Старообрядцы на дону в конце 17 века кратко

Обновлено: 02.07.2024

Восстание Разина, закончившееся его поражением, было поражением и для донского казачества. Правительство Московского государства привело в 1671 году к присяге донское казачество на верность царю Алексею Михайловичу, что означало отказ казаков от ведения самостоятельной внешней политики.

В 1676 году Войско Донское присягнуло на верность новому московскому царю Федору Алексеевичу.

Донские казаки начали привыкать к новым отношениям с Московским государством, но все испортили донские старообрядцы .

По всем "запольным рекам" донской земли раскинулись многочисленные поселки донских старообрядцев. Особенно их много было на Медведице - около 2000 человек, которые жили также как и казаки куренями. Здесь их возглавлял расстрига из Соловецкого монастыря Кузьма Ларионов Косой.

Много раскольников было в Черкасске, где войсковым старшиной в 1686 году стал раскольник Самойло Лаврентьев.

Черкасские казаки - раскольники в июле 1687 года объединились с медведковскими и стали совместным лагерем под Черкассами. Но из-за трений между войсковым старшиной и вождем медведковцев Косым союза не получилось. Косой был арестован.

Московское правительство требовало его выдачи. Но донские казаки отказались. Тогда в начале 1688 года московиты потребовали выдать уже войскового старшину. Это позволило сторонникам Москвы среди казаков арестовать Лаврентьева.

10 мая 1688 г. в Москве были казнены предводители донского старообрядчества – К. Чюрносов, С. Лаврентьев, П. Чекунов и Л. Белогородец, а также поп Самойло и раскольник Пронка. Другие донские раскольники, выданные в Москву, были сосланы в разные сибирские города - монография Н.Мининкова " Укрепление московской власти на Дону в последней четверти XVII века"

На курени раскольников был наслан карательный казачий отряд, который 5 апреля 1689 года взял крупнейший городок старообрядцев Заполянский на Медведице.

В середине XVII века Русская церковь во главе с патриархом Никоном начала процесс унификации церковных обрядов и литературы огромного Московского государства. Реформы начались на церковном соборе в Москве в 1654 году, за эталон реформаторы взяли греческий обряд.

"Большая часть православных отказалась на него переходить. На соборе 1666 1667 годов было принято страшное решение — предавались церковной анафеме, то есть проклятию, все, кто не хотел совершать богослужение по новому обряду", — рассказывает Алла Шадрина, старший научный сотрудник Южного научного центра РАН, кандидат исторических наук.

Началась одна из самых черных страниц русской истории, когда одни православные убивали других. Репрессии, закрепленные законодательно, санкционировал сам царь Алексей Михайлович. Огню и мечу предавали городки и обители, желавшие сохранить старую веру. Спасаясь от преследователей, противники реформы пошли кто на север, кто в леса и на Дон.

"Сейчас кажется, что все рядом, но тогда Дон был далеко от Москвы и даже не был частью Московского государства. Казаки хоть и несли службу в интересах царя, получая от него жалованье за оборону южных рубежей, о расколе долго вообще не знали, — говорит Шадрина. — На Дону в это время был только один храм — Воскресенский войсковой собор в Черкасске (сейчас станица Старочеркасская — прим. ТАСС). Он был построен при поддержке царя Алексея Михайловича и освящен в 1652 году. Духовенство было прислано из Москвы, поэтому оно выполняло все указы царя и патриарха. Богослужения совершались по новым обрядам, которые для казаков не были новшеством, поскольку в Черкасске до строительства собора служили монахи Межигорского монастыря, относившегося к Константинопольскому патриархату".

Кроме того, к вопросам веры казаки относились своеобразно. "То есть они прибегали к вере и церкви только тогда, когда им грозила смерть, а в повседневной жизни относились довольно спокойно, практикуя параллельно и языческие обряды. Разумеется, казаки были крещеными, но они находились вне религиозной жизни в современном ее понимании", — отмечает Шадрина.


Старообрядчество, как явление в русской истории и культуре, стало результатом церковных реформ, предпринятых царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном. Итогом вмешательства государства в религиозные дела стал раскол в Русской Православной церкви, последствием которого стало формирование старообрядчества не только как религиозного течения, отказывающее принимать реформированную церковь, но и как культурно-религиозного оплота для многих людей разных сословий.

После реформ в последние десятилетия XVII в. сторонники старой веры, спасаясь бегством от репрессивной политики государства, прятались на окраинах империи. И территория донского казачества не стала исключением. Более того, территория Дона стала одним из ключевых районов страны, куда массово бежали
старообрядцы после проведения церковных реформ.

Говоря о распространении старообрядчества на территории Дона надо отметить несколько моментов. Первый момент будет связан с определением географии донского старообрядчества. Первые скиты староверов на Дону появляются во второй половине XVII в. Основным районом мест, куда бежали старообрядцы, был район среднего течения Дона и его левых притоков ‒ Хопра, Бузулука, Медведицы. Эти места оставались для приверженцев старой веры основными местами заселения, вплоть до того, что уже к 1680-м гг. здесь появляются первые старообрядческие поселения. Уже в 1686 г. на Медведице было 17 старообрядческих поселений, в каждом из которых насчитывалось по 19–20 куреней, а всего жителей ‒ до 2 тыс. [6, с. 95]. Тем не менее, в начале XVIII в. влияние приверженцев старой веры ограничивалось, по большей части, верховыми городками по рекам Хопер, Медведица. Низовые городки и станицы в конце XVII в. были меньше подвержены распространению старообрядчества.

1384097930.4327015а

Перстосложение для осенения себя крестным знамением. Миниатюры из иллюстрированного рукописного старообрядческого сборника 19 века. НИОР РГБ. Ф. 98 (собрание Е.Е. Егорова)

1384114086.42561384а

Архиерейское благословение. Миниатюры из иллюстрированного рукописного старообрядческого сборника 19 века. НИОР РГБ. Ф. 98 (собрание Е.Е. Егорова)

По сути, уже к началу движения Е. Пугачева весь Дон был поражен старообрядчеством. Таким образом, география донского старообрядчества постоянно расширялась. Если в начале XVIII века, старообрядчеством были заражены станицы только по верховью Дона, то уже к началу 70-х годов XVIII века старообрядцы жили практически во всех станицах по течению реки Дон.

Следующий аспект, связанный с историей распространения старообрядчества на земле донских казаков, затрагивает формы взаимодействия донского старообрядчества с государством и местными казачьими властями.

Отношения старообрядчества и государства в XVIII веке строилось на принципе непризнания и преследования со стороны государственных властей и организации форм протеста со стороны староверов (одной из таких форм было бегство на окраины империи). Российское государство ввело активную борьбу со староверами на Дону в течение всего XVIII века. Политика российского государства (в лице государственных органов власти, церкви (Синода) по отношению к донским старообрядцам в течении XVIII века заключалась в том, чтобы искоренить то влияние, которое оказывало старообрядчество на донское казачество и ликвидировать все поселения и церкви староверов на Дону. Власть видела в приверженцах старой веры прежде всего воров, разбойников и безумцев, которые только тем и занимались, что развращали казаков, отвергали их от истинной веры и призывали к непослушанию царю и власти в целом.

inx960x1070

Отношение местных властей (в лице атамана и казачьих старшин) к старообрядчеству и его распространению на Донской земле было гораздо сложнее. С одной стороны, мы видим, что многие грамоты и донесения Военной коллегии, касательно борьбы со староверами и их сторонниками, зачастую игнорировались станичными атаманами и старшинами. Более того, некоторые источники прямо указывают на то, что и атаманы Войска Донского нередко укрывали беглых старообрядцев и казаков, принявших старую веру.

Efremov_Danila_Efremovich_01

Посмертный портрет атамана Данилы Ефремова (конец XVIII века)

Однако ситуация меняется с приходом к власти Екатерины II. Манифест императрицы от 3 марта 1764 г., предоставил право свободно исповедовать старую веру при условии выплаты двойной подушной подати [7, с. 596–597]. Указами Екатерины от 1765 г. казакам было позволено записываться в старообрядцы при уплате двойной подати, но при этом разрешалось уклоняться от некоторых казачьих повинностей, что привело к массовым записям казаков с семьями.

И третий аспект, который стоит рассмотреть ‒ это образ жизни донских старообрядцев в среде православного казачества.

Во многих донских станицах старообрядцы не только мирно жили среди жителей, но и пользовались покровительством со стороны станичных органов управления. Большинство старообрядцев, проживающих в донских станицах, составляли донские казаки, которые проходили как и все православные казаки воинскую службу, не отлынивали от прохождения других служб и несения других повинностей. От казаков, принявших реформы Никона, они (старообрядцы) отличались прежде всего отношением к вере и верности старым обрядам. В таких станицах, как Пятиизбянская, Верхне-Чирская, Камышевская и Верхне-Каргальская старообрядцы составляли значительную часть населения.

В отношении казаков, исповедующих старую веру, действовали довольно мягкие наказания. Их практически не наказывали кнутами или лишением жалования. Большинство казаков, попавшихся на несоблюдении церковных обрядов по православному образцу, наказывали ссылкой на покаяние к местному священнику.

1528123996.391ranshe_i_teper_5_a

Лубочное издание беспоповцев

В мирной жизни казаки, исповедующие старую веру, имели хорошие отношения с православными казаками, однако наотрез отказывались сообщаться с церковниками.

В обыденной жизни нередки были случаи и реальных браков между старообрядцами и православными. Естественно, что священники в большинстве своем отказывали венчать такие пары, однако священник-старообрядец из станицы Верхне-Чирская такие браки регистрировал, и к нему съезжались со всего Дона приверженцы старой веры.

Межконфессиональные браки свидетельствовали о довольно тесном общении старообрядцев и православных в бытовой жизни. Это было вполне естественно. Конечно, все изменения в православной вере, произошедшие в XVII столетии, несомненно, коснулись и донское казачество, расколов его на противоборствующие группировки и приведшие к военным столкновениям. Впоследствии в XVIII веке конфронтации на религиозной почве на Дону не возникало. Сословное братство (принадлежность и староверов и православных жителей к казачьему сообществу) стало играть более важную роль, чем конфессиональная принадлежность. Отсюда и распространение межконфессиональных браков, и отказ станичных правлений и войсковой канцелярии в требовании преследовании казаков-старообрядцев.

Если подводить определенные итоги, то нужно отметить, что в жизни казаки-старообрядцы существенными отличиями от своих братьев православных не выделялись. Во многих донских станицах происходило активное взаимодействие этих элементов, оказывающих друг на друга определенное влияние. Так, рядовые православные казаки, постепенно, как и старообрядцы, стали отказываться от религиозного освещения брака. Кроме того, распространенность межконфессиональных браков говорит об отсутствии или неразличимости религиозных границ между казаками.

staroobryad_kazachya_semya

Семья казаков-старообрядцев (конец 19-го века)

Можно выделить несколько ключевых позиций, связанных с прояснением причин массового распространения старообрядчества на Дону в XVIII веке.

Донская земля в конце XVII века была довольно свободна в плане внутренних распорядков. Российское право практически не было распространено на донских казаков, у которых существовали свои нормы жизни, регулирования различного рода военных, бытовых и экономических условий. Система управления и власти в
донском казачьем обществе не была полностью подчинена системе общегосударственных учреждений. Не смогло государство бороться и с правом казаков не выдавать беглых, бежавших на Дон. Отсутствие реальных механизмов управления Доном российским государством и соответственно невозможность достать отсюда бежавших крестьян и религиозных отступников стало одной из причин бегства сюда большого потока беглых староверов. Бежав на Дон, они находили здесь приют, жилье и возможность заниматься хозяйством и исповедовать свою веру.

Более важным фактором, обусловившим распространение старообрядческих идей среди казаков, была приверженность старой вере самих донских казаков. Религия была для них не только духовной опорой, в которой они черпали сил, но и частью их жизненного мира, частью их культуры и быта. Сама жизнь казака была построена таким образом, что вере в ней уделялось большое внимание. И казаки довольно ревностно соблюдали религиозные традиции своих предков. Вмешательство государства в духовную сферу было неприемлемым для донского казачества, воспринявшего это вмешательство как вторжение в личную жизнь, с чем казаки не могли примириться.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный архив Ростовской области (далее ‒ ГАРО). Ф. 55.
Оп. 1. Д. 1470.
2. ГАРО. Ф. 55. Оп. 1. Д. 1472.
3. ГАРО. Ф. 55. Оп. 1. Д. 1490.
4. Донские епархиальные ведомости (далее ‒ ДЕВ). Новочеркасск.
1882. № 19.
5. ДЕВ. 1874. №2.
6. Дружинин В. Г. Раскол на Дону в конце XVII века. СПб., 1889.
7. Полное собрание законов Российской империи. СПб. 1830. т. XVI.
№ 12067.
8. Пронштейн А. П. Земля Донская в XVIII веке. Ростов н/Д., 1961.


Последние записи в журнале


Беспримерный конный пробег казачки Кудашевой.

В первых числах августа 1911 года весь блистательный Санкт-Петербург встречал отважную оренбургскую казачку Александру Георгиевну…


Украина ведёт войну за мировую революцию возглавляемую нео — троцкистами.

Я достаточно много писал о гражданской войне на территории бывшей Российской империи, чтобы сказать — то, что мы видим, это очень…


В Харькове видимо не сработал вариант "мягкой силы". Применяется грубая сила. Бои в Харькове.

В самом Харькове местной администрацией была предпринята попытка мирной сдачи города федеральным войскам. Однако данная попытка…

Информация об этом журнале

  • Цена размещения 10 жетонов
  • Социальный капитал 207
  • В друзьях у
  • Длительность 24 часа
  • Минимальная ставка 10 жетонов

Были ли донские казаки "рыцарями православия"? Современный идеологический флер витающий вокруг донских казаков, совершенно не соответствует реальной истории донцов. Если бы я стал собирать, все факты, укладывающиеся в эту тему в одну публикацию, то получилась бы увесистая книга. Потому…

Читайте также: