Расцвет средневековой культуры образ мира и готический храм кратко

Обновлено: 02.07.2024

Собор — это не только красота,
которой мы не можем не восхищаться.
Даже если для вас это уже не наставление,
коему надлежит следовать, то во всяком случае —
это книга, которую надо понять.
Портал готического собора — это Библия.

В каком бы городе Западной Европы мы ни оказались, если в нем есть готический собор, мы сразу же почувствуем, что он средоточие всей жизни города. Так было, есть и будет — до тех пор, пока собор стоит. Остроумный ход Пруста в его замечательной книге “Памяти убитых церквей” — предложить читателю представить себе, что собор давно умер, а теперь делаются попытки возродить его (речь идет не о здании, а об истинной его религиозной жизни). С помощью этого литературного приема писателю удается ярко продемонстрировать, что собор никогда не умирал.

Можно смело утверждать, что готический собор остается одновременно и источником жизненных устремлений, и их целью, он аккумулирует силы центростремительные и одновременно генерирует силы центробежные, от него все исходит и к нему все возвращается.

Глубокую мысль высказал Альфред Шнитке, великий современный композитор: готический собор, независимо от того, каким храмом он является (католическим или протестантским. — А.М.), — всегда некая модель мира. Например, Шартрский или Реймский соборы. По ним надо ходить, их необходимо обойти снаружи, их надо охватить сознанием, как некий огромный город.

И действительно, большие кафедральные соборы строились с таким расчетом, чтобы вместить все тогдашнее население города, иными словами — они должны были быть огромных размеров. Новые задачи потребовали небывалых инженерных решений, и в первую очередь проблемы сводов. Гениальный выход был найден посредством совершенно нового распределения веса свода на опоры (колонны и стены).

В готической архитектуре был достигнут поразительный эффект: пространство собора внутри кажется большим, нежели сам собор, когда осматриваешь его снаружи. Но что особенно важно — новые архитектурные решения были абсолютно адекватны теологической концепции мира, выработанной схоластической теологией XII–XIII столетий.

Готический собор как воплощение универсума

Илл. 1. Шартр. Кафедральный собор. Начат в 1194, освящен в 1260. Макет


Готический собор при всем богатстве составляющих его элементов поражает необычайным единством как архитектурного плана, так и всей системы декора (экстерьера и интерьера). Более того, это единство характеризует готический стиль в целом. У Виктора Гюго в романе “Собор Парижской Богоматери” есть такое замечательное рассуждение: “Искусство меняет здесь (в разных памятниках готики. — А.М.) только оболочку. Самое же устройство христианского храма остается незыблемым. Внутренний остов его все тот же, все то же последовательное расположение частей. Какой бы скульптурой и резьбой ни была украшена оболочка храма, под нею всегда находишь, хотя бы в зачаточном, начальном состоянии, римскую базилику. Она располагается на земле по непреложному закону. Это все те же два нефа, пересекающихся в виде креста, верхний конец которого, закругленный куполом, образует хоры; это все те же постоянные приделы для крестного хода внутри храма или для часовен — нечто вроде боковых проходов, с которыми центральный неф сообщается через промежутки между колоннами. На этой постоянной основе бесконечно варьируется число часовен, порталов, колоколен, шпилей, следуя за фантазией века, народа и искусства. Предусмотрев и обеспечив все правила церковного богослужения, зодчество в остальном поступает как ему вздумается. Изваяния, витражи, розетки, арабески, разные украшения, капители, барельефы — все это сочетает оно по своему вкусу и своим правилам. Отсюда проистекает изумительное внешнее разнообразие подобного рода зданий, в основе которых заключено столько порядка и единства. Ствол дерева — неизменен, листва — прихотлива”.

Детальная разработка “своего места” для каждого элемента конструкции в готической архитектуре аналогична детальной разработке плана больших “Сумм”, которые должны были отвечать трем требованиям (в формулировке Э. Панофского): 1) — всеохватность (достаточная сумма аргументов); 2) — классификация по принципу единообразия частей и частей этих частей (достаточная разделенность аргументов); 3) — четкость и дедуктивная убедительность (достаточная взаимосвязь аргументов).

Первое сочинение подобного рода — “Сумма теологии” Александра Галльского — было столь объемным, что весило, по свидетельству Роджера Бэкона, “столько, сколько могла свезти лошадь”. Весьма примечательно, что Александр Галльский начал писать свой труд в том же 1231 г., когда началось строительство нового нефа собора Сен-Дени. Эталонным образцом этой “Суммы” стала “Сумма теологии” (1274) Фомы Аквинского, которую он писал в Париже, созерцая такие шедевры готики, как Нотр-Дам и Сент-Шапель.

Всеохватность, членораздельность и взаимосвязанность — вот категории, в которых мыслился универсум. Они в равной степени приложимы как к теологическим трактатам, так и к памятникам готического искусства. Классический готический собор есть материальное воплощение универсума, что в символическом смысле выражено господством в его конструкции троичности – как символа Св. Троицы и тринитарной доктрины, главного догмата христианского вероучения. В основе готического собора трехрядный неф и трехрядный трансепт. Нервюрный свод образует членение на смежные треугольники, ребра которых специально подчеркнуты, с тем чтобы при взгляде снизу их структура была ясно различима, равно как и при взгляде на планы готических соборов.

Отражение тринитарной доктрины мы видим в разных готических искусствах и формах, например в литературе, где ярчайший пример — “Божественная комедия” Данте. Она схоластична не только по своему содержанию (полностью отвечает трем требованиям к “Сумме”), но и по конструкции: в ней три книги (“Ад”, “Чистилище”, “Рай”), что можно уподобить тройному нефу готического собора, и в каждой — 33 песни. Более того, терцины, которыми написана “Божественная комедия”, как ее наименьшие конструктивные элементы, аналогичны треугольникам нервюрного свода, наименьшим конструктивным элементам готического собора.

Символизируя Землю и Небо, готический собор вмещал в себя и всю человеческую жизнь от рождения до смерти. Яркая иллюстрация этого тезиса — картина Рогира ван дер Вейдена “Семь Таинств”

Илл. 3. Рогир ван дер Вейден. Семь Таинств. Ок. 1445. Антверпен. Королевский музей изящных искусств.


В центре главное Таинство — Евхаристии: священник у алтаря возносит гостию в знак того, что хлеб и вино пресуществляются в Тело и Кровь Христа — доктрина Реального Присутствия. Кстати, текст исповедания веры, и в частности впервые употребленный в нем термин “пресуществление” (transubstatiatio), утвержденный IV Латеранским (XII Вселенским) Собором (1215), использует богословский вклад Парижского университета — тот опыт схоластического богословия, который вдохновлял и создателей готических соборов XIII столетии.

Интерьер собора, ради которого мы в первую очередь воспроизводим эту картину, великолепный образец Высокой готики; напоминает собор св. Гудулы в Брюсселе. Изображение внутри собора всех семи таинств — от Крещения до Елеопомазания (ИМЕННО ТАК) (Соборования) — свидетельствует о восприятии собора как универсума.

Будучи символом Универсума, готический собор стал реальным воплощением синтеза искусств, средствами которых этот Универсум воссоздавался. В лоне готического стиля необычайного расцвета достигли скульптура, витражное искусство — этот главный вид готической живописи, декоративное искусство (резьба по камню, дереву, кости и др.), музыка.

Скульптура

Порталы и алтарные преграды готических соборов сплошь украшены статуями, скульптурными композициями, орнаментами, фантастическими фигурами зверей (химерами). Лучшие статуи святых и аллегорические фигуры были отмечены глубокой духовной красотой. Застылость и замкнутость романских скульптур сменились подвижностью, ритмическим богатством пластики фигур, их обращенностью друг к другу и к зрителю.

Первостепенное значение придавалось декору главного — западного — портала собора. Для него была выработана специальная иконография, цель которой — представить христианскую концепцию мира. Ярчайшим примером служит западный портал Амьенского собора с его знаменитым “Благословляющим Христом” на колонне простенка, воспетым множеством поколений как “Прекрасный Бог” (Le Beau Dieu).

Если в соборе на западной стороне было три портала, то центральный непременно посвящался Христу. Полное описание декора лишь одного западного фасада заняло бы много места (для примера укажем, что центральный портал Реймского собора заключает в себе семьдесят шесть скульптур!). Однако необходимо дать представление о той всеохватности образов, которая побудила Марселя Пруста назвать готический портал Библией.

Опишем Большой портал (портал Христа) великолепного кафедрального собора в Меце.

Илл. 6. Схема расположения фигур Большого портала (портала Христа). Мец. Кафедральный собор.

A — Христос
B — Давид
C — Мудрые девы (Мф. 25:1 — 13)
D — Неразумные девы (Мф. 25:1 — 13)
E — Херувимы (семь)
F — Серафимы (семь)
G — Господства (четыре)
H — Силы (четыре)
I — Архангелы (четыре: Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриэль)
K — Власти (четыре)
L — Ангелы
M— Сивиллы и пророки

1 — Св. Петр
2 — Св. Андрей
3 — Св. Фома
4 — Св. Симон
5 — Св. Матфей
6 — Св. Филипп
7 — Св. Стефан
8 — Ветхий Завет
9 — Св. Павел
10 — Св. Иоанн
11 — Св. Иаков Старший
12 — Св. Иаков Младший
13 — Св. Варфоломей
14 — Св. Иуда (не путать с Иудой-предателем)
15 — Св. Лаврентий (в буклете, изданном собором, эта фигура ошибочно названа св. Павлом)
16 — Новый Завет
17 — Исаия
18 — Иеремия
19 — Иезекииль
20 — Даниил

Христос стоит на центральной колонне на льве и драконе; правой рукой он благословляет, в левой — держит книгу (Евангелие). В нише под ним фигура царя Давида, который согласно концепции типологии (параллелизма Ветхого и Нового Заветов) считался одним из предтечей Христа.

В тимпане помещена сцена Страшного суда; она разделена на три (вновь тринитарный символ) секции. Тимпан с обеих сторон обрамлен тремя архивольтами с фигурами семи (труднообъяснимо, почему) из девяти (3 х 3) ангельских чинов.

Слева и справа на задних колоннах фигуры двенадцати апостолов; каждый из них попирает своего гонителя, а в руке держит атрибут своего мученичества.

Фигуры слева и справа соотносятся как парные. Некоторые из таких пар были строго установлены (мы касались этого в статьях нашего цикла “Христианские святые в живописи”, в частности в статье “Маэста”). Например: Мудрые девы — Неразумные девы; Ветхий Завет — Новый Завет; Херувимы — Серафимы; св. Петр — св. Павел, и другие. Именно эта парная группировка, бывшая традиционной уже в то время, позволяет с уверенностью идентифицировать № 15 как св. Лаврентия, поскольку именно этот святой, ставший диаконом и принявший мученическую смерть, сопрягается с первым христианским мучеником, тоже диаконом, св. Стефаном, симметрично расположенным на нашем портале слева (№ 7).

Витражи

Внутреннее пространство собора — с многочисленными архитектурными и скульптурными украшениями, светом, льющимся сквозь стекла витражей, создает образ небесного мира. (Псевдо) Дионисий Ареопагит, особо почитавшийся аббатом Сугерием (или Сюжером), родоначальником готического искусства, в самом начале своего большого труда “О небесной иерархии” говорит: “Каждое существо, видимое или невидимое, есть свет, вызываемый к жизни Отцом всякого света”.

Это толкование физического света как символа света Божественного, заставляло строителей разрабатывать все более утонченные структурные системы. Отсюда культивирование искусства витража в XII–XIII вв. и такие его достижения, каких не знала ни одна последующая эпоха. Достаточно сказать, что площадь витражей, например, Шартрского собора равнялась 2600 квадратным метрам.

В разработке сюжетов витражей, как и в детальной проработке иконографии порталов и всего скульптурного декора, нет ничего случайного. Продуманную систему персонажей и сцен мы можем видеть не только внутри одного окна или розетки, а во всей системе витражей собора в целом. И здесь мы наблюдаем ту же всеохватность, о которой уже говорили в связи с концепцией готического собора в целом.

Музыка

Особая тема в рассказе о готическом соборе как образе мира — музыка.

Возведение в Париже собора Нотр-Дам (1163–1235) совпало с учреждением при нем Певческой школы, во главе которой стоял Леонин, его преемником стал Перотин; за ними последовали Роберт де Сабильон, Пьер де Ла Круа, Иоанн де Гарландия, Франко Кельнский. Сейчас все это хорошо известные имена, и истинное наслаждение испытает тот, кому посчастливится оказаться во французском готическом соборе в тот момент, когда он залит светом, льющимся сквозь его витражи, и наполнен звучанием творений этих композиторов.

Первым плодом деятельности Певческой школы было появление большого музыкального сборника песнопений для службы в новом соборе. Это была“Большая книга органумов” (Magnus libri organi). Оригинал этого собрания давно исчез, но его копии, несколько отличающиеся одна от другой, обнаружены в разных частях Европы — в Испании, Англии и Италии, и это доказывает ее широкое распространение. Один анонимный английский автор называет ее автором Мастера Леонина, и можно предположить, что она была составлена между 1163 и 1182 гг. Ее стиль — так называемый органум.

Поначалу это было двухголосное пение, в котором над выдержанными звуками главного (нижнего) голоса (vox principalis) располагались звуки дублирующего голоса — органалиса (vox organalis). Примерно к 1200 г. песнопения этой книги были переработаны в новом стиле. Постепенное развитие полифонической техники привело — в рамках готического стиля — к господству трехголосия.

Не проанализирован еще в полной мере вклад музыки в становление готической тринитарной концепции. Увлекательным, как мне кажется, было бы сравнительное исследование развития принципов трехголосного органума и тройного нефа готического собора, приемов модальной музыкальной ритмики и принципов членения архитектурного пространства в готике.

Итак, можно смело утверждать, что готический собор действительно есть образ мира и являет собою целый мир. И хотя не каждый в состоянии вместить в себя весь этот мир, сам этот мир в состоянии вместить в себя каждого.


Готический стиль интересен прежде всего, своим долгим существованием, своим влиянием на современную культуру. В настоящее время возникает повышенный интерес к готической культуре: создаются сайты, издаются журналы, открываются магазины готической одежды, проводятся фестивали готического кино и музыки. Молодые архитекторы создают здания в готическом стиле. Появилась молодежная субкультура.

Готика [1] – художественный стиль средневекового искусства, характерный для Европы 12-16 веков.
Субкультура [2] - система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры.

Готика – период в развитии средневекового искусства, охватывающий почти все области материальной культуры и развивающийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Центром распространения готики считают средневековую Францию. Позднюю или северную готику отождествляют с периодом Реформации. Наиболее сильно готический стиль проявился в архитектуре, где визитной карточкой готики являются удлиненные пропорции и острые конические крыши, а также в живописи, в скульптуре, и декоративно-прикладном искусстве.

Будучи выражением религиозного мышления, средневековая культура наиболее ярко себя представила в готическом стиле и, в частности, в его архитектурном проявлении.

В глазах средневекового, глубоко религиозного человека, вера в Бога (именно в готическом храме) затрагивала сокровенные интимные, сугубо индивидуальные переживания. Доверие к Богу в готическом храме принималось христианином не столько разумом, сколько сердцем. Этому способствовала художественная сила, красота и богатство пространственных форм и ритмов готической архитектуры. Когда верующий вступал в центральный неф и терялся среди огромной толпы молящихся, грандиозный взлет вверх могучих сводов захватывал его воображение, утверждал и поднимал его на высшую эмоциональную ступень доверия к Богу.


С архитектурными ритмами продумано связаны пропорции, позы, движения статуй. Одновременно со скульптурами, статуями, рельефами, оконными витражами церковные служители, создавали во время богослужения психологически безопасное окружение, определенную ауру доверия, пространство, в котором каждый прихожанин эмоционально сопереживал со Всевышним и с окружающими доверительные отношения. Рождению такого чувства способствовали незримое чудо человеческой солидарности, невидимый инстинкт всеобщей взаимосвязи, побуждающие человека некоторые минуты возвышаться над обыденностью и полностью довериться чему-то неземному, потустороннему. Готический храм, синтезируя в единое целое музыку, живопись, скульптуру, литургию[2], архитектуру, проявлял тот художественный стиль, в котором вскрывается бессознательная склонность человеческой души к установлению доверительности с микро- и макрокосмосом, с окружающей реальностью и с главным, Священным, таинственным и неведомым.



[1]Мировоззрение - система взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.
[2] Литургия - (греч. "общественная служба"), главнейшее из христианских богослужений, существующего, хотя и не в одинаковом виде и значении, у всех христианских вероисповеданий и выражающего главные идеи христианского миросозерцания.


Copyright MyCorp © 2016

Ведущее место в искусстве готики занимал собор, вокруг которого сосредотачивалась жизнь горожан. Собор был чем-то большим, чем место церковной службы. Конструктивной основой собора служил каркас из столбов и опирающихся на них стрельчатых арок. Вынесение наружу конструктивных элементов, поддерживающих крестовый свод, позволило создать огромное, несоизмеримое с человеком, пространство интерьера. Стены собора были прорезаны огромные окна с многоцветными витражами, которые в таинственном полумраке интерьера светились яркими красными, синими, желтыми красками, создавая особую духовную атмосферу. Устремленность собора ввысь подчеркнута гигантскими ажурными башнями, высокими стрельчатыми арками, порталами и окнами, многочисленными удлиненными статуями, богатыми декоративными деталями. Все это оказывало сильнейшее эмоциональное воздействие на верующих.

Церковь монастыря Сен-Дени, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением.




Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей[(франц. pinacle) декоративные башенки на архитектурных частях готических церквей], населяют собор зрелой готики. В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Но при этом готическая скульптура — неотъемлемая часть ансамбля собора, она — часть архитектурной формы, поскольку вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь, она в свою очередь оживляет, одухотворяет архитектуру собора.




Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Техника витража осталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней, а сюжеты сложнее — наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы. Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло.


Братья Лимбурги. Апрель. Миниатюра Великолепного часослова герцога Беррийского. Ок. 1409—1416. Шантийи, Музей Конде

На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр.) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры.

Развивается жанр портрета — вместо условно-отвлечённого изображения модели художник создаёт образ, наделённый индивидуальными, присущими конкретному человеку чертами. Джотто в цикле фресок Капеллы Скровеньи изображает людей в профиль, помещает на первом плане фигуры спиной к зрителю, нарушая табу византийской живописи на любой ракурс кроме фронтального.





Мебель эпохи готики простая и тяжеловесная в прямом смысле этого слова. К примеру, одежду и предметы быта впервые начинают хранить в шкафах Дрессуар — посудный шкаф, изделие мебели поздней готики. Нередко покрывался росписью. К концу эпохи Средневековья появляются прототипы основных современных предметов мебели: шкафа, кровати, кресла.





Подобно архитектуре того периода готическая одежда получила вертикальную направленность: отвесные концы верхних рукавов, острые манжеты, пахи, сложные каркасные головные уборы, вытянутые кверху (атуры) и остроносые ботинки эту тенденцию подчёркивали.





В Средние века в России, находившейся в сфере влияния византийской цивилизации, готика практически была неизвестна. Определённое сходство с европейской готикой можно заметить в архитектуре стен и башен Московского кремля. Готическая архитектура проникла в Россию только в эпоху неоготики, то есть в конце XVIII века. Появление неоготики в России связано с именем архитектора Юрия Матвеевича Фельтена. Неподалёку от Санкт-Петербурга по его проекту были выстроены неоготические Чесменский дворец (1774—1777) и Чесменская церковь (1777—1780)



Copyright MyCorp © 2016




готические соборы средневековья: Шатрский собор, Франция

Готические соборы средневековья находятся во многих городах Европы и все достойны внимания. В период расцвета готики с 1180 по 1270 г.г. только во Франции возвели около 80 грандиозных кафедральных соборов. Но мы представим Вам 6 наиболее известных, необычайно красивых и выразительных, строительство которых длилось не одну сотню лет. Вы узнаете, что именно принесло славу каждому из них. Увидите фото и видео. Итак, вот они — реликты.

Страсбургский собор (Франция)

Собор Богоматери в Страсбурге строился с 1015 до 1439 года. На этом месте до начала нашей эры находилось римское святилище. Затем ещё несколько религиозных зданий. Сегодня это шестая по высоте церковь в мире и самое высокое сохранившееся сооружение, построенное полностью в Средние века.

Имеет только Северную башню высотой 142 метра. Южная остаётся не достроенной. Это придаёт зданию особую асиметричную форму.

Готические соборы средневековья

Страсбургский Нотр-Дам

Страсбургский собор Нотр-Дам несколько раз был поврежден: в 1870 году и во время Второй мировой войны. Несмотря на разнообразие его архитектурных стилей и асимметричный фасад, здание весьма гармонично.

Строительство началось в романском стиле с восточной части и южного портала. Но в 1225 году, прибывшие из Шартра мастера, предложили революционный готический архитектурный стиль. Созданный ими западный фасад и продольный неф с тысячами скульптур, по мнению ЮНЕСКО, стали шедевром готики. Большинство статуй, которые сейчас можно увидеть в соборе, являются копиями. Оригиналы перенесены в музей Парижской Богоматери.

Северный боковой неф освещен уникальным набором из пяти окон, датируемых в основном 12-м и 13-м веками. Они имеют изображения 19 императоров Священной Римской Империи.

Анимированные персонажи запускаются в движение в разное время суток. Один ангел звонит в колокол, а второй переворачивает песочные часы. Есть персонажи, представляющие парад смерти: разные возрасты жизни с младенчества до старости. На последнем уровне находятся апостолы, проходящие перед Христом.

Часы показывают намного больше официального времени: солнечное время, день недели (каждый представлен мифологическим богом), месяц, год, знак зодиака, фазу Луны и положение нескольких планет.

Шартрский собор (Франция)

Шартрский собор, также известный как собор Богоматери Шартрской, является римско-католической церковью и находится примерно в 80 км к юго-западу от Парижа.

готические соборы средневековья: Шатрский собор, Франция

Собор Богоматери Шартрской

Его частично построили в 1145 году, а затем, после пожара 1194 года, реконструировали и достраивали в течение сотен лет. Более поздние дополнения

  • в конце готической эпохи (Вандомская Капелла, северо-западный шпиль, часовой павильон),
  • Ренессанс (хоры),
  • классическая эпоха (разработки архитектора Виктора Луи),
  • индустриальная эпоха (железная конструкция крыши Эмиля Мартина) и
  • современная (создание витражей)

не изменили чистоты ансамбля. Он знаменует собой вершину французского готического искусства.

все в замечательном состоянии.

Шартрский собор оказал огромное влияние на развитие искусства средневекового христианства, поэтому он предстает важной вехой в истории архитектуры этой эпохи. Выдающийся витражный ансамбль, монументальная скульптура и роспись, чудом сохранившиеся от разрушения, делают Шартр одним из самых замечательных образцов готической архитектуры.

Архитекторы соборов Реймса, Амьена и Бове только обогатили фундаментальный дизайн Шартра, которому подражали собор в Кельне в Германии, Вестминстер в Англии и Леон в Испании.

Монументальные скульптуры собора ценятся как из за их обилия (около 10 тысяч), так и качества: они показывают панораму перехода от романского к готическому стилю, достигают тонкого баланса идеализма и реализма.

Наконец, Шартрский собор почти полностью сохранил свой однородный декор витражей, выполненный примерно между 1210 и 1250 годами. К этому следует добавить три витража 12-го века над Королевским порталом и большие розы 13-го века на трех фасадах:

  • на Западе — Страшный суд;
  • на севере — прославление Богородицы;
  • на юге — прославление Христа.

Освятили собор в 1260 году. Гармоничный, даже в незавершённом виде силуэт здания (из 8 запланированных башен есть только 2), делает его одним из наиболее почитаемых в мире.

Шартрский собор занимает замечательное положение на равнине Бос (фр. Beauce). Построенный на месте святилища друидов, он не нарушил баланса архитектурного искусства с ландшафтом.

Посмотрите короткое видео, чтобы иметь лучшее представление об этом шедевре готического искусства средневековья.

Кёльнский собор (Германия)

В Северной Европе нет большей готической церкви, чем величественный собор Святых Петра и Марии в Германии. Первоначальный проект Герхарда фон Риле полностью воплощён строителями в течение 632 лет.

Получив мощи Трёх Волхвов (Трёх Королей у западных христиан), архиепископ Райнальд фон Дассель задумал строительство более достойного собора для такой значительной реликвии, чем старый романский. Историю реликвии читайте в статье Три короля: сознательный обман 13 века?

В 1248 году началась грандиозная, даже по нашим временам, стройка. Она продолжалась с небольшими остановками до 1560 года. За основу был взят образ французского Амьенского собора.

Окончательный вид собор в Кёльне приобрел в 1880 году. Установленный колокол, отлитый из захваченных французских пушек, своим звоном возвестил о наступлении новой истории города.

Площадь витражных окон составляет 10000 кв.м. Это в три раза больше, чем в Шартре. Снаружи украшенный изящными аркбутанами, пилястрами, галереями, сквозными решетками, пластичными скульптурами, он заставил плакать от восхищения Ф.М. Достоевского.

Собор святого Вита (Прага, Чехия)

По повелению Карла IV на месте древней базилики романского типа в 1334 г. (по другим данным 1344 г.) заложили этот великолепный памятник готической архитектуры. Прошло 585 лет до освящения собора в 1929 году, но строительство ещё продолжалось. Говорят, что стоит он на месте древнего святилища Свентовита — бога победы и земледелия у западных славян. Поэтому и название носит созвучное с ним.

готические соборы средневековья: St Vitus Prague September 2016-21.jpg

Собор Св. Витта в Праге (Чехия) By Alvesgaspar — Own work , CC BY-SA 4.0, Link

Первый архитектор собора, француз Матье из Арраса (чеш. Matyáš z Arrasu) начал работу в раннем готическом стиле: базилика, аркбутаны, короткий трансепт. Когда он умер, через восемь лет после начала строительства, пригласили 24-летнего мастера Петра Парлержа, строителя Кёльнского собора. Он в основном завершил восточную часть конструкции в позднеготическом стиле, окружив её боковыми часовнями.

Самый большой и самый красивый придел часовни Св. Вацлава. Его стены украшены позолоченными панелями с полированными плитами из полудрагоценных камней. Настенные росписи начала 16 века изображают сцены из жизни покровителя Чехии, в то время как еще более старые фрески показывают сцены из жизни Христа.

Восстанавливали башню 143 года. В последующие века собору были добавлены детали ренессанса и барокко. Но только в 1861 году во время чешского Национального Возрождения были предприняты согласованные усилия для завершения строительства.

Западный фасад собора, который выглядит впечатляюще готическим, датируется 1953 годом. Собор Св. Витта являет собой панораму развития готической архитектуры в Европе:

  • ранний период (арх. Матиас Арраский),
  • высокая готика (арх. Петр Парлерж),
  • конец готики (арх. Бенедикт Рид), — работы XIX, начала XX века (арх. Йосеф Моцкер и Камил Хильберт).

Смотрите короткое видео о соборе Св. Витта в готическом стиле

Домский (Дуомский) собор в Милане (Италия)

Миланский кафедральный собор посвящён Святой Деве Марии Нашенте. Строился с 1386 по 1965 годы.

Дуомо является пятым по величине христианским храмом в мире после

Миланский собор покрывает площадь в 10 186 кв.м.. Это целый городской квартал. Украшают его около 4000 статуй, горгулий и других фигур. На самом высоком шпиле возвышается знаменитая скульптура Мадонны высотой более 4 метров, выполненная из позолоченной бронзы.

Возле главного входа в 1768 году астрономы академии Брера установили на полу солнечные часы. С тех пор они являются эталоном для сверки часов по всему городу. Над апсидой (арочной частью над алтарем) есть место, отмеченное красной лампочкой. Здесь хранится гвоздь с распятия Иисуса. Каждый год в ближайшую к 14 сентября субботу архиепископ Миланский выставляет гвоздь у алтаря до понедельника.

Все здание построено из розоватого белого мрамора. Чтобы вывести его из карьеров Кандольи, были вырыты каналы, ведущие к строительной площадке. К возведению Миланского собора были привлечены тысячи художников, скульпторов и специалистов со всей Европы.

В начале XIX века по распоряжению Наполеона закончили фасад и приступили к завершающим этапам строительства, которые проводятся и сегодня.

Начали строить собор под руководством инженера Симоне да Орсениго на месте церкви 9 века Санта Марии Маджоре. Единство стиля, лёгкость и гармоничность форм делают Дуомо великолепным образцом пламенеющей готики.

Собор Парижской богоматери (Нотр Дам)

Французский король Людовиг VII и специально прибывший в Париж римский папа Александр III заложили первый камень собора Нотр Дам в 1163 году на месте христианской базилики Св.Стефана. В свою очередь базилику воздвигли на фундаменте римского храма Юпитера. Много веков спустя, в 1804 году, тоже в присутствии папы, в Нотр-Даме короновался Наполеон.

Собор Парижской Богоматери, завершенный к 1351 году, считают важным примером французской готической архитектуры, скульптуры и витражей. Это только начало готики, поэтому видим много горизонтальных линий.

После завершения собора, в последующие века, он часто менялся. В 1790-х годах Нотр-Дам подвергся осквернению во время Французской революции. Большая часть его религиозных образов была повреждена или уничтожена.

готические соборы средневековья

Собор Парижской Богоматери. Фото Nicolas Sanchez

Величавая ясность и размеренность архитектуры вдохновила Виктора Гюго на написание одноимённого романа в 1831 году. Вскоре после его публикации интерес к зданию возродился. Крупный реставрационный проект под руководством Эжена Виоле-ле-Дюка начался в 1845 году и продолжался двадцать пять лет. Начиная с 1963 года фасад собора был очищен от вековой сажи и грязи, вернув ему первоначальный цвет. Очередная кампания по очистке и реставрации велась с 1991-2000.

Со времён средневековья сохранились витражи только в розе главного входа и двух розах трансепта. Нотр Дам является местом хранения Тернового Венца Спасителя. В начале 13 века король Франции Людовик IX за половину годового бюджета страны выкупил заложенную в Венецианский банк святыню. Оказалась она в таком положении, потому что константинопольскому императору Балдуину II требовались деньги, чтобы расплатиться с кредиторами.

В первую пятницу каждого месяца совершается торжественный вынос Тернового венца Христова.

Причины столь долгого строительства готических соборов средневековья

А причинами были банальная нехватка денег, эпидемии и войны, смена власти и политические интриги. Основным финансовым источником строительства культовых сооружений и в те времена были пожертвования.

Какие ещё готические соборы Европы достойны быть в ТОП 10? Пишите, пожалуйста, комментарии.
О сознательном обмане 13 века, Ковчеге Трёх Королей в Кёльском соборе, читайте на Дзен канале Архитектура.

готические соборы средневековья: Шатрский собор, Франция

Готические соборы средневековья находятся во многих городах Европы и все достойны внимания. В период расцвета готики с 1180 по 1270 г.г. только во Франции возвели около 80 грандиозных кафедральных соборов. Но мы представим Вам 6 наиболее известных, необычайно красивых и выразительных, строительство которых длилось не одну сотню лет. Вы узнаете, что именно принесло славу каждому из них. Увидите фото и видео. Итак, вот они — реликты.

Страсбургский собор (Франция)

Собор Богоматери в Страсбурге строился с 1015 до 1439 года. На этом месте до начала нашей эры находилось римское святилище. Затем ещё несколько религиозных зданий. Сегодня это шестая по высоте церковь в мире и самое высокое сохранившееся сооружение, построенное полностью в Средние века.

Имеет только Северную башню высотой 142 метра. Южная остаётся не достроенной. Это придаёт зданию особую асиметричную форму.

Готические соборы средневековья

Страсбургский Нотр-Дам

Страсбургский собор Нотр-Дам несколько раз был поврежден: в 1870 году и во время Второй мировой войны. Несмотря на разнообразие его архитектурных стилей и асимметричный фасад, здание весьма гармонично.

Строительство началось в романском стиле с восточной части и южного портала. Но в 1225 году, прибывшие из Шартра мастера, предложили революционный готический архитектурный стиль. Созданный ими западный фасад и продольный неф с тысячами скульптур, по мнению ЮНЕСКО, стали шедевром готики. Большинство статуй, которые сейчас можно увидеть в соборе, являются копиями. Оригиналы перенесены в музей Парижской Богоматери.

Северный боковой неф освещен уникальным набором из пяти окон, датируемых в основном 12-м и 13-м веками. Они имеют изображения 19 императоров Священной Римской Империи.

Анимированные персонажи запускаются в движение в разное время суток. Один ангел звонит в колокол, а второй переворачивает песочные часы. Есть персонажи, представляющие парад смерти: разные возрасты жизни с младенчества до старости. На последнем уровне находятся апостолы, проходящие перед Христом.

Часы показывают намного больше официального времени: солнечное время, день недели (каждый представлен мифологическим богом), месяц, год, знак зодиака, фазу Луны и положение нескольких планет.

Шартрский собор (Франция)

Шартрский собор, также известный как собор Богоматери Шартрской, является римско-католической церковью и находится примерно в 80 км к юго-западу от Парижа.

готические соборы средневековья: Шатрский собор, Франция

Собор Богоматери Шартрской

Его частично построили в 1145 году, а затем, после пожара 1194 года, реконструировали и достраивали в течение сотен лет. Более поздние дополнения

  • в конце готической эпохи (Вандомская Капелла, северо-западный шпиль, часовой павильон),
  • Ренессанс (хоры),
  • классическая эпоха (разработки архитектора Виктора Луи),
  • индустриальная эпоха (железная конструкция крыши Эмиля Мартина) и
  • современная (создание витражей)

не изменили чистоты ансамбля. Он знаменует собой вершину французского готического искусства.

все в замечательном состоянии.

Шартрский собор оказал огромное влияние на развитие искусства средневекового христианства, поэтому он предстает важной вехой в истории архитектуры этой эпохи. Выдающийся витражный ансамбль, монументальная скульптура и роспись, чудом сохранившиеся от разрушения, делают Шартр одним из самых замечательных образцов готической архитектуры.

Архитекторы соборов Реймса, Амьена и Бове только обогатили фундаментальный дизайн Шартра, которому подражали собор в Кельне в Германии, Вестминстер в Англии и Леон в Испании.

Монументальные скульптуры собора ценятся как из за их обилия (около 10 тысяч), так и качества: они показывают панораму перехода от романского к готическому стилю, достигают тонкого баланса идеализма и реализма.

Наконец, Шартрский собор почти полностью сохранил свой однородный декор витражей, выполненный примерно между 1210 и 1250 годами. К этому следует добавить три витража 12-го века над Королевским порталом и большие розы 13-го века на трех фасадах:

  • на Западе — Страшный суд;
  • на севере — прославление Богородицы;
  • на юге — прославление Христа.

Освятили собор в 1260 году. Гармоничный, даже в незавершённом виде силуэт здания (из 8 запланированных башен есть только 2), делает его одним из наиболее почитаемых в мире.

Шартрский собор занимает замечательное положение на равнине Бос (фр. Beauce). Построенный на месте святилища друидов, он не нарушил баланса архитектурного искусства с ландшафтом.

Посмотрите короткое видео, чтобы иметь лучшее представление об этом шедевре готического искусства средневековья.

Кёльнский собор (Германия)

В Северной Европе нет большей готической церкви, чем величественный собор Святых Петра и Марии в Германии. Первоначальный проект Герхарда фон Риле полностью воплощён строителями в течение 632 лет.

Получив мощи Трёх Волхвов (Трёх Королей у западных христиан), архиепископ Райнальд фон Дассель задумал строительство более достойного собора для такой значительной реликвии, чем старый романский. Историю реликвии читайте в статье Три короля: сознательный обман 13 века?

В 1248 году началась грандиозная, даже по нашим временам, стройка. Она продолжалась с небольшими остановками до 1560 года. За основу был взят образ французского Амьенского собора.

Окончательный вид собор в Кёльне приобрел в 1880 году. Установленный колокол, отлитый из захваченных французских пушек, своим звоном возвестил о наступлении новой истории города.

Площадь витражных окон составляет 10000 кв.м. Это в три раза больше, чем в Шартре. Снаружи украшенный изящными аркбутанами, пилястрами, галереями, сквозными решетками, пластичными скульптурами, он заставил плакать от восхищения Ф.М. Достоевского.

Собор святого Вита (Прага, Чехия)

По повелению Карла IV на месте древней базилики романского типа в 1334 г. (по другим данным 1344 г.) заложили этот великолепный памятник готической архитектуры. Прошло 585 лет до освящения собора в 1929 году, но строительство ещё продолжалось. Говорят, что стоит он на месте древнего святилища Свентовита — бога победы и земледелия у западных славян. Поэтому и название носит созвучное с ним.

готические соборы средневековья: St Vitus Prague September 2016-21.jpg

Собор Св. Витта в Праге (Чехия) By Alvesgaspar — Own work , CC BY-SA 4.0, Link

Первый архитектор собора, француз Матье из Арраса (чеш. Matyáš z Arrasu) начал работу в раннем готическом стиле: базилика, аркбутаны, короткий трансепт. Когда он умер, через восемь лет после начала строительства, пригласили 24-летнего мастера Петра Парлержа, строителя Кёльнского собора. Он в основном завершил восточную часть конструкции в позднеготическом стиле, окружив её боковыми часовнями.

Самый большой и самый красивый придел часовни Св. Вацлава. Его стены украшены позолоченными панелями с полированными плитами из полудрагоценных камней. Настенные росписи начала 16 века изображают сцены из жизни покровителя Чехии, в то время как еще более старые фрески показывают сцены из жизни Христа.

Восстанавливали башню 143 года. В последующие века собору были добавлены детали ренессанса и барокко. Но только в 1861 году во время чешского Национального Возрождения были предприняты согласованные усилия для завершения строительства.

Западный фасад собора, который выглядит впечатляюще готическим, датируется 1953 годом. Собор Св. Витта являет собой панораму развития готической архитектуры в Европе:

  • ранний период (арх. Матиас Арраский),
  • высокая готика (арх. Петр Парлерж),
  • конец готики (арх. Бенедикт Рид), — работы XIX, начала XX века (арх. Йосеф Моцкер и Камил Хильберт).

Смотрите короткое видео о соборе Св. Витта в готическом стиле

Домский (Дуомский) собор в Милане (Италия)

Миланский кафедральный собор посвящён Святой Деве Марии Нашенте. Строился с 1386 по 1965 годы.

Дуомо является пятым по величине христианским храмом в мире после

Миланский собор покрывает площадь в 10 186 кв.м.. Это целый городской квартал. Украшают его около 4000 статуй, горгулий и других фигур. На самом высоком шпиле возвышается знаменитая скульптура Мадонны высотой более 4 метров, выполненная из позолоченной бронзы.

Возле главного входа в 1768 году астрономы академии Брера установили на полу солнечные часы. С тех пор они являются эталоном для сверки часов по всему городу. Над апсидой (арочной частью над алтарем) есть место, отмеченное красной лампочкой. Здесь хранится гвоздь с распятия Иисуса. Каждый год в ближайшую к 14 сентября субботу архиепископ Миланский выставляет гвоздь у алтаря до понедельника.

Все здание построено из розоватого белого мрамора. Чтобы вывести его из карьеров Кандольи, были вырыты каналы, ведущие к строительной площадке. К возведению Миланского собора были привлечены тысячи художников, скульпторов и специалистов со всей Европы.

В начале XIX века по распоряжению Наполеона закончили фасад и приступили к завершающим этапам строительства, которые проводятся и сегодня.

Начали строить собор под руководством инженера Симоне да Орсениго на месте церкви 9 века Санта Марии Маджоре. Единство стиля, лёгкость и гармоничность форм делают Дуомо великолепным образцом пламенеющей готики.

Собор Парижской богоматери (Нотр Дам)

Французский король Людовиг VII и специально прибывший в Париж римский папа Александр III заложили первый камень собора Нотр Дам в 1163 году на месте христианской базилики Св.Стефана. В свою очередь базилику воздвигли на фундаменте римского храма Юпитера. Много веков спустя, в 1804 году, тоже в присутствии папы, в Нотр-Даме короновался Наполеон.

Собор Парижской Богоматери, завершенный к 1351 году, считают важным примером французской готической архитектуры, скульптуры и витражей. Это только начало готики, поэтому видим много горизонтальных линий.

После завершения собора, в последующие века, он часто менялся. В 1790-х годах Нотр-Дам подвергся осквернению во время Французской революции. Большая часть его религиозных образов была повреждена или уничтожена.

готические соборы средневековья

Собор Парижской Богоматери. Фото Nicolas Sanchez

Величавая ясность и размеренность архитектуры вдохновила Виктора Гюго на написание одноимённого романа в 1831 году. Вскоре после его публикации интерес к зданию возродился. Крупный реставрационный проект под руководством Эжена Виоле-ле-Дюка начался в 1845 году и продолжался двадцать пять лет. Начиная с 1963 года фасад собора был очищен от вековой сажи и грязи, вернув ему первоначальный цвет. Очередная кампания по очистке и реставрации велась с 1991-2000.

Со времён средневековья сохранились витражи только в розе главного входа и двух розах трансепта. Нотр Дам является местом хранения Тернового Венца Спасителя. В начале 13 века король Франции Людовик IX за половину годового бюджета страны выкупил заложенную в Венецианский банк святыню. Оказалась она в таком положении, потому что константинопольскому императору Балдуину II требовались деньги, чтобы расплатиться с кредиторами.

В первую пятницу каждого месяца совершается торжественный вынос Тернового венца Христова.

Причины столь долгого строительства готических соборов средневековья

А причинами были банальная нехватка денег, эпидемии и войны, смена власти и политические интриги. Основным финансовым источником строительства культовых сооружений и в те времена были пожертвования.

Какие ещё готические соборы Европы достойны быть в ТОП 10? Пишите, пожалуйста, комментарии.
О сознательном обмане 13 века, Ковчеге Трёх Королей в Кёльском соборе, читайте на Дзен канале Архитектура.

Читайте также: