Психосинтез в психотерапии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Психосинтез — одно из направлений трансперсональной психологии, исходящей из того, что за пределами нашей личности есть другая психическая реальность. Как, чем и в каких случаях может быть полезен этот подход?

История

1926. В Риме психиатр Роберто Ассаджиоли (1888 — 1974) основал Институт психосинтеза. После Второй мировой войны Институт возобновил работу во Флоренции, а в США появилась Ассоциация психосинтеза.

Создатель психосинтеза вдохновлялся идеями Фрейда, но не был ими полностью удовлетворен. Он хотел связать все достижения психоанализа и включить в поле исследований творческий потенциал человека и его трансцендентальность. Психосинтез — особый подход в психологии, предлагающий свою модель личности человека и представление о ее месте в мире.

Определение

Принцип действия

Психосинтез Р. Ассаджиоли

Психосинтез Р. Ассаджиоли

Возникает вопрос: внес ли Ассаджиоли что-то новое в идеи Фрейда и Юнга и можно ли психосинтез считать самостоятельным направлением?

Практика чрезвычайной популярности психосинтеза ответила положительно на оба эти вопроса.

Несмотря на творческое заимствование идей своих знаменитых предшественников, Ассаджиоли создал свою теорию структуры личности (кстати, внеся в нее идею Альфреда Адлера о врожденном бессознательном стремлении к самосовершенствованию), ввел целый ряд новых понятий, а также разработал четкую практику психотерапевтических упражнений.

В настоящее время психосинтез широко применяется в различных областях. В психотерапии (как в медицинской, так и в немедицинской) он используется для лечения психосоматических заболеваний, выявления и коррекции пограничных нервно-психических состояний, уточнения и преодоления неврозов и других личностных проблем.

Психосинтез и его отдельные элементы и упражнения применяются в различных системах педагогики и воспитания.

В связи с широкой популяризацией идей и приемов психосинтеза в многочисленных научных и популярных изданиях, на семинарах и тренингах, он стал все более распространяться как метод самопознания и самосовершенствования личности.

Психосинтез

Основные подходы психосинтеза Ассаджиоли лучше всего понять, рассматривая предложенную им структуру личности.

Структура личности по Ассаджиоли включает:

1- низшее бессознательное;

2- среднее бессознательное (предсознание);

3- высшее бессознательное (супербессознательное);

4- поле сознания;

5- сознательное Я;

6- высшее Я;

7- коллективное бессознательное.

Низшее бессознательное

Среднее бессознательное (предсознание)

Высшее бессознательное (супербессознательное)

Разумеется, нельзя говорить о том, что низшее бессознательное хуже высшего, - каждое из них играет свою важную роль. Просто если ту же тягу к творчеству Фрейд объяснял сублимацией низших инстинктов, то Ассаджиоли считал самостоятельным высшим инстинктом.

Здесь вы можете увидеть некоторую аналогию со взглядами Альфреда Адлера (нашедшими дальнейшее развитие в гуманистической психологии), который считал, что в человеке изначально заложено стремление к самосовершенствованию.

Ассаджиоли считал, что в высшем бессознательном локализуются и высшие парапсихические процессы.

Поле сознания

В этот раздел Ассаджиоли включает осознаваемую, анализируемую индивидом часть личности, ощущений и восприятии. При этом он, как и все психоаналитики, не утверждает, что это осознание объективно.

Сознательное Я (или собственно Эго)

Высшее Я

Этот раздел наиболее ярко показывает собственные достижения психосинтеза. Ассаджиоли считает высшее Я - истинной сущностью человека, к которой он неизменно возвращается после различных отклонений в другие состояния сознания (сон, обморок, состояние аффекта, наркоз, опьянение, бред, гипноз и т.п.). Именно осознание своего личного высшего Я Ассаджиоли считает условием психического здоровья.

Коллективное бессознательное

Ассаджиоли согласен с Юнгом в том, что индивидуальное бессознательное существует не изолированно, а множеством незримых нитей связано с коллективным бессознательным как в пространстве (бессознательная связь с психикой современников), так и во времени (связь с памятью предков, поколений, опытом всего человечества).

Как уже говорилось, решающим условием обретения психического здоровья Ассаджиоли считает постижение своего высшего (то есть истинного) Я. Именно на базе этого постижения (и только после этого) индивид с помощью терапевта налаживает наиболее гармоничные взаимоотношения с самим собой, с другими людьми, с окружающим миром. Это и составляет сущность практики психосинтеза.

Технически эта процедура подразделяется на следующие этапы:

- глубинное постижение своей личности в целом;

- выявление основных элементов личности и контроль над ними;

- выделение своего высшего (истинного) Я и его постижение;

на этом этапе происходит выявление или формирование объединяющего центра Я - собственно психосинтез (то есть формирование или переформирование личности вокруг вновь созданного или выявленного объединяющего центра Я).

Рассмотрим коротко каждый из этих этапов.

Глубинное постижение личности

Эта работа начинается с анализа проявлений низшего бессознательного и во многом напоминает подходы Фрейда к работе с Оно. Здесь Ассаджиоли согласен с Фрейдом в том, что причинами различных психологических комплексов, неврозов являются ранние детские переживания, впоследствии вытесненные из сознания.

Согласно терминологии психосинтеза, эти вытесненные переживания сохраняются в виде фантазии, мыслеобразов, темных сил, провоцирующих и усугубляющих неврозы.

На этом же этапе, после анализа низшего бессознательного, терапевт подводит клиента к изучению среднего и высшего бессознательного, помогая ему увидеть свои скрытые творческие способности, свое истинное призвание.

Здесь Ассаджиоли рекомендует не проявлять самодеятельности и работать под руководством квалифицированного психоаналитика традиционными фрейдовскими методами.

Все различие задач психосинтеза и классического психоанализа на данном этапе Ассаджиоли видит в том, что в психосинтезе психоанализ играет не основную, а подчиненную роль, подготавливая клиента к основной терапевтической работе - синтезу.

Выявление основных элементов личности и контроль над ними

Эти этапы могут проходить как в строгой последовательности, так и одновременно, так как процесс глубинного познания личности, а затем и познания своего истинного Я- бесконечны.

Естественно, что для того, чтобы определить элементы личности, присущие ей, но не являющиеся ее сущностью, надо определить эту сущность, то есть одновременно с выявлением элементов совершенствовать свое истинное, высшее Я.

На данном этапе применяются два основных метода:

б) работа над субличностями.

Разотождествление

Психотерапевт помогает клиенту понять, что неудачи или болезнь являются не сутью его личности, а лишь ее элементами, от которых он должен сначала отделиться психологически, а затем и фактически.

Некоторые отождествления себя с элементами личности могут казаться вполне безвредными и даже стимулирующими самосовершенствование, но на каком-то этапе могут стать причиной неврозов.

Например, фотомодель, манекенщица, спортсмен могут отождествлять себя с красивым и ловким телом. На определенном этапе это будет помогать им в избранном амплуа. Однако с возрастом (который для других профессий считается еще молодым) они могут начать переживать, что их тело теряет молодость и совершенство. А так как они отождествляют свою личность именно с этим элементом, то многие из них будут считать это личностной катастрофой.

Знаменитая голливудская актриса Мерилин Монро, считавшаяся секс-символом Америки, невольно отождествляла себя главным образом с молодой и красивой внешностью и задолго до критического возраста начала впадать в депрессию (и принимать наркотики), понимая, что век актрисы такого амплуа короток.

В отличие от нее не менее выдающиеся звезды кино Грета Гарбо и Марлен Дитрих отождествлялись зрителями (и отождествляли себя) не только с внешней красотой, но и с тонким интеллектом, совершенствование которого безгранично. Поэтому они пользовались успехом и находились в мобильном состоянии многие годы.

Конечно, и для них красота и молодость были важны, но это не были элементы их личности, а у Мерилин Монро это отождествлялось с самой личностью, поэтому страх утраты этого (еще задолго до самой утраты) привел ее к личностной катастрофе.

Так, женщина, которая рассматривает себя в первую очередь как объект физического влечения, очень болезненно относится к своим возрастным изменениям. Если же она начинает воспринимать себя и как постоянно совершенствующуюся хозяйку дома, заботливую мать, а затем и любящую и любимую бабушку, возрастные изменения воспринимаются значительно менее печально и уж во всяком случае не катастрофически.

Поэтому важно научиться отождествлять себя с положительными для психического здоровья элементами личности, а с теми, которые таят в себе опасность усугубляющегося невроза, надо стараться разотождествляться, понимая, что это не сущность личности, а лишь один из элементов ее, к тому же далеко не главный. Процесс этот не простой и требует терпения и квалифицированного руководства.

От этих рассуждений всего один шаг до следующего метода этого этапа психосинтеза - работы с субличностями.

Работа с субличностями

Можно сказать, что субличности отличаются от элементов личности тем, что если элементы - это определенные качества, то субличности - это более целостные образы самовосприятия.

У каждого из нас несколько субличностей, обладающих относительной самостоятельностью. Так, наше восприятие себя как сына своих родителей отличается от нашего восприятия себя как отца своих детей. Наше самовосприятие как начальника по отношению к одним сотрудникам отличается от нашего восприятия себя как подчиненного по отношению к другим.

У одного мужчины субличности мужа и любовника не мешают друг другу, а для другого являются причиной полного внутреннего разлада. Еще сильнее подобные ситуации переносятся женщинами.

Поэтому задачей психотерапевта является работа именно с теми субличностями, которые конфликтуют и этим самым усугубляют психологические проблемы клиента.

Следует помнить, что в наличии большого количества субличностей у одного человека нет ничего плохого. Напротив, чем больше субличностей у нормального психически здорового человека, тем духовно богаче сама личность.

Важно, чтобы какие-то из этих субличностей не вошли в непреодолимый конфликт друг с другом. Именно в этих случаях (и только в этих) требуется квалифицированная работа с субличностями.

Неправда ли, это аналогично процессу разотождествления с элементами личности? То есть индивид с помощью терапевта должен осознавать, что эта субличность не заполняет всю его личность и вполне может быть отстранена. Для этого очень важно распознать свое истинное (высшее) Я, которое и окажется объединяющим центром личности.

Перед нами трудная и длительная задача, и надо честно признаться, что не каждому клиенту даже под руководством квалифицированного психотерапевта удается ее решить полностью. Однако даже частичный успех в этом направлении помогает легче переносить психотравмирующие состояния.

Следует помнить, что истинное Я отличается от элементов и субличностей своей неизменной сущностью. Именно это свойство и позволяет ему (истинному Я) выполнять роль объединяющего центра на протяжении длительной и кропотливой терапевтической работы.

Истинное Я, по словам Ассаджиоли, представляет собой стержень личности, чистое сознание, то есть сознание, свободное от влияния временно господствующих в нем элементов и субличностей.

Задача психотерапевта на этом этапе - выработка у клиента способности его истинного Я разотождествляться с отдельными элементами и дезидентифицироваться с различными субличностями, то есть отделяться от них для их анализа, контроля и управления ими как бы со стороны.

Обретение такой способности позволит сохранять душевное спокойствие и равновесие и обретать гармонию психофизического самоощущения, отделяя или хотя бы отдаляя (дистанцируя) свою сущность от временных переживаний, психотравмирующих мыслей и эмоций.

Такой придуманный идеальный образ своего высшего Я называется внешним объединяющим центром, вокруг которого тоже можно начать работы по отстранению нежелательных элементов и субличностей, их контролю и коррекции.

Психотерапевт в данном случае помогает в выборе этого идеального Я, исходя из реальных возможностей (личностных резервов) клиента. Он не должен стремиться стать своей противоположностью (чего мы нередко хотим от себя или от наших близких), из этого все равно ничего не получится, кроме разочарования в себе и в методе психосинтеза.

Выбранная в качестве внешнего объединяющего центра цель личностного оздоровления и совершенствования должна быть объективно достижима: синтез (новая конструкция личности) может быть основан только на имеющихся и подвергнутых анализу личностных ресурсах.

Такой прием перестройки себя под выбранный самостоятельно или с помощью психотерапевта идеальный образ называется имаготерапией (от англ. image - образ). Зародившись в недрах психосинтеза, имаготерапия в настоящее время нередко применяется как отдельный терапевтический метод.

(Справедливости ради следует отметить, что этот метод перевоплощения во внутренний мир героя через подражание его внешнему образу и манерам поведения широко применял К.С.Станиславский в работе актера над ролью.)

Внешний объединяющий центр решает задачу примирения и координации стремлений низшего и высшего Я, снимая между ними скрытые конфликты, которые с позиции психосинтеза нередко становятся причинами неврозов и труднопреодолимых психологических проблем.

Обычно процесс формирования или переформирования личности вокруг внешнего объединяющего центра представляют в виде четырех основных ступеней.

Первая ступень

Выбор идеальной модели своего желаемого Я

Для этого надо, как мы уже говорили, подобрать образ, достижение которого потребует хотя и больших, но доступных для данного человека усилий. Нереальная, завышенная по отношению к потенциальным возможностям данного человека оценка сделает психосинтез не только бесполезным, но и вредным, так как еще более усугубит фрустрацию и безнадежность. (Не зря многие фанатичные поклонники Фридриха Ницше, поверив в свои возможности стать сверхчеловеком и не сумев достичь этой цели, кончали жизнь самоубийством.)

Ассаджиоли делит выбираемые идеальные Я -образы на два основных типа:

1) характерные для интровертов образы внутреннего, духовного совершенствования, достижения внутренней гармонии;

2) характерные для экстравертов образы лиц, достигающих общественно признанного успеха в различных сферах деятельности.

Важно, чтобы выбранный образ соответствовал (или хотя бы не противоречил) типу личности клиента - ярко выраженного интроверта или экстраверта. При этом не следует стремиться непременно отнести клиента к интровертам или экстравертам. Следует помнить, что у многих эти различия не выражены ярко, более 30% людей являются амбавертами, то есть их личности проявляют как интровертированную (внутреннюю) направленность, так и эксравертированную (внешнюю) направленность. Таким людям следует подбирать Я-образы, исходя из других наклонностей, способностей и интересов.

Вторая ступень

Конструктивное использование всех энергетических ресурсов

Ассаджиоли указывает на два основных энергетических источника:

2) высвобождающаяся на разных уровнях личности энергия врожденного стремления человека к самосовершенствованию, обретению гармонии в слиянии со своим высшим (истинным) Я.

В этом смысле трансмутация напоминает то, что Фрейд называл сублимацией. Однако у Ассаджиоли это не спонтанный защитный механизм личности, а целенаправленный (с помощью терапевта) процесс на пути к идеальной модели личности.

Третья ступень

Анализ модельных компонентов идеального Я позволяет обнаружить, что какие-то необходимые элементы недостаточно развиты или вообще отсутствуют. С этого момента начинается работа над их формированием и совершенствованием. Сюда же некоторые психосинтетики добавляют работу над устранением или уменьшением влияния элементов, мешающих гармонизации личности на пути к идеальному Я.

Для этого одновременно используются внутренний и внешний пути.

Внутренний путь - это самовнушение, что необходимые элементы идеального Я уже присутствуют и развиваются до нужного уровня. Самовнушение может использоваться и для устранения или уменьшения влияния на личность нежелательных элементов.

Внешний путь - это действенное формирование и совершенствование необходимых качеств (уверенности, смелости, выдержки, самоконтроля и др.) и психических функций (внимания, памяти, воображения и др.) путем систематической тренировки.

Здесь успешно используются бихевиористские методы как тренинга нужных умений (и качеств), так и систематической десенсибилизации или негативного подкрепления (для уменьшения или устранения) мешающих элементов.

Четвертая ступень

Гармонизация структуры личности

На этой ступени осуществляется четкое распределение и закрепление иерархической зависимости (или субординационной соподчиненности) различных имевшихся в наличии, скорректированных и вновь сформированных элементов личности в соответствии с выбранной идеальной моделью.

Работу на этой ступени, являющейся завершением всего психосинтеза, сравнивают с творением красивой музыки из гармоничного соединения отдельных нот, которые существовали и до этого, но, будучи неправильно распределены, доставляли мучение и исполнителю, и слушателям.

Другие авторы, в частности, Юнг, Медер, Карузо, Стокер и Кречмер, употребляют слова синтез, психосинтез, синтез существования и синтетическая психотерапия в более широком и глубоком смысле, подразумевая развитие целостной и гармоничной личности, в том числе сознательной и бессознательной её частей.

Последовательно разрабатываемая мной (начиная с 1910 года — Прим. перев.) концепция и практика психосинтеза включает в себя идеи упомянутых выше авторов, однако носит более всеобъемлющий характер, будучи в то же время более определённой и технологичной.

При первом взгляде на современную цивилизацию в глаза бросается её крайняя экстравертность, её желание познать и подчинить силы природы для удовлетворения своих беспрестанно растущих потребностей и запросов. Но, как покажет более пристальное рассмотрение, эта безусловно доминирующая в нашем веке тенденция отнюдь не является единственной.

Общеизвестно, что в последние семьдесят лет небольшая поначалу, но постепенно растущая группа исследователей обратилась к изучению таинственных глубин человеческой психики. Наиболее важные результаты в этом направлении были получены не академическими психологами, а независимыми изыскателями. Почти все они были врачами-клиницистами, исследовательская деятельность которых побуждалась запросами врачебной практики и подкреплялась многочисленными свидетельствами того, что определённые психические явления можно наблюдать лишь при условии их болезненной обострённости, акцентуации.

Вскоре после Жане к исследованию бессознательных психических процессов обратился венский врач Зигмунд Фрейд. Отправным пунктом для него послужил катарсический метод Брейера — воскрешение в сознании пациента забытой психической травмы, вызвавшей симптомы заболевания, и высвобождение связанных с ней сильных эмоций. Сам Брейер применял с этой целью гипноз, но Фрейд вскоре обнаружил, что того же результата можно достичь с помощью двух собственно психоаналитических методов, а именно: метода свободных ассоциаций и толкования сновидений.

Фрейд показал, что различные физические симптомы и психологические нарушения вызываются инстинктами, влечениями, фантазиями и так далее, которые скрыты в бессознательном и удерживаются там посредством различных защитных механизмов. Он обнаружил также, что многие проявления нашей обыденной жизни — сновидения, шутки, выпадения из памяти, ошибки и оплошности в поведении — и даже некоторые произведения живописи и литературы обязаны своим возникновением тем же психологическим механизмам, которые определяют патологические симптомы в случае болезни.

У Фрейда было много учеников и последователей. Некоторые из них вносили в его учение различные дополнения и изменения, не выходя при этом за рамки классического психоанализа; таковы Карл Абрагам, Шандор Ференци, Вильгельм Штекель, Мелани Клейн и другие. Напротив, ряд его первых учеников и сотрудников встал на независимые и даже враждебные позиции, создав свои собственные методы, концепции, а иногда и школы.

Наиболее известны из них Альфред Адлер, который подчёркивал важность стремления к самоутверждению или воли к власти; Карл Юнг, который исследовал более глубокие слои бессознательного, обнаружил там коллективные по своей природе образы и символы, а также сделал оригинальный вклад в классификацию и описание психологических типов; Отто Ранк, который придавал особое значение проблеме обособления и единения, а также функции воли. Впоследствии Карен Хорни указала на важность актуальных конфликтов и потребности в безопасности, а Эрих Фромм подчеркнул роль социального давления на индивида.

Если мы обратимся теперь к более широкой области, то обнаружим, что значительный вклад в дело познания и совершенствования природы человека внесли и менее известные для неспециалистов отрасли медицины и психологии, а также независимые культурные движения. К их числу относятся:

Cхема личности

Все эти исследования и разработки дают такую массу материала, что вполне можно попытаться внутренне согласовать его и синтезировать. Если мы соберём твёрдо установленные факты, достоверные и хорошо проверенные сведения, а также достаточно аргументированные объяснения, не обращая внимания на перегибы и теоретические надстройки различных школ, то получим многомерную концепцию человеческой личности; будучи далёкой от совершенства и завершённости, эта концепция представляется нам более содержательной и близкой к действительности, чем предшествующие.

С учётом этих оговорок и ограничений карта нашего внутреннего мира выглядит следующим образом:

Схема 1

1. Низшее бессознательное:
2. Среднее бессознательное:

Эта область состоит из психических элементов, сходных с психическими элементами бодрствующего сознания и свободно в него проникающих. Здесь происходит усвоение полученного нами опыта; здесь, прежде чем родиться в свете сознания, зарождаются, развиваются и созревают плоды повседневной деятельности нашего ума и воображения.

3. Высшее бессознательное, или сверхсознательное:
4. Поле сознания:

Этот не совсем точный, но понятный и пригодный для практических целей термин обозначает непосредственно сознаваемую нами часть нашей личности: непрерывный поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний и влечений, доступных нашему наблюдению, анализу и оценке.

7. Коллективное бессознательное:

Приведённая выше схема помогает примирить два факта, которые на первый взгляд кажутся взаимоисключающими:

Данная концепция структуры внутреннего мира человека включает в себя, согласует между собой и сводит воедино результаты различных наблюдений и экспериментов. Она позволяет нам полнее и глубже понять драматические коллизии нашей жизни с её конфликтами и проблемами, указывает на средства их разрешения и намечает нам путь к освобождению.

Не удивительно, что не зная и не понимая себя, человек не управляет собой, вращаясь в кругу своих ошибок и недостатков; вот почему столь многим людям жизнь не удалась — или, во всяком случае, была омрачена болезнями души и тела, истерзана сомнениями, разочарованиями и отчаянием. Не удивительно, что иногда человек в своём слепом стремлении к свободе и удовлетворению яростно восстаёт против существующего положения вещей, а иногда, пытаясь приглушить внутреннюю боль, с головой уходит в лихорадочную деятельность, отдаётся разгулу страстей или пускается в безрассудные приключения.

Задача, конечно, не лёгкая и не простая, но разрешимость её засвидетельствована теми, кто применял для этого необходимые и достаточные средства.

Стадии достижения данной цели таковы:

Давайте рассмотрим каждую из этих стадий.

Глубокое познание своей личности

Для того, чтобы действительно познать себя, недостаточно составить опись элементов, образующих наше сознательное существо.

Такое исследование может проводиться самостоятельно, но гораздо легче осуществлять его при посредстве другого лица. В любом случае исследование нужно проводить строго научно, с величайшей объективностью и беспристрастностью, без предвзятого теоретизирования, а также не позволяя скрытому или бурному сопротивлению наших страхов, желаний и эмоциональных предпочтений отпугивать нас от самопознания или вводить в заблуждение.

Психоанализ, как правило, на этом останавливается; но такая ограниченность неоправдана. Необходимо исследовать также области среднего и высшего бессознательного. Благодаря этому, мы обнаружим в себе неизвестные прежде способности, своё истинное призвание, свои высшие потенциальные возможности, которые пытаются выразить себя, но которые мы нередко отвергаем и подавляем непонимания, предубеждённости или страха. Мы обнаружим также огромный запас недифференцированной психической энергии, скрытой в каждом из нас, — пластичную часть бессознательного, которая находится в нашем распоряжении, наделяя нас неограниченной способностью к научению и созиданию.

Контроль над различными элементами личности

После того, как мы выявим все эти элементы, мы должны овладеть ими и обрести над ними контроль. Наиболее эффективным методом для достижения этой цели служит метод растождествления. Он основан на фундаментальном психологическом принципе, который может быть сформулирован следующим образом:

Над нами властвует всё то, с чем мы себя отождествляем. Мы можем властвовать над тем и контролировать всё то, с чем мы себя растождествили.

В этом принципе заключён секрет нашей свободы и нашего порабощения.

Далее, вместо того, чтобы раз за разом отражать идущие из бессознательного атаки, мы можем воспользоваться более основательным и решительным методом: мы можем обратиться к глубинным причинам этих атак и выкорчевать проблему с корнем. Эта процедура может быть разделена на две фазы:

  • a. Разложение вредных комплексов или мыслеобразов на элементы.
  • b. Управление высвобождаемыми энергиями и их использование.

Как известно, чересчур критичное и аналитическое отношение к своим чувствам и эмоциям способно сковывать и даже убивать их. Эту способность критического отношения, применяемую нередко во вред нашим высшим чувствам и творческим возможностям, следует использовать для освобождения от нежелательных импульсов и тенденций. Однако критический анализ иногда бывает недостаточным. Некоторые устойчивые тенденции, некоторые витальные элементы нашего существа упорно продолжают существовать, сколько бы мы их не осуждали и не отрицали. В особенности это касается сексуальных и агрессивных побуждений.

Отсоединяясь от того или иного комплекса или отклоняясь от своего прежнего русла, они приводят нас в состояние возбуждения и, беспокойства и могут найти для себя новый, но столь же нежелательный выход.

Поэтому такие силы не следует пускать на самотёк, их нужно направлять на безвредные или, ещё лучше, конструктивные цели: разного рода творческую деятельность, перестройку личности, содействие психосинтезу. Но для того, чтобы это стало возможным, мы должны начинать с центра; мы должны утвердить и наделить силой объединяющий и руководящий Принцип нашей жизни.

При благоприятных обстоятельствах процесс такого восхождения протекает в мере стихийно — в ходе естественного внутреннего роста, питаемого разнообразным жизненным опытом; но зачастую этот процесс идёт очень медленно. При любых обстоятельствах, однако, его можно значительно ускорить путём целенаправленного сознательного действия и применения надлежащих активных методов.

Для одних таким идеалом может стать художник, творец прекрасных форм, для которого искусство стало ведущей жизненной потребностью, движущим принципом существования. Для других таким идеалом может стать искатель Истины, философ, учёный. Ещё для подойдёт более приземленный, более личный идеал хорошего отца или матери.

Другим примером (в прошлом достаточно распространённым) может служить женщина, которая отождествила себя с любимым мужчиной, живёт для него и поглощена им. В древней Индии жена считала мужа не только господином, она поклонялась ему как своему духовному учителю, Гуру, — почти что Богу.

Схема 2

Психосинтез. Формирование или перестройка личности вокруг нового центра

После того, как мы выявили или создали объединяющий центр, у нас появляется возможность построить вокруг него новую личность — органичную, внутренне согласованную и объединённую в одно целое.

Оба метода эффективны, и каждый из них подходит для соответствующего типа личности. Но желательно знать, понимать значение и в степени применять оба метода, что позволит избежать крайностей и ограниченности, присущей каждому из них в отдельности.

С другой стороны, последователи второго метода должны остерегаться стать чересчур пассивными и безответственными, принимая порывы бессознательных сил, желаний и стремлений низшего порядка за указания и наития свыше. Кроме того, они должны развивать в себе способность стойко переносить неминуемые периоды внутреннего бесплодия и мрака, когда сознательная связь с духовным Центром обрывается и личность чувствует себя покинутой.

После того как идеальная форма определена, начинается практический психосинтез, построение новой личности как таковое. Эта работа может быть разделена на три главные части:

    Использование всех имеющихся в распоряжении энергий. К ним относятся:

  • а) силы, высвобождаемые в процессе анализа и разложения бессознательных комплексов;
  • б) стремления, скрыто присутствующие на разных психологических уровнях и до сих пор обойденные вниманием.

Случаи таких трансмутаций наблюдались и отмечались многими людьми.

Так в общих чертах выглядит процесс психосинтеза. Следует уточнить, однако, что все вышеупомянутые стадии и методы тесно взаимосвязаны и прохождение их не предполагает строгой последовательности определённых периодов или фаз. Живой человек — не здание, для которого сперва должен быть заложен фундамент, затем возведены стены и, наконец, положена крыша. Выполнение широкой внутренней программы психосинтеза можно начинать одновременно с разных точек, с разных сторон, а разные методы и действия можно, в зависимости от обстоятельств и внутреннего состояния, чередовать в течение более или менее продолжительных отрезков времени.

Поначалу всё это может показаться чересчур сложным, но унывать не стоит. Безусловно, помощь компетентного психотерапевта или учителя значительно облегчит задачу; с другой стороны, искомого результата можно достичь и без посторонней помощи, своими силами, путём проб и ошибок. После того как усвоены предварительные сведения о психологических принципах и законах психосинтеза, а также изучены различные психосинтетические методики, всё остальное становится делом практики, опыта, ума и интуиции, рост которых зависит от возникающей в них потребности и от постоянства прилагаемых усилий. Таким образом формируется новая, возрождённая личность и начинается новая жизнь, настоящая жизнь, по сравнению с которой предшествующая может показаться лишь подготовкой к жизни, едва ли не внутриутробным периодом развития.

Если мы возьмём теперь психосинтез как целое, то увидим, что его нельзя рассматривать ни как частную психологическую теорию, ни как конкретную психотехническую процедуру.

Психосинтез — это прежде всего динамическая, даже драматическая концепция нашей психической жизни, предстающей как непрерывное взаимодействие и борьба множества разных, в том числе противодействующих сил с объединяющим центром, который постоянно пытается управлять ими, согласовывать их между собой и использовать.

  1. Методом психического развития и Самопостижения для тех, кто не желает оставаться рабом внутренних фантазмов и внешних влияний, кто не желает больше принимать пассивное участие в игре собственных психических сил и решил стать хозяином своей жизни.
  2. Методом лечения психических и психосоматических расстройств, обусловленных либо острым запутанным конфликтом между различными группами сознательных и бессознательных сил, либо теми мучительными глубинными кризисами, которые нередко предшествуют фазе Самопостижения, но значение которых сам пациент не вполне понимает и неспособен оценить должным образом.
  3. Методом интегрального воспитания, которое служит не только развитию различных способностей ребёнка или подростка, но помогает ему обнаружить и осознать свою истинную духовную природу и построить под её руководством гармоничную, яркую и эффективную личность.

Индивидуальный психосинтез можно рассматривать также как частное проявление более широкого принципа, всеобщего закона межиндивидного и космического синтеза. В самом деле, изолированных индивидов не существует; каждый индивид тесно связан с другими индивидами, все индивиды взаимосвязаны. Более того, все индивиды включены в надиндивидную духовную Реальность, и каждый из них является её частью.

Так, отдельного человека можно рассматривать не только как комбинацию более или менее согласованных элементов, но и как элемент или клетку человеческой группы: эта группа, в свою очередь, включена в сообщества, образующие более многочисленные и сложные группы — от семейных до городских и региональных групп и общественных классов, от союзов рабочих и объединений работодателей до больших национальных групп, до человечества в целом.

Между индивидами, равно как и между группами, возникают конфликты, удивительно схожие с теми, которые можно обнаружить в каждом индивиде. Поэтому разрешать их (межиндивидный психосинтез) следует по тому же плану и примерно теми же методами, с помощью которых осуществляется индивидуальный психосинтез. Более пристальное изучение этого параллелизма может оказаться весьма продуктивным и поможет нам выявить глубинный смысл и подлинную ценность многочисленных попыток синтеза и построения органических систем — как в практической, так и в чисто теоретической сфере, — которые всё чаще предпринимаются различными национальными, социальными, экономическими, научными и религиозными группами.

С ещё более широкой и всеобъемлющей точки зрения вся жизнь вселенной предстаёт пред нами как борьба между множественностью и единством, как усилие и стремление к единению. У нас возникает ощущение, что Дух (представляется ли он нам божественным Существом или космической энергией), который действует в тварном мире, привнося в него порядок, гармонию и красоту, а также объединяя всех существ узами любви, осуществляет — медленно и тихо, но верно и неотвратимо — не что иное, как Высший Синтез.

Психосинтез приводит к пониманию того, что мы сами в силах контролировать свои психологические изменения.

Каждый человек еще при рождении получает все, что ему нужно для того, чтобы быть счастливым. Но люди не помнят об этом, они накапливают в течение жизни деструктивные свойства, мешающие им жить.

Психосинтез -одно из направлений трансперсональной психологии, исходящей из того, что за пределами нашей личности есть другая психическая реальность.

Главной целью психосинтеза является гармонизация и объединение в единое целое всех качеств и функций человека, что требует конструктивного использования всех освобожденных и активизированных побуждений личности.

История

В 1926 году в Риме психиатр Роберто Ассаджиоли (Roberto Assagioli, 1888 — 1974) основал Институт психосинтеза. После Второй мировой войны Институт возобновил работу во Флоренции, а в США появилась Ассоциация психосинтеза. Создатель психосинтеза вдохновлялся идеями Фрейда, но не был ими полностью удовлетворен. Он хотел связать все достижения психоанализа и включить в поле исследований творческий потенциал человека и его трансцендентальность.

Психосинтез – особый подход в психологии, предлагающий свою модель личности человека и представление о ее месте в мире.

Cуть метода. Краткая концепция

Психосинтез — метод психотерапии, лечения, интегрального обучения, саморазвития, личностного и духовного роста, основанный на теории, которая была создана известным итальянским психологом, психиатром и философом Роберто Ассаджиоли.

Ассаджиоли создал свою теорию структуры личности (внеся в нее идею Адлера о врожденном бессознательном стремлении к самосовершенствованию), ввёл целый ряд новых понятий и разработал четкую практику терапевтических упражнений.

Принцип действия

В психосинтезе применяются техники и различные упражнения, позволяющие поднять на поверхность бессознательный материал, выявить несогласованные компоненты психики человека, рассмотреть их под другим углом, раскрыть настоящие потребности и преобразовать разрушительные качества в созидательные.

Главной задачей метода стало пробуждение цельности и выработка нового взаимодействия в человеческой психике. Это позволяет собрать воедино то, что уже есть у индивидуума, и использовать согласно предназначению.

Главной задачей метода стало пробуждение цельности и выработка нового взаимодействия в человеческой психике. Это позволяет собрать воедино то, что уже есть у индивидуума, и использовать согласно предназначению.

Ход работы и процесс

Психология практики и что лежит в основе психосинтеза?

Психосинтез – одна из результативных методик, ее применение предоставляет возможность не только получить терапевтический эффект, но и осознать пути духовного роста личности.

Используется в педагогических целях при обучении одаренных детей (интегрального воспитания); в управлении бизнесом – для урегулирования групповых отношений; при работе с супружеской парой – для гармонизации отношений; индивидуальная терапия – для пробуждения осознавания (психическое саморазвитие; корректировка психосоматических нарушений; самопознание и представления о себе самом), развития гибкости ума и самореализации. Психосинтез не имеет противопоказаний, поэтому он может стать дополнительной поддерживающей психотерапией для тех, когда человек проходит курс лечения по другим методам.

Отличительной чертой психосинтеза считается то, что здесь не применяется принудительное извлечение вытесненных чувств и эмоций. Бессознательное раскрывает свои тайны постепенно, в соответствии с желанием индивидуума встретиться с ними, признать и проработать.

Как долго? Сколько стоит?

Стоимость сеансов зависит от квалификации психолога и длительности индивидуального курса (от нескольких недель до нескольких месяцев). Примерная стоимость за курс из 10 сеансов стартует от 20 000 рублей.

Читайте также: