Психофизическая проблема декарта кратко

Обновлено: 03.07.2024

Декарт развивал собственное учение о сознании в контексте психофизической проблемы, которую сам же поставил. Ввел критерий для выделения психики из существовавшего ранее аристотелевского учения о душе → Психика – внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое бытие (духовное), в противопоставлении телу и всему внешнему материальному миру. Главный пункт учения Декарта – их абсолютная разнородность.

Тело Декарт отождествил с материей, сознание – с духом. Материя обладает качеством протяженности. Она создана богом. Телу он также приписывал свойства делимости, протяженности и перемещения в пространстве. Дух, напротив, неделим. Каждая из этих субстанций не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя. Душа может существовать отдельно от тела. Но в действительности существует только в связи с ним. Для различения функций души и тела Декарт использовал субъективный критерий: если то, что мы испытываем, можно объяснить в терминах неодушевленных, то это должно приписываться телу, а что нельзя – душе.

Психика понималась Декартом как внутренний мир человека, доступный самонаблюдению, имеющий особое – духовное бытие. В качестве метода для достижения истины он использовал систематическое сомнение. Отвергал представления о “Я” как о состоящем из души и тела, так как нет теоретических доказательств обладания ими. От сущности “Я”, по мнению Декарта, неотделима лишь особая субстанция сомневающаяся, которой он приписывает акт мышления. Так он отказывается от объективного описания “Я” и вводит метод рассмотрения своих субъективных состояний. Под мышлением он понимал “все, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собою; и поэтому не только понимать, желать, воображать, но также чувствовать означает здесь то же самое, что мыслить”. Душа – это мыслящая субстанция, вся сущность или природа которой состоит в одном мышлении. Собственные проявления души – желания и воля. Они не связаны с телесными процессами. Сюда же относятся внутренние эмоции души, то есть эмоции, направленные на “нематериальные предметы”, например, интеллектуальная радость познания.

Декарт, говоря субстанциональном различии души и тела, породил психофизическую проблему (хотя проблема существовала ещё со времен античности, чёткого критерия различения духовного и телесного не было). Единственное средство познания души – внутреннее сознание, оно яснее и достовернее, чем познание тела. Сознание – то, как оно выступает в самонаблюдении.

Декарт писал, что существую 2 независимые субстанции – душа и тело, такая философская позиция называется дуализмом. Основной атрибут души – мышление, основной атрибут тела – протяжение. Критерий – психические процессы осознаваемы, а физиологические, соматические – нет! Душа и тело соединяются в теле, причем только в теле человека. Продукт взаимодействия души и тела – страсти.

Декарт переформулировал психофизическую проблему (соотношение материального и идеального) в психофизиологическую (соотношение души и тела) и объяснял те изменения в физиологических процессах, подчиненных законам механики, которые происходят при порождении страстей души (см. про трубочки и духи).

Декарт решает психофизическую проблему в духе взаимодействия, он предположил, что в организме есть орган, обеспечивающий это взаимодействие – шишковидная железа (эпифиз) – посредник между телом и сознанием. Механизм: железа воспринимает движения животных духов и способна воздействовать на их чисто механическое течение, благодаря колебаниям, вызванным душой.


Те процессы, которые происходят в его разуме и позволяют приобретать новые навыки, знания, накапливать жизненный опыт, совершать различные открытия. Духовные, нравственные и моральные ценности, умение воспринимать красоту и создавать ее – это тоже неотъемлемые составляющие человеческой природы.

Что это такое? Определение

Под данным термином понимаются все существующие или же теоретически возможные вопросы, относящиеся к взаимосвязям между психическими и физиологическими составляющими человеческой природы.

Психофизическая проблема

Согласно же принятому определению, психофизическая проблема – это соотношение духовного с материальным, сознания и телесного. Иными словами, это баланс между физическими и психическими процессами, их взаимное влияние и проникновение одного в другое.

Из истории этого вопроса

Впервые же теория о разделении всего сущего на две основные составляющие – духовную и телесную – возникла в XVII столетии. Обозначил эту проблему и, соответственно, выдвинул первую теорию французский математик и философ Рене Декарт.

Согласно его размышлениям, психофизическая проблема заключается в нарушении соотношения двух субстанций – телесной и духовной. К телесной ученый отнес процессы, связанные с:

  • питанием;
  • дыханием;
  • перемещением в пространстве;
  • размножением.

Суть теории Рене Декарта

Французский ученый считал, что психические явления не имеют прямого отношения к физиологии и уж тем более не могут быть ее прямым следствием. Исходя из данного постулата, Декарт и искал объяснение сосуществованию этих противоположных составляющих в человеческой природе.

Рене Декарт

Взаимодействие психических и физических составляющих человеческой природы в ней рассматривается следующим образом:

  • телесное влияет на душу, следствием чего является пробуждение низменных страстей, стремление к плотским утехам и чувственным наслаждениям в различных вариациях;
  • духовное же заставляет организм трудиться над собой, укрощать порывы, развиваться и совершенствоваться.

Кто еще занимался этим вопросом?

Учение Декарта нашло отклик среди ученых, и, конечно же, у него были собственные приверженцы и последователи. Наиболее значимый вклад в развитие этого вопроса внесли:

  • Томас Гоббс.
  • Готфрид Вильгельм Лейбниц.
  • Бенедикт Спиноза.

О теории Томаса Гоббса

Томас Гоббс, англичанин, философ и материалист, полагал, что в действительности важна лишь телесная составляющая человеческой природы, иными словами - ее физическая сторона. Английский ученый не отрицал существования духовной частицы в человеке, но утверждал, что она является только продолжением происходящих в организме физиологических процессов.

Исходя из того, что сознание, мышление и иные процессы, относимые к духовным, происходят из телесных и являются их производными, а не возникают самостоятельно, ученый пришел к выводу, что постичь их можно, наблюдая за физиологией человеческой природы.

Томас Гоббс

Суть теории английский ученый разъяснял следующим образом: поскольку мышление является только следствием физических процессов, оно – субъективно, в отличие от телесной составляющей. Физиологические же явления, телесные нужды, происходящие в организме процессы, наоборот, объективны. Соответственно, изучая их, можно постичь и предугадать развитие субъективных субстанций, входящих в человеческую природу.

О теории Готфрида Вильгельма Лейбница

Один из самых знаменитых философов, логиков и математиков Саксонии тоже был не во всем солидарен с Рене Декартом. Также Лейбниц не поддерживал и учение английского философа Гоббса.

Согласно теории саксонца, духовное и телесное начала обладают одинаковым значением, и они равны по степени важности в природе человека. Лейбниц полагал, что телесная и духовная составляющие следуют собственным законам развития, гармонично дополняя одна другую.

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Главенство же Лейбниц отводил не материальной, а духовной составляющей. То есть ученый полагал, что в некоторых случаях телесное начало следует за духовными потребностями, а не наоборот.

О теории Бенедикта Спинозы

Психофизическая проблема этим ученым рассматривалась в рамках воззрения монизма. Иными словами, Спиноза утверждал, что в человеческой природе нет отдельных составляющих. Природа человеческая едина, хотя ей и свойственны различные проявления, атрибуты или же качества.

Иными словами, дух и тело, согласно теории этого ученого, - всего лишь атрибуты единой человеческой природы. Соответственно, чем большую жизненную активность проявляет человек, тем совершеннее становится его природа - как духовная, так и физическая.

Суть теории этого ученого можно выразить поговоркой, гласящей, что в здоровом теле неизменно присутствует такой же крепкий и сильный дух. Спиноза считал, что чем более высока физическая культура человека, тем сложнее и организованнее его духовность, мышление, сознание.

Что думают современные ученые?

В наши дни психофизическая проблема кратко сводится к рассмотрению взаимодействия и оппозиций:

  • душа и тело;
  • ментальность и чувственность.

Современные психологи придерживаются трех основных теоретических столпов, оформившихся еще в позапрошлом столетии. Суть этих постулатов заключается в следующем:

  • отчуждение от телесности;
  • разделение эмоциональности и разума;
  • представление организма в качестве механизма, машины.

Таким образом, современные ученые видят решение психофизической проблемы в том же, в чем и их предшественники, трудившиеся в позапрошлом столетии, а именно – в обретении полного контроля разума над духом и телом.

В позапрошлом столетии к разрешению вопросов, связанных с духовной и телесной составляющими человеческой природы, подавляющее большинство ученых подходили с позиций редукционизма. Этот же подход во многом сохраняет свою актуальность и в наши дни.

К примеру, каждый кажущийся сложным социологический процесс может быть разбит на составляющие и объяснен при помощи закономерностей, характерных для экономических, биологических или же других явлений. Иными словами, в основе этого метода находится принцип сведения сложного к простому или же высшего к низшему.

О редукционизме в психофизических вопросах в прошлом веке

Подобные варианты решения психофизической проблемы возникли в позапрошлом столетии благодаря работам таких ученых:

  • Людвиг Бюхнер.
  • Карл Фогт.
  • Якоб Молешотт.

Иван Петрович Павлов

О редукционизме в психофизических вопросах в наши дни

В середине прошедшего столетия методика редукционизма вошла в состояние глубоко кризиса. Ввиду того что придерживающиеся данного направления ученые фактически отрицали вероятность наличия сложных психических процессов, протекающих вне прямой зависимости от физиологии мозга, редукционизм как методика оказался несостоятелен.

Однако в XXI столетии это психологическое направление переживает перерождение. Разумеется, методология претерпела некоторые изменения и уже не содержит категорических утверждений. Однако суть ее остается прежней: объяснение сложного через познание простого.

Зависимость разума от физиологии

Сам же метод широко используется в социологии и прочих науках. Редукционизм в социологии – способ рассмотрения личности через призму общественных отношений. Кибернетический редукционизм – способ рассмотрения психофизических процессов в качестве следствия анализа и переработки информации. То есть природа человека в этой теории представляется аналогичной устройству компьютера.

Как решаются психофизические вопросы на практике?

В современном мире наиболее остро стоит проблема психофизического развития детей. В это понятие входят:

  • физическая развитость, состояние организма;
  • нюансы психического формирования личности.

Задачей родителей и педагогов является поддержание этих параметров в стабильном балансе, гармонии. Отклонения или же нарушение в развитии одного из них неизбежно влечет за собой и проблемы в другом. То есть неразвитый телесно ребенок станет испытывать сложности и в психической деятельности – будет утомляться, плохо запоминать информацию, показывать неспособность к усвоению учебного материала.

Психофизическое состояние детей оценивается, в соответствии с нормативами, путем различных тестирований, сложность которых зависит от того, для какой возрастной группы они предназначены. Классификация различных отклонений в психофизическом развитии весьма обширна. К примеру, под это понятие подпадают как олигофрения, так и снижение слуха или остроты зрения.

Ученик и педагог

При выявлении психофизической проблемы у ребенка она корректируется или же решается в соответствии со своей сложностью. К примеру, используются специальные развивающие или же обучающие методики. Подобными проблемами, возникающими у взрослых людей, как правило, занимаются психологи.

Декарт (1596-1650)развивал собственное учение о сознании в контексте психофизической проблемы, которую сам же поставил. Ввел критерий для выделения психики из существовавшего ранее аристотелевского учения о душе → Психика – внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое бытие (духовное), в противопоставлении телу и всему внешнему материальному миру. Главный пункт учения Декарта – их абсолютная разнородность.

Тело Декарт отождествил с материей, сознание – с духом. Материя обладает качеством протяженности. Она создана богом. Телу он также приписывал свойства делимости, протяженности и перемещения в пространстве. Дух, напротив, неделим. Каждая из этих субстанций не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя. Душа может существовать отдельно от тела. Но в действительности существует только в связи с ним. Для различения функций души и тела Декарт использовал субъективный критерий: если то, что мы испытываем, можно объяснить в терминах неодушевленных, то это должно приписываться телу, а что нельзя – душе.

Психика понималась Декартом как внутренний мир человека, доступный самонаблюдению, имеющий особое – духовное бытие. В качестве метода для достижения истины он использовал систематическое сомнение. Отвергал представления о “Я” как о состоящем из души и тела, так как нет теоретических доказательств обладания ими. От сущности “Я”, по мнению Декарта, неотделима лишь особая субстанция сомневающаяся, которой он приписывает акт мышления. Так он отказывается от объективного описания “Я” и вводит метод рассмотрения своих субъективных состояний. Под мышлением он понимал “все, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собою; и поэтому не только понимать, желать, воображать, но также чувствовать означает здесь то же самое, что мыслить”. Душа – это мыслящая субстанция, вся сущность или природа которой состоит в одном мышлении. Собственные проявления души – желания и воля. Они не связаны с телесными процессами. Сюда же относятся внутренние эмоции души, то есть эмоции, направленные на “нематериальные предметы”, например, интеллектуальная радость познания.

Читайте также: