Просветительский реализм в литературе кратко

Обновлено: 02.07.2024

Классицизм дольше всего сохранялся в драматургии, надолго его пристанищем сделался жанр трагедии. Творения в этом жанре классицистов XVIII в., особенно А.П. Сумарокова, не сходили со сцены.

Содержание

Судьба классицизма

Классицизм, влиятельное литературное направление, державшее в своей власти художественное творчество более чем в течение столетия, не окон­чательно сошел со сцены в первой четверти XIX в. Делаются попытки приспособить его к новым историческим условиям, отыскать в нем целесообразное в социально-этическом и худо­жественном отношениях. В рассматриваемое время шел процесс дифференциации внутри этого литературного направления, ко­торый вел к распаду системы.

Просветительский реализм

В таком виде традиции реализма пришли в русскую литерату­ру начала нового столетия. В основном это был реализм просвети­тельский: принципы социальной обусловленности поведения че­ловека еще не подкреплялись принципами историзма, а углублен­ный психологизм не был осознан как важнейшая цель творчества. Писатели уповали на истинное просвещение как средство оздо­ровления нравов.

Судьба сентиментализма

Карамзин воспроизводил в прозе и в стихах еще не индивиду­альный характер, а психологическое состояние. В основном он и его последователи различали две разновидности личности: чувст­вительного и холодного человека.

Явные успехи имела и проза писателей этой школы. Излюб­ленные их жанры — романическая повесть, рассказывающая о сен­тиментальной, печальной любви двух молодых людей, и жанр путешествия. Прежде всего, сам Карамзин, но также и его последова­тели давали образцы изящно-простого, не отяжеленного языко­вой архаикой, натуралистическими, грубыми зарисовками повест­вования о тонких и нежных любовных переживаниях благород­ных людей; главный конфликт повестей, как правило, — столкно­вение чувствительного и холодного. Проза вырабатывала способы психологического анализа, приемы лирического описания, портретирования, создания литературного пейзажа. Однако в сен­тиментальной прозе много штампов, одни и те же сюжетные ситу­ации и образы повторялись много раз.

Предромантизм

Романтизм

Вместе с тем в русском романтизме крепнут традиции русско­го философствования в сочинениях братьев Тургеневых, Жуковс­кого и Батюшкова, Галича и Павлова, в работах И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, в художественном творчестве романтиков. Можно выделить такие отличительные черты русского романтического философствования: преобладание этической, а затем и историо­софской проблематики, сочетание философствования и практи­ческого действия (филантропического, социально-гражданствен­ного или художественно-творческого, учительного). Был принят художественный, и больше всего лирический, способ философст­вования — в поэзии Жуковского, Тютчева, Баратынского, Лер­монтова и др.

Романтизм по своему ведущему методологическому принципу противостоял реализму, который в содержании и формах твор­чества ориентировался на объективную действительность во всем многообразии ее проявлений. В романтизме же осуществлялось поэтическое познание действительности через самого себя твор­ца художественной ценности.

В романтической литературе, серьезной и обычно неулыбчи­вой, признан один вид комического — романтическая ирония, в основе которой лежит горькая усмешка мечтателя, что строит воз­душные замки, над прозой жизни. Неприятие реальной действительности и разочарование в ней было выражено отнюдь не в пресловутых типических образах в типических обстоятельствах. Художественные обобщения совер­шались на путях символизации явлений.

Вместе с тем романтикам присуще страстное стремление к идеа­лу, ведь цель искусства согласно их теориям заключается в пости­жении абсолютных начал бытия и в прикосновении к ним.

Символы идеального мира в романтизме: море, ветер — свобода; звезда — идеальный мир; солнце, луч зари — счастье; весна, утро — нравственное пробуждение; огонь, розы — любовь, любовная страсть. Романтическая система принимала и старинные фольк­лорные или литературные традиции символики цвета и символи­ки цветов и растений: белый цвет — невинность, нравственная чистота (березка, лилия), красный, розовый — цвет любви (розы), черный — печали. Хотя символика цветов становилась у них бо­лее сложной, многозначной и причудливой. Идеальное получило эстетическую оценку как возвышенно-прекрасное, поднятое над жизненной повседневностью. Вместе с тем оно сочеталось с осо­бой эстетической оценкой, выдвигаемой именно этим литератур­ным направлением. В один ряд с эстетическими категориями пре­красного, возвышенного, трагического поставлена и категория ро­мантического. Романтику находили в исключительных, экзотичес­ких характерах и ситуациях, в сказочно-фантастических эпизодах.

Романтизм — выдающееся и своеобразное литературное направ­ление, под обаянием которого оказались чуть ли не все поэты пер­вой половины прошлого века, во всяком случае пережили увлече­ние им и сохранили глубинные связи с этим возвышенным ис­кусством. Русская классическая литература в целом и проза и поэ­зия прошлого столетия проникнуты романтическим одухотворе­нием.

Литература:

  1. История русской литературы XIX века (первая половина)/Под ред. С.М. Петрова. М., 1973
  2. Кулешов В.И. История русской литературы XIX века. М., 1997.
  3. Манн Ю.В. История русской литературы XIX века. Эпоха романтизма. М., 2001.
  4. История русской литературы XIX века. 1800-1830-е годы. В 2-х частях. Ч. 1 /Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. М., 2001.
    Якушин М.И. Русская литература XIX века (первая половина). М., 2001.
    Роговер Е.С. Русская литература первой половины XIX века. СПб., М., 2004.


23.01.2017, 14183 просмотра.


Просветительский реализм - художественный метод в европейском искусстве и литературе XVIII в., в соответствии с которым все явления общественной жизни и поступки отдельных людей оценивались как разумные или неразумные. Его основоположником считается Д. Дефо, Д. Свифт стал создателем жанра сатирического философско-политического романа. Сценический реализм был в полной мере воплощен в творчестве П. О. Бомарше. Просветительские идеи оказали воздействие на становление реалистической живописи XVIII в. Художники-реалисты У. Хогарт, Ж. Б. Шарден вступили в борьбу за искоренение пороков общества, обратились к обыденным ситуациям или к созданию картин «на современные нравственные темы .

"Искусство в новейшее время чрезвычайно расширило свои границы. Оно подражает теперь. всей видимой природе. Истина и выразительность являются его главным законом" * .

Доминанта: Безграничная вера в разум человека, критика религиозного мракобесия, надежда на гармонизацию общества через просвещение людей, развитие и творческого начала; идеалы Свободы, Равенства, Братства

Основные жанры:

Лирика: Лирика природы и чувства, народные мотивы

Дж. Томсон, Э. Юнг, Р. Бернс

Особенности русского Просвещения:

Острота постановки крестьянского вопроса; участие в Просвещении выходцев из дворянства; воздействие на русское Просвещение противоречий послереволюционного буржуазного раз-вития западных стран, с одной стороны, и реформаторских актов царизма, с другой стороны; критика нормативной поэтики классицизма; сатирическое изображение патриархально-феодального быта; углубление психологического начала; внедрение элементов автобиогра-физма

Я.П. Козельский. Трактаты

Сатира Н.И. Новиков

Лирика Философская лирика Г.Р. Державин, декабристы

КЛАССИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ (б. Критический реализм)

Временные рамки 1840–90-е гг. (формируется в 1830-е годы)

Идейная основа Материалистический детерминизм; критика социальных порождений и противоречий самодержавно-крепостнического строя; обличительная направленность произведений

Доминанта Воссоздание жизни в ее закономерностях, типических чертах и свойствах;

тяга к выдвижению на первый план типического в характерах и обстоятельствах

Характерные черты Стремление к широкому охвату действительности в ее противоречиях, глубинных закономерностях и развитии; исторически правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах;

выявление общественных законов бытия;

изображение диалектических взаимосвязей между человеком и миром, их глубокий социальный и психологический анализ;

объективность мотивировок поведения персонажей;

углубление индивидуализации образа-персонажа, психологизма в раскрытии его внутреннего мира;

социальный и психологический детерминизм;

историческая точка зрения на жизнь

Идеальный герой Деятельный человек прогрессивных убеждений

Основной конфликт Личность и общественный уклад (строй)

Основные жанры

Новелла Г. де Мопассан, П. Мериме

Лирика Лирика гражданская, революционная, интеллектуальная Г. Гейне, П.Ж. Беранже, Ш. Бодлер, Ш. Петефи

Особенности русского критического реализма Отражение центральных исторических противоречий эпохи;

активное освоение социально-психологической, философской и моральной проблематики;

ярко выраженный жизнеутверждающий характер;

глубокий гуманистический пафос;

обращение к истории русского народа;

синтетичность (тесная связь с предшествующими литературными эпохами и направлениями – Просвещением, сентиментализмом, романтизмом)

ВВЕДЕНИЕ XVIII ВЕК — ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ

[1] Тураев С. В. Спорные вопросы литературы Просвещения // Проблемы Просвещения в мировой литературе. М, 1970. С. 15. [2] Жирмунская Н. А. Историко-философская концепция И. Г. Гердера и историзм Просвещения // Проблемы историзма в русской литературе конца XVIII — начала XIX в. Л., 1981. С. 96, 97. [3] Берковский Н. Я. Реализм буржуазного общества и вопросы истории литературы // Западный сборник I / Под ред. В. М. Жирмунского. М.; Л., 1937. С.71. [4] Тронская М. Л. Немецкая стариа эпохи Просвещения. Л., 1962. С. 68.

В первой четверти XIX в. господствующим литературным направлением был романтизм. Одновременно, хотя на первых порах и не очень быстрыми темпами, происходило развитие реализма. Недооценивать неуклонный рост реалистических тенденций в русской литературе начала XIX в. нельзя, ибо в противном случае не будет понятной закономерность появления басен Крылова, комедии Грибоедова “Горе от ума”, первых глав ” Евгения Онегина “, “Бориса Годунова”.

Реализм был художественным выражением процессов, обусловленных социально-политической

обстановкой 20-х годов, объективным ходом исторического развития. Общественный подъем 1812 г., декабристское движение, повлиявшее не только на членов тайных обществ,- все это создавало необходимые основы для утверждения новых принципов литературного творчества. Представление об окружающей действительности конкретизировалось и вместе с тем усложнялось.

Реализм как художественный метод раскрывал перед литературой новые возможности, содействуя отбору для воспроизведения наиболее существенных явлений, дающих представление о жизни со всеми ее противоречиями. В отличие от романтизма реализм не отрывался

от реальной почвы. При этом действительность изображалась не в статике, а в динамике, в ведущих тенденциях.

Большинство ученых считают возмояшым говорить о становлении реализма уже в последней трети XVIII в. Применительно к этому этапу в развитии русского реализма нередко используется термин просветительский реализм.

Как бы ни различались точки зрения в науке на это явление, все же мояшо полагать, что реализм как особый тип художественного творчества в период своего становления носил просветительский характер. Это проявляется прежде всего в его подчеркнутой рационалистичности. Для просветительского реализма было характерно восприятие жизни не в ее сложности и противоречивости, а схематично, с четким противопоставлением добра и зла, добродетели и порока, в чем нельзя не видеть следования традициям классицизма. Это же относится и к принципам изображения человеческих характеров.

Открытый дидактизм, прямая поучительность проявлялись в авторских суждениях или в выска-|ываниях положительных персонажей.

В начале XIX в. черты просветительского реализма чаще всего отражались в нравоучительных авантюрных романах, сатирических очерках, баснях. Вспомним А. Е. Измайлова (1779 – 1831), автора многочисленных басен и нравоучительного романа V характерным названием “Евгений, или Пагубные следствия дурного воспитания и сообщества” (1801), и В. Т. Нарежного (1780 – 1825), известность которому принес роман “Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова”.

Отличительными особенностями их творчества являлись стремление к правдивому изображению действительности, не сопровождаемые, однако, проникновением в тенденции ее развития, прямое поучение (дидактизм), внешний историзм, слабая индивидуализация характеров. Но литературный процесс продолжался, и в русском реализме постепенно накапливались новые качественные изменения, помогающие преодолевать черты непоследовательности, присущие просветительскому направлению.

Для реализма характерно прежде всего отсутствие нормативности, изначальной заданности, присущее всем дореалистическим направлениям (не только классицизму, но и до некоторой меры и романтизму). Именно поэтому реализм получил возможность художественного освоения мира без предвзятости, без заранее сконструированной схемы. Широта и подлинная свобода в изображении действительности помогли реалистам увидеть жизнь в ее неоднозначности, сложности, противоречивости.

Постепенно постигается связь человека с окружающей средой. Правда, на первых этапах прежде всего подчеркивалась лишь зависимость человека от обстоятельств; уяснение диалектической связи личности и общества придет позже.

Романтизм искал некий положительный идеал лишь за пределами данного общества, вне феодальных или буржуазных отношений. Для реализма характерен был принципиально иной подход. Писатели-реалисты настойчиво ищут (и находят) в самой реальной действительности то положительное начало, которое связывается ими прежде всего с пониманием народа как главной, ведущей силы исторического процесса, как носителя лучших черт национального характера.

Критическое отношение к неблагоприятным условиям, которые оказывали резко негативное воздействие на характер общественных отношений, на судьбы народа и отдельных людей, придавало русскому реализму особую силу. Процесс этот продолжался на протяжении целого столетия, но начало ему было положено уже в первой четверти XIX в. Проблема человек и вечность оборачивалась проблемой человек и история. Проблема я и другой человек представала как проблема соотношения людей разных классов, сословий, социальных групп, психологических типов и темпераментов” ‘. Иными словами, происходила утрата всеобщности, ослабление универсализма. В силу этого на протяжении всего XIX в. романтики упорно отстаивали свои мировоззренческие и эстетические позиции.

Вместе с тем они не могли не учитывать достижений реалистической литературы. Романтизм, несомненно, обогатил литературу многими художественными достижениями, мимо которых никак не могли пройти представители реалистического искусства. Опыт раскрытия сложного внутреннего мира личности помогал решать проблему реалистического изображения человеческого характера.

Гражданский романтизм приобщал литературу к острым проблемам общественно-политической жизни, выдвигая на первый план принцип народности, что имело исключительно важное значение для реализма.

М. Горький проницательно заметил, что о многих наших классиках “трудно сказать с достаточной точностью – кто они, романтики или реалисты. В крупных художниках реализм и романтизм всегда как будто соединены… Это слияние романтизма и реализма особенно характерно для нашей большой литературы, оно и придает ей ту оригинальность, ту силу, которая все более заметно и глубоко влияет на литературу всего мира”.

В целом вопрос о соотношении реалистических и романтических начал в творчестве отдельных писателей и литературы XIX в. принадлежит к числу сложнейших и все еще не до конца решенных.

Следовательно можно считать установленным, что к середине 20-х годов сложились некоторые предпосылки для оформления в русской литературе реализма как особой художественной системы. Это нашло отражение прежде всего у Пушкина. Ближайшими сподвижниками Пушкина-реалиста в русской литературе были Крылов и Грибоедов.

Читайте также: