Психоаналитические теории личности кратко

Обновлено: 06.07.2024

Психоанализ возник в начале прошлого столетия и воспринимается как одно из ярких течений в психологии. Однако предпосылки для его развития наблюдались еще в рамках ассоциативного подхода. Разберем психоаналитическую теорию личности более подробно.

Основы психоаналитической теории

Ассоциативные психологи считали, что психическая жизнь ребенка носит сознательный характер. Основной принцип же заключался в тождестве детской психики и самого сознания. В то же время утверждение принципа тождественности автоматически становилось причиной и отрицания данного принципа, а именно для формулировки положения, согласно которому не вся психика тождественна сознанию. Это положение стало причиной возникновения и развития психоанализа.

Следовательно, данная теория может рассматриваться как полностью независимая от социальной психологии, однако возможность ее появления заложена в рамках ассоциативной точки зрения.

Психоаналитическая теория личности образовалась благодаря З. Фрейду (S. Freud). Ученый в своей практике часто сталкивался с жалобами пациентов на паралич рук и прочие нарушения, которые нельзя было объяснить с точки зрения медицины.

Жалобы во многом были связаны с наличием повреждений нервной ткани, хотя в реальности такие повреждения отсутствовали.

Фрейд пытался разобраться, чем могли быть вызваны жалобы, если явных предпосылок к ним не находилось. Чтобы достичь успеха в своих изысканиях ученый обратился к работам Ж. Шарко, который применял гипноз при работе со своими пациентами. Шарко выявил, что если находящемуся под гипнозом человеку внушить симптомы какого-либо заболевания, то после завершения гипнотического сеанса человек будет в реальности демонстрировать внушенное ему.

Таким образом, на основании работ Шарко удалось установить, что подобные нарушения в жизнедеятельности человека могли основываться на бессознательном мышлении.

Психоаналитическая теория

Идея бессознательного легла в основу психоаналитической теории Фрейда. Ученый выдвинул предположение о том, что каждый человек обладает мыслями, отражающими желания и стремления о которых даже не подозревает владелец.

Фрейд дал определение области психики, в которой содержатся подобные мысли – бессознательное.

Ключевая особенность бессознательных мыслей заключается в их влиянии на человеческое поведение с не меньшей силой, чем сознательные умозаключения.

Таким образом, действия человека может обуславливаться не только осознанными побуждениями, но и мотивами, которые остаются незамеченными, в которых человек не отдает себе отчет. А Фрейд, разделив психику на сознательное и бессознательное смог объяснить поведенческие отклонения у своих пациентов.

Зигмунд Фрейд выдвинул предположение, что если человек в повседневной жизни вынужден сталкиваться с неразрешимой проблемой, вызывающей тяжелые переживания, он находит выход, вытесняя травмирующие мысли из сознательной в бессознательную часть психики, тем самым стараясь избежать болезненных эмоциональных переживаний.

Иными словами, человек старается отрешиться от плохих мыслей, замещая их более позитивными сторонами действительности, постепенно забывая о травмирующих переживаниях и возвращая себе комфорт.

Однако, вытесненная в бессознательное проблема все еще остается не решенной, продолжая существовать, как в случае с пациентами под гипнозом. С одной стороны, отодвинутые в бессознательное, переживания облегчили жизнь пациентов, а с другой, накапливаясь, они начали проявлять себя, провоцируя недуги, в том числе параличи, боли в спине и прочее. Фрейд первым сделал заключение о том, что такие, не поддающиеся медицинскому объяснению, симптомы могут быть вызваны неразрешенными жизненными сложностями, которые были оттеснены в бессознательное.

Помимо рассказов пациентов о жизни, он также подвергал анализу и их сновидения, полагая, что в них находят отражение внутренние конфликты человека.

Сферы психики

Основываясь на своих исследованиях и практических изысканиях, Фрейд выделил три основные сферы психики, представляющие собой основные силы, управляющие поведением человека. Ученый дал им определения, которые разберем подробнее.

Ид или оно является источником активности ребенка, содержащим в себе энергию, необходимую для всевозможных действий.

Бренд, в свою очередь, выделял положительную энергию (позитивную, созидательную, энергию либидо) и негативную (разрушительную), которая выступала источником любого деструктивного поведения.

По мнению Фрейда, описанные Брендом виды энергии, произрастают от инстинкта жизни и смерти.

В момент рождения ребенок обладает только Ид, который и определяет всю психику новорожденного. Главная идея заключается в том, что ребенок осуществляет деятельность по принципу удовольствия или неудовольствия. Следовательно, он стремится к положительному и старается избегать всего негативного. Поскольку в основу Ид заложены инстинкты, то и вся деятельность ребенка является инстинктивной, влекущей к положительным переживаниям. Данные инстинктивные состояния характеризуются фазами:

  • Напряжение инстинкта.
  • Удовлетворение.
  • Релаксация.

В качестве примера рассмотрения фаз, можно привести структуру пищевого поведения человека.

Если человек долго не ест, к нему приходит чувство голода, вызывающее стремление поиска пищи – фаза напряжения инстинкта. После наступает фаза удовлетворения в процессе поглощения пищи и постепенного насыщение. В итоге, приходит чувство сытости, человек забывает о необходимости принимать пищу – фаза релаксации.

В процессе смены фаз происходит расходование инстинктивной энергии либидо, что вызывает чувство удовлетворения у человека. Любой инстинктивный акт, как предполагал Фрейд, сопровождается удовольствием в процессе расходования инстинктивной энергии. Ключевая особенность в интерпретации инстинкта Фрейдом заключается в том, что чувство удовольствия возникает не благодаря тому, что человек употребляет пищу, а вследствие растрачивания собственной энергии в процессе приема. Это связано с механизмом снятия напряжения вызванного возникновением соответствующего желания.

У новорожденного фактически присутствует только два переживания: приятное и неприятное. Они ведут его по жизни, заставляя, так или иначе, выполнять конкретную деятельность, связанную с приятными или неприятными ощущениями. При этом ребенок не имеет понятия о различии окружающих его объектах, границах его собственного тела и объектов взаимодействия. Единственные реакции, которые может показывать ребенок – это крик, глотание, неконтролируемые движения конечностей.

Когда новорожденный чувствует голод, что является для него неприятным переживанием, он плачет до того момента, пока чувство голода не будет утолено. Спустя какое-то время цикл голод-кормление-снижение напряжения воспроизводится вновь.

Многие психоаналитики придерживаются мнения, что со временем вкус, запах, вид еды и кормящего фиксируются в памяти ребенка. Под воздействием такого циклического процесса у ребенка формируется представление о тех объектах, с которыми связаны положительные переживания. Подобное становится причиной того, что ребенок при виде матери начинает радоваться. За такой эмоциональной реакцией стоит ожидание того, что ее присутствие является причиной получения удовольствия.

На начальном этапе ребенок еще не имеет различий между разумными, одобряемыми способами получения удовольствия и не одобряемыми. Главная его задача заключается в избавлении от напряжения и получении удовольствия в момент его разрядки.

В Эго представлены объекты, которые являются частью реальности и способны удовлетворять желания, т. е. в Эго содержится совокупность образов всех объектов, способных удовлетворить желания Ид. Фрейд отмечал, что Эго формируется из Ид, а именно тогда, когда ребенок в процессе удовлетворения Ид желаний стремится не только получить удовольствие и избежать негативных переживания, но и учитывает при этом окружающие условия. Учет этих условий основан на различии ребенком объектов, вызывающих негативные и позитивные переживания.

Подобное позволяет ребенку принимать решения в конфликтных ситуациях, когда его потребности вступают в противоречие с текущими обстоятельствами или условиями.

Удовлетворение пищевой потребности возникает не тогда, когда ребенок сосет палец, а тогда когда он берет грудь или бутылочку со смесью.

Таким образом, при помощи Эго ребенок оказывается способным анализировать окружающую среду и оценивать ее с учетом возможности удовлетворения своих Ид потребностей.

С точки зрения психологического анализа развитие Эго заключается в установлении ребенком все большего количества ассоциаций между образами объектов способных удовлетворить потребности Ид, и положительными или отрицательными эмоциями от процесса удовлетворения. С возрастанием количества таких потребностей у Эго ребенка появляется возможность прогнозировать, какие переживания вызовет тот или иной объект. Так, Эго начинает управлять поведением ребенка в зависимости от того, какие объекты на данный момент находятся в его ближайшем окружении.

Суперэго

Ученый предполагал, что формирующееся из Эго Суперэго, является контролирующим компонентом, роль которого ранее на себя брали взрослые. Если изначально поведение регулировалось через систему поощрений и наказаний, то далее эту роль будет исполнять Суперэго.

Если поведение не соответствует общеустановленным моральным принципам, то Суперэго вызывает чувство вины, страха или стыда, таким образом, наказывая ребенка. Соблюдение же регламентированных обществом правил, напротив, сопровождается чувствами гордости и самоудовлетворения, вызванными Суперэго.

Следовательно, поведение детей, с точки зрения З. Фрейда является результатом плотного взаимодействия Ид, Эго и Суперэго.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теории личности фокусируются на шести самостоятельных аспектах поведения человека: структуре, мотивации, развитии, психопатологии, психическом здоровье и изменении поведения посредством терапевтического воздействия. Основой теории личности служат определенные исходные положения о природе человека.

Основные положения психоаналитических теорий личности.

Теории личности зарубежных авторов.

Теории личности фокусируются на шести самостоятельных аспектах поведения человека: структуре, мотивации, развитии, психопатологии, психическом здоровье и изменении поведения посредством терапевтического воздействия. Основой теории личности служат определенные исходные положения о природе человека.

Психоаналитическая теория З. Фрейда (1856–1939) представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека, при котором считается, что поведение контролируют неосознаваемые психологические конфликты.

С целью описания степени доступности психических процессов осознаванию Фрейд выделял три уровня сознания: сознание, предсознательное и бессознательное. В теории Фрейда личность человека включает в себя три структурных компонента: Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Супер-Я).

Ид, представляющее собой инстинктивное ядро личности, является примитивным, импульсивным и подчиняется принципу удовольствия. Ид использует рефлекторные реакции и первичные представления с целью получения немедленного удовлетворения инстинктивных побуждений.

Эго представляет собой рациональную часть личности и руководствуется принципом реальности. Его задачей является разработка для индивидуума соответствующего плана действий, чтобы удовлетворять требованиям Ид в рамках ограничений социального мира и сознания индивидуума. Эту задачу Эго решает при помощи вторичных процессов представления.

Супер-Эго, формирующееся последним в процессе развития личности, представляет собой ее моральную сторону. Супер-Эго состоит из двух структур – совести и Эго-идеала.

Теория мотивации Фрейда основана на концепции инстинкта, определенного как врожденное состояние возбуждения, которое ищет разрядки. В теории психоанализа различают две категории инстинкта: инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос). Инстинкт имеет четыре основных параметра: источник, цель, объект и стимул.

Фрейд выделял три типа тревоги: реалистическую, невротическую и моральную. Он полагал, что тревога играет роль сигнала, предупреждающего Эго о надвигающейся опасности, исходящей от инстинктивных импульсов. В ответ Эго использует ряд защитных механизмов: вытеснение, проекцию, замещение, рационализацию, реактивное образование, регрессию, сублимацию и отрицание. Защитные механизмы действуют неосознанно и искажают восприятие реальности индивидуумом.

А. Адлер (Австрия) и К.Г. Юнг (Швейцария), два представителя раннего психоаналитического движения, принципиально разошлись с З. Фрейдом по ключевым вопросам и пересмотрели его теорию в совершенно разных направлениях.

Индивидуальная психология А. Адлера (1870–1937) описывает человека как единого, самосогласующегося и целостного.

Адлер предложил экономичную и прагматичную теорию, целью которой было оказание помощи людям в понимании себя и других. Основные принципы его теории следующие: индивидуум как самосогласующаяся целостность, человеческая жизнь как динамическое стремление к превосходству, индивидуум как творческая и самоопределяющаяся сущность, а также социальная принадлежность индивидуума.

Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве. Переживая неполноценность, они в течение всей жизни борются за превосходство. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого стремится к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. По Адлеру, стиль жизни личности наиболее отчетливо проявляется в ее установках и поведении, направленном на решение трех основных жизненных задач: работа, дружба и любовь.

Адлер полагал, что стиль жизни создается благодаря творческой силе индивидуума; определенное влияние на его формирование оказывает также порядковая позиция в семье. Адлер различал четыре порядковые позиции: первенец, единственный ребенок, средний ребенок и последний ребенок в семье. Последним конструктом, на который делается упор в индивидуальной психологии, является социальный интерес – внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества. С точки зрения Адлера, степень выраженности социального интереса является показателем психологического здоровья.

Аналитическая психология К. Юнга (1875–1961). Другим примером пересмотра психодинамической теории З. Фрейда является аналитическая психология К.Г. Юнга. Основное расхождение между этими учеными касается природы либидо. Фрейд видел в последнем главным образом сексуальную энергию, в то время как Юнг рассматривал либидо как творческую жизненную энергию, которая может способствовать постоянному личностному развитию человека.

Аналитическая психология Юнга описывает личность как результат взаимодействия устремленности в будущее и врожденной предрасположенности, а также придает значение интеграции противоположных психических сил для поддержания психического здоровья.

Юнг усматривал в личности три взаимодействующие структуры: Эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. В Эго представлено все, что человек осознает. Личное бессознательное – это хранилище подавленного, вытесненного из сознания материала, а также скоплений связанных между собой мыслей и чувств, называемых комплексами. Коллективное бессознательное состоит из архаичных, изначальных элементов, называемых архетипами. В архетипах заключен опыт всего человечества начиная от наших древнейших предков, предрасполагающий к реагированию определенным образом на наш текущий опыт.

Юнг ввел понятие двух типов личностной ориентации, или жизненных установок: экстраверсия и интроверсия. Экстраверты обычно подвижны, быстро образуют связи и привязанности; движущей силой для них выступают внешние факторы. Интроверты, как правило, созерцательны, стремятся к уединению, их интерес сосредоточен на самих себе. Юнг выделил также четыре психологические функции: мышление, чувство, ощущение и интуицию.

Аналитическая психология в последние годы оказывает огромное влияние на интеллектуальную общественность, хотя большинство основных концепций Юнга не подвергались эмпирической проверке.

В отличие от Фрейда у Эриксoна Эго предстает как автономная личностная структура. Его теория сфокусирована на качествах Эго, появляющихся в предсказуемые периоды жизни.

Эго-теория личности Э. Эриксона (1902–1993). Американский психолог Э. Эриксон утверждал, что Эго проходит в своем развитии через несколько универсальных стадий. Согласно его эпигенетической концепции развития человека каждая стадия жизненного цикла наступает в оптимальное время. Последовательное развертывание жизненных стадий – это результат взаимодействия биологического созревания индивидуума с расширяющимся пространством его социальных связей.

С точки зрения Эриксона, жизненный цикл человека включает восемь психосoциальных стадий. Для каждой из них характерен определенный тип кризиса, или решающий этап в жизни человека. Стадии описаны в терминах ведущих психологических конфликтов: 1) базальное доверие – базальное недоверие; 2) автономия – стыд и сомнение; 3) инициативность – вина; 4) трудолюбие – неполноценность; 5) Эгоидентичность – ролевое смешение; 6) интимность – изоляция; 7) продуктивность – инертность, застой; 8) Эгоинтеграция – отчаяние. Индивидуальное своеобразие личности зависит от разрешения этих конфликтов.

Теория Эриксона опирается на его исходные положения о природе человека. Она послужила стимулом для очень небольшого количества исследований. Применение теории Эриксона обсуждалось в связи с проблемой понимания поведения подростков в американском обществе. Разные аспекты поведения подростков – проблема выбора карьеры, членство в группе сверстников, употребление алкоголя и наркотиков – объяснялись как частичное отражение кризиса идентичности.

Гуманистическая теория личности Э. Фромма. Немецко-американский психолог Э. Фромм (1900–1980) продолжил постфрейдистскую тенденцию в персонологии, уделяя особое внимание влиянию на личность социальных и культурных факторов. Он утверждал, что пропасть между свободой и безопасностью дошла до такого предела, что сегодня одиночество, ощущение собственной незначимости и отчужденность стали определяющими признаками жизни современного человека. Фромм описал пять экзистенциальных потребностей, присущих исключительно человеку.

Фромм полагал, что основные ориентации характера являются следствием способа удовлетворения экзистенциальных потребностей, предоставляемого социальными, экономическими и политическими условиями. Непродуктивные типы характера – рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный. Продуктивные типы, согласно теории Фромма, представляют собой цель развития человечества; в их основе лежат разум, любовь и труд.

Социокультурная теория личности К. Хорни. Американский психоаналитик К. Хорни (1885–1952) отвергла постулат З. Фрейда о том, что физическая анатомия определяет личностные различия между мужчиной и женщиной. Она утверждала, что социальные отношения между ребенком и родителями являются решающим фактором в развитии личности. Согласно Хорни, в детстве основными являются потребности в удовлетворении и безопасности. Базальная тревога – ощущение беспомощности во враждебном мире – является основой невроза. Хорни описала 10 невротических потребностей, которые люди используют с целью совладания с недостатком безопасности и беспомощностью, порожденными базальной тревогой. В отличие от здоровых людей невротики, реагируя на различные ситуации, опираются только на одну потребность. К. Хорни не соглашалась с З. Фрейдом по поводу зависти женщины к пенису; она предложила вместо этого версию о том, что мужчины испытывают зависть к женщинам из-за способности последних рожать и кормить детей.

Социально-когнитивная теория личности А. Бандуры. Социально-когнитивное направление в изучении личности представлено американским психологом А. Бандурой (род. в 1925 г.), который описывает психологическое функционирование человека в терминах непрерывных взаимовлияний бихевиоральных (поведенческих), когнитивных (познавательных) и относящихся к окружающей среде факторов. В соответствии с этой концепцией поведения люди не зависят целиком от контроля внешних сил и не являются свободными существами, которые могут делать все, что им захочется. Основная теоретическая концепция Бандуры – моделирование, или научение через наблюдение. Ключевое положение о том, что моделирование генерирует научение в основном посредством своей информативной функции, ясно отражает когнитивную ориентацию мышления Бандуры. В саморегулировании важное значение придается в основном процессам самонаблюдения, суждениям и самооценке. Кроме того, Бандура рассматривает вопрос, почему люди наказывают себя. Самоэффективность приобретается из четырех основных источников: выстраивание поведения, косвенный опыт, вербальное убеждение и эмоциональный подъем.

Когнитивная теория личности Дж. Келли. Когнитивное направление персонологии подчеркивает влияние интеллектуальных, или мыслительных, процессов на поведение человека. Американский психолог Дж. Келли (1905–1966) со своей теорией личностных конструктов был одним из пионеров этого направления. Келли сравнивал людей с учеными, постоянно высказывающими и проверяющими гипотезы о природе вещей, для того чтобы можно было дать адекватный прогноз будущих событий.

Келли полагал, что люди воспринимают свой мир при помощи четких систем, или моделей, называемых конструктами. Келли создал теорию, в которой все конструкты имеют определенные формальные свойства: диапазон применимости и проницаемость/непроницаемость. Келли также описал различные типы личностных конструктов: упредительный, констелляторный, предполагающий, всесторонний, частный, стержневой, периферический, жесткий и свободный.

Феноменологическая теория личности К. Роджерса. В феноменологическом направлении центральное место занимает положение о том, что поведение человека можно объяснить только в терминах его субъективных переживаний. Американский психолог и психотерапевт К. Роджерс (1902–1987) известен тем, что сформулировал теорию личности, в которой подчеркиваются тезисы, связанные с феноменологией, наряду с особым вниманием к самости.

В теории Роджерса все мотивы человека включены в один мотив достижения мастерства – тенденцию актуализации, врожденное стремление человека актуализировать, сохранять и интенсифицировать себя. Эта тенденция побуждает всех людей двигаться в направлении большей сложности, автономии и раскрытия потенциала. По Роджерсу, люди стремятся к тем переживаниям, которые воспринимаются как Я-интенсифицирующие, и избегают переживаний, воспринимаемых как Я-отрицающие.

По Роджерсу, цель терапии—ликвидировать несоответствие между переживанием и самостью человека, тем самым открывая для него возможность жить более богатой, полной жизнью.

Теории личности отечественных психологов. В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л.С. Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внесли, в частности, А.Н. Леонтьев и Л.И. Божович.

Теория, предложенная известным отечественным психологом Лидией Ильиничной Божович (1908–1981), охватывает период развития личности с раннего дошкольного детства до юности и использует для описания личности понятия, характеризующие внутренние свойства и особенности человека.

Опираясь на понятия о ведущей деятельности и социальной ситуации развития, введенные Л.С. Выготским, Л.И. Божович показала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией.

Выдающийся отечественный психолог Алексей Николаевич Леонтьев (1903–1979) представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности. Эта теория, которую можно оценить как структурно-динамическую, охватывает всю жизнь человека и описывает личность в психологических (мотивы) и поведенческих (деятельность) терминах.

Видный психолог Борис Герасимович Ананьев (1907–1972) рассматривает личность в свете соотношения тех или иных психических образований с различными параметрами соматики. Основными методами изучения последней являются методы корреляционного, факторного и кластерного анализа, которые позволяют выявлять связи между разными свойствами (социальными, биологическими).

Б.Г. Ананьев подчеркивает, что индивидуальное развитие происходит во взаимодействии системы групп свойств человека как индивида, субъекта деятельности, личности, которые в совокупности образуют структуру человека. Характеристики личности человека – статус и социальные функции (воля, мотивация, поведение и т. д.) – определяют мировоззрение личности. Структура личности, по Б.Г. Ананьеву, охватывает три группы индивидных, личностных, субъективных свойств (познание, общение и труд) и является результатом биологической и социальной детерминации развития индивидуальной психики, с одной стороны, и действием механизма, обеспечивающего единое направление развития этих свойств, – с другой.

Константин Константинович Платонов (1904–1985), реализуя идею динамической структуры личности, объединял все свойства в четыре основные подструктуры (уровня):

1) исключительно социально обусловленные свойства личности – интересы, стремления, идеалы личности, отношение к себе и другим людям;

2) индивидуально приобретенный опыт, включающий в себя знания, навыки и развивающиеся на их основе умения и привычки;

3) индивидуальные особенности психических процессов как форм отражения реального мира и формирующиеся свойства личности;

4) биологически обусловленные свойства личности – темперамент, в котором проявляются особенности силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов

К. Юнг (аналитическая) (уделял большое внимание бессознательному и его динамике, но его представление о бессознательном радикально отличалось от мнения Фрейда. Изучая динамику бессознательного, Юнг открыл функциональные единицы, для которых использовал название "комплексов". Комплексы – это совокупность психических элементов (идей, мнений, отношений, убеждений), объединяющихся вокруг какого-то тематического ядра и ассоциирующихся с определенными чувствами. Юнг рассматривал структуру личности как состоящую из трех компонентов: 1) сознание – ЭГО – "Я"; 2) индивидуальное бессознательное – "ОНО"; 3) "коллективное бессознательное". Коллективное бессознательное – это память поколений, то психическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Коллективное бессознательное состоит из архетипов, которые организуют психологический опыт индивида. Основные архетипы: Эго, Персона, Тень, Анима, Анимус, Самость. Эго собирает разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное восприятие собственной личности. Персона – эту часть личности мы представляем миру так, какими мы хотим быть в глазах других людей. Она включает в себя стиль поведения, одежду, способы выражения и тд. Тень – центр личного бессознательного. Она собирает впечатления, которые были вытеснены из сознания. Анима(муж) или Анимус(жен) – это части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. Самость – центральный архетип всей личности. С точки зрения Юнга, это архетип порядка и целостности личности.




Согласно концепции Райха, характер человека включает постоянный, привычный набор, паттерн защит. Райх полагал, что характер создает защиты против беспокойства, которое вызывается в ребенке интенсивными сексуальными чувствами в сопровождении страха, наказания. Первая защита против этого страха – подавление, которое временно обуздывает сексуальные импульсы. По мере того как "эгозащиты" становятся постоянными и автоматически действующими, они развиваются в черты характера или характерный панцирь. Райх обнаружил, что хронические мышечные зажимы блокируют три основных побуждения: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. Он пришел к выводу, что физический (мышечный) и психологический панцирь – одно и то же. При работе с мышечным панцирем Райх обнаружил, что освобождение хронически зажатых мышц вызывает особые ощущения – чувство тепла или холода, покалывание, зуд или эмоциональный подъем. Он полагал, что эти ощущения возникают в результате высвобождения биологической энергии, которую назвал "оргоном".

У Э. Эриксона (эго-психология) индивидуальное развитие определяется динамикой решения центральных задач возраста. Процесс развития личности совершается от рождения до смерти и проходит восемь, типичных стадий. На каждой стадии решается своя задача развития, специфика которой зависит и от ситуации и от возраста. В зависимости от ее решения (или нерешения) возникают соответствующие личностные новообразования. Это: 1) базисное доверие - недоверие; 2) автономия - чувство зависимости; 3) инициативность - чувство вины; 4) производительная предметная деятельность чувство неполноценности; 5) идентичность - диффузия идентичности; 6) интимность и солидарность - изоляция; 7) творчество - застой; 8) эгоинтеграция - разочарование в жизни.

К. Юнг (аналитическая) (уделял большое внимание бессознательному и его динамике, но его представление о бессознательном радикально отличалось от мнения Фрейда. Изучая динамику бессознательного, Юнг открыл функциональные единицы, для которых использовал название "комплексов". Комплексы – это совокупность психических элементов (идей, мнений, отношений, убеждений), объединяющихся вокруг какого-то тематического ядра и ассоциирующихся с определенными чувствами. Юнг рассматривал структуру личности как состоящую из трех компонентов: 1) сознание – ЭГО – "Я"; 2) индивидуальное бессознательное – "ОНО"; 3) "коллективное бессознательное". Коллективное бессознательное – это память поколений, то психическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Коллективное бессознательное состоит из архетипов, которые организуют психологический опыт индивида. Основные архетипы: Эго, Персона, Тень, Анима, Анимус, Самость. Эго собирает разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное восприятие собственной личности. Персона – эту часть личности мы представляем миру так, какими мы хотим быть в глазах других людей. Она включает в себя стиль поведения, одежду, способы выражения и тд. Тень – центр личного бессознательного. Она собирает впечатления, которые были вытеснены из сознания. Анима(муж) или Анимус(жен) – это части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. Самость – центральный архетип всей личности. С точки зрения Юнга, это архетип порядка и целостности личности.

Согласно концепции Райха, характер человека включает постоянный, привычный набор, паттерн защит. Райх полагал, что характер создает защиты против беспокойства, которое вызывается в ребенке интенсивными сексуальными чувствами в сопровождении страха, наказания. Первая защита против этого страха – подавление, которое временно обуздывает сексуальные импульсы. По мере того как "эгозащиты" становятся постоянными и автоматически действующими, они развиваются в черты характера или характерный панцирь. Райх обнаружил, что хронические мышечные зажимы блокируют три основных побуждения: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. Он пришел к выводу, что физический (мышечный) и психологический панцирь – одно и то же. При работе с мышечным панцирем Райх обнаружил, что освобождение хронически зажатых мышц вызывает особые ощущения – чувство тепла или холода, покалывание, зуд или эмоциональный подъем. Он полагал, что эти ощущения возникают в результате высвобождения биологической энергии, которую назвал "оргоном".

У Э. Эриксона (эго-психология) индивидуальное развитие определяется динамикой решения центральных задач возраста. Процесс развития личности совершается от рождения до смерти и проходит восемь, типичных стадий. На каждой стадии решается своя задача развития, специфика которой зависит и от ситуации и от возраста. В зависимости от ее решения (или нерешения) возникают соответствующие личностные новообразования. Это: 1) базисное доверие - недоверие; 2) автономия - чувство зависимости; 3) инициативность - чувство вины; 4) производительная предметная деятельность чувство неполноценности; 5) идентичность - диффузия идентичности; 6) интимность и солидарность - изоляция; 7) творчество - застой; 8) эгоинтеграция - разочарование в жизни.


Исследованием психики занимаются великие ученые на протяжении не одного десятилетия, однако, далеко не на все вопросы до сих пор найдены ответы. Что скрыто в глубинах человеческого сознания? Какую роль в формировании личности играют детские переживания? Почему люди постоянно совершают все те же промахи и ошибки? Почему мы со всей силой хотим удержать надоевшие отношения? Что за тайны хранят наши сны и откуда они берут своё начало? На все подобные вопросы, касающиеся ментальной реальности, дает ответ направление психологии – психоанализ. Психоаналитическое направление было создано известным психологом, неврологом и психиатром Зигмундом Фрейдом.

История появления психоанализа

На старте своей карьеры З.Фрейд работал с известными учеными, внесшими свой вклад в науку – физиологом Э.Брюкке, гипнотерапевтом И.Брейером, неврологом Ж.Шарко и многими другими. Некоторые идеи своей теории зародились ещё на данном этапе и получили дальнейшее исследования в ученых трудах автора.


Исследователя интересовали вопросы, касающиеся некоторых симптомов истерии, проявляемых у пациентов, которые было невозможно интерпретировать только физиологическими проявлениями. Например, у человека могла отсутствовать чувствительность определенного участка тела, хотя прилегающие области сохраняли чувствительность. Это доказывало тот факт, что некоторые процессы психики не подвергаются работе сознания и могут являться ответом нервной системы. Ещё одно доказательство он нашел в работе с пациентами, подвергаемыми гипнозу, реакции которых имели неосознанный характер. Было доказано, что в состоянии гипноза человек может подвергнуться внушению и после пробуждения его бессознательные стремления будут обращены к выполнению этого действия. При попытке узнать, что мотивирует его на выполнение, индивид не способен найти поддающихся логике объяснений собственному поведению.

На основании этих данных З.Фрейд пришел к выводу, что психика может самостоятельно создать объяснение действий, даже при отсутствии в этом необходимости.

Ключевые теории психоанализа

Психоаналитическая теория основывается на утверждении З.Фрейда, что природа психики индивида должна быть последовательна и непрерывна. Для любой мысли, желания, поступка есть свои причины и основания, обусловленные сознательными и неосознанными намерениями.

Прошедшие события оказывают влияние на будущую жизнь. Даже при наличии стойкого убеждения человека в том, что эмоциональные переживания не основаны на чем-либо, обнаруживаются неявные связи между происходящими событиями.

  • Сознание
  • Предсознание
  • Бессознательное

Мысли спрятанные в области бессознательного не имеют временных границ. К примеру, детские воспоминания, ставшие осознанными, станут отличаться одинаковой интенсивностью, как и в момент их появления.

Решение внутриличностных конфликтов

  • Сновидениями
  • Сублимацией
  • Компенсацией
  • Блокировкой защитных механизмов психики

В некоторых ситуациях напряжение может являться искаженным либо отвергнутым механизмами защиты. Защитная реакция на одну и ту же ситуацию в психике у каждого человека может быть различной.

Читайте также: