Армянская церковь вероучение кратко

Обновлено: 05.07.2024

ДУХОВНАЯ БИБЛИОТЕКА РОССИЙСКОЙ И НОВО-НАХИЧЕВАНСКОЙ ЕПАРХИИ АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ

28 января, 2015 David

Символ Веры есть кратко и точно описанный предмет веры христиан. В ААЦ используются 3 древних Символа веры.

Апостольский Символ (I), читается во время Таинства Крещения:

Հաւատամք յԱմենասուրբ Երրորդութիւնն, ի Հայր եւ յՈրդի եւ ի Սուրբ Հոգի: Զաւետումն Գաբրիէլի, զԾնունդն Քրիստոսի, զՄկրտութիւնն, զՉարչարանս, զԽաչելութիւնն, զԹաղումն երեքօրեայ, զՅարութիւնն, զաստուածապէս Համբարձումն, զնստիլն ընդ աջմէ Հօր, զահաւոր եւ զփառաւորեալ զմիւսանգամ Գալուստն՝ խոստովանիմք եւ հաւատամք:

hаватамк ħАменасурб Еррордутюнэн, и hайр ев ħОрди ев и Сурб hоги. Заветумэн Габриели, эзЦнундэн Кристоси, эзМэкэртутюнэн, эзЧарчаранэс, эзХачелутюнэн, эзТахумн ерекоря, эзhарутюнэн, заствацапес hамбарцумэн, эзнэстилн энд аджме hор, заhавор ев эзпараворял эзмюсангам Галустэн — хостованимк ев hаватамк.

Веруем в Пресвятую Троицу, в Отца и в Сына и в Святого Духа. Благовестие Гавриила, Рождество Христово, Крещение, Страдания, Распятие, Погребение трехдневное, Воскресение, божественное Вознесение, восседание справа от Отца, страшное и славное следующее Пришествие — исповедуем и веруем.

Расширенный Никейский Символ Веры (II) имеет очень логичное строение:

Аудио версия Символа Веры.

(III) Символ Веры Святого Григора Татеваци был составлен в опровержение клеветы на Армянскую Церковь, будто бы армяне придерживаются ереси монофизитской:

«Исповедуем и всем сердцем веруем в Бога Отца – Несотворенный, Нерожденный, и Безначальный; а также Родитель Сына и Источатель Духа Святого.

Веруем в Бога Слово – Несотворенный, Рожденный, и Начавший от Отца (Имеющий начало от Отца) прежде вечностей – не после и не меньше (Отца); и сколько Отец есть Отец, и с Ним же Сын есть Сын.

Веруем в Бога Святого Духа – Несотворенный, Безвременный, Нерожденный, а Исходивший от Отца; Единосущен Отцу и той же Славы, что и Сын.

Веруем в Святую Троицу – Едина Природа, Едино Божество, не Трое Богов, а Един Бог, Едина Воля, Едино Царство, Едина Власть; Творец видимых и невидимых.

Веруем в Святую Церковь; в отпущение грехов, общением Святых.

Веруем в Одну из Трех Личностей, в Бога Слово – Рожденный от Отца прежде вечностей; во времени, сошедший в Богородицу Деву Марию, взявший от Ее крови и соединивший Своему Божеству; терпевший 9-ть месяцев в утробе Непорочной Девы.

И Совершенный Бог стал Совершенным Человеком – с душою, духом и телом; Едина Личность, Едино Лицо, и Соединенная единая природа.

Веруем в Господа нашего Иисуса Христа – Ходивший по земле; пришедший ко крещению после 30-и лет.

Искушенный от сатаны и победивший его. Проповедовавший спасение людям. Труждавший плотью, уставший, голодавший, и жаждавший. После, добровольно пришедший к страданиям; распятый и умерший плотью, и жив Божеством.

Тело, положенное в гроб, соединенным с Божеством; и душою, сошедший в ад, неразделенным с Божеством. Проповедовавший душам, разрушивший ад, и освободивший души. После трех дней воскресший из мертвых и представший ученикам.

Армянская церковь формировалась как самостоятельная христианская церковь. В основе ее исповедания лежит Евангелие, а также решения первых трех Вселенских Соборов – Никейского (325г.),

Константинопольского (381г.) и Эфесского (431г.). В вопросе христологии она принимает Эфесское вероисповедание, по которому божественная и человеческая природы Христа соединены (но не слиты) в Его Лице и составляют одну соединенную и неразделимую личность.

Единая в своих вероучительных установках, сегодня Армянская Апостольская Церковь географически распространена по всему миру. Начиная с IV века миллионы армян, гонимые то персами, то арабами, то турками, вынуждены были покинуть Родину и скитаться по всему свету. Трагические события начала XX столетия — Геноцид армян в Турции 1915 года — привели к массовой эмиграции народа в самые отдаленные уголки земного шара. Сегодня 60 процентов армян проживают за пределами Армении, однако сохраняют свою национальную, культурную и религиозную идентичность. И в этом им помогает, в том числе и вселенское присутствие Армянской Церкви.

К сожалению, существует ошибочное мнение, что Армянская Церковь является григорианской, монофизитской и как следствие еретической. Это абсолютно не верно.

Называть Армянскую Церковь григорианской, также неправильно, как Русскую Церковь – владимирской.
Армянская Церковь основана Апостолами – Святым Фаддеем и Святым Варфоломеем в начале I-го века, поэтому и именуется Апостольской, что подчеркивает возникновение её вероучения из единственного первоисточника без посредничества другой церкви.

Армянская Церковь – не является монофизитской, ибо монофизитизм – это евтихианская ересь, которая предана анафеме Армянской Церковью.

Полное название Армянской Церкви – Армянская Апостольская Святая Церковь.

« Հաւատամք ի մի Աստուած, ի Հայրն Ամենակալ՝ յարարիչն երկնի եւ երկրի, երեւելեաց եւ աներեւութից։

Եւ ի մի Տէր Յիսուս Քրիստոս Որդին Աստուծոյ՝ ծնեալն յԱստուծոյ Հօրէ, Միածին՝ այսինքն յէութենէ Հօր։ Աստուած յԱստուծոյ, Լոյս ի Լուսոյ, Աստուած ճշմարիտ յԱստուծոյ ճշմարտէ, ծնունդ եւ ոչ արարած։ Նոյն ինքն ի բնութենէ Հօր, որով ամենայն ինչ եղեւ յերկինս եւ ի վերայ երկրի, երեւելիք եւ աներեւոյթք։ Որ յաղագս մեր մարդկան եւ վասն մերոյ փրկութեան իջեալ ի յերկնից՝ մարմնացաւ, մարդացաւ, ծնաւ կատարելապէս ի Մարիամայ սրբոյ կուսէն Հոգւովն Սրբով։ Որով էառ զմարմին, զհոգի եւ զմիտ եւ զամենայն որ ինչ է ի մարդ, ճշմարտապէս եւ ոչ կարծեօք։ Չարչարեալ, խաչեալ, թաղեալ, յերրորդ աւուր յարուցեալ, ելեալ ի յերկինս նովին մարմնովն, նստաւ ընդ աջմէ Հօր։ Գալոց է նովին մարմնովն եւ փառօք Հօր ի դատել զկենդանիս եւ զմեռեալս, որոյ թագաւորութեանն ոչ գոյ վախճան։

Հաւատամք եւ ի Սուրբ Հոգին՝ յանեղն եւ ի կատարեալն, որ խօսեցաւ յօրէնս եւ ի մարգարէս եւ յաւետարանս։ Որ էջն ի Հորդանան, քարոզեաց յառաքեալսն, եւ բնակեցաւ ի սուրբսն։

Հաւատամք եւ ի մի միայն ընդհանրական եւ յառաքելական Սուրբ եկեղեցի, ի մի մկրտութիւն, յապաշխարութիւն, ի քաւութիւն եւ ի թողութիւն մեղաց։ Ի յարութիւնն մեռելոց, ի դատաստանն յաւիտենից հոգւոց եւ մարմնոց, յարքայութիւնն երկնից եւ ի կեանսն յաւիտենականս։

Перевод на русский язык:

«Веруем в единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, рожденного от Бога Отца единородно, именно от естества Отца. В Бога от Бога, в Свет от Света, в Бога истинного от Бога истинного, рожденного, а не сотворенного, Единосущного Отцу, Коим сотворено все на небесах и на земле, видимое и невидимое. Ради нас людей и ради спасения нашего сшедшего с небес, воплотившегося, вочеловечившегося, родившегося совершенно от Марии Святой Девы Духом Святым, принявшего от нее же плоть, душу, разум и все, что есть в человеке, - истинно, а не сомненно. Страдавшего, распятого, погребенного, на третий день воскресшего, вознесшегося на небеса в том же теле, воссевшего одесную Отца. Грядущего в том же теле и во славе Отца судить живых и мертвых; Его же Царству нет конца.

Веруем и в Духа Святого, несотворенного и совершенного, глаголившего в Законе, Пророках и Евангелиях. Сшедшего на Иордан, проповедовавшего Посланного и обитавшего во Святых.

Веруем и в единую Соборную Апостольскую Святую Церковь. В едино крещение, покаяние, очищение и отпущение грехов. В Воскресение мертвых, в Суд вечный душ и тел, Царствие небесное и в Жизнь вечную.

Армянская Апостольская Церковь предает анафеме Нестория и Евтихия с их заблуждениями и твердо следует учению учению Святых отцов и первых трех Вселенских Соборов. Предположение о том, что Армянская Апостольская Церковь исповедует монофизитизм является в корне ошибочным и ничем не обоснованным.

В Армянской Апостольской Церкви семь таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причастие, Венчание, Рукоположение и Помазание больных.

Покаяние (исповедь) – таинство, при котором кающийся в грехах своих, при видимом изъявлении прощения от Господа через священнослужителя, по исполнении возложенной эпитимии, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом, даровавшим апостолам власть отпускать грехи.

Причастие – таинство, при котором верующий под видом хлеба и вина причащается истинного Тела и истинной Крови Господа Иисуса Христа для оставления грехов и для вечной жизни. Таинство Причастия совершается в Армянской Церкви с использованием пресного хлеба и не разбавленного водою вина. Святая Литургия Армянской Церкви совершается по уставу, составленному святым Василием Великим и Иоанном Златоустом.

Венчание- таинство, при котором мужчина и женщина по благословению священника объединяются с целью создания семьи, в образе духовного союза Христа с церковью. Святым Духом укрепляется их единство во все дни их совместной жизни, чтобы родили детей и воспиатли их в христианском духе.

Рукоположение (посвящение в духовный сан) производится посредством наложения рук и возложения на шею знаков, свойственных сану. Помазание миром происходит при посвящении в пресвитеры, , в епископа и католикоса.

Таинство помазания больных совершается без употребления елея, ограничиваясь чтением установленных на то псалмов, Евангелия, молитвы и возложением руки священнослужителя.

При совершении обрядов Армянская Церковь, соблюдая священные предания, руководствуется практикой древней единой (до разделения) Христовой Церкви, преданиями святого Григория Просветителя и постановлениями последовавших затем Армянских поместных соборов.

Религия и Церковь Армении считаются первоапостольскими, то есть — непосредственно полученными от святых апостолов, учеников Иисуса Христа. Церковь иногда называют Армяно-григорианской, но среди духовенства самой Апостольской Церкви это название не используется.

Становление христианства в Армении

До принятия христианства, народ, населявший нынешнюю территорию Армении, придерживался язычества. О тех временах осталось мало сведений, ведь армянский алфавит был создан только в V веке. Информация передавалась из уст в уста, поэтому многие факты о дохристианских временах дошли до нас искаженными.


После принятия христианства на месте языческих капищ были построены храмы, поэтому фактические свидетельства о периоде политеизма также были утрачены. Первыми людьми, принесшими новую веру на территорию Армении, были ученики Христа — апостолы Фаддей и Варфоломей. Апостол Фаддей был казнен вместе со своими последователями.

Особенности богослужений

В Армянской Церкви службы разделены на утреннюю, дневную, вечернюю и ночную. Утренняя служба объединяется с ночной и проводится на рассвете. Она посвящена восхвалению подвигов Сына Божьего и символизирует воскресение Христа.


Главное богослужение в Армянской Апостольской Церкви — Божественная Литургия. Она проводится на армянском языке, дополняется особыми ритуалами и песнопениями. По завершению богослужения верующие причащаются.


В те дни, когда эта тема поднималась на Вселенском Соборе, Армения находилась в состоянии кровопролитной борьбы с Персией. Епископы не смогли принять участие в обсуждении и не приняли решение Собора, после чего началось многовековое разделение с Православием.


Наиболее многочисленными епархиями считаются:

  • Араратская;
  • Армавирская;
  • Грузинская;
  • Украинская;
  • Греческая;
  • Гугаркская;
  • Шведская.

Армянская Апостольская Церковь в России

На территории России храмы Армянской Апостольской Церкви можно увидеть в столице, Ростове-на-Дону, Краснодаре и многих других городах. В Москве есть два храма, принадлежащих Армянской Церкви — Преображенский и Воскресенский соборы.

Интересно знать! Многие армянские храмы называют в честь Георгия Победоносца, так как он — один из наиболее почитаемых Святых среди христиан Кавказа.

Другие наиболее известные храмы Армянской Церкви в России:

  • Церковь святой великомученицы Екатерины в Санкт-Петербурге;
  • Церковь Святого Стефана в Калининграде;
  • Церковь Святого Карапета в Екатеринбурге;
  • Церковь Христа Всеспасителя в Кирове.

Армения стала первой страной, принявшей христианство на официальном уровне, в качестве государственной религии. Уже много веков между нами нет церковного единства, но это не разрушает близость наших духовных идеалов и общую систему ценностей.

Читайте также: