Персонализм н о лосского кратко

Обновлено: 30.06.2024

Для анализа новых антропологических идей Франк прибегал к свидетельству христианского богословия, которое у него ограничивалось в основном западными и католическими отцами Церкви, такими, как блаженный Аврелий Августин и Фома Аквинский. Если он и был знаком с восточной патристикой, то, видимо, не считал нужным защищать или опровергать ее положения, поскольку у восточных отцов Церкви отсутствует рациональное, систематическое изложение мысли, которое могло бы привлечь внимание Франка. Источники мистического откровения о Боге и человеке Франк находил в западной мистике, в сочинениях Якоба Бёме, Франциска Сальского, Бернарда Клервосского, Ангелуса Силезиуса. Метод идеального богопознания он видел в трудах Николая Кузанского. Таким образом, антропологическая система Франка относится скорее к западному типу, что вполне объяснимо условиями жизни Франка, который ко времени начала работы над книгой уже долгие годы прожил на Западе. Тем не менее его выводы вполне приложимы и к восточной христианской антропологии, опирающейся на православную патристику.

Согласно Франку, человек разделен не просто на душу и тело, но гораздо важнее разделение душевных уровней внутри самой разумно-духовной субстанции. Душа человека имеет два уровня. Первый уровень непосредственно соприкасается с объективной реальностью и составляет, так сказать, поверхностный слой души. Он укоренен во внутреннем пространстве, сокровенном и глубинном слое, крайняя точка которого таинственно соприкасается с Богом.

В связи с этими утверждениями нужно отметить терминологические несовпадения, в первую очередь со святоотеческой антропологией. В Боге, согласно исихастскому умозрению, различимы Сущность и нетварные Энергии. Человеческая душа связана с Богом через божественные энергии, а не сущностно. Не вводя этого важного для восточного христианства различия, легко впасть в крайности мистицизма, утверждая, например, вместе с Мейстером Экхартом, что душа в себе имеет божественную искру, сама божественна по существу. Такая идея появляется у Франка, задающегося вопросом о том, можно ли считать душу всецело тварной, раз в ее глубинах проявляется Бог Своим присутствием. Ценным моментом учения Франка является наглядная демонстрация того, что свобода и благодать не противостоят друг другу, способны к общению в синергии.

Франк понимал свою позицию как примиряющую и гармоничную, находящуюся между двумя крайностями, символизируемыми для него фигурами блаженного Аврелия Августина (второго, антипелагианского периода) и Пелагия. Из второго, односторонне понятого учения Августина с утверждением о потере свободы воли и способности к добру вырастает рабское мировоззрение, в котором человек провозглашается немощной тварью перед лицом деспотического, всемогущего Бога. Из учения Пелагия, утверждавшего способность человека самостоятельно творить добро и осуществить свое спасение, вырастает богоборческий гуманизм, возвеличивающий автономного человека. И первое, и второе учения парадоксальным образом совпадают в том, что отрывают человека от Бога, противопоставляя их как несоизмеримые сущности. Идеал Франка – Богочеловечество, т. е. внутреннее единство Бога и человека. По убеждению Франка, в этом состоит сущность христианства. Христос есть не просто непостижимое, недоступное, уникальное Существо, но живой образ Богочеловечества. В душу каждого человека может вселиться Святой Дух и породить новое богоподобное существо. По убеждению Франка, это вовсе не значит обожествлять человека, поскольку он всегда должен чувствовать границу в отношениях с Богом, которую проводит падшесть и греховность человека.

Антропология С. Л. Франка достаточно антиномична, в чем сам автор усматривал залог ее правильности, так как он пытался преодолеть односторонности как схоластики, так и безрелигиозного гуманизма. Антропологическую концепцию Франка можно считать психологической и мистической потому, что она построена на методе внутренней интуиции человеческого сознания и его связи с Богом. В концепции Франка человек и весь мировой процесс предстает в трагическом свете, что, конечно, отличается от простого пессимизма, лишенного христианской надежды. Все названные особенности придают религиозной антропологии Франка основательность и внутреннюю убедительность.

Таким образом, обращенность на себя, эгоизм есть первопричина смерти, поскольку все субстанциональные деятели единосущны друг другу и вплетены в сложный узор единой мировой ткани бытия. Выпадая из нее, деятель разрывает эту ткань и ставит себя в смертельно опасное положение. Цель отпавшего деятеля состоит в том, чтобы вернуться в общее, мировое гармоническое целое, когда жизнь каждого станет содержанием его жизни, т. е. бытие отдельного деятеля станет безгранично богато разными содержаниями бытия других. Мир земной есть душевно-материальное царство вражды, в котором деятели, воспользовавшись своей свободой, обособились в эгоизме. Падший мир путем страданий постепенно эволюционирует в Царство любви, что и нужно считать смыслом, содержанием и целью каждой личности и мира в целом. Цель бытия мира состоит в обретении абсолютной полноты жизни через любовь. Отпадение деятеля есть результат ложно понятой задачи в поиске абсолютной полноты жизни только для себя.

Учение Лосского имеет отличия от русской религиозной философии, в которой, как правило, исследовалась онтологическая связь Бога и человека. Для Лосского главной философской проблемой стал вопрос о свободном, сверхпространственном и сверхвременном субстанциальном деятеле. Систему Лосского можно назвать идеальной моделью мира, подобно тому как в физике существуют идеальные модели, искусственно сконструированные для сложных математических расчетов.

Рассматривая вопрос грехопадения, Лосский подчеркивал, что главным мотивом эгоистического обособления является стремление к относительным ценностям, не согласным с интересами других деятелей, а не вражда против Бога. В классическом святоотеческом толковании грехопадение связывается с противлением Богу и Его заповедям, но Лосский считал это вторичным. В системе Лосского рассматриваются взаимоотношения субстанциальных деятелей, как если бы Бог стоял в стороне, наблюдая за процессом отпадения в эгоизм бесстрастно, если не сказать – безучастно.

1. Лосский Н. О. Мир как органическое целое // Избр. М., 1991.

2. Лосский Н. О. О воскресении во плоти // Путь. 1931) № 26.


Ключевые слова: персонализм, космогония, монадология, антропология, панвитализм, структурализм, эсхатология, перевоплощение, сотериология

Abstract: The basic meaning behind Lossky's personalistic metaphysics can be briefly expressed in his own definition: "all of nature is composed of entities which would have been members of the Kingdom of God had they not taken the path of selfishness. Because of this sin and mutual disunity, many of them are not relevant; they are simply potential personalities that make up the lower kingdoms of both organic and inorganic nature."[5, 303]. In its structure, this statement follows the basic provisions of the monadology of Leibniz, which served as a kind of normalizing influence on Lossky's metaphysics. It defines the basic structure of the backbone of his theory: in cosmology - the mechanism for realization of the ideal world of the material (the dynamic structure of matter); in ontology - the stratification of levels of reality (concrete ideal, abstract ideal, and real existence), the structure of the "first" and "second" matter (spatial and allied body); in eschatology - the structure of the nucleus of reincarnation (the perfect substantial (or substantive) activities of the monad), etc. By referring to Leibniz's original teachings we can trace the genesis of the basic foundations of Lossky's metaphysics and ascertain the building blocks of his teaching, the most important part of which was the concept of reincarnation, developed on the basis of monadology. Lossky, and even Leibniz himself, noted the similarity between their concepts and relevant religious and philosophical doctrines (in Greek and Indian metaphysics and Middle Eastern religion). By virtue of irreducible granularity and by working out the details, the doctrine of reincarnation in the dharmic religions (Jainism, Hinduism, Buddhism, Sikhism) may act as a somewhat normalising paradigm for personalistic eschatology, a comparison with which serves to highlight in this article the universal meaning of many positions of Lossky's personalism.

reincarnation, eschatology, structuralism, panvitalism, anthropology, monadology, cosmogony, personalism, soteriology

Субстанциональные деятели и идеи – это два класса идеальных объектов, принадлежащих разным типам бытия. Деятели образуют конкретно-идеальное бытие. Формальные и материальные идеи принадлежат к абстрактно-идеальному бытию, обусловливая потенциальную структуру реальности. Таким образом, согласно Лосскому, получается трехуровневая стратификация реальности: самым основным уровнем он называет конкретно-идеальное бытие , формируемое идеальными личностями; вторым уровнем – абстрактно-идеальное бытие , образуемое формальными и материальными идеями; третий – реальное бытие , т. е. пространственно-временные проявления идеальных личностей, творимые согласно идеям. Мировоззрение, исходящее из подобной стратификации, Лосский называет идеал-реализмом .

Все субстанциональные деятели единосущи или консубстанциональны , они непрестанно взаимодействуют между собой (например, электромагнитные взаимодействия), что возможно благодаря некоторой тождественной сущностной части в каждом индивиде, посредством которой все они являются частью некоего единого целого (отсюда концепция Лосского о непосредственном познании реальности – интуитивизм). В пользу чего может свидетельствовать подчиненность всего в мире законам математики. Но из-за того, что индивиды тождественны не абсолютно, их единосущее является отвлеченным или абстрактно консубстанциональным. Оно становится конкретно консубстанциональным только в особой области бытия – Царстве Божием, которое образуется обожествленными, т. е. достигшими полноты бытия субстанциональными деятелями, реализовавшими, таким образом, идеал абсолютной соборности.

Метафизика смерти представлена учением Лосского о перевоплощении, которое выведено из положений монадологии Лейбница, и имеет ряд структурных параллелей с другими концепциями перевоплощения (реинкарнация, метемпсихоз, трансмиграция), имеющих множество аспектов, обусловленных особенностями религиозно-философских контекстов, формирующих соответствующие учения. Так, например, в эсхатологических концепциях перевоплощения К.Г. Юнг выделяет пять основных форм перерождения, исходя из особенностей их психологических аспектов: 1) Метемпсихоз (осуществляется непрерывный поток жизни, но не прояснен однозначно вопрос об идентичности личности перерождающегося); 2) Реинкарнация (обязательна непрерывность личности, сознания); 3) воскрешение (восстановление человеческого существа после смерти, изменение может быть сущностным или несущностным – трансформация или трансмиграция); 4) Перерождение (renovatio) (перерождение в пределах одной жизни индивида, изменение может быть также сущностным или несущностным – трансформация или обновление); 5) Участие в процессе трансформации (в мистериях, мессе, инициациях), где осуществляется косвенная ритуальная трансформация [13] .

Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики: Творчество и объективация // Дух и реальность. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2006. – 679 с.

Лейбниц Г.-В. Опыт теодицеи о благости Бога, свободе человека и происхождении зла // Соч. в четырех томах. Т. IV. М.: Мысль, 1989. – 554 с.

Лосский решил, что для христианского миропонимания необходимо разработать особую всеохватывающую метафизику.

Лосский, не вводил Бога в мировое Всеединство, весьма настойчиво акцентировал роль общения и свободы в мировом бытии и придал особое значение ценности личности.

«Все то, что не имеет временной и пространственной формы, называется идеальным бытием, все то, что имеет временную или пространственно-временную форму. Реальное бытие может возникать и быть системным не иначе, как на основе идеального бытия. Чтобы подчеркнуть эту сторону своего учения о мире, Лосский называет свою метафизику идеал-реализмом.




Лосский решил, что для христианского миропонимания необходимо разработать особую всеохватывающую метафизику.

Лосский, не вводил Бога в мировое Всеединство, весьма настойчиво акцентировал роль общения и свободы в мировом бытии и придал особое значение ценности личности.

«Все то, что не имеет временной и пространственной формы, называется идеальным бытием, все то, что имеет временную или пространственно-временную форму. Реальное бытие может возникать и быть системным не иначе, как на основе идеального бытия. Чтобы подчеркнуть эту сторону своего учения о мире, Лосский называет свою метафизику идеал-реализмом.

На примере творчества Н.О. Лосского анализ персонализма, разрабатывающий "новый" гуманизм. Сущность понятий "личность", "общество", "культура". Соловьёвское учение о всеединстве. Учение о личности Н.А. Бердяева. Краткий анализ позиции Н.О. Лосского.

Рубрика Философия
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 06.03.2018
Размер файла 27,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Персонализм: актуальность философии Н.О. Лосского

Т.Д. Суходуб Центр гуманитарного образования Национальной Академии наук Украины

Ключевые слова: персонализм, личность, философия Н. Лосского, культура, история философии.

лосский персонализм гуманизм учение

Анализ исследований и публикаций

Основная часть

Список литературы

1. Лосский Н.О. Свобода воли / Н.О. Лосский // Лосский Н.О. Избранные труды [сост., автор вступ. ст. Е.Л. Петренко; авторы коммент. М.И. Иванов, Т.В. Иванова, Е.Л. Петренко]. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 840 с. - (Библиотека отечественной общественной мысли с древнейших времён до начала ХХ века). - С. 51-158.

2. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра / Н.О. Лосский // Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. - М.: Политиздат, 1991. - 368 с. - (Б-ка этической мысли). - С. 24-236.

6. Гайденко П.П. Интуитивизм и иерархический персонализм Н.О. Лосского / П.П. Гайденко // История русской философии: учебник [под ред. М.А. Маслина. - изд. 2-е]. - М.: КДУ, 2008. - 638, [2] с. - С. 456-470.

8. Лосский Н.О. Воспоминания: Жизнь и философский путь / Н.О. Лосский // Лосский Н.О. Воспоминания : Жизнь и философский путь. - Указ. изд. - С. 15-298.Лосский Н.О. Учение о перевоплощении / Н.О. Лосский // Лосский Н.О. Учение о перевоплощении; Интуитивизм. - Указ. изд. - С. 10-134.

9. Лосский Н.О. История русской философии / Н.О. Лосский. - М.: Академический Проект; Трикста, 2011. - 551 с. - (Концепции).

Ключові слова: персоналізм, особа, філософія М. Лосського, культура, історія філософії.

Personalism is analyzed as an example of Lossky creativity and develops a "new" humanism. It is proved that personalism creates a doctrine that allows to overcome the historical development of the extreme ideologies of individualism and collectivism, offering a fundamentally different understanding of the individual, society and culture.

Keywords: personalism, personality, philosophy of Lossky, the culture, the history of philosophy.

Подобные документы

Биография Николая Онуфриевича Лосского и его философская система, определенная как наука "о мире как целом". Диапазон интересов: гносеология, онтология, философская антропология, этика, аксиология (учение о ценностях). Гносеологический индивидуализм.

реферат [18,1 K], добавлен 22.03.2009

Изучение основных особенностей формирования идеала красоты в русской философской мысли. Метафизическая концепция красоты Н.О. Лосского. Красота как выражение "исконного единства бытия" в философии С.Л. Франка. Онтологизация красоты в концепции Леонтьева.

дипломная работа [104,9 K], добавлен 11.08.2013

Этика добра и зла в философском учении Н.О. Лосского. Содержание этической концепции И. Шокая и А. Букейханова. Этические учения Г.Д. Гурвича: идея Абсолюта в публикациях периода эмиграции, ключевые категории морали, религиозно-метафизические воззрения.

контрольная работа [28,3 K], добавлен 12.08.2013

Сущностная черта отечественной ментальности - органическая целостность содержания духовной культуры. Реализм и интуитивизм русских философов. Познание, в трактовке Лосского, - процесс пребывания субъекта в потоке жизни. Причины возникновения позитивизма.

статья [26,2 K], добавлен 29.06.2013

Исследование проблемы личности в истории философии и ее взаимосвязи с обществом. Учение о человеческой личности в ее отношении к индивиду. Главные характеристики и нравственные основы личности. Анализ мнений философов на вопрос о представлении личности.

Читайте также: