Психоаналитическая антропология з фрейда кратко

Обновлено: 05.07.2024

Психоанализ — особый метод терапии в практике лечения невро- зов, основы которого были заложены 3. Фрейдом. На базе психоана- лиза возник ряд научных течений в психологии и психиатрии ХХ в.

Основным объектом исследования в психоаналитической философии является психика человека. Она рассматривается как имеющая собствен- ную природу, закономерности функционирования и развития, не сводимые к свойствам физического мира. Психика при этом понимается как состоящая из различных слоев, важнейшие из которых — сознание и бессознательное. Централь- ное место в психоаналитической философии занимает учение о бессозна- тельном: о его природе и происхождении, о взаимодействии с сознанием и о роли бессознательного в жизни отдельных людей и общества в целом.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) — австрийский психиатр и психолог.

Структура психики. В развитии представлений Фрейда о струк- туре личности четко выделяются два этапа. На раннем этапе в психике человека выделяются три основных составляющих: бессознатель- ное, предсознание, сознание. К 1920 г. у Фрейда формируется представление об иной структуре че- ловеческой психики (схема 164), в ней выделяются следующие области.

Карл Густав Юнг (1875 — 1961) — швейцарский психолог и психиатр.

Учение о коллективном бессознательном.

Своеобразное развитие получило учение Фрейда в таком направлении социальной философии, как фрейдомарксизм. Оно представляет собой эклектическое, то есть лишенное внутреннего единства, соединение учений Фрейда и Маркса.

Сексуальная энергия рассматривается как важнейшая движущая сила человеческой деятельности, источник творческого вдохновения, "эмоциональной уверенности" и "психической устойчивости".

Указывая на некоторые положительные свойства культуры, прежде всего искусства, фрейдо-марксисты в то же время подчеркивают ее репрессивное воздействие на жизненные потребности и влечения людей. В своей работе "Эрос и цивилизация: философское исследование о Фрейде" Г. Маркузе развивает идеи о виновности культуры за страдания людей, подавление их стремлений к счастью как к наслаждению жизнью. Он истолковывает исторический процесс как "постоянно возобновляющуюся борьбу между репрессивной цивилизацией и стремлением человека к наслаждению". В этом заключается основная репрессия цивилизации, направленная на подавление первичных биологических инстинктов.

Маркузе говорит также о дополнительной репрессии по отношению к человеку со стороны социально-политических и государственно-правовых институтов и учреждений, закрепляющих человека "в качестве инструмента отчужденного труда".

Г. Маркузе, В. Райх и другие фрейдо-марксисты ставят вопрос о преодолении отчуждения человека от общества, ссылаясь при этом на известные положения Маркса о необходимости преобразования общественных отношений. Однако основу решения этого вопроса они усматривают опять-таки в сфере сексуальности.

Вильгельм Райх (1897-1957) - австро-американский психолог, психиатр и психоаналитик. Основные труды: “Функции организма” (1927). “Анализ характера” (1929), “Массовая психология фашизма” (1933), “Сексуальная революция” (1936) и другие. Райх считал сексуальность и оргазм основным регулирующим механизмом человеческой жизнедеятельности, поэтому он разрабатывал науку о “сексуальной экономии”, основанную “на социологическом фундаменте Фрейда”, которая одновременно должна была быть “массово-психологической и сексуально-социологической”. Заложил основания фрейдомарксизма, идеи которого развил в работе “Диалектический материализм и психоанализ” (1924). Райх разрабатывал проблемы и теорию сексуальной революции, которую считал атрибутом революционного и реформистского процесса. Утверждал, что сексуальная революция является предпосылкой и основой “подлинно человеческой революции”, поскольку она освобождает людей от подавленной сексуальности, раскрепощает их и тем самым создает условия для настоящей социальной революции. Райх также создал учение о существующей системе сексуальной репрессивности, которая использует семью, политику и культуру в целях подавления сексуальности и свободы человека и тем самым формирует консервативный тип характера людей, ориентированный на слепое подчинение и поддержку диктатуры. Разработал ряд символов общественной репрессии сексуальности. Проанализировал сексуальное подавление как основной источник массовой невротизации и неврозов. Разработал натурфилософское учение об “оргонной энергии” (естественно, свободно текущей сексуализированной жизненной энергии) и методике ее психотерапевтического использования.

Неофрейдизм не является целостным учением, различные его пред- ставители существенно расходятся друг с другом во многих важных вопросах, связанных с трактовкой природы человеческой личности. Наиболее значимыми для философии являются идеи и выводы в уче- нии Фромма.

Эрих Фромм (1900 — 1980) — немецко-американский философ и психоаналитик, вид- нейший представитель неофрейдизма.

“Индивидуальная психология” А. Адлера

Альфред Адлер (1870-1937) - австрийский врач, психолог и психиатр. Основные сочинения: “Нервный темперамент” (1912), “Познание людей” (1917), “Практика и теория индивидуальной психологии” (1920), “Наука жить” (1929), “Смысл жизни” (1933) и другие. Примкнул к кружку Фрейда в 1902. В работе “О неполноценности органов” (1907) сформулировал концепцию болезни как нарушения баланса в отношениях органа и среды, которое организм стремится компенсировать. Полагал, что в основании психопатологических репертуаров человеческого поведения лежит идея компенсации чувства неполноценности - результат реализации неосознаваемого стремления к превосходству. Идея и принцип компенсации и сверхкомпенсации стали одним из оснований учения Адлера. Но Адлер отвергал фрейдистские мотивы особой акцентации роли и значения сексуальности и бессознательного психического в жизни людей, не усматривая жесткого противостояния бессознательного и сознательного в психике человека. Адлер считал особенно важным уделять внимание социальным составляющим, а также (пусть даже и неосознаваемым) целям поведенческих мотиваций. Основные движущие силы развития человеческого характера, по Адлеру, обусловлены целостной совокупностью целенаправленных стремлений, отражающих потребность в самоутверждении, успехе, превосходстве, совершенстве, чувстве общности и формирующихся в детстве. Особую популярность снискала идея и термин Адлера “комплекс неполноценности”. Преодоление этого чувства Адлер связывал с тенденцией “стремления к власти” и позже с установкой “стремления к общности”. Недостаточная либо извращенная компенсация чувства неполноценности, согласно Адлеру, приводит к неврозам. Но в дальнейшем Адлер корректирует некоторые прежние установки, отказывая компенсации и чувству неполноценности в статусе универсальных механизмов и источников развития личности.

Комплекс неполноценности - это формирующееся в раннем детстве болезненное чувство собственной ущербности и никчемности, сопряженное с желанием человека во что бы то ни стало их преодолеть. По Адлеру, с первых лет жизни ребенок ощущает и осознает пределы собственных возможностей: в случае неспособности отстоять свою индивидуальность и свои поведенческие принципы у него формируется “комплекс неполноценности”, в результате чего человек стремится к “влиянию и к власти”. В случае, когда перед лицом необходимости разрешения жизненной задачи психическая активность человека заметно ниже требуемой, актуализируются процессы компенсации (замещение недостающего потенциала осуществляется как бы из резервуара иной энергетической природы). Подобные ситуации результируются, по мысли Адлера, либо в мании величия (тирания по отношению к домашним или к окружающей социальной среде), либо (при неудаче) в “бегстве в болезнь”. В случае “гиперкомпенсации”, по версии Адлера, люди стремятся к предельно неадекватному господству над близкими или даже над всем человечеством. “Любой невроз, - утверждал Адлер, - может пониматься как ошибочная с позиций культуры попытка избавиться от чувства неполноценности, чтобы обрести чувство превосходства”. Элиминируется “комплекс неполноценности” из человеческой психики, по Адлеру, методом “одобрения”, причем крайне важно, чтобы цели, формулируемые человеком для самого себя, не превосходили бы избыточно человеческую меру.

В противоположность теоретикам, которые причину человеческого поведения пытались отыскать во внешней среде, вызывающей ответную реакцию человеческого организма, основатель психоанализа обратился к внутренним стимулам, под воздействием которых, по его мнению, приходят в движение все психические процессы, обусловливающие мотивационную структуру поведения людей. При этом он исходил из того, что “человек — существо со слабым интеллектом, им владеют его влечения” 2.

Именно влечения человека рассматривались Фрейдом в качестве носителя бессознательного. Выдвинув теоретический постулат о бессознательных влечениях как основе мотивационного поведения человеческого существа, он задался целью выявить так называемые “первичные влечения”, составляющие ядро бессознательного. В качестве основы этих “первичных влечений” Фрейд первоначально принял сексуальные влечения, которые, как он ошибочно считал, являются не только причиной возникновения невротических заболеваний, но и мощным стимулом творческой деятельности психически нормального человека и культурных достижений человечества.

Основатель психоанализа полагал, что симптомы невротических заболеваний следует искать в остатках и символах воспоминаний о сексуальных переживаниях, имеющих место в детском возрасте каждого человека. Эти забытые переживания детства не исчезают, по Фрейду, автоматически, а оставляют неизгладимые следы в душе индивида. Будучи вытесненными из сознания, сексуальные влечения и желания лишь ждут благоприятной возможности, чтобы в завуалированной форме вновь заявить о себе На этих теоретических допущениях как раз и основывалось психоаналитическое учение Фрейда, согласно которому инфантильная сексуальность является потенциальным источником внутренних конфликтов, возникающих в силу подавления запретных влечений или регрессии, сопровождающейся воскрешением инфантильных фиксаций, ранее имевших место в процессе сексуального развития ребенка. Исходя из этого, основатель психоанализа и говорит о “всеопределяющей роли сексуальной этиологии” 3.

Учение о сексуальной этиологии неврозов переросло затем у Фрейда в более общую теорию, согласно которой сексуальные влечения принимают самое непосредственное участие в творчестве высших культурных, художественных, этических, эстетических и социальных ценностей человеческого духа. Как заметил один из сторонников психоаналитического учения — К. Абрахам, “человек пронизывает, преисполняет все окружающее своей сексуальностью”, представляющей собой “сокровеннейший элемент в существе человека”4. Согласно же Фрейду, “сексуальное поведение человека является очень часто прототипом его общего реагирования и поведения в жизни”5.

Определение человека через его сексуальность отнюдь не новое изобретение, принадлежащее Фрейду. Попытки подобного рода не раз предпринимались в западной философии. Шопенгауэр, например, считал, что “человек — это воплощенный половой инстинкт”, а сексуальная потребность — “такое желание, которое составляет самую сущность человека” 6. Однако Фрейд не только сосредоточил внимание на сексуальной деятельности человеческого существа, но и через призму сексуальности попытался осветить буквально все процессы индивидуально-личностного и культурно-социального характера, что было, разумеется, неправомерной интерпретацией зависимостей между индивидуально-личностным и общественным бытием человека.

По мере развития психоаналитических идей Фрейд внес коррективы в свое понимание сексуальности. Если первоначально в качестве “первичных” он рассматривал сексуальные влечения, то в дальнейшем основатель психоанализа предпочитает говорить уже о “психосексуальности”, имея в виду “душевный фактор” сексуальной жизни. Затем понимание сексуальности получает у Фрейда более широкую трактовку, включающую в себя всю сферу человеческой любви (любовь родителей, дружба, общечеловеческая любовь и т. д.). По его собственным словам, “расширенная сексуальность психоанализа совпадает с Эросом „божественного Платона"” 7. В более поздних работах Фрейд пришел к выводу, что “первичные” влечения составляют полярную пару созидательной любви и деструктивности. В конечном счете он выдвинул гипотезу о том, что деятельность человека обусловлена наличием биологических и социальных влечений, где доминирующую роль играют “инстинкт жизни” (Эрос) и “инстинкт смерти” (Танатос).

Коррективы, вносимые Фрейдом в понимание природы “первичных” влечений, объяснялись не столько тем, что психоанализ еще при жизни его основателя был подвергнут резкой критике за “пансексуализм”, сколько тем, что при осмыслении проблемы человека Фрейд был вынужден выйти за рамки чисто природного толкования психических процессов. Однако все его коррективы носили частный характер, замыкались на различном рассмотрении форм и способов проявления “первичных” влечений и не касались того допущения, согласно которому бессознательные влечения составляют сердцевину и скрытую сущность жизнедеятельности человека, т. е. не затрагивали основ психоаналитического понимания индивида. Так или иначе, бессознательное влечение представлялось ему “настоящим двигателем прогресса”8 , оказывающим влияние на жизнедеятельность человека и развитие человеческой цивилизации в целом. В концептуальных построениях Фрейда человек всегда фигурировал в качестве эротического существа, внутренний мир которого был подвержен различного рода конфликтам, обусловленным столкновением бессознательных влечений с культурными требованиями социальной реальности.

Пониманию природы конфликтных ситуаций способствует фрейдовская трактовка личности, основанная на вычленении трех структурных элементов, обладающих своей собственной спецификой и находящихся в определенном соподчинении друг с другом. “Оно” (Id) — глубинный слой бессознательных влечений, то сущностное ядро личности, вокруг которого структурируются и над которым надстраиваются остальные элементы. “Я” (Ego) — сфера сознательного, своеобразный посредник между бессознательными влечениями человека и внешней реальностью, включая природное и социальное окружение. “Сверх-Я” (Super-Ego) — сфера долженствования, моральная цензура, выступающая от имени родительского авторитета и установления норм в обществе 9.

Фрейдовское “Я” — это не что иное, как особая, дифференцированная часть “Оно”, и, следовательно, в психоаналитическом видении человека не сознание управляет бессознательными процессами, а, наоборот, последние властвуют над индивидом. С другой стороны, моральное и социальное “Сверх-Я”, которое, казалось бы, должно сглаживать трения между “Оно” и “Я”, оказывается у Фрейда наследником и носителем бессознательного. Это значит, что “Я” как бы находится в зависимости не только от бессознательного “Оно”, но и от социального “Сверх-Я”, которое властвует над ним в виде двух “демонов” — совести и бессознательного чувства вины. Таким образом, фрейдовское “Я”, не являясь, по выражению основателя психоанализа, “хозяином в своем доме” 10, находится в конфликтных ситуациях с внешним миром, “Оно” и “Сверх-Я”, что постоянно драматизирует человеческое существование. Антропологизация бессознательного оборачивается драматизацией бытия человека в мире.

Эта драматизация человеческого бытия усугубляется тем, что каждый индивид, по Фрейду, обладает склонностью к агрессии. В предельном своем выражении она находит свое отражение в “инстинкте смерти”, противостоящем “инстинкту жизни”. Внутренний мир человека представляет собой, следовательно, арену борьбы и действия двух противоположных сил, от исхода и взаимоотношения которых зависит судьба как отдельного индивида, так и человеческой цивилизации. Эрос и Танатос рассматриваются Фрейдом как две наиболее могущественные силы, детерминирующие поведение человека и играющие важную роль в его жизнедеятельности.

В целом человек представляется Фрейду отнюдь не мягкосердечным, добродушным существом: среди его бессознательных влечений имеется врожденная склонность к разрушению и необузданная страсть к истязанию самого себя и других людей. Именно в силу этих внутренних качеств человека культура и цивилизация постоянно находятся под угрозой уничтожения. Однако Фрейд не ставит окончательный диагноз ни в отношении исхода борьбы между Эросом и Танатосом, ни в отношении характеристики человеческой природы как доброй или злой. Правда, в отличие от мыслителей, признававших исключительно “добрую природу” человека и акцентировавших внимание на сознательной деятельности людей, основатель психоанализа стремится выявить теневые стороны человеческого бытия, импульсивные и агрессивные наклонности индивида, а также подчеркнуть ведущую роль бессознательных влечений в жизни человека. Но это он делал вовсе не потому, что не признавал наличия в человеческом существе добрых начал или не верил в силу человеческого разума. “Мы подчеркиваем все злое в человеке, — замечает Фрейд, — только потому, что другие это отрицают, — благодаря чему душевная жизнь человека хотя и не становится лучше, но зато делается непонятной. Если же откажемся от односторонней этической оценки, то, несомненно, сможем определить форму взаимоотношений доброго и злого в человеческой природе” 11 . Признавал он и разумное начало в человеке, с сожалением говоря лишь о том, что “примат интеллекта лежит еще в далеком будущем, но все-таки не бесконечно далеко” 12. Вместе с тем Фрейд полагал, что “склонность к агрессии является первоначальной, само по себе существующей инстинктивной диспозицией в человеке” 13.

Таково в общих чертах фрейдовское психоаналитическое видение человека. Оно носило на себе отпечаток методологической ограниченности и идейной ошибочности: онтологическо-метафизи-ческой абсолютизации бессознательного, гносеологическо-одно-сторонней интерпретации взаимоотношений между сознательными и бессознательными процессами, необоснованной экстраполяции выводов, сделанных на основе психоаналитического исследования индивидуально-личностного бытия человека, на более общие закономерности развития общества и человеческой цивилизации.

Вместе с тем психоаналитическое видение человека дало новый поворот в философском осмыслении бытия человека в мире, что нашло свое отражение во многих западных философских и психологических направлениях. Свертывание человеческой проблематики во внутрь индивида, акцентирование внимания на тех аспектах жизни, которые обнаруживаются по ту сторону сознания, интерпретация человеческого существования с точки зрения внутриличностных конфликтов и коллизий — все это весьма импонировало западным теоретикам, отталкивающимся от психоаналитического видения человека, предложенного Фрейдом.

Основателем психоаналитического направления в антропологии стал Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский врач-невропатолог, который предложил новый метод лечения больных неврозом.

Основой этого метода стало учение о сессознательном в структуре человеческой психики, которое, как утверждал Фрейд, является источником неврозов. Психоанализ как метод лечения в ходе дальнейшего осмысления его исходных позиций превратился в философское учение о человеке и вскоре приобрел широкую известность.

В чем же состоит это учение?

В самых общих чертах его можно изложить так: структура человеческой психики видится Фрейду как сложное построение, составными элементами которого являются три начала:

Бессознательное, является источником и носителем энергии либидо, т.е. энергии сексуального влечения. Либидо имеет характер природного инстинкта, т.е. проявляется вне зависимости от сознания.

В этом состоит принципиальная конфликтность внутреннего мира человека: бессознательное влечение сталкивается с жесткими требованиями культуры и религии. В результате этого возникает агрессия, в ряде случаев она приводит к неврозу.

Рассматривая само подсознательное, Фрейд увидел в нем противоборство двух начал, которое он обозначил символами Эроса и Танатоса. Первое (Эрос) являтся инстинктом жизни, оно конструктивно и созидательно, второе (Танатос) — инстинктом смерти, разрушения, разложения. Борьба Эроса с Танатосом определяет жизненную линию поведения человека.

Эти начала, по Фрейду, присутствуют в каждом человеке от рождения и сопровождают его в течение всей его жизни. Они не только противоборствуют между собой, но и проявляются друг через друга, т.е .они в равной степени необходимы. Например, инстинкт самосохранения имеет эротическую природу, но он нуждается в известной агрессии для реализации своей цели. Живое существо сохраняет свою жизнь, разрушая чужую — так заведено природой. У человека инстинкт смерти, направленный вовне, становится деструктивным (эта ситуация, кажется, не нуждается в особых пояснениях), но часть этого инстинкта остается внутри психики человека и проявляется в нем в форме совести. Она, как известно, есть внутренний судья и исполнитель своего приговора.

Структура психики человека. Сознание как высший уровень развития психики

Животные проявляют избирательность по отношению к пище. Она может проявляться в виде строгой специализации, как у коршуна-слизнееда или в виде пищевого предпочтения, при котором животное, если у него есть выбор, отдаёт предпочтение определённому пищевому объекту . [прим. 2] Часто животные стремятся поддерживать разнообразие пищевого рациона[прим. 3]. Среди животных, питающихся живой пищей ( .

Для девочек подобная ситуация описана Фрейдом как комплекс Электры, в котором выражается враждебность чувств дочери к матери как к своей сопернице в ее отношении к отцу.

Подобные истокования внутренней жизни человека придают ей некий трагический оттенок. Однако у Фрейда говорится о трансформации энергии либидо в определенные формы высшей деятельности человеческого духа. Это явление получило название сублимации. В этой возможности Фрейд увидел общий источник высоких творческих потенций человека, приведших к созданию им науки, искусства, религии и др. Этим же Фрейд объяснял истоки гениальности личности.

Учение Фрейда получило начало новому направлению в философской антропологии и вместе с тем поставило перед человечеством новые проблемы. Прежде всего оно перечеркнуло идею о безраздельном господстве разума в жизни человека и в истории, тем самым была продолжена линия, идущая от С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и др.

Фрейд как бы вернул природу в лице ее инстинктов на ее законное место. Вместе с тем он опроверг и другую идею, а именно об исключительно благотворном влиянии культуры на человеческую личность, указав при этом на репрессивный характер культуры, что в ряде случаев выражается в утрате людьми и народами психического здоровья.

Культура должна не конфликтовать с природой в человеке, а войти в состояние гармонии с ней.

Как и каждый мыслитель значительного масштаба Фрейд был подвергнут критике учениками и последователями его учения — это касается истолкования ими Эдипового комплекса, а также той исключительной роли, которую Фрейд придавал индивидуальной сексуальности личности, а также по другим вопросам.

Карл Густав Юнг

Учение Фрейда продолжил, но при этом придал ему несколько иное толкование швейцарский психолог и культуролог Карл Густав Юнг (1875-1961).

проблема человека и его психики

. комплексного междисциплинарного подхода. В психологии проблема человека занимает важнейшее место. Предметом изучения психологии является психика человека. Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, . является сознание. Актуальность психологического исследования проблемы человека и его психики связана с тем, что человек является субъектом всего многообразия видов деятельности, .

Согласно Юнгу, в ходе длительной эволюции психики бессознательное вырабатывает устойчивые формы — архетипы. Это изначальные, врожденные психические структуры, образы, лежащие в основе коллективного бессознательного, они выражаются в мифах, сказках, в художественных фантазиях, сновидениях и т.п. В своей совокупности все они составляют базовое пространство коллективной психики, внутри которого находят свою основу все другие представления человека.

Указанием на эти маски Юнг пытается показать сложную природу человеческой личности, ее раздвоенность и утрату ею идентичности, т.е. единства выражения и существования.

Человек многолик, — говорит Юнг, и в этом вина западной цивилизации. Но как вернуть его себе самому?

Юнг полагал, что этого можно достичь путем идентификации на основе архетипов коллективной психики, устанавливая всеобщий и обязательный характер ее архетипов. И это дается не разумом, а иными средствами: архетип нельзя объяснить самому себе и другим. Он постигается и осознается тогда, когда мы следуем за мифом, придавая ему современное облачение. Ценность архетипа в том, что он связывает нас с прошлым, от которого мы в ходе прогресса сильно оторвались и поэтому утратили свои глубинные корни.

Интересны рассуждения Юнга об архетипе младенца, например. Ведь младенец — это все покинутое и брошенное на произвол судьбы и в то же время божественно-могущественное, но ничем не замечательное.

Вечный младенец в человеке — это начало в его жизни, и это ее конец (впадение стариков в детство).

Мотив младенца, таким образом, представляет собой подсознательный, младенческий аспект коллективной души.

Архетип, согласно Юнгу, сдерживает прогресс, ибо он более естественен и с силу этого более морален, тогда как прогрессивный идеал есть плод чистого разума, всегда абстрактен и поэтому менее естественен. Он уводит человека от самого себя, хотя иллюзия движения всегда имеет место. В этих и других рассуждениях Юнга содержится критика западной цивилизации и тревога за человека, оказавшегося в конфликте между собой.

Человек, индивид, личность, индивидуальность

. из этих граней. Хотя каждая личность является одновременно человеком и гражданином, но далеко не каждый человек, индивид в своих общественных связях и поведении проявляет себя как . личность. Исторически человек начинает формироваться как личность на основе выделения индивидуального .

Альфред Адлер

Среди последователей Фрейда, критически настроенных к его учению, был венский врач и психолог Альфред Адлер (1870-1937).

Позже Адлер говорил о стремлении к превосходству и стремлении к совершенству. Сами эти мотивы имеют смысл только тогда, когда человек находится в социальной среде, т.е. среди других людей, что и побуждает его стремиться к превосходству и к совершенству по отношению к себе подобным. Социализация индивида — важная часть концепции Адлера, ибо здесь человек имеет возможность видеть себя как бы со стороны, т.е. глазами другого человека. Человек рождается слабым и беспомощным, он наделен природой физиологическими недостатками. Окружающий мир сигнализирует ему о его несовершенствах, и это приводит к расщеплению его сознания, к разного рода конфликтным ситуациям.

Позже Адлер говорил о стремлении к превосходству и стремлении к совершенству. Сами эти мотивы имеют смысл только тогда, когда человек находится в социальной среде, т.е. среди людей, что и побуждает его стремиться к превосходству и к совершенству по отношению к себе подобным.

Социализация индивида — важная часть концепции Адлера, ибо здесь человек имеет возможность видеть себя как бы со стороны, т.е. глазами другого человека (и общества).

Эрих Фромм

Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.

. система свойств и качеств, всецело характеризующая психологическую специфику личности (индивида, человека). Психические процессы, в полном составе, происходят в личности, однако не . В понятии "человек" устанавливается генетическая детермированность развития качеств и признаков человека. Индивид является единственным представителем вида "homo sapiens". Люди, как индивиды, различаются меж собой .

Среди представителей неофрейдизма значительное место занимает американский социальный философ Эрих Фромм (1900-1980).

В отличие от Фрейда, он уходит от крайностей биологизации в понимании природы человека, равно как и от социализации этой природы, в чем он усматривает ошибку Адлера, относительно последнего Фромм полагает нервным представить индивида как некое подобие марионетки в руках общества.

Иная сфера сложности человеческого бытия — исторические противоречия, которые возникают в процессе жизнедеятельности людей, их исторического развития. Примером таких противоречий может служить противоречие между достижениями научно-технического прогресса и неспособностью людей использовать их на благо себе и другим.

Элемент народности в характере человека, влияние жизни на его воспитание

Список литературы

Примеры похожих учебных работ

Историческое развитие человеческого сознания

. В то же время историческое развитие людей создает предпосылки для индивидуального развития человеческой личности, ее сознания. Влияние истории человеческой жизни на развитие человека определяют, во-первых, наследственные предпосылки, которые являются .

4573 психология. Определение сознания. Современные представления о структуре человеческого .

. эмоций. 1.Определение сознания. Современные представления о структуре человеческого сознания. Свойства и функции сознания. Сознание человека в . понятий. Состоит из сознательного и бессознательного. Фактически, сознание едино и его невозможно .

Манипуляция человеческим сознанием: социологический аспект

. ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ СОЗНАНИЕМ .1 Манипуляция как социологический феномен Социальный феномен понимается как явление общественной жизни, продукт проявления сознательного взаимодействия людей. Особенность манипуляции состоит .

4.5. Психика и сознание. Историческое развитие человеческого сознания

. человека. Психика человека имеет качественно более высокий уровень, чем психика животных (homo sapiens – человек разумный). Сознание, разум человека . а есть божественное сознание. Бессознательное, в широком . общества и человеческого мышления. Психология .

Двигательная активность человека в различные периоды жизни

Ценностные ориентации и самоактуализация человека в различные периоды жизни

. участвуют в жизни человека на разных возрастных этапах. Ценностные ориентации и самоактуализации человека Для исследования . Под совладающим поведением мы понимаем механизмы психики направленные на адаптацию к стрессовой ситуации, прогнозирование .

Психоаналитическое учение о природе человека является нетрадиционным для философской антропологии, поскольку оно выводит наше представление о человеке за пределы разума и открывает новые горизонты понимания. Основателем этой школы антропологии был Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский невропатолог, предложивший новый метод лечения невротиков. В основе этого метода лежало учение о бессознательном в структуре человеческой психики, которое, как утверждал Фрейд, является источником неврозов. Психоанализ как метод лечения, по мере дальнейшего осмысления его исходных положений, стал философским учением о человеке и вскоре получил широкую известность. В чем состоит эта доктрина?

Психоаналитическая антропология - Символы Эроса и Танатоса

Символы Эроса и Танатоса

Рассматривая само бессознательное, Фрейд видел в нем противостояние двух начал, которые он обозначил символами Эроса и Танатоса. Первый (Эрос) — это инстинкт жизни, он конструктивен и созидателен; второй (Танатос) — это инстинкт смерти, разрушения, распада и т.д. Борьба между Эросом и Танатосом определяет линию жизни человеческого поведения.

Энергия либидо

Как и любой великий мыслитель, Фрейд подвергался критике со стороны студентов и последователей его учения; это касалось и интерпретации Эдипова комплекса, и исключительной роли, которую Фрейд приписывал сексуальности человека, и других вопросов.

Интерпретация Юнга

Согласно Юнгу, бессознательное развивает устойчивые формы — архетипы (от греч. arche — начало, typos — образ) в ходе длительной эволюции психики. Это оригинальные, врожденные психические структуры и образы, которые составляют основу коллективного бессознательного; они выражаются в мифах, сказках, фантазиях, снах и так далее. Вместе они образуют базовое пространство коллективной психики, в котором находят свою основу все остальные человеческие представления.

Юнг считал, что этого можно достичь через идентификацию на основе архетипов коллективной психики, устанавливая универсальный и связующий характер архетипов. И это дается не разумом, а другими средствами: архетип нельзя объяснить ни себе, ни другим. Архетип нельзя объяснить ни себе, ни другим. Он постигается и понимается, когда мы следуем за мифом, придавая ему современное обличье. Ценность архетипа в том, что он связывает нас с прошлым, от которого мы оторвались в ходе прогресса и тем самым потеряли свои глубинные корни.

Архетип младенца

Интересны, например, размышления Юнга об архетипе младенца. Ведь младенец — всеми покинутый и оставленный, и в то же время божественно сильный, но ничем не примечательный. Вечный младенец в человеке — это неописуемый опыт, своего рода несоответствие, внутреннее препятствие и в то же время божественная прерогатива. Младенец в человеке — это начало в его жизни, и это его конец (впадение ветхого человека в младенчество). Таким образом, мотив младенца представляет собой бессознательный, инфантильный аспект коллективной души.

Архетип, по мнению Юнга, сдерживает прогресс, поскольку он более естественен и, следовательно, более морален; в то время как прогрессивный идеал — это плод чистого разума, всегда абстрактный и, следовательно, менее естественный. Она уводит человека от себя, хотя иллюзия движения всегда имеет место. В этих и других размышлениях Юнга присутствует критика западной цивилизации и забота о человеке, находящемся в конфликте с самим собой.

Эрих Фромм

Американский социальный психолог и философ Эрих Фромм (1900-1980) занимает важное место среди представителей неофрейдизма. В отличие от Фрейда, он отворачивается от крайностей биологизации в понимании природы человека, а также от социализации этой природы, в чем он видит ошибку А. Адлера. Что касается последнего, то Фромм считает неправильным представлять человека как своего рода марионетку в руках общества.

Исторические противоречия

Другая сфера сложности человеческого бытия — исторические противоречия, возникающие в процессе жизнедеятельности человека, его исторического развития. Примером таких противоречий является противоречие между достижениями научно-технического прогресса и неспособностью людей использовать их на благо себе и другим.

Приведенные выше концепции и подходы свидетельствуют об актуальности проблемы человека. Они приближают нас к освещению духовной ситуации нашего времени.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: