Этническая история планеты кратко

Обновлено: 08.07.2024

Нередко этническая история прибегает к материалу смежных дисциплин, в частности, лингвистики (при изучении ономастики, местных диалектов и т. д.), генетики, антропологии, и даже климатологии (для реконструкции миграций и изменений в материальной культуре отдельных народов) [1] .

Примечания

Ссылки

Литература

  • Специальные исторические дисциплины
  • Антропология
  • Этнология

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Этническая история" в других словарях:

Этническая история — см. Этногенез … Большая советская энциклопедия

ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ — см. Этногенез … Советская историческая энциклопедия

Этническая история — см. Этногенез … Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь.

Этногенез (этническая история) — процесс происхождения народов и этносов. Характеризуется сложным переплетением биологических и социальных факторов … Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь.

Этническая территория белорусов — ― территория компактного расселения белорусов как этноса. С данной территорией связан этногенез белорусов и их этническая история. Принадлежащая этнической территории географическая среда ― не только сфера проживания белорусов, но и жизненная… … Википедия

История Украины — История Украины … Википедия

История Тибета — … Википедия

История Удмуртии — Удмурты, титульный народ Республики Удмуртия, являются одним из коренных народов Прикамья. Они регулярно упоминаются под именем аров, арян, чуди вотяцкой, отяков и вотяков в русских, арабских и татарских письменных источниках с XII века.… … Википедия

История Чувашии — История Чувашии … Википедия

История адыгов — Содержание 1 Период с 10 по 13 века 2 Период с 13 век 3 Кавказская война … Википедия

За двадцать веков нашей эры общая численность населения увеличилась в 10 раз, хотя этот процесс развивался неравномерно. Были периоды, когда численность не возрастала или даже снижалась из-за многочисленных войн, нашествий, эпидемий. Так, в XIVв. 1 от эпидемии чумы только в Европе погибло более четверти всех жителей. Поэтому за первую тысячу лет нашей эры население мира увеличилось всего в 1,5 раза. На рубеже I и II тысячелетий по-прежнему основная часть населения проживала в Южной Азии и в Китае (66 млн). На долю этих регионов приходилось 55% человечества. В Европе наиболее заселенными странами были Франция, Италия и Испания.

12 октября 1999 года в столице Боснии городе Сараево экспер­тами ООН была проведена символическая церемония, зафиксиро­вавшая появление шестимиллиардного жителя Земли. Сама цере­мония носила условный характер, так как в этот же день на нашей планете родилось около 260 тыс. младенцев. Ее значение состояло в том, чтобы официально отметить очередной рубеж в развитии процесса антропогенеза, который начался, по оценкам ученых, около 4 млн лет назад.

На протяжении многих тысячелетий население мира росло чрезвычайно медленно, что может быть объяснено большой зави­симостью человека от природы на ранних этапах человеческой истории. В древности и средневековье рождаемость была доволь­но высокой, но очень высокой была и смертность, которую вызы­вали периодические эпидемии, хроническое недоедание, частые войны и общая низкая средняя продолжительность жизни. Уро­вень рождаемости в целом оказывался ненамного выше уровня смертности. И хотя в отдельных районах возникали более или ме­нее благоприятные условия для снижения смертности, естествен­ный прирост населения оставался довольно низким.

К концу палеолита (примерно 15 тыс. лет назад) общая чис­ленность людей на Земле достигала приблизительно 3 млн. На этом этапе своей истории человек освоил менее трети современ-

Переход к оседлому образу жизни, распространение земледе­лия и скотоводства, начавшиеся на Ближнем Востоке около деся­ти тысяч лет назад, существенно ослабили зависимость человека от природной среды и стимулировали рост численности населе­ния. В результате этих новаций 4-5 тыс. лет назад население Зем­ли ориентировочно насчитывало 25 млн человек. При этом ос­новная часть населения была сосредоточена в Древнем Египте, Месопотамии, Индии, долинах рек Хуанхэ и Янцзы, в Средней Азии. Вся последующая этническая история человечества непо­средственно связана с развитием и совершенствованием хозяйст­венной деятельности человека (улучшение агротехники, создание новых орудий труда, одомашнивание новых видов животных). В силу этих факторов рост населения стал происходить значи­тельно быстрее. Его общая численность на планете к началу на­шей эры (2 тыс. лет назад) достигла, по предположениям этноло­гов и антропологов, 150-250 млн человек. При этом многие регио­ны Земли были еще совсем не освоены или заселены очень слабо. Данные археологии и палеонтологии позволяют сделать вывод, что около 70% населения было сосредоточено в Азии. Наиболее круп­ные популяции людей были в Китае (50 млн человек), странах Южной Азии (35 млн) и в Римской империи (48 млн). На долю этих трех регионов приходилось около 4/5 всего населения планеты. На всей остальной территории проживало менее 6% населения.

За девятнадцать веков нашей эры общая численность населе­ния мира увеличилась в 10 раз, и этот процесс развивался неров­но. Были периоды, когда численность населения не возрастала или даже снижалась из-за многочисленных войн, нашествий, эпи­демий. Так, например, в XIV веке от эпидемии чумы только в Ев­ропе погибло более четверти всех жителей. Поэтому за первую тысячу лет нашей эры население мира увеличилось всего в

1.5 раза. На рубеже I и II тысячелетий основная часть населения планеты по-прежнему была сосредоточена в Южной Азии (79 млн человек) и в Китае (66 млн). На долю этих регионов приходилось 55% человечества. В Европе наиболее заселенными странами бы­ли Франция, Италия и Испания.

К середине II тысячелетия население земного шара возросло в

1.6 раза. Особенно быстро этот процесс развивался в Европе и

в России (рост более чем в 2 раза). Китай в этот период стал самой населенной страной земного шара (ПО млн). Резко возросло насе­ление Японии (с 4,5 млн в 1000 г. до 17 млн в 1500 г.). Самыми насе­ленными странами Европы оставались Франция (15 млн) и Италия (10 млн), а место Испании заняла Германия (9 млн). Численность населения африканского континента в это время почти не росла.

Резкое ускорение роста населения планеты началось во второй половине XVIII столетия. В это время произошел первый демо­графический взрыв. Если с 1500 по 1750 г. население увеличилось примерно на 300 млн человек, то с 1750 по 1900 г. - на 910 млн. Особенно резкое увеличение темпов прироста было характерно для второй половины XIX века, что объясняется начавшимся снижением смертности, особенно детской, и увеличением средней продолжительности жизни.

За четыре столетия второй половины II тысячелетия (с 1500 по 1900 г.) существенно увеличилась и география населения. В резуль­тате Великих географических открытий сложились значительные миграционные движения, особенно в страны Америки и Австра­лию, население которых возросло соответственно в 10,4 и 19 раз. Население России и Европы в эти века росло намного быстрее, чем население Азии и Африки. Так, в России численность увеличилась в 8,1 раза, в Европе - в 4,1 раза, тогда как население Азии за это же время выросло в 3,4 раза, а Африки - только в 2,4 раза.

В результате к началу XX века самой населенной страной ос­тавался Китай (475 млн человек), за которым следовали страны Южной Азии (290 млн). Третье место занимала Россия (130 млн человек), вслед за которой располагались США (76 млн), Япония (45 млн), Германия (43 млн), Франция (41 млн), Индонезия (38 млн), Великобритания (37 млн). Остальные страны по числен­ности населения значительно отставали от них.

ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ XX ВЕКА

Динамика численности населения на протяжении всего XX столетия отличалась еще большей интенсивностью. Население Земли выросло более чем на 3 млрд человек, или практически в 3 раза. При этом быстрее всего росло население Латинской Аме­рики (в 6,1 раза) и Африки (в 4,7 раза), медленнее всего - населе­ние Европы (в 1,7 раза) и СССР (в 2,1 раза). Причины этого дис­баланса следует искать в миграционных потоках (они значитель­но ускоряли рост населения в Северной и Латинской Америке, Австралии и Новой Зеландии), последствиях двух мировых войн, очень быстрых темпах естественного прироста населения в разви-

вающихся странах после Второй мировой войны. Темпы прироста населения Земли на протяжении всего XX столетия были как ни­когда ранее интенсивными. Так, численность населения мира в 1 млрд была достигнута примерно в 1820 г.; 2 млрд - в 1927 г. (через 107 лет); 3 млрд - в 1959 г. (через 32 года); 4 млрд - в 1974 г. (через 14 лет); 5 млрд - в 1987 г. (через 13 лет); 6 млрд - в 1999 г. (через 12 лет). В конце XX столетия две страны имеют население более 1 млрд человек: Китай - 1,2 млрд и Индия - 1 млрд, а семь стран имеют численность более 100 млн человек (США, Индоне­зия, Россия, Бразилия, Япония, Нигерия, Пакистан).

Всего в мире в настоящее время насчитывается 225 государств, имеющих постоянное население и являющихся суверенными. Од­нако все их население распределено очень неоднородно. В отме­ченных выше государствах проживает более 60% населения мира. В то же время в 62 крупных и средних государствах (с населением свыше 10 млн человек в каждом) сосредоточено почти 95% всего населения Земли. И наконец, в мире насчитывается 38 карликовых стран (с числом жителей менее 100 тыс. человек), в которых живет в совокупности около 1 млн человек.

Как и на всем протяжении этнической истории человечества, эт-нодемографические процессы XX столетия не отличались ритмич­ностью и устойчивостью. В первые четыре десятилетия XX века население Земли увеличилось всего на 665 млн человек, т.е. ежегод­но оно возрастало в среднем на 16,6 млн. В это время в странах Азии и Африки смертность была значительно выше, чем в других регионах, а естественный прирост - сравнительно низким. Высокая рождаемость в странах этих регионов (более 4% в год) была обу­словлена ранними браками и традициями многодетных семей. По­следнее обстоятельство было вызвано, в свою очередь, высокой детской смертностью, угрожавшей оставить родителей без потом­ства. Частые неурожайные годы, порождавшие голод и эпидемии, уносили ежегодно сотни тысяч, а иногда и миллионы жизней.

Свое влияние на этнические процессы оказали экономический кризис начала 30-х годов и политические отношения ведущих ми­ровых держав. Среднегодовой прирост населения в 30-х годах со­кратился в целом по миру до 1 %, а в некоторых развитых странах даже стали проявляться признаки депопуляции. Так, например, во Франции в 1935 г. число смертей превысило число рождений. Рез­ко упал прирост населения также в США, почти на 30% снизились темпы прироста населения в Азии. Лишь страны Латинской Аме­рики избежали влияния этого процесса - там среднегодовой при­рост населения в 30-х годах составил 1,8%.

Среди причин, значительно повлиявших на этнические процес­сы XX века, самой значительной, безусловно, стала вторая миро-

В военные годы лишь в странах Америки и Австралии числен­ность населения росла ускоряющимися темпами. Особенно это проявилось в Латинской Америке, где среднегодовой прирост достиг 2,5% за счет иммигрантов, переезжавших туда в первые послевоенные годы из разоренных стран Западной Европы.

Этнические процессы середины XX столетия коренным обра­зом отличались от процессов предшествующих десятилетий. Главным фактором, влияющим на этническую ситуацию в мире, стал глобальный демографический взрыв 50-х годов, который ка­чественно и количественно отличался от всех предыдущих. Дело в том, что в послевоенное время произошло резкое падение показа­телей смертности населения, в короткие сроки затронувшее боль­шинство стран мира. Рождаемость при этом не превышала сред­них показателей. В результате снижения смертности среднегодо­вой прирост населения увеличился практически во всех странах планеты и достиг к середине 60-х годов в среднем по миру 2%, а в некоторых странах Южной Америки, Африки и Азии превысил 3%. В итоге численность населения многих стран с 1950 по 1983 г. более чем удвоилась. В то же время в большинстве стран Европы за этот же период население возросло менее чем на 25%.

Демографический взрыв 50-60-х годов сменился в 70-е годы быстрым снижением рождаемости и темпов естественного при­роста в странах Европы. Снижение этих темпов было настолько значительно, что даже среднегодовой абсолютный прирост насе­ления в начале 80-х годов был на 1 млн человек ниже, чем десяти­летием ранее. В большинстве стран Северной и Западной Европы происходило простое воспроизводство населения. Эта тенденция и сегодня является определяющей в этнических процессах боль­шинства стран Европы. Так, если считать 15 рождений на каждую 1000 человек границей низкой рождаемости, то ее уже перешли почти 2/3 стран Европы.

В последние два десятилетия также снижаются темпы прироста населения и в Азии, хотя этот процесс происходит довольно мед­ленно (с 2,2% в год в 60-е годы до 1,8% в начале 80-х годов). Лишь

в арабских странах, Пакистане, Малайзии и на Филиппинах тем­пы прироста населения продолжают традиционно оставаться вы­сокими, а регион в целом дает по-прежнему более 60% всего при, роста населения мира.

В странах Латинской Америки довольно резкое снижение уровня смертности населения произошло сразу после Второй ми­ровой войны, что при неизменном уровне рождаемости выдвину­ло регион на первое место в мире по темпам роста населения. Од­нако с середины 60-х годов рождаемость и здесь начинает доволь­но резко падать, что привело к тому, что за последние 20 лет при­рост населения остался примерно на том же уровне (немногим более 8 млн человек в год).

Иначе развиваются этнические процессы в Африке, где в тече­ние всего послевоенного времени наблюдаются самые высокие уровни рождаемости и смертности. Снижение смертности там стало происходить с начала 60-х годов при неизменном уровне рождаемости, что обеспечило непрерывный естественный при­рост населения вплоть до настоящего времени. С конца 60-х годов Африка по темпам роста населения обогнала Латинскую Амери­ку. Ежегодный прирост населения африканского континента со­ставляет за последнее десятилетие более 15 млн человек.

Таким образом, этническая картина мира на протяжении всей истории человечества отличалась пестротой и разнообразием. Чтобы лучше осознать многоплановые этнические процессы, идущие в мире, нужно использовать научную классификацию на­родов мира. Однако сложность, многовариантность, историче­ская изменчивость этнической картины мира обусловливают раз­личные виды классификаций, которые, взятые по отдельности, не дают исчерпывающей этнологической характеристики отдельного народа. Рассмотренные же в своем единстве, различные приемы классификации позволяют систематизировать этносы по широ­кому кругу признаков.

В современной этнологии принципы научной классификации этносов отличаются разнообразием; они разработаны на основе собственно этнологических методов и методов смежных наук и базируются на критериях, отличающих одни этносы или этниче­ские группы от других. При этом подобных критериев может быть довольно много, в зависимости от конкретных задач того или иного исследования. Одни критерии классификации основа­ны в первую очередь на исследовании этнической принадлежно­сти народов, их происхождения и путей формирования, для чего первостепенное значение имеют данные сравнительно-истори­ческого языкознания, антропологии, систематизированные сведе­ния о материальной и духовной культуре. Другие критерии исхо-

дят из анализа явлений, свойственных разным народам и их груп­пам, независимо от этнической принадлежности, наличия или от­сутствия культурных контактов. Это прежде всего признаки хо­зяйственной деятельности, зависевшие в прошлом в большей мере от природно-географических условий, экологии и в значительно меньшей степени от этнических и культурных традиций. Это каса­ется группировки народов по уровню развития социальных от­ношений, а также по религиозной принадлежности.

Исходя из критериев совокупных антропологических признаков, совместного проживания на одной или нескольких территориях, типа этнической общности, общих особенностей быта и культуры, общей исторической судьбы, языкового родства, можно разделить все народы по следующим основаниям: географическому, антропо­логическому, языковому и хозяйственно-культурному.

В этнологической литературе данное понятие используется двояко. Чаще всего под этнической историей подразумевается совокупность этнокультурных процессов, которые происходят в процессе возникновения и последующего развития этноса. В свою очередь этнокультурные (этнические) процессы можно определить как изменения, которые в процессе исторического развития протекают в этнических культурах, происходят в составе этносов; а также процессы, связанные с формированием новых этносов либо разрушением старых. Из предложенной формулировки видно, что этнокультурные процессы как таковые присущи и стадии этногенеза. По вопросу соотношения этнической истории и этногенеза в литературе высказываются различные точки зрения. Так, некоторые авторы используют только термин этногенез, рассматривая его как перманентный процесс, сопровождающийся непрерывным изменением этнического облика той или иной группы, либо выделяя в нем фазы развития от момента возникновения до отмирания этноса.

По мнению других исследователей, этногенез является начальной стадией этнической истории, ее составной частью.

Имеется еще одна точка зрения: этническая история не включает период этногенеза, а ее начальный этап наступает лишь с завершением процесса сложения этноса.

В этнологической литературе данное понятие используется двояко. Чаще всего под этнической историей подразумевается совокупность этнокультурных процессов, которые происходят в процессе возникновения и последующего развития этноса. В свою очередь этнокультурные (этнические) процессы можно определить как изменения, которые в процессе исторического развития протекают в этнических культурах, происходят в составе этносов; а также процессы, связанные с формированием новых этносов либо разрушением старых. Из предложенной формулировки видно, что этнокультурные процессы как таковые присущи и стадии этногенеза. По вопросу соотношения этнической истории и этногенеза в литературе высказываются различные точки зрения. Так, некоторые авторы используют только термин этногенез, рассматривая его как перманентный процесс, сопровождающийся непрерывным изменением этнического облика той или иной группы, либо выделяя в нем фазы развития от момента возникновения до отмирания этноса.

По мнению других исследователей, этногенез является начальной стадией этнической истории, ее составной частью.

Имеется еще одна точка зрения: этническая история не включает период этногенеза, а ее начальный этап наступает лишь с завершением процесса сложения этноса.

Связанные понятия

Адыговедение — комплекс гуманитарных дисциплин, изучающий язык, историю, фольклор, литературу, и этнокультуру адыгов: адыгейцев, кабардинцев, черкесов, а также близкородственных убыхов и абазин, включая памятники материальной и духовной культуры.

Уральская ономастическая школа — ведущая российская научная школа в области ономастики и диалектологии, основанная в 1960-х гг. профессором, членом-корреспондентом РАН А. К. Матвеевым на базе кафедры русского языка и общего языкознания Уральского государственного университета имени А. М. Горького (Екатеринбург).

Этническая география (этногеография) — одна из географических наук, которая развивается на стыке с историческими науками, социологией, психологией, политологией, статистикой населения, демографией. Этногеография изучает географическое размещение этнических общностей и всех составляющих их культурно-исторического, социально-экономического, политического, биологического своеобразия и сходства — отдельных компонентов этничности и их сочетаний; географическое размещение и территориальную организацию.

Белорусская этнография ― историческая наука, изучающая быт и культуру белорусов, их происхождение (этногенез), расселение, культурно-исторические связи.

Лингвистическая антропология — направление антропологии, изучающеe историю изменения языков, взаимосвязь языка и культуры, а также то, как язык влияет на социальную жизнь. Объединяет в себе лингвистический, этнографический и культурологический подходы. Антрополингвисты пытаются найти связи между языком людей и другими аспектами их культуры. Другие объекты изучения включают формальную и неформальную разновидности языка, формы обращений и шутки. Особенное место занимают исследования структуры языков.

Упоминания в литературе

Таким образом, в работах финских археологов в довоенные годы и первые послевоенные десятилетия выявлены и отчасти исследованы все основные категории археологических памятников железного века и Средневековья на Карельском перешейке и Северо-Западном Приладожье, определен в общих чертах ареал карельской культуры, детально разработана типология ряда категорий находок из карельских грунтовых могильников. Намечены также некоторые общие проблемы карельской археологии, выдвинута гипотеза происхождения населения железного века Карелии. Вместе с тем, следует отметить недостаточную разработанность вопросов, связанных с обобщением накопленного археологического материала, этнической историей карел, сложением их материальной культуры, территорией расселения на различных исторических этапах. Археологические памятники исследовались во многом случайно и односторонне; преимущество отдавалось могильникам, а при анализе материала могил – женским украшениям. Также, при тщательно проведенной систематизации и классификации этих предметов, даты остаются очень широкими, что затрудняет разработку подробной хронологии памятников. В обобщающих работах по археологии практически не использовались письменные и другие исторические источники. Все эти нерешенные проблемы учитывались при определении направления исследования при планировании и проведении более поздних работ 1970-1990-х гг., речь о которых пойдет ниже.

Связанные понятия (продолжение)

Этногенез башкир — начальный этап этнической истории башкирского этноса. В ходе этнических процессов происходила ассимиляция различных этнических компонентов и выделение этнографических и этнических групп. В ходе этногенеза под влиянием природно‑географических условий, уровня социально-экономического развития происходило формирование хозяйственно‑культурных типов, этнического самосознания, языка, этнической культуры и др.В этнологии на основе материалов по археографии, археологии, антропологии, сравнительно-историческому.

Этногра́фия (от др.-греч. ἔθνος — народ и γράφω — пишу) — наука, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.

Лингвистическая палеонтология (фр. paléontologie linguistique; лингвистическая археология), или метод слов и вещей (нем. Wörter und Sachen) — метод реконструкции протокультуры (материальной и духовной) и локализации прародины народов на основании лексики праязыков. Реконструируется словарный состав языка, а соответственно и реалии его носителей. На основании этого также делаются выводы о месте обитания носителей данного языка — об экологической среде, где они жили (о фауне, флоре, географическом.

Культу́рная антрополо́гия (иногда социальная или социально-культурная антропология) — наука о культуре как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах её проявления и на всех исторических этапах её развития. В упрощённом понимании культурная антропология занимается изучением поведения человека и результатов его деятельности. Как самостоятельная дисциплина сформировалась в конце XIX века-начале XX века в основном в США. Основные представители.

Гавайеведение (англ. Hawaiian Studies, гав. haʻawina Hawaiʻi — гавайские исследования) — учебная и научная дисциплина созданная и развивающаяся на Гавайях (штат США), посвященная комплексному изучению и обобщению знаний о Гавайских островах.

Антропологическая ассоциация Греции (ААГ) является некоммерческой научной организацией (частная организация), основанной в 1971 году после роспуска греческого антропологического общества по инициативе д-ра Ариса Пулианоса, в трудные для Греции времена для научных исследований. Греческое Антропологическое Общество было реорганизовано в 1976 году и с тех пор обе организации находятся в постоянных разногласиях.

Геолингвистика — одна из отраслей лингвистики, содержательное наполнение которой существенно разнится в различных лингвистических школах. Некоторые лингвисты рассматривают её как раздел лингвистической географии, другие рассматривают её более широко, как разновидность социально-экономической географии. По оценке профессора С. Н. Кузнецова, «в понимании задач и пределов компетенции геолингвистики единства не наблюдается. Между собой конкурируют несколько воззрений. Одни исследователи стремятся минимализировать.

Русский комитет для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом и лингвистическом отношении — востоковедческая организация, созданная в 1902 году в Санкт-Петербурге по постановлению XII международного конгресса ориенталистов в Риме и просуществовавшая до 1914 года. Комитет состоял из самостоятельных комитетов в разных странах, центральным из которых являлся Петербургский, и являлся головой организацией для «Международного союза для изучения Средней и Восточной Азии в историческом.

Арменистика, арменология, арменоведение (арм. Հայագիտություն, англ. Armenology) — раздел науки, занимающейся изучением армянского языка, истории и культуры армянского народа.

Этнография башкир ― раздел этнографии, занимающейся фактологическими, описательными исследованиями быта и культуры башкир, их происхождением, этногенезом, ассимиляцией, расселением, культурными историческими связями с другими народами.

Тюрколо́гия — совокупность (комплекс) научных гуманитарных дисциплин, изучающих языки, литературу, историю, фольклор, религию, этнографию, духовную и материальную культуру и др. тюркских и тюркоязычных народов в прошлом и настоящем.Первоначально узко рассматривалась как сугубо филологическая наука, занимающаяся тюркскими языками и литературой.

Лингвисти́ческая тради́ция — общее название для направления человеческой мысли, в русле которой формировались лингвистические представления различных народов.

Кацкари́ — искусственно формируемая с начала 1990-х годов субэтническая группа русских, к которой причисляется население численностью примерно в 2000 человек, проживающее в бассейне реки Кадки, на территории бывшего Кацкого стана (волости) (современные деревни и сёла Мышкинского, Угличского и Некоузского районов Ярославской области с центром в деревне Мартыново Мышкинского района). Конструирование новой идентичности во многом связано с деятельностью местного краеведа С. Н. Темняткина, утверждающего.

Физическая антропология в России зародилась в начале XVIII века. Основанная Петром I Кунсткамера была первым российским музеев, в которой важное место заняли анатомические препараты, а также препараты различных уродств.

Эпигра́фика (от др.-греч. ἐπιγραφή — надпись) — вспомогательная историческая дисциплина (прикладная историческая и филологическая дисциплина), изучающая содержание и формы надписей на твёрдых материалах (камне, керамике, металле и пр.) и классифицирующая их в соответствии с их временным и культурным контекстом. Изучением древнего письма, сделанного преимущественно чернилами, занимается отдельная дисциплина палеография. Изучением истории печатей (штампов) занимается сфрагистика.

Нубиология — комплексная археологическая наука, которая специальзируется в области научных исследований древней Нубии. В сфере интересов её историко-филологических дисциплин находятся история, культура, религия, искусство, язык, письмо, литература, археологические памятники, повседневная жизнь и другие аспекты цивилизации на юге Египта и севере Судана.

Фольклори́стика — наука, изучающая народное творчество (фольклор), находящаяся на стыке этнографии, литературоведения и музыкознания. В сфере научных интересов фольклористики находится собирание, издание, типологизация и общее изучение народного творчества.

Картвелология или картвелистика, грузиноведение (груз. ქართველოლოგია) — междисциплинарная регионоведческая наука, сконцентрированная на комплексном изучении Грузии, наука о Грузии, Картвелистика важнейшая часть кавказоведения. В узком смысле, лингвистическая специализация на изучении картвельских языков. Картвелолог — экспертная специализация в Грузии. Иногда данный термин определяют в узком смысле (картвелистика) — как науку, которая изучает грузинскую филологию и литературу.

Письменная история — исторический нарратив, основанный на записях или иной документальной информации. Письменная история отличается от других нарративов прошлого, таких как мифологические, устные традиции или традиции материальной культуры.

Ирани́стика (перс. ايران‌شناسی‎ / Īrānšenāsī) — междисциплинарная регионоведческая наука, входящая в состав востоковедения, и сконцентированная на комплексном изучении истории, культуры и языка иранских народов. По регионам иранистику во многих странах делят на осетиноведение, курдоведение, афганистику, таджиковедение (в том числе памироведение) и собственно иранистику. Все эти региональные ветви иранистики в высших учебных заведениях изучаются в составе самой иранистики.

История славянских языков охватывает более 3000 лет — начиная с момента распада существовавшего ранее прабалтославянского языка (ок. 1500 до н. э.) до современных славянских языков.

Историческая, или диахроническая (от греч. δια — через и χρόνος — время) лингвистика является научной дисциплиной, занимающейся изучением истории языка. Этот вид лингвистики направлен ​​на.

Краеве́дение — изучение населением географических, исторических, культурных, природных, социально-экономических и других ранее не известных факторов, характеризующих в комплексе формирование и развитие какой-либо определённой территории страны (села, города, района, области и т. д.).

Этни́ческое самосозна́ние или этни́ческая иденти́чность — эмоционально-когнитивный процесс осознания принадлежности человека в какой-либо этнической общности; является проекцией на сознание людей существующих этнических связей, и проявляется в виде этнонима. Один из видов социальной идентификации. В переписях населения и других видах массового статистического учёта используется как основной этнический определитель.

Э̀тногене́з чуваше́й — процесс сложения современного чувашского этноса. Обычно имеют в виду начальный этап этнической истории, по завершении которого процесс, конечно же, не останавливается и может происходить включение в сложившийся этнос других ассимилируемых им групп, дробление и выделение новых этнических групп.

Диалектологи́ческий а́тлас ру́сского языка́ (ДАРЯ) — систематизированное собрание диалектологических карт территории центра Европейской части России, показывающих распространение языковых особенностей в диалектах русского языка раннего формирования. С середины 40-х по 1965 гг. был произведён сбор материала для составления атласа, с 1957 по 1970 гг. составлены пять региональных атласов, на основе которых был создан сводный диалектологический атлас русского языка. Первый выпуск ДАРЯ (Вступительные.

Лингвистическая география — раздел лингвистики, изучающий вопросы территориального размещения языков и распространения языковых явлений. Изучает географии языковых явлений (так наз. изоглоссы) различного уровня. Многофункциональна, является как одним из разделов общей лингвистики, так и более частных диалектографии и диалектологии. Основная задача лингвистической географии — составление подробных языковых карт.

Тю́ркские языки́ — семья родственных языков предполагаемой алтайской макросемьи, широко распространённых в Азии и Восточной Европе. Область распространения тюркских языков простирается от бассейна реки Колыма на северо-востоке до восточного побережья Средиземного моря на юго-запад. Общее число говорящих — более 180 млн чел.

Этнопедагогика — наука, предметом изучения которой является народная педагогика как традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов.

Монголове́дение (монголи́стика) — совокупность научных дисциплин, изучающих язык, историю, этнографию, религию, искусство и литературу монгольских народов.

Балка́нская гипо́теза — oдна из гипотез происхождения индоевропейцев, которая предполагает, что праиндоевропейский язык возник на Балканском полуострове в рамках культур Балканского неолита.

География населения − раздел социально-экономической географии, изучающий территориальную организацию населения. Исследует население территорий различного масштаба − от отдельных населенных пунктов (и даже их частей) до государств, частей света, Земли в целом.

Антропони́мика (греч. ἄνθρωπος — человек и ὄνομα — имя) — раздел ономастики, изучающий антропонимы — имена людей (принимающие различные формы, например: Елизавета II, Игорь Кио, Танг Тует Минь, Пеле) и их отдельные составляющие (личные имена, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы и т. п.); их происхождение, эволюцию, закономерности их функционирования.

Древнерусская народность (укр. давньоруська народність, белор. старажытнаруская народнасць) или древнерусский этнос — концепция, согласно которой на протяжении X—XIII веков в Древнерусском государстве из восточнославянских союзов племён в процессе этногенеза сформировалась единая этническая, социальная и культурная общность.

Прародина народов уральской языковой семьи — совокупность гипотез о происхождении уральских языков и их общей родине (нем. Urheimat). Исследования, ставящие своей целью найти место зарождения прауральского языка, активно проводятся с середины XX века.

Антропология права (юридическая антропология) — научная и учебная дисциплина, которая путём анализа устных или письменных памятников права, практики общественной жизни исследует процессы юридизации человеческого бытия, свойственные каждому историческому типу цивилизации, и стремится выяснить закономерности, которые лежат в основе социального и правового быта человеческих общностей.

Этногенез волго-уральских татар — в настоящее время активно разрабатываемый историками вопрос. Существуют несколько теорий этногенеза татар Поволжья и Урала. В научной литературе наиболее подробно описаны три из них.

Упоминания в литературе (продолжение)

Недостатки примордиализма как научного подхода особенно очевидны при обращении к этнической истории Нового времени, когда ученые, как правило, говорят уже не об этносах, а о нациях. Для объяснения процесса нациестроительства (аналог этногенеза применительно к нациям) сегодня получила развитие концепция конструктивизма.

26 Моора Х. А. Вопросы сложения эстонского народа и некоторых соседних народов в свете данных археологии // Вопросы этнической истории эстонского народа. Таллин, 1956. С. 127–132; Он же. Русские и эстонские элементы в материальной культуре населения северо-востока Эстонской ССР // Материалы Балтийской этнографо-антропологической экспедиции (1952 год). Труды Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. (Новая серия.) Т. XXIII. М., 1954.

В эпоху мезолита и неолита, а тем более в эпоху бронзы, индоевропейское население совершенно отчетливо было представлено несколькими более или менее значительно различавшимися антропологическими группами, причем разным типам соответствовала специфическая археологическая культура или скорее комплекс культур. Для последующей этнической истории Европы наибольшее значение имели культурные области шнуровой керамики и боевых топоров, ленточной керамики, мегалитических сооружений, приальпийские культуры.

Сложность описания феномена мировой культуры во многом кроется в его известной двойственности: быть одновременно формой существования отдельных этносов, народностей, социумов и создавать поле для их взаимного сосуществования. Мегауровень (мировой культуры), спроецированный на уровень развития национальной культуры (мезоуровень), не упрощает ситуацию. Обратившись к национальной культуре, мы вновь сталкиваемся с единством многообразия, связанного уже с социокультурными различиями, возникающими на разных исторических ступенях развития. Если обратиться к географическим и историческим факторам, то мы обнаруживаем, как на одной и той же территории в разные исторические эпохи возникают разные культуры, иногда генетически связанные с предшествующими, иногда отрицающие их. В рамках одного политического и социально-экономического целого сосуществуют, вступая в противоречия или сглаживая их, различные культурные миры, с особыми этническими историями , конфессиональной принадлежностью и т.п. Более того, говоря о мире национальной культуры, мы постоянно сталкиваемся с дифференциацией на уровне индивидов, обусловленной социальным опытом, системами воспитания, способами самореализации.

4. Бикбулатов Н.В. Башкиры. Этническая история и традиционная культура / Н.В. Бикбулатов, Р.М. Юсупов, С.Н. Шитова, Ф.Ф. Фатыхова. – Уфа, 2002.

Читайте также: