Психастенический тип акцентуации характера кратко

Обновлено: 02.07.2024

Психастенический тип акцентуации характера по А.Е. Личко

Данный тип, как и астеноневротический, относится к типам, лежащим в месте соприкосновения психопатии и невроза. Психастеническая личность расположена к развитию неврозов, писанных в МКБ-10 как тревожно-фобические расстройства (F40), тревожные расстройства (F41), обсессивно-компульсивное расстройство (F42). Естественно, далеко не всегда человек с психастеническим типом обнаруживает у себя симптоматику психиатрических расстройств, но, т.к. мы говорим об акцентуациях в парадигме Личко, т.е. как пограничных состояниях, необходимо упомянуть об этом.

Младший школьный возраст (7 лет) является критическим, т.к. именно в этом возрасте можно увидеть все проявления данного типа акцентуации. Ребенку начинают предъявлять требования, выполнение которых зависит от его чувства ответственности, что является одним из самых сильных ударов для него, как для личности.

В подростковом возрасте обычно не бывает резких обострений, что отличает данный типа от других. Четкое расписание ребенка, отсутствие необходимости (а затем возможности, и, в самых крайних случаях, способности) принимать самостоятельные решения способствуют хорошей адаптации ребенка даже при наличии резко выраженных черт акцентуации. Нарушить состояние гармонии могут ситуации, в которых требования к ответственности ребенка возрастают настолько, что шанс не оправдать надежды высок как никогда, например, в ситуациях выступления на сцене или экзаменов. Наибольшие проявления психастеническая акцентуация демонстрирует при достижении человеком возраста 20-30 лет.

Отличительные черты психастеника в подростковом возрасте – нерешительность, некоторая боязливость, склонность к рассуждательству и самоанализу, тревожность, мнительность, легкое возникновение различного рода обсессий (навязчивостей) – страхи, действия, ритуалы и т.д.

Страхи, тревоги и мнительность психастеника относятся, прежде всего, к будущему. Часто представления о будущем хоть и возможны, но все-таки маловероятны. Объектами тревоги могут становиться они сам, а также близкие им люди, к которым они могут проявлять патологическую привязанность.

Иногда, стремясь перебороть себя, подростки с психастенической акцентуацией могут казаться чересчур самоуверенными, что проявляется в их суждениях и намерениях, решительными и молниеносно реагирующими в те моменты, когда необходимо проявить хладнокровие и остановиться, и подумать. Неудачи, которые следуют за такими действиями, еще больше усиливают нерешительность и сомнения в будущем.

Физическое развитие психастеников отличается от сверстников. Ручные навыки и спорт – не их сильная сторона. Част отмечается недостаточный тонус мышц рук и ног, неловкость при совершении точных движений. При этом, ноги развиты гораздо лучше рук.

Поведенческие реакции, свойственные всем подросткам, психастеников слабые и своеобразные. Если обычные подростки стремятся отделиться от родителей и показать свою независимость, то психастеник демонстрирует патологическую привязанность к одному из родителей, т.к. родитель, в свою очередь, выступает еще одним средством психологической защиты.

В обычных подростковых группах им редко находится место, однако они могут попасть в компанию интеллектуалов и стать достойным членом группы.

Сексуальное развитие опережает физическое, что проявляется, часто, в интенсивном онанизме, который приводит к угрызениям совести и появлению символических запретов.

Делинквентность, алкоголизация, наркотики, суицидальное поведение и т.п. психастеничным подросткам несвойственны. Их место занимают навязчивости, самокопание и рассуждения.

Самооценка, несмотря на склонность к самоанализу, чаще всего формируется неправильно. Часто подростки находят у себя несуществующие черты характера, иногда диаметрально противоположные имеющимся.

Если мы говорим о психопатии, а не об акцентуации, то следует заметить, что психопатию отличают постоянные, хоть и колеблющиеся по интенсивности проявлений, навязчивости и фобии, нарушающие трудоспособность и социальную адаптацию.

При подготовке данной статьи были использованы материалы Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - СПб.: Речь, 2010. - 256 с.

Читайте также: