Противны мне и владычество и покорность история 7 класс кратко

Обновлено: 30.06.2024

Вслед за ранним Возрождением (начало XIV — последняя четверть XV в.) наступил период Высокого Возрождения (конец XV — начало XVI в.), когда культура Возрождения достигла наивысшего расцвета.

В это время продолжается процесс обмирщения сознания: человек стал думать не только о загробном мире, его мысли обратились и к земной, мирской жизни. Сторонники такого взгляда на окружающий мир называли себя гуманистами (от лат. humanus — человеческий).

Гуманист из Роттердама.

Гуманистические идеи, зародившиеся в Италии в эпоху Возрождения, нашли отклик и горячую поддержку у философов, богословов, писателей других стран, которые развили их и сделали достоянием европейского общества. Одним из образованнейших проповедников идей новой гуманистической культуры был голландский богослов и филолог Эразм Роттердамский (1469—1536). Биограф гуманиста знаменитый писатель XX в. С. Цвейг назвал его славой и светочем своего столетия.

Будучи выдающимся знатоком латыни, Эразм Роттердамский комментировал сочинения древних писателей, показывая, как позднейшие невежественные толкования извратили их подлинный смысл; составил сборник греческих и латинских поговорок, давая возможность читателю проникнуть в мир подлинной античной культуры.

Первые утопии.

В Англии идеи гуманистов, прославлявших физическую красоту и духовное совершенство человека, утверждавших его право на счастье, оказали сильное влияние на Томаса Мора (1478— 1535). Этот мудрый политик и будущий первый министр короля учился в Оксфордском университете, знал несколько 513Ыков, увлекался историей, философией, литературой.

Во второй части книги повествуется о замечательно устроенной жизни людей на острове Утопия. Островитяне — земледельцы и ремесленники — постоянным трудом сумели превратить свой остров в прекраснейшее место на Земле. Кругом расстилаются возделанные поля, цветущие сады.

Установлена коллективная собственность — имущество и земля принадлежат всем. В обществе царит порядок, преступления крайне редки. Нет ни бедных, ни богатых, а всё необходимое островитяне получают бесплатно из специальных хранилищ. Жители острова не завидуют друг другу и один раз в 10 лет производят между собой обмен всего, чем они владеют. Всеобщим уважением пользуются занятия искусством и наукой.

Современник Томаса Мора французский писатель Франсуа Рабле (1494—1553) родился в провинциальном городке, детство провёл на ферме. В юности он был очень религиозен и поступил в монастырь, но оставался там недолго: весёлый характер и любознательность плохо сочетались с монастырскими правилами. Позднее он много занимался наукой, стал знаменитым врачом и одним из самых образованных людей своего времени. Рабле хорошо знал историю, языки, объездил всю Францию, трижды побывал в Риме. Он умел наблюдать и запоминать, был блестящим рассказчиком и сочинителем.

Однако Рабле не был бы человеком своего времени — времени расцвета гуманизма, если бы зло в его книге побеждалось только сказочной силой. Рядом с великанами появляются на страницах романа герои вполне обычного роста: брат Жан Сокрушитель, заступник притесняемых, и пройдоха Панург, воплощение здравого смысла простого народа. Весёлая компания отправляется в путешествие на край света и посещает множество удивительных мест. Среди них и остров папефигов, разорённый соседями папоманами (католиками) за непочтительное отношение к портрету папы римского, и остров прожорливых птиц, которые питаются данью со всех концов света. За порядком наблюдает молчаливо сидящая в клетке птица Папего. Нетрудно догадаться, что это намёк на папу римского и его сторонников.

Роман возрождал старинные традиции народных представлений, во время которых шуты веселили народ и высмеивали тупость, уродство, ханжество власть имущих. Жизнерадостная и умная книга Рабле, учёного, философа и гуманиста, пришлась по душе его современникам.

Проверьте себя

Подумайте

И уж совсем революционно звучат речи Монтеня о веротерпимости, а это было время религиозных войн. Проблема принадлежности к католической или протестантской церкви — личное дело человека, и нельзя ненавидеть или преследовать его за то, что он думает по-другому. Вообще для Монтеня самое главное в оценке человека не богатство и звания, здоровье или пышность наряда, а то, какова у него душа. Прекрасна ли она, одарена ли способностями и всеми надлежащими качествами? Только сам человек, величие его духа — главная ценность мироздания.

Прогулки по Вечному городу

Давно известно, что облик города ярко выражает эпоху. Попробуем убедиться в этом, совершив короткую прогулку по Риму эпохи Возрождения.

К XVI в. Рим — духовная столица католического мира — становится центром гуманизма, сменяет угасающую Флоренцию. Новой роли города должен был соответствовать и его облик.

Ещё за столетие до этого Рим начинает перестраиваться. Сначала расширяют улицы и мостят дороги, ведущие к Ватикану, папской резиденции. Первым из европейских городов Рим обзаводится музеем: коллекция античной скульптуры, ранее принадлежавшая папе, была выставлена для всеобщего обозрения на Капитолийском холме.

В центре города во дворе старой церкви Сан-Пьетро архитектор Браманте строит изящный храм — Темиьетто. Сооружение напоминает античные постройки, имеет форму ротонды и окружено шестнадцатью колоннами дорического ордера. Всё это придаёт небольшому храму величественный вид. Современники видели в нём модель гармонично устроенного мира.


  • Найдите и назовите архитектурные детали, характерные для эпохи Античности.

Главным католическим храмом Рима и всей Европы стал собор Святого Петра. В его создании (собор возводился более 100 лет) принимали участие разные архитекторы. Заканчивал строительство Микеланджело, которому было уже за 70 лет. Он раскритиковал почти готовую постройку и за 15 дней вылепил новую глиняную модель. Последние годы жизни он посвятил воплощению своего проекта. Главным украшением храма Микеланджело сделал величественный купол, послуживший образцом для многих европейских соборов. Перед собором Святого Петра установили древний обелиск, который когда-то стоял на арене цирка, где, по преданию, был распят апостол Пётр. На вершине обелиска поместили крест.

Почему деятелей новой культуры называли гуманистами, а время, когда возникла и развивалась новая культура, - Возрождением? Как гуманисты относились к античной культуре, природе, человеку? Что нового внесла в общественную жизнь культура Возрождения?

В это время продолжается процесс обмирщения сознания: человек стал думать не только о загробном мире, его мысли обратились и к земной, мирской жизни. Сторонники такого взгляда на окружающий мир называли себя гуманистами (от лат. humanus — человеческий).

Гуманист из Роттердама. Гуманистические идеи, зародившиеся в Италии в эпоху Возрождения, нашли отклик и горячую поддержку у философов, богословов, писателей других стран, которые развили их и сделали достоянием европейского общества. Одним из образованнейших проповедников идей новой гуманистической культуры был голландский богослов и филолог Эразм Роттердамский (1469—1536). Биограф гуманиста знаменитый писатель XX в. С. Цвейг назвал его славой и светочем своего столетия.

Будучи выдающимся знатоком латыни, Эразм Роттердамский комментировал сочинения древних писателей, показывая, как позднейшие невежественные толкования извратили их подлинный смысл; составил сборник греческих и латинских поговорок, давая возможность читателю проникнуть в мир подлинной античной культуры.


Эразм Роттердамский. 1523 г. Портрет кисти Ганса Гольбейна Младшего

Первые утопии. В Англии идеи гуманистов, прославлявших физическую красоту и духовное совершенство человека, утверждавших его право на счастье, оказали сильное влияние на Томаса Мора (1478—1535). Этот мудрый политик и будущий первый министр короля учился в Оксфордском университете, знал несколько языков, увлекался историей, философией, литературой.


Томас Мор. Портрет кисти Ганса Гольбейна Младшего

Во второй части книги повествуется о замечательно устроенной жизни людей на острове Утопия. Островитяне — земледельцы и ремесленники — постоянным трудом сумели превратить свой остров в прекраснейшее место на Земле. Кругом расстилаются возделанные поля, цветущие сады.

Установлена коллективная собственность — имущество и земля принадлежат всем. В обществе царит порядок, преступления крайне редки. Нет ни бедных, ни богатых, а всё необходимое островитяне получают бесплатно из специальных хранилищ. Жители острова не завидуют друг другу и один раз в 10 лет производят между собой обмен всего, чем они владеют. Всеобщим уважением пользуются занятия искусством и наукой.

Современник Томаса Мора французский писатель Франсуа Рабле (1494—1553) родился в провинциальном городке, детство провёл на ферме. В юности он был очень религиозен и поступил в монастырь, но оставался там недолго: весёлый характер и любознательность плохо сочетались с монастырскими правилами. Позднее он много занимался наукой, стал знаменитым врачом и одним из самых образованных людей своего времени. Рабле хорошо знал историю, языки, объездил всю Францию, трижды побывал в Риме. Он умел наблюдать и запоминать, был блестящим рассказчиком и сочинителем.


Франсуа Рабле

Однако Рабле не был бы человеком своего времени — времени расцвета гуманизма, если бы зло в его книге побеждалось только сказочной силой. Рядом с великанами появляются на страницах романа герои вполне обычного роста: брат Жан Сокрушитель, заступник притесняемых, и пройдоха Нанург, воплощение здравого смысла простого народа. Весёлая компания отправляется в путешествие на край света и посещает множество удивительных мест. Среди них и остров папефигов, разорённый соседями папоманами (католиками) за непочтительное отношение к портрету папы римского, и остров прожорливых птиц, которые питаются данью со всех концов света. За порядком наблюдает молчаливо сидящая в клетке птица Папего. Нетрудно догадаться, что это намёк на папу римского и его сторонников.

Роман возрождал старинные традиции народных представлений, во время которых шуты веселили народ и высмеивали тупость, уродство, ханжество власть имущих. Жизнерадостная и умная книга Рабле, учёного, философа и гуманиста, пришлась по душе его современникам.

И уж совсем революционно звучат речи Монтеня о веротерпимости, а это было время религиозных войн. Проблема принадлежности к католической или протестантской церкви — личное дело человека, и нельзя ненавидеть или преследовать его за то, что он думает по-другому. Вообще для Монтеня самое главное в оценке человека не богатство и звания, здоровье или пышность наряда, а то, какова у него душа. Прекрасна ли она, одарена ли способностями и всеми надлежащими качествами? Только сам человек, величие его духа — главная ценность мироздания.

Прогулки по Вечному городу

Давно известно, что облик города ярко выражает эпоху. Попробуем убедиться в этом, совершив короткую прогулку по Риму эпохи Возрождения.

К XVI в. Рим — духовная столица католического мира — становится центром гуманизма, сменяет угасающую Флоренцию. Новой роли города должен был соответствовать и его облик.

Ещё за столетие до этого Рим начинает перестраиваться. Сначала расширяют улицы и мостят дороги, ведущие к Ватикану, папской резиденции. Первым из европейских городов Рим обзаводится музеем: коллекция античной скульптуры, ранее принадлежавшая папе, была выставлена для всеобщего обозрения на Капитолийском холме.

В центре города во дворе старой церкви Сан-Пьетро архитектор Браманте строит изящный храм — Темпьетто. Сооружение напоминает античные постройки, имеет форму ротонды и окружено шестнадцатью колоннами дорического ордера. Всё это придаёт небольшому храму величественный вид. Современники видели в нём модель гармонично устроенного мира.

Главным католическим храмом Рима и всей Европы стал собор Святого Петра. В его создании (собор возводился более 100 лет) принимали участие разные архитекторы. Заканчивал строительство Микеланджело, которому было уже за 70 лет. Он раскритиковал почти готовую постройку и за 15 дней вылепил новую глиняную модель. Последние годы жизни он посвятил воплощению своего проекта. Главным украшением храма Микеланджело сделал величественный купол, послуживший образцом для многих европейских соборов. Перед собором Святого Петра установили древний обелиск, который когда-то стоял на арене цирка, где, по преданию, был распят апостол Пётр. На вершине обелиска поместили крест.


Церковь Темпьетто в монастыре Сан-Пьетро в Монторио. Рим. 1502 г. Архитектор Браманте

Найдите и назовите архитектурные детали, характерные для эпохи Античности.


Собор Святого Петра в Риме. 1506-1624 гг. Вид с самолёта

Определите общие черты организации пространства, характерные для площади собора Святого Петра и Версальского дворца (см. иллюстрацию на с. 39).

Как вы видите, реконструкция шла с грандиозным размахом, были даже планы снести Колизей, чтобы на его месте проложить широкую улицу. К счастью, этого не случилось и Колизей по-прежнему украшает Рим, связывая воедино прошлое и настоящее Вечного города.

Как вы думаете, почему Рим называют Вечным городом? Свой ответ обоснуйте.


В 7 классе история как предмет открылась вам с новой стороны, ведь, изучая 15 век, вы узнали не только о различных войнах и внутреннем развитии экономики государств, но и развития человеческой мысли, пробуждения интереса к познанию природы и самих себя.


Развитие гуманизма

Гуманизм – это система взглядов на окружающую действительность, в центре которой находится человек, интересующийся работой законов, по которым работает окружающий мир. Основной объект исследования – человеческие чувства.

Говоря кратко, с вступлением Европы в эпоху Возрождения, у людей начинают формироваться гуманистические взгляды на мир. Первым о значении гуманизма в воспитании будущих поколений заговорил итальянец Витторино де Фельтре. Он создал детскую школу, где занятия проводились на открытом воздухе и которая была доступна детям любых сословий.

Характерным для эпохи Возрождения стала критика повседневных вещей. Гуманисты смотрели на мир по-другому. Стремление получить образование получило массовость, а люди, дающие знания, стали пользоваться уважением.

Великие гуманисты Европы

Многие знаменитые ученые XV – XVII веков являлись гуманистами. Ими было написано множество работ, сведения о которых отразим в таблице Великие гуманисты Европы.

которые читают вместе с этой





Гуманист

Работа

Содержание

Высмеивание человеческих пороков

Золотая книжечка (Утопия)

Критика устройства современного общества и описание модели его идеального устройства.

Гаргантюа и Пантагрюэль

Высмеивание роли папства и богословов в образовательном процессе.

Противны мне и владычество и покорность

Рассуждения автора о философии, морали и труде.

Общим для гуманистов было пробуждение в человеке желания принести пользу людям и отказаться от бесцельного существования. Многие из них высказывали идеи построения идеального государства и переходу к идеальному общественному строю. Эти идеи в будущем будут подхвачены и развиты социалистами.

Что мы узнали?

Появление великих гуманистов в Европе повлекло за собой формирование новых мировоззренческих идей, которые изменили средневековое общество, сформировав человека Нового времени.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Великие гуманисты Европы

Цели: охарактеризовать особенности интеллектуальной жиз­ни Европы в XVI—XVII вв.; познакомить с мировоззренческими установками раннего Нового времени.

Планируемые результаты: сформировать представления о гуманистических идеалах раннего Нового времени; оценить значение философских идей изучаемой эпохи; анализировать и сравнивать различные философские идеи; оценить деятельность гуманистов, описывать нравственные ценности, которыми они руководствовались; научиться обосновывать свои суждения; да­вать определения понятий.

Отношения, ценности , внутренние установки: дать оценку дея­тельности гуманистов, нравственным ценностям, которыми они руководствовались; выразить свое отношение к их философским взглядам, ценностям, которые оставила нам эпоха Возрождения и гуманизма; определить значение достижений великих гумани­стов в жизни человечества, влияние идей гуманистов на развитие общества.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Актуализация опорных знаний

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

Гуманист из Роттердама.

Прогулки по Вечному городу.

Работа по теме урока

Развитие капиталистического общества приводило к переме­нам в сознании. Человек стал думать не только о том, как он будет жить в загробном мире, но и о своем месте в земной, мирской жизни.

Гуманист из Роттердама

Запись в тетради

Первые утопии

Можно ли назвать справедливым и благодарным такое общество, ко­торое столь расточительно одаряет так называемых благородных, золотых дел мастеров и остальных людей этого рода, ничего не делающих, живу­щих только лестью и изобретающих никчемные удовольствия, а с другой стороны, не выказывает ни малейшей заботы о земледельцах, угольщи­ках, поденщиках, ломовых извозчиках и рабочих, без которых не было бы вообще никакого общества? Мало того, обременяя их работою в цве­тущую пору их жизни, оно не вспоминает об их неусыпном старании, забывает о принесенных ими многих и великих благодеяниях, а когда на них обрушатся старость, болезни и тяжкая нужда, с самой черствой неблагодарностью вознаграждает их жалкой смертью. Далее, из поденной платы бедняков богачи ежедневно урывают кое-что не только личными обманами, но также и на основании государственных законов. Таким образом, если раньше представлялось несправедливым отплачивать чер­ной неблагодарностью за усердную службу на пользу общества, то они извратили это так, что сделали справедливостью путем обнародования особых законов.

При неоднократном и внимательном созерцании всех процветающих ныне государств я могу клятвенно утверждать, что они представляются не чем иным, как неким заговором богачей, ратующих под именем и вы­веской государства о своих личных выгодах. Они измышляют и изобрета­ют всякие способы и хитрости, во-первых, для того, чтобы удержать без страха потери то, что стяжали разными мошенническими хитростями, а затем для того, чтобы откупить себе за возможно дешевую плату работу и труд всех бедняков и эксплуатировать их, как вьючный скот. Раз богачи постановили от имени государства, значит, также и от имени бедных, соблюдать эти ухищрения, они становятся уже законами. Но и тут, когда эти омерзительные люди, в силу своей ненасытнойалчности, подели­ли в своей среде все то, чего хватило бы на всех, как далеки они все же от благоденствия государства утопийцев! Выведя деньги из употребления, они совершенно уничтожили всякую алчность к ним, а какая масса тя­гостей пропала при этом! Какой посев преступлений вырван с корнем! Кто не знает, что с исчезновением денег совершенно отмирают все те преступления, которые подвергаются ежедневной каре, ноне обузданию, а именно: обманы, кражи, грабежи, ссоры, восстания, споры, мятежи, убийства, предательства, отравления; вдобавок вместе с деньгами мо­ментально погибнут страх, тревога, заботы, труды, бессонница. Даже сама бедность, которая, по-видимому, одна только нуждается в деньгах, немедленно исчезла бы с совершенным уничтожением денег.

Вопросы к тексту

Запись в тетради

По мнению Т. Мора, основная причина всех бед и несчастий Европы — это частная собственность. С ее упразднением исчез­нут социальные, политические конфликты, всевозможные чело­веческие пороки. Люди ттолучат возможность для гармоничного развития. Процветание острова Утопия было обеспечено фактом коллективной собственности и социального равенства всех его жителей.

Запись в тетради

Мораль — это действия человека в обществе: нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений. Она проводит границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бес­честием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненор­мальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

Личность — это человек, который проявляет активную жиз­ненную позицию, несет ответственность за свой выбор и свою деятельность.

Прогулки по Вечному городу

Запись в тетради

Сикстинская капелла; 2) церковь Темпьетто; 3) собор Свя­того Петра.

В Риме XVI в. рядом с античными зданиями строились но­вые, католические храмы. Например, собор Святого Петра, одним из создателей которого был Микеланджело. Это подчеркивало связь далекого прошлого и современности, что создавало Риму славу Вечного города.

Закрепление изученного материала

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

Какое техническое изобретение способствовало становле­нию философии гуманизма? (Изобретение книгопечатания, которое содействовало распространению образования и зна­нийв Западной Европе.)

Подведение итогов урока

Читайте также: