Протагор из абдер кратко

Обновлено: 05.07.2024

Протаго́р (др.-греч. Πρωταγόρας , ок. 485 до н. э. — ок. 410 до н. э.) из Абдер — древнегреческий философ, виднейший представитель софистов. В числе их родоначальников, один из старших софистов. Также его относят к скептикам и материалистам. Приобрёл известность благодаря преподавательской деятельности в ходе своих многолетних странствий.

Протагор родился около 490 года до н. э. [2] [3] во фракийском городе Абдеры [4] . Согласно античной традиции в молодости работал носильщиком. Когда Протагор нёс вязанку дров в город его встретил знаменитый философ Демокрит. Он поразился то ли способу каким были сложены дрова, то ли использованному для переноски грузов устройству. Демокрит предложил Протагору стать его учеником. Эта случайная встреча и определила дальнейшую судьбу Протагора [5] . Согласно оценкам современных учёных данная история недостоверна и представляет анахронизм. Протагор был на 20—30 лет старше Демокрита. Эпикур, к сочинениям которого по всей видимости восходит легенда, таким образом пытался обвинить Протагора в плагиате, использовании идей Демокрита [6] [7] [8] [4] .

Протагора традиционно относят к первым представителям софистов. Само возникновение софистики связано с именем Протагора, так как он первым из древнегреческих философов стал брать деньги за обучение. Начало преподавательской деятельности Протагора датируют 450-ми годами до н. э. Он неоднократно посещал Афины, где вошёл в близкий круг философов, учёных, драматургов и других примечательных людей Эллады, который сформировался вокруг Перикла и Аспасии. Именно Протагору Перикл поручил написать законы для новой колонии в южной Италии Фурии [9] . Также Протагору приписывают утверждение о спокойствии Перикла после смерти его двух сыновей Ксантиппа и Парала, за что заслужил всенародное уважение. По всей видимости данное утверждение является позднеантичной литературной фикцией [4] [10] .


Сведения о биографии Протагора противоречивы.

Современник Демокрита.

Известно, что Демокрит возражал против релятивизма Протагора (см. далее) и отстаивал существование объективной истины [12] .

Платон считал, что Протагор был сенсуалистом и учил тому, что мир таков, каким он представлен в чувствах человека. Платоновская точка зрения на Протагора является доминирующей. Дошли такие выражения Протагора:

Ни одно из сочинений Протагора не сохранилось. Об их названиях, как и о самом учении философа, делают выводы на основании упоминаний в сочинениях других авторов. Диоген Лаэртский приводит список произведений Протагора без наиболее известных трактатов. Одна, с точки зрения А. О. Маковельского более достоверная, версия объясняет это плохой сохранностью первоначального текста. Согласно другой версии эти сочинения были уничтожены и к II—III веку — времени жизни Диогена Лаэртского — не сохранились [19] [20] .

Нет, презирать богов не мне, — я смертен.
(200) Да, перед богами тщетно нам мудрить.
Предания отцов, как время, стары,
И где те речи, что низвергнут их,
Хотя бы в высях разума витал ты?

  • Протагору был посвящён одноимённый диалог Платона и такое же произведение Гераклида
  • В 1935 г. Международный астрономический союз присвоил имя Протагора кратеру на видимой стороне Луны

Античные источники

Современные исследования

  • Протагор / А. В. Лебедев // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.

Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).

Протагор из Абдер (ок. 480-ок. 410 до н.э.) - один из родоначальников софистики как направления в древнегреческой философии.

Великие философы: учебный словарь-справочник. — М.: Логос . Л. В. Блинников . 1999 .

Смотреть что такое "Протагор из Абдер" в других словарях:

ПРОТАГОР Абдер — ПРОТАГОР из Абдер (ок. 480 ок. 410 до н. э.) древнегреческий философ, виднейший из софистов. Утверждал субъективную обусловленность знания и выдвинул тезис: Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они … Большой Энциклопедический словарь

ПРОТАГОР — из Абдер (около 480 410 до нашей эры), древнегреческий философ, виднейший из софистов. Утверждал субъективную обусловленность знания, выдвинул тезис: Человек есть мера всех вещей . В Афинах обвинялся в безбожии … Современная энциклопедия

Протагор — из Абдер (около 480 410 до нашей эры), древнегреческий философ, виднейший из софистов. Утверждал субъективную обусловленность знания, выдвинул тезис: “Человек есть мера всех вещей”. В Афинах обвинялся в безбожии. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ПРОТАГОР — ПРОТАГОР (Προταγόρας) из Абдер (ок. 485 415 до н. э.), основоположник движения софистов, ритор, философ, политический деятель. Жизнь. Род. в г. Абдеры во Фракии. Известный в изложении Диогена Лаэртия рассказ о том, что П. в молодости был… … Античная философия

Протагор — (480 410 гг. до н.э.) философ, основатель научной грамматики, один из первых софистов, из Абдер (Фракия) Человек есть мера всем вещам существованию существующих и несуществованию несуществующих. О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их,… … Сводная энциклопедия афоризмов

Абдер — сын Гермеса, любимец Геракла. Брат Автолика, Гермафродита, Еврита, Пана и Эфалида. Был наделен необычайной красотой. Был разорван конями людоедами фракийского царя Диомеда, которых поручил ему стеречь Геракл. На месте его гибели Геракл построил… … Энциклопедия мифологии

ПРОТАГОР — (ок. 485 411 до н.э.), греческий философ, уроженец Абдер во Фракии. Обучая людей искусству убеждающего слова, Протагор, один из первых и наиболее прославленных софистов, брал за это громадные по тем временам суммы. Сообщается, что в 444 до н.э.… … Энциклопедия Кольера

Протагор

Протагор (480—410 гг. до н.э.) философ, основатель научной грамматики, один из первых софистов, из Абдер (Фракия) Человек есть мера всем вещам – существованию существующих и несуществованию несуществующих.[848]О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком

ПРОТАГОР из Абдер

ПРОТАГОР из Абдер (ок. 480 – ок. 410 до н. э.), древнегреческий философ-софист 467 Человек есть мера всем вещам – существованию существующих и несуществованию несуществующих. Начало одного из трактатов Протагора (формула скептицизма в сфере познания); приведено у Диогена

ПРОТАГОР (480-410 до н.э.)

ПРОТАГОР (480-410 до н.э.) - древнегреческий философ. П. - известнейший из софистов (называл себя "софистом и учителем людей"), один из основателей этой школы. Был близок к окружению Перикла. Сочинения П.: "Наука спора", "О первоначальном порядке вещей", "О государстве", "О

Протагор

Протагор Протагор из Абдер (Фракия) (480–410 до н. э.), философ, основатель научной грамматики, один из первых и наиболее выдающихся софистов. Работал в Афинах, Южной Италии и Сицилии. Его основные сочинения известны лишь во фрагментах. Человек есть мера всем вещам –

Протагор

Протагор Протагор из Абдер (Фракия) (480–410 до н. э.), философ, основатель научной грамматики, один из первых и наиболее выдающихся софистов. Работал в Афинах, Южной Италии и Сицилии. Его основные сочинения известны лишь во фрагментах. Человек есть мера всем вещам –

О богах невозможно знать ни того,
что они есть, ни того, что их нет.

Протагор из Абдеры (ок. 480 — ок. 410 до н. э.) — древнегреческий философ, основатель школы софистов. Разъезжал по Греции с пропагандой своего учения, бывал в Афинах, обвинялся в атеизме; утонул во время бегства в Сицилию; его книга о богах была сожжена в Афинах. Протагор устраивал публичные диспуты, брал плату за обучение, ввел в оборот софизмы. Всё это, несомненно, содействовало развитию красноречия и всякого рода логических тонкостей мышления.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 356.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 452.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 370.

Протагор (480-410 до н.э.) - древнегреческий философ. Протагор - известнейший из софистов (называл себя "софистом и учителем людей"), один из основателей этой школы. Был близок к окружению Перикла. Сочинения Протагора: "Наука спора", "О первоначальном порядке вещей", "О государстве", "О добродетелях", "О сущем" и др. В 411 году до н.э. был обвинен в атеизме и приговорен к смертной казни, книга "О богах" была сожжена. После помилования изгнан из Афин. Протагору приписывается авторство фразы: "О богах невозможно знать ни того, что они есть, ни того, что их нет, каковы они по виду; а причина тому: неясность вопроса и краткость человеческой жизни". Главное положение философии Протагора: "Человек есть мера всех вещей - сущих в их бытии и несущих в их небытии". Невозможна всеобщезначимая истина. Всякое мнение, по Протагору, истинно и всякая истина есть чье-то мнение. Для одного и того же человека никогда одно и то же не бывает истинным раз и навсегда, в различное время, ибо "тот же" человек становится другим человеком. В этом смысле, по мнению Протагора, все относительно. Невозможно противопоставлять "человеческое" (основанное на чувственном опыте) знание "божественному" (проникающему в скрытую сущность явлений). Не существует, согласно Протагору, никакой "сущности явлений", кроме собственно явлений. "Протагор" - название одного из сочинений Платона, в котором речь идет о поучительности добродетели и ее единстве.

Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 374-375.

— Человек есть мера всех вещей: существующих. и не существующих.

— Все вещи таковы, каковыми они кажутся.

— О богах невозможно знать ни того, что они есть, ни того, что их нет, ни того, каковы они по виду; причина тому неясность вопроса и краткость человеческой жизни.

Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. - М.: Вече, 2012.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Фрагменты: DKII, 253—71; Маковельский А. О., Софисты, в. 1, Баку, 1940, с. 5—21.

Далее читайте:

Продик Кеосский (V в. до н. э.), древнегреческий философ-софист, ученик Протагора.

Фрагменты и свидетельства:

Untersteiner M., Sofisti. Testimonianze e frammenti, fasc. I.Firenze, 1967, p. 14–117;

Литература:

Нерсесянц В.С. Политические учения Др. Греции. М., 1979, с. 93–101;

Богомолов А.С. Диалектический логос. М., 1982, с. 183–192;

Koch Н.-А. Homo mensura. Studien zu Protagoras und Gorgias. Tüb., 1970 (Diss.);

Bodin L.M.J. Lire le Protagoras: introduction a la méthode dialectique de Protagoras. P., 1975;

Mansfeld J. Protagoras on epistemological obstacles and persons. – Kerferd G. B. (ed.). The Sophists and their legacy. Wiesbaden, 1981, p. 38–53;

Woodruf P. Protagoras on the unseen. The evidence of Didymus. – The sophistic movement. Athens, 1984, p. 80–87;

К числу старших софистов относят:

  • Протагора;
  • Гиппия;
  • Антифона;
  • Горгия.

К младшему поколению софистов относятся:

  • Ликофрон;
  • Алкидамант;
  • Трасимах.

Жизнь Протагора

Протагор родился в городе Абдеры во Фракии около 486 года до н.э. Однако, как о многих представителях того времени, сведения о его жизни достаточно противоречивы и не отличаются полнотой. Существует предположение, что какое-то время Протагор работал как грузчик и занимался переносом тяжестей. На этой работе он встретился с Демокритом, который удивился, насколько у грузчика были рационально уложены дрова в вязанке. После разговора с ним, Демокрит предложил Протагору По данной теме мы уже выполнили реферат Гераклит Эфесский. Реферат подробнее пойти к нему в ученики.

Не все считают данный рассказ правдивым. Здесь присутствует явная анекдотичность случая. Кроме того, Мейнерс указывал, что Протагор был старше Демокрита. Некоторые авторы, в частности, И. Ягодинский, полагают, что именно Протагор значительно повлиял на философию Демокрита, а также самого Платона.

Готовые работы на аналогичную тему

Протагор стал основоположником софистического образа жизни. Так, он путешествовал со своими лекциями, нанимался преподавать за деньги в дома богатых горожан. Даже появилась легенда, что он является воспитанником персидских магов.

Философские взгляды Протагора

Ни одно из произведений Протагора до нас не дошло. По упоминаниям в разных источниках он написал несколько трактатов:

Релятивизм и субъективизм были свойственны Протагору и в религиозных вопросах. Так, он писал:

Вероятно, Протагор все же верил в богов, но отрицал научность познания, принимая только чувственность жизни и окружающего мира, считая, что в мире отсутствуют какие-либо объективные и субъективные стабильные элементы.

Платон приводит точку зрения Протагора на сотворение людей. Протагор, по его словам, рассказывал миф, согласно которому боги сделали людей и животных в глубине Земли из смеси огня и земли. Они приказали Прометею и Эпиметею распределить между людьми и животными способности, согласно их пользе. Однако Эмиметей уговорил Прометея доверить дело ему. Он отдал силу, ловкость, быстроту, способность летать, когти, толстую шкуру и другие полезные свойства животным, почти ничего не оставив людям. Прометей узнал об этом очень поздно, и решился украсть премудрое искусство Гефеста и Афины и вместе с огнем подарил его людям. Так люди смогли изобрести необходимые себе орудия и начать возделывать землю, чтобы добыть себе пропитание. Однако жить группами и создавать города люди долгое время не могли. Попытки объединиться заканчивались раньше, чем начинались, поскольку люди начинали обижать друг друга. Тогда Зевс дал людям стыд и справедливость.

Таким образом, Протагор подчеркивает отличительность обладания разумом для человека, а также показывает искусственный характер стыда и справедливости, поскольку они сформировались уже как результат человеческого общежития.

Релятивизм взглядов Протагора проявлялся и в политической сфере. Он считал, что человек не знает, что есть истина, что является правдой, а что ложью. Однако ели определять, что нужно человеку, то критерием будет выступать полезность. В свою очередь полезность определяется естественным правом и законом. Однако государственные законы также текучи, как и все остальное. Однако пока закон есть, ему стоит повиноваться.

Спор Протагора и Эватла

Протагор за свои уроки брал очень большие деньги и не всегда их платили ему сразу. Так, один из его учеников по имени Эватл заключил с Протагором договоренность, на основе которой он был обязан заплатить за обучение праву после первого выигранного судебного дела. Однако после обучения Эватл в судебных делах не участвовал, а потому момент оплаты оттягивался. Протагор устал ждать и подал на своего ученика иск в суд. Его рассуждения сводились к следующему: это будет первое судебное дело его ученика, если он выиграет, то, по условиям старой договоренности, будет обязан выплатить учителю плату за обучение, если проиграет, то по решению суда все равно должен будет выплатить долг. Однако Эватл рассуждал с другой позиции: действительно, я либо выиграю судебный процесс, либо его проиграю. Если выиграю, по решению суда я буду освобожден от обязанности платить, если проиграю, то не выплачу долга согласно старому договору.

Этот спор стал классическим проявлением софистских уловок и неточного содержания формулировок в договорах. Он является логическим парадоксом, на основе которого до сих пор обучают принципам юристов.

Читайте также: