Статья 44 рк кратко

Обновлено: 02.07.2024

Видами наказаний являются:
а) штраф;
б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью;
в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и
государственных наград;
г) обязательные работы;
д) исправительные работы;
е) ограничение по военной службе;
ж) утратил силу;
з) ограничение свободы;
з.1) принудительные работы;
и) арест;
к) содержание в дисциплинарной воинской части;
л) лишение свободы на определенный срок;
м) пожизненное лишение свободы;
н) смертная казнь.

Комментарий к Ст. 44 Уголовного кодекса

1. Статья 44 УК представляет систему наказаний, под которой понимают установленный уголовным законом обязательный для законодателя и суда внутренне упорядоченный, исчерпывающий перечень видов наказаний.

2. Существование системы обусловлено тем, что набор видов наказаний не образует беспорядочность, они расположены в определенном порядке от более мягкого к более строгому, т.е. система носит упорядоченный характер (так называемая лестница наказаний). Такой подход имеет важное практическое значение. Во-первых, он обязателен для законодателя при конструировании альтернативных санкций (они должны располагаться в той же последовательности: от наиболее мягкого - к более строгому). Во-вторых, для правоприменителя: суды обязаны вначале рассматривать возможность применения наиболее мягкого, а затем более строгого наказания.

Второй комментарий к Ст. 44 УК РФ

Видами наказаний являются перечисленные в комментируемой норме наказания, образующие в своей совокупности систему наказаний, т.е. их исчерпывающий перечень, в котором наказания располагаются по возрастающей степени тяжести.

Третий комментарий к статье 44 УК РФ

1. В данной статье закреплена система наказаний, которая отражает основные принципы современного уголовного права, в первую очередь принципы законности, справедливости и гуманизма, дифференциации ответственности и индивидуализации наказания.

2. Определенная уголовным законом система наказаний представляет собой четко фиксированный и обязательный для суда исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенных в определенном порядке с учетом их характера и сравнительной тяжести (от менее строгого к более строгому). Установленная законодателем последовательность в расположении видов наказаний, изложенная в ст. 44 УК, применена и в санкциях статей Особенной части УК. Таким образом, современное уголовное законодательство нацеливает суды на преимущественное применение менее строгих наказаний.

3. Все виды наказаний, включенные в систему, находятся в определенном соподчинении и соотношении: некоторые из них могут назначаться только как основные, а некоторые - лишь в дополнение к другим; одни наказания могут назначаться всем осужденным, а другие - более узкому их кругу и за посягательство на конкретные охраняемые отношения, интересы, ценности.

4. Уголовные наказания в зависимости от субъекта воздействия делятся на общие и специальные. Общие - это те наказания, которые могут быть применены к любому лицу, признанному виновным в совершении преступления (например, штраф). Специальными называются наказания, применяемые к строго ограниченному законом кругу осужденных. Так, ограничение по военной службе назначается лишь военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. По срокам воздействия наказания принято делить на срочные и одномоментные (не связанные с установлением определенного срока). К срочным видам наказания необходимо отнести те из них, в которых указаны минимальный и максимальный сроки, применяемые к осужденным по приговору суда. К ним относятся: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; принудительные работы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы. Некоторые наказания не имеют точно установленного срока. К ним относятся: штраф, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград и смертная казнь. По характеру и степени воспитательно-исправительных элементов воздействия, оказываемого на осужденного, можно выделить три группы наказаний: не связанные с ограничением или лишением свободы (штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального или воинского звания, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе); связанные с ограничением или лишением свободы (ограничение свободы, принудительные работы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок и пожизненное лишение свободы); исключительная мера - смертная казнь.

5. Вид и размер наказания определяются исключительно судом, провозглашающим обвинительный приговор. При этом важно использовать разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, данные в Постановлениях от 11 января 2007 г. "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания", 29 октября 2009 г. и 20 декабря 2011 г.

6. Назначать за конкретное преступление можно лишь те наказания, которые установлены законодателем в санкции нормы Особенной части УК. Выход за пределы санкции возможен только в случаях, указанных в законе, а также при применении таких наказаний, как лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст. 48 УК) и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые могут быть назначены судом даже в том случае, если они не предусмотрены в санкции нормы.

7. Уголовный закон в специальной главе определяет систему и перечень уголовных наказаний для осужденных несовершеннолетних (см. комментарий к ст. 88 УК).

8. Не все из тринадцати видов наказания, перечисленных в ст. 44 УК, на данный момент времени могут быть назначены судом. Так, согласно ст. 4 Федерального закона от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" положения УК о наказании в виде ареста вводятся в действие федеральным законом по мере создания необходимых условий для исполнения этого вида не позднее 2006 года. Однако до настоящего времени это наказание не применяется. Назначение смертной казни приостановлено Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. N 3-П, а также разъяснительным Определением Конституционного Суда РФ от 19.11.2009 N 1344-О-Р (см. комментарий к ст. 59 УК). Положения УК в части принудительных работ применяются с 1 января 2014 года.

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Судебная практика по статье 44 Конституция РФ:

Согласно частям 2, 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда законным и обоснованным и оснований для его отмены в апелляционном порядке не усматривает. Согласно частям 2, 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

2) назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент Республики и его Палаты; созывает первую сессию Парламента и принимает присягу его депутатов народу Казахстана; созывает внеочередную сессию Парламента; подписывает представленный Сенатом Парламента закон в течение одного месяца, обнародует закон либо возвращает закон или отдельные его статьи для повторного обсуждения и голосования;

3) после консультаций с фракциями политических партий, представленных в Мажилисе Парламента, вносит на рассмотрение Мажилиса для дачи согласия кандидатуру Премьер-Министра Республики; с согласия Мажилиса Парламента назначает на должность Премьер-Министра Республики; освобождает его от должности; по представлению Премьер-Министра определяет структуру Правительства Республики, образует, упраздняет и реорганизует центральные исполнительные органы Республики, не входящие в состав Правительства, назначает на должности членов Правительства Республики; назначает на должности министров иностранных дел, обороны, внутренних дел, юстиции; освобождает от должностей членов Правительства; принимает присягу членов Правительства; председательствует на заседаниях Правительства по особо важным вопросам; поручает Правительству внесение законопроекта в Мажилис Парламента; отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов Правительства и Премьер-Министра Республики, акимов областей, городов республиканского значения и столицы;

4) с согласия Сената Парламента назначает на должности Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора и Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан; освобождает их от должностей;

5) образует, упраздняет и реорганизует государственные органы, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики, назначает на должности и освобождает от должностей их руководителей;

7) назначает на должности сроком на пять лет Председателя и двух членов Центральной избирательной комиссии, Председателя и двух членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета;

9) по представлению Премьер-Министра Республики утверждает единую систему финансирования и оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета Республики;

11) ведет переговоры и подписывает международные договоры Республики; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических и иных представителей иностранных государств;

12) является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики, назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил;

13) награждает государственными наградами Республики, присваивает почетные, высшие воинские и иные звания, классные чины, дипломатические ранги, квалификационные классы;

16) в случае, когда демократические институты, независимость и территориальная целостность, политическая стабильность Республики, безопасность ее граждан находятся под серьезной и непосредственной угрозой и нарушено нормальное функционирование конституционных органов государства, после официальных консультаций с Премьер-Министром и председателями Палат Парламента Республики принимает меры, диктуемые названными обстоятельствами, включая введение на всей территории Казахстана и в отдельных ее местностях чрезвычайного положения, применение Вооруженных Сил Республики, с незамедлительным информированием об этом Парламента Республики;

17) в случае агрессии против Республики либо непосредственной внешней угрозы ее безопасности вводит на всей территории Республики или в отдельных ее местностях военное положение, объявляет частичную или общую мобилизацию и незамедлительно информирует об этом Парламент Республики;

19) назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Республики Казахстан, определяет его статус и полномочия; формирует Администрацию Президента Республики;

20) образует Совет Безопасности и иные консультативно-совещательные органы, а также Ассамблею народа Казахстана и Высший Судебный Совет;

Сноска. В статью 44 внесены изменения - Законом РК от 7 октября 1998 г. N 284. См. постановление Конституционного Совета РК от 30 июня 1999 г. N 10/2. См. постановление Конституционного Совета РК от 3 июля 2000 г. 15/2. См. постановление Конституционного Совета РК от 12 ноября 2001 г. N 14/2. Статья 44 с изменениями, внесенными Законом РК от 21 мая 2007 г. N 254 (вводится в действие со дня его официального опубликования).

Тексты документов приведены в редакциях, актуальных на дату добавления текста в нашу базу данных. За время, прошедшее с указанной даты текст документа мог быть изменен и дополнен, правовой акт мог прекратить свое действие.

Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности.

Тексты документов приводятся в ознакомительных целях. ТОО "КАМАЛ-Консалтинг" не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов правовых актов, за использование данных версий текстов правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь правовых актов.

Статья 44 Трудового кодекса специально отведена для объяснения порядка внесения дополнений и изменений в действующий колдоговор. Она предполагает два варианта модернизации этого документа: через прописанные в нём положения и с помощью подходящих норм ТК.

Статья 44 ТК РФ

Содержание ст. 44 Трудового кодекса

Одним из важных параметров колдоговора является порядок внесения в него правок и изменений. В рассматриваемой статье указывается, что участники трудовых отношений могут изменять колдоговор или вносить в него новые дополнения в двух вариантах:

  • посредством тех процессов, которые заранее прописаны участниками в самом колдоговоре;
  • или с помощью нормативных положений, содержащихся в Трудовом кодексе.

При этом ссылки на конкретные положения ТК, на которые необходимо ориентироваться участникам трудовых переговоров по изменению/дополнению колдоговора, в рассматриваемой статье отсутствуют.

Итак, статья 44 ТК в лаконичной форме даёт сторонам две возможности изменить или дополнить ранее заключённый колдоговор: ориентируясь на актуальные нормы Трудового кодекса или опираясь на пункты, прописанные в самом документе.

Практическое значение ст. 44 ТК

Поскольку ст. 44 не упоминает конкретных статей Трудового кодекса, на которые нужно ориентироваться при изменении/дополнении колдоговора, то на что опираться при её толковании?

В действующем Трудовом кодексе подробно прописаны различные параметры колдоговоров, в том числе затрагивающих их изменения и дополнения. Важнейшие из статей ТК по этой тематике:

  • статьи 36-38 главы 6 специально отведены под описание порядка ведения переговоров участниками трудовых отношений, в том числе по аспектам, посвящённым изменению/дополнению колдоговоров;
  • статьи 40-44 главы 7 посвящены, в том числе и описанию параметров колдоговора: его наполнению, структуре и т.д.;
  • порядок заключения колдоговоров подробно расписан в ст. 37;
  • нормативы урегулирования разногласий между сторонами при обсуждении различных параметров колдоговора прописаны в ст. 38;
  • длительность колдоговора и порядок его применения при различных организационных преобразованиях на уровне нанимателя документируется в ст. 43.

Перечисленные положения Трудового кодекса должны приниматься во внимание участниками переговоров, собирающимися изменить либо дополнить существующий колдоговор.

Кем определяется один из вариантов изменений/дополнений колдоговора?

Итак, ст. 44 предоставляет два сценария изменений/дополнений действующего колдоговора: через использование подходящих статей ТК и с помощью соответствующих положений самого документа. Выбор одного из этих вариантов осуществляется совместно участниками переговорных процессов, что может происходить либо на этапе заключения колдоговора, либо при последующем совместном обсуждении участниками мыслей о его модернизации.

На практике стороны всё более охотно передоверяют этот вопрос комиссии по ведению коллективных переговоров, которая не только контролирует выполнение положений действующего колдоговора, но и в текущем режиме вносит в документ востребованные изменения не решающего характера.

Какие факторы влияют на значительность изменений/дополнений положений колдоговора?

В первую очередь на это оказывает воздействие масштаб обсуждаемых сторонами колдоговора (или их представителями) вопросов социально-экономического плана. Примеры наиболее значимых вопросов, часто приводящих к модернизации существующего колдоговора:

  • изменения в системе оплаты трудовой деятельности сотрудников;
  • порядок поощрения/наказания сотрудников;
  • объём дополнительных социальных льгот, предоставляемых нанимателем его персоналу;
  • принципы индексации зарплат;
  • значимые организационные изменения, затрагивающие трудовую деятельность.

В перечисленных случаях масштаб изменений колдоговора значителен, что влечёт привлечение юристов и других специалистов, рассмотрение колдоговора с точки зрения ТК и пр. Если же изменения не столь существенны и не требуют глубоких пересмотров положений документа, то его преобразования могут осуществляться на основе тех параметров, которые заранее прописаны в нём самом.

Читайте также: