Прощение анатоля курагина болконским кратко

Обновлено: 07.07.2024

Семьи Болконских и Курагиных — антиподы в романе. Естественно, что между их представителями возникает вражда. Болконского ужасает, с какой лёгкостью Анатолий Курагин разрушил его отношения с Наташей Ростовой ради своего удовольствия, а потом растоптал её чувства, обманув её. Болконский, как джентльмен и офицер, не может это стерпеть и пытается вызвать Курагина на дуэль, но тот ускользает. Андрей понимает, что чувство чести, как и другие высоконравственные качества, чужды этому человеку. Перед смертью судьба вновь сводит Болконского с Курагиным: умирающий, он видит, как его врагу ампутируют ногу: злость и ненависть отступают перед лицом смерти. Но это чувство нельзя назвать дружбой: Болконский испытывает к Курагину чувство жалости и сострадания.

Андрей Болконский, сжигаемый чувством мести после того, как его
невеста ему изменила, рвётся на фронт, чтобы найти там негодяя
Курагина и непременно его убить.
Но "встреча состоялась только в полевом госпитале.
Во время сражения он получает ранение и оказывается в госпитале,
где он пересматривает своё отношение к Наташе и понимает,
что его любовь к ней не угасла - он любит и её и весь мир.
Тут он видит Анатоля Курагина на операционном столе, которому
сделали операцию по ампутации ноги и он от боли громко стонет и
плачет и у Андрея рождается чувство жалости и любви к нему.
Князь понимает, что его сестра была во всём права, когда говорила
ему:" Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к
ненавидящим нас, любовь к врагам — да, та любовь, которую
проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья
и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот
оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив.
Но теперь уже поздно. "

Балконский вспомнил Наташу на балу 1810 года, так как именно в то время он, пожалуй, впервые ощутил в себе с необыкновенной ясностью силу "естественной" жизни. И теперь любовь к Наташе заставила его окрасить все окружающее этим живым чувством и простить Анатоля Курагина. Умирающий Болконский демонстрирует победу в нем естественного начала. Смерть для князя Андрея в его новом состоянии лишена ужаса и трагизма, так как переход "туда" так же естествен, как приход человека из небытия в мир. Следом за сценой в госпитале следует описание итогов Бородинской битвы.

Когда у Курагина ногу отрезали, так он очень стонал, кричал, мокрый был весь, ну и все врачи его пожалели, князь Андрей тоже гуманность проявил

Великодушие является тем качеством, которое свидетельствует о добродетели человека и поощряется обществом. В противовес ему месть может трактоваться неоднозначно: вендетта не всегда порицается, наоборот, ее часто связывают с понятием чести, в то время как отмщение за былые обиды признают слабостью характера и души.

Великодушие

Месть

Таким образом, Л. Н. Толстой подводит читателя к мысли, что месть не стоит того, чтобы жертвовать чужими жизнями или своей. Через нравственный рост героев он показывает, что, проявляя великодушие, человек обретает внутреннюю свободу и спокойствие. Так, умирая, князь Андрей чувствует облегчение; Наташа и Пьер, осознав свои чувства друг к другу, живут в счастливом браке; финал мстительных Курагиных оказывается печальным, но он не вызывает жалости.

I
После помолвки Андрея и Наташи Пьер Безухов узнает о смерти своего благодетеля – масона Иосифа Алексеевича. Пьер избегает общества братьев-масонов, развлекается в холостых компаниях. Чтобы не компрометировать жену, Элен Безухову, Пьер уезжает жить в Москву и возвращается к развратной жизни.

II
(начало зимы)
Старик Болконский с дочерью, княжной Марьей Болконской, и другими членами семьи Болконских приезжает в Москву.

III
(декабрь 1810 года)
Именины старого князя Николая Болконского. На обед к старому Болконскому приезжают только 6 гостей. Среди них – граф Ростопчин, Пьер Безухов и Борис Друбецкой. Гости разговаривают о Наполеоне и политике. Вечер заканчивается, и гости уходят.

IV
Княжна Марья разговаривает с Пьером. Пьер предупреждает Марью, что расчетливый Борис Друбецкой приезжает к ней так часто не просто так, а с целью жениться. Пьер рассказывает Марье, что Борис выбирает между двумя невестами: между ней и богатой Жюли Карагиной.

V
Борис Друбецкой уже месяц ухаживает за Жюли Карагиной. Она богата, но некрасива и не нравится Борису. Борис надеется жениться по любви, но мечтает о богатстве Жюли. В конце концов Борис делает предложение Жюли. Жюли и Борис планируют свадьбу.

VI
(конец января 1811 года)
Старый граф Ростов с Наташей и Соней приезжают в Москву. Они живут в доме Марьи Дмитриевны Ахросимовой.

VII
Ростовы приезжают с визитом к семье Болконских в Москве. Наташа - невеста Андрея Болконского, который в это время находится за границей. Наташа и княжна Марья не нравятся друг другу, но они стараются вежливо беседовать. Старый князь Болконский ведет себя притворно вежливо. Наташа чувствует беспричинную ненависть Болконских к ней. Дома Наташа рыдает от обиды.

VIII
Ростовы и Марья Дмитриевна едут в оперу. Наташа видит в театре Элен Безухову, офицера Долохова, Бориса Друбецкого и Жюли Карагину, Анну Михайловну Друбецкую и других знакомых.

IX
В опере Наташа и Соня знакомятся с красавицей Элен Безуховой. Элен приглашает девочек в свою ложу, чтобы вместе смотреть спектакль. Во время представления в зал входит брат Элен, красавец Анатоль Курагин. Она понимает, что нравится Анатолю, который не сводит с нее глаз (см. История любви Наташи и Анатоля).

X

Анатоль Курагин.
Иллюстрация А. В. Николаева
В антракте в ложу Элен заходит ее брат Анатоль. Он дает Наташе понять, что без ума от ее красоты. Наташа чувствует что-то необыкновенное в присутствии Анатоля, это волнует ее. Приехав домой, она упрекает себя за то, что мысленно изменяет своему жениху Андрею Болконскому.

XI
У Анатоля не лучшая репутация в обществе. Кроме того, он официально женат, хотя и скрывает это (об этом знают его друзья, а также Пьер Безухов). Два года назад Анатоль имел очередной роман с польской девушкой. Отец девушки заставил его жениться. В итоге Анатоль уехал, но обещал помогать деньгами. В Москве он теперь ведет жизнь холостяка.
После встречи с Наташей в опере Анатоль решает приударить за ней.

XII
К Ростовым приезжает Элен Безухова и приглашает Наташу Ростову к себе на вечер (на самом деле Элен пытается свести своего брата Анатоля и Наташу).

XIII
Граф Ростов привозит Соню и Наташу на вечер к Элен Безуховой. Наташа чувствует на себе взгляд Анатоля все время. Оказавшись наедине, Анатоль целует Наташу. После этого девушку мучают угрызения совести. Наташе кажется, что она любит и князя Андрея, и Анатоля.

XIV
На следующее утро Марья Дмитриевна Ахросимова рассказывает Ростовым, что старик Болконский не хочет брака Наташи и Андрея. Служанка тайно передает Наташе письмо от Анатоля Курагина. Анатоль пишет, что по некоторым причинам он не может появляться у Ростовых в гостях, и что родители никогда не выдадут Наташу за него. Анатоль предлагает Наташе побег, чтобы тайно обвенчаться и быть вместе вопреки преградам.

XV
Пока Наташа спит, Соня находит письмо, присланное Наташе от Анатоля, и читает его. Она будит Наташу, и та признается ей, что любит Анатоля. Соня и Наташа ссорятся. Затем Наташа пишет княжне Марье письмо, в котором отказывается выходить замуж за князя Андрея. При этом она не рассказывает даже своей семье о том, что разорвала помолвку.

Позже на обеде у Курагиных Наташа что-то тихо обсуждает с Анатолем. Вечером Наташа сидит у окна и, очевидно, кого-то ждет. Соня подозревает, что Наташа собирается бежать с Анатолем. Соня следит за Наташей, чтобы не допустить ее побега.

XVI
Анатоль готовится увозить Наташу. Приятель Анатоля, офицер Долохов, помогает ему все подготовить: находит деньги, ямщика, священника и т.д. Анатоль говорит Долохову, что после венчания он собирается бежать с Наташей за границу. Долохов пытается отговорить Анатоля от этой авантюры.

XVII
Долохов берет с собой шубу, чтобы во время побега укутать Наташу. Анатоль и Долохов едут на тройках к дому Ростовых. Анатоль входит на крыльцо Ростовых. Лакей просит Анатоля сначала зайти к барыне и преграждает ему путь. Молодые люди понимают, что их пытаются поймать, и убегают прочь от дома Наташи.

XVIII
Автор рассказывает, как Соне удалось предотвратить побег Наташи: ранее в этот вечер Соня рассказывает Марье Дмитриевне Ахросимовой о планах Наташи и Анатоля. Та запирает Наташу дома и просит слуг заманить Анатоля.

После неудачного побега Наташа плачет. Марья Дмитриевна ругает ее за позор, который мог случиться. Ростовы решают ничего не говорить отцу, графу Ростову. Когда он приезжает из деревни, то подозревает что-то. Ему объясняют, что Наташа просто больна.

XIX
Пьер последнее время избегает общения с Наташей, потому что у него просыпаются к ней чувства. Он считает, что не может любить невесту своего друга (Наташа - невеста Андрея Болконского).

Наташа признается отцу в том, что отказала Андрею Болконскому. При встрече Пьер рассказывает Наташе, что Анатоль был обвенчан с польской девушкой, но скрывает это. Наташа не хочет верить в подлость Анатоля.

XX
Приехав домой, Пьер находит там Анатоля и предлагает ему деньги за то, чтобы тот уехал из Москвы подальше от Наташи. Анатоль уезжает на следующий день.

XXI
Узнав о тайной женитьбе Анатоля, Наташа пытается отравиться. Ее удается спасти, но после этого она болеет.

Несколько дней спустя приезжает князь Андрей. Старый князь Николай Болконский показывает Андрею записку от Наташи, где она отказывается от замужества. Так Андрей узнает, что Наташа больше не его невеста.

Пьер приходит в гости к Болконским. Андрей просит Пьера не говорить с ним о Наташе. Он тяжело переживает ее предательство. Зато старик Болконский и княжна Марья рады, что свадьба Андрея не состоится.

XXII
Пьер приезжает к Ростовым. Наташа поручает ему передать князю Андрею, что она просит у того прощения за свое предательство. Наташе стыдно. Пьер утешает ее и предлагает ей свою дружбу. Он просит рассчитывать на него в трудную минуту.

Конец части.

Таково краткое содержание романа "Война и мир" Льва Толстого - том 2 часть 5.

Читайте также: