Психофизическая регуляция организма кратко

Обновлено: 02.07.2024

Все субъективные восприятия разнообразных жизненных ситуаций, явлений, их оценка (желательность, полезность) связаны с эмоциями. Они помогают мобилизовать силы организма для экстренного преодоления каких-либо трудностей. Отрицательные эмоции приводят к повышению содержания в крови ацетилхолина, вызывающего сужение артерий сердца. Как избавиться от чрезмерных волнений, преодолеть отрицательные эмоции? Избавиться от них можно, переключая внимание на другой предмет или вид деятельности. Чем

больше значит для нас какое-либо событие, тем сильнее реакция на него. Поэтому привычка трезво оценивать обстоятельства полезна для здоровья человека.

Предотвращение срывов при стрессах обеспечивает регулярная, но не чрезмерная физическая нагрузка, обладающая антистрессовым действием, снижающая тревогу и подавленность. Важно только, чтобы физические упражнения доставляли наслаждение, а не были горьким лекарством. Существуют и другие эффективные методы борьбы со стрессом.

Один из доступных способов регулирования психического состояния — психическая саморегуляция посредством аутогенной тренировки. В основе аутотренинга лежат упражнения в произвольном, волевом длительном и глубоком расслаблении мышц; система образования и закрепления полезных условных рефлексов с коры головного мозга на внутренние органы; упражнения в целенаправленном воспроизведении следов эмоционально окрашенных ситуаций.

Мышечная деятельность связана с эмоциональной сферой. Внутреннее состояние человека, который чем-то огорчен, расстроен, взволнован, выражается в том, что его мышцы напряжены. Расслабление мышц служит внешним показателем положительных эмоций, состояния общего покоя, уравновешенности, удовлетворенности. Но существует и обратная связь: мышцы — нервная система. Всем известно тонизирующее действие утренней гимнастики; классические опыты И.М. Сеченова показывают, что утомление быстрее проходит не во время пассивного отдыха, а под влиянием физических упражнений.

Отсюда понятно, что в аутогенной тренировке расслабление мышц (релаксация) имеет двойное физиологическое значение: 1) как самостоятельный фактор, уменьшающий эмоциональную напряженность;

При использовании аутотренинга некоторые люди неоправданно отождествляют приемы психического самовоздействия — самовнушение и самоубеждение, тогда как приемы аутотренинга основаны лишь на самоубеждении, которое делает личность сильнее, активизирует ее.

Самовнушение возникает непроизвольно и подкрепляется отрицательными эмоциями. При самоубеждении в связи с общей осознанностью и целенаправленностью этого акта ощущения могут быть как приятными, так и неприятными, но во всех случаях они регулируются волевым усилием.

Аутогенная тренировка почти не имеет противопоказаний. Для до-стижения положительных результатов необходимо заниматься активно, настойчиво и последовательно, не теряя терпения.

Разновидностью аутотренинга является психогигиеническая гимнастика. Это система упражнений, используемых с психогигиеническими целями, отличается меньшим объемом. И имеет следующие особенности — применяется как утром для создания психофизиологической настройки на предстоящий день, так и вечером, перед сном. Используется аутотренинг и в целях профессионально-прикладной подготовки, особенно в тех видах профессиональной деятельности, которая осуществляется в особо сложных и напряженных по нервно-психическим усилиям процессах.

В системе аутогенной тренировки важную роль выполняет дыхательная гимнастика. Правильно поставленное брюшное дыхание вовлекает в дыхательный акт все части легких, повышает насыщение крови кислородом и увеличивает жизненную емкость легких; за счет движений диафрагмы массируются органы брюшной полости, в первую очередь печень, оживляется их кровоснабжение.

Используются в системе психотренинга и упражнения, тренирующие внимание и развивающие самоконтроль, словесный самоприказ, аутогенное погружение и др. Необходимые методические сведения вы можете получить на практических занятиях и изучая специальную литературу.


2. Крючкова Г.Н. Особенности психофизиологических механизмов эмоционального напряжения // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 11. – 15 с.

5. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб. пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – М.: Гардарики, 2007. – 218 с.

Для того чтобы не болеть и быть здоровым, жить в полной гармонии с самим собой и внешним миром, необходим постоянный контроль за здоровьем и его профилактика.

Человек в своей жизни испытывает разные эмоции, без которых невозможно представить себе существование человечества, да и жизнь без эмоций нельзя назвать полной. Одни эмоции делают нас счастливыми, другие напротив, несут негатив, составляя основу наших действий и побуждая к ним, определяя стадию эмоционального напряжения.

Эмоциональное напряжение часто путают со стрессом, хотя эти понятия стоит разделять. Можно сказать, что эмоциональное напряжение – это причина, а вот состояние стресса – следствие [4, c. 43]. Многочисленными исследованиями установлено, что любые сильные раздражители (стрессоры) вызывают психофизиологическое напряжение организма.

Эмоциональное напряжение (от лат. emoveo – потрясаю, волную) – психическое состояние, характеризующееся как возрастание интенсивности эмоций и переживаний, реакция на внутреннюю или внешнюю проблему.

Эмоциональное напряжение имеет, как правило, преобладающую субъективную окраску и не всегда вызывается объективными обстоятельствами [2, с. 15]. Многое зависит от того, как стресс-факторы воспринимаются личностью. Решающую роль здесь играют индивидуальные особенности человека: характер его реагирования, функциональное состояние, настроение, утомление, особенности деятельности в настоящий момент.

Помимо внутренних причин, есть и внешние. В студенческой среде стрессорами могут быть неурядицы в семье, в общежитии, обида, тоска, неустроенность в жизни, незаслуженное оскорбление, резкие перемены в условиях жизни, к которым нельзя приспособиться [5, с. 171].

Оценка психоэмоционального напряжения у студентов ТИ (ф) СВФУ

Вы испытываете беспокойство и чувство вины, когда ничего не делаете

У вас много невыполненных дел и обязанностей

Вы едите в спешке, на ходу

У Вас напряженная деловая жизнь, и вы возвращаетесь домой очень уставший

Вы испытываете трудности при засыпании

Вы редко отдыхаете

Вы часто просыпаетесь ночью

Вы редко находите время для эмоциональной поддержки вашей семьи и друзей

Вы быстро водите машину, проезжаете на желтый свет, не терпеливы к другим водителям

Состояние эмоционального напряжения сказывается не только на психическом здоровье человека, оно способно вызвать ряд соматических заболеваний и обострить уже имеющиеся хронические [2]. В то же время постоянные эмоциональные нагрузки, вызванные исключительно отрицательными чувствами, отражаются на нашей психике и, если они не находят выхода наружу – эмоциональное напряжение растёт и накапливается. Переживания негативно сказываются на состоянии нервной системы, вызывая нервное напряжение – своеобразную реакцию на длительное расстройство, переутомление и т.п. Сильное нервное напряжение в итоге оказывает влияние на весь организм в целом: теряется работоспособность, снижаются интеллектуальные возможности, человек чувствует себя вымотанным и быстро утомляется [4]. Поэтому очень важно уметь снять эмоциональное напряжение для сохранения психического и соматического здоровья.

В этой связи необходимо вовремя выявить негативное эмоциональное состояние студентов, помочь в подборе профилактических мер, чтобы вернуться к здоровому образу жизни и исключить риск возникновения болезни.

Цель исследования: изучить эмоциональное состояние студентов и разработать действенные методы психофизической регуляции их организма.

1. Выявить степень эмоционального напряжения и уровень эмоционального благополучия у студентов.

2. Разработать методы по снижению эмоционального напряжения.

Материалы и методы исследования

В данной работе использовались следующие методы исследования: изучение литературных источников, анкетирование по экспресс-оценке В.А. Лещук и Е.В. Мостковой (1997), математическая обработка данных.

Оценка уровня эмоционального благополучия определялась по результатам заполнения анкеты, состоящей из 11 вопросов, с выборкой одного из 3-5 утверждений. При каждом утвердительном ответе необходимо было вычитать из 100 баллов указанное количество баллов.

Результаты исследования и их обсуждение

В проведенном исследовании по вопросу степени эмоционального напряжения среди студентов ТИ (ф) СВФУ были получены следующие результаты (табл. 1).

При анализе результатов в оценке уровня эмоционального благополучия мы получили следующие данные (табл. 2).

Оценка эмоционального благополучия у студентов ТИ (ф) СВФУ

Иногда я немного раздражаюсь

Иногда я чувствую печаль

Я чувствую страх перед будущим

Я могу сильно раздражаться в течение некоторого времени

При включении нового пылесоса обнаружилась его неисправность. При этом я чувствую: раздражение и досаду

некоторое озлобление и сильную злость

Мне сделали замечание, а действия других остались незамеченными. При этом я чувствую: чуть большее раздражение

досаду и некоторое озлобление

Я одолжил (а) знакомым дорогую вещь, а они ее не вернули. При этом я чувствую: чуть большее раздражение

досаду и некоторое озлобление

В споре я столкнулся (ась) с очень некомпетентным человеком. При этом я чувствую: чуть большее раздражение и досаду

некоторое озлобление и злость

некоторое озлобление и злость

Полученные результаты дают основание для подбора средств и методов психофизической регуляции организма по уменьшению степени эмоционального напряжения, которые можно и важно использовать студентам в практической деятельности.

Обоснование применения мышечных нагрузок. К нашим эмоциям самое непосредственное отношение имеют все отделы центральной нервной системы и прежде всего ее подкорковые части, которые лежат в основании головного мозга. Гипоталамус благодаря многочисленным нервным связям получает многообразную информацию о всех изменениях в организме и о внешней среде, участвует в регуляции и поддержании постоянства его внутренней среды – гомеостаза. Любое значительное эмоциональное возбуждение (эмоциональный стресс) усиливает влияние гипоталамуса на такие железы внутренней секреции, как гипофиз и надпочечники. При этом и сам гипоталамус вырабатывает особые вещества, под воздействием которых передняя доля гипофиза увеличивает образование и выделение в кровь ряда гормонов, в том числе адренокортикотропного гормона (АКТГ). Этот гормон, в свою очередь, стимулирует выделение корой надпочечников стероидных гормонов. Особенно важное значение для развития состояния напряжения имеет гормон, вырабатываемый мозговым слоем надпочечников, – адреналин. Без участия адреналина невозможна ни одна функция организма. Как только адреналина в крови становится больше нормы, начинается своеобразная цепная реакция: активизируется деятельность гипоталамуса и гипофиза, увеличивается выработка АКТГ. В результате защитные силы организма мобилизуются на борьбу против вредных воздействий. Под влиянием стероидных гормонов, а также адреналина усиливаются энергетические процессы, способствующие повышению сопротивляемости организма, заметно улучшается мышечная работоспособность. В обычных условиях, когда эмоциональные напряжения кратковременны, адреналин вовлекается в химические реакции и после выполнения своей функции разрушается специальными ферментами [1].

Любая двигательная активность уравновешивает эмоции, делает их более стабильными. Хорошим средством, зарекомендовавшим себя на положительные эмоции, считаем аэробику – танцевальные и гимнастические упражнения под современную музыку продолжительностью 20–30 мин, которые применяем на занятиях по физической культуре и предлагаем студентам посещать факультативные занятия.

Некоторые факторы нервного напряжения поддаются сознательному контролю и управлению. Это, например, при дыхании и расслаблении мышц.

Изменяя ритм и глубину дыхания, расслабляя произвольно отдельные мышцы, мы можем снимать значительную часть нервного напряжения. Правильно поставленное брюшное дыхание вовлекает в дыхательный акт все этажи легких, повышает насыщение крови кислородом. Кроме вдоха и выдоха, во время дыхательной гимнастики нужно делать небольшую паузу, которая играет роль возбудителя дыхательного центра. Фаза вдоха является мобилизующей. Поэтому, если необходимо мобилизовать себя, возбудить, вдох растягивается и завершается энергичным коротким выдохом. Если же необходимо успокоить себя, снять излишнее возбуждение, после короткого энергичного вдоха следует удлиненный выдох и за ним короткая пауза – задержка дыхания. Обучение успокаивающему дыханию проводим непосредственно на занятиях по физической культуре с рекомендациями их использования во время сдачи экзаменов и публичных выступлений на конференциях.

Благодаря контролируемому расслаблению мышц – произвольной релаксации – можно снять психическое напряжение. В основе теории мышечной релаксации лежит утверждение, что разум и тело человека крепко взаимосвязаны. Предполагается, что человек в состоянии нервного напряжения испытывает и мышечное напряжение. И наоборот. Следовательно, для того чтобы расслабить тело, нужно расслабить разум (и наоборот).

Ярким представителем методики нервно-мышечной релаксации является Ж. Джекобсон, который установил, что глубокое мышечное расслабление является эффективным способом восстановления физических сил и душевного здоровья. Его методика основана на попеременном напряжении и расслаблении различных мышечных групп. Состояние релаксации приводит к возникновению ощущения покоя и уменьшению нервного напряжения или болевых ощущений. В профилактических целях рекомендуем практиковать мышечную релаксацию 2–3 раза в неделю по 15–20 мин. Этим умениям обучаем на методических занятиях.

Избавиться от чрезмерных волнений, преодолеть отрицательные эмоции можно, переключая внимание на другой предмет или вид деятельности, благодаря психической саморегуляции, посредством аутогенной тренировки. Переключение связано с концентрацией внимания и направленностью сознания на какое-либо интересное дело. Отключение состоит в ограничении сенсорного потока: пребывание в тишине с закрытыми глазами, в спокойной расслабленной позе, представляя ситуации, в которых человек чувствует себя легко и спокойно. С методикой аутогенной тренировки студенты также знакомятся в процессе методико-практических занятий.

Регулировать эмоциональное напряжение можно, понимая условия их возникновения. Для этого надо либо не ставить большие цели, либо наращивать собственные ресурсы – уметь адекватно распределять время, наращивать энергию и информацию, т.е. жизненный опыт и навыки. Привычка трезво оценивать вещи полезна для здоровья человека.

По мнению Г.И. Косицкого, положительная эмоция – одна. Это радость, которая может проявляться в самых разных формах в зависимости от конкретной психофизиологической ситуации, но в основе ее механизма лежит избавление от отрицательной эмоции и достижение цели. Радость тем больше, чем выше было состояние эмоционального напряжения. Многие люди идут на страх (риск), для того чтобы испытать радость после его преодоления, например, альпинисты и т.п.

Для уменьшения эмоционального напряжения полезно применять различные стратегии и методы, например: юмор и работа с негативными эмоциями. Особо стоит отметить юмор, как средство работы с негативными эмоциями. Всё, что становится смешным, перестаёт быть опасным. Юмор заразителен, а весёлое общение сближает и помогает идти по жизни легко, смеясь, празднуя каждый свой день, создавая себе положительные эмоции [3].

1. При оценке степени эмоционального напряжения у студентов ТИ (ф) СВФУ было выявлено, что 32,7 % имеют высокую степень, 54 % – среднюю и 14 % – низкую. Оценка эмоционального благополучия показала низкий уровень эмоционального благополучия у многих студентов – у 32 %, а также средний – у 61 %, высокий – только у 7 %.

2. Эмоциональное напряжение может быть снижено, и эмоциональное благополучие может быть улучшено при регулярном применении различных средств и методов психофизической регуляции организма и психической саморегуляции, что в свою очередь будет способствовать здоровому состоянию организма, улучшению рабочей деятельности и устранению негативных эмоций. Изучению этих методов необходимо уделять внимание на занятиях по физической культуре в вузе.


С тех пор, как были открыты биотоки и совре­менные методы исследования мозга, были выявлены и постоянно отмечаются феноменальные способности нашего мозга, в том числе и способность к самокон­тролю, саморегуляции. Ряд психологов выдвинул на передний план роль социальных факторов в регуля­ции человеческого поведения (Дж. М. Болдуин, Дж. Дьюи, Дж. Г. Мид и др.).

Во всем мире врачи издавна убедились, что при воздействии на организм большое значение имеет слово, то есть воздействие на психику. При ком­плексном подходе к человеку, как к личности, орга­низм во много раз эффективнее справляется с болез­нью. В России развитие психотерапии связано с име­нами таких врачей, как С. Г. Забелин, М. Я. Мудров, И. Е. Дядьковский, с развитием психофизиологиче­ских исследований в трудах И. П. Павлова, В. М. Бех­терева, А. А. Ухтомского, Л. А. Орбели, С. В. Крав­кова, Н. А. Бернштейна и др.

Проблема происхождения адаптивных функций психики и проблема нейроэволюции перестают быть предметом только психологии и наук о мозге. Для решения проблемы нейроэволюции требуется единая теория, связывающая эмбриологию, морфологию, физиологию и психологию. Необходимо выяснить как поведение и опыт вписывают новую морфологию, возникающую при генетически измененном развитии мозга, в процессы адаптации, оцениваемые на весах естественного отбора.

Решение всех этих вопросов тесно связано с про­блемой психического здоровья человека. Гармонично развитая личность осуществляет сложнейшие связи с внешней средой. Это возможно только при условии, если у человека существует правильная адекватная реакция на все падающие на него раздражители, то есть поведение полностью соответствует обстоятель­ствам.

В процессе многостороннего изучения организма человека во всех аспектах жизнеобеспечения и дея­тельности особое внимание привлечено к наиболее целесообразному развитию его свойств, мобилизации резервных возможностей, а также созданию для этого наиболее благоприятных условий.

Среди различных качеств организма одно из ве­дущих мест занимает способность к психофизической регуляции (ПФР), которая используется в целях мо­билизации резервных возможностей организма, в оз­доровительном плане, в спорте и т.д. (Ромен А.С., 1973). Различные системы ПФР активно применяются в целях реадаптации и реабилитации при лечении различных заболеваний, а также при проведении пси­хогигиенических мероприятий в профессионально-производственном и педагогическом аспектах. Рас­ширилось прикладное использование ПФУ для раз­личных возрастных групп, начиная с дошкольного возраста. Основу ПФР составляют психофизические упражнения (ПФУ), при помощи которых человек может по своему желанию изменять настроение, са­мочувствие, состояние.

ПФР основаны на системах тренировки или пси­хотренинга, то есть на регулярном выполнении спе­циальных психофизических упражнений. Именно тренировка помогает проявить резервы психофизио­логических возможностей человека. В опубликован­ном ранее руководстве (Т.В. Попова, 1999) мы попы­тались дать классификацию психофизических упраж­нений, лежащих в основе разнообразных систем ПФР, сгруппировать их в 6 классов по основным элемен­там, объединяющим самые разнообразные по проис­хождению и характеру упражнения.

Почти все методы ПФР обладают антистрессо­вым эффектом. Переживание стресса и управление им - составляют содержание проблемы психопрофилак­тики. При профилактических вмешательствах важно достичь состояния равновесия (coping). Важную роль при этом играет способность к релаксации, которая достигается различными способами: от прогресси­рующей мышечной релаксации Джекобсона до меди­тации. Наилучший эффект достигается при проведе­нии профилактических тренингов.

Разработанная нами программа релаксационной психофизической регуляции (Попова Т.В., 2000) ос­нована на ПФУ, направленных на обучение зани­мающихся быстрому достижению глубокой релаксации организма, имеющей оздо­ровительный и восстанавливающий эффект. Кроме обычных методов обучения релаксации мышц, про­грамма включала ПФУ по типу "локальных выдохов", ПФУ на концентрацию внимания и визуализацию, дыхательные упражнения, пластические движения рук и пальцев (И.В.Курис, 1995; Т.В. По­пова,1992,1999), оздоровительные медитации, эле­менты Хатха-йоги и дыхательные упражнения с кон­центрацией внимания на энергетических каналах.

Мы провели многочисленные исследования влияния занятий по нашей программе на организм лиц различного возраста. Изучали изменения частоты сердцебиений (ЧСС), артериального давления (АД) и структуры сердечного ритма, электроэнцефалограм, нейродинамических функций во время выполнения ПФУ.

Результаты обследований показали, что после ПФУ у всех испытуемых в той или иной степени от­мечалось снижение показателей ЧСС и АД. Напри­мер, в группе лиц 15-20 лет после окончания ПФУ отмечалось снижение систолического АД со 107+ 3.3 до 97+1.8 (Р

Читайте также: