Балтские племена на территории беларуси кратко

Обновлено: 02.07.2024

1. Что такое этногенез? От какого исторического периода можно отсчитывать начало этногенеза белорусов?

Этногенез — происхождение народа, нации — этноса.

Отсчитывать начало этногенеза белорусов можно от неолита.

2. Какие свидетельства присутствия балтов на территории Беларуси существуют в исторической науке?

Свидетельством может быть появление курганов, где хоронили умерших по балтской традиции — головой на восток, на занятой славянами территории (до этого момента славяне хоронили умерших головой на запад).

3. Составьте характеристику образа жизни балтов. Назовите причины изменений в их образе жизни.

Долгое время балты занимались животноводством, охотой, рыболовством. С усовершенствованием орудий труда ведущей отраслью хозяйства стало земледелие. Основным типом поселений балтов были неукрепленные поселения — селища.

Причиной изменений в образе жизни балтов стало расселение славян на территории Беларуси.

4. Какие версии о влиянии балтов на этногенез белорусов существуют в научной среде? Как вы считаете, почему ученые не могут прийти к единой точке зрения?

В научной среде нет единой версии относительно влияния балтов на этногенез белорусов. Одни считают, что балты не участвовали в этом процессе, поэтому белорусы являются исключительно славянским народом. Другая часть ученых высказывает мнение, что балты были вовлечены в этногенез белорусов, особенно на территории Понёманья. Еще одна группа ученых утверждает, что роль балтов в формировании белорусского народа решающая, и своеобразие белорусов объясняется тем, что они - славянизированные балты.

Ученые не могут прийти к единой точке зрения, т.к. есть свидетельства, доказывающие каждую из них.

5. Каковы были взаимоотношения балтов и славян на территории Беларуси?

Неизвестно, насколько мирными были взаимоотношения балтов и славян на территории Беларуси. На ряде балтских городищ VII—VIII вв. археологами зафиксированы следы пожаров, что говорит о военных конфликтах.

Дреговичи - один крупный союз славянских племен. В ходе Великого переселения народов они пришли в Полесье с юго-запада. Южная граница дреговичских поселений проходила южнее Припяти. Восточной границей был Днепр. На севере границей была линия, проходящая ныне через города Борисов и Заславль. На западе – болотистое пространство, называемое Выгоновское болото. Причём на севере дреговичи очень тесно жили с кривичами.

Ученые считают, что название "дреговичи", вероятно, имеет балтский корень "дрегува" (болото, ср. белор. "дрыгва" — трясина) и славянский суффикс "ичи".

До вхождения в состав Руси они имели собственное княжение. Столицей дреговичей был город Туров. Именно в Турове была создана первая книга на территории Беларуси - "Туровское евангелие".

Радомля — древний город радимичей (аг. Радомля Чаусского района)


В Радомле еще можно увидеть древнее городище и замковую гору. Стоя у подножия ее, ощущаешь былые масштабы замка. По рассказам местных жителей, подземный ход, который якобы и сейчас существует, когда-то во время многочисленных осад неприятелей, мог увести жителей замка за много километров от опасности.


Неподалеку от места, где когда-то стоял замок, возвышается еще один величественный холм, на вершине которого и сейчас растет одинокий могучий дуб. Исследователи уверены, что ещё в дохристианские времена это было языческое святилище. Когда-то здесь горели ритуальные костры, совершались жертвоприношения богам.



Есть в Радомле и своя природная достопримечательность. Рядом с рекой здесь есть источник. По большим религиозным праздниками вященники проводят на криничке службу. Вода из этого родника считается целебной. Поэтому сюда нередко наведываются жители других деревень и могилевчане.

Индоевропейский период этнической истории Беларуси начался в бронзовом веке с момента расселения на ее территории индоевропейских племен. Его хронологические рамки: 3–2 тысячелетия до н. э. – наше время.

Где находилась прародина индоевропейцев, когда, в результате чего началась их миграция на просторы Европы и Азии?

В конце XIX – начале XX в. возникла так называемая балканская концепция прародины индоевропейцев. Во многом она решала те вопросы, на которые не смогла ответить концепция североевропейской локализации индоевропейцев (пути миграции населения и распространения животноводства в Европе). Но Балканы не являлись прародиной индоевропейцев, а были лишь одним из направлений их миграции на просторах Европы. Об этом будет сказано ниже.

В качестве прародины индоевропейцев некоторые исследователи рассматривают также южные степи Восточной Европы и значительные районы Сибири. Однако эта точка зрения противоречит принятым в науке представлениям о том, что начальная область прародины не должна быть большой.

Наиболее научно обоснованной является концепция переднеазиатской прародины индоевропейцев. В соответствии с ней праиндоевропейцы до миграции жили в Передней Азии, там, где теперь находятся Иран, Ирак, Афганистан. Данные археологии, этнографии, топонимики и других наук свидетельствуют о том, что праиндоевропейцы жили на юге среди гор. Они знали горные ледники, быстрые горные реки и горную растительность. Среди известных им животных были лев и слон. Соседями праиндоевропейцев являлись семитские племена и картвельские народы (предки грузин).

В 4–3 тысячелетиях до н. э. началась миграция праиндоевропейцев со своей прародины. Это было обусловлено бурным развитием земледелия и животноводства, увеличением плотности и количества населения, что вызвало перенаселенность праиндоевропейскими племенами их прародины и необходимость освоения новых территорий. Миграция праиндоевропейцев происходила на протяжении тысячелетий.

Двигаясь на запад, праиндоевропейцы прошли Малую Азию, вышли к Эгейскому морю, заселили Балканы, являвшиеся одним из направлений их миграции. Часть праиндоевропейцев обогнула Черное море, прошла территорию современных Болгарии, Румынии и Молдавии, поселилась на Правобережной Украине. Позже праиндоевропейцы проникли на Кавказ. Другая часть праиндоевропейцев двигалась на восток, на территорию современных Китая и Индии. Отдельные их группы повернули на север, в Среднюю Азию, прошли между Каспийским и Аральским морями, оказались в приволжских степях и продолжили путь на запад, в Северное Причерноморье. Этот могучий миграционный поток стал источником расселения праиндоевропейцев в Европе, в том числе и в Беларуси.

При встрече с местным населением индоевропейцы, находившиеся на более высокой ступени социально-экономического развития (знали земледелие и животноводство, колесо и колесный транспорт, захоронение в курганах, патриархат и др.), завоевывали и ассимилировали его. Исключением было население Индии и Китая, которое ассимилировало индоевропейцев, за исключением небольшой группы ариев на территории Индии.

Из Юго-Восточной Европы и Северного Причерноморья индоевропейцы продолжали миграцию в двух направлениях: первое – на запад и северо-запад, в Западную Европу, второе – на север, в Среднюю и Северную Европу. На большой территории, охватывающей бассейны Вислы, Немана, Западной Двины, Верхнего Поднепровья, в результате ассимиляции индоевропейцами местного неолитического населения сформировался новый этнос – балты (литовцы, латыши, пруссы, ятвяги, курши, земгалы, селы и др.). Начался балтский этап индоевропейского периода этнической истории Беларуси, хронологически совпадающий с эпохой металла (3–2 тысячелетия до н. э. – IV–V вв. н. э.). Балты жили на территории современной Беларуси до прихода сюда славян.

С расселением индоевропейцев произошло изменение этнического состава населения Беларуси, изменилась и сама эпоха. Каменный век уступил место бронзовому веку (3–2 тысячелетия до н. э. – 1 тысячелетие до н. э.). Древняя форма ведения хозяйства, основанная на охоте, собирательстве и рыбной ловле, постепенно сменялась земледелием и животноводством. Основным типом поселения были укрепленные городища, которых на территории Беларуси насчитывалось около 1 тыс. Общая численность населения в бронзовом веке могла быть от 50 до 75 тыс. человек.

Бронзовый век сменился железным веком (1 тысячелетие до н. э. – IV–V вв. н. э.). Местные племена освоили обработку железа: изделия из железа были достаточно разнообразными (топоры, ножи, серпы, оружие, украшения и т. д.).

Новый, славянский этап этнической истории Беларуси начался в раннем средневековье. Его хронологические рамки: IV–V вв. н. э. – наше время.

Когда и откуда появились славяне на белорусской земле? Где их прародина? Как происходили процессы славянской миграции?

Существует несколько концепций прародины славян. Одни исследователи утверждают, что славяне локализировались в Припятско-Среднеднепровском регионе (территория современных Беларуси и Украины), другие считают их прародиной Висло-Одерское междуречье (территория современной Польши), третьи – широкие просторы от Одера до Днепра (территория современных Беларуси, Польши и Украины). Ученые пангерманского направления являются авторами так называемой концепции восточной локализации славян, согласно которой славяне пришли на нашу территорию из Азии и южных степей Восточной Европы, а поэтому они азиаты, дикие люди.

Наиболее научно обоснованной и распространенной является концепция центральноевропейской локализации славян, согласно которой прародиной славян следует считать территорию между Эльбой, Вислой и Неманом, где сегодня находятся Германия, Чехия, Словакия, Польша, самые западные районы Беларуси. В результате ассимиляции местного населения индоевропейцами в 3 тысячелетии до н. э. на этой территории образовалась еще одна ветвь индоевропейской мозаики народов – славянская (всего насчитывается более 40 индоевропейских народов).

Среди главных причин миграции славян со своей прародины можно назвать следующие: 1) большая плотность населения; 2) поголовное вооружение мужчин, их регулярные грабительские походы, являвшиеся одним из самых легких, эффективных и распространенных способов обогащения; 3) привлекательность новых земель для земледелия, достигшего у славян высокого уровня развития; 4) давление на славян со стороны других народов (германцев, кельтов, аваров и др.).

Со своей прародины часть славян начала массовое движение на юг и в VII–VIII вв. заселила Балканы, земли современных Сербии, Хорватии, Македонии, Словении, Черногории, Болгарии, частично Греции. Некоторые группы славян дошли до Малой Азии, Испании, Сицилии, Северной Африки. В процессе ассимиляции смуглолицего фракийского населения образовалась ветвь славян, называемых южными славянами (бывшие венеды). Сегодня это болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы и др.

Другая часть славян со своей прародины двигалась на восток, дошла до Днепра, и в VI–VII вв. на территории современной украинской Волыни и Южной Беларуси (к югу от Припяти) сформировалась новая ветвь славян – восточные славяне (бывшие анты). В VI–VIII вв. они проникли в южнорусские степи, колонизировали междуречье Волги и Оки, дошли до Дона, Ладожского озера, Невы и Нарвы, ассимилировав местное балтское, финно-угорское и тюркское население. Сегодня это белорусы, русские и украинцы.

Что касается западных славян (бывшие склавины), то они остались на своей прародине, никуда не мигрировали и ни с кем не смешивались. Сегодня это поляки, чехи, словаки и сербы-лужичане.

В VI–VII вв. славяне начинают проникать в балтский ареал. В VIII–IX вв. происходит массовое расселение славян на территории современной Беларуси, вначале – на правом берегу Днепра и на Березине, потом – в Подвинье и Поднепровье, а в X в. – в Верхнем Понемонье. Большая часть балтского населения была ассимилирована, вторая – уничтожена или вытеснена на северо-запад, в Прибалтику, где приняла участие в формировании этнических сообществ латышей и литовцев, третья осталась жить на своих местах, их ассимиляция славянами продолжалась до ХII-ХIII вв. и даже позже.

В результате славяно-балтского взаимодействия возникли новые этнические сообщества, которые упоминаются в средневековых источниках. К числу таких объединений на территории современной Беларуси относятся кривичи, дреговичи, радимичи. У них уже наблюдалось социальное неравенство, появилось политическое управление, выделились свои князья. Кривичи, дреговичи и радимичи представляли собой не племена или союзы племен, как утверждалось в литературе ранее, а протонародности (народности на начальном этапе формирования). Их государственные образования называют протогосударствами (только начавшие создаваться государства).

Большая патриархальная родовая община, образовавшаяся по родственному принципу, уступает место соседской (территориальной) общине, состоявшей из отдельных небольших семей всего поселения, городища, и становится основной социальной организацией восточных славян (позже стала называться сельской общиной). Кривичи, дреговичи, радимичи – не непосредственные предки белорусов, а этнические сообщества на территории современной Беларуси в IX – первой половине XII в.

Разделы сайта

Термины. Список [ А-Я ]

Беларусь

Белорусская государственность

Разное

Вот что пишет, к примеру, профессор Анатолий Клёсов, лауреат Государственной премии СССР, биохимик и генетик:

Профессура и "геноцид балтов" VI-XIII вв.

Краткие комментарии профессоров (антропологов, археологов, историков и лингвистов) к забавному тезису о "вытеснении литовцев белорусами" в V-XIII веках с территории Беларуси.

Живет и кочует по публикациям забавный тезис: "Раньше литовцы жили почти до Припяти, а потом с Полесья пришли славяне и вытеснили их за Вилейку". [Хороший пример — классический труд профессора Е. Карского "Белоруссы" Т.1.]

Учитывая площадь РБ (целиком лежащей в ареале балтских гидронимов — названий водоемов), геноцид "литовцев" был в 20 раз масштабнее истребления индейцев на Ямайке (площади как 200/10 тыс.км2). А Полесье до XVI в. на картах изображали морем Геродота.

А если опрерировать терминами архелогии и этнографии, тезис выглядит еще забавнее.

Для начала — о каком времени идет речь?

До V в.н.э. — "культура штрихованной керамики". Соответсвтуют термины "анты", "венеды", "будины" "невры", "андрофаги" и т.п.

В IV-VI в.н.э. — "банцеровская (тушемлинская) культура". Соответсвуют термины "кривичи", "дреговичи" и т.д.

* Для справки — "прото-славянская страна" Ойум (Черняховская культура), лежавшая от Черного моря до Полесья, основана в результате миграции германских готов в ирано-язычную Скифию. Гуды (gudai), от искаженного готы (Gothi, Gutans, Gytos) — в Летуве архаичное название беларусов.

"Вычленить в составе населения банцеровской (тушемлинской) культуры местный балтский и пришлый славянский этнические компоненты не представляется возможным. По всей вероятности, в ареале этой культуры сформировался культурный славяно-балтский симбиоз с общим домостроительством, керамическим материалом и погребальной обрядностью. Можно полагать, что время тушемлинской культуры было начальным этапом славянизации местного населения."
Седов В. В. "Славяне. Историко-археологическое исследование"

Антропологи считают, что автохтонное население в пределах РБ осталось постоянным в пределах 100-140 поколний (2000-3000 лет). В советской антропологии существовал такой очень нейтральный термин — "валдайско-верхнедвинский антропологический комплекс", практически совпадающий с картой М. Довнар-Запольского.

* Для справки — термину "славянизированные литовцы" уже более ста лет. И да, в XIX-XX вв. пошел обратный процесс — и "Козловские" стали "Kazlauskas" (самая распространенная фамилия в Летуве).

"Важнейшие этнографические признаки славянских культур V—VII вв.— лепная керамика, погребальный обряд и домостроительство. Жизнь на городищах раннего железного века полностью затухает, все население теперь концентрируется на открытых поселениях, возникают убежища с мощными фортификационными сооружениями." (с) В.В. Седов.

Т. е. "славянство" — это переход из землянки в подобие городов и развитые ремесла. Вероятно, к IX-X веку — началу формирования Полоцкого княжества на "пути из варяг в греки", — сложился общий язык-"койне". Про миграцию, сравнимую с походом венгров с Урала на Дунай, речь не идет.

"Принятие славянства" и вытеснение местных диалектов общим языком-койне могло растянуться на столетия. Еще в XVI в. Герберштейн в "Записках о Московии" описывал современных ему самогитов (не принявших "славянства") так —

"Самогиты носят плохую одежду. Жизнь свою проводят они в низких и притом очень длинных хижинах. У них в обычае держать скот, без всякой перегородки, под той же кровлей, под которой живут сами. Землю взрывают они не железом, а деревом."

Литвины (кто бы они ни были в родо-племенном отношении) строили свое общество вокруг городов, использовали общий "славянский" язык и называли своего управляющего в Самогитии "starosta".

Т.о. "славяне" и "древние племена" — это немного из разных категорий понятия. И претензии нашего северного соседа на все "дославянское наследие" слегка преувеличены и немного беспочвенны.

От венедов до ВКЛ

Ну, т.е. на наший землях жили "венеды", "кривичи", "ятвяги", "литвины", "вильцы-лютичи" — а потом все стали "славяне". И ни переселения народов, ни геноцида при этом не случилось. Издание 1837 "Немцы и их соседи" Й. К. Цойсса — труд, обобщивший летописные описания наородов и источник часто встречающихся в цитат. Архаичные племенные союзы — древляне, дреговичи, радимичи и пр, — после X в. практически исчезают из летописей, заменяясь иными названиями — "русины", "литвины", "полочане". Лишь ятвяги упоминаются до XIX века.

Славянство возникло в результате длительного мирного взаимодействия конгломерата разных этносов: германских (готских), балтских и иранских (скифо-сарматских) на определенной территории. В процессе такого взаимодействия выработался общий язык, сложились общие черты духовной и материальной культуры. Сходство языков, элементов духовной и материальной культуры — это и есть суть славянства.

Пожалуй, лучше всего иллюстрирует парадигму "принятия славянства" плеяда великих кнзей ВКЛ — государства, впервые объединившего наши земли.

Гедимин — письма на латыни, лояльное отношение к христианству
Кейстут — убежденный язычник, первое упоминание устного "литовского (белорусского)" (lithwanice) языка, письма на "руской мове".
Витовт — трижды крещен, многочилсенные грамоты на "руской мове".
Ягайло — славянский правитель объединеных славянских Литвы и Польши, при дворе говоривший на чешском и руском.

И именно времена правления Витовта и Ягайло называют временем, когда сложился единый белорусский этнос. Те, кто в ВКЛ принял парадигму славянства, стали "литвинами", кто не принял — "жмудинами". Граница между ними по р. Святой пересекала даже границы воеводств и была единственной границей внутри ВКЛ, всегда изображавшейся на картах.

"Славянизация" нашего Края

Вероятно, праславянский этнос сложился в ареале Черняховской археологической культуры, существовавшей с начала III до середины VI века. Это регион между Дунаем на западе и Днепром на востоке, Припятью на севере и Черным морем на юге (Украина-Румыния).

Позже, в VII-IX вв., были славянские государства Само и Великая Моравия (Чехия, Словакия, Венгрия).

Первая волна славянизации. В начале VI века авары при движени из Азии на Балканы опустошили земли Черняховской культуры. Жители бежали преимущественно на запад, и отчасти на север, в леса и болота Полесья — южной части нынешней Беларуси.

Вторая волна. В VIII-ХII вв лютичи-велеты пришли из Полабья, вытесняемые германскими переселенцами. они двигались по Западной Двине, Нёману, Днепру и их притокам.

Четвертая волна шла из Галицко-Волынской и Киевской Руси. Это X-XII века. Волыняне основали Берестье (Брест), Здитов, Каменец, Кобрин, Острею, Слоним и ряд других градов.

Этот факт подтверждает основной тезис: не было ассимиляции аборигенов-балтов пришельцами-славянами. Происходило постепенное, растянувшееся почти на тысячу лет, превращение балтов в славян. Исследования генетиков совпадают с данными лингвистов и археологов.

Тезис о "славянизации" автохтонного населения Беларуси полностью разделяют ученые Летувы. Ниже несколько цитат из работы "Откуда родом литовцы" от коллектива исследователей.

ПРАКТИКУМ "ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ"

I. Работа с документом

Проанализируйте тексты документов. Ответь на вопросы.

1. Когда, где и почему появился этот документ?

2. Кто автор документа? Что вы знаете об этом человеке, о его жизни и деятельности?

3. Объясните основные / новые понятия, использованные в документе.

4. О каких исторических фактах идет речь в документе?

5. Покажите на карте место, где происходили описанные в документе события.

6. Определите время, когда произошли описанные события, если оно не указано в документе или приведено в другой (нехристианской) хронологии.

7. Как автор объясняет причины, описывает ход и определяет значение исторических событий?

8. На основании документа определите отношение автора к описываемым событиям. Как позиция автора связана с характером документа и обстоятельствами его создания?

9. В чем позиция автора (не) совпадает с современной точкой зрения на произошедшее? Как можно объяснить это (не) совпадение?

10. Оцените значение этого документа в сравнении с аналогичными историческими работами рассматриваемого периода или посвященными тем же историческим событиям.

Читайте также: