Проверка и оценка учебных достижений школьника кратко

Обновлено: 04.07.2024

Диагностика учебных достижений

Диагностика учебных достижений (диагностика обученности) проводится с целью своевременное выявления, оценивания и анализа течения учебного процесса в связи с его продуктивностью. Она включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.

Контроль обучения как часть дидактического процесса и дидактическая процедура ставит проблемы о функциях проверки и ее содержании, видах, методах и формах контроля, об измерениях, а, значит, о критериях качества знаний, измерительных шкалах и средствах измерения, об успешности обучения и неуспеваемости учащихся.

Контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функцию, но главная функция – диагностическая.

Важнейшими принципами диагностирования являются объективность, систематичность, гласность.

Диагностировать, контролировать, проверять, оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение.

1. Предварительное выявление уровня знаний обучаемых.

2. Текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы.

3. Повторная проверка. (Параллельно с изучением нового материала учащиеся повторяют изученный ранее. Повторная проверка способствует упрочнению знаний).

4. Периодическая проверка знаний, умений учащихся по целому разделу или теме курса.

5. Итоговая проверка и учет знаний, умений, приобретенных на всех этапах дидактического процесса.

Диагностика учебных возможностей

Диагностика учебных возможностей (диагностика обучаемости) направлена на выявление учебных возможностей учеников.

Важнейшими компонентами обучаемости являются:

1) потенциальные возможности обучаемого;

2) фонд действенных знаний;

3) обобщенность мышления;

4) темпы усвоения знаний.

При диагностировании обучаемости необходимо учитывать фактор темпов.

1. Темпы усвоения знаний, умений (время усвоения эталонного понятия).

2. Темпы продвижения в обучении (время полного усвоения раздела, части курса).

3. Темпы прироста результатов (динамика обучаемости).

Технология определения обучаемости учащихся по дидактическим темпам упрощает решение многих проблем. Прежде всего она применяется для дифференцирования однородных классов обучаемых. Именно обучаемость как интегрированная характеристика безошибочно указывает на возможности каждого учащегося, пути рационализации его персонального процесса.

Диагностика воспитанности

В 90-е годы общий процесс технологизации образования придал новый импульс развитию теории воспитанности. Появились авторские концепции М.И. Шиловой и Н.К. Голубева – Б.П. Битинаса, в которых были разработаны программы изучения воспитанности. В этих программах авторские критерии воспитанности выражены через набор конкретных показателей. По характеру показателей педагог может самостоятельно определить уровень развития того или иного компонента воспитанности. После оценки заносятся в сводный лист, который помогает получить целостную качественную характеристику воспитанности.


Сегодня во много изменяется характер проверочно-оценочной деятельности.

•с новой идеологией в связи с введением ФГОС общего образования, предусматривающего новый подход к оцениванию учебных достижений школьников;

•развитие техники – можно не только провести быстро контроль, но и отследить динамику. Поэтому экзамен можно поставить по динамике учебных достижений.

Оценка – это некоторое сравнение. Так можно оценивать размер стола по сравнению с эталоном – 1 метр (до 89-го года 1 метр – 1/сорокамиллионная меридиана; далее – по длине электромагнитной волны).

Если мы говорим об оценки в образовательном процессе, то мы говорим о педагогической оценке. В образовательном процессе пед. оценка – это результат сравнения полученного образовательного результата с планируемым результатом, при этом эта оценка может выполняться как в количественных характеристиках, так и в качественных характеристиках. Некоторые параметры оценки невозможно оценить количественно – патриотизм, гуманизм (можно дать только качественную характеристику). А вот решил задачу (полностью или не полностью), то можно дать формализованную оценку.

Планируемые образовательные результаты – нужно прописывать так, чтобы можно было ответить – да или нет, т.е. ученик делает или не делает это. Образовательные результаты д.б. диагностируемы, т.е. понятны абсолютно всем. На сегодняшний день требования во ФГОС-ах прописаны плохо, неоднозначно. Например: сформированность научного мировоззрения – не ясно. Вообще, стандарт – это договор всех участников образовательного процесса по поводу того, что нужно достигнуть. ФГОСы будут дорабатывать.

Оценивать обр. результаты можно в разных шкалах. У нас ввели малоадекватную шкалу – балльно-рейтинговая.

Пятибалльная система – интервальная (т.е. в каком интервале оценивать результаты деятельности ребенка).

Еще есть дихотомическая: да/нет, зачет/незачет. К примеру, изучили тему одну на 4-ку. Эту шкалу можно автоматизировать, а значит, уйти от субъективизма в оценивании.

Сущность понятия образовательные результаты изменены. Раньше были ЗУН, теперь образовательные результаты исходят от того, что развиваются три вида ресурсов личности – мотивационные, операциональные, когнитивные, им же будут соотв. обр. результаты –личностные, метапредметные и предметные. К примеру, математику он знает на 5. Но это еще не все, т.е. нужно оценивать еще личностные и метапредметные образовательные результаты. Т.е. д.б. комплексный подход.

ФГОС был введен, чтобы сохранить единство образовательного пространства. Это значит, что мы что-то даем, а оцениваем результаты по ФГОС (основной документ для оценки образовательных результатов). Вообще, ФГОС по ступеням. Т.о., мы оцениваем выпускников начальной, основной и средней школы.

Как учителя получают категорию? В зависимости от того, как дети сдали ЕГЭ. Если знания детей превышают средний балл по местности, то учитель может повышать категорию. Но контрольно-измерительные материалы к ЕГЭ сильно расходились с требованиями ГОСа (ФГОС – с 2020 года). НО: все КИМ-ы должны быть из ФГОС-ов. Т.о., ориентир для аттестации учителей (школы, системы образования РФ) – ФГОС.

Какие-то результаты можно измерить цифрой (формализованный контроль), какие-то только качественно (личностные и образовательные результаты - характеристика социальных чувств, ценностная ориентация и т.д.) – такие результаты можно выяснить только с помощью соц. опроса, наблюдения.

С помощью формализованного контроля можно оценить: предметные и метапредметные образовательные результаты.

Предметные образовательные результаты – это знания и способы деятельности. К знаниям, например, относятся научные знания; к способам деятельности - учебно-познавательная, исследовательская и практическая деятельность.

Метапредметные обр. результаты – это УУД, они формируются в рамках нескольких предметов.

Итоговая аттестация учащихся включает:

Проведение контрольных испытаний (тесты, экзамены, контрольная работа - в зависимости от предложенного управлением образования). К примеру, ГИА (теперь ОГЭ – основной гос. экзамен для основной школы) предлагается проводить в форме экзамена, но во всех документах подчеркивается, что самый эффективный способ проведения – тестирование. Специалисты предлагают максимально приблизить ГИА к ЕГЭ по форме.

Личностные образовательные результаты, которые не поддаются формализованному контролю. Как их контролировать? Ученик собирает e-портфолио (рефераты, проекты, грамоты, спортивные достижения, музыкальные достижения и пр.). Будет учитываться при поступлении в вузы.

В колледжах и вузах – используют слова компетенции. В школах слово компетенция не используется (за исключением ИКТ-компетенции).

В системе высшего образования: личностные образовательные результаты, общие профессиональные (т.е. УУД) и профессиональные (т.е. предметные). Официально называются: общекультурные компетенции, общепрофессиональные компетенции, профессиональные компетенции. Т.е. совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов описывается в рамках компетентностного подхода как ключевые профессиональные компетенции. Аналогичная и структура ФГОС для высшего образования: требования к результатам освоения ООП, требования к структуре ООП, требования к условиям реализации ООП.

Контроль предполагает проверку и оценку (но есть разные точки зрения, контроль может интерпретироваться по-разному). Одно и то же, когда говорим: цели контроли или цели проверки и оценки.

Важность контроля – есть дети, которым не требуется контроль (они сами мотивированы, но это редко), но чаще всего в нашей жизни требуется контроль, чтобы вовремя отследить то, что ученик не догнал.

Если мы определили, для чего мы сейчас контролируем ребенка (т.е. цели контроля), то цели будут определять 6 составляющих:

  1. Предмет проверки (тема).
  1. Содержание проверки (какие конкретно знания и способы деятельности будут в данной теме проверяться);
  2. Выбор подхода к оцениванию;
  3. Определение шкалы измерения (многие школы перешли на 10-балльную систему, кто-то по 4-х балльной – 2, 3, 4, 5 и т.д.);
  4. Выбор критериев оценки (характеристики обученности);
  5. Определение значения критериев оценки (критерии – это те требования, которые во ФГОСе).

Основные функции проверки и оценки учебных достижений обучающихся:

  1. Информационная (учетно-контрольная). Например, Минобр запросил провести срез.
  2. Диагностическая (контрольно-корректирующая) – дали задачки на первом занятии для знакомства.
  3. Обучающая (даем какое-то практическое задание, далее объясняем).
  4. Мотивационная (воспитательная).
  5. Аттестационная.

Виды контроля. Контроль бывает четырех типов:

На каждом виде контроля функции проявляются по-разному: где-то приоритет обучающей, где-то мотивационной и т.д.

Формы контроля (т.е. с помощью чего проверяем):

  1. Устный опрос;
  2. Контрольная работа;
  3. Лабораторная работа;
  4. Тестовый контроль;
  5. Экзамен;
  6. Зачет;
  7. Самоконтроль;
  8. Реферат.

Для контроля нужны измерители (КИМ-ы). КИМ – это средство выявления (по заранее заданным параметрам) достижения обучающимися уровня готовности к определенным видам деятельности. Примеры: контрольные вопросы, задания, тесты.

Основные подходы к оценке результатов обучения:

  1. Нормированный подход;
  2. Критериально-ориентированный.

Какой из них лучше выбрать? Традиционно использовался нормированный подход. Если хотим уйти от субъективизма (передать что-то техническим устройствам), то нужно прийти к определенной стандартной процедуре.

Нормированный подход. От слова норма. Начинаем придумывать, что является нормой. Все, что выше – более высокая оценка; все, что ниже – то хуже знает. Но кто сказал, что это норма. Поэтому у нормированного подхода есть масса недостатков с точки зрения ранжирования учеников, исходя из среднего ученика: субъективизм, нет четких эталонов обученности.

Для того, чтобы определить – выше или ниже при нормированном подходе, начинаем давать задания разной сложности (с разной дифференцируемой силой).

Критериально-ориентированный подход – ориентируемся на критерии, положен в основу ФГОСа. Стандарт – это образец, в котором должны быть заложены критерии в виде требований к результатам освоения ООП (планируемые образовательные результаты). При этом ранжирование не предусматривается, предусматривается только да/нет (т.е. делает или не делает). Достоинство – можно автоматизировать, уйти от субъективизма.

Если критерии, т.е. требования, то они должны быть диагностируемыми. Требования во ФГОС будем уточнять в виде планируемых образовательных результатов в примерных программах. Примерных программ пока нет, но создается комиссия по экспертизе проектов примерных программ. Будет создан информационный реестр примерных программ (в примерную программу входит рабочая программа по предмету). Требования примерных программ надо будет уточнять: на уровне ступени, на уровне класса (в 8А м.б. одна образовательная среда, а в 8Б – другая), на уровне урока. В программе заложено 75 % обязательных требований, 25 % - уточняем сами.

Отличия нормированного подхода к оценке от критериального.

Дали контрольную работу (5 заданий)

Нормированный подход: 5 заданий сделал – 5, 4 – 4 балла. (метод вычитания)

Критериально-ориентированный: 1-е задание сделал – да, 2-е задание сделал – да (т.е. метод дополнения).

Раньше тройка – репродуктивный уровень (т.е. повторяет: сказали, что такое информация, учащихся – сказал). Сейчас же несколько требований: a,b,c,d. Например. Требование А - на уровне усвоения (чтобы просто ребенок представлял). Требование B – чтобы ребенок повторил запрос в инете (репродуктивный уровень). Требование С – уровень выше репродуктивного. Ниже уровней опуститься не можем. Стандарт задает минимальный уровень – но элементы отличаются по требованиям к усвоению: что-то должно быть освоено на репродуктивном, что-то – на продуктивном уровне. Т.е. стандарт должен задавать элементы, и ученик должен усвоить все элементы стандарта на 100%-ом уровне. Т.е. мы должны обеспечивать развитие не ниже заданного, но стремиться к максимальному. Одаренным детям нужно давать доп. задания.

Научный подход. Существуют ли работы, как нужно писать правильно требования к результатам обучения? Да, такие работы есть. Но когда ФГОС писали – не учли эти работы. В области педагогики и психологии есть много отечественных разработок, которые используются и в Нидерландах и пр.

Например, нельзя учить на уроке информатики печатать слепым методом, т.к. это требование не предусмотрено стандартом. Это из области – как протереть клавиатуру и т.д.

Требования к образовательным результатам – это цели обучения. Т.е. каких образовательных результатов хотим достигнуть. Сейчас нельзя писать: цели обучающие, развивающие, воспитывающие; или знания, умения и навыки. Сейчас говорится о личностных, метапредметных и предметных образовательных результатах.

Анализ системы требований по трем компонентам:

  1. Характеристика осваиваемой системы знаний и умений и способов деятельности.

Есть две схемы: морфологическая и функциональная. Морфологическая схема – от простого к сложному; т.е. все ли знания и способы деятельности уложили, идут ли они логично. У всех разная логика: у Угриновича – все от компьютера; у Семакина – от информации к компьютеру. Но логика всегда есть.

Функциональная схема – смотрим на каждое требование и анализируем: оно на объяснение, на описание или на преобразование.

  1. Характеристика видов учебной деятельности, которыми я буду обеспечивать достижение результата.

Классификация видов учебной деятельности: предметные, общеучебные (раньше: общеинтеллектуальные – умение классифицировать, сравнивать; умение рационального труда – уметь себя организовать и т.д.; сейчас – это универсальные учебные действия). УУД – личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. При этом мы говорим о видах учебной деятельности, которые формируют знания и способы деятельности.

Три уровня усвоения:

  • восприятие, осмысление, запоминание;
  • применение знаний и способов деятельности в знакомой ситуации;
  • в незнакомой ситуации;

т.е. уровни репродуктивный, продуктивный, творческий.

  1. Качественные характеристики уровня усвоения учащимися содержания обучения.

На трех уровнях:

  • предметно-содержательном – характеристики: полнота и системность;
  • содержательно-деятельностном – характеристики: прочность и действенность (прочность обеспечивается тем, что на каждое требование нарабатывается материал);
  • содержательно-личностном уровне (активность, самостоятельность, мотивация, продуктивность учебной деятельности и пр.).

В итоге получаем требования, которые будут отражены, прежде всего, в рабочей программе (пишется на ступень).

Перед началом образовательного процесса мы обязаны участников образовательного процесса поставить в известность, что в результате ученик должен уметь делать, т.е. какими видами учебной деятельности он обязан овладеть в данном образовательном процессе. В процессе обучения требования должны быть выше ФГОС-овских.

Когда мы сказали, что у нашей оценки есть мотивирующая функция, то речь идет о том, что в образовательном процессе с точки зрения мотивационной функции будем использовать не дихотомическую шкалу, а шкалу большего размаха – 3, 5, 10, 100 – выбираем сами.

КИМ-ы – там могут быть контрольные вопросы, задачи. Задачи могут быть более легкие, более сложные. Классификацию задач придумал Блум – по уровню усвоения материала. Таксономия Блума:

  1. Задачи на воспроизведение.
  1. Задачи, требующие простых мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, определение).
  2. Задачи, требующие сложных мыслительных операций (интерпретация, аргументация);
  3. Задачи, требующие для своего решения продуктивного мышления (т.е. новые ситуации);
  4. Задачи на продуктивное мышление с порождением письменного или устного высказывания (творческие), где школьники делают выводы и т.д.

Критериально-ориентированный подход – это основа ФГОС. Поэтому процедуру проверки нужно автоматизировать. Например, с помощью тестов. Тесты бывают разные: на интеллект, на способности, на достижения, тесты личности. В основном используем тесты достижений, хотя с точки зрения трех видов образовательных результатов должны использовать тесты разного вида. Но у тестов есть недостатки: можно угадать.

Есть разработанные требования к измерителям итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ):

  • Ориентация на критериальный подход;
  • Дихотомический (альтернативный) характер оценки выполнения проверочного задания;
  • Посильность системы проверочных заданий;
  • Валидность - требование адекватности содержания проверки тем минимально необходимым результатам обучения, которые зафиксированы в стандарте.
  • Репрезентативность - полнота охвата заданиями проверяемого учебного материала или, как говорят в дидактике, репрезентативность (представительность) проверочных заданий.
  • Надежность измерителя, т.е. при повторных проверках результатов обучения на сходных (близких по составу) выборках обучающихся в одинаковых (или близких) условиях проведения проверочного мероприятия при одинаковых процедурах оценки должны быть стабильно получены приблизительно одинаковые результаты.

Если хотя бы одно требование (например, репрезентативность) не выполняется, то в сторонку.

Тест – это ЕГЭ. ЕГЭ – это единый гос. экзамен. Единый - по всей территории + выпускной и в вуз. Но: на проверку минимума можно использовать дихотомическую шкалу (да/нет), а для поступления в вуз нужна дифференциация. Предлагают сделать ЕГЭ на базовом и углубленном уровнях. Это фактически принято. На базовом уровне – для получения аттестата; углубленный уровень – для поступления в ВУЗ.

Вообще говоря, если есть мотивация, то ребенок может поступить в любой вуз, который он захочет. Есть еще и электронное обучение – можно добрать.

У тестов есть масса недостатков, но есть и масса плюсов. Прежде всего, можно быстро проверить.

Разница между нормированным и критериально-ориентированным подходами: мы стараемся уйти от недостатков, от субъективизма, пытаемся передать проверку техническому устройству (все автоматизировать).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контроль — процедура проверки и оценки учебных достижений учащихся, направленная на установление степени соответствия реально достигнутых результатов учебной деятельности каждым учащимся планируемым результатам обучения в предметно-деятельностной форме, определённых образовательными стандартами и учебными программами;

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О КОНТРОЛЕ?

- Что должно проверяться?

Различают следующие основные виды контроля: текущий, периодический промежуточный и итоговый.

Текущий контроль — подразделяется на поурочный и тематический, значимость которого определяется спецификой учебного предмета.

Промежуточный контроль — проверка степени усвоения учащимися учебного материала за длительный период времени.

Итоговый контроль — производится накануне перевода учащихся в следующий класс или на следующую степень обучения.

Цель контроля

определение качества усвоения учащимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренных программой

— обнаружение достижений и успехов учащихся

— указание путей совершенствования, углубления знаний, умений

— создание условий для включения школьников в активную деятельность

— обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле

— воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.

Что оценивать во время проведения поурочного контроля

1.Уровень учебных достижений учащихся по отдельным элементам темы:

воспроизведение учебного материала,

владение и оперирование им в знакомой и незнакомой ситуациях

степень познавательной самостоятельности учащихся в выполнении учебных задач

процесс учебной деятельности учащихся

познавательные и обще учебные умения

использование рациональных способов выполнения заданий

проявление интереса к учению

стремление к достижению поставленной цели

индивидуальные и личностные качества

учебные достижения учащихся в логической системе, соответствующей структуре учебной темы (тем).

Основные формы контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании.

Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности — это способы, с помощью которых определяется можно получить наиболее объективную информацию о качестве образовательного процесса и результатах учебной деятельности учащихся.

К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах, собеседования, дидактические тесты, диктанты, изложения, сочинения, самостоятельные и контрольные работы, наблюдения, лабораторные и практические работы, лабораторные опыты, экспериментальные исследования, рефераты и другие методы и средства контроля.

Дидактические требования к организации оценки знаний:

Основные методы контроля знаний учащихся:

Устный опрос (фронтальный и индивидуальный)

Следует чаще предлагать вопросы, требующие объяснения, доказательства, сравнения, предлагать нетрафаретные задания, особенно задания, требующие применения знаний и умений к решению жизненных задач

Позволяет реализовать принцип индивидуального подхода

Письменные работы

Позволяют одновременно проверить у большого числа учеников

Позволяют делать выводы о качестве знаний и их развитии

Недостаток: не всегда отражают объективную картину

Новые формы контроля

Этот прием педагогической техники, как правило, используется в начальной школе, когда возникает проблема связного устного рассказа ученика.

Данный приём легко трансформировать в мультимедийный. Размещаем текст на экране и закрываем его трафаретом. Алгоритм действия – обратный описанному ранее приёму медиадидактики ТРАФАРЕТ. Только на этот раз наш шаблон не наплывает в качестве проверки, а наоборот: сначала находится неподвижно, а затем мы убираем его по щелчку кнопки

Ι вариант: разгадывание с классом недостающих звеньев в логической цепочке на доске.

Дмитрий Донской → ? → Куликовская битва? → 1242 → Ледовое побоище

Христофор Колумб → 1492 → ?

ΙΙ вариант: дети самостоятельно в тетрадях готовят свои задания, а потом предлагают их классу.

ΙΙΙ вариант возможен только в хорошо подготовленных классах: работа по формированию логических цепочек ведётся в движении, звенья цепочки по очереди составляют сами учащиеся Пример: один ученик называет начало цепочки – Пётр Ι; второй ученик должен назвать дату, относящуюся ко времени правления Петра Ι, и от того какую дату он назовёт, зависит окончание цепочки- 1709 год; третий ученик завершает формирование цепочки, называя событии — Полтавская битва

Эвристическая беседа (с использованием проблемных вопросов).

Перекрёстная дискуссия. В тетрадях дети составляют следующую таблицу:

Неотъемлемым компонентом образовательного процесса является диагностика, с помощью которой определяется достижение поставленных целей. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом. Диагностика – это точное определение результатов дидактического процесса.

Диагностика включает контроль, проверку, оценивание (оценка), накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дидактического процесса.

Важным компонентом диагностирования является контроль. Контроль – это наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков. Составной частью контроля является проверка. Проверка – система действий и операций для контроля за усвоением знаний, умений и навыков.

По своей сути контроль обеспечивает установление обратной связи, т.е. получение сведений о результате учебной деятельности обучаемых. Обучающий выясняет, какие, в каком объеме знания усвоил обучаемый, готов ли он к восприятию новой информации. Он получает также сведения о характере самостоятельной учебной деятельности обучаемого. Контроль также показывает обучающему, насколько его собственная работа была плодотворной, удачно ли он использовал возможности педагогического процесса в учебных целях.

Во время контроля получает информацию о своей учебной деятельности и сам обучаемый. Это помогает ему понять, каких успехов он добился в усвоении знаний, а также увидеть пробелы и недостатки в них. Постоянный контроль дисциплинирует учащихся, приучает к определенному ритму, развивает волевые качества.

Предварительный просмотр:

Виды, формы и методы контроля

Контроль бывает разных видов, форм и может осуществляться с помощью разнообразных методов. В педагогической практике применяется несколько видов контроля: предварительный, текущий, периодический, тематический, итоговый и отсроченный.

Предварительный контроль, как правило, имеет диагностические задачи. Он проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к началу обучения. Применяется обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы. Предварительный контроль позволяет обучающему выбрать наиболее эффективные методы и формы работы.

Текущий контроль осуществляется по ходу обучения и дает возможность определить степень сформированности знаний, умений, навыков, а также их глубину и прочность. Этот контроль позволяет своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся и оказать им помощь в усвоении программного материала. Текущий контроль стимулирует ответственность ученика за подготовку к каждому занятию.

Периодический контроль подводит итоги работы за определенный период времени. Он осуществляется в конце четверти или полугодия.

Тематический контроль проводится после изучения темы, раздела для определения степени усвоенности данного материала.

Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения. Он охватывает всю систему знаний, умений и навыков по предмету.

Отсроченный контроль – определение остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться от трех месяцев до полугода и более). Отсроченный контроль как вид контроля соответствует требованию судить об эффективности процесса по конечному результату.

Контроль осуществляется в различных формах. По форме контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.

При контроле используются различные методы. Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.

В педагогической практике используются методы устного, письменного, практического, машинного контроля и самоконтроля.

Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых. Он позволяет выявить знания обучаемых, проследить логику изложения ими материала, умение использовать знания для описания или объяснения процессов и происходящих событий, для выражения и доказательства своей точки зрения, для опровержения неверного мнения и т.д.

Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ, сочинений, отчетов и т.д.). Такой метод контроля позволяет проверять знания всех обучаемых одновременно, но требует больших временных затрат на проверку письменных заданий.

Практический контроль применяется для выявления сформированности умений и навыков практической работы или сформированности двигательных навыков.

С развитием информационных технологий распространение получил контроль с использованием компьютеров. Машинный контроль экономит время учащихся и учителя. С помощью контролирующих машин легко установить единые требования к измерению и оцениванию знаний. Результаты контроля легко поддаются статистической обработке. Устраняется субъективизм учителя при оценивании знаний.

Применение контролирующих машин позволяет успешно осуществлять самоконтроль. Самоконтроль возможен и без применения машин. Но для этого необходимо научить обучаемых самостоятельно находить ошибки, анализировать причины неправильного решения познавательных задач, искать способы их устранения.

Сочетание различных методов контроля называется комбинированным (уплотненным) контролем. Обычно это сочетание устного и письменного опроса.

К контролю в процессе обучения предъявляются следующие педагогические требования:

  1. индивидуальный характер контроля. Контроль должен осуществляться за работой каждого ученика, за его личной учебной деятельностью. Нельзя допускать подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива, и наоборот;
  2. систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;
  3. разнообразие форм проведения контроля, что в большей степени обеспечивает выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля;
  4. всесторонность контроля. Контроль должен давать возможность проверки теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся;
  5. объективность контроля. Контроль должен исключить субъективные и ошибочные суждения и выводы;
  6. дифференцированный подход. Необходимо учитывать индивидуальные личностные качества обучаемых;
  7. единство требований со стороны обучающих.

В последнее время все большее распространение получает тестовый контроль. Основным инструментом такого контроля является тест. В зависимости от предмета измерения выделяются тесты педагогические, психологические, социологические, социально-психологические, культурологические и др.

Предварительный просмотр:

Оценка и учет результатов учебной деятельности

Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке Оценка – это определение степени усвоенности знаний, умений и навыков.

Количественным выражением оценки является отметка.

Отметка – это условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков обучаемых в цифрах или баллах.

Оцениваться результаты обучения могут не только отметкой, но и другими средствами. Например, это может быть словесное одобрение и неодобрение, вынесение благодарности, награждение грамотами и медалями и т.д.

Балльная система оценки знаний учащихся существовала в России еще до революции 1917 г. Оценка знаний осуществлялась по шестибалльной системе с баллами от нуля до пяти. Затем нулевая оценка была упразднена, система превратилась в пятибалльную.

  1. применение балльной системы для оценки познаний и поведения учащихся отменяется во всех без исключения случаях школьной практики;
  2. перевод из класса в класс и выдача свидетельств производятся на основании успехов учащихся по отзывам педагогического совета об исполнении учебной работы [1] .

Запрещались любые виды экзаменов: вступительные, переводные и выпускные. Отменялась индивидуальная проверка учащихся на уроке. Лишь в крайних случаях допускались фронтальные устные проверки и письменные работы зачетного характера. Рекомендовались периодические беседы с учащимися по пройденной теме, их выступления о прочитанных книгах, статьях. Приветствовались отчеты учеников о самостоятельно выполненных работах по личному выбору. Вместо традиционной системы контроля основной формой стал самоконтроль, выявление достижений не отдельного учащегося, а школьного коллектива. Получили широкое распространение тестовые задания как одна из самых пригодных форм самоконтроля.

Обучение без отметок имело определенные положительные стороны, так как развивало у части обучаемых самостоятельность. Но в большинстве своем такое обучение приводило к снижению качества знаний, ухудшению дисциплины. Школьники перестали регулярно заниматься в школе и дома, посещать занятия. Поэтому сначала стихийно стали вводиться различные формы контроля, а в 1932 г. официально восстановлен принцип систематического учета знаний каждого ученика на основе индивидуального подхода.

Введение регулярного учета знаний оправдало себя, учебная подготовка и дисциплина учащихся повысились.

Сложившаяся система оценивания результатов учебной деятельности в виде баллов несмотря на недостатки до сих пор не нашла достойной замены. Хотя некоторые педагоги, ученые выступают против существующей системы оценки степени обученности. Их главные аргументы:

Ученые предлагают новые оценочные шкалы: десятибалльные, двенадцатибалльные, стобалльные и др. [2]

[1] Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа / Сб. документов по народному образованию. 1917–1973. М., 1974.

[2] Симонов В.П., Черненко Е.Г. Десятибалльные шкалы оценки степени обученности по предметам: Учеб.-справ. пособ. М., 2002.

Читайте также: