Казахское ханство политические институты государства кратко

Обновлено: 05.07.2024

Система управления ханской власти. Ханская власть — первый вид руководства государством в странах кочевой цивилизации. Этот вид правления возник благодаря деловитости вождей различных племен, их организаторским способностям, мудрости и смекалке. Первые казахские ханы — Жанибек и Керей — создали свое государство не из честолюбия. В действительности эта власть возникла из-за борьбы против несправедливости в ханстве Абулхайра.

В XV—XVIII вв. верховного правителя Казахского ханства стали называть ханом. Вся государственная власть была сосредоточена в его руках. Конечно, он руководил страной не один. У него были помощ­ники — султаны, бии. Ханская власть передавалась по наследству. Только человек, имевший звание султана, имел право сесть на трон. А это звание давалось только потомкам Чингисхана. В первое время ханом становился только самый старший из ханского рода. Однако этой традиции не всегда строго придерживались.

В казахском обществе избранию хана придавалось исключительное значение. К избранию привлекались султаны, беки улусов, бии, аристо­краты и др. По древней традиции, человека, избираемого ханом, сажали на белую кошму, самые авторитетные султаны-бии его трижды поднимали вверх и кричали: "Хан, хан, хан”. После этого кошму разрезали на кусочки и раздавали в качестве подарка. Эти кусочки кошмы свидетельствовали о том, что человек принимал участие в избрании хана. У хана было пять основных прав и обязанностей:

— право руководить государством на своей земле; главная обязанность — охранять страну от врагов;

— право объявлять войну; обязанность — руководить войском;

— право вести переговоры с иностранными государствами; обязанность — определять линию внешней политики страны;

— право предавать смертной казне подчиненных ему людей или даровать им жизнь;

— право публиковать указы, приказы.

Хан свои права и обязанности выполнял, советуясь на "ханском совете” со своими помощниками, военным руководством. Огромное значение в этом имели курултаи — собрания. Они собирались один раз в год, в летние месяцы. Немаловажную роль выполнял и "ханский совет”. В этих собраниях принимали участие беки улусов, султаны, бии, бахадуры. На них обсуждались вопросы внутренней и внешней политики, маршруты кочевий, претензии, споры и другие вопросы. При хане работал и "совет биев”. В него входили руководители круп­нейших племен. В системе правления ханством "советам биев” принадлежала важная роль. Они осуществляли четыре главные функции: 1) военное руководство; 2) административную власть; 3) судебное дело; 4) представляли власть аристократов. Бии были активными членами руководства обществом.

Улусная система. Система правления в казахском обществе осуществлялась через руководство улусами. Поэтому улус — главная политико-эконозущческая система управления. Султаны улусов имели право организовывать военные части улусов, руководить ими. Территория улуса являлась землей правящего султана, его собствен­ностью. Улус состоял из нескольких родов и племен. Жителей улуса называли страной, или народом. В письменных памятниках терри­торию улуса иногда называют журт. Так, историк Рузбихан пишет: "На берегах Сырдарьи были журты султанов Жаньииа и Танылиа ”. В действительности это были земли улусов названных султанов. Улусы по своей величине тоже были разными. По сведениям историков, каждый улус мог выставить до 50 тыс. воинов. Этнический и социальный состав улусов тоже разнились. В них вместе с потомками Чингисхана соседствовали все представители местных родов и племен. У улуса определенного названия не было. Его обычно называли именем правящего в улусе султана.

Социальная структура. Казахское общество по своему составу состояло из двух основных социальных групп — ак суйеков и кара суйеков — "белой кости” и "черной кости”.

1. Феодалы. К ним относились аристократы, выходцы из чингизидов и ходжи. На одну ступень ниже по иерархической лестнице распола­гались выходцы из местных родов и племен — бии, баи-батыры, шонжары, аксакалы. Аристократов называли торе или оглан. Антиподов аристократов, расположенных по другую сторону иерар­ хической лестницы, называли "кара суйеками” — "черной костью”. Чернь представляла собой жителей местных родов и племен. Среди кара суйеков вожди местных родов и племен, бии имели особые права. Простые люди не имели права называть султанов по имени. Они обыч­но обращались к ним со словами: "мой торе” или "таксыр” — господин.

2. Простых людей называли караша — чернь, черный человек, ничтожество. Караша — это вольный человек, имеющий собственный скот и права свободного человека. Он мог свободно передвигаться, дарить свой скот и имущество, имел право удостоверять и свидетель­ствовать. На нижней ступени ханского общества находились ското­воды. Мужчин без прав личной свободы называли рабами, а женщин — рабынями. В большинстве случаев это были люди, попавшие в плен во время войны. У них не было никаких гражданских прав. Как бы жесток ни был по отношению к нему хозяин, раб нккуда не мог пожаловаться. За преступление раба отвечал его хозяин.

Административно-законодательные нормы и уголовное дело. "Жеты жаргы”. Этот свод законов появился во время правления Тауке хана. В основу этих законов легли этнические и правовые нормы, традиции и обычаи казахского народа. Согласно данным исторических исследований, Тауке хан созвал биев всех трех жузов и принял их в местечке Культобе. В свод законов "Жеты жаргы” вошли: "Светлый путь” хана Касыма, "Старый путь” хана Есима и правила казахских обычаев и традиций.

По "Жеты жаргы”, высшим судьей являлся хан. Он судил в особо важных случаях, когда преступные действия угрожали целостности государства. Для наблюдения за тем, насколько правильно ведется руководство ханством, созывались "народные собрания”. Человек, прибывший на собрание без оружия, не имел права голоса. По закону, ежегодно каждое хозяйство должно было отдавать государству одну голову скота из двадцати в пользу хана и биев. По "Жеты жаргы”, к преступлению относились убийство, увечье, насилие, издевательство, неуважение к родителям, воровство и др. Закон отражал принцип кровной мести: за убийство — убийство, за увечье — такое же увечье. Иногда по обоюдному соглашению мера наказания смягчалась. В таких случаях преступник наказывался установленным за каждое пре­ступление штрафом.

При вынесении меры наказания за убийство учитывалось происхож­дение потерпевшего и обвиняемого. Если был убит простолюдин, то его родне преступная сторона вынуждена была отдать 1000 овец, если убита женщина — 500 овец. Если убитым был торе или ходжа, то платить надо было, как за семь убийств. Если был доказан факт воров­ства, то потерпевшему возмещали убыток "три по девять”, т.е. в 27 раз больше украденного.

В "Жеты жаргы” были и такие меры наказания, как конфискация скота и имущества, изгнание из страны, предание публичному позору. Конфискации имущества подвергались люди, принявшие христиан - i ство. За невыполнение своих обязанностей перед родителями неблагодарные отпрыски, например, подвергались публичному позору.

В обществе права и свободы были только у мужчин. Свобода и права женщин были ограниченными. Так, женщина не имела права быть свидетельницей на суде.

Глава семьи обладал всеми правами. Родители имели право наказывать своих детей. По традиции, наследником становился младший сын в семье. Если умирал бездетный сын, живший отдельно, то его скот и имущество передавались родителям. Малолетние дети передавались близким родственникам; если таковых не было — то посторонним надежным людям под их опекунство. Если в семье муж узнавал о преступлении, совершенном женой, или мать — о своей дочери, то они имели право наказать их.

Суды биев. В Казахском ханстве право наказания было в руках хана, о пев и правителей родов и племен. Некоторые судебные дела могли решать старейшины тех аулов, в которых было совершено преступление. Однако в этих случаях участие в решении принимали по два посредника с обеих сторон. За справедливое решение дела бии- судьи и посредники получали одну десятую от той суммы, которую присуждали в качестве штрафа за содеянное. Для удостоверения в преступлении требовалось от двух до трех свидетелей. Если не было свидетелей, то требовалось прибегать к присяге. Если заявитель считал решение биев несправедливым, то имел право менять биев.

В казахском обществе проблема исполнения судебного решения была очень актуальной, потому что в это время еще не было органа, который бы осуществлял надзор за исполнением решений. Контроль, как правило, поручался победившей стороне. Если проигравшая сторона сознательно не выполняла решения биев, то выигравшие процесс могли пойти на барымту, т.е. насильственный угон скота. По "Жеты жаргы”, это считалось законным явлением. Конечно, такое положение судебной системы отрицательно влияло на развитие общества.

Вопросы собственности. В казахском обществе остро стоял вопрос о собственности. Ученые, занимающиеся историей Казахстана, много лет ведут споры по этому вопросу и до сих пор на него нет однозначного ответа. Некоторые историки и экономисты считают, что в Казахстане собственности на землю не было, была только на скот. Наряду с собственностью на скот существовало и право на земельную собственность. Исследования последних лет подтверждают правиль­ность утверждения этой группы.

В своде законов "Жеты жаргы” говорилось и о необходимости каждому роду-племени или их ответвлениям иметь собственную тамгу. И в эти же годы всем хозяйствам были розданы тамги с непременным условием ставить тавро на скот, дабы знать, кому он принадлежит. Этим самым подтверждалось, что для казаха в его экономике главным являлся скот. Поэтому, чтобы не было споров, каждый ставил тавро на принадлежащий ему скот и имущество. Однако основным объектом собственности была земля, на которой можно было пасти скот, увеличивать его поголовье. Ведь если нет земли, то невозможно развивать и скотоводство. Многочисленные казахские пословицы и поговорки, письменные источники средних веков говорят о том, что у казахов была частная собственность на землю. Это доказывает и то обстоятельство, что казахи имели постоянные зимовки, куда возвращались на зиму. Китайские династийные хроники сообщают, что собственность на землю была и у усуней еще в VI—IX вв. Свидетельства турецких историков подтверждают наличие собствен­ности в Казахстане в XVIII—XIX вв. Немало подтверждений этого и в материалах русских исследователей. Так, один русский чиновник, побывав в Казахстане, писал: "Места кочевки и пастбищ строго определены обычаем для каждого, и никто из кочевников не рискнет переступить отведенной для рода земли”. Эти данные говорят о том, что право собственности на землю у казахов было с самых древних времен.

Налоги и виды обязательств. Документов о налогах и жизни населения Казахского ханства в XV—XVII вв. почти нет. Так, могольский хан Абдурашит брал насильно закят с киргизов. В другом документе, относящемся к концу XVIII в., говорится о том, как туркмены отказались платить закят, и потомки Жолбарыс хана убили сборщиков налога. Похоже, что этот вид налогообложения действовал во всех странах Средней Азии. В Казахстане занят исчислялся с поголовья скота. Например, с сорока голов—одна единица, со 120 голов — две единицы, и так постепенно занят возрастал. Часть средств, вырученных от закята, раздавалась неимущим и отправлялась в религиозные организации. Харадж — налог на землю. Из продукции, полученной от земледелия, две трети забирало государство. Третий вид налога назывался тагар. Этот налог брался для обеспечения продовольствием военных. Налог брался не только продуктами, но и деньгами.

В письменной казахской литературе встречаются слова: копалка ("ночевка”) и жамылгы ("покрывало”). Это один из видов налога для достойной встречи гостей, для обеспечения им приюта. В XIX в. у казахов было принято угощать хана, султанов, беков "сыбагой” — мясом забитого скота; при выезде хана и султанов на охоту со свитой обеспечивать их ночевками, хорошим угощением, уходом за лошадьми. Жители городов, зимовок вдоль дорог обязаны были обеспечивать военных, сборщиков налогов, командированных чиновников, почтовых курьеров, гонцов жилищем, продовольствием, необходимым транспортным средством.

? Вопросы и задания

1. Расскажите о системе управления в Казахском государстве. Какую роль выполняли

советы ханов и советы биев ? ,

2. Кто и как правил улусами?

3. Какова была социальная структура Казахского ханства?

4. Что вы знаете об ак суйеках и кара суйеках ?

5. Расскажите о правовых нормах "Жеты жаргы".

6. Какие виды налогов были в Казахском ханстве?

7. Какие виды собственности существовали в Казахском ханстве?

Элементы государственности в кочевом обществе появились в древних и средних веках. Формирование государственности связано с влиянием внешних условий, с развитием внутренних социально-экономических, политико-правовых отношений.

Изучение корней казахской государственности лучше всего начинать с общественного состава племен саков, усуней, канлы и гуннов.

Во второй половине XV в. в районе Семиречья и Сырдарьи обра­зовалось самостоятельное государство — Казахское ханство. В XVI в. Казахское ханство превратилось в мощную державу на всей территории Средней Азии. Оно прошло период становления, развития и упадка. Казахское ханство сформировалось на полиэтнической основе, объединившей казахский народ, что способствовало формированию единой материальной и духовной культуры.

1. Как назывался этнический состав тюрков:

2. Основание Казахского ханства связано с именами султанов:

а) Абулхаира и Махмуда;

б) Джанибека и Керея;

в) Касыма и Бурундука;

3. В каких годах было образовано Казахское ханство:

4. Во время правления какого хана в конце 50-х годов XVI в. улучшилось политическое положение Казахского ханства:

Органы власти. Высшей законодательной властью в Казахском ханстве обладал маслихат - съезд султанов и представителей общин. Маслихат собирался раз в год и решал наиболее важные государственные вопросы - заключение мира, объявление войны, перераспределение пастбищ, определение маршрутов кочевания.Кроме того, маслихат выбирал и смещал ханов, исходя из принципа меритократии - выбора наиболее достойного. Обязательным условием для участия в работе маслихата было наличие оружия - полноправными членами этого органа были только мужчины.Вся полнота исполнительной власти находилась в руках хана. Хан избирался маслихатом из сословия торе - потомков Чингисхана и исполнял свои обязанности пожизненно. Известны случаи, когда ханы смещались и изгонялись. Хан выполнял следующие функции:

1. Организация вооруженной охраны государства от внешних врагов.

2. Определение внешнеполитического курса государства.

3. Функции высшей судебной власти.

4. Охрана существующего порядка и общественного устройства.

В XV-XV1 вв. казахские ханы обладали широкими полномочиями, вытекающими из исполняемых ими функций. Так, хан, как верховный главнокомандующий, мог объявить войну, заключить мир, распоряжаться всей территорией ханства, назначать глав улусов и правителей подвластных городов. Кроме того, хану принадлежало право выносить смертный приговор своим подданным и издавать законы и распоряжения, обязательные для всего населения ханства.Процедура возведения нового хана на престол заключалась в поднятии провозглашаемого на белой кошме. Только при выполнении этого древнего обряда хан считался юридически избранным.При хане существовал совет биев-совещательный орган, в который входили наиболее авторитетные бии и представители ассоциаций общин. Кроме того, для ведения делопроизводства при хане была канцелярия. Весь центральный аппарат ханства в XV-XV1 вв. не имел постоянного места размещения и кочевал вместе с ханским аулом. Только Мурындык и Касым хан на короткое время устраивали ставку в г.Сарайшыке, постоянной же столицы государство не имело.Административное устройство. Территория и население ханства делились на уделы во главе с султанами-родственниками хана. В составе каждого удела было 50-60 тысяч семей, он в свою очередь делился на улусы по 10 тысяч семей в среднем. Во главе улусов стояли также султаны, назначаемые ханом. Они исполняли гражданскую, судебную и военную власть на всей территории улуса и подчинялись непосредственно хану.Основной социальной и политической ячейкой казахского общества была община, в силу специфики кочевого хозяйства, принимавшей форму коллектива кровных родственников. Объединение нескольких общин составляло ассоциацию с вымышленной генеалогией и иерархией общин. Несколько таких ассоциаций и составляло улус. Во главе ассоциаций и отдельных общин стояли бии и старшины, биям принадлежала вся полнота военной, административной и судебной власти в пределах данного коллектива, власть их основывалась на личном авторитете.Войско ханства формировалось из постоянной дружины хана, дружин султанов и ополчений улусов. Воины, набранные в одной общине, ассоциации или улусе, составляли отдельные подразделения со своим знаменем и боевым кличем - ураном. В мирное время ханская и султанская дружины служили для поддержания внутреннего порядка и выполнения различных поручений хана -сбора налогов, дипломатических миссий и т.п.Право. В начале XVI в., при правлении хана Касыма был разработан и принят кодекс законов, известный как "Касым ханньщ каска жолы" (Светлый путь Касым хана). Он включал в себя пять основных разделов:

1. Имущественный Закон. В него входили положения о решении споров о земле, скоте и имуществе.

2. Уголовный Закон. Здесь рассматривались различные виды уголовных преступлений и наказания за них.

3. Военный Закон. В нем оговаривались повинности населения по содержанию армии в военное время, воинская повинность, принципы формирования подразделений, раздел военной добычи.

4. Посольский обычай. В этом разделе оговаривались вопросы международного права, посольского этикета.

5. Закон общественности (журтшылык). Этот раздел был посвящен обязательствам общинной и межобщинной взаимопомощи, а также правилам устройства празднеств и дворцовому этикету.

Описанная политическая система оказалась неустойчивой и держалась только наличном авторитете верховного правителя. Это с яркой силой проявилось в ходе событий второй трети XVI в., когда каждый улусный султан пытался провозгласить себя ханом.

Казахское ханство в 20-30-х гг. XVI в. После смерти Касым хана среди казахских султанов началась ожесточенная борьба за власть. В конце концов в 1523 г. султанские группировки избрали ханом внука Жанибека - Тахира.

Казахско ханство в 17 веке

Казахское ханство при Есим хане. Время правления Есим хана было очень сложным. На юге шла постоянная борьба с бухарским ханом за обладание Ташкентом, на востоке усиливались ойратские племена, в самом Казахском ханстве происходили сепаратистские выступления султанов.

Осложнились отношения казахов с каракалпаками. В конце XVI в. представители 40 каракалпакских родов обратились к Тауе-кель хану с просьбой выделить для них землю в Центральном Казахстане и Приаралье. Эта просьба была выполнена, а во главе новых подданных хан поставил своего сына. Через несколько лет каракалпаки восстали и захватили Ташкент. Есим хан начал войну против каракалпаков и в 1613 г. вынудил их покинуть среднее течение Сырдарьи.В то же время участились попытки бухарского хана овладеть . Ташкентом. Осенью 1603 г. бухарцы выступили из Самарканда в направлении Ташкента. Объединенное казахско-кыргызское войско в местности Айгыр-Жар полностью разгромило бухарцев и осадило Самарканд. Осада результата не дала, и союзники вернулись в Ташкент. В 1607 г. бухарцы захватили Ташкент, но были выбиты Есим ханом. В 1612 г. бухарский Имамкули хан напал на казахов и дошел до Каратау, разграбив по пути несколько городов и сел, а в захваченном Ташкенте посадил наместником своего сына. Как только бухарское войско покинуло город, ташкентцы подняли восстание и убили царевича. В 1613 г. казахи совершили ответный поход и разгромили объединенную армию Бухары и Балха. После военных неудач Имамкули хан решил способствовать приходу к власти в районе Ташкента своего ставленника из казахов. Такая возможность вскоре ему представилась.В 1613 г. правитель Ташкента Турсын султан провозгласил себя ханом, заключил союз с Бухарой и захватил города Туркестан, Сауран, Андижан и Щахрухия. Одновременно начались набеги ойратских племен. В конце XVI века западно-монгольские племена ойратов продвинулись далеко на запад по территории Казахстана. Их улусы появились на Есиле, Ертисе, Тарбагатае и Тянь-Шане. Уже в начале XVII в. ойраты совершали набеги на среднеазиатские государства и кыргызские кочевья. В 1604 г. ойраты потерпели поражение от казахов, но после захвата власти Турсыном совершили новый поход и сумели подчинить себе Старший жуз. Есим хан вынужден был бежать в Восточный Туркестан.Окрепнув, Турсын хан начал войну против Бухары. В 1621 г. казахи дважды одержали победу над бухарцами, но закрепить успех не сумели. В это время в Казахстан вернулся Есим хан, разгромивший в 1620 г. ойратские войска. В 1624 г. Есим отобрал у Турсына Туркестан, но свергнуть узурпатора у него не хватило сил. Временно установилось равновесие между противниками. Есим хан заключил мир с ойратами и даже организовал совместный с Турсыном поход на Андижан, пытавшийся отделиться от Казахского ханства. Однако их отношения все более обострялись. В 1627 г. Есим во главе казахских войск отправился в поход против ойратов - Турсын решил этим воспользоваться и напал на Туркестан, захватив в плен всю семью Есим хана. Когда хан возвращался с победой, Турсын устроил ему засаду в окрестностях Сайрама. В последовавшей 5итве ташкентцы были разгромлены. Есим хан взял Ташкент, а Турсын был убит своими же приближенными.Есим не надолго пережил своего соперника и умер осенью 1628г. Он похоронен в Туркестане возле мечети Ходжа Ахмета Яссави. Упорная борьба хана с ойратами, бухарцами и сепаратистами за сохранение независимости и единства Казахского ханства отразилась в народной памяти. Казахи называют его "Енсегей бойлы Ер EciM" (высокорослый Есим богатырь).

Политико-правовое устройство Казахского ханства в XVII в.Политическая система казахского общества. Политическая система казахов состояла из нескольких уровней. Первый регулировал отношения внутри общин, власть держалась только на авторитете правителя общины.Следующий уровень представляется нам в виде сложной иерархии общин. Основное население в этой иерархии занимало места соответственно степени генеалогического родства, начиная от мелких патронимических групп до крупных союзов племен. Эта структура, выраженная в категориях родства, привела к осознанию всех общественных связей через родственные отношения и тем самым способствовала зарождению целостного этнического самосознания. Особенность этого уровня в том, что отношения властвования и отношения родства тесно переплетены. Самый верхний уровень представлял собой собственно государство.Термином "государство" обозначен особый тип социальных явлений, характеризующийся следущими основными чертами: 1) отношением власти и подчинения; 2) наличием юридического порядка; 3) использованием насилия политической элитой; 4) относительным постоянством; 5) наличием постоянных институтов власти. Составными элементами государства являются территория, население и власть.Основным субъектом политических отношений в Казахском государстве были общины. Их влияние на принятие политических решений определялось положением в иерархии общин, основанной на вымьшленной генеалогии. Общины объединялись в такие же жестко ранжированные ассоциации и объединения вплоть до жузов. Жузы также делились на великий (Улы Жуз), средний (Орта Жуз) и младший (Киши Жуз). При этом самое "младшее" объединение Великого Жуза считалось "старше" самого "старшего" в Среднем Жузе и т.д. Положение общины в иерархии учитывалось в случаях:

1. Определение места в боевом порядке.

2. При разделе боевой добычи.

3. Вхождения в дом и размещения по местам.

4. При открытии торжества.

5. При предоставлении качества предлагаемого на празднестве кушанья.

Традиционное казахское государство было основано на двойной труктуре власти. В нем параллельно сосуществовали две власти - авторитетная и аристократическая. Первая основывалась на традициях, обычаях, авторитете правящей элиты открытого типа. Здесь постоянно происходил приток новых представителей из масс, поскольку основными критерями было не происхождение, а опыт и авторитет. Ярким примером этого типа власти является власть биев и родоначальников у казахов. Аристократическая власть опиралась на элиты закрытого типа, которые не допускали в свои ряды новых членов. Это власть чингизидов - торе. Наибольшую степень консолидации кочевые государства получали при успешной экспансии на соседние земли или при необходимости обороны от внешней опасности. Поэтому правящее сословие сэои устремления направляло в основном на внешнюю политику. Успешная экспансия в той или иной мере обеспечивала не только благосостояние аристократии, но и стабильность власти. Она приводила к смягчению или разрешению внутренних конфликтов в этом обществе.С другой стороны, одним из условий нормального существования кочевых государств являлось наличие в нем оседло-земледельческих и городских окраин. Вхождение оседло-земледельческих регионов в состав государства оказывало воздействие и на кочевников. В степи возникали политические центры-города, появлялись ремесленные и торговые поселения. Среди массы кочевников усиливалась тенденция к некоторой оседлости.В этой связи следует подчеркнуть роль присырдарьинских городов и земледельческой округи, находившихся долгое время в составе казахских ханств. Только в политике управления этим оазисом казахская государственность отлилась в сравнительно прочные и устойчивые формы. Наличие оседлого городского компонента для казахских ханств было прогрессивным явлением, способствовавшим его укреплению. Среди факторов, обеспечивающих существование и развитие городов, особая роль принадлежит сильной центральной власти. В свою очередь города не противодействовали общегосударственным явлениям, а являлись проводниками их во всех частях страны.Жетi Жаргы. Изменения политической структуры вызвали настоятельную необходимость переработки и правовой базы организации казахского общества. Эта работа проводилась весь XVIIB. и при хане Тауке нашла свое закрепление в своде законов "Жетi Жаргы" (Семь Установлений). Разработан был этот свод при участии известнейших биев в начале XVII в. и включал в себя следующие основные разделы:

1. Земельный Закон (Жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.

2. Семейно-брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.

3. Военный Закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.

4. Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства.

5. Уголовный Закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства.

6. Закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения.

7. Закон о вдовах (Жесiр дауы), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.

Кроме "Жетi Жаргы" продолжал использоваться в качестве источника права и "Кодекс Касыма", особенно в области международного права. Своеобразными дополнениями к кодексам были положения съездов биев - "Ереже", и "Билер сезi" - рассказы, содержащие сведения о практике суда биев - судебном преценденте.Судопроизводство было основано на обычном праве - адате и мусульманском праве - шариате. Судебная функция была в руках биев-родоправителей. Особо сложные дела рассматривались съездом биев. В разбирательстве некоторых дел принимали участие султаны и хан. За разбор дел бии, султаны и хан получали вознаграждение - бийлик, ханлык, а также различные подарки. Если ответчик уклонялся от суда или исполнения его решения, то истец имел право произвести барымту (насильственный угон скота).Право на собственность-основной институт казахского права. Пастбища и пашни принадлежали роду, общине, скот был в семейной собственности. Особенно строго разграничивались зимние пастбища и орошаемые пашни.

Институты обязательного права включают в себя договоры купли-продажи, займа, найма, хранения и караванной перевозки. В казахском праве существовали и такие своеобразные институты обязательного права, как жылу, журтшылык, асар и т.п.Брачное право казахов соответствовало экономическому базису. Основной формой брака был индивидуальный брак (моногамия). Среди имущего сословия получила распространение также полигамия (многожество). Одной из особенностей семейно-брачных отношений являлось аменгерство - обычай, по которому жена умершего переходила к брату мужа. Был установлен запрет брака между родственниками до седьмого колена. Каждый взрослый сын имел право на часть имущества отца. По достижении определенного возраста сыновей выделяли в самостоятельное хозяйство (отау). Все хозяйство отца после смерти доставалось младшему сыну (шанырак, иесi).В казахском обществе XV-XVII вв. еще не было разграничений между гражданским правом и уголовным. Понятие преступления сливалось с понятием дурного поступка (жаман ic), греха (куне). В уголовном праве существовал закон возмездия (кровная месть). В большинстве случаев кровная месть заменялась выкупом (кун). За некоторые преступления налагались штрафы.Согласно "Жетi Жаргы", уголовная ответственность обычно распространялась лишь на непосредственного виновника, вместе с тем широко был распространен принцип коллективной ответственности общины. Так, если ответчик на суд не являлся или не выплачивал положенного куна, то штраф взыскивался со всей общины. В таком случае членам общины предоставлялось право поступать с ответчиком по своему усмотрению. Такой меры наказания, как лишение свободы у казахов не существовало, не было и тюрем. В целом исследователи отмечают гуманность казахского уголовного права. Лишь в крайних случаях применялась смертная казнь. Таким исключением являлось изнасилование и кража чужой жены. Никаких специальных органов для исполнения приговора не было. Это право передавалось истцу.


Я — патриот каждого обиженного народа.

Мое кредо — возвысить степь, не унижая горы.

Казахское ханство имеет богатую предысторию. Оно является наследником более десятка государств и двух империй — древнетюркского и Еке Монгол улуса. На протяжении двух тысячелетий, начиная от эпохи саков кончая Золотой Ордой, народы этих государств оказывали активное влияние на мировое историческое движение.

Султаны-чингизиды составляли высшее сословие социальной иерархии — ак-суйек (белая кость). Казахские султаны вели свое происхождение от старшей линии потомков Чингиз-хана (джучидов), что находит прямое подтверждение в письменных генеалогических материалах среднеазиатских хронистов-историков и казахских авторов ХҮІ — середины ХІХ в. [8].

Знатное происхождение торе (султанов) признавалось не только внутри казахского общества, но и среди многих других тюркоязычных народов Евразии, куда их неоднократно приглашали на ханский престол [9].

Сословие торе играло огромное роль в социальной, политической и военной жизни казахов. Принадлежность к сословию султанов по праву рождения означала фактическую принадлежность индивидов к господствующему классу и давало ему исключительное право осуществлять регулирование и регламентацию общественных отношений. Султаны имели право осуществлять общее государственное управление, местное управление, улусно-вотчинное управление. Вполне закономерно, что именно из этой привилегированной прослойки тюркоязычных номадов казахское население избирало своих верховных правителей-ханов.

В настоящее время достаточно проработаны вопросы развития традиционных институтов власти в истории Казахстана ханского периода [13].Имеется ряд интересных работ, рассматривающих в том числе и имперские органы власти в Казахстане [14].

Во втором разделе классического труда С. Г. Кляшторного и Т. И. Султанова [15] освещаются вопросы внутренней истории Казахского ханства ХҮ-ХҮІІ вв., в том числе законы хана Тауке, хозяйство и быт, социальная стратификация общества. Авторы показывают, что казахское общество ханского периода представляло собой иерархическо организованную социальную структуру сословных групп и прослоек, находившихся между собой в тесных и неоднозначных связях. Вершину всей социальной иерархии представляло лицо, облеченное титулом хана.

В книге показан механизм передачи и наследования ханской власти у казахов. Согласно обычаю преимущественное право на ханское достоинство имел старший в роде, так, дядя, брат, хана считался старше своих племянников, сыновей хана. Но этот обычай часто нарушался. В действительности, верховная власть переходила от отца к сыну. Но и этот порядок не всегда столь строго соблюдался. Из-за отсутствия строго фиксированных правил о порядке престолонаследия частым явлением была борьба за верховную власть между несколькими султанами, что было причиной смутных времен.

Определены основные права и функции ханской власти:

  1. Хан как глава царствующего рода и верховный сюзерен всех казахских племен имел верховное право распоряжаться всей территорией ханства, право, которое было следствием его основной функции — вооруженная охрана страны от внешних врагов.
  2. Хану принадлежало право объявления войны и заключения мира, бывшее следствием его функции верховного руководителя войск.
  3. Хану принадлежало верховное право ведения переговоров с иностранными государствами, что являлось следствием его функции определять внешнеполитический курс государства.
  4. Хану принадлежало право убить или помиловать своего подчиненного — право, бывшее следствием его функции верховного судьи.
  5. Наконец, хану принадлежало право издавать законы и обязательные для всех членов общества указы — право, бывшее следствием его функции сохранять существующее общественное устройство и порядок.

На основе анализа и сопоставления письменных источников, авторы делают вывод, что власть степного хана не соответствовала европейскому представлению о правителе. Эта власть лишь в редких случаях достигала той полноты, которая не допускает разделения ее с другими политическими силами внутри государства. Таким редким случаем авторы называют период правления Касым-хана (ум. в 1518 году).

Глубокий анализ природы, структуры и особенностей властных институтов Казахского ханства дан в трудах известного исследователя дореволюционной отечественной истории И. В. Ерофеевой [16].

На основе анализа письменных источников ХІХ в. И. В. Ерофеева делает вывод о непрочности социального статуса ханов и султанов в системе традиционных властных отношений у номадов. Исследователь отмечает персонифицированную форму связей между разными структурами политической системы их в некотором роде свободный и необязательный характер. Вследствие этого относительная стабильность высших структур политической власти у казахов определялась степенью согласованности потребностей хана-патрона с интересами влиятельных персон (султанов, старшин, биев, батыров). При попытках верховного правителя изменить этот баланс интересов с целью повышения статуса хана в кочевом обществе казахов усиливались сепаратистские тенденции и затем происходило очередное рассеивание власти.

На основе данных источников авторы монографии показали традиционность и преемственность политических институтов, представленных государствами древности или средневековья, существовавших на территории Казахстана и сопредельных с ним областях Центральной Азии.

Самым главным элементом древней и средневековой государственной структуры кочевников представлена ханская власть. Система ханской власти состояла из семи ступеней: жузами правили младшие ханы, улусами — султаны, племенами — бии, родами — главы родов, аймаками — аксакалы, аулами — их главы. При объединении трех жузов главенствовал старший хан, который единолично руководил страной, обладал военно-административной и третейско-судебной властью. Церемония избрания хана у казахов схожа с традициями тюрков и монголов. Наличие тюркских элементов в казахской государственности объясняется тюркским происхождением казахов, а сохранение компонентов системы монгольского улуса — избранием казахских ханов по наследственности из династии Чингизидов [20].

В монографии отмечено отсутствие строго регламентированного принципа престолонаследия в Казахстане. В государстве сосуществовали и боролись две тенденции престолонаследия: родовая и династийная. Согласно первой преимущественное право быть избранным ханом имел старший в роду Чингизидов. Эта тенденция считалась традиционной. Однако в истории Казахского ханства известно немало случаев, когда верховным правителем становился не самый старший в роду, а сын прежнего правителя.

Авторы показали особенности ханской власти. Хан был верховным правителем и первым лицом в государстве, главным политическим, судебным и военным руководителем. Теоретически хан обладал неограниченной властью, но в действительности прочность его власти от внутреннего и внешнего положения государства. Это четко показывает история правления казахских ханов Бурундука и Тахира. Положение правителей, прочность их власти основывалась на ресурсах их личных владений, в которые входили земли, люди и скот. Также имели свои владения его ближайшие родственники — султаны. Именно они гласно и негласно ограничивали его власть. Тем не менее, во многом авторитет ханской власти зависел от личных качеств хана, его способностей на политическом и военном поприще.

Указаны внешние атрибуты ханской власти — чтение хутбы, специальной молитвы за царствующего повелителя, и чеканка ханом монет.

На основе немногочисленных сведений источников освещена фискальная политика Казахского ханства. Налоговая система для кочевой части населения определялась натуральными видами поставок и взаимных расчетов, а также основывалась на отработочных рентах.

В книге дана характеристика политико-правовых институтов, отмечены законодательные инициативы казахских ханов: законы ханов Касыма, Есима и Тауке.

Авторы коллективной монографии делают вывод, что по характеру Казахское ханство является продолжением древней тюркской государственности, дополненной монгольской улусной государственностью.

Подводя итог краткому историографическому обзору по проблеме института ханской власти, мы пришли к следующим выводам.

Вопросы формирования, эволюции и сущности института ханской власти в Казахстане активно изучаются в отечественной и российской историографии. В полном соответствии с учением о государстве в современной политологии исследователи изучают главные компоненты института ханской власти: систему ее органов и учреждений, систему признанных большинством народа законов, налоговую политику, чеканку монет, роль городов и т. д. [21].

Несмотря на некоторые различия в трактовке отдельных вопросов проблемы, вышеназванные авторы сделали схожие выводы.

Казахское государство появилось не в один момент и не на пустом месте. Оно является усовершенствованным видом государства в казахской степи, созданным путем реформации и трансформации древнетюркских и монгольских улусных систем. Самым главным элементом государственной структуры кочевников является ханская власть. Основными функциями ханской власти в Казахстане являлись координация внеэкономических отношений, регулирование системы землепользования, разрешение межродовых противоречий, военно-политическая и судебная деятельность. Главными функциями ханской власти были вооруженная защита населения и организация военных набегов в сопредельные регионы. В этой ситуации хану по традиции принадлежали роли верховного командующего казахскими военными дружинами, а также право объявления войны, заключения мира, ведения переговоров с соседями и т. д.

Говоря об исключительных правах и полномочиях хана по отношению к подданным, необходимо отметить, что осуществлявшаяся ими регламентация системы кочевания, судебный арбитраж и контроль имели в целом ограниченный потенциал проникновения в структуру общественных отношений кочевников в силу рассредоточенности последних по географическому пространству региона. Отсюда распределительные, контрольные и судебные функции политической системы номадов фактически рассеивались между разными субъектами властных отношений (султанами, старшинами, биями и батырами), в результате чего вся структура власти в кочевом обществе носила поверхностный, лабильный и дискретный характер [22].

Тотальный контроль верховных правителей кочевников над территорией Казахского ханства фактически отсутствовал, а власть казахских ханов над зависимыми родоплеменными группами номадов также отличалась определенной сезонной изменчивостью.

В немалой степени слабость верховной власти и ограниченность мобилизационного потенциала казахских ханов обусловливались отсутствием в кочевом обществе сколько-нибудь развитых институтов политического управления и принуждения: налоговой системы, регулярной армии, городов внутри степей, чиновничества и принудительно-карательного аппарата.

Интеграционные возможности казахских ханов были локальными во времени и социально-территориальном пространстве Казахского ханства и в целом не увенчались успехами в укреплении властной вертикали. Иными словами, концентрация властных полномочий на уровне верховной власти имела у казахов во времени дискретный, пульсирующий и обратимый характер, а потому ханская власть выступала в социально-политической жизни кочевников как переменная величина.

Введение новых источников позволит в дальнейшем более системно и адекватно осветить политический строй Казахского ханства.

Основные термины (генерируются автоматически): ханская власть, Казахское ханство, хан, верховная власть, верховный правитель, Казахстан, султан, белая кость, государство, черная кость.

Похожие статьи

Роль биев в общественно-политической жизни Казахского.

ханская власть, Казахское ханство, хан, Казахстан, верховная власть, верховный правитель, султан, белая кость. Борьба батыров за целостность территории в восстании под.

ханская власть, Казахское ханство, хан, Казахстан, верховная власть, верховный правитель, султан, белая кость, государство, черная кость. Численность казахов в средневековье | Статья в журнале.

Хронология правления казахских ханов в XV — середине XVI века

Основные термины (генерируются автоматически): хан, сын, Ногайская Орда, мнение, Султан, казах, тысяча, Казахское ханство, казахский хан, Иртыш.

Ногайский компонент в этногенезе казахов | Статья в журнале.

ханская власть, Казахское ханство, хан, Казахстан, верховная власть, верховный правитель, султан, белая. Ногайский компонент в этногенезе казахов. Историография проблемы деятельности органов внутренних дел в СССР.

Казахские жузы и клановая система Золотой Орды

И тем самым ослабил власть Ташкентских ханов Старшего жуза, превратив их в номинальных правителей старшего жуза

Основные термины (генерируются автоматически) : хан, сын, Ногайская Орда, мнение, Султан, казах, тысяча, Казахское ханство, казахский хан, Иртыш.

Знаменитые женщины Казахского ханства | Статья в журнале.

Этому совету прислушивались и прежние ханы, чтобы будущий правитель учился власти и набирался опыта.

Наиболее спорным вопросом в истории Казахского ханства является вопрос хронологии правления Казахских ханов в XVI веке.

Численность казахов в средневековье | Статья в журнале.

хан, сын, Ногайская Орда, мнение, Султан, казах, тысяча, Казахское ханство, казахский хан, Иртыш.

Институт ханской власти в традиционном обществе казахов. Казахское ханство имеет богатую предысторию.

Роль хана Абулхаира в событиях принятия казахов подданства.

В 1726 г. на съезде казахов всех трех жузов султаны, бии и батыры единодушно выбрали Абулхаир-хана верховным главнокомандующим войском казахского ханства [1].

Особенности формирования казахского дворянства

батыр, казахский народ, Казахстан, Казахское государство, казахское общество, половина XIX

тысяча, казах, численность казахов, Казахское ханство, войска, миллион, население, образ, семья, Ногайская Орда.

Институт ханской власти в традиционном обществе казахов.

Похожие статьи

Роль биев в общественно-политической жизни Казахского.

ханская власть, Казахское ханство, хан, Казахстан, верховная власть, верховный правитель, султан, белая кость. Борьба батыров за целостность территории в восстании под.

ханская власть, Казахское ханство, хан, Казахстан, верховная власть, верховный правитель, султан, белая кость, государство, черная кость. Численность казахов в средневековье | Статья в журнале.

Хронология правления казахских ханов в XV — середине XVI века

Основные термины (генерируются автоматически): хан, сын, Ногайская Орда, мнение, Султан, казах, тысяча, Казахское ханство, казахский хан, Иртыш.

Ногайский компонент в этногенезе казахов | Статья в журнале.

ханская власть, Казахское ханство, хан, Казахстан, верховная власть, верховный правитель, султан, белая. Ногайский компонент в этногенезе казахов. Историография проблемы деятельности органов внутренних дел в СССР.

Казахские жузы и клановая система Золотой Орды

И тем самым ослабил власть Ташкентских ханов Старшего жуза, превратив их в номинальных правителей старшего жуза

Основные термины (генерируются автоматически) : хан, сын, Ногайская Орда, мнение, Султан, казах, тысяча, Казахское ханство, казахский хан, Иртыш.

Знаменитые женщины Казахского ханства | Статья в журнале.

Этому совету прислушивались и прежние ханы, чтобы будущий правитель учился власти и набирался опыта.

Наиболее спорным вопросом в истории Казахского ханства является вопрос хронологии правления Казахских ханов в XVI веке.

Численность казахов в средневековье | Статья в журнале.

хан, сын, Ногайская Орда, мнение, Султан, казах, тысяча, Казахское ханство, казахский хан, Иртыш.

Институт ханской власти в традиционном обществе казахов. Казахское ханство имеет богатую предысторию.

Роль хана Абулхаира в событиях принятия казахов подданства.

В 1726 г. на съезде казахов всех трех жузов султаны, бии и батыры единодушно выбрали Абулхаир-хана верховным главнокомандующим войском казахского ханства [1].

Особенности формирования казахского дворянства

батыр, казахский народ, Казахстан, Казахское государство, казахское общество, половина XIX

тысяча, казах, численность казахов, Казахское ханство, войска, миллион, население, образ, семья, Ногайская Орда.

Институт ханской власти в традиционном обществе казахов.

Тема урока:
Казахское ханство: политические институты
государства
(урок 1)
-
На этом уроке мы:
Познакомимся с историческими предпосылками и
причинами формирования Казахского ханства;
Выясним историческое значение образования
Казахского национального государства;

Какие политические и этнические процессы способствовали
образованию Казахского ханства?
В XIV — XV веках
казахские племена
населяли огромную
территорию от Иртыша
до Урала, от Алтая
до Каспия, от Каратала
до Сырдарьи, от ТяньШаня до Каратау.
Основное население
казахских степей
составляли такие
племена, как уйсуни,
канлы, конраты,
найманы, кереи,
мангыты и многие
другие.

Какие политические и этнические процессы
способствовали образованию Казахского ханства?
Кочевые племена казахских
степей в то время входили в
в состав одного из трех
государств - Ногайская Орда,
Могулистан и Ханство
Абулхаира (Узбекский Улус).
Однако ни одно из них
не могло обеспечить свою
безопасность и сохранение
этнической
и территориальной
целостности, создать
необходимые условия для
повседневной
хозяйственной
деятельности.

Образование государств Ак-Орда, ханства
Абулхаира, Могулистана, Ногайской Орды стало
значительным этапом в развитии
государственности казахской народности
Способствовало развитию хозяйства в
регионе, укреплению хозяйственных
связей между кочевым и полукочевым
скотоводческим и оседлоземледельческим населением.
Предпосылки
образования Казахского
ханства.
Благодаря этому происходило активное общение
этнических групп, близких по языку,
материальной и духовной культуре.
Эти государства имели много общего в
государственной системе : улусная организация
кочевого населения, структуры правящей (ханской)
власти, комплектование вооруженных сил,
налоговая система.

Предпосылки и причины образования Казахского ханства
во второй половине XV века.
Предпосылки образования
Наличие территориальной единицыулуса
Ханская форма правления
Устойчивая налоговая система
Этнически однородные племена
Формирование вооруженных сил
Причины образования
Необходимость завершения политической
консолидации племен Казахстана в единое
государство
Необходимость восстановления разрушенных
хозяйственных связей между кочевыми,
оседло- земледельческими и городскими
районами и создание единого экономического
региона
Необходимость завершения длительного
процесса сложения тюркоязычных племен
Казахстана в единую народность
Борьба за власть в Восточном Дешт –и –
Кыпчаке между династиями
Орда- Еждена (Жанибеком и Кереем) и
Шайбана (Абулхаира)

Возникновение Казахского ханства явилось закономерным
итогом социально-экономических и этнополитических
процессов на обширной территории Восточного
Дешт -и-Кыпчака, Семиречья и Туркестана (Южного
Казахстана).
Казахское
ханство
Конкретный ход образования Казахского ханства связан с
внутриполитическим состоянием двух государств: ханства
Абулхаира и Могулистана, в которых усилилось
экономическое могущество кочевой знати
Преодоление раздробленности, политической разобщенности
частей казахского народа в разных государственных
объединениях связано с именами Жаныбека и Керея.

Задачи Казахского ханства
Восстановить порядок в пользовании
пастбищными угодьями
Подчинить присырдарьинские города Сыгнак, Сузак,
Отрар, Туркестан, расположенные на караванных
путях и имеющих важное политическое,
экономическое и военно- стратегическое значение
В борьбе с наследниками Абулхаира -Шайбанидами казахи
заключали военные союзы с Тимуридами, Ногаями,
Сибирским ханством. Однако эти союзы не были прочными.
Война за присырдарьинскиие города между Казахским ханством, Шайбанидами и
Могулистаном начиная с 70 гг. XV в продолжалась почти 30 лет и закончилась разделом этих
городов между ними.
Шайбанидам отошли : Отрар, Аркок, Бозкент и южная часть Туркестана
Казахскому ханству - Сыгнак, Сауран, Сузак и северная часть Туркестана
Могулистану – Ташкент, Сарайчик.
Присырдарьинские города приумножили мощь Казахского ханства, укрепили его
политическое положение

Историческое значение образования Казахского ханства
прекратилось разделение власти между разными
государствами;
централизация системы управления способствовала
сплочению казахского народа;
Казахское ханство расширило свою территорию;
были установлены прочные связи с соседними странами;
быстрое экономическое и культурное развитие
способствовало расцвету традиций и обычаев,
распространению ислама среди казахского народа;
прекратились междоусобицы и распри внутри страны;
были созданы условия для использования скотоводами
пастбищ по традиционно сложившимся маршрутам
кочевок.

Выполните задание:
С
Задание 3. Распределите по категориям значение образования
Казахского ханства. Ответ запишите буквами в таблицу.
Экономическое
Политическое
Социальное
А. прекратилось разделение власти между разными государствами;
В. централизация системы управления способствовала сплочению казахского народа;
С. Казахское ханство расширило свою территорию;
Д. были установлены прочные связи с соседними странами;
Е. быстрое экономическое и культурное развитие способствовало расцвету традиций и
обычаев, распространению ислама среди казахского народа;
F. прекратились междоусобицы и распри внутри страны;
G. были созданы условия для использования скотоводами пастбищ по традиционно
сложившимся маршрутам кочевок.

Читайте также: