Скульптура барокко в россии кратко

Обновлено: 28.06.2024

Содержание

Введение
1. Исторические предпосылки
2. Барокко в России
2.1 Архитектура
2.2 Скульптура
2.3 Живопись
Заключение
Иллюстрации
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат по визуальному искусству.doc

Основные черты стиля барокко в архитектуре нашли претворение в застройке первоначального Петербурга, позднее – других городов. Прежде всего, это отразилось на планировке города, на самих зданиях. Барокко на Руси вытесняло средневековую цельность, сплоченность декора с конструкцией. Фасады барокко специфичны своей театральностью, динамичностью, ритмической сложностью. Развитие фасадной декорации барокко приводит к возникновению дополнительной пространственной зоны. 9

Петергоф – своего рода экспериментальная площадка, где проигрывались основные сюжеты Петровской художественной политики, сообразные его представлению о том, что должно и что может искусство. Это место, где осуществлялось преимущественность идей и сотрудничество мастеров всех школ: здесь совместно с русскими мастерами, работали немецкие архитекторы Андреас Шлютер и Иоганн Фридрих Браунштейн, француз Жан-Батист Леблон, итальянецы Ноколо Микетти и Франческо Бартоломео Растрелли. В художественном отношении петергофский ансамбль – наиболее полное в русской почве воплощение принципов барочной эстетики с характерной для неё игрой контрастами в парадоксальных сочетаниях упорядоченного и стихийного, обдуманного и иррационального. 11 В это время появляются записи, планы, чертежи. Русское архитектурное мышление приобщается к европейскому.

Стремление архитектурными средствами выразить господство человека над природой и стихией, неиссякаемость его творческих возможностей – находит убедительное выражение в контрастном сочетании геометризма окружающих дворцы регулярных садов и парков с огромной протяженностью пластичных фасадов и пышных анфилад парадных помещений. В интерьерах – обилие проемов, зеркал, орнамента, сплошь покрывающего стены, живописные плафоны. Были в этом такие близкие к барокко особенности, как пространственная взаимосвязанность главных помещений здания, сложность планов, подчеркнутое внимание к центру композиции, стремление к контрастам, в том числе – столкновению мягко изогнутых и жестко прямолинейных очертаний. Все это создает иллюзию безграничности пространства. 12

В Петербурге впервые был разработан регулярный план застройки города и ставший градообразующей его основой. План П.М.Еропкина (1737) и последующие за ним проекты закрепили эту закономерность развития города. Качественно новое лицо приобрели и петербургские площади. Они получили географические очертания с обостройкой их протяженными фасадами гостиных домов, коллегий и других общественных зданий. Так выглядела Троицкая площадь на Петроградской стороне. В середине века усилившаяся стилевая тенденция к скульптурной экспрессии форм сказалась на силуэте Петербурга, обогатившегося множеством новых, высоко поднятых колоколен и церквей. Причем в их виде вместо шпилей появились подчеркнуто национальные мотивы пятиглавия, ярусности, башнеобразности, отчего силуэт города получил новые объемно-пластические акценты и несвойственные ему ранее живописный характер.

Расцвет русского барокко связан с именами А.В. Квасова (Большой Царскосельский дворец до его перестройки Растрелли, не сохранившаяся церковь Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади), П.А. Трезини (Фёдоровская церковь в Александро-Невской лавре), А.Ф.Виста (Андреевский собор на углу 6 линии и Большого проспекта, Ботный домик в Петропавловской крепости) и других мастеров.

Но прежде всего, с именем Саввы Ивановича Чевакинского (1713-1780), который возвел великолепный Никольский морской собор с самой красивой колокольней Петербурга на берегу Крюкова канала, Шуваловский дворец на Итальянской улице, дворец Шереметьевых на Фонтанке и др.

Неизвестный пока мастер (скорее всего П.А.Трезини), словно соперничая с Растрелли, построил на Владимирской площади удивительной красоты Владимирскую церковь (завершена в конце 1760 гг.). Очень многое из созданного этим зодчим было позднее перестроено или просто исчезло.

Подводя итог, можно сказать, что барокко в России развивалось особым путем. Это было связано с традициями русского зодчества XVII столетия, которые в петровское время обогатились в результате воздействия со стороны западноевропейского строительства. Расцвет стиля падает на 40-50-е годы XVIII века, то есть на тот период, когда на Западе отмечается уже угасание поздней стадии барокко, так называемого стиля рококо, и отмечается переход к классицизму. Стиль рококо по существу в русской архитектуре не нашел применения.

Важной особенностью раннего барокко было использование в оформлении зданий монументально-декоративной скульптуры. Всевозможные статуи украшали царские и великокняжеские дворцы и особняки, обширные сады, триумфальные арки и обелиски. 14 В Петербурге создавались первые произведения, закладывались основы школы отечественного ваяния. Это было связано с тем, что город развивался как столица огромной страны, как своеобразный символ растущего могущества Русской империи. Возводившиеся в этот период сооружения до сих пор поражают своим величием, пространственным размахом, живописностью пластики, пышностью наружного и внутреннего убранства. 15 Скульптура была неотъемлемым элементом украшения фасадов зданий. Не перегружая архитектурную композицию, декоративные элементы передавали ей те оттенки, без которых она была бы однообразной. Наиболее характерные черты барокко можно увидеть в скульптурном убранстве главных въездных ворот Петропавловской крепости, названные Петровскими, выполненных под руководством Доменико Трезини. Петровские ворота фактически стали первой триумфальной аркой Петербурга. 16

С Петровской эпохи начинается развитие всех направлений и жанров скульптуры: монументальной (как круглой, так и рельефной), садово-парковой, скульптурного портрета, медальерной пластики. 18 Скульптура и декоративная лепнина всё чаще становилась непременным элементом убранства фасадов и зданий. Это проявилось при сооружениях дворца князя А.Д.Меньшикова на Васильевском острове. Главный фасад здания, получил декоративное оформление. Его средняя часть подчёркнута лучковым фронтоном, плоскость которого заполняет выразительное скульптурное панно. Оно представляет собой барельефную композицию из оружия и знамён, перевитых лентами.

Пётр пригласил в Россию скульпторов. Ему посчастливилось привлечь одного действительно крупного мастера – итальянца Карло Бартоломео Растрелли. Его работы – бюст и конный монумент Петра I (1720-1724); Анна Иоанновна с арапчонком (1732- 1741) – изображают персоны, представленные, не только как люди, но и как олицетворение природных стихий, принявших человекоподобный облик. Согласно замыслу Петр I был изображён в облике Римского императора, восседавшего на могучем коне, увенчанный лавровым венком победителя. В бронзовом портрете Петра I (1723-1724) тяжёлые драпировки на латах, словно просквоженные ветром, образуют силуэт, внушает представление о некой грандиозной картине. Огромная взрывная энергия заложена в неукротимом облике. Статуя Анны Иоанновны с арапчонком тоже по барочному эффектна, ее облик тоже устрашает, но устрашает по другому: нарядный многопудовый идол с лицом старой женщины, сила способная раздавить не глядя, редкий пример по истине разоблачительного парадного портрета. 19

Представителем высокого барокко стал Аничкин дворец, начатый под руководством М.Г.Земцова, законченный под руководством Б.Ф.Растрелли. Дворец отличался нарядностью внешнего облика, особенно богато орнаментированы наличники окон.

Особенно крупнейшим дворцовым сооружением стал Зимний дворец Растрелли 1754 год, затмивший прежнее своим и размерами и великолепием отделки. Каждый фасад проектировался по-разному. Северный фасад – его центр подчёркнут четырёхколонным портиком, завершённым фронтоном со скульптурой могучих фигур Марса и Нептуна, пышный картуш в обрамление знамён и пушек. Южный фасад – здесь центр выделен, пышно-декоративным резинитом, прорезанным тремя въездными арками. Великолепный скульптурный декор арок, включающий гирлянды, раковины, маски. Декоративное оформление фасадов усиливается причудливыми изгибами карнизов и разнообразными наличниками окон. В их композицию входят львиные маски, головки богинь и амуров, затейливые картуши, характерные для стиля барокко. 20

Знакомство с европейской скульптурой также осуществлялось и благодаря закупкам за границей произведений в основном позднего барокко, скульптур круга Бернини.

Решались большие задачи и в таком направление как мелкая пластика. Запечатлевались важнейшие исторические события и люди. Надписи на русском языке делали вполне понятным изображаемое. Медали были разных типов: памятные, например, в честь побед в северной войне; персональные. Печатание с чеканным штемпелем, исполненные в свою очередь с восковой модели, давало большой тираж. Центром произведений медальонов в Москве был Денежный двор и Оружейная палата с 1711-1712 г. В Петербурге их стали производить Адмиралтейство, затем Монетные дворы. 21

Барокко

Переход к русскому барокко наметился еще до эпохи грандиозных реформ Петра I. В 1680-х годах в Москве стали появляться церкви, выделявшиеся на фоне традиционных храмов того времени, в частности церковь Покрова в Филях. Ее отличало наличие типичного для западноевропейской архитектуры ордера — членения фасада здания при помощи колонн. При Петре I барокко стало набирать обороты. Конечно, в сравнении с более поздними отечественными постройками в этом стиле памятники петровской архитектуры были довольно сдержанными, зато их уже ничто не связывало с византийскими архитектурными традициями, характерными для русского зодчества, — это были всецело европейские здания.

Меншиковский дворец, здание Двенадцати коллегий, Кикины палаты в Петербурге — ключевые памятники петровского барокко. Расцвета этот архитектурный стиль достиг в царствование дочери Петра — Елизаветы. Во время ее правления в Петербурге активно работал лучший барочный архитектор своего времени в России — Франческо Бартоломео Растрелли. Он построил по-настоящему пышные, богато декорированные дворцы — Зимний в Петербурге, Большой в Петергофе, Екатерининский в Царском Селе. Во времена Екатерины II барокко постепенно сошло на нет — его сменил модный в то время классицизм.

Переход к русскому барокко наметился еще до эпохи грандиозных реформ Петра I. В 1680-х годах в Москве стали появляться церкви, выделявшиеся на фоне традиционных храмов того времени, в частности церковь Покрова в Филях. Ее отличало наличие типичного для западноевропейской архитектуры ордера — членения фасада здания при помощи колонн. При Петре I барокко стало набирать обороты. Конечно, в сравнении с более поздними отечественными постройками в этом стиле памятники петровской архитектуры были довольно сдержанными, зато их уже ничто не связывало с византийскими архитектурными традициями, характерными для русского зодчества, — это были всецело европейские здания.

Меншиковский дворец, здание Двенадцати коллегий, Кикины палаты в Петербурге — ключевые памятники петровского барокко. Расцвета этот архитектурный стиль достиг в царствование дочери Петра — Елизаветы. Во время ее правления в Петербурге активно работал лучший барочный архитектор своего времени в России — Франческо Бартоломео Растрелли. Он построил по-настоящему пышные, богато декорированные дворцы — Зимний в Петербурге, Большой в Петергофе, Екатерининский в Царском Селе. Во времена Екатерины II барокко постепенно сошло на нет — его сменил модный в то время классицизм.


Здесь вы найдете статьи об искусстве, истории, книгах, биографии художников, посещенных мною выставках, музеях да и просто о том, что интересует меня в мире культуры и творчества.

Что может дать вам изучение искусства?

Познание и исследование искусства может дать вам не только знания, но и помочь обрести чувство прекрасного, привить художественный вкус, внутренне обогатить, научить наблюдательности, принести духовный рост и развитие своей личности.

Если это интересно вам, подписывайтесь на мой блог об искусстве 🙂

Контакты

Русская скульптура

  • Posted by Монахова Карина
  • 18.04.2021
  • 8 мин на чтение
  • 0 Comments

Что рассказывает история русских скульптур? Когда они возникли? Чему они посвящены? Из чего они делались? Какова была их идея и предназначение? Это ключевые вопросы статьи, на которые я подробно отвечаю.

Русская скульптура в XVIII – XX веках прошла важнейшие ступени своей эволюции: от декоративных форм барокко к постепенному переходу к строгой и сдержанной стилистике классицизма, преодоление классических канонов и движение к новому, реалистическому этапу развития, связанному с прогрессивными идеями русского демократического общества, влияние импрессионизма и отход от него. Каждый из названных периодов был обусловлен историческими закономерностями общественно-политического, экономического и культурного развития того или иного времени. Предлагаю подробнее рассмотреть каждый из них.

Зарождение русской скульптуры XVIII век – эпоха барокко

Русская скульптура зародилась в эпоху Петра I (1689-1725). Это время культурного расцвета в России. В 1703 году был основан Санкт-Петербург, прорубивший “окно в Европу”.

Для застройки города приглашались иностранные мастера, немецкие, французские и итальянские архитекторы – Франческо Растрелли, Джакомо Кваренги, Антонио Ринальди – и скульпторы – Бартоломео Карло Растрелли, Андреас Шлютер, Конрад Оснер, Николя Пино. Именно они положили начало колоссальному развитию скульптуры и архитектуры в России. Различные тенденции и идеи, привнесенные ими из-за рубежа, постепенно перерабатывались на русской почве, приобретали новые формы и характер. К тому же, иностранные мастера нередко становились учителями первых русских великих скульпторов. К примеру, учителями Федота Шубина были Этьен Морис Фальконе и Никола Франсуа Жилле.

Искусство барокко было направлено на создание пафосно – торжественных произведений, представляющих триумф нации и монархии, победившей в Северной войне (1700 – 1721) и утвердившейся на Балтийском море.

Именно в XVIII веке зародился скульптурный портрет. Непревзойденным мастером становится итальянец Карло Растрелли, приглашенный в Россию для увековечивания “славных деяний Петра” и для работы над его памятником. Скульптор является создателем типичных образов эпохи – конная статуя Петра I и его бюста. Если говорить о выборе материала скульптором Карла Растрелли, то он работал с бронзой. Во второй половине XVIII века в качестве материала выбирается мрамор, дающий тончайшую проработку поверхности. Почему же мрамор становится основным материалом скульпторов?

Во второй половине XVIII века в искусство скульптурного портрета проникает идея ценности духовного мира человека. И для воплощения новых высоких представлений понадобились и новые изобразительные средства. Им становится мрамор. Таким образом, мраморные скульптуры сменяют бронзовые. В эпоху расцвета скульптурного портрета творил Федот Шубин (1740 – 1805), создавший знаменитые портреты Григория Потемкина, Павла I, Екатерины II и многих других.

Классицизм в русской скульптуре первой половины XIX века

В конце XVIII века барочные скульптурные работы уже не соответствовали эстетике и художественной идее нового утверждающегося в России стиля – классицизма.

Критикуя барокко за приверженность к пышности и чрезмерному великолепию, представители классицизма стремились приблизиться к естественной простоте античных образцов, заимствуя художественные приемы и сюжеты в искусстве Древней Греции и Рима.

Эти идеи нашли отражение в творчестве русских скульпторов-классицистов: Михаила Козловского, Ивана Мартоса, Федора Гордеева, Бориса Орловского, Ивана Прокофьева, Павла Соколова, Ивана Витали и других.

Черты классических скульптур – уверенная непринужденная постановка фигур, ясность и цельность силуэта, красота пропорций, выразительность и завершенность форм.

В эпоху Отечественной войны 1812 года под влиянием патриотического подъема и широкого воодушевления народных масс скульпторы – Феодосий Щедрин, Иван Мартос, Василий Демут-Малиновский и Степан Пименов разрабатывали в своем творчестве темы мужества, патриотизма и народного героизма. К данной теме относится, например, памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве.

В эпоху классицизма большой вклад принесли скульпторы, работавшие в содружестве с ведущими архитекторами – Андреяном Захаровым, Андреем Воронихиным, Карлом Росси и Антонио Ринальди. Примером синтеза архитектуры и скульптуры являются работы Теребнева и Щедрина на здании Адмиралтейства в Санкт – Петербурге. В эпоху классицизма также получают распространение медальерная пластика, в которой также работали самые известные мастера.

Уже к 1820 годам в классицизме стали проявляться внутренние противоречия, которые особенно усилились в 1830-м годам. Так, начинается снижение роли монументально-декоративной и монументальной скульптуры и формирование реализма в русской скульптуре.

Реализм в русской скульптуре второй половины XIX века

Значительную роль в формировании реализма в русской скульптуре 1830-1850-х годов сыграло творчество Петра Клодта , автора знаменитых “Укротителей коней” на Аничковом мосту в Петербурге. В памятнике Крылову скульптор создал реалистически – правдивое изображение народного поэта, показанного в естественной и непринужденной позе. Это был новаторский замысел в изображении баснописца.

В конце 1830-1840-х годов наступили перелом и поиск новых путей в русской скульптуре. Монументальные формы классицизма постепенно уступают место станковым. Наиболее активно начинают создаваться скульптуры, ориентированные на социальные запросы времени и отражение жизни народа. Важное значение для становления жанрово-бытовой тематики в скульптуре имели работы Степана Пименова и Александра Логановского. Новые работы времени стали следствием дальнейшего утверждения народных тем и сюжетов.

В реалистических скульптурных произведениях заметен отход от идеализации форм и пропорций человеческого тела, отчетливее проявляется национальный характер образа, внимание к внутреннему состоянию человека, интерес к народной жизни и быту людей.

Мастера, достигшие больших достижений в области бытового, анималистического и портретного жанров в скульптуре второй половины XIX века: Сергей Иванов, Матвей Чижов, Евгений Лансере, Марк Антокольский, Александр Опекушин, Илья Гинцбург. Осваивая различные материалы и разнообразные творческие приемы, скульпторы стремились к более острому выявлению характеров и усилению психологической трактовки образов.

Импрессионизм и экспрессионизм в русской скульптуре 1890 – 1900-х годов

В конце 1890-х годов начинается новых этап в развитии скульптуры, связанный с поиском современных образных решений. Их мы можем увидеть в произведениях Анны Голубкиной, Паоло Трубецкого, Сергея Коненкова и Александра Матвеева. Импрессионистические мотивы заметны в скульптурах “Паганини” Коненкова, “Изергиль”, “Портрет Карла Маркса” Голубкиной.

Живописец Михаил Врубель стал одним из первых применять цвет в своих майоликовых и гипсовых работах, прибегая к необычным сюжетам и композициям. Это проявляется в работах: “Голова львицы”, “Демон”, “Египтянка с цветами на голове”.

Русская классическая скульптура в XX веке

Одним из первых скульпторов, отошедших от импрессионизма, был Матвеев, который обращался к поискам предельно ясной и простой скульптурной формы. Скульптор считал, что замысел художника может быть передан через раскрытие и постижение обнаженного человеческого тела.

В скульптуру XX века проникают символические трактовки образов. Их можно увидеть в скульптурах Голубкиной “Спящие” и Матвеева “Сон”, “Утро”, “Спящие мальчики”. Скульптура в целом ощущает на себе множество экспериментов, проявляющихся в выборе материала, использовании цвета.

В XX веке русская скульптура сдает свои позиции и проявляется наиболее активно в связи с декретом В.И. Ленина в 1918 году “О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции”. Скульптура, таким образом, получила поддержку со стороны советской власти.

В результате ленинского плана монументальной пропаганды появляется большое количество памятников и мемориальных досок, исполненных в самых различных стилях и направлениях. Футуристы внесли динамику в реальную форму, кубисты придали новый характер ее конструкции, конструктивисты дали скульптуре видимость сооружения.

Другую линию в советской станковой скульптуре представляли мастера – реалисты, продолжавшие традиции дореволюционной пластики. Особенно успешно развивалось творчество И.Д. Шадра, В.И. Мухиной, С.Д. Лебедевой. Именно реалистическое искусство увековечило образы государственных и военных деятелей страны, отразило героическое прошлое и подвиги советского народа в Великой Отечественной войне, трудовые достижения советских людей. Ярким примером этому служат работы Андреева “В.И. Ленин – вождь”, Мухиной “Рабочий и колхозница”.

Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР в 1958 году “Об устранении излишеств в проектировании и строительстве” приводит к изменению форм в русской скульптуре, в которой обозначаются новые веяния и поиски современных форм выразительности.

Для 1960-1970-х годов характерно появление огромного числа памятников, посвященных Великой Отечественной войне.

Устанавливаются памятники, стелы, мемориальные доски революционерам, военным деятелям, людям науки, искусства и литературы.

К примеру, памятник А.С.Пушкину скульптора М.К. Аникушина, о мастерской которого я даже писала статью в блоге. Вы можете перейти к ее прочтению, кликнув здесь.

В 1970-е годы важное значение приобретает камерная скульптура. Внимание к человеку, его неповторимой индивидуальности и богатому духовному миру нашло свое выражение в тонком психологизме образов в работах Л.М. Баранова “Федор Достоевский”, В.М. Клыкова “Василий Шукшин”, Э.Л. Юдина “Скульптор Я.Н. Куприянов”.

Прослеживая творческие биографии мастеров скульптуры от XVIII века до наших дней, можно наглядно представить себе основные линии ее развития, понять, как важно было для скульпторов всех эпох, значение художественного наследия. Русская скульптура, как вы могли ощутить, – это огромный пласт в отечественном искусстве, богатая сокровищница художественных и исторических ценностей.

Статья написана по материалам книги “Мастера русской скульптуры” Л.Н. Дорониной.

Этот причудливый, а порой и странный стиль, главенствующий в архитектуре и искусстве Европы с конца шестнадцатого до середины восемнадцатого веков, утвердился в эпоху интенсивного создания государств по национальному признаку. Он был тесно связан с церковью и аристократическими кругами. Стиль барокко прославлял и пропагандировал их могущество. Поэтому для него в первую очередь характерна пышность, грандиозность и патетическое пристрастие к эффектным зрелищам. В этом стиле совмещены иллюзорность и реальность, есть сильные контрасты масштабов и ритмов, а также фактур и материалов, тени и света.

Барокко в России

Описание барокко

Как только вначале не называли этот стиль: странным, склонным к излишествам, нелепым, вычурным, неестественным. Эти характеристики в эпоху его зарождения звучали как насмешки. А все потому, что барокко не соответствовал тогдашним канонам античного искусства и архитектуры.

Но постепенно зодчество стало приобретать новые приоритеты и качество. Барокко зародилось в Италии. Именно эта страна была в то время центром культуры, откуда этот стиль начал свое триумфальное шествие по Европе. И в каждом государстве барокко приобретало свои национальные черты.

Архитектура барокко, в России в том числе, в первую очередь поражает своим размахом и сложностью. Ей свойственны обилие сложных, как правило, криволинейных форм, масштабные колоннады. На фасадах зданий того времени и в их интерьерах наблюдается изобилие скульптур. Встречаются и многоярусные купола со сложными формами. Ярким примером барокко в архитектуре можно назвать собор св. Петра в Ватикане. Отличительными деталями стиля являются атланты, кариатиды, поддерживающие своды и играющие роль колонны, а также маскароны - скульптурные украшения в форме человеческой головы или морды животного в анфас.

Архитектура барокко в России

Именно в архитектуре, как считают специалисты, барокко было представлено во всем разнообразии и полноте. Всех зодчих, создающих свои работы в этом стиле, сложно перечислить. Это итальянцы Бернини, Мадерна и Борромини, поляк Ян Глаубиц и многие другие. В России архитектором, чьи творения можно причислить к барокко, считается в первую очередь Б. Растрелли. Нужно сказать, что в нашей стране оно развивалось по особому пути.

Зарождение русского барокко

Начало восемнадцатого века в России ознаменовалось крупнейшими событиями. В результате успешно завершенной Северной войны и многочисленных петровских реформ страна начала развиваться и культурно, и экономически. Возникновение Петербурга тоже явилось важным событием, оно положило начало новому этапу в истории не только нашего, но и мирового зодчества. Именно с этого и началось, собственно, распространение барокко в архитектуре 18 века. В России для строительства столицы и ее пригородов собрались не только отечественные, но и зодчие из Западной Европы. Решение грандиозных задач градостроительства осуществлялось на основе традиций русской архитектуры.

Стиль барокко в России

Западноевропейские веяния

Тем не менее петербургское зодчество времен Петра I, а это - первая четверть восемнадцатого века, хоть и сложилось как истинно национальное, отвечающее местным особенностям, в то же время отражало результаты освоения многих стилей западноевропейского строительства. Возник некий монолитный и весьма органичный сплав нашего и зарубежного архитектурных стилей. Так началась эпоха барокко в России.

При этом процесс ассимиляции и творческой переработки западноевропейских стилей, по существу, зародился еще в пятнадцатом веке, когда при Иване III в Москву приехали работать итальянцы. Во второй половине семнадцатого века влияние иностранцев усилилось, когда в русской архитектуре стали понемногу распространяться декоративные колонны и антаблементы, фронтоны, наличники и скульптурные мотивы.

Стиль барокко в России

Барокко в России 18 век

Нарышкинское, или московское барокко

Под этим стилем подразумевают группу храмов, выстроенных этим знаменитым боярским родом. Нарышкинский стиль барокко в России представлен такими произведениями архитектуры конца семнадцатого – начала восемнадцатого веков, как церкви в Филях и Троицком-Лыкове, в Уборах и Дубровицах, а также Успения, возведенного на Маросейке.

Специалисты называют его в какой-то мере его последующей стадией, в которой проступили преобразованные формы из западноевропейской архитектуры, такие как ордера с и их элементами, декоративные мотивы барочного происхождения и т. д.

Памятники барокко в России

Особенности нарышкинского стиля в архитектуре

Он возник в переломный для нашего зодчества момент. Именно тогда в русский патриархальный стиль стали постепенно проникать веяния из Европы. От архитектуры шестнадцатого века его отличает вертикальная пронизывающая энергия, которая скользит по граням на стенах и выбрасывает пышные узорчатые волны.

Голицынский стиль

Постепенно началось развитие барокко в России. На смену нарышкинскому в московской архитектуре пришел другой стиль - голицынский, который считается переходным. Его расцвет пришелся на первое десятилетие восемнадцатого века, а влияние сохранялось до середины этого же столетия.

Развитие барокко в России

Строгановский стиль

Данное стилистическое направление русской архитектуры конца семнадцатого и начала восемнадцатого веков свойственно строениям, возведенным по заказу известного промышленника, в честь которого оно и названо.

От более радикальных памятников эпохи московского барокко строгановские отличаются сохранением традиционного для русских храмов пятиглавого силуэта, на который нанесен пышный, словно вылепленный от руки, барочный декор. К ним относятся Казанская в Устюжне, Смоленская в селе Гордеевка, Рождественская в Нижнем Новгороде и многие другие церкви, а также Введенский собор, построенный в Сольвычегодске.

Петровское барокко

Этот термин применяется историками искусства к архитектурному стилю, который был одобрен Петром I и широко использовался в Санкт-Петербурге. Ограниченный условными рамками, он больше ориентировался на образцы шведских, немецких и голландских зодчих. Архитектура барокко в России времен Великого реформатора представляла собой во многом эклектичные здания, с пристрастием к классицизму и готической старине. Сводить все многообразие решений петровских зодчих к этому стилю можно лишь с долей условности.

Архитектуре этого времени свойственна простота объемных построений, в ней много четких членений и сдержанности убранства, нередко наблюдается и плоскостная трактовка фасадов. В отличие от нарышкинского барокко в России, петровское представляет собой решительный отказ от византийских традиций, которые доминировали у наших зодчих почти семи столетий. Вместе с тем налицо отличия от голицынского стиля, вдохновляемого непосредственно итальянскими или австрийскими образцами.

Яркие представители

Представители барокко в России

Постройки эпохи русского барокко

Не отставал от своих коллег и Ринальди, который создал несколько православных храмов, сочетающих в себе многие элементы барокко. В частности, это Андреевский собор с его пятиглавием куполов и высокой многоярусной колокольней, Ботный домик, расположенный в Петропавловской крепости, Китайский и Мраморный дворцы. Последний считается в русской архитектуре уникальным явлением.

Читайте также: