Псевдороманский стиль в архитектуре кратко

Обновлено: 07.07.2024

Романская архитектура — так называются все архитектурные творения романского стиля.

Этот стиль появился в Средневековье в 10 веке и просуществовал как основной два века. Лишь в начале 13 века его полностью заменил готический стиль.

Название романского стиля появилось в 19 веке. Учёные связали его с Римом (Roma, Rome, Rom — название города на разных языках), который играл большую религиозную роль (и продолжает играть). Ведь стиль впервые применили при строительстве церквей, соборов, базилик.

Основные черты стиля — это мощность и прочность конструкций, вместительность, сводчатые потолки и полукруглые арки. Эти сооружения служили также убежищем в случае нападения врага. Поэтому окна и двери были очень узкими, а стены толстыми.

Сооружения этого стиля можно найти в Европе: Германии, Италии, Англии, Франции, Португалии, Испании.

Особенности романской архитектуры

Как понять, что перед вами сооружение романского стиля? Обратите внимание на следующие особенности:

  1. Церковь стремилась создать мощные и прочные сооружения, которые отображали бы её возрастающую силу и служили укрытием. Таким сооружением становится базилика.
  2. Формы сооружений — вытянутые прямоугольники: внутри должно быть просторно. Чтобы увеличить высоту сооружений, стали использоваться крестовые своды (те, которые соединяют в себе две арки).
  3. Простота сооружений. Они должны гармонировать с окружающей средой.
  4. Толстые массивные стены, узкие окна и двери, большое количество полукруглых (полуциркульных) арок.
  5. Архитекторы вдохновлялись древнеримским стилем.
  6. Тесная связь с религией. Основная идея стиля — богословская.

Некоторые примеры романской архитектуры

Франция

Монастырская церковь в Клюни, Бургундия, Франция на фоне голубого неба

Монастырская церковь в Клюни, Бургундия — яркий пример романского стиля. Узкие окна и проходы, толстые, массивные стены.

Внутреннее помещение в Базилике Сен-Сернен в Тулузе, Франция со скамьями для молитвы и алтарём

Базилика Сен-Сернен в Тулузе, Франция. Сводчатый потолок и арки по бокам — черты, присущие романскому стилю.

Фасад Собора Нотр-Дам в Ле-Пюи-ан-Веле, Франция на фоне голубого неба

Романский стиль фасада Собора Нотр-Дам в Ле-Пюи-ан-Веле, Франция.

Италия

Внутренний двор Базилики Святого Амвросия в Милане, Италия

Внутренний двор Базилики Святого Амвросия в Милане, Италия.

Пизанский собор в Пизе, Италия и зелёная лужайка перед ним в пасмурный день

Пизанский собор в Пизе, Италия. Массивность конструкции, узкие окна, наружные полуциркульные арки говорят о романском стиле.

Испания

Церковь святой Марии Евнатской на севере Испании, расположенная на лугу на фоне гор и серого неба

Церковь святой Марии Евнатской на севере Испании. Романский стиль виден и здесь.

Германия

Наумбургский собор в Германии, перед которым растёт дерево, стоят столики уличного кафе и прогуливаются люди

Наумбургский собор в Германии. Его строительство началось в начале 11 века, а закончилось только в начале 13. Поэтому он сочетает в себе два стиля — романский и готический.

Замок Кверфурт в Германии на фоне голубого неба

Замок Кверфурт — средневековый замок и весьма важный памятник романской архитектуры.

Англия

часть Даремского собора, освященная заходящим солнцем

Даремский собор в Англии, построенный в романском архитектурном стиле, является объектом Всемирного наследия.

Португалия

Кафедральный собор Се в Порту на фоне голубого неба, вход в центральный неф собора и позорный столб перед входом

Кафедральный собор Се в Порту был перестроен в период барокко. Но во входе в центральный неф собора можно разглядеть черты романского стиля: узкие окна и вход, полукруглая наружная арка.

Как отличить романский стиль от готики?

Готический стиль тоже стиль Средневековья. Он сменил романский стиль в начале 13 века. Но его создание и внедрение происходили постепенно, ещё в 12 веке.

Поэтому многие сооружения содержат в себе проявления обоих стилей. Начало их строительства приходилось на эпоху романского стиля, а достраивались они уже под влиянием готики.

Основное отличие стилей — в их предназначении. В период романского стиля сооружения были невысокими и мощными, а основной их целью было служить как убежище и защищать от врага.

То были церкви-замки, внушительные неприступные соборы, неприметные базилики, которые сливались с пейзажем.

Но в период готики защита была уже не так важна. Поэтому расширялись окна, строились более высокие сооружения, применялись декоративные элементы.

Готика заимствовала у романского стиля крестовый свод на потолке.

Разноцветные витражи Святой капеллы (Сент-Шапель) в Париже, Франция

Сводчатый потолок Святой капеллы (Сент-Шапель) в Париже. Большие витражные окна капеллы, которые разделены тонкими колоннами, указывают на готический стиль постройки.

Только раньше, чтобы потолок не обрушился, архитекторам приходилось делать очень толстые стены, которые смогли бы удержать на себе вес потолка. В период готики вес потолка переносится наружу. К сооружению пристраивается дополнительная конструкция, которая служила опорой.

Благодаря этому архитекторам удалось уменьшить толщину стен и увеличить двери и окна.

Основные отличия:

Романский стиль Готика
Основные сооружения: базилики, соборы, церкви, замки Помимо церквей и собор строятся дворцы, частные дома богатых людей
Достаточно низкие сооружения Высокие сооружения с остроконечными элементами
Толстые стены с узкими окнами и дверьми, чтобы было легче обороняться, а врагу — сложнее попасть внутрь Тонкие стены, большие ажурные окна, большие двери. Свет играл важную роль
Сводчатые потолки Сводчатые потолки с тонкими стенами
Полукруглые арки Стрельчатые арки
Почти полное отсутствие декора Каменная резьбы, ажурные окна. В период поздней готики строения делаются как можно более простыми, а вот декор, наоборот, усложняется
Идеология — религия Идеология — религия и мистика

Примеры готики в архитектуре

Солсберийский собор в Англии с зелёной лужайкой на фоне голубого неба

Солсберийский собор, Англия, построенный в готическом стиле.

Миланский собор в Италии в предзакатном свете

Миланский собор в Италии. О готике говорят остроконечные шпили и ажурность деталей.

Брюссельская ратуша в Бельгии на фоне голубого неба

Брюссельская ратуша, Бельгия. Обратите внимание на декоративные элементы башни и ажурность окон.

Ярославский вокзал в Москве Щусева - неорусский, это русский модерн.
К эклектике обычно относят русско-византийский стиль в храмовой архитектуре, хотя именнно в храмовом зодчестве эклектика давала шедевры.

The villa was raised in 1895 by a county doctor Mieczysław Dembowski on the base of Teodor Talowski’s (the precursor of Neo-romanticism in the Polish architecture) design and belongs to his most interesting creations. Particulary interesting is a front wing adorned with a stone cat’s head which gave the villa its common name “cat’s castle”. The stone details were made in a local artistic sculpture workshop belonging to Wojciech Samek. Presently, the villa is a seat of the Bochnia department of the Record Office in Cracow./t
На вилле был поднят в 1895 году графство врач Мечислав Дембовский на базе Теодор Talowski (в предшественником нео-романтизма в польской архитектуре) разработка и принадлежит его самых интересных творений. Particulary интересное переднее крыло украшено кошка камня голова, которая дала вилла "замок кошки" своим общим именем. каменные детали были сделаны в местной художественной мастерской скульптуры принадлежащих Войцех Samek. настоящее время вилла является резиденцией Bochnia отдела Управления записи в Кракове.

Псевдо-романский - имитирующий романский (средневековый) стиль в архитектуре.
В общем, все это должно быть похоже на средневековый замок или крепость.
Т. е. , здание может быть построено с использованием ультрасовременных материалов, технологий и иметь конструктивную основу вообще отличную от подлинников романской эпохи. Цель архитектора - всего лишь стилизация.
Особенности такого стиля - простой общий силуэт здания, но мощные "крепостные" стены с узкими окнами, полуциркульные арки, и очень часто - башни, зубчатые верхушки стен, простая внешняя отделка - кирпич или грубо тесаный камень.
Правда, не редко можно увидеть модную дачу в виде замка, гладко оштукатуренную и окрашенную в веселенькие "детсадовские" тона. :)

В начале 20 в. архитекторы в Польше, Беларуси и Украине обращаются к романскому наследию. Через тяжёлые, закрытые, массивные формы и статичную приземлённость композиций архитектуры стремяться передать в зданиях суровый оборонительный характер романских прототипов 10-12 вв. Для этого используют систему простых геометрических объёмов – кубы, параллелепипеды, призмы, цилиндры, а также мощные арки, цилиндрические и крестовые своды и т.д. Общественным и дворцовым зданиям придаётся крепостной вид – дворец в д.Юршево, Оршанского района. Однако тяжеловесные мрачноватые формы псевдороманского стиля мало соответствовали запросам буржуазии и богатого дворянства при возведении личных резиденций. Поэтому наибольшее распространение этот стиль получил при возведении костёлов, которые получали вид мощной трёхнефной базилики с массивными стенами и башнями.

Крупнейшим произведением псевдороманского стиля является костёл св. Симона и Алены в Минске (Красный костёл) (1905-1910, польский арх. Т.Пайздерский), костёл Божьего Тела в д.Иказнь (начало 20 в.), костёл Сердца Иисуса в д.Слободка, Брасловский р-н (1903), костёл в Зельве.

Модерн

Модерн в Беларуси в своём развитии прошёл два этапа.

1 этап – 1890-е – начало 1900-х гг. – основное внимание уделяется не столько объёмно-пространственой композиции, сколько декоративно-пластическому оформлению здания.

Яркий пример постройки в стиле переходном от эклектики к раннему модерну – дворец в д.Красный берег, Жлобинского р-на. (1890-1893, арх. К.Шретер).

2 этап – 1907-1917 гг. – устанавливается твёрдая связь между архитектурой и функцией здания, активно распространяется конструктивный вариант стиля.

Индивидуалистический характер модерна способствовал строительству в этом стиле городских аристократических особняков, загородных усадьб и вилл, жилых и доходных домов. Показательны в этом плане жилой дом купца Грошикова в Гомеле (ул. Билецкого, 5, 1909, С.Шабуневский), в Гродно (ул. Энгельса, 13), в Слониме, гостиница в Минске (ул. Интернациональая, 16), усадебный дом в Свислочи, театры в Гродно, Орше и др. В стиле модерн возводились и учебные учреждения – техническое училище в Гомеле (ул. Привокзальная, 2), гимназия в Рогачёве.

Широкое распространение получило строительство зданий банков в стиле модерн. Фасады этих зданий обычно решались в монументально-представительных формах. Использование самых новейших архитектурных форм и несгораемых конструкций вызывалось стемлением владельцев банков продемонстрировать свою современность и успешность. Сверхсовременная архитектурная выразительность банковских зданий, которую мог создать только стиль модерн, позволяла им задавать тон уличной понораме городов. Это особено заметно при угловом размещении здания и использовании башен. Таково, например, здание Поземельно-крестьянского банка в Гродно (1909-1913, арх. Б.П. Остороумов). Черты неорусского направления модерна несёт здание Поземельно-крестьянского банка в Могилёве (1903-1914, арх. А.В. Друкер).

Яркий пример архитектуры неоклассицизма – часовня-усыпальница в Мире (арх. Р.Марфельд, 1904 г.).

Ближе к началу Первой мировой войны, когда в обществе возростают патриотические и националистические настроения, модерн начинают воспринимать как один из каналов враждебной для России пропоганды, так как архитекторы часто обращались в своём творчестве обычно к немецким и австрийским образцам. Поэтому постепенно большинство архитекторов отходит от эстетической утопии декоративного модерна на позиции более рациональных форм конструктивизма и функционализма.

Псевдорусский стиль представляет собой архитектурное течение в России в 19-20 веках. Преобладающими элементами здесь становятся традиции зодчества и народного творчества. Он включает в себя несколько подгрупп, в том числе русско-византийское и неорусское направления.

В псевдорусском стиле есть много элементов, заимствованных из европейской архитектуры и культуры. Можно сказать, что национальными здесь являются только творческие мотивы. Именно поэтому стиль имеет такое название.

Возникновение

здания псевдорусского стиля

На самом деле псевдорусского стиля как такового не существует. Это название условное. Оно объединяет в себе несколько течений, иногда с противоречивыми мотивами. Поэтому сегодня происходит некая путаница, когда архитекторы объединяют два совершенно разных по своим формам, линиям и декору здания в один псевдорусский стиль.

Самое главное отличие заключается в стилизации. Псевдорусский стиль настолько гибок, что его можно сочетать с другими архитектурными направлениями, включая модерн и романтизм.

Развитие

Псевдорусский стиль включает в себя несколько течений. Они появлялись по мере его развития:

  1. Русско-византийский. Возникший в 1830-х годах, данный стиль широко практиковался при строительстве религиозных христианских зданий (храм Христа Спасителя, Вознесенский собор, Большой Кремлевский дворец).
  2. Романтизм и славянофильство. На самом деле стиль, который появился чуть позже предыдущего, не имеет названия. Но на него повлияли перечисленные архитектурные течения. Ярким примером является Погодинская изба.
  3. Ропетовщина. Направление появляется в 1870-х годах, оно перенасыщено народной культурой и крестьянским зодчеством (Терем, Типография Мамонтова). Именно это течение получило широкое распространение из-за пропаганды известного критика Стасова.
  4. Официальный. Пузатые колонны, фрески с национальным орнаментом, низкие потолки в виде сводов – все это характерные черты направления. Здесь также отдается предпочтение традициям и народному творчеству. Примеры – Верхние торговые ряды, здание Исторического музея.
  5. Неорусский. Он появляется в начале 20 века. Архитекторы склоняются к монументальной простоте, поэтому они объединяют элементы древних памятников и традиции северного зодчества. Многие замечают сходство с модерном (церковь Спаса Нерукотворного).

псевдорусский стиль в россии

В последнее время историки отделяют неорусский стиль от псевдорусского, рассматривая его в качестве самостоятельного архитектурного течения. Но остались и те, кто их объединяет. Здания псевдорусского стиля широко распространены по всей стране, включая самые отдаленные ее регионы.

Особенности появления

Как и в любой другой стране, в России был период заимствования. Различные мотивы и течения перенимались у Европы, восточных государств и Запада. И настало время нехватки национальных элементов. Поэтому псевдорусский стиль в России, равно как его появление, можно считать закономерным.

Особенности данного архитектурного направления заключаются во многом. Преобладающие цвета – бежевый, белый и красный.

псевдорусский стиль в архитектуре

Можно отметить и способности стиля к слиянию. Не было четких разграничений. Он легко сочетался со многими другими стилями, например готикой, псевдоготикой или модерном.

Характерные черты

Псевдорусский стиль в архитектуре имеет свои отличия, по которым его определяют. Характерные черты можно просмотреть в таблице.

ЭлементыХарактеристика
КрышиВысокие, шатровые, с двумя скатами
ЛинииСтрогие вертикальные и горизонтальные, изредка дополняющиеся плавными изгибами
ФормаМножество разных объемов
ДвериОбрамляются колоннами, расширяющимися к центру и сужающимися у основания; украшаются сенью
ОкнаМелкие, но частые; преобладают прямоугольные формы, иногда закругляются кверху; украшаются висячей гирькой

Очень часто при строительстве использовался декор крыши в виде крутящегося петушка или флага.

Многие здания в России, дошедшие до современности, подходят к описанию и характерным чертам псевдорусского стиля.

Заключение

В начале 20 века псевдорусский стиль и тяга к соответствующему строительству постепенно начинают угасать. Фасады многих зданий со всеми башенками, высокой кровлей, частыми небольшими окнами перестают подходить для архитектурного и административного назначения строений.

псевдорусский стиль

К примеру, Большие залы в Думе, возводящиеся во время господства направления, уже строятся при использовании новых достижений как в архитектуре, так и в технологиях (применение оборудования, больших машин). Потребности современных зданий не соответствую псевдорусскому стилю. Назначения архитектуры обновляются. А стиль уходит в прошлое, оставляя за собой множество памятников и уникальных строений.

Фото: GiuseppeT/wikipedia.org

Архитектурный стиль — это совокупность деталей и особенностей сооружения, которые указывают на время его постройки, назначение, историческую ценность, регион, а иногда даже и на автора. Разные стили оперируют разными формами и материалами, отражая изменения моды, верований, владеющих умами идей, технологий. Какие-то стили следуют друг за другом в хронологическом порядке, какие-то развиваются параллельно во времени.

Чаще смена доминирующих стилей происходит постепенно, по мере того как архитекторы воспринимают дух времени и адаптируются к новым идеям. Вместе с экспертами разбираемся с базовыми стилями в архитектуре.

Эксперты в статье:

Екатерина Сванидзе, партнер архитектурной студии DVEKATI

Николай Фанеев, ведущий архитектор студии IND architects

1. Античный стиль

Древнегреческая архитектура появилась на материковой части Греции, Пелопоннесе, островах Эгейского моря и в колониях в Анатолии и Италии в период приблизительно с 900 года до н. э. до I века н. э. Самые ранние сохранившиеся сооружения датируются примерно 600 годом до н. э.

Фото:Shutterstock

Древнегреческая архитектура особенно известна своими храмами. Вторым важным типом зданий, дошедшим до наших дней, считается театр под открытым небом. Самый ранний из них датируется примерно 525-480 годами до н. э. Еще сохранились ворота для процессий (пропилеи), окруженные колоннадами рыночные площади (стоа), здания городского совета (булевтерии), гробницы (мавзолей) и стадионы.

Фото:Shutterstock

Основные черты древнегреческой архитектуры:

Екатерина Сванидзе:

2. Готика

Готика — стиль, особенно популярный в Европе с середины XII по XVI век, а в некоторых районах сохранившийся до XVII—XVIII веков. Стиль возник в регионе Иль-де-Франс на севере Франции, развившись из романской архитектуры.

Иль-де-Франс

Фото:Unsplash

Образцы готических построек можно найти в христианской церковной архитектуре — соборах, аббатствах и приходских церквях. В этом стиле также строили замки, дворцы, ратуши, университеты и даже частные жилые дома. Многие образцы средневековой готической архитектуры занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Фото:Unsplash

Николай Фанеев:

3. Барокко

Барокко — декоративный стиль, который появился в Италии в начале XVII века и постепенно распространился по всей Европе. Своего пика стиль достиг в эпоху высокого барокко (1625-1675), когда его использовали в церквях и дворцах Италии, Испании, Португалии, Франции и Австрии. В период позднего барокко (1675-1750) стиль пришел в Россию, а также в испанские и португальские колонии в Латинской Америке.

Фото:Shutterstock

Фото:Shutterstock

  • многократное повторение в фасаде здания одних и тех же декоративных приемов;
  • обилие деталей;
  • позолоченная скульптура;
  • яркие цвета;
  • фрагментированные или намеренно неполные элементы;
  • использование игры света и тени;
  • ярко расписанные потолки;
  • масштабные фрески;
  • иллюзорные эффекты, такие как Тромплей;
  • купола грушевидной формы (более характерны для барокко Восточной Европы);
  • витые колонны, как бы создающие иллюзию движения вверх.

Екатерина Сванидзе:

4. Классицизм

Корни классицизма уходят в храмовую архитектуру Древней Греции и в религиозную, военную и гражданскую архитектуру Римской империи. Стиль отличается ясностью и простотой традиционных форм, например, колоннами, каждая из которых имеет фиксированные пропорции и орнаменты. Он развился в архитектуре в эпоху итальянского Возрождения, особенно ярко ранний классицизм представлен в работах и проектах Леона Баттисты Альберти и Филиппо Брунеллески.

Фото:Shutterstock

Фото:Unsplash

  • симметрия и пропорции: колонны и окна расположены равномерно;
  • главный вход выполнен в форме портика и увенчан фронтоном;
  • прочные строительные материалы;
  • высокие, от пола окна с мелкой расстекловкой;
  • пилястровый ордер;
  • стены лишены декора.

Николай Фанеев:

5. Рококо

Стиль рококо возник в XVIII веке как реакция против величия и симметрии классицизма. Это более плавный и детализированный стиль, включающий витиеватые, асимметричные узоры, работу с пастельными оттенками.

Стиль появился в Париже в ответ на тяжеловесную архитектуру барокко и вскоре был принят во Франции, Германии, Австрии. К концу XVIII века господство рококо в значительной степени сменилось неоклассическим стилем.

Фото:Vassil/wikipedia.org

Хотя между архитектурой барокко и рококо есть много общего, можно найти и различия. Внешний вид зданий в стиле рококо более игривый, легкий и с обильным использованием изгибов. Одно из принципиальных различий еще и в том, что рококо подчеркивает асимметрию форм.

Фото:Shutterstock

Цвета рококо преимущественно пастельные, активно задействуются слоновая кость и золото, в декоре много зеркал — для усиления ощущения открытого пространства. В стиле рококо построены Азамкирхе в Мюнхене, Дворец Сан-Суси в Потсдаме, Дворец Келуш в Синтре, Дворец Шарлоттенбург в Берлине, Дворец Чапских в Варшаве.

  • мотив рокайля — морские ракушки, необычные изогнутые формы, имитирующие природные элементы;
  • отсутствие строгой симметрии;
  • богатая декоративная отделка;
  • пастельные цвета;
  • в интерьере активно используются лепнина, резьба и позолота;
  • относительно небольшой размер построек;
  • использование картушей (лепных украшений в виде щита или развернутого свитка);
  • зеркала — важный элемент интерьера.

6. Ампир

Ампир как движение в архитектуре, интерьерах, изобразительном искусстве возник во Франции во время правления Наполеона. Этот стиль процветал в первой трети XIX века в странах Западной Европы, а затем и в России.

Фото:Shutterstock

Стиль активно продвигали придворные архитекторы Наполеона Шарль Персье и Пьер Фонтен. Декор дворцовых интерьеров в стиле ампир отличался контрастными цветовыми решениями: синий, белый, ярко-красный, четкие линии, обилие позолоты. Стены обычно обтягивали шелком яркого цвета, орнаментом служили ромбы, круги, военные символы — мечи, копья, щиты. Большой популярностью пользовались египетские мотивы, которые вошли в моду после Египетского похода Наполеона.

Фото:Pexels

Основными сооружениями, которые относятся к этому стилю, считаются триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, Вандомская колонна, триумфальная арка на площади Шарля де Голля. Интерьеры в стиле ампир можно увидеть во дворце Фонтенбло и в Большом дворце в Версале.

  • парадность;
  • монументальность;
  • мотивы Древнего Рима и Египта в орнаментах, декоре;
  • обилие декоративных элементов;
  • облицовка разноцветным камнем;
  • лоджия вместо портика;
  • позолота в деталях.

Николай Фанеев:

7. Модерн / Ар-нуво / Югендстиль

На рубеже XIX—XX вв. стиль модерн буквально захватил весь европейский континент, по-разному проявляясь в каждом национальном контексте: в Германии и Австрии он известен как югендстиль или стиль Сецессиона, в Бельгии и Франции — ар-нуво, в Италии — стиль либерти или stile floreale (цветочный стиль). Главное утверждение модерна: искусство и жизнь неразделимы. Природа становится основным источником вдохновения для движения, которое стремилось к полному единству структуры и декора. Модерн характеризуется извилистыми линиями и органическими объемами, часто встречаются флоральные и анималистические мотивы. Ярчайший пример модерна — входы на станцию метро в Париже, спроектированные Эктором Гимаром.

Фото:Bellomonte/wikipedia.org

  • природный орнамент;
  • плавные, волнистые, изогнутые линии в декоре фасадов и интерьеров;
  • пастельные, приглушенные оттенки;
  • украшение интерьеров мозаикой, витражами, эмалью;
  • оформление здания — дерево, кованые элементы необычной изогнутой формы;
  • прямоугольные двери и окна, достаточно часто — арочные.

8. Модернизм

Модернизм — архитектурный стиль, основанный на инновационных для прошлого века технологиях строительства, в частности, использовании стекла, стали и железобетона. Основными критериями в архитектуре стали функциональность, минимализм, отказ от орнамента. Стиль возник в первой половине XX века и стал доминирующим после Второй мировой войны и до конца 1980-х.

Фото:Shutterstock

Архитектура модернизма появилась в результате прорыва в технологиях, инженерии и строительных материалах, а также из желания оторваться от исторических архитектурных стилей и изобрести что-то новое.

Хрустальный дворец

Использование чугуна, гипсокартонного листового стекла и железобетона позволило строить конструкции, которые были как никогда прочными, легкими и высокими. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона на Всемирной выставке 1851 года — ранний пример революционной для своего времени конструкции из железа и листового стекла

В 1884 году был построен первый небоскреб со стальным каркасом — десятиэтажное здание страховой конторы в Чикаго архитектора Уильяма Ле Барона Дженни. Железный каркас Эйфелевой башни, в то время самого высокого сооружения в мире, поразил воображение миллионов посетителей Всемирной выставки 1889 года, которая проходила в Париже.

  • акцент на объем;
  • асимметричность композиции;
  • ленточное остекление;
  • отсутствие декора;
  • основные материалы — железобетон, сталь.

Николай Фанеев:

Читайте также: