Психофизиологическая школа соколова кратко

Обновлено: 25.06.2024

Родился в 1896 г. небольшом белорусском городе Орше. После нескольких лет учебы в Москве Л.С. преподавал в школах, в консерватории, в педагогическом техникуме, одновременно работал литературным редактором. После окончания гимназии с отличием Л.С. поступает в Московский Университет, сначала, по желанию родителей, на медицинский факультет, а затем почти сразу же переводится на юридический факультет. По окончании университета он вернулся в Гомель и преподавал в нескольких институтах, играя важную роль в литературной и культурной жизни провинциального города.

Диапазон исследований Л.С. чрезвычайно широк: детская психология, общая психология, дефектология, психология искусства, методология и история психологии и др. все они объединены общим теоретическим подходом и одной проблемой – проблемой генезиса, структуры и функций человеческой психики.

Е. Н. Соколов — автор и вдохновитель огромного ряда фундаментальных исследований в области психологии и нейрофизиологии психических процессов и состояний, активный организатор нейронаук в России и за рубежом. Его имя неразрывно ассоциируется с одной из ведущих в мире научно-педагогических школ в области психофизиологии — кафедрой психофизиологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Первые психофизиологические исследования в Московском университете, которые положили начало формированию самостоятельной школы в отечественной психофизиологии, были задуманы и проведены по инициативе Е. Н. Соколова в 1950—60-е гг. в лаборатории анализаторов при кафедре психологии философского факультета. На этом этапе в центре внимания стало изучение ориентировочного рефлекса, открытого И.П. Павловым – безусловно-рефлекторной реакции на новизну. Интерес к ориентировочному рефлексу на кафедре психологии, возглавляемой А.Н. Леонтьевым, связан с исследованиями П.Я. Гальперина, который рассматривал ориентировочно-исследовательскую деятельность как основу психических процессов.

Лаборатория анализаторов тесно сотрудничала с кафедрой высшей нервной деятельности биолого-почвенного факультета МГУ, возглавляемой Л.Г. Ворониным. В рамках данного сотрудничества возникло изучение соотношения ориентировочного и условного рефлексов методами электроэнцефалографии, электродермографии и миографии.

В 1971 г. на факультете психологии МГУ, при поддержке декана факультета А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия, Е. Н. Соколовым была создана кафедра психофизиологии. С 1971 по 1999 г. Е. Н. Соколов был заведующим кафедрой и всю свою жизнь — ее бессменным идейным руководителем. На кафедре были продолжены исследования механизмов восприятия, памяти и научения, функциональных состояний мозга и начаты психофизиологические исследования семантики, эмоций и стресса.




Развивая отечественную психофизиологию как неотъемлемую часть мировой науки, Е. Н. Соколов выступил инициатором ряда международных научно-исследовательских проектов, реализованных на кафедре психофизиологии совместно с зарубежными партнерами.

Школа Л.С.Выготского. Главные идеи. Направления развития.

Родился в 1896 г. небольшом белорусском городе Орше. После нескольких лет учебы в Москве Л.С. преподавал в школах, в консерватории, в педагогическом техникуме, одновременно работал литературным редактором. После окончания гимназии с отличием Л.С. поступает в Московский Университет, сначала, по желанию родителей, на медицинский факультет, а затем почти сразу же переводится на юридический факультет. По окончании университета он вернулся в Гомель и преподавал в нескольких институтах, играя важную роль в литературной и культурной жизни провинциального города.

Диапазон исследований Л.С. чрезвычайно широк: детская психология, общая психология, дефектология, психология искусства, методология и история психологии и др. все они объединены общим теоретическим подходом и одной проблемой – проблемой генезиса, структуры и функций человеческой психики.

Е. Н. Соколов — автор и вдохновитель огромного ряда фундаментальных исследований в области психологии и нейрофизиологии психических процессов и состояний, активный организатор нейронаук в России и за рубежом. Его имя неразрывно ассоциируется с одной из ведущих в мире научно-педагогических школ в области психофизиологии — кафедрой психофизиологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Первые психофизиологические исследования в Московском университете, которые положили начало формированию самостоятельной школы в отечественной психофизиологии, были задуманы и проведены по инициативе Е. Н. Соколова в 1950—60-е гг. в лаборатории анализаторов при кафедре психологии философского факультета. На этом этапе в центре внимания стало изучение ориентировочного рефлекса, открытого И.П. Павловым – безусловно-рефлекторной реакции на новизну. Интерес к ориентировочному рефлексу на кафедре психологии, возглавляемой А.Н. Леонтьевым, связан с исследованиями П.Я. Гальперина, который рассматривал ориентировочно-исследовательскую деятельность как основу психических процессов.

Лаборатория анализаторов тесно сотрудничала с кафедрой высшей нервной деятельности биолого-почвенного факультета МГУ, возглавляемой Л.Г. Ворониным. В рамках данного сотрудничества возникло изучение соотношения ориентировочного и условного рефлексов методами электроэнцефалографии, электродермографии и миографии.

В 1971 г. на факультете психологии МГУ, при поддержке декана факультета А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия, Е. Н. Соколовым была создана кафедра психофизиологии. С 1971 по 1999 г. Е. Н. Соколов был заведующим кафедрой и всю свою жизнь — ее бессменным идейным руководителем. На кафедре были продолжены исследования механизмов восприятия, памяти и научения, функциональных состояний мозга и начаты психофизиологические исследования семантики, эмоций и стресса.

Развивая отечественную психофизиологию как неотъемлемую часть мировой науки, Е. Н. Соколов выступил инициатором ряда международных научно-исследовательских проектов, реализованных на кафедре психофизиологии совместно с зарубежными партнерами.

1. Область научных исследований научной школы. Психофизиология и ее значение для психологии.

2. История становления и развития научно-педагогической школы психофизиологии в Московском университете (1950 – 1971 г.Г.).

Первые психофизиологические исследования в Московском университете, которые положили начало формированию самостоятельной школы в отечественной психофизиологии, были задуманы и проведены по инициативе Е.Н. Соколова в 50-60 е годы в Лаборатории анализаторов при кафедре психологии философского факультета. На этом этапе в центре внимания стало изучение ориентировочного рефлекса, открытого И.П. Павловым – безусловно-рефлекторной реакции на новизну. Интерес к ориентировочному рефлексу на кафедре психологии, возглавляемой А.Н. Леонтьевым, связан с исследованиями П.Я. Гальперина, который рассматривал ориентировочно-исследовательскую деятельность как основу психических процессов. В это время лаборатория анализаторов тесно сотрудничала с кафедрой высшей нервной деятельности биолого-почвенного факультета МГУ, возглавляемой Л.Г. Ворониным. В рамках данного сотрудничества возникло изучение соотношения ориентировочного и условного рефлексов методами электроэнцефалографии, электродермографии и миографии.

Ориентировочный рефлекс был описан как сложная многокомпонентная реакция активации, обеспечивающая непроизвольное внимание. Было исследовано поведение реакции депрессии альфа-ритма (Э.А. Голубева), реакции усвоения биопотенциалами мозга ритма световых мельканий (Н.Н. Данилова, В.А. Ильянок), динамика сосудистых реакций (О.С. Виноградова), электромиограммы и порогов чувствительности (М.Б. Михалевская, Р.П. Стеклова) при угашении и растормаживании ориентировочного рефлекса, а также в процессе выработки условного.

Все эти данные были обобщены в ныне классической книге "Восприятие и условный рефлекс" (1958), которая приобрела мировую известность и была издана в США, Англии, Японии, Аргентине и Мексике. По этой тематике в 1960г. Е.Н. Соколов в качестве приглашенного профессора прочитал курсы лекций в Стенфордском и Калифорнийском университетах США.

В 1964 г. в лаборатории анализаторов были развернуты широкомасштабные психофизиологические исследования механизмов памяти и обучения. Исследование начиналось с психологического изучения функций памяти и обучения и завершалось анализом физиологических механизмов. Память была проанализирована на модели угашения ориентировочного рефлекса - "негативного обучения" - на макроуровне и при изучении следовых эффектов в нейронах - на микроуровне. В результате внутриклеточных исследований механизмов памяти был описан эффект привыкания отдельного нейрона, лежащий в основе механизма запоминания (А.Л. Ярмизина-Крылова, Т.Н. Греченко, Т.А. Палихова, Л.К. Хлудова). Были выявлены нейронные механизмы двух принципиально различных типов обучения: обучения, зависящего от организации информации, и обучения, зависящего от организации ответного действия (стимул-зависимый и эффект-зависимый типы обучения, соответственно). Результаты данного цикла работ лаборатории были обобщены в сборнике научных трудов «Пейсмекерный потенциал (1966), монографии Е.Н. Соколова "Механизмы памяти" (1969) и освещены в циклах лекций, прочитанных им в Московском университете, Кембриджском и Оксфордском университетах (Англия), на кафедре психологии Массачусетского технологического института США (1974), а также в Софийском и Будапештском университетах (1975).

На базе Лаборатории анализаторов при факультете психологии МГУ в апреле 1971 г. была создана кафедра психофизиологии. Кафедра психофизиологии была организована по инициативе и активном непосредственном участии профессора А.Н. Леонтьева (декана факультета психологии МГУ), профессора А.Р. Лурия, профессора П.Я. Гальперина и профессора Е.Н. Соколова.

/module/item/name

23 сентября 2020 г. исполняется 100 лет со дня рождения Евгения Николаевича Соколо­ва — ученого-психофизиолога с мировым именем, автора и вдохновителя огромного ряда фундаментальных исследований в области психологии и нейрофизиологии психических процессов и состояний, основателя кафедры психофизио­логии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Доктор биологических наук, заслуженный профессор Московского университета, действительный член РАО и Академии медико-технических наук РФ, почетный президент Российской ассоциации психофизиологов, иностранный член Национальной академии наук США, почетный член Американской академии наук и искусств и Академии наук Финляндии, член Международной ассоциации психофизиологов (IOP) и Центрального совета Международной организации по исследованию мозга (IBRO).

В 1971 г. на факультете психологии МГУ Е.Н. Соколовым при поддержке декана факультета, проф. А.Н. Леонтьева, и проф. А.Р. Лурия была создана кафедра психофизиологии. С 1971 г. по 2001 г. Е.Н. Соколов возглавлял кафедру психофизиологии и всю свою жизнь был ее бессменным идейным лидером. На основе его идей на кафедре были развернуты исследования механизмов восприятия, памяти и научения, функциональных состояний мозга и начаты психофизиологические исследования эмоций и стресса. Изучение процессов восприятия стимулировало развитие нового направления в работе Е.Н. Соколова — исследование структуры субъективных перцептивных и семантических пространств (на примере восприятия цвета и семантики цветообозначений). В дальнейшем этот же подход, основанный на многомерном анализе вербальных обозначений, был распространен на другие предметные области и позволил перейти к компьютерной системе количественной оценки структуры усваиваемых понятий с целью диагностики и объективного контроля структуры знаний обучаемого, определения способа его ориентировки в учебном материале и степени усвоения системы понятий на каждом этапе обучения.

Для коллег, многочисленных учеников и последователей Е.Н. Соколова общение с ним стало истинной школой культуры научного исследования и мышления, главными предметами которой для Евгения Николаевича всегда оставались самостоятельность научного поиска, достойный уровень профессионализма в изучаемой области, корректность экспериментирования, аккуратность и строгость в изложении результатов, уважение к оппоненту.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Файлы из библиотеки

В статье дается краткий обзор истории формирования одной из ведущих научных школ в отечественной психофизиологии — школы профессора Московского университета Е.Н. Соколова.

Описываются основные этапы в развитии школы и соответствующие им научные достижения, анализируются теоретические и экспериментальные аспекты ключевых идей школы.

Читайте также: