Детям о гжели кратко дошкольникам

Обновлено: 18.05.2024

Пояснительная записка: Любой из нас не один раз в день пользуется разной посудой: тарелкой, чашкой, блюдцем. Не нужно забывать и о декоративных тарелках, которыми украшают интерьер дома и других помещений. Всё это создают мастера, в том числе и художники, которые расписывают посуду самыми разнообразными, интересными и очень красивыми узорами. Моя статья может использоваться в виде вводной беседы на многих занятиях в дошкольном учреждении.
Цель: познакомить детей с понятием орнамент.
Задачи: сформировать представление о народном промысле гжель, способствовать развитию эстетического вкуса.
Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (посуды, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель). Орнамент в переводе с латинского языка означает украшение. Орнамент – это особый вид художественного творчества.
Я хочу рассказать вам о старинном русском народном промысле – гжель, зародившемся еще в XVI веке. Стиль гжели хорошо узнаваем: синие и голубые кобальтовые рисунки на белом фоне.



Маленькая деревенька Гжель уже несколько веков известна своим промыслом гжели, именно в этом месте были найдены обильные залежи качественной глины. Неудивительно, что здесь с давних пор развивались гончарные промыслы. Здесь издавна добывали самую лучшую глину разных сортов. Своё начало гжельская роспись начала с изготовлением обыкновенной глиняной утвари,гончарной посуды,простеньких детских игрушек.



К началу девятнадцатого века, когда окончательно утвердилась технология изготовления, неповторимый дизайн, в Гжели работало уже 25 заводов по выпуску посуды.



За воздушными, необычными синими узорами и белоснежностью тончайшего фарфора скрывается огромный труд и сложный процесс обработки изделия. Каждый сувенир с гжелью изготавливается в несколько этапов.



Сначала заготавливается сырье, то есть глина. Основное требование к ней – пластичность, благодаря которой глиняное изделие может принимать любую форму.



В чистом виде глину на заводах гжели не применяют, в нее добавляются такие компоненты, как: перлит, кварцевый песок,полевой шпат в разных количествах и пропорциях, что позволяет контролировать качественный состав керамики: её пластичность, жароупорность, плотность.
Существует два основных способа придания глине определенной формы:
- формовка (мастер лепит керамическую массу непосредственно руками или пользуется готовыми шаблонам на станках)
- гипсовое литье (жидкая глина заливается в гипсовые формы и сушится не в печи, а при комнатной температуре.)



После этого керамическое изделие подвергают обжигу в специальной печи дважды. Первый утильный обжиг производят при температуре в 900 °С. После нанесения рисунка, а они все наносятся вручную, прозрачной глазури гжели предстоит выдержать второй обжиг при температуре в 1400 °С.



После этого глазурь становится очень прочной и крепкой, поэтому, нанесенному под ней рисунку с синей гжелью ничего не грозит.
Орнаменты являются одним из элементов национальной культуры всех народов мира. С их помощью можно изучать традиции и обычаи той или иной страны. Одним из наиболее узнаваемых орнаментов в русской культуре является гжель.

Недалеко от города Москвы находится деревня под названием - Гжель. Когда-то там жили умелые, веселые мастера.

Собрались они однажды и стали думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Нашли они глину белую-белую, и стали лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков.

Почему синяя? Да потому, что мастера любили свой родной край, и считали, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Мастера наносят растительный или бытовой узор на белый фон.

Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, волнистых линий, сеточек.

Но не только посуду изготавливали мастера, но и игрушки, декоративные статуэтки.

Разнообразие форм гжели

Изделия из гжели отличаются не только огромным разнообразием рисунков и оригинальным орнаментом, но и широким выбором форм.

Мир гжели представлен такими предметами, как:

• Вазы для цветов

Гжель представлена и богатым разнообразием сувениров. Среди них выделяют фигурки животных, героев народных сказок, снеговиков, рыб, матрешек и т. д. Некоторые из изделий посвящены представителям различных профессий, сделаны в виде первого листка календаря, или имеют форму колокола.

Способ изготовления изделий промысла гжель

Создание изделий под гжель требует от мастера необыкновенной четкости, кропотливости и невероятного полета фантазии.

Весь процесс изготовления можно условно разделить на пять этапов. К ним относятся:

• Подготовка к росписи и первый обжиг

• Контроль и отбраковка изделий

Процесс заготовки представляет собой создание из глины формы под фарфор или майолику по эскизам художника. Делается такая заготовка на гончарном круге, но не руками, а специальными щипцами. После того, как форма из гипса готова, в нее заливается жидкая фарфоровая масса, которая постепенно застывает. Гипс хорошо впитывает влагу, поэтому фарфор быстро застывает.

Особенности росписи под гжель

Неповторимость, изящество и невероятную красоту изделиям из гжели придают особенности их росписи. К ним можно отнести:

• Многообразный и сложный растительный орнамент

Применение всего двух цветов и неповторимость образов позволяют создавать уникальные шедевры народного творчества, поэтому, двух одинаковых изделий из гжели не существует.

Узор будущего изделия вначале тщательно продумывается, а только после этого, наносится на фарфоровую поверхность. Древние мастера наносили рисунок сразу, без предварительного эскиза. Свое вдохновение они черпали у природы или в картинах народной жизни. Роспись производится раствором окиси кобальта, который после обжига приобретает насыщенно-синий цвет. Его наносят специальными беличьими кисточками.

Много веков назад мастера гжели старались отобразить в своем искусстве свое видение окружающего мира, картины городской и сельской жизни, необъяснимые природные явление, свои мысли и фантазии. Основываясь на этом, общую стилистику росписи можно разделить на три основных группы:

Растительный рисунок считается классическим для гжели. Он, как правило, достаточно стилизован, но всегда можно отличить одно растение от другого. Чаще всего мастера изображают на изделии из гжели ягоды, травинки, черенки, цветы. Гирлянды из ягод на фарфоре могут легко переплетаться с колосьями пшеницы или буйством цветочных узоров. При этом, ягоды крыжовника легко можно отличить от смородины.

Часто орнаментальная роспись комбинируется с растительным узором.

Сюжетный рисунок появился одним из первых. Он представлял собой картины из жизни, окружавшей мастера. Это могли быть красивые пейзажи, веселые ярмарки, катание на санях, красочные явления природы.

Современные мастера гжели

Благодаря творческому наследию, которое оставили древние мастера гжели, их современные последователи смогли не только возродить этот великий народный промысел, но и внести в него ноты современного искусства, особенности быта и своеобразие взглядов настоящего времени. В конце 19 века стала набирать популярность современная гжель, однако, расписывали в основном простые фигуры и рисунок был не столь затейливым, как у древних мастеров. Постепенно, стали осваивать фарфоровую скульптуру и декоративные вазы, к традиционному гжельскому рисунку добавляли новые оригинальные виды.

Гжель была и остается непревзойдённым символом огромной творческой фантазии и высочайшего мастерства русского народа. Этот промысел является своеобразной книгой истории, которая бережно хранит в себе отпечаток времени, в которое он был создан, погружает в мир, полный невероятных чудес и неповторимых красок, рассказывает о том, как жили наши предки. Однако, популярность гжели заключается и в том, что она способна отображать и картины современности, помогаю людям взглянуть на себя со стороны, увидеть насколько красив и удивителен окружающий мир.

Обучающая: Познакомить детей с историей возникновения народного художественного промысла, формировать умение различать и называть элементы узоров гжели (розочки, точки, полоски, сетки, волнистые дуги)

Обобщить знания детей о народных промыслах: хохломской, городецкой, дымковской росписи.

Развивающая: развивать память, мышление, творческое воображение, расширять словарный запас (керамика, окрестность, Русь, мастера – умельцы, обжиг, и т. д; продолжать развивать технические умения детей – умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти).

Воспитательная: воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров, воспитывать умение оценивать работу сверстников, воспитывать любовь к народному творчеству.

Предварительная работа: беседы о росписях, рисование по мотивам народных росписей (Городец, хохлома, дымковская роспись); загадывание загадок, чтение стихов.

Ход НОД:

1. Организационный момент

(звучит тихонько русская народная мелодия. Приглашаю ребят подойти ко мне поближе).

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся и пожелаем друг другу хорошего настроения! И пожелаем гостям хорошего настроения! Вот таких, красивых и улыбчивых я приглашаю сегодня на занятие. Дети, вы любите путешествовать? (Ответы детей)

Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. Предупреждаю сразу, будет не только интересно, но и трудно. Итак, все готовы? А отправимся мы к

народным умельцам в сине-голубую сказку. А почему она так называется, вы поймёте сами, (дети рассаживаются, слушают сказку воспитателя и просматривают слайды)

3. Изучение нового.

Воспитатель: Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умелые, добрые и работящие люди. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали – думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить посуду, такую, какой свет не видывал. Слепили они чайник и чашки, блюдца, сахарницы. Дивная получилась посуда. Стали они думать. Как бы украсить такую затейливую посуду? Разошлись по дома. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь – синева, высокое синее небо с белыми облаками, в вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один мастер слепил чайник, другой кувшин (показ работ) Гжельские мастера большие фантазёры. Лепили они разных животных и птиц. У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая – её трава шелковая, её цветы весенние. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получалась роспись. А два века назад была открыта фабрика по производству посуды.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

На фабрике сначала из фарфоровой массы вручную делают такую посуду.

Затем мастера расписывают изделия вручную.

Каждый мастер расписывает свое изделие и ставит роспись.

Затем изделия обжигают в печи при высокой температуре.

И получаются вот такие необыкновенные, яркие и звонкие изделия.

Гжельские узоры приятно рассматривать. Их можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых или расписанных, и на одежде, на постельном белье. Самый излюбленный узор – гжельская роза. Посмотрите как красиво!

Чем отличается гжель? Да прежде всего своим цветом. Синий на белом фоне. По белому фону ведет рука художника кисточку с краской, то сильнее, то слабее нажимает на нее. И все, что рисует кисть, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получается роспись!

А теперь, ребята, опишите элементы узора, как они расположены на изделии?

(кружки, точки, полосы, сеточка, завитки, дуги, волнистые линии, капельки)

Воспитатель: Понравилась вам сине – голубая сказка? (Ответы детей). Так почему она так называется? Ребята, кто догадался, о каком промысле это сказка? (Ответы-рассуждения детей)

- из чего гжельские мастера делают свои изделия? (из глины) .

Воспитатель: да, ребята, из которой научились вырабатывать керамический материал – фарфор.

- какие изделия делали мастера из глины? - (посуда, различные фигурки)

-Какую краску используют мастера в гжельской росписи? (синюю)

- Каким узором украшают мастера свои изделия? - показ демонстрационных изображений элементов Гжели (широкая и узкая полоса, точка, волна, кустик, лепесток, сетка, листок, капелька)

Наши синие цветы распустили лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши синие цветы закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

Завтра утром все цветки

Вновь распустят лепестки.

Проблемная ситуация (Мотивация, закрепление нового)

Воспитатель: Ребята, сегодня я хотела принести и показать вам красивую посуду, да вот беда, разбила по дороге в детский сад, (показываю осколки)

- Как вы думаете, из чего она была сделана?

- Могла ли разбиться посуда из дерева, например, хохломская? (Ответы –рассуждения детей- конечно нет, только бы роспись пострадала.

- А металлическая? (показ)

- А пластиковая посуда?

- А стеклянная? Верно, разбиться может. Только моя посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее. Мне ещё известно, что посуду изготавливают из глины, (ответы детей)

- А что делают с глиной, чтобы она была прочная? (Ответы детей.) Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре.

- А как вы думаете, такая посуда может разбиться? Верно, может. Вот и моя посуда была изготовлена из глины. А была моя посуда самая красивая на Руси. А теперь вот – одни осколочки остались.

Давайте сложим картинку, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось. Итак, как называется посуда, которую вы сложили? Верно, гжельская. Хорошо, что не вся посуда разбилась.

Посмотрите, какая красота у меня на столе. Это очень красивые вещи.

На столе, стоят изделия из гжели. Дети рассматривают, любуются.

Воспитатель (читаю стих) :

- Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Синеглазая посуда, как весною небеса.

Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

- Где изготавливают эту посуду? (в поселке Гжель)

- Верно, в посёлке Гжель, недалеко от Москвы.

- Какая это посуда? Как её можно охарактеризовать? (красивая, синяя, нарядная)

- Верно, посуда нарядная, красивая, праздничная.

- А что делает эту посуду такой? (она голубая, нежная)

- Да, бело–синяя роспись.

Давайте подойдем поближе, получше рассмотрим посуду. (приглашаю к доске).

- Из каких элементов состоит узор? (Цветы, завитки, точки, линии)

- Какую роспись он вам напоминает? (Хохломскую).

- А чем отличается гжельский узор от хохломского? (Цветом).

- Это отличительная особенность гжельской посуды – на белом фоне синие цветы.

- А какие еще вы знаете народные росписи, как они называются? (дымковская игрушка городецкая, хохломская роспись)

- Чем отличие их от гжельской росписи? (она сине – голубая, остальные красные, желтые, яркие, узоры другие)

Воспитатель: сегодня я предлагаю вам стать гжельскими мастерами (закройте глазки представьте) согласны? и распишите посуду по мотивам гжельской росписи.

- Посмотрите на краски, которые я вам приготовила. Все ли необходимые цвета у вас есть? (нет голубой)

- Верно, не хватает голубой краски. Что мы будем делать? (смешаем синюю и белую)

- Правильно, смешаем на палитре белую краску и немного синей.

5. Показ. Ребята, я покажу вам, как можно передать элементы узора на бумаге с помощью кисти и красок.

Рисую концом кисти – получаются тонкие линии.

А как сделать, чтобы получилась широкая полоса? Широкие полосы получаются, когда рисую боковой стороной ворса.

Если нажимаю сильнее на кисть, получается темный цвет. Если слабее, то светлый оттенок.

Кисть прикладываю плашмя, получается мазок. А из них получаются цветы, листья.

Давайте вместе в воздухе нарисуем элементы гжельской росписи.

6. Работа детей у доски (двое – трое детей).

Ребята, кто хочет попробовать нарисовать эти элементы у доски? (дуги, листья, завитки, сеточки).

Воспитатель: Но прежде чем мы приступим к работе, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.

В гости к пальчику большому

(Большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак.)

В соответствии с текстом разгибать поочерёдно пальцы.

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья,

Друг без друга им нельзя!

(Сжать пальчики в кулак и разжать их.)

(Во время самостоятельной работы держу в поле зрения всех детей, помогаю затрудняющимся в создании композиции, слежу за осанкой.)

Воспитатель: заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, а потом

посмотрим ваши рисунки.

- Ребята мы с вами были сегодня путешественниками, исследователями и мастерами по росписи игрушек.

- Вам понравилось? (да)

- Ребята, посмотрите, какая красивая посуда у нас получились, она засветилась и окончательно стала нежной, весенней. И впрямь на них не наглядеться. На душе становиться радостно, празднично!

- Какие узоры в росписи вы использовали? (точки, линии - волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие, листья, цветы.)

- А какие мастера используют эти узоры, напомните, пожалуйста? (гжельские)

- Мастера, которые используют эти узоры, в каком селе они живут? (Гжели)

Итог: Что вы можете сказать о своих работах? Всё ли удалось, почему? Мы с вами узнали новый вид промысла – гжельская роспись.

- Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?

- Что особенного в этой работе?

- Чем отличается от других эта работа?

Выбирают понравившуюся работу, обосновывают выбор.

8. Рефлексия. Посмотрите, какая красота получилась, какие сказочно красивые узоры и это при том, что в росписи использовался всего один цвет – синий. А из чего делают гжельскую посуду? Вот и закончилась наша экскурсия. Вам понравилось? Спасибо вам, оцените свою работу на занятии.

Конспект интегрированного занятия по мотивам гжельской росписи с поэтапным показом воспитателем в старшей группе

Конспект интегрированного занятия по мотивам гжельской росписи с поэтапным показом воспитателем в старшей группе Интеграция образовательных областей:художественно-эстетическое развитие; познание; речевое развитие; социально-коммуникативное развитие. Методические.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект занятий на тему:

hello_html_m4ba6dbe4.jpg

Конспект занятий в старшей группе

Русинова Наталья Александровна

Создать условия для развития интереса к творчеству гжельских мастеров; познакомить с характерными особенностями гжельского фарфора – колорит, композиция

Образовательные

Приобщать детей к народно декоративному искусству в условия практической и творческой деятельности

Формировать представление о богатстве и разнообразии гжельского промысла

Формировать способности выделять традиционные особенности росписи: белый фон и сине голубые цвета, кайма.

Обогащать знания детей и умение рисовать простейшие узоры (роза, лепестки, капельки, волнистые линии

Активизировать словарный запас (гжель, мастер, сервиз, кайма)

Развивающие

Развивать интерес к изучению народно декоративно прикладному искусству.

Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного.

Развивать способность к самостоятельности, поиску методов и приемов

Развивать чувства формы, симметрии

Развивать мелкую моторику

Развивать навыки рисования гуашевыми красками, кончиком кисточки

Воспитательные

Воспитывать умение ценить, уважать, достояние русского народа через декоративно прикладное искусство

Воспитывать интерес к творчеству мастеров Гжели, желание активно проявлять себя в нем

Воспитывать аккуратность, ответственность при выполнении работы

Образовательные области:

Художественно эстетическое развитие

Наглядный метод (показ, образцы поделок, иллюстраций)

Словестный (беседа, пояснение, вопросы и художественное слово)

Практический (создание игровой ситуации, смена деятельности, заинтересованности)

Виды детской деятельности:

Художественно эстетическая деятельность

Индивидуальная работа:

Индивидуальные занятия с детьми по обучению элементам декоративного рисования

Индивидуальное занятие с детьми по обучению навыками составления узоров

Материалы и оборудование:

Гжельская посуда: чайник, самовар, вазы, сахарница, масленка, чашки, тарелки

Мешочек с иллюстрациями гжельских предметов

Предметы посуды из соленого теста

Гуашевые краски, кисточки, салфетки, банки с водой

Скульптура малой формы: кошка, лошадка, петух

Предварительная работа: Знакомство с гжельским промыслом

Рассматривание иллюстрации с изображением гжельских предметов

Слушание рассказов воспитателя об истории происхождения промысла

Русские лирические мелодии:

Песни современных авторов

Усвоение песенных навыков

Изготовление из соленого теста предметов посуды

Предполагаемый результат:

Коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях

Окрепшая моторика рук

Самостоятельное выполнение предполагаемых художественных решений

Использованная литература:

Методическая литература:

Наглядно - дидактический материал

Интернет ресурсы:

Этап Гжельской росписи files . school - collection . edu . ru

Ход занятия:

Создание проблемной ситуации:

Воспитатель обращается к детям:

Воспитатель:

Воспитатель:

Предполагаемые ответы детей:

Воспитатель:

Воспитатель и дети открывают посылку

Воспитатель:

Воспитатель и дети достают из посылки предметы и рассматривают их

Воспитатель:

Предполагаемые ответы детей:

Воспитатель:

Воспитатель достает из посылки конверт с письмом и показывает детям.

Воспитатель:

Воспитатель открывает письмо и читает его.

Воспитатель:

«Дорогие ребята, мы приглашаем вас в гости, в наше королевство гжельских мастеров. А наш подарок гжельских сувениров приведет вас в сине голубую сказку

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь,

Известно всем в народе ее названье – Гжель!

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашу легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый,

И в каждом отражается сторонушка родимая.

Ее трава шелковая, ее цветы весенние

Воспитатель достает из посылки красивые иллюстрации на которой изображена посуда.

Воспитатель:

Предполагаемый ответ детей:

Воспитатель:

Организационная часть

Воспитатель:

Предполагаемый ответ детей:

Воспитатель рассказывает сказку и свой рассказ сопровождает показом иллюстраций.

Практическая часть

Воспитатель:

Воспитатель показывает детям иллюстрации, на которых изображены разные узоры из цветов, капелек, волнистых линий, завиточков.

Воспитатель:

«Стал каждый мастер свое умение показывать. Один мастер слепил чайники: носик в виде головки курочки, а на крышке – петушок красуется. При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Услышал он сказку про кита, да сделал масленку. На спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками. Добрый молодец на коне скачет, за ним собачка бежит.

На картинках, которые показывает воспитатель, дети рассматривают посуду разных мастеров, форм и размеров.

Воспитатель:

Воспитатель показывает иллюстрации с изображением разных животных и птиц.

Воспитатель:

Дети с удовольствием рассматривают иллюстрации, на которых изображены птицы и животные гжельских мастеров

Воспитатель:

На картинках, которые показывает воспитатель, изображены разные диковинные часы. Дети с интересом рассматривают их.

Воспитатель:

Предполагаемый ответ детей:

Продуктивная деятельность

Воспитатель:

Дети и воспитатель подходят к столам и рассматривают предметы посуды.

Воспитатель:

Дети рассматривают посуду. Воспитатель обращает внимание детей.

Воспитатель:

Воспитатель обращает внимание детей на сервиз из посылки

Воспитатель:

«Узор гжельских мастеров расположен в центре каждого изделия. Обязательным элементом в узоре является роза, по краям изделия - кайма. Обратите внимание, что предметы одного сервиза имеют одинаковый рисунок

Воспитатель:

Дети выбирают посуду и садятся за столы

Воспитатель:

«Узор на всех предметах сервиза должен быть одинаковым. Рассмотрим узор на чайнике. Какими узорами украшен чайник?

Предполагаемый ответ детей:

Воспитатель:

Предполагаемый ответ детей:

Воспитатель:

Предполагаемый ответ детей:

Воспитатель:

Предполагаемый ответ детей:

Воспитатель:

«Капелька - один из любимых элементов мастеров Гжели

Воспитатель напоминает детям правила пользования кистью и гуашью, а так же последовательность нанесения узора.

Воспитатель:

По окончанию работы, дети наводят порядок на столах

Подведение итога

Воспитатель читает поговорку, а дети рассматривают посуду, которую они украсили узором

Воспитатель:

«Умелец, да рукоделец, себе и людям радость приносит. Она о вас. Своей работой вы подарили радость себе и окружающим людям. Узоры, которые вы нарисовали сделали посуду яркой, красивой и неповторимой. Послушайте стихотворение о гжели.

Сине-голубые

Розы, листья, птицы,

Увидев нас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре

Синяя капель.

Это называется

Воспитатель:

Предполагаемый ответ детей:

Воспитатель:

Предполагаемый ответ детей:

Воспитатель:

Предполагаемый ответ детей:

Воспитатель:

Предполагаемый ответ детей:

Воспитатель:

Воспитатель показывает фарфоровые предметы из посылки и спрашивает у детей.

Воспитатель:

Предполагаемый ответ детей:

Воспитатель:

«Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в мир сказки.

Воспитатель:

Гжель для детей

Искусство народа и его творчество неизменно отражают его самобытность и духовное богатство. Одним из таких широко известных русских народных промыслов является гжель. Непревзойденное искусство филигранной росписи на глиняных изделиях и особенности рисунка позволяют с полной уверенностью назвать гжель достоянием России. Этот народный промысел с многовековой историей и сейчас пользуется огромной популярностью. Гжель не только радует глаз неповторимым и затейливым орнаментом, но и погружает в загадочный и интригующий сказочный мир.

История гжели и её истоки

Название этого народного промысла связано с селом Гжель, находящимся в Московской области. Место это очень живописное, но не плодородное. Долгое время жители этого села пытались заниматься сельским хозяйством. Однако, их время было потрачено впустую. Все неудачи были связаны с огромным пластом белой глины, залегавшим практически на поверхности. После того, как стало известно о высоком качестве этой глины, о том, что из нее получается отличный фарфор, зародился народный промысел, связанный с изготовлением различный гончарных изделий. Местные мастера создавали не только посуду, но и детские игрушки. Первые изделия гончаров этой местности известны еще с 1320 года.

Постепенно, оригинальный рисунок, неповторимая роспись и удивительная самобытность гжели стали очень популярными, а отдельные мастерские объединились в большие производства.

Особенности промысла гжель

Отличием гжели от других народных промыслов, позволяющее с уверенностью называть ее уникальной, самобытной, неповторимой и оригинальной частью русского художественного творчества является необычность росписи и, конечно, ручная работа. Основной особенностью гжели является узор в синих тонах на белоснежном фоне и рисунок, представляющий сложный растительный орнамент. Благодаря контрасту кобальтовой краски и белого фона, создается неповторимая яркость цвета, которая неизменно притягивает взгляд и заставляет восхищаться работой мастера снова и снова.

Кроме того, рисунок наносится под глазурь и только потом изделие обжигают. Кобальт — одна из немногих красок, которая выдерживает температуру печи в 1300 градусов.

Разнообразие форм гжели

Гжель для детей

Изделия из гжели отличаются не только огромным разнообразием рисунков и оригинальным орнаментом, но и широким выбором форм.

Мир гжели представлен такими предметами, как:

• Чайные пары
• Сервизы
• Вазы для цветов
• Заварочные чайники
• Сахарницы
• Розетки для варенья
• Самовары
• Сувениры

Прекрасным и необычным подарком помимо выше перечисленного являются: штофы, плакетка, кумган.

Штоф представляет собой сосуд четырехгранной формы с коротким горлышком и пробкой. В старину его использовали для хранения крепких спиртных напитков. Плакетка, выполненная в технике гжель, представляет собой расписную декоративную тарелку и служит прекрасным украшением интерьера. Кумганом называют сосуд с узким горлом, тонким носиком, ручкой и крышкой. Ранее его использовали для мытья рук и ног, а в настоящее время, благодаря мастерам гжели, он является прекрасным и памятным подарком.

Гжель представлена и богатым разнообразием сувениров. Среди них выделяют фигурки животных, героев народных сказок, снеговиков, рыб, матрешек и т. д. Некоторые из изделий посвящены представителям различных профессий, сделаны в виде первого листка календаря, или имеют форму колокола.

Способ изготовления изделий промысла гжель

Создание изделий под гжель требует от мастера необыкновенной четкости, кропотливости и невероятного полета фантазии. Посуда может быть изготовлена из фарфора или майолики. Отличие состоит в том, что фарфор представляет собой белую глину. Он более хрупкий и тонкий. Майолика производится из красной глины и отличается большей прочностью.

Весь процесс изготовления можно условно разделить на пять этапов. К ним относятся:

• Создание заготовки
• Подготовка к росписи и первый обжиг
• Контроль и отбраковка изделий
• Роспись
• Второй обжиг

Процесс заготовки представляет собой создание из глины формы под фарфор или майолику по эскизам художника. Делается такая заготовка на гончарном круге, но не руками, а специальными щипцами. После того, как форма из гипса готова, в нее заливается жидкая фарфоровая масса, которая постепенно застывает. Гипс хорошо впитывает влагу, поэтому фарфор быстро застывает.

Гжель для детей

Важной особенностью создания гжели является то, что все элементы посуды, от ручек, до рельефных узоров изготавливаются в разных формах. Это требует особой аккуратности и внимательности от мастера.

Следующим этапом является подготовка к росписи. Она включает в себя шлифовку изделия и его обжиг.

Для того, чтобы рисунок ложился ровно и аккуратно, вначале каждое изделие зачищается специальным ножиком и шлифуется. Это процесс проводится вручную. Затем происходит замывание мест креплений различных частей изделия, а остальные неровности сглаживаются с помощью поролонового валика. После этого, изделие отправляют в печь на обжиг, который длится около восьми часов.

После обжига обязательно проводится контроль за качеством изделия и наличием в нем дефектов. Их выявляют с помощью раствора фуксина. Это вещество накапливается в неровностях фарфоровых изделий и приобретает ярко-красный цвет. Таким образом, становятся видны неровности или некачественные стыки в изделии. Далее, проводится удаление недостатков с помощью шлифовки валиком или замывания. В случае, когда дефект устранить не удается, изделие отправляют в брак и переплавляют.

После этого, начинается роспись. Каждый мастер отличается своей неповторимой методикой нанесения узоров и подписывает в конце свою работу. Затем, опорные части изделия обрабатывают парафином. Для этого, мастер вручную окунает посуду в ванну с горячим парафином. Затем, изделие окунают в глазурь и отправляют на второй обжиг. Он длится достаточно долго, восемнадцать часов. Именно благодаря подглазурной росписи насыщенность цвета долгое время остается прежней. Такие изделия можно мыть не только вручную, но и в посудомоечной машине.

Гжель для детей

Таким образом, каждый из этапов работы выполняется вручную. Такой труд очень кропотлив, поэтому, на заводах по производству гжели работают в основном женщины.

После обжига, изделие приобретает свой конечный вид и подлежит последующей фасовке.

Особенности росписи под гжель

Гжель для детей

Неповторимость, изящество и невероятную красоту изделиям из гжели придают особенности их росписи. К ним можно отнести:

• Белоснежный фон
• Насыщенно-синий рисунок
• Глазурирование поверхности
• Многообразный и сложный растительный орнамент
• Ручную работу

Применение всего двух цветов и неповторимость образов позволяют создавать уникальные шедевры народного творчества, поэтому, двух одинаковых изделий из гжели не существует.

Узор будущего изделия вначале тщательно продумывается, а только после этого, наносится на фарфоровую поверхность. Древние мастера наносили рисунок сразу, без предварительного эскиза. Свое вдохновение они черпали у природы или в картинах народной жизни. Роспись производится раствором окиси кобальта, который после обжига приобретает насыщенно-синий цвет. Его наносят специальными беличьими кисточками.

Много веков назад мастера гжели старались отобразить в своем искусстве свое видение окружающего мира, картины городской и сельской жизни, необъяснимые природные явление, свои мысли и фантазии. Основываясь на этом, общую стилистику росписи можно разделить на три основных группы:

• Орнаментальная
• Растительная
• Сюжетная

Растительный рисунок считается классическим для гжели. Он, как правило, достаточно стилизован, но всегда можно отличить одно растение от другого. Чаще всего мастера изображают на изделии из гжели ягоды, травинки, черенки, цветы. Гирлянды из ягод на фарфоре могут легко переплетаться с колосьями пшеницы или буйством цветочных узоров. При этом, ягоды крыжовника легко можно отличить от смородины.

Часто орнаментальная роспись комбинируется с растительным узором.

Сюжетный рисунок появился одним из первых. Он представлял собой картины из жизни, окружавшей мастера. Это могли быть красивые пейзажи, веселые ярмарки, катание на санях, красочные явления природы.

Современные мастера гжели

Благодаря творческому наследию, которое оставили древние мастера гжели, их современные последователи смогли не только возродить этот великий народный промысел, но и внести в него ноты современного искусства, особенности быта и своеобразие взглядов настоящего времени. В конце 19 века стала набирать популярность современная гжель, однако, расписывали в основном простые фигуры и рисунок был не столь затейливым, как у древних мастеров. Постепенно, стали осваивать фарфоровую скульптуру и декоративные вазы, к традиционному гжельскому рисунку добавляли новые оригинальные виды.

Таким образом, благодаря современным мастерам, произошло возрождение гжели, она приобрела новые интересные методики, захватывающие сюжеты и особенный стиль. Сейчас эти изделия широко востребованы во всем мире и являются неотъемлемой частью русского народного творчества.

Гжель была и остается непревзойдённым символом огромной творческой фантазии и высочайшего мастерства русского народа. Этот промысел является своеобразной книгой истории, которая бережно хранит в себе отпечаток времени, в которое он был создан, погружает в мир, полный невероятных чудес и неповторимых красок, рассказывает о том, как жили наши предки. Однако, популярность гжели заключается и в том, что она способна отображать и картины современности, помогаю людям взглянуть на себя со стороны, увидеть насколько красив и удивителен окружающий мир.

Читайте также: