Противодействие коррупции в уис кратко

Обновлено: 05.07.2024

Борисенко Ксения Александровна
Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний


Аннотация
В статье говорится о предупредительных (превентивных) мерах, направленных на борьбу с коррупцией в уголовно-исполнительной системе, а также дается авторская позиция по возможному решению имеющихся проблем в данной сфере.


Abstract
The article deals with precautionary (preventive) measures aimed at combating corruption in the penal system, and given the author's position on a possible solution of the existing problems in this sphere.

С учетом предмета исследования, автор отмечает, что особый интерес, к предупреждению преступлений в последние годы вызван объективной необходимостью и практической потребностью повышения эффективности и результативности собственно механизма использования и реализации мер превентивного характера.

В этой связи, актуальность представляет исследование и реализация профилактических мер в сфере борьбы с фактами подкупа-продажности в УИС, а также внесение соответствующих корректив в нормативную базу, общегосударственную и ведомственную политику и правоприменительную практику в данной области.

Отметим, что в систему социальной профилактики коррупционной преступности, наряду с правовым, материально-техническим и информационным обеспечением деятельности, целесообразно включать организационно-управленческую и кадровую работу.

Основными направлениями кадровой работы ведомства следует подразделять по ряду направлений таких как:

  1. Совершенствование комплектования кадров и прохождения службы.
  2. Улучшение воспитательной работы с личным составом.
  3. Совершенствование профессионального образования и подготовки кадров.
  4. Изменение показателей работы правоохранительного органа и др.

Действительно, эффективность превентивных мер, направленных на искоренение коррупции во многом коррелирует с образовательным уровнем и уровнем профессионального мастерства сотрудников, в функциональные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.

- на постоянной основе осуществляется ознакомление под роспись кандидатов, принимаемых на службу в УИС с общими принципами и этикой служебного поведения государственных служащих;

- ведется правовое просвещение пенитенциарных работников по антикоррупционной тематике, включающее семинары, тренинги, лекции, совещания и иные формы взаимообмена актуальной информацией данного рода;

- осуществляется повышение квалификации специалистов, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.

По мнению автора, последнее из вышеуказанных положений должно иметь наиболее приоритетное значение.

Поэтому, результатом повышения профессионального уровня пенитенциарного сотрудника с одной стороны, является как, с одной стороны, формирование навыков, умений, стандартов антикоррупционного поведения, рост эффективности осуществляемой антикоррупционной деятельности, повышение уровня как общей культуры, так и культуры служебной, так, с другой стороны, представляется отдельным средством воздействия на причинный комплекс коррупционных проявлений, то есть мероприятием профилактического характера.

Подводя итог вышесказанному, автор убежден, что выработка правовых рекомендаций, на ведомственном уровне закрепляющих обязательную подготовку каждого пенитенциарного работника, напрямую задействованного в сфере противодействия коррупции, по вышеуказанным направлениям образовательной подготовки позволит ускорить его профессиональную ориентацию и как следствие повысит уровень и эффективность выявления фактов взяточничества и своевременного пресечения совершения преступлений данной группы.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Понятие коррупции раскрывается в части 1 ст. 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 № 273-ФЗ. Так установлено, что коррупция - это:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Исходя из трактовки федерального закона, к коррупционным деяниям можно относить не только вымогательство или получение взятки должностным лицом, но его непосредственное злоупотребление своими должностными полномочиями, их использование в личных интересах, а также интересах близких или доверительных лиц.

К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния:

14) злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);

15) превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ)

16) незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);

17) получение взятки (ст. 290 УК РФ);

18) дача взятки (ст. 291 УК РФ);

19) провокация взятки (ст. 304);

20) служебный подлог и внесение заведомо ложных сведений (ст. 292 УК РФ и ст. 285.3 УК РФ);

21) присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ);

22) мошенничество с использованием своих служебных полномочий (ст. 159 УК РФ)

23) воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ);

24) неправомерное присвоение или иное нецелевое использование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ и ст. 285.2 УК РФ);

25) регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ);

26) халатность (ст. 293 УК РФ).

Необходимо помнить, что преступления против интересов службы в коммерческих или иных организациях (глава 23 УК РФ), не могут быть отнесены к числу коррупционных, поскольку они непосредственно не причиняют вреда интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления.

В целом, к коррупционным правонарушениям относятся деяния, выражающиеся в незаконном получении преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций и вопросов местного значения муниципальных образований (городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения), либо в предоставлении данным лицам таких преимуществ, а также совокупность самих этих лиц.

К коррупциогенным правонарушениям (т.е. нарушениям, которые могут привести к коррупционным преступлениям) могут относиться все нарушения законодательства в сфере прохождения государственной и муниципальной службы, соблюдения всех ограничений и запретов, наложенных на должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления.

Противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

3. Что является предметом взятки?

Предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (ред. от 06.02.2007) "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе".)

4. Какие действия можно считать вымогательством взятки?

Вымогательство означает требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку либо совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (ред. от 06.02.2007) "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе".)

5. Может ли посредник во взяточничестве быть привлечён к уголовной ответственности?

Взятка может быть получена и дана через посредника (третье лицо). Посредником во взяточничестве является лицо, которое непосредственно получает или передает определенные ценности, заменяя тем самым взяткополучателя или взяткодателя. Действия посредника могут характеризоваться отсутствием личной заинтересованности и личной инициативы. Уголовная ответственность посредника во взяточничестве (соучастника деяния) в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в даче или получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных ст. 33 Уголовного кодекса РФ.

6. Возвращаются ли взяткодателю денежные средства и иные ценности, ставшие предметом взятки?

Изъятые деньги и другие ценности, являющиеся предметом взятки или коммерческого подкупа и признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства на основании пункта 4 части третьей статьи 81 УПК РФ как нажитые преступным путем.

Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о даче взятки или о незаконной передаче денег, ценных бумаг, иного имущества в виде коммерческого подкупа, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки или коммерческого подкупа, подлежат возвращению их владельцу.

Если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги, другие ценности, то они подлежат возврату их владельцу. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (ред. от 06.02.2007) "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе".)

Подборка наиболее важных документов по запросу Противодействие коррупции в УИС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Противодействие коррупции в УИС

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Меры по предупреждению коррупционной преступности в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации
(Гирько С.И.)
("Административное право и процесс", 2019, N 4) Организация деятельности по противодействию коррупции в УИС невозможна без знания основных факторов, ее детерминирующих. К ним мы относим следующие их группы:

Нормативные акты: Противодействие коррупции в УИС

Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
(ред. от 30.12.2021)
"О воинской обязанности и военной службе" б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, войска национальной гвардии Российской Федерации, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы принудительного исполнения Российской Федерации или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 14 мая 2020 г. № 313 "Об утверждении Порядка уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения федерального государственного служащего Федеральной службы исполнения наказаний к совершению коррупционных правонарушений"


Обзор документа

Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 14 мая 2020 г. № 313 "Об утверждении Порядка уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения федерального государственного служащего Федеральной службы исполнения наказаний к совершению коррупционных правонарушений"

В соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228), а также в целях повышения эффективности принимаемых мер по противодействию коррупции приказываю:

1. Утвердить Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения федерального государственного служащего Федеральной службы исполнения наказаний к совершению коррупционных правонарушений согласно приложению.

3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Директор А.П. Калашников

УТВЕРЖДЕНО
приказом ФСИН России
от 14 мая 2020 г. № 313

Порядок
уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения федерального государственного служащего Федеральной службы исполнения наказаний к совершению коррупционных правонарушений

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру уведомления федеральным государственным служащим Федеральной службы исполнения наказаний (далее - государственный служащий) представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, а также регистрации таких уведомлений и организации проверки содержащихся в них сведений.

2. Уведомление представителя нанимателя (работодателя) обо всех случаях обращения каких-либо лиц в целях склонения государственного служащего к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является обязанностью государственного служащего.

3. Уведомление представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного служащего к совершению коррупционных правонарушений (далее - Уведомление) составляется в 2 экземплярах в письменном виде в произвольной форме и подписывается государственным служащим. Уведомление представляется в течение 2 календарных дней со дня обращения к государственному служащему в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

В случае поступления обращения в выходной или нерабочий праздничный день государственный служащий обязан уведомить представителя нанимателя (работодателя) на следующий за ним рабочий день.

В исключительных случаях, при нахождении государственного служащего не при исполнении служебных (должностных) обязанностей или вне пределов места службы (работы), Уведомление может быть направлено заказным почтовым отправлением либо на электронный адрес, указанный на официальных сайтах ФСИН России, территориальных органов ФСИН России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

4. Уведомление должно содержать следующие сведения:

должность, специальное звание (при наличии), фамилия, имя, отчество (при наличии) работодателя (представителя нанимателя), на имя которого направляется Уведомление;

должность, специальное звание (при наличии), фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства и номер телефона государственного служащего, подавшего (направившего) Уведомление;

описание обстоятельств, при которых стало известно о случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (дата, место, время, другие условия);

подробную информацию о коррупционных правонарушениях, которые должен был бы совершить государственный служащий по просьбе обратившихся лиц;

известные данные о физическом (юридическом) лице, склоняющем к совершению коррупционного правонарушения (фамилия, имя, отчество (при наличии), должность физического лица, наименование юридического лица и другие сведения);

способ и обстоятельства склонения к совершению коррупционного правонарушения, а также информация об отказе (согласии) принять предложения лица о совершении коррупционного правонарушения.

5. К Уведомлению прилагаются имеющиеся материалы, подтверждающие факт и обстоятельства обращения в целях склонения государственного служащего к совершению коррупционных правонарушений.

II. Прием и регистрация Уведомлений

6. Прием и регистрацию переданного государственным служащим Уведомления осуществляют:

управление собственной безопасности ФСИН России (в случае его получения от государственного служащего, проходящего службу (работу) в структурном подразделении ФСИН России или в учреждении, непосредственно подчиненном ФСИН России);

подразделение собственной безопасности территориального органа ФСИН России (в случае его получения от государственного служащего, проходящего службу (работу) в территориальном органе ФСИН России);

подразделение либо должностное лицо, уполномоченное руководителем (начальником) образовательной организации, подведомственной ФСИН России, или учреждения, подведомственного территориальному органу ФСИН России, в структуре которых отсутствует подразделение собственной безопасности.

После регистрации Уведомления второй экземпляр возвращается государственному служащему с отметкой о регистрации.

8. В случае, если Уведомление поступило по почте, государственному служащему направляется второй экземпляр Уведомления по почте заказным письмом, о чем делается запись в графе 8 журнала регистрации уведомлений о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений с указанием даты и номера почтового отправления.

Отказ в регистрации Уведомления не допускается.

9. Государственный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации 1 .

10. Должностные лица уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, уполномоченные на осуществление приема и регистрации Уведомления, ведение и хранение журнала регистрации таких уведомлений, обеспечивают конфиденциальность полученных сведений.

III. Организация проверки содержащихся в Уведомлениях сведений

11. Рассмотренное представителем нанимателя (работодателем) Уведомление в этот же день передается для организации проверки изложенных в нем сведений в управление собственной безопасности ФСИН России или в подразделение собственной безопасности территориального органа ФСИН России.

12. Проверка информации, содержащейся в Уведомлении, проводится в течение 30 календарных дней со дня регистрации Уведомления.

13. Управление собственной безопасности ФСИН России (подразделение собственной безопасности территориального органа ФСИН России) докладывает представителю нанимателя (работодателю) о результатах рассмотрения сведений, изложенных в Уведомлении.

1 Часть 4 статьи 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228).

Приложение
к Порядку уведомления
представителя нанимателя
(работодателя) о фактах
обращения в целях склонения
федерального государственного
служащего Федеральной
службы исполнения наказаний
к совершению коррупционных
правонарушений

Журнал
регистрации уведомлений о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений
в ____________________________________________________________

N п/п Дата и время регистрации Сведения о лице, подавшем (направившем) уведомление Краткое содержание уведомления Фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, принявшего уведомление Примечание
Фамилия, имя, отчество (при наличии) Должность Номер телефона
1 2 3 4 5 6 7 8
1.
2.

Обзор документа

Госслужащий ФСИН обязан сообщать представителю нанимателя (работодателю) о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Ведомство обновило порядок уведомления.

Прежний порядок утратил силу.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Мацкевич Игорь Михайлович, профессор Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук.

Аминов Илья Исакович, доцент Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат психологических наук, кандидат юридических наук.

В статье анализируются организационно-правовые проблемы противодействия коррупции в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации; рассматривается тенденция устойчивого роста преступлений и правонарушений коррупционной направленности среди должностных лиц органов и учреждений, исполняющих наказания; обосновывается необходимость разработки эффективных механизмов противодействия коррупционным рискам, возникающим в процессе осуществления сотрудниками УИС своих должностных функций и служебных полномочий.

Ключевые слова: коррупция, коррупционные риски, уголовно-исполнительная система, преступление, полномочия должностных лиц, злоупотребление служебным положением.

Problem of Corruption Risk Response within the Penal System

I.M. Matskevich, I.I. Aminov

Matskevich Igor M., Professor of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Doctor of Law, Professor.

Aminov Ilya I., Assistant Professor of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Candidate of Psychological Sciences, Candidate of Legal Sciences, Assistant Professor.

The article analyzes the organizational and legal problems of combating corruption in the penal system of the Russian Federation; discusses trends steady growth of crimes and offences of corruption among officials of bodies and institutions executing punishment; the necessity to develop effective mechanisms to counter corruption risks inherent in the implementation of the employees UIS of their official duties and official authority system.

Key words: corruption, corruption risks, correctional system, crime, bribery, authority, officer, official, abuse of official position.

В настоящее время в Российской Федерации коррупция охватила практически все сферы государственной деятельности, о чем свидетельствуют результаты многочисленных социологических и криминологических исследований. Коррупция на государственном уровне признана одним из главных препятствий развития современной России [3] и одной из основных угроз национальной безопасности [1]. Коррупционные проявления не только дискредитируют власть в глазах общества, но и наносят колоссальный ущерб бюджету страны, обесценивают успехи в политической, государственно-правовой, социально-экономической, научно-культурной областях [18]. На этом фоне особая общественная опасность исходит от коррупции в рядах правоохранительных органов, призванных осуществлять борьбу с преступностью и обеспечивать правопорядок. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в 2015 г. за преступления коррупционной направленности осуждено 1 305 должностных лиц правоохранительных органов, в том числе сотрудников органов внутренних дел - 846, органов ФССП - 164, органов ФТС - 57, органов недавно ликвидированной ФСКН - 41, органов ФСБ - 4. Обвинительные судебные приговоры состоялись в отношении 72 должностных лиц органов следствия и дознания, в том числе 15 работников Следственного комитета РФ.

Для сравнения, в 2014 г. было осуждено 1 258 сотрудников правоохранительных органов (на 3,6% меньше). В 1-м полугодии 2016 г. уже вынесены обвинительные приговоры в отношении свыше 600 должностных лиц органов правопорядка, совершивших преступления коррупционной направленности [20]. Согласно позиции директора Национального антикоррупционного совета РФ М.М. Лашкова, ". ситуацию усугубляет Уголовный кодекс РФ, в котором за одни и те же преступления для государственных должностных лиц создаются привилегированные условия привлечения их к ответственности, а также дополнительные препятствия к их уголовному преследованию" [13].

Проблема противодействия преступлениям коррупционной направленности все чаще затрагивает уголовно-исполнительную систему. Согласно статистическим данным, за пятилетний период, с 2011 по 2015 г., за совершение корыстных преступлений с использованием своего служебного положения было привлечено к уголовной ответственности 875 сотрудников ФСИН [12]. Доля взяточничества в общем числе всех преступлений, совершенных этими лицами, составила 25% [10]. В 2014 - 2015 годах Федеральная служба исполнения наказания стала лидером среди правоохранительных органов по количеству обнаруженных Счетной палатой РФ правонарушений и числу возбужденных по итогам проверок уголовных дел [22], в том числе по факту растраты 4,7 млрд рублей [15]. Кроме того, органами прокуратуры ежегодно выявляется более 2 тыс. нарушений законодательства о противодействии коррупции, допущенных органами и учреждениями ФСИН России [11]. И, хотя в настоящее время по количеству корыстных преступлений эта служба занимает лишь третье место в общем списке правоохранительных органов (после МВД и ФССП) [16. С. 180], этот показатель остается стабильно высоким. Особая общественная опасность преступлений коррупционной направленности заключается в том, что они подрывают саму основу существования органов, исполняющих наказания, деморализуют личный состав, способствуют развитию правового негативизма среди осужденных и их близких, формируют нигилистическое отношение населения к уголовно-исполнительной системе в целом.

Даже отдельные положительные показатели в деятельности ФСИН не меняют общей картины такой ситуации. Так, согласно данным, почерпнутым из независимого годового доклада Всероссийской антикоррупционной общественной приемной "Чистые руки", за период с сентября 2015 г. по сентябрь 2016 г. количество жалоб на коррупцию в рядах сотрудников ФСИН существенно снизилось с 16,87 до 2,8%. Однако при этом практически каждый осужденный считает, что он столкнулся с коррупцией в том или ином проявлении. Специалисты отмечают, что актуальными остаются схемы вымогательства взяток, сложившиеся в УИС. Средний размер взятки за условно-досрочное освобождение по-прежнему составляет 10 000 долларов США (т.е. свыше 600 тыс. руб.) [17]. Для того чтобы представить себе корыстно-финансовые "аппетиты" недобросовестных должностных лиц, требующих подобную сумму за предоставляемую ими "услугу", отметим, что средняя сумма взятки в России, как следует из доклада Генерального прокурора РФ Ю.Я. Чайки Совету Федерации РФ, в 2015 году составила 212 тыс. рублей, по сравнению с 2014 г. - 139,3 тыс. рублей [14].

С целью создания эффективной системы противодействия коррупции и устранения ее причин в стране принято и реализуется немало действенных антикоррупционных мер, внедрены механизмы, позволяющие выявлять коррупционные схемы на любом уровне, целенаправленно и своевременно реагировать на коррупционные проявления, а при необходимости - изолировать коррупционеров от общества. В 2008 году был принят Национальный план противодействия коррупции, утверждаемый Президентом РФ сроком на каждые два года. Действующим на данный момент является Национальный план противодействия коррупции на 2016 - 2017 гг. [2]. Федеральной службой исполнения наказания принят ведомственный план по противодействию коррупции, утверждаемый ее директором также сроком на два года [9].

В целях реализации Концепции развития УИС до 2020 г. [6] и Государственной программы "Юстиция" [4] поставлена задача разработки и осуществления мер, направленных на предупреждение и пресечение коррупции работниками уголовно-исполнительной системы [5].

Несмотря на все предпринимаемые усилия, состояние противодействия коррупции в уголовно-исправительной системе нельзя назвать удовлетворительным, но это не повод, чтобы считать коррупцию неизбежным злом и мириться с фатальной реальностью. В системе противодействия коррупции основополагающим условием является выявление, оценка и минимизация коррупционных рисков, факторов и причин, способствующих их возникновению. При этом, исходя из имеющихся теоретических дефиниций, коррупционные риски в самом общем виде можно определить как наличие условий и обстоятельств, способствующих вступлению в коррупционные отношения [21].

Согласно нормативному определению, данному в типовых методических рекомендациях Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, под коррупционными рисками понимаются условия и обстоятельства, предоставляющие возможность для действий (бездействия) лиц, замещающих должности федеральной государственной службы и должности в государственных корпорациях (государственной компании), с целью незаконного извлечения выгоды при выполнении своих должностных полномочий [7].

Будучи федеральным органом исполнительной власти, ФСИН России от лица государства делегирует сотрудникам и работникам органов и учреждений УИС выполнение множества функций и дискреционных полномочий. В ходе их реализации они подвергаются риску удовлетворять не только интересы государства и общества, но и свои собственные амбиции. Именно в таких случаях и стоит говорить о возникновении коррупционных рисков, под которыми в данном случае следует понимать обстоятельства, побуждающие сотрудника на использование служебного положения в личных целях.

На разработку механизмов, способствующих противодействию и минимизации коррупционных рисков, прямо нацеливает План противодействия коррупции ФСИН на 2016 - 2017 гг., который, в частности, предусматривает реализацию комплекса мероприятий по осуществлению оценок коррупционных рисков, а также разработку комплекса мер по снижению уровня коррупционных рисков при осуществлении работниками УИС правоохранительных, организационно-управленческих, контрольно-надзорных, социально-экономических функций [9].

Для того чтобы установить первопричины и потенциальные противоправные возможности должностных лиц УИС, необходимо, на наш взгляд, определить масштабы системы ФСИН и специфику деятельности службы. Штатная численность персонала УИС, финансируемого из средств федерального бюджета, составляет 295 967 человек, в том числе аттестованных сотрудников - 225 284 человека и переменного состава - 6 326 человек. По состоянию на 1 октября 2016 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 640 357 человек.

Система УИС включает 719 исправительных колоний, в том числе 218 следственных изоляторов и 101 помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора при колониях; 8 тюрем; 27 воспитательных колоний для несовершеннолетних. При женских колониях имеется 13 домов ребенка. Медицинское обслуживание осужденных и подследственных обеспечивают 133 больницы различного профиля, а также медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, 56 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом, 9 лечебных исправительных учреждений для больных наркоманией.

В состав УИС также входят 81 федеральное казенное учреждение "Уголовно-исполнительная инспекция" и 2 403 филиала, в которых состоят на учете 406 948 человек, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, и 5 409 человек, подозреваемых и (или) обвиняемых в совершении преступлений, находящихся под домашним арестом; 38 федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении ФСИН России, 566 центров трудовой адаптации осужденных, 80 производственных мастерских.

При исправительных учреждениях имеется 312 вечерних (сменных) общеобразовательных школ и 489 учебно-консультационных пунктов, 307 федеральных казенных профессиональных образовательных учреждений, действует 642 культовых объекта.

Медицинское обслуживание личного состава осуществляют 50 центров медицинской и социальной реабилитации, 7 больниц, 75 военно-врачебных комиссий и 3 санатория.

В составе УИС действуют 7 учреждений высшего образования с 1 филиалом, 3 института повышения квалификации, 2 межрегиональных учебных центра, 9 учебных центров территориальных органов, научно-исследовательский институт уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательский институт информационных технологий.

Имеется объединенная редакция, издающая журналы "Преступление и наказание", "Ведомости УИС", газету "Казенный дом" [19].

Можно сказать, что это целая "империя", в которой сосредоточены огромные человеческие, финансовые и материальные ресурсы. Вся эта впечатляющая мощь в сознании лиц, мотивированных на материальные амбиции и корыстное обогащение, способна ввести их в соблазн воспользоваться заманчивыми материальными благами. Оправданием здесь зачастую выступает ложная психологическая установка на то, что осужденные, лица "недостойные", вполне заслуживают того, чтобы нести убытки ("так им и надо", "не у детей и стариков отнимаем"). Уголовно-исполнительная среда в лице осужденных действительно способна провоцировать коррупционные ситуации не только в силу своей криминальности "по определению". Значительное число людей, изолированных от общества, и их близкие готовы идти на подкуп должностных лиц УИС, для того чтобы разрешить многочисленные статусно-личностные, социально-бытовые и медико-психологические проблемы осужденных. Причем некоторые из неправомерных и противозаконных действий могут иметь вполне благопристойную направленность: например, разрешение (за определенную плату) передать осужденному теплые вещи, лекарства, книги и т.п.; дать возможность встретиться с родственниками; активно похлопотать о получении положительных характеристик для перевода на облегченный режим или представления к условно-досрочному освобождению. Иногда эти действия получают однозначно злостный и преступный характер, когда имеют место запугивание и вымогательство у осужденных и их родственников средств за те или иные услуги; предложение передать мобильный телефон или организовать свидание, пронести наркотические или психотропные вещества и т.д. При этом подобными преступными ситуациями далеко не исчерпывается перечень коррупционных рисков в УИС.

В сентябре 2014 г. распоряжением ФСИН России был утвержден Перечень коррупционно-опасных функций федеральной службы исполнения наказаний. Из 18 пунктов этого документа четыре непосредственно связаны с работой с осужденными, а также контролем за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста. Остальные пункты также могут иметь коррупциогенную природу, поскольку затрагивают функции по выполнению действий административно-организационного, кадрового, хозяйственно-экономического, оперативно-разыскного и контрольно-административного характера. Иными словами, на сегодняшний день потенциально коррупциогенными являются все стороны деятельности ФСИН [8].

Таким образом, в целях эффективного противодействия правонарушениям и преступлениям коррупционной направленности важно знать наиболее уязвимые места, создающие благодатную почву для их развития. Отслеживание, анализ и оценка коррупционных рисков способствуют своевременному реагированию на существующие коррупционные угрозы и их минимизации, выявлению пробелов в законодательном регулировании противодействия коррупции, определению проблем, возникающих в практике их реализации, а также гарантированному устранению недостатков в организационном, ресурсном, идеологическом обеспечении этой деятельности и, соответственно, выработке мер, адекватных существующим возможностям и потребностям современного общества.

Литература

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: