитывающееся перед парламентом (пример — Индия, Италия, ФРГ, Швейцария)
  3. Смешанная (полупрезидентская) республика — власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента (пример — Австрия, Россия, Франция)

Современный мир знает три основных формы территориально-государственного устройства:

  1. Унитарное государство – единое, неделимое, составляющее одно целое государственное устройство
  2. Федерация – объединение нескольких территориальных единиц в одно государство
  3. Конфедерация – объединение абсолютно независимых субъектов, имеющих независимую систему государственных органов и законодательств, свою валюту, гражданство, национальные армии

Политический режим

Политический режим – это совокупность приемов и методов осуществления власти, функциональная сторона политической системы, действующая совокупность властных структур. Он представляет собой организацию и проявление власти в масштабах человеческого сообщества, ее структурирование в определенных целях с использованием определенных методов. Выделяется три типа режимов – тоталитарный, авторитарный и демократический.

ДемократическийТоталитарныйАвторитарный
Государственное устройствоГосударство, построенное на основе разделения и взаимного контроля властей, ориентация на удовлетворение потребностей населенияГосударство, осуществляющее тотальный (полный) контроль всех сторон частной и общественной жизниГосударство, поддерживающее общественный порядок путем жестокого контроля определенных секторов общественной жизни
Партийная системаМногопартийностьОдна господствующая партияПравящая партия огосударствлена
Правовой принципРазрешено все, что не запрещено закономЗапрещено все, что не разрешено закономВсе, что касается политической деятельности, строго регламентировано властью
Права и свободы населенияБольшой объем прав и свобод граждан, которые не только провозглашаются, но и гарантируются фактически. Закон защищает права и свободы гражданПрава и свободы граждан лишь декларируются, люди совершенно беззащитны перед произволом властей. Закон защищает не личность, а государствоПрава и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере. Закон преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности
ЭкономикаСмешанная, доминирует частный секторЦентрализованная, наличие государственного планирования и жесткой производственной дисциплиныОбширный государственный
сектор может уживаться с рыночной экономикой

Политическое участие

Политическое участие — действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в органы власти.

Основные формы политического участия граждан:

  • Обращения и письма к власти, встречи с политическими деятелями
  • Участие в деятельности политических партий, организаций, движений
  • Участие в выборах и референдумах
  • Прямые действия (участие в митингах, пикетированиях, демонстрациях и т. д.)

Выборы — процесс избрания путем голосования депутатов, должностных лиц, членов организации.

Референдум— всенародное голосование граждан по наиболее важным вопросам государственного значения: законопроектам, действующим законам и др.

Политическая партия – это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определённых социальных слоев и стремящаяся с достижению определённых политических целей (завоевание государственной власти или участие в её осуществлении).

  • Нацеленность на завоевание и участие в осуществлении власти
  • Наличие определенной идеологии и программы действий
  • Проведение общественных акций
  • Наличие определенной внутренней структуры: устава, руководящих органов, формы членства, организаций на местах

По составуКадровые и массовые
По отношению к законуЛегальные и нелегальные
По отношению к властиПравящие и оппозиционные
По территорииЛокальные, региональные, федеральные
По идеологииНационалистические, религиозные, консервативные, либеральные, социал-демократические, коммунистические, анархистские
По шкале политического спектраПравые, центристские, левые

Внутренние:

  1. Набор новых членов партии
  2. Пополнение партийной кассы
  3. Оптимизация отношений между лидерами (партийной элитой) и рядовыми членами партии и др.
  • Борьба за завоевание политической власти
  • Реализация партийной программы
  • Выражение интересов отдельных социальных групп и слоев
  • Обеспечение связи граждан с государственными структурами
  • Замена стихийных форм политической активности граждан формализованными, контролируемыми формами
  • Отбор и подготовку политических лидеров разного масштаба
  • Участие с их помощью в политическом управлении
  • Подготовка и участие в избирательной кампании
  • Осуществление политической социализации граждан

Правовое государство

Правовым государством может быть названа такая организация власти в стране, которая основана на верховенстве гуманного и справедливого закона, действует строго в определённых законом границах, обеспечивает права и свободы своих граждан. Все структуры власти правового государства подчинены закону.

Признаки правового государства:

  • Верховенство закона
  • Разделение властей
  • Взаимная ответственность государства и личности
  • Гарантия прав и свобод человека
  • Правовая защита собственности

Законодательная власть в РФ представлены парламентом – Федеральным собранием. Он состоит из двух палат:

  1. Совет Федерации (верхняя) – в него входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один представитель от законодательного и один — от исполнительного органа власти. Общее число членов Совета Федерации составляет 170 (исходя из 85 субъектов РФ)
  2. Государственная Дума (нижняя) – состоит из 450 депутатов, избираемых всем населением страны сроком на 5 лет. Депутатом может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Все 450 депутатов избираются по федеральным округам, пропорционально количеству голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых политическими партиями.

Они выполняют следующие функции:

Исполнительная власть представлена Правительством: высшим исполнительным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти на всей территории России. К его полномочиям относятся:

  1. Разработка и представление Федеральному собранию федерального бюджета и обеспечение его исполнения; предоставление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета
  2. Осуществление управления федеральной собственностью
  3. Обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения экологии, а также – единой финансовой и денежно-кредитной политики
  4. Осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ.

Судебная власть — обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Высший судебный орган – Конституционный суд РФ: он контролирует, как в законах и правовых актах соблюдаются прописанные в Конституции нормы. Высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам – Верховный суд РФ, а Высший Арбитражный суд занимается разрешением экономических споров.

Президент РФ — глава Российского государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство РФ на международной арене.

По Конституции Президент РФ прямо не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивая их согласованное функционирование.

  1. Является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина
  2. Принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности
  3. Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти
  4. Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства
  5. Представляет РФ внутри страны и в международных отношениях

Местное самоуправление — это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения (народа, т.е. территориальных коллективов в масштабах города, села, района и т.д.) по решению непосредственно или через создаваемые населением органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Российская Федерация, согласно статье 5 Конституции 1993 года, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации между собой равноправны. В настоящее время таких субъектов Федерации 85. Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами Федерации.

  1. Государственная целостность
  2. Единство системы государственной власти
  3. Разграничение предметов ведения полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти её субъектов
  4. Равноправие и самоопределение народов Российской Федерации
  5. Принцип единого и равного гражданства Российской Федерации независимо от оснований его приобретения
  6. Установление русского языка как единого государственного языка на всей территории Российской Федерации. Свои государственные языки могут устанавливать и республики

Субъекты РФ не обладают правом выхода из её состава, но статус субъекта Федерации по согласованию с общефедеральными органами власти и на основании специального конституционного закона может быть изменён.

Политическая сфера — одна из наиболее важных сфер общественной жизни.

Политическая сфера — это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность.

§ политические организации и институты — социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;

§ политические нормы - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;

§ политические коммуникации - отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;

§ политическая культура и идеология — политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

Потребности и интересы формируют определенные политические цели социальных групп. На этой целевой основе возникают политические партии, общественные движения, властные государственные институты, осуществляющие конкретную политическую деятельность. Взаимодействие крупных социальных групп друг с другом и институтами власти составляет коммуникативную подсистему политической сферы. Это взаимодействие упорядочивают различные нормы, обычаи и традиции. Отражение и осознание этих отношений формируют культурно-идеологическую подсистему политической сферы.

Наиболее общими признаками государстваявляются:

Территория. Государство представляет единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории, что влечет за собой административно-территориальное деление государства.

Население. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному обществу и государству, состав, гражданство, порядок его приобретения и утраты и т.д.

Публичная власть.Государство – это особая организация государственной власти, располагающая специальным аппаратом управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности.

Суверенитет. Государственный суверенитет – это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а также ее независимость на международной арене при условии ненарушения суверенитета других государств.

Издание правовых норм. Государство организует общественную жизнь на правовых началах. Только государство в лице своих компетентных органов (в отличии от других политических организаций) издает веления, имеющие обязательную силу для всего населения страны в отличии от иных норм общественной жизни (норм морали, обычаев, традиций) Правовые нормы обеспечиваются мерами государственного принуждения с помощью специальных органов.

Обязательные сборы с граждан –налоги, подати, займы. Государство устанавливает их для содержания публичной власти. Обязательные сборы используются государством на содержание армии, полиции и других принудительных органов, государственного аппарата, на государственные программы.

Государственные символы. Каждое государство имеет официальное название, гимн, герб, флаг, памятные даты, государственные праздники. Государство устанавливает правила официального поведения, формы обращению людей друг к другу, приветствия и т.п.

Государство относится к наиболее устойчивой структуре политической организации общества в силу того, что выполняет ряд функций, отличных от деятельности других субъектов политической системы.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА – это обязанности, круг деятельности, назначение, роль в наиболее концентрированной, обобщенной форме.

Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества.

  • Экономическая функция
  • Социальная функция
  • Финансово-контрольная
  • Правоохранительная функция
  • Культурно-просветительная функция
  • Политико-охранительная функция
  • Природоохранительная (экологическая) функция

Внешние функции государства – это основные направления его деятельности на международной арене.

  • Оборонная функция
  • Дипломатическая и торгово-экономическая функции
  • Борьба за мир и мирное сосуществование
  • Участие в деятельности международных и межгосударственных
  • Культурный, научный и информационный обмен .
  • Взаимодействие с другими странами

Политическая сфера — одна из наиболее важных сфер общественной жизни.

Политическая сфера — это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность.

§ политические организации и институты — социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;

§ политические нормы - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;

§ политические коммуникации - отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;

§ политическая культура и идеология — политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

Потребности и интересы формируют определенные политические цели социальных групп. На этой целевой основе возникают политические партии, общественные движения, властные государственные институты, осуществляющие конкретную политическую деятельность. Взаимодействие крупных социальных групп друг с другом и институтами власти составляет коммуникативную подсистему политической сферы. Это взаимодействие упорядочивают различные нормы, обычаи и традиции. Отражение и осознание этих отношений формируют культурно-идеологическую подсистему политической сферы.

Наиболее общими признаками государстваявляются:

Территория. Государство представляет единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории, что влечет за собой административно-территориальное деление государства.

Население. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному обществу и государству, состав, гражданство, порядок его приобретения и утраты и т.д.

Публичная власть.Государство – это особая организация государственной власти, располагающая специальным аппаратом управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности.

Суверенитет. Государственный суверенитет – это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а также ее независимость на международной арене при условии ненарушения суверенитета других государств.

Издание правовых норм. Государство организует общественную жизнь на правовых началах. Только государство в лице своих компетентных органов (в отличии от других политических организаций) издает веления, имеющие обязательную силу для всего населения страны в отличии от иных норм общественной жизни (норм морали, обычаев, традиций) Правовые нормы обеспечиваются мерами государственного принуждения с помощью специальных органов.

Обязательные сборы с граждан –налоги, подати, займы. Государство устанавливает их для содержания публичной власти. Обязательные сборы используются государством на содержание армии, полиции и других принудительных органов, государственного аппарата, на государственные программы.

Государственные символы. Каждое государство имеет официальное название, гимн, герб, флаг, памятные даты, государственные праздники. Государство устанавливает правила официального поведения, формы обращению людей друг к другу, приветствия и т.п.

Государство относится к наиболее устойчивой структуре политической организации общества в силу того, что выполняет ряд функций, отличных от деятельности других субъектов политической системы.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА – это обязанности, круг деятельности, назначение, роль в наиболее концентрированной, обобщенной форме.

Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества.

  • Экономическая функция
  • Социальная функция
  • Финансово-контрольная
  • Правоохранительная функция
  • Культурно-просветительная функция
  • Политико-охранительная функция
  • Природоохранительная (экологическая) функция

Внешние функции государства – это основные направления его деятельности на международной арене.

Политическая сфера общества включает в себя президента и его аппарат, правительство и парламент (в России это Федеральное собрание), местные органы власти, армию, полицию, налоговые органы, таможенную службу, а также негосударственные объединения. В связи с этим мы можем дать такое определение политической сфере:

Политическая сфера общества — деятельность индивидов и социальных групп в связи с их отношением к государственной власти, политическим организациям и политическому режиму.

Власть — это способность социальных общностей или личностей навязывать свою волю другим, влиять на других людей и контролировать их действия.

В первобытном обществе власть опиралась на авторитет, традицию. В современном мире основой власти является закон.

При разделении общества на классы, с возникновением социальных общностей с противоположными интересами власть становится политической, она помимо авторитета, убеждения опирается на принуждение, насилие.

Политика — во-первых, это борьба за власть, её захват, удержание и использование в определённых целях; во-вторых, это искусство управления обществом и государством.

С возникновением политики возникает политическая система (организация) общества.

Политическая система общества — это совокупность государственных и политических учреждений, политических отношений, политических и правовых норм.

Основным элементом политической системы общества является государство.

Государство имеет определённые признаки, например:

  • особая система органов и учреждений, которым принадлежит власть;
  • наличие определённой территории, на которую распространяется юрисдикция данного государства;
  • наличие права, закрепляющего систему норм, санкционированных этим государством;
  • взимание налогов и сборов.

Государство выполняет целый ряд функций, важнейшие из них следующие:

  • регулирование экономических и социальных отношений;
  • правовое регулирование;
  • охрана общественного порядка;
  • оборона страны;
  • защита интересов страны на международной арене.

Таким образом, основная цель политической сферы — узаконивание способов борьбы за власть и защита таковой. Также важной функцией политической власти является регулирование общественного производства, когда все его участники подчиняются представителю власти. При этом осуществляется контроль над взаимоотношениями между людьми в обществе. В демократическом гражданском обществе власть обеспечивает и охраняет, в первую очередь, права и свободы личности. На практике власть достигается часто с использованием силы. Такая власть служит для того, чтобы эксплуатировать подчинённых, население. Политическая сфера — это необходимое условие для принятия и осуществления законов, для поддержания мира и спокойствия в обществе.

ПУБЛИЧНАЯ СФЕРА (PUBLIC SPHERE) Сфера публичной жизни, в рамках которой может разворачиваться обсуждение общественно значимых вопросов, ведущее к формированию информированного общественного мнения. С развитием публичной сферы связан ряд институтов — государство, газеты и журналы, обеспечение публичного пространства, такого, как парки, кафе и другие общественные места, — а также культура, благоприятствующая публичной жизни. Некоторые теоретики, такие, как Хабермас или Сеннет (Sennett, 1974), утверждали, что публичная сфера была наиболее развита в Европе XVIII в., и что с тех пор наблюдались отход от участия в общественной жизни и растущее разделение между сферами публичной и частной жизни под влиянием развития капитализма и коммодификации повседневной жизни. Это означало разрыв между семьей и жизнью домохозяйства, с одной стороны, и миром работы и политики — с другой. Это деление обусловлено также гендерными различиями, поскольку организацией частной сферы занимаются женщины, а в публичной доминируют мужчины. Предметом широкого обсуждения была современная роль средств массовой коммуникации, особенно телевидения, в сохранении публичной сферы (Dahlgren, 1995). Некоторые участники этой дискуссии утверждают, что телевидение делает тривиальными затрагиваемые вопросы и отличается тенденциозностью, вследствие чего препятствует обоснованному публичному обсуждению. Другие говорят о том, что телевидение в сущности поставляет сырой материал, используемый людьми для обсуждения общественно значимых вопросов в повседневной жизни. См. также: Приватизация; Приватизм.

Социологический словарь. — М.: Экономика . Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер . 2004 .

Смотреть что такое "ПУБЛИЧНАЯ СФЕРА" в других словарях:

ПУБЛИЧНАЯ СФЕРА — (public sphere) термин Хабермаса (1962) для обозначения грамотного буржуазного общества (и позже общества в целом ), способного действовать в качестве критического противовеса государству. Историческое изображение Хабермасом критического форума… … Большой толковый социологический словарь

Устная публичная речь — – литературная речь устных публичных выступлений в разных жанрах и сферах общения, относящихся к разным функц. стилям. Отличительной ее чертой является адресованность большой аудитории. Вопрос о статусе У. п. р. и ее лингвистической сущности в… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

ПУБЛИКА — регулятивный идеал демократической формы правления; социологический феномен; норма и принцип, во имя которого возможна критика демократических институтов; центральная категория либерально демократической теории. Получила развитие в виде понятий… … Социология: Энциклопедия

Красин, Юрий Андреевич — (р. 07.06.1929) спец. по соц. филос. и полит. науке; д р филос. наук, проф. Род. в г. Пенза. Окончил филос. ф т ЛГУ (1952). С 1952 по 1960 преп., доц. кафедры филос. Ленингр. пед. ин та. С 1960 доц. кафедры филос. ИПК при МГУ. С 1963 по 1975… … Большая биографическая энциклопедия

ДОМАШНИЙ ТРУД — (domestic labour) 1. Многочисленные, часто рутинные задачи, включая работу по дому и присмотр за детьми, служащих поддержанию домашнего хозяйства. В большинстве современных обществ такой труд не оплачивается, приватизирован и основан на тендерных … Большой толковый социологический словарь

Гендерная система — (система гендерных отношений). Данное понятие включает разнообразные компоненты и по разному определяется исследователями. Впервые термин поло гендерная система использован американской феминисткой антропологом Гейл Рубин в статье Торговля… … Термины гендерных исследований

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО — (civil society) (в смысле, приме няемом Гегелем и Марксом) рыночные и экономические отношения (в отличие от деятельности государства); промежуточная сфера между семьей и государством. В широком смысле сфера обширных социальных отношений и… … Большой толковый социологический словарь

Патриархатный тип государственной политики — в отношении женщин это политика, основанная на концепции определенного разделения функций в семье и обществе между мужчиной и женщиной. При этом естественным предназначением женщины считаются сферы материнства, воспитания детей и ведения… … Термины гендерных исследований

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ и ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ — (public opinion and opinion polls) выражения позиций по политическим проблемам или текущим делам членами общества. Начиная с появления полиса мнения, внедренного Джорджем Гэллапом, термин относится, прежде всего, к формулировкам мнения,… … Большой толковый социологический словарь

Читайте также: