Протописьменный период в месопотамии кратко

Обновлено: 04.07.2024

На грани IV и III тысячелетий до н. э. в Нижней Месопотамии рисовали знаки на пластичных плитках из глины углом тростниковой палочки. Каждый знак-рисунок обозначал либо

Несмотря на всю неточность письменной передачи речи в архаический период истории Нижней Месопотамии, советскому ученому А. А. Вайману удалось все же прочесть некоторые древнейшие хозяйственные документы начала III тысячелетия до н. э. Это обстоятельство, а также изучение самих рисунков, употреб-

лявшихся для письма, наряду с данными археологии позволяют нам до известной степени восстановить древнейшую общественную историю этой страны, хотя отдельные события в течение долгого исторического периода остаются неизвестными.

Прежде всего перед нами встает вопрос о том, какой же народ создал впервые цивилизацию Нижней Месопотамии. На каком языке он говорил? Изучение языка некоторых более поздних клинописных надписей (примерно с 2500 г. до н. э.) и упоминающихся в надписях (примерно с 2700 г. до и. э.) собственных имен показало ученым, что уже в то время в Нижней Месопотамии жило население, говорившее (а позже и писавшее) по крайней море на двух совершенно разных языках — шумерском и восточносемитском. Шумерский язык с его причудливой грамматикой пе родствен ни одному из сохранившихся до наших дней языков. Восточно-семитский язык, который позже назывался аккадским или вавилоно-ассирийским, относится к семитской семье афразийской надсемьи языков; в настоящее время к этой же семье принадлежат: ряд языков Эфиопии 3, арабский язык, язык острова Мальта в Средиземном море, язык иврит в Израиле и новоарамейский язык маленького народа, называющего себя ассирийцами и живущего разбросанно в разных странах, в том числе и в СССР. Сам аккадский, или вавилоно-ассирийский, язык, как и ряд других семитских языков, вымер еще до начала нашей эры. К афразийской надсемье (но не к семитскому семейству) принадлежал также древнеегипетский язык, в нее и поныне входит ряд языков Северной Африки, вплоть до Танзании, Нигерии и Атлантического океана.

Есть основание думать, что в IV тысячелетии до и. э., а может быть и позже, в долине Тигра и Евфрата еще жило население, говорившее и на других, давно вымерших языках. Возможно, именно это население впервые создало ирригацию земли в долине р. Диялы, а также начало осваивать равнину Нижней Месопотамии, хотя в последнем случае главная роль, очевидно, принадлежала шумерам, а в северной части области — и восточным семитам.

3. В том число язык тигре, родной язык предка Пушкина — Ганнибала.

были кочевниками и что они не участвовали вместе с шумерами в великом деле освоения р. Евфрат. Нет также основания считать, что восточные семиты вторглись в Месопотамию около 2750 г. до н. э., как предполагали многие ученые; напротив, лингвистические данные скорее заставляют думать, что они осели между Евфратом и Тигром уже в эпоху неолита. Все же, по-видимому, население южной части Месопотамии примерно до 2350 г. говорило в основном по-шумерски, в то время как в центральной и северной части Нижней Месопотамии наряду с шумерским звучал также и восточно-семитский язык; он же преобладал и в Верхней Месопотамии.

Поскольку исторические события столь древнего времени нам неизвестны, историки пользуются для подразделения древнейшей истории Нижней Месопотамии археологической периодизацией. Археологи различают Протописьменный период (2900— 2750 гг. до н. э., с двумя подпериодами) 4 и Раннединастический период (2750—2310 гг. до н. э., с тремя подпериодами).

От Протописьменного периода, если не считать отдельных случайных документов, до нас дошли три архива: два (один старше, другой моложе) — из г. Урука (ныне Варка), па юге Нижней Месопотамии, и один, современный более позднему из урукских,— с городища Джемдет-наср, на севере (древнее название города неизвестно). Общественный строй Протописьменного периода изучался советскими учеными А. И. Тюменевым, который исходил только из изучения рисунков-знаков, как таковых, и Л. Л. Вайманом, которому удалось прочесть некоторые из документов целиком.

Заметим, что письменная система, применявшаяся в Протописьменный период, была, несмотря па свою громоздкость, совершенно тождественной на юге Нижней Месопотамия и на севере. Это говорит в пользу того, что она была создана в одном центре, достаточно авторитетном для того, чтобы тамошнее изобретение было заимствовано разными номовыми общинами Нижней Месопотамии, несмотря на то что между ними не было ни экономического, ни политического единства и их магистральные каналы были отделены друг от друга полосами пустыни. Этим центром, по-видимому, был город Ниппур, расположенный между югом п севером нижнеевфратской равнины. Здесь находился

4. Возможно, эти даты следует несколько удревнить.

Все документы происходят из хозяйственного архива храма Эанны, принадлежавшего богине Инане, вокруг которого консолидировался город Урук, и из аналогичного храмового архива, найденного на городище Джемдет-наср. Из документов видно, что в храмовом хозяйстве было множество специализированных ремесленников и немало пленных рабов и рабынь; однако рабы- мужчины, вероятно, сливались с общей массой зависимых от храма людей — во всяком случае, так, бесспорно, обстояло дело двумя столетиями позже. Выясняется также, что община выделяла большие участки земли своим главным должностным лицам — жрецу-прорицателю, главному судье, старшей жрице, старшине торговых агентов. Но львиная доля доставалась жрецу, носившему звание эн.

Земля, выделенная эну,— ашаг-эн, или ниг-эна,— постепенно стала специально храмовой землей; урожай с нее шел в запасный! страховой фонд общины, на обмен с другими общинами и странами, на жертвы богам и на содержание персонала храма — его ремесленников, воинов, земледельцев, рыбаков и др. (Жрецы и обычно имели свою личную землю в общинах помимо храмовой). Кто обрабатывал землю ниг-эна в Протописьменный период, нам пока не совсем ясно; позже ее возделывали илоты разного рода. Об этом нам рассказывает еще один архив из соседнего с Уруком города—архаического Ура, а также и некоторые другие; они относятся уже к началу следующего, Раннединастического периода.

Цитируется по изд.: И. М. Дьяконов. Города-государства Шумера // История древнего мира. Ранняя древность. Под. ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцинской. М., 1989, с. 59-63.

Материальная культура Южной Месопотамии протописьменного периода получила название культуры Джемдет-Наср – по поселению, лежавшему между Багдадом и Вавилоном, при раскопках которого были обнаружены оригинальные изделия расписной керамики этого времени. Период Джемдет-Наср, по сути дела, мало чем отличается от эпохи У рука: религиозные и светские сюжеты, изображаемые на цилиндрических печатях того и другого времени, идентичны; монументальная архитектура Джемдет-Насра сохраняет оформление интерьера и функции, свойственные архитектуре предшествующего периода; керамика в основном продолжает заложенные в урукские времена традиции. Единственное, что отличает керамику Джемдет-Насра от урукской, это мотивы росписи. Она (роспись) имеет геометрический или реалистический (люди, животные, растения и т. д.) характер и нанесена черной и красной краской прямо на бурую поверхность глиняных сосудов.
Таким образом, между культурами протописьменного и урукского периодов нет никаких существенных различий, а есть простые вариации по стилю и по качеству. Архитектурные сооружения встречаются при раскопках довольно редко, но их вполне достаточно для того, чтобы доказать отсутствие резких изменений в планировке и орнаментации храмов, хотя основное внимание уделяется теперь размерам и отделке храмовых платформ, и мозаичная орнаментация из конусов с цветными шляпками наносится уже не по всей поверхности стен, а выборочно, по горизонтальным панелям. Цилиндрические печати содержат те же самые мифологические и светские сцены, хотя появляется отчетливая тенденция к их условности, стилизации и стандартизации.
Письменность используется в жизни общества гораздо шире, пиктограммы стали еще малочисленнее и абстрактнее. Колесо и плуг, изображаемые на глиняных табличках, были наверняка изобретены еще раньше, а великолепные каменные и металлические сосуды явились, вероятно, продуктом развития давно существовавшей местной традиции.




10. Протописьменный период ((2900–2750 гг. до н.э.): общество и экономика (С62–63).

А.И. Тюменев и А.А. Вайман

Письменная система была громоздкой и несовершенной, но одинакова на юге и на севере страны, то есть номовые общины Нижней Месопотамии, между которыми не было ни экономического, ни политического единства, заимствовали её.

центром был город Ниппур – религиозный, культовый общешумерский центр с храмом бого Энлиля.

Все документы происходят из хозяйственного архива храма Эанны

Земля, выделенная эну, — ашаг-эн, или ниг-эна, — постепенно стала храмовой землей; урожай с нее шел в запасный страховой фонд общины, на обмен с другими общинами и странами, на жертвы богам и на содержание персонала храма — его ремесленников, воинов, земледельцев, рыбаков и др. (Жрецы обычно имели свою личную землю в общинах помимо храмовой).

11. Раннединастический период (2750–2310 гг. до н.э.). Правители первой половины III тыс. до н.э. Государство (политический строй), общество времен Гильгамеша. (С.63-65). Возвышение лугалей-гегемонов (С.66–68).

Государственность – военный союз во главе с политически доминирующим номом. территориальные общины сохраняли определенную экономическую и широкую административную самостоятельность (аввтономия).

лугаль-гегемон. опирался на своих приверженцев и дружину, с помощью которой он мог завоевать другие номы, лугалям нужна была земля, для передачи дружине земельных наделов, с которых те кормились бы сами. И средства и земля были у храмов. лугали стремились обладать храмами – либо женясь на верховных жрицах, либо заставляя совет избрать себя и военачальником, и верховным жрецом, поручали храмовую администрацию вместо общинных старейшин зависимым и обязанным лично правителю людям.

Наиболее богатыми лугалями были правители I династии Ура, сменившей I династию Урука. Богатство их было основано не только на захвате ими храмовой земли, но и на торговле. О богатстве правителей I династии Ура говорит погребение Пуаби (XXV в. до н.э.). Не случайно, что погребения лугалей Киша того времени значительно беднее: именно Ур был портом морской торговли с Индией.

12. Экономика и общество и государство в Нижней Месопотамии (по документам Лагаша XXV–XXIV вв. до н.э.) (С.68–72).

Хозяйство храма отделялось от земли территориальной общины, но связь храма с общиной оставалась. Так, община помогала храмовому хозяйству в критические моменты тягловой силой (ослами), а может быть, и трудом своих членов, а храмовое хозяйство поставляло пищу для традиционного пира, которым сопровождалось народное собрание.

Работали в храмовом хозяйстве ремесленники, скотоводы и земледельцы за паек, или земельные наделы (только в пользование). Все они были лишены собственности на средства производства и эксплуатировались внеэкономическим путем.

Домашние большесемейные общины иногда продавали свою землю; плату за неё получал патриарх семейной общины.

Из Лагаша дошёл архив храмового хозяйства богини Бабы.

Из этого архива мы узнаем, что:

храмовая земля делилась на три категории:

1) собственно храмовая земля ниг-эна, которая обрабатывалась зависимыми земледельцами храма, а доход с нее шел отчасти на содержание персонала хозяйства, но главным образом составлял жертвенный, резервный и обменный фонд;

2) надельная земля, состоявшая из участков, которые выдавались части персонала храма – мелким администраторам, ремесленникам и земледельцам; из держателей таких наделов набиралась и военная дружина храма; наделы не принадлежали держателям на праве собственности, а были лишь формой кормления персонала; администрация могла не выдавать надел или отобрать его, давать работнику паек (рабыни, их дети и все мужчины-чернорабочие)




3) издольная земля, которая выдавалась храмами, по-видимому, всем желающим на довольно льготных условиях: некоторая доля урожая отдавалась храму.

13. Государство Саргонидов. Политический строй (особенности первой деспотии), социально-экономический строй (С.73–79).

Саргон Древний (ок. 2316 – 2261 гг. до н.э.).

Саргон происходил из жителей северной части Нижней Месопотамии.

Саргон не был связан с общинной или номовой знатью. Своей деятельностью он возвысил городок Аккаде. Впоследствии вся область северной части Нижней Месопотамии стала называться Аккадом.

Шумерское войско со времен Эанатума (XXV в.) состояло из трех родов: легкой пехоты, вооруженной дротиками, боевыми палицами и булавами; тяжеловооруженной пехоты в шлемах и с длинными копьями; колесничных войск.

Саргон же опирался на добровольное народное ополчение. Основу его армии составляла легкая пехота, действовавшая рассыпным строем и делившаяся на лучников, копейщиков и воинов вооруженных секирами. Войско Саргона легко перестраивалось и могло действовать врассыпную или цепями. Большое значение придавалось лучникам.

Использовал Саргно и недовольство беднейшей части общинников номовой знатью и традиционными порядками. Это позволило ему в короткий срок захватить Верхнюю и Нижнюю Месопотамию.

10. Протописьменный период ((2900–2750 гг. до н.э.): общество и экономика (С62–63).

А.И. Тюменев и А.А. Вайман

Письменная система была громоздкой и несовершенной, но одинакова на юге и на севере страны, то есть номовые общины Нижней Месопотамии, между которыми не было ни экономического, ни политического единства, заимствовали её.

центром был город Ниппур – религиозный, культовый общешумерский центр с храмом бого Энлиля.

Все документы происходят из хозяйственного архива храма Эанны

Земля, выделенная эну, — ашаг-эн, или ниг-эна, — постепенно стала храмовой землей; урожай с нее шел в запасный страховой фонд общины, на обмен с другими общинами и странами, на жертвы богам и на содержание персонала храма — его ремесленников, воинов, земледельцев, рыбаков и др. (Жрецы обычно имели свою личную землю в общинах помимо храмовой).

11. Раннединастический период (2750–2310 гг. до н.э.). Правители первой половины III тыс. до н.э. Государство (политический строй), общество времен Гильгамеша. (С.63-65). Возвышение лугалей-гегемонов (С.66–68).

Государственность – военный союз во главе с политически доминирующим номом. территориальные общины сохраняли определенную экономическую и широкую административную самостоятельность (аввтономия).

лугаль-гегемон. опирался на своих приверженцев и дружину, с помощью которой он мог завоевать другие номы, лугалям нужна была земля, для передачи дружине земельных наделов, с которых те кормились бы сами. И средства и земля были у храмов. лугали стремились обладать храмами – либо женясь на верховных жрицах, либо заставляя совет избрать себя и военачальником, и верховным жрецом, поручали храмовую администрацию вместо общинных старейшин зависимым и обязанным лично правителю людям.

Наиболее богатыми лугалями были правители I династии Ура, сменившей I династию Урука. Богатство их было основано не только на захвате ими храмовой земли, но и на торговле. О богатстве правителей I династии Ура говорит погребение Пуаби (XXV в. до н.э.). Не случайно, что погребения лугалей Киша того времени значительно беднее: именно Ур был портом морской торговли с Индией.

12. Экономика и общество и государство в Нижней Месопотамии (по документам Лагаша XXV–XXIV вв. до н.э.) (С.68–72).

Хозяйство храма отделялось от земли территориальной общины, но связь храма с общиной оставалась. Так, община помогала храмовому хозяйству в критические моменты тягловой силой (ослами), а может быть, и трудом своих членов, а храмовое хозяйство поставляло пищу для традиционного пира, которым сопровождалось народное собрание.

Работали в храмовом хозяйстве ремесленники, скотоводы и земледельцы за паек, или земельные наделы (только в пользование). Все они были лишены собственности на средства производства и эксплуатировались внеэкономическим путем.

Домашние большесемейные общины иногда продавали свою землю; плату за неё получал патриарх семейной общины.

Из Лагаша дошёл архив храмового хозяйства богини Бабы.

Из этого архива мы узнаем, что:

храмовая земля делилась на три категории:

1) собственно храмовая земля ниг-эна, которая обрабатывалась зависимыми земледельцами храма, а доход с нее шел отчасти на содержание персонала хозяйства, но главным образом составлял жертвенный, резервный и обменный фонд;

2) надельная земля, состоявшая из участков, которые выдавались части персонала храма – мелким администраторам, ремесленникам и земледельцам; из держателей таких наделов набиралась и военная дружина храма; наделы не принадлежали держателям на праве собственности, а были лишь формой кормления персонала; администрация могла не выдавать надел или отобрать его, давать работнику паек (рабыни, их дети и все мужчины-чернорабочие)

3) издольная земля, которая выдавалась храмами, по-видимому, всем желающим на довольно льготных условиях: некоторая доля урожая отдавалась храму.

13. Государство Саргонидов. Политический строй (особенности первой деспотии), социально-экономический строй (С.73–79).

Саргон Древний (ок. 2316 – 2261 гг. до н.э.).

Саргон происходил из жителей северной части Нижней Месопотамии.

Саргон не был связан с общинной или номовой знатью. Своей деятельностью он возвысил городок Аккаде. Впоследствии вся область северной части Нижней Месопотамии стала называться Аккадом.

Шумерское войско со времен Эанатума (XXV в.) состояло из трех родов: легкой пехоты, вооруженной дротиками, боевыми палицами и булавами; тяжеловооруженной пехоты в шлемах и с длинными копьями; колесничных войск.

Саргон же опирался на добровольное народное ополчение. Основу его армии составляла легкая пехота, действовавшая рассыпным строем и делившаяся на лучников, копейщиков и воинов вооруженных секирами. Войско Саргона легко перестраивалось и могло действовать врассыпную или цепями. Большое значение придавалось лучникам.

Использовал Саргно и недовольство беднейшей части общинников номовой знатью и традиционными порядками. Это позволило ему в короткий срок захватить Верхнюю и Нижнюю Месопотамию.

Месопотамия (Междуречье или Двуречье) – обширная равнина в бассейне рек Тигр и Ефрат, протянувшаяся на северо-запад от Персидского залива до Верхнего Ефрата, - сегодня это в основном территория современного Ирака. Именно здесь, между двумя полноводными реками, родилась в середине третьего тысячелетия до нашей эры могущественная цивилизация.

Территория Междуречья делится на две части: Нижнюю Месопотамию (нижние течения Тигра и Ефрата, где русла рек сближаются) и Верхнюю (Северную) Месопотамию. Нижняя Месопотамия получила название Шумера, и тоже делилась на две части – южную, Приморье или собственно Шумер, и северную, Ки-Ури, впоследствии Аккад. Позднее за Нижней Месопотамией закрепиться название Вавилония.

Месопотамия и прилегающие земли в середине III тыс. до н.э.

Рисунок 1. Месопотамия и прилегающие земли в середине III тыс. до н.э.

Особенностью геополитического расположения Месопотамии было наличие двух очагов нестабильности. Первый, охватывающий север, северо-восток и восток региона, постоянно выдерживал атаки горцев. Второй, расположенный на западе и юго-западе на границе с Аравийским плато, подвергался набегам кочевых племен. Бедность страны металлом и деревом стимулировали развитие военной экспансии, а также внешней торговли, чему также способствовало расположение на открытом пространстве Ближнего Востока (сухопутные пути) и возле Персидского залива (водные пути в Аравию и Индию, сплавление по рекам).

Само название региона – Междуречье – свидетельствует о его уникальном географическом положении. Ефрат и Тигр берут свое начало на Армянском нагорье, и впадают в Персидский залив, сегодня сливаясь в одну реку – Шатт-эль-Араб, а несколько тысячелетий назад - двумя разными устьями. На подходах к заливу, реки образуют обширную заболоченную местность. Разливы Ефрата и Тигра зависели от таяния снегов на Армянском нагорье, и обычно приходились на март-апрель, однако не были стабильными, в отличии от Нила: реки пересекали разные климатические зоны, а таяния снегов не всегда наступало в одно время.

Готовые работы на аналогичную тему

Земли Месопотамии отличались необыкновенным плодородием: воды рек несли ил с растительными остатками и солями горных минералов, которые удобряли земли. Однако для того, чтобы в долине рек можно было заниматься земледелием, был необходим комплекс мелиоративных работ. Древнее население Междуречья боролось с засоленностью почвы, недостатком дождевой влаги, песком, надуваемым из пустыни, поднятием уровня вод рек. К слову, наводнения в Двуречье происходили часто, и именно здесь родилась легенда о всемирном потопе.

На Севере же Месопотамии орошение было естественным, но и там строились системы для снабжения полей водой – колодцы, бассейны, системы каналов.

Климат Месопотамии был неоднороден: на севере (зона сухих субтропиков) зимы были снежные, а весна и осень дождливые, юг был сухим и жарким.

Регион изобиловал глиной и природным асфальтом, камнем на севере, однако с наличием дерева и железа имелись проблемы; флора Междуречья была скудной. Античные авторы упоминают ивы, камыш, финиковые пальмы. Древние жители Междуречья выращивали виноград, фруктовые деревья, просо, полбу, ячмень, лен, чеснок, лук, огурцы, баклажаны, тыквы, бобовые. Фауна региона была богатой: в реках водилась в изобилии рыба, по берегам гнездились птицы, на равнинах множились дикие свиньи, ослы, быки, зайцы, газели, страусы и другие животные.

История

История Древней Месопотамии традиционно делится исследователями на два больших периода – доисторический и исторический, в рамках которых выделяются подпериоды, связанные с археологическими культурами на территории Двуречья и политическими трансформациями соответственно. Доисторический период, протяжённостью в три тысячелетия, охватывает становление и развитие трех археологических культур.

Первая из них, убедийская (от названия поселения эль-Убейд в Ираке), датируется от первого заселения территории Нижней Месопотамии (последняя треть V тысячелетия до н.э.) до начала $IV$ тысячелетия до н.э. Носители убедийской культуры расселились практически по всей территории Двуречья, строили храмы и города, но не имели письменность, поэтому можно говорить лишь о зачатках убедийской цивилизации. Вопрос этнической принадлежности убедийцев остается спорным: мнения исследователей разделяются – некоторые считают их шумерами, другие – представителями дошумерских племен. Большинство историков все-таки склоняются к гипотезе, согласно которой убедийская культура принадлежала протошумерам, о чем свидетельствуют заимствования в шумерском языке из более раннего, а собственно шумеры появились здесь в начале IV тысячелетия до н.э., и ассимилировал местное населения, создали следующую культуру – Урук.

Культура Урук (по названию городища Урук), отличается от предшествующей погребениями и керамикой, а также наличием первых месопотамских письменных памятников, которые представляют собой хозяйственные глиняные таблички с пиктографической письменностью. В конце $IV$ тыс. до н.э. на территорию Двуречья переселилась отдельная восточная ветвь семитов – аккадцев. Они заняли Северную Месопотамию, где обитали шумеры, и район Среднего Тигра. От первых, в результате смешения с шумерами, происходит народ вавилонян, а от вторых – ассирийцев, которые существовали обособленно с рубежа $III-II$ тыс. до н.э.

С переходом шумер на систему словесно-слоговой письменности и рядом перемен в материальной культуре и социальных отношениях, начинается исторический период.

Во время эпохи первых деспотий ($2316-2003$ гг. до н. э.) Нижняя Месопотамия впервые объединяется в империю под управлением династии Аккада ($XXIV – XII$ вв. до н.э.) и $III$ династии Ура, которая распалась под ударами амореев – семитских кочевников, и на территории Двуречья около трех столетий существовало множество самостоятельных царств.

Объединил Месопотамию лишь в середине $XVIII$ века вавилонский царь Хаммурапи, время правления этой аморейской династии, из которой и происходил царь, называется Старовавилонским периодом.

Время, когда власть в Вавилонии захватили горцы-касситы, и образовали там свою правящую династию, названо Средневавилонским периодом ($1595-1150$ гг. до н. э.).

Гегемонию касситов прервали следующие интервенты – эламиты, и период от падения касситской династии до захвата Вавилонии персами в $539$ г. именуется Нововавилонским периодом.

В $XIV$ веке до н. э., Ашшур, город-государство на крайнем севере расселения шумеро-аккадцев, подчинил себе ближайшие территории и превратился в Ассирийскую державу со своей периодизацией. Так, Среднеассирийский период начинается с образования государства и до нашествия в Месопотамию арамеев ($XVI – XI$ вв. до н.э.), Новоассирийский заканчивается уничтожением Ассирии Вавилоном ($XI – VII$ вв .до н.э.).

Синхронизированная периодизация истории Ассирии и Вавилона:

Читайте также: