Психическое здоровье школьников кратко

Обновлено: 30.06.2024

В этот раз мы поговорим с вами о "психологическом здоровье",
причинах его нарушения, детских неврозах, влияние семейного воспитания на детей и об активном слушание.

В каждом возрасте здоровье имеет свою ценность, понимание.

  1. В детстве здоровье не осознается: оно как воздух, как солнце, как данность, не нуждающаяся в размышлении о ней.

2. Взрослый человек может прийти к мысли, что здоровье – это средство необходимое для достижения профессиональных целей и решения личностных задач.

3. Для пожилого человека здоровье является целью, которой подчинена вся его жизнь.

Здоровья — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней ли физических дефектов.

Исходя из определения мы можем выделить три составляющих здоровья:

  1. Физическое здоровье — это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.

На физическое здоровье влияет то, чем и когда питается ребёнок, занимается ли он спортом, сколько часов уделяет сну, взаимоотношения в семьи и школьном коллективе, время и силы, выделяемые на обучение и отдых.

2. Социальное здоровье — это внутреннее состояние индивида, которое определяет способность человека контактировать с социумом.

Способность общаться с другими без конфликтов, чувствовать себя ответственным за общество, в котором мы живем, работать для этого и в то же время быть способным ощущать красоту жизни.

На социальное здоровье влияет психологический климат в школьном коллективе, взаимоотношения со сверстниками и другими людьми. Самореализация себя в обществе.

3. Психологическое здоровье — это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество.

На психологическое здоровье может влиять как физическое, так и эмоциональное состояние. Если у ребёнка есть всё для реализации своих потребностей и он чувствует себя в безопасности, это может свидетельствовать о гармоничном развитие личности.

Психологическое здоровье включает в себя разные компоненты жизнедеятельности человека:

• По мнению этого ученого, большинство людей изначально, биологически нацелены на сохранение здоровья, а не на болезнь, страдания или смерть.

Обратите внимание на пирамиду потребностей Маслоу. Чтобы у ребёнка возникло желание развиваться, стремится к хорошим оценкам и получению знаний, необходимо, чтобы были удовлетворены его базовые потребности: пищу, вод и сон. Далее идёт — защищённость, комфорт, стабильность и уверенность. Если у ребёнка в семье или в школе происходят постоянные конфликты, это лишает его чувства защищённости. Лишившись поддержки и заботы родителей, ребёнок может испытывать тревогу, апатию.

Прежде чем разбираться в вопросах школьной успеваемости, важно понять, что привело к этому. Возможно, истинная причина плохих оценок кроется вовсе не в том, что ребёнок ленивый и ничего не хочет делать. У всего есть причины, главное их найти и разобраться в этом.

Здоровье человека зависит не только от работы его органов. Большое значение имеют различные психологические факторы (влечения, эмоции, чувства) умение управлять своей психикой. Большинство заболеваний связано с утратой человеком своего душевного благополучия.

Существуют два основных признака, по которым можно судить о психическом здоровье :

  1. Позитивное настроение, в котором находится человек. Основу составляют такие состояния как:
  • Полное спокойствие
  • Уверенность в своих силах
  • Вдохновение

2. Высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций связанных с переживанием тревоги, страха.

Причины нарушения психологического здоровья

К отклонениям в состоянии психического здоровья детей и подростков приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью.

  1. Соматическое заболевания (дефекты психического развития).

2. Неблагоприятные факторы, стрессы, воздействующие на психику.

Каждый человек испытывает продолжительные нервные перегрузки: стресс, обиду, не справляется с учебными заданиями, происходит истощение возможностей и могут возникать различного рода нервно-психические расстройства (невроза).

Наиболее типичный невроз у детей школьного возраста – это неврастения.

Впоследствии дети страдают болезнями сердца, желудка, кишечника. Таким школьникам очень важно укреплять психику и вырабатывать свой собственный способ психосаморегуляции.

Неврастения – это одна из разновидностей неврозов. Заболевание развивается на фоне длительно действующей и/или неоднократно повторяющейся психотравмирующей ситуации.

Проявление детского невроза зависит от самой психической травмы, а также от личности самого ребенка.

Неврастения у детей она проявляется раздражительностью и слабостью. Нередко возникают бурные реакции на незначительные замечания или действия. Характерными симптомами неврастении также являются: изменчивость настроения, повышенная утомляемость, снижение работоспособности, головная боль, ощущение сердцебиения, нарушение сна. Педиатры, осматривая этих детей, нередко выставляют всем известную вегето-сосудистую дисфункцию.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Здоровье – это самое ценное, что есть у человека.

Здоровье – это состояние организма человека, при котором все его органы полноценно функционируют.

Здоровый человек выделяется уверенной походкой, правильной осанкой и жизнерадостным выражением лица. Он энергичен и активен в делах, успевает сделать многое в течение .Здоровье классифицируется на категории: физическое, социальное и психическое.

Физически здоровым человеком является тот человек, у которого нет каких-либо болезней, и все физиологические процессы его организма функционируют правильно.

Социальное здоровье – состояние организма, которое определяет способность человека контактировать с социумом.

Психическое здоровье - это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, продуктивно и плодотворно работать, проявлять адекватное поведение и сохранять эмоциональный фон.

Таким образом, можно выделить следующие компоненты психического здоровья:

состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;

адекватное социальное поведение;

умение понимать себя и других;

реализация потенциала развития в разных видах деятельности;

умение делать выбор и нести за него ответственность

Основные признаки психического здоровья определяются:

1.Позитивным настроением , в котором находится человек. И тогда он испытывает

Полное спокойствие, уверенность в своих силах, вдохновение.

2. Высоким уровнем психических возможностей , благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций связанных с переживанием тревоги, страха.

Для того чтобы быть здоровым необходимо научиться поддерживать психическое благополучие своего организма.

Основа психологического здоровья определяется детско-взрослыми отношениями:

Нормальные отношения развиваются при создание условий для развития всего лучшего, что возможно в конкретном возрасте .

Аномальные – приводят к нарушениям психологического здоровья ребенка, к крайним формам реагирования и проявления.

Рассмотрим причины нарушения психического здоровья:

К ним относятся

1. Соматическое заболевания (дефекты психического развития)

2. Неблагоприятные факторы, стрессы, воздействующие на психику ребенка вызывают у него тревожность.

Становиться ясно, что одна из проблем школьника – тревожность, которая выступает признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу , но и на общение , в том числе и за пределами образовательной организации, на здоровье и общий уровень психологического благополучия .

Выделим факторы, воздействие которых способствует формированию и закреплению тревожности.

В их число входят:

недостаточное развитие познавательных функций и волевых качеств;

неадекватные ожидания со стороны родителей;

регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации;

а также смена школьного коллектива и / или непринятие детским коллективом

РАССМОТРИМ ВОЗРАСТНО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ТРЕВОЖНОСТИ

Этап обучения

Возрастные задачи развития

Социально-педагогическая ситуация

Типичные причины школьной тревожности

Освоение приемов учебной деятельности и системы школьных требований, формирование произвольности психических процессов

Изменяющаяся: предполагает освоение новых вариантов ролевого взаимодействия (ученик - учитель, ученик - одноклассники, ученик - родители ученика)

-Изменение уровня и содержания требований со стороны взрослых.

-Необходимость придерживаться правил школьной жизни.

-Изменение режима дня, возрастание психофизиологических нагрузок.

-Необходимость освоения ролевого взаимодействия со значимыми другими (учителями)

Этап обучения

Возрастные задачи развития

Социально-педагогическая ситуация

Типичные причины школьной тревожности

Развитие познавательной сферы, выработка и закрепление эффективного стиля учебно-познавательной деятельности

Стабильная: ребенок находится в системе привычных школьных требований, взаимодействует со знакомыми людьми (учителями, одноклассниками)

-Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность.

-Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками.

-Несоответствие ожиданий родителей демонстрируемым ребенком результатам

Этап обучения

Возрастные задачи развития

Социально-педагогическая ситуация

Типичные причины школьной тревожности

Начало процесса смены ведущего вида деятельности с учебной на интимно-личностное общение со сверстниками

Изменяющаяся: ребенок сталкивается с принципиально новой системой организации учебного процесса

-Увеличение количества учебных дисциплин.

-Увеличение числа учителей.

-Смена классного руководителя.

-Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками.

-Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность.

-Резкое изменение в уровне родительского контроля и помощи

Этап обучения

Возрастные задачи развития

Социально-педагогическая ситуация

Типичные причины школьной тревожности

Развитие самосознания. Формирование абстрактного мышления. Формирование чувства взрослости

Стабильная: подросток находится в системе привычных школьных требований, взаимодействует со знакомыми людьми (учителями, одноклассниками)

-Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками.

-Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность.

-Трудности переживания кризиса подросткового возраста.

-Астенизация как следствие бурного физиологического развития (нервно-психическая слабость – повышенная утомляемость, физическая и умственная истощаемость организма)

Этап обучения

Возрастные задачи развития

Социально-педагогическая ситуация

Типичные причины школьной тревожности

Первичное профессиональное самоопределение

Изменяющаяся: подросток заканчивает основной этап школьного обучения и оказывается перед проблемой выбора дальнейшего образовательного маршрута

-Неопределенность дальнейших жизненных перспектив.

-Несоответствие ситуации выпускных экзаменов и выбора профильного предмета в 10-й классе.

-Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками.

-Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность

Этап обучения

Возрастные задачи развития

Социально-педагогическая ситуация

Типичные причины школьной тревожности

Профессиональное и личностное самоопределение

Изменяющаяся: учащийся сталкивается с принципиально новым уровнем требований, усложнением учебной программы

-Резкое усложнение учебной программы.

-Изменение системы контроля и оценки знаний.

-Необходимость адаптироваться к новым учебным нагрузкам

-Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками.

-Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность

Этап обучения

Возрастные задачи развития

Социально-педагогическая ситуация

Типичные причины школьной тревожности

Профессиональное и личностное самоопределение

Изменяющаяся: учащийся заканчивает школьное обучение и оказывается перед необходимостью конкретизации собственных жизненных перспектив

-Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками.

-Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность.

-Столкновение с ситуацией выпускных экзаменов.

-Переживание ответственности совершаемого выбора.

-Резкое повышение учебных нагрузок, связанное с подготовкой к поступлению в ВУЗы

Выявленные причины тревожности детей объясняют формы проявления тревожности на различных этапах школьного обучения

Нежелание ходить в школу чаще всего возникает в недостаточной школьной мотивации, однако свидетельствует, в первую очередь, о том, что ребёнок чувствует себя в школе недостаточно комфортно.

Рассеянность или снижение концентрации внимания на уроках — тоже признак тревожности. Агрессивность, рассеянность указывает на определённый дефект внимания.

Особого внимания заслуживает такая форма проявления школьной тревожности, как потеря контроля в стрессогенных ситуациях . Например, ребёнок может волноваться, отвечая у доски и даже с места, чувствовать дрожь в коленках, посасывание под ложечкой. Могут возникать тошнота, лёгкое головокружение

Первоклассник проявляет тревогу за свои школьные принадлежности

Новый портфель, пенал, учебники и тетрадки — всё это важные атрибуты приобретённого статуса ученика, и их утрату ребёнок переживает болезненно. Эта ситуация может усугубиться своеобразной позицией родителей, настаивающих на полной сохранности школьных вещей и ругающих ребёнка за потерянные карандаши и сломанные линейки.

Школа занимает настолько важное место в жизни учеников 1-5 классов, что часто школьные впечатления не оставляют его и во сне, проявляясь в виде ночных школьных страхов . Ребёнку могут сниться те ситуации из школьной жизни, которые вызывают эмоциональный дискомфорт.

Школьная оценка первоначально вызывает почти магический эффект: ценность хорошей оценки для многих детей очень высока. Оценка является для детей начальной школы мотиватором учебной деятельности

Тревога как эмоционально неприятное состояние может выражаться в негативизме и демонстративных реакциях.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ВИДИМ , что повышенная школьная тревожность дезорганизует поведение ребенка, нарушает процесс школьной адаптации, препятствует эффективной учебной деятельности независимо от того, осознаётся она ребёнком или нет.

Взрослым надо внимательно относиться к таким эмоциональным состояниям детей, которые свидетельствуют о наличии ситуативной и личностной тревожности и признаках нарушения психологического здоровья

В связи с изложенными причинами нарушения психологического здоровья ребенка и формами их проявления родителям 1 класса можно порекомендовать

Поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником. Ваша заинтересованность в его делах, серьезное отношение к его достижениям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

Обсудите с ребенком школьные правила и нормы. Объясните их необходимость и целесообразность.

Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда он учится, у него может что-то не сразу получаться. Это естественно. Каждый человек имеет право на ошибку.

Составьте с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы — это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться время для игровых занятий.

Родителям пятого класса важно

Создавать условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.

Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.

Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.

Если вас что-то беспокоит в поведении вашего ребенка, его учебных делах, желательно обратиться к учителю.

Советы родителям десятого класса

Переход к обучению в старшей школе связан с резким возрастанием учебной нагрузки. Важно помочь ребенку научиться грамотно распределять свое время и планировать день так, чтобы оставалось время для отдыха, сна и внеучебных дел.

Профессиональное самоопределение — важнейшая задача данного возраста. Родители могут помочь своему ребенку сделать этот серьезнейший выбор, обсуждать его жизненные планы, не навязывая своего решения.

Советы родителям выпускных классов

Необходимо проговорить с ребенком перспективы, возникающие в случае успешной сдачи экзамена, обсудить, что будет, если успехи будут менее значительными; важно, чтобы ребенок понял, что семья безусловно верит в его способности, но готова поддержать его в случае неудачи.

Необходимо поддерживать у учащегося ощущение готовности к экзамену .

Для повышения интеллектуальной активности желательно правильно организовать рабочее место.

Не следует настаивать, чтобы ребенок выключал музыку или телевизор при подготовке к экзаменам, — некоторым людям отсутствие привычного шумового или зрительного фона скорее мешает, чем помогает.

Экзамены вызывают у школьника сильный стресс, поэтому велика вероятность развития заболеваний сердечно-сосудистой системы и особенно желудочно-кишечного тракта. Важно особенно внимательно следить за режимом питания ребенка.

В заключении хочется напомнить, что

Задача взрослого - подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно, физически и психологически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье.

Два дня осталось до начала нового учебного года. Нам представляется уместным именно сегодня напомнить о причинах, которые могут повлиять на то, каким он будет для наших детей, как скажется на их благополучии и здоровье.

Выявление ранних признаков и оказание соответствующей поддержки может улучшить жизнь ребенка, смягчить ухудшающиеся симптомы и улучшить психическое здоровье в будущем.

Подростковый возраст является очень важным для перехода во взрослую жизнь. Процессы отделения ребенка от родителей, выстраивания новых отношений с социальным окружением и профессиональное самоопределение сопровождаются сильной зависимостью от психофизических внутренних факторов развития и сильных импульсов, поступающих из внешней среды. Этот возрастной период во всех смыслах является кризисным, что повышает предрасположенность к психическим заболеваниям.

75% психических расстройств возникают до окончания подросткового возраста[8]. В соответствии с данными исследований, 1,3 млн. подростков в 2012 году умерли по причинам, связанным, в том числе, с этими заболеваниями, включая самоубийства и межличностное насилие[9]. У 80% подростков выявлена недостаточная физическая активность, что влияет на развитие нежелательных последствий, включая не наркотические зависимости (напр. интернет-зависимость), пищевые нарушения. Одной из наиболее распространенных причин смертности девочек-подростков являются самоубийства, связанные с нежелательной беременностью, сексуальным насилием. Поведенческие расстройства имеют тенденции развития в подростковом возрасте и связаны с употреблением наркотиков, преступлениями, антиобщественным поведением, проблемами в семье, межличностными проблемами, плохим состоянием физического здоровья[10].

Знание признаков психических расстройств необходимо для своевременного направления подростка к специалистам. Необходимо информирование педагогов, школьных психологов и родителей о признаках проявления этих расстройств и адекватной схеме реагирования, с привлечением специалистов различных профилей, включая врачей общей практики.

Дети, имеющие ярко выраженные признаки одаренности в области специальных способностей или ускоренное развитие по интеллектуальным параметрам могут иметь специфические проблемы, связанные с особенностями психических функций, включая диспропорцию психики и другие нарушения в эмоционально-волевой сфере, когда высокий уровень развития математических способностей может сочетаться с наличием грубой дисграфии; неадекватную реакцию на внешние раздражители и затруднения в адаптации к окружающей среде; легкость в усвоении учебного материала в какой-то определенной области знаний и отставание по другим предметам; повышенную истощаемость, где они с трудом переносят любую деятельность, требующую длительных физических или умственных усилий; речевые проблемы[11]. Отсутствие понимания со стороны родителей, педагогов, психологов и медицинских работников в сочетании с проблемными ситуациями может привести к ошибочным диагнозам и неадекватному лечению. С другой стороны, специфические социальные и эмоциональные характеристики одаренных детей, особенности психических функций могут привести к некоторому психологическому риску, что определяет необходимость подготовки специальных программ по охране их психического здоровья[12].

Особого внимания заслуживают дети, оставшиеся без попечения родителей. Потеря родителей или лишение их родительских прав для ребенка является тяжелым событием, которое провоцирует развитие различных форм психологических нарушений и психических расстройств. Страх и неуверенность, обида, чувство отверженности, ощущение острой зависимости от внешних обстоятельств и незнакомых им людей может привести к подавленности, безучастности к происходящему, обесцениваю себя как личности, агрессии и гневу, снижению интеллектуальной и познавательной активности, диспропорциональному развитию, депрессии, суицидам. Важным является, насколько это возможно, смягчить и восполнить утрату через подготовку специализированных программ для воспитателей детских домов и интернатов, приемных и патронатных родителей, опекунов, педагогов и психологов общеобразовательных учреждений по вопросам создания благоприятной среды для развития детей-сирот и сохранения их психического здоровья.

В последние десятилетия серьезными проблемами для всего мира стали: ожирение; не здоровое питание; рискованное поведение, связанное с не защищенным сексом, ранней беременностью, табакокурением и употреблением наркотиков; рост депрессии; отсутствие мотивации к здоровому образу жизни в популяции детей и подростков, что, по мнению исследователей, связано и с отсутствием физической активности[13]. Физическая активность необходима для психического функционирования, включая поддерживание когнитивных и метаболических функций организма; снижение риска ожирения; улучшение умственной деятельности, минерализации костей, пищеварения, регуляции кишечного ритма; снижение риска депрессии, уровня стресса и связанное с этим улучшение качества сна; повышение самооценки и качества жизни в целом[14]. Таким образом, физическая активность является важнейшим элементом здорового образа жизни и настоятельно рекомендуется для предотвращения и лечения ряда психических заболеваний[15].

Важнейшим фактором, гармонизирующим внутренний мир ребенка, являются культурные ресурсы, включая материальное и нематериальное наследие, традиционные знания и навыки, а также музыку, танцы, театр и фестивали, могут способствовать развитию мышления, восприятия внешнего и внутреннего мира ребенка, побуждения к созидательной деятельности. В современном мире культурные ресурсы становятся значимым ресурсом для формирования состояния устойчивого равновесия различных психических свойств и процессов. Поэтому деятельность по созданию, распространению, сохранению, освоению и популяризации культурных ценностей, и предоставлению культурных благ имеет важное значение в сфере охраны психического здоровья детей и подростков.

Акцент на профилактике в структуре современной системы охраны психического здоровья подрастающего поколения, а также связанный с этим ресурсный подход резко повышают роль и значение специалистов немедицинского профиля и их соответствующей подготовки. Сказанное имеет прямое отношение к педагогам, детским психологам и специалистам в области психокоррекции и психотерапии, дефектологам, логопедам и социальным работникам. Поэтому необходимо на постоянной основе осуществлять подготовку и переподготовку вышеуказанных специалистов по вопросам охраны психического здоровья через предоставление им высококачественных методических материалов, а также обеспечение их достаточной психологической и организационной поддержкой.

[3] Tom K.J. Craig. Expert Opinion Statement/ Book about the II Congress on Mental Health: Meeting the Needs of the XXI Century// Union for Mental Health of Russia, Moscow, 2018, p.59

[6] Comprehensive mental health action plan 2013–2020. WHA66.8. – 27 May 2013

[8] Comprehensive mental health action plan 2013–2020. WHA66.8. – 27 May 2013

[10] Caring for children and adolescents with mental disorders. Setting WHO directions. World Health Organization, Geneva, 2003

[12] Webb, J.T., Amend, E.R., Webb, N.E., Goerss, J., Beljan, P., & Olenchak, F.R. Misdiagnosis and dual diagnoses of gifted children and adults: ADHD, Bipolar, Asperger’s, Depression, and Other Disorders. Scottsdale, AZ: Great Potential Press.

[13] TAFISA Mission “For a Better World Through Sport for All”. Adopted by the TAFISA General Assembly in Seoul, Korea, November 16 th , 2017

Проблема психологического здоровья как многогранного образования, основу которого составляют и внешние, и внутренние компоненты, является актуальной. Особо значимо стоит вопрос формирования психологического здоровья обучающихся, что находит отражение в современных нормативных документах, регламентирующих деятельность в сфере образования. Проведённое нами мониторинговое исследование показывает, что психологическое здоровье школьников на разных ступенях образования выражает специфику возраста, а также зависит как от физиологических, психосоматических, индивидуально-типологических особенностей организма, так и от условий жизни и обучения. Состояние физического здоровья обучающихся от ступени начального образования к ступени основного общего образования ухудшается, что влечёт за собой ухудшение других компонентов психологического здоровья.


1. Дубровина И.В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 176 с.

2. Елисеева О.А. Структура субъективного благополучия подростков в образовательной среде с низким уровнем психологической безопасности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2011. – № 132 – C. 368–375.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Минобрнауки РФ. – М.: Просвещение, 2011.

6. Хухлаева О.В. Как сохранить психологическое здоровье подростков (пособие для школы) – М.: Сентябрь, 2003. – 176 с.

7. Юров Ю.В. Восхождение к психологическому здоровью // Известия ВГПУ. – 2014. – № 1(262). – С.143–146.

Важное место в образовательном процессе на сегодня занимают индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды, формирование психологического здоровья обучающихся.

Ввиду отсутствия единого понятия психологического здоровья, не выработан устойчивый комплекс его компонентов (показателей). Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить внешние (определяющие адаптивность к окружающей среде) и внутренние (физиологические возможности организма, гармоничное душевное состояние) компоненты психологического здоровья.

Психологическое здоровье школьников, безусловно, зависит от физиологических, индивидуально-типологических особенностей организма, но именно в этот возрастной период в максимальной степени подвержено влиянию со стороны условий жизни и обучения. Психологическое здоровье как динамическое системное образование, формируется в организованной социальной ситуации развития и системе отношений [7].

Создание психолого-педагогических условий в образовательной организации является основным приоритетом работы психологической службы в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и основного общего образования. В условиях прописаны следующие ключевые направления психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в рамках ФГОС (п.28 ФГОС НОО, п.25 ФГОС ООО):

  • сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;
  • формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни [5].

Именно сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся является актуальным вопросом и первостепенной задачей психолого-педагогического сопровождения образовательной среды.

С целью изучения особенностей проявления компонентов психологического здоровья обучающихся на разных ступенях образования нами был проведен мониторинг по основным показателям здоровья:

– по психологическим показателям, определяющим качество психологического здоровья (эмоциональное состояние, психотизм, нейротизм, экстраверсия, число эмоциональных инверсий, общая напряженность психологических защит и особенности структуры системы эго-защитных механизмов, субъективная оценка своего психологического здоровья);

– по психосоматическим и физиологическим показателям, определяющим уровень адаптационного ресурса организма обучающихся (проба Штанге, группа здоровья).

По нашему мнению, состояние психологического здоровья и выраженности его составляющих будет различно в зависимости от возраста школьников и от социального окружения.

drag1.tif

Рис. 1. Индивидуально-типологические особенности обучающихся 4–11-х классов

Из достоверной положительной корреляции ОНЗ и уровня нейротизма следует, что внутреннее и внешнее напряжение оказывает влияние на изменение общего эмоционального фона и вегетативных компонентов эмоциональных реакций.

Читайте также: