Элементы колонны в архитектуре кратко

Обновлено: 05.07.2024

Toggle navigation

Ремонт в регионах

КОЛОННА подпора, столб с сечением исключительно круглой или близкой к кругу формы, тогда как подпоры с сечениями прямолинейных очертаний называются столбами, пилонами и т. д. Вертикальный профиль колонны (образующая) имеет очень разнообразные начертания, начиная от прямолинейного и до очень сложных, составленных из отрезков прямых и кривых линий (в русском зодчестве).

Происхождение свое колонна ведет от древесного ствола — бревна, поставленного на землю стоймя для поддержки покрытия. Впоследствии ствол обрабатывался: очищался от сучьев, коры, ему придавалась более правильная форма. Как наиболее ответственные части здания, поддерживавшие покрытия, колонны в монументальных зданиях стали делаться из камня по всей вероятности сразу же, как только человек овладел в достаточной степени уменьем отесывать камень.

Содержание

Строение колонны

Членение колонны. произошло из конструктивных соображений: под нее укладывался плоский камень (плинт), чтобы ствол не углублялся в грунт от тяжести нагрузки и одновременно был предохранен от грунтовой сырости. Сверх столба накладывалась дощечка (абака) того же материала; для увеличения площади, опоры балки и для возможности смены при загнивании (в дереве) места соединения с несомой балкой. Таким образом образовались членения на три основные части: базу, ствол, или стержень, и капитель (или голову).

В каменных колоннах. уже с глубокой древности имелись налицо все три части, в редких случаях база могла отсутствовать (при установке на каменном цоколе). В отношении декоративном наибольшее внимание отдавалось всегда капители, как наиболее украшаемой части; база украшалась скромнее, менее же всего бывал украшен ствол, чем подчеркивалось его конструктивное значение. Таким прообразом каменной колонны был деревянный столб неодинаковой толщины в верхнем и нижнем концах, устанавливавшийся на землю толстым концом, то и в каменных - была сохранена эта форма — общее утонение кверху.

Многообразие форм

За время своего существования колонна имела много различных форм, изменялась в пропорциях в своем профиле и сечении, в своей обработке. Древнейшие образцы мы имеем в египетской архитектуре. Повидимому, судя по изображениям египтян колонна здесь была сначала деревянной, из пальмовых стволов, но до нашего времени сохранились только каменные. Выделывались они из гранита, сиениты известняков различных типов и бывали или монолитными или из отдельных блоков.

Пропорции их, т.е. отношение высоты к диаметру, не были точно ycтановлены и колебались от 3 до 5,5. Они достигали больном величины (до 21 м — храм Аммона в Карнаке).

Колонны в Египте

Кроме круглого сечения в Египте нередко имела сечение многолопастное, т. е. как бы составлялась из нескольких стволов или стеблей (рис. 1). В профиле помимо сужения кверху нередко встречается закругление нижней части, вызванное по всей вероятности подражанием стволу пальмы, имеющему аналогичное закругление и сужение близ корня.

В общем египетская носит в значительной степени изобразительный характер, представляя деревянный столб, обвязанный стеблями папируса, лотоса или пальмовых ветвей, верхние концы которых, загибаясь у поддерживаемой балки, образуют капитель.

В них можно видеть отдельные ступени развития из каменного столба квадратного сечения путем постепенного среза углов и увеличения числа граней (рис. 2 и 3).

грани колонны

Колонны в Месопотамии

В Месопотамии в своих сохранившихся образцах дается яркий образчик каменной колонны, происшедшей из деревянной, увенчанной подбалкой, превратившейся в капитель (рис. 4).

Пропорции К. здесь более легки, чем в Египте: вышина К. имеет 10—11 диаметров. Эта легкость пропорций оказала несомненное влияние на выработку у греков типов ионического и коринфского стилей.

Колонны в Месопотамии фото

Древнегреческие колонны

Наиболее выразительную декоративную обработку колонны и ее части приобретают в античной Греции. Здесь развитие шло также от деревянной стойки. Будучи чисто конструктивной частью здания, колонна начинает получать и декоративное значение в зданиях общественного характера.

Колонны этой эпохи любопытны тем, что их ствол тоньше внизу и утолщается наверху у капители.

Колонны более поздние (архаич. Греции) — деревянные, уточняются же кверху. Подобных колон не сохранилось, и они известны лишь по изображениям.

Этот тип переходит уже непосредственно к колонне дорического стиля, затем слегка видоизменяется в стилях ионическом и коринфском в Греции и наконец служит прототипом для выработки различных ордеров и стилей.

римская колонна

Римские колонны

В Риме в значительной степени утеряла свое конструктивное значение и сделалась декоративной рис. 5.

Излюбленным типом покрытия римской архитектуры были арка и свод, а не архитрав, как в Греции и Египте (рис. 6).

Опирая арки на столбы квадратного сечения, римские зодчие приставляли к ним колонны, выступающие из массы столба на 1/2 или 1/4 своего диаметра и поддерживавшие лишь выступ антаблемента над арками. В других случаях колонны выступали настолько же из сплошной стены в качестве чисто декоративного членения.

греческая колонна

Таким образом заимствованная из Греции конструктивная часть в Риме начинает превращаться в декоративную деталь, сохраняя в то же время иногда прежнее конструктивное значение.

Последующая стадия развития архитектуры, обусловленная ремесленным способом производства, использует их в архитектуре исключительно как опорную конструктивную часть, придавая ей размеры и формы соответственно несомой нагрузке. В этот период она очень разнообразна по форме и не руководится никакими канонами кроме соображений конструктивного удобства. Они то очень массивны — толсты и коротки (рис. 7) то тянутся вверх, утоняясь до пределов прочности камня. При разделении нагрузки сводов на отдельные пучки гуртов они группируются также пучками, образуя групповой столб, или пилон, каждая отдельная колонка которого несет нагрузку отдельного гурта.

Можно отметить как общую черту раннего средневековья их большую тяжесть и массивность сравнительно с колоннами позднего средневековья. Арки и гурты воспринимаются обычно непосредственно капителью без промежуточного антаблемента. Но иногда его роль играют т. н. импосты над капителью.

колонна из Греции

В позднем готическом стиле капитель превращается в орнаментальную тягу, обходящую весь пучок, а иногда гурты, и непосредственно врезывается в тело или служит как бы ее продолжением.

Стволы в византийской и романской архитектуре часто покрываются орнаментом, извиваются спиралью, изламываются в зигзаги и даже у парных переплетаются один с другим, образуя нечто вроде узлов (рис. 8 и 9).

Колонны на Руси

В архитектуре восточных народов колонна близка к средневековой, но в общем более тонка и имеет иной формы капители.

В русском средневековом зодчестве колонн в полном смысле этого слова не было. Были столбы, иногда с закругленными углами — в зодчестве Пскова.

узлы колонны

В раннем ренессансе нередко можно встретить колонны с орнаментированными и сильно расчлененными стволами еще почти средневекового характера. В последующем развитии колонна ренессанса становится все ближе к римским, и наконец теоретики архитектуры Дш. да Виньона, Палладио и др. вырабатывают свои ордера на базе пропорций римских построек. Но в применении колонн зодчие ренессанса допускали приемы, не применявшиеся римскими: удвоение, постановку рядом одного ордера, но разных масштабов, опору архивольтов непосредственно на капитель.

круглые колонны фото

Колонны Нового времени

Но наряду с этими орнаментальными увлечениями применялись и очень строгие типы. В 18 и 19 вв. всюду, куда проникала европейская культура, в архитектуре применяется колонны более или менее классического характера.

В первой четверти 19 в. наряду с колоннами римского типа получает широкое применение и греческая, преимущественно дорического типа.

фото колонны русской архитектуры

Во второй половине 19 в. в период архитектурного эклектизма можно встретить в постройках самых разнообразных стилей, от египетских до стиля барокко, иногда даже в одном здании.

Современные колонны

Новые материалы строительной практики дали колонны из чугуна, не требовавшие толщины каменных. Но строители все же сохраняли по традиции их декорацию — базы, капители, канеллюры — классического типа.

фото современные колонны

В 20 в. при металлических и бетонных конструкциях были попытки восстановить прежний характер колонн как чисто конструктивной части сооружения, сохраняя в то же время и ее декоративное значение.

Понимая, что пропорции античных не отвечают новым материалам, строители отбрасывали формы ордеров, но не заменяли их новыми. Колонна превратилась просто в цилиндрический стержень, без базы, капители и других членений.

В архитектуре метро мы имеем ряд попыток, более или менее удачных, создать новый тип в ее применении внутри здания.

На зданиях Московской гостиницы, библиотеки Ленина колонны заменены квадратными в сечении столбами.


Многие архитектурные стили невозможно представить без такого строительного элемента, как колонна. С практической точки зрения колоннада используется в качестве основы каркаса и вертикальной опоры, на которую укладываются вышерасположенные части строения. С точки зрения эстетики – такие элементы обеспечивают визуальную связь между кровлей и основанием здания, а во многих случаях являются триумфальным украшением, на которых, например, можно расположить статуи. Способность колонн выдерживать определенные нагрузки рассчитывается архитекторами еще на стадии проектирования здания согласно свойствам материалов изготовления.

Архаический период развития архитектуры

Колонны при строительстве зданий стали использовать в начале развития человеческой цивилизации. Первые колоннады изготавливались из древесины и представляли собой столбы для поддержки навесов. Чтобы деревянные столбы не проседали, их основания закреплялись каменными глыбами. На верхнюю опорную часть укладывалась доска или плита, которые можно считать прототипами баз и капителей, являющихся основными элементами современных архитектурных колонн.

Вне зависимости от течения времени и появления новых архитектурных стилей со своими правилами, модернизациями, революционными новшествами конструкции колоннад принципиальным изменениям не подверглись и сохранили свои основные части:

  • База: нижняя часть, которая переносит нагрузки на основание;
  • Ствол (или тело): основная часть, для выразительности форм может быть украшена декоративными элементами – каннелюрами;
  • Капитель: верхняя часть, помогает распределить нагрузки с вышерасположенных элементов строения, но не является обязательной.

AC204-13.jpg

Первые колоннады появились при строительстве храмов древних ассирийцев, египтян и шумеров около 2 тысяч лет до нашей эры. Но наибольшее архитектурное распространение и доведение до совершенных форм совпало с периодом расцвета искусства и культуры древней Греции. Именно тогда древнегреческими мастерами были заложены три основных принципа (или ордера) строения колонных систем: ионический, дорический, коринфский, которые среди современных архитекторов негласно считаются художественным языком античности.

  • Дорический ордер. Самый ранний тип архитектурной композиции с колоннами, характерной чертой которого считается отсутствие базы. Колонны такого ордера короткие и мощные, чтобы иметь возможность выдерживать тяжелые каменные элементы кровли и верхней части здания. Имеют капитель и украшаются каннелюрами (вертикальными бороздами), образующими острые углы.

2f-XO3jCckA.jpg

  • Ионический ордер. Более тонкие и даже изящные колонны, высокие, имеют базу, легко узнаваемы по капителям, украшенным завитками. Каннелюры колоннад ионического типа чередуются с дорожками.

edCDPwdmliw.jpg

  • Коринфский. Ордер, который потом повсеместно использовали архитекторы Древнего Рима, чаще всего, исключительно в декоративных целях. Характерной чертой такого ордера считаются пышные капители, чаще всего имеющие форму колокола и украшенные стилизованным растительным орнаментом.

EnYu3RoFLrI.jpg

Позднее древние римляне, которые использовали в строительстве греческие принципы создания колонных систем, добавили от себя еще два ордера. Первый – строгий тосканский, был частично позаимствован у этрусков. Второй ордер является композитным, потому что объединяет в себе лучшие черты коринфского и ионического ордеров и считается по-настоящему роскошным.

Характерные черты колонн в архитектуре разных стран

Эталоном совершенной и прекрасной со всех точек зрения архитектуры принято считать древнегреческую и древнеримскую архитектуру. На какое-то время она была забыта, но мастера Эпохи Возрождения восстановили в своих творениях характерные формы и принципы античных ордеров. Гораздо позже к ним вернулся классицизм.

Если древнегреческие зодчие использовали колоннады исключительно в практических целях в качестве красивых опор для кровельной части строения, до мастера Древнего Рима больше акцентировали внимание на эстетической стороне. Римляне применяли колонные системы в архитектуре храмовых сооружений, терм, дворцов и других зданий, имеющих высокую общественную значимость. Кроме того, со временем древнеримские мастера стали строить колоннады как отдельные, самостоятельные сооружения – ростральные колонны с пышными капителями в честь воинов-победителей и императоров, в качестве пограничных столбов для границ земельных участков и поместий, в качестве дорожных указателей и т.п.

Yzh_F_S4zhA.jpg

Тонкие и стройные персидские колонны в чем-то были схожи с египетскими колоннадами, но имели свои характерные черты и особенности. В частности, такие архитектурные элементы выполнялись в форме папирусов, на которых были нанесены изображения богов и надписи иероглифами. Персидские колонны имели все части: базу, капитель и ствол высотой более 10 метров и каннелюрами.

41sKTi81jnI.jpg

В Индии колонные системы использовались в качестве отдельных сооружений, сами колонны казались выточенными из металла или каменных глыб и до сих пор считаются непревзойденными произведениями архитектурного искусства и одними из лучших образцов национальной культуры. Индийские колонны являлись местом притяжения, где проводились религиозные и торжественные церемонии и обряды.

cw6-FFjTRiY.jpg

Практически все колонны в Китае изготовлены из древесины и выполняют функции опоры для кровельных частей зданий и сооружений. Китайские колонные системы достаточно скромны в части декора, не имеют излишеств и даже капители у китайских колонн считаются большой редкостью.

lP-9u5HFP2o.jpg

Что касается архитектуры России и применения колонных систем в ней, то самым ярким и выдающимся образцом можно считать Казанский собор в Санкт-Петербурге, который украшен фантастической по красоте колоннадой из 96 колонн, изготовленных из гранита и имеющих высоту 13 метров.


Коло́нна (греч. κιων, στύλος , лат. columna ) в архитектуре — столб, часто цилиндрической формы, обычно деревянный, каменный или металлический. В классической архитектуре поддерживает антаблемент (или арки).

Колонна также может не поддерживать какой-либо массивный строительный элемент, а служить декоративным или триумфальным украшением, например, со статуей на вершине или просто стоять перед фасадом, держа только отрезки антаблемента, но не неся всю его нагрузку (см. раскрепованный ордер).

Элементы колонны

    — нижняя часть, которая переносит нагрузку на основание. Необязательная, например в классическом дорическом ордере её нет, хотя Палладио использовал.
  • Ствол — собственно основная часть колонны. В классической архитектуре часто украшался канелюрами. — верхняя часть, распределяющая нагрузку с верхних элементов, тоже, как и база, может отсутствовать. Является самым выразительным элементом ордера.

Интересные факты

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 2 октября 2012.

  • Самые высокие колонны (22 м) находятся среди развалин древнего города Баальбек (совр. Ливан). (Санкт-Петербург) — это самый высокий монумент в мире, выполненный из цельного гранита. Общая высота сооружения 47,5 м. Высота ствола (монолитной части) колонны 25,6 м.

См. также

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Колонна (архитектура)" в других словарях:

Колонна — – вертикальная опора здания, сооружения, воспринимающая вертикальные нагрузки от других элементов (балок, ферм, арок, сводов и т. п.) [Новый политехнический словарь, Москва, Научное издательство, 2000 г.] Колонна – (фр. colonne от лат … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

Колонна рустованная — (муфтированная) – колонна с характерным способом декоративной обработки ее ствола колонна составляется из чередующихся отрезков цилиндров и прямоугольных блоков. Такое чередование усиливает игру света и тени. См., напр., работы арх. С. С.… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

Колонна каннелированная — – колонна, ствол которой прорезан вертикальными желобками (каннелюрами). [Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005] Рубрика термина: Архитектура Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование, Абразивы, Автодороги … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

Колонна Марка Аврелия — Колонна Марка Аврелия (лат. Columna Centenaria Divorum Marci et Faustinae, итал. … Википедия

Колонна Фоки — Колонна Колонна Фоки Colonna di Foca … Википедия

Архитектура Молдавии — Архитектура Молдавии архитектура Молдавского княжества, позднее Бессарабии, Молдавской АССР, Молдавской ССР, современной Республики Молдова и непризнанной Приднестровской Молдавской Республики. Молдавская архитектура воплотила в себе… … Википедия

Колонна триумфальная — – колонна, воздвигаемая в честь какого либо знаменательного события. [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Колонна триумфальная – сооружение мемориального характера, подобно триумфальным… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

Колонна со спиральными каннелюрами — – колонна, ствол которой прорезан спиральными желобками (каннелюрами). [Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005] Рубрика термина: Колонны Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование, Абразивы, Автодороги … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

Колонна Медичи — Колонна Колонна Медичи Colonne Médicis … Википедия

Колонна Нельсона в Дублине — Колонна Нельсона (англ. The Nelson Pillar, ирл … Википедия


КОЛО́ННА (франц. colonne, от лат. co­lu­m­na – столб), ар­хи­тек­тур­но оформ­лен­ная сво­бод­но­стоя­щая вер­ти­каль­ная опо­ра, круг­лая в по­пе­реч­ном се­че­нии; стерж­не­вой эле­мент зда­ния и его не­су­щей кон­ст­рук­ции, а так­же ор­де­ра ар­хи­тек­тур­но­го . Воз­ник­ла как осн. со­став­ляю­щая сто­еч­но-ба­лоч­ной кон­ст­рук­ции. Впер­вые по­лу­чи­ла ху­дож. ин­тер­пре­та­цию в иск-ве Древ­не­го Егип­та, где вы­де­ли­лись струк­тур­ные чле­не­ния К.: ба­за, ствол (фуст) и ка­пи­тель . На­ря­ду с ис­поль­зо­ва­ни­ем рас­ти­тель­ных (ло­то­со­вид­ные, па­пи­ру­со­вид­ные К.) и ан­тро­по­морф­ных (ко­лон­ны с т. н. ха­то­рич. ка­пи­те­лью, где на тор­цах изо­бра­жа­лась го­ло­ва бо­ги­ни Хат­хор) мо­ти­вов, в Древ­нем Егип­те К. при­да­ва­ли аб­ст­ракт­но гео­мет­рич. фор­му (т. н. про­то­до­ри­че­ские К.). В ар­хи­тек­ту­ре Древ­не­го Ира­на ис­поль­зо­ва­лись К. с вер­тикаль­ны­ми же­ло­ба­ми – кан­не­лю­ра­ми и слож­ной ка­пи­те­лью с во­лю­та­ми , так­же час­то ук­ра­шен­ны­ми про­то­ма­ми (пе­ред­няя часть фи­гу­ры) бы­ков или ло­ша­дей. В ми­ной­ском иск-ве рас­про­стра­не­ны К. с об­рат­ной тек­то­ни­кой, диа­метр ос­но­ва­ния ко­то­рых был зна­чи­тель­но мень­ше диа­мет­ра верх­ней час­ти (дво­рец в Кнос­се, 1-я пол. 2-го тыс. до н. э.).

Читайте также: