Пророчество иеремии кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

Святой Иеремия — пророк, призванный на служение всевидящим Творцом в числе четырех больших избранных посланников, возвещал волю Всевышнего царям во дворцах, священникам в храмах и простым людям на площадях в 6-5 веках до н.э.

В отличие от Иезекииля и Исаия его призвание не сопровождалось яркими знамениями, тем не менее, избранный слуга Божий четко осознавал свое призвание. Он шел с жизненно важным словом в последние 40 лет существования Иудеи, как царства, делится своими переживаниями больше, чем остальные пророки Ветхого Завета.

Происхождение и рождение

Известна приблизительная дата рождения Иеремии. Он появился на свет в 650 году одновременно с наследником престола Иосией, о рождении которого объявил царь Манассия.

Отец будущего Божьего глашатая был священником, Хелкин из колена Вениамина, семья проживала на тот момент в Анафофе, неподалеку от Иерусалима. Иосия вступил на престол в возрасте восьми лет, а через восемь лет его правления царь начал принимать действенные меры, чтобы очистить страну от идолопоклонства.


Этот призыв был подтвержден двумя видениями. Жезл из миндаля и кипящий котел (Иер 1:15-17), показывали тот факт, что посланнику придется столкнуться с сильным сопротивлением, но Создатель заверил его в своей помощи и покрове в дни нападений и бедствий.

Ветхозаветные евреи считали создание семьи и рождение детей заповедью Творца, но Своему избраннику Господь сказал не жениться, что вызвало недоумение в душе юноши, но он покорился. Призванный обличать еврейский народ, он остается в одиночестве, неоднократно терпит неудачи при проповедях, как бедным, так и знатным иудеям.

Видящий грехи и отступничество, Господь не хочет слышать ходатайственные молитвы за то, что иудеи оставили Закон Божий, и пошли нечестивыми путями. Пророк горячо любил свой народ и был праведен до ревности по отношению к Создателю. Он понимал любовь Творца, видел в ней не карающую десницу, а строгого Отца, ведущего Своих детей к истинному поклонению и благословении.

Нет никаких сведений о 18 годах служения Иеремии, известно, что в 609 году он оплакивал смерть Иосии (Пар.35:25), после чего Иудея погрузилась в водоворот международных событий. Иеремия остался без политической поддержки, отступившие от Бога князья строили козни, стараясь уничтожить пророка. Последующие годы с 609 по 586 были лихорадочным периодом в истории Иудее.

После погребения Иосии идолы были возвращены в храмы, Иеремия безбоязненно предупреждал соплеменников о надвигающемся наказании. Он служил отступившему народу, управляемому безбожными князьями, подвергаясь гонениям со стороны самих же иудеев. Вместо того чтобы быть послушными пророческим посланиям Бога, они преследовали Божьего посланника.


Страна вопреки пророческим предостережениям взбунтовалась, посланника обвинили в предательстве и не почитании Создателя, обещавшего процветание нации. Глашатай Божий через видения пытался продемонстрировать Божий суд над народом. Он разбил кувшин в храме на тысячи кусочков, показывая, что таким образом будет рассеян народ Божий.

Выступивший против Навуходоносора царь Иоаким был убит. 10 тыс. иудеев и сын Иоакима Иехоний были уведены в плен. Оставшиеся бедные слои населения поддержали правительство марионеточного царя Седекии.

Иеремия пытался достучаться до сердца и разума нового царя Седекии, являясь перед ним, то под деревянным, то под железным хомутом, показывая судьбу страны в будущем. С криком и болью в сердце Божий посланник прилагал все усилия, чтобы:

  • уберечь народ от катастрофы;
  • предостеречь каждого человека от совершения греха;
  • умилостивить Господа от грядущего наказания народа.

Для многих он выглядел, как изгой и посмешище, чужой среди своих, до конца боролся за царя Седекия.

Иерусалим в течение последующих 10 лет сохранял только подобие государственного существования. Иеремия был со своим народом во время осады города, своими глазами видел исполнение пророческих предсказаний и суда Всевышнего Бога, но при этом пророк утешал народ тем, что при покаянии Господь восстановит Израиль.

После 40 лет терпеливых пророческих предупреждения Божий глашатай стал свидетелем ужасных последствий, когда Иерусалим превратился в груду дымящихся камней, а храм сравняли с землей. Иеремию посадили в темницу, из которой он был вызволен новым царем Годолием, но радикальные евреи организовали заговор и убили правителя.


После убийства Годолия оставшиеся жители бежали в египетские земли, насильно уводя с собой пророка, в Тафнисе его след теряется. По преданию плачущий пророк за обличения отступников в нарушении закона Божьего и традиций был забросан камнями. Разделивший с иудеями бедное сосуществование, отказавшийся от вавилонской роскоши, пророк был убит соплеменниками.

Почитание

Чрез несколько лет иудеи стали чтить пророка, как национального героя, слагая о нем легенды. Православная Церковь почитает память святого Иеремии 1 мая, проводя параллель между ним и страдальцем Иовой, отождествляя отдавшего за Божье ведение и спасение народа жизнь с Иисусом Христом.

Иоанн Златоуст подчеркивал схожесть характеров Иеремии и апостола Павла. Христиане видят в нем пример результатов покаяния через слезную молитву о прегрешениях. Победа Иеремии состояла в следующем:

  • не был побежден мнением людей, вместо ненависти завоевал уважение;
  • подобно Якову боролся во тьме человеческого греха, несмотря на отказ Бога слышать молитвы о спасении и милости к иудеям, продолжать приходить перед Яхве со своими прошениями веря, что Творец возлюбил Свое создание любовью вечной;
  • погрузившись в сердцевину растленного общества, он искал там еще не умершие для Бога души, и Господь, видя решимость его веры, сменил гнев на милость.

По преданию мощи святого были перенесены по указу Александра Македонского в Александрию, над ними сооружен монумент прекрасной Еленой.

Книга пророка Иеремии

Главные события своей жизни посланник Божий записал в книге, одним из главных его пророчеств было передача иудеям предостережения и жестокость наказания за совершенные преступления против Всевышнего.

Книга с трудом поддается разделению, можно отметить главные ее части:

  1. Пророк и его народ.
  2. Пророк и вожди.
  3. Обетование восстановления.
  4. Распад царства.
  5. Переселение в Египет.
  6. Пророчество о народах.
  7. Заключение.

Пророческие послания не поддаются никакой хронологии и датированию. В самом начале рассказывает о призвании молодого человека Богом, его нерешительности и явленных видений жезла и кипящего котла.

Несущий предупреждения преступному народу о надвигающейся катастрофе, Иеремия получает наказ Бога произнести проклятие над иудеями. Его слезная молитва остается без ответа, Господь больше не хочет мириться с грехами иудеев.


Через образы льняного пояса, истлевшего в расщелине скалы, и разбитого кувшина пророк показывает полное разрушение царства. В доме горшечника Иеремия осознает, что весь мир в руках Бога — глина, которую Творец может просто выбросить, в случае испорченного сосуда.

За дерзость продления властям его заключают в колоду по приказу священника Пасхора, и оставляют у городских ворот на всю ночь. Наказание не остановило пророческих обличений, высказанных перед царем Седекией. В подтверждение своих слов Божий глашатай является перед царей в ярме, опровергая слова священника Анания о скором освобождении иудеев из вавилонского плена.

В то же время Господь передает пленникам, что когда будут истреблены народы, Израиль будет восстановлен. Бог, рассеявший Израиль, соберет его опять на Сионе, и заключит с ними новый завет. (Иез.31:31).

Важно! Предсказывая падение Иерусалима, пророк покупает кусок земли, пророческим действием показывая, что в этой земле снова будут покупаться дома, придет расцвет.

Далее автор книги описывает самые мрачные дни Иудеи, разрушение Иерусалима, посылая свиток с предупреждением Иоакиму, который за сожжение Божьего послания получил страшное наказание. Царь умер, как осел, без царских похорон, его труп был брошен на дневной зной и ночной холод.

В главах 37- 39 описаны события осады города, заключение пророка в темницу после беседы с Седекией, спасение через Авделемеха и разрушение Иерусалима. Седекия пленен, его заставили быть свидетелем казни сыновей, ослепили и увели в плен.

Вавилоне предельно вежливы с Иеремией, предоставляя право выбора: жить в достатке в Вавилоне или остаться в Палестине. Пророк выбирает последнее. Растерянный еврейский народ просит Бога о пророческом ведении, Господь говорит, что переселение в Египет из разоренной Иудеи будет означать войну и голод и смерть.

Но в упорном непослушании они уходят в Египет. Пророк со своим писцом Варухом, не имея другого выхода, отправляется с ними. В конце книги автор после 40 лет пророческого служения видит исполнение слова Божьего.

Плач Иеремии

Темой второй книги является разрушение и опустошение Иерусалима в 586 году. Господь признается праведным в наказании еврейского народа за непослушание, но подчеркивает, что Он — верный Бог, и надежда на исповедание греха и полную веру остается.

Эту книгу относят в разряд причитаний. Во второй книге автор описывает Иерусалим, делает анализ страданий, вызнает признание греха причиной всех страданий и заканчивает послание молитвой страдающих.

Из разбитого сердца, сокрушенный и переполненный горем автор возносит мольбу к Богу, царствующему вечно, умоляя Его восстановить, даровать последнюю надежду на возрождение Израиля.

Вспомни, Господи, что над нами совершилось, Призри и посмотри на поругание наше.

Наследие наше перешло к чужим, домы наши — к иноплеменным.

Мы сделались сиротами, без отца; матери наши, как вдовы.

Воду свою пьем за серебро, дрова наши достаются нам за деньги.

Нас погоняют в шею, мы работаем и не имеем отдыха.

Протягиваем руку в Египтянам, а Ассириянам, чтобы насытиться хлебом.

Отцы наши грешили, их уже нет, а мы несем наказания за беззакония их.

Рабы господствуют над нами, и некому избавить от руки их.

С опасностью жизни от меча, в пустыне достаем хлеб себе.

Кожа наша почернела, как печь, от жгучего голода.

Жен бесчестят на Сионе, девиц — в городах Иудейских.

Князья повешены руками их, лица старцев не уважены.

Юношей берут к жерновам, и отроки падают под ношами дров.

Старцы уже не сидят у ворот; юноши не поют.

Прекратилась радость сердца нашего; хороводы наши обратились в сетование.

Упал венец с головы нашей; горе нам, что мы согрешили!

От сего изнывает сердце наше; от сего померкли глаза наши.

Оттого, что опустела гора Сион, лисицы ходят по ней.

Ты, Господи, пребываешь во веки; престол Твой — в род и род.

Для чего совсем забываешь нас, оставляешь нас на долгое время?

Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся; обнови дни наши, как древле.

Неужели Ты совсем отверг нас, прогневался на нас безмерно?

Еще совсем молодым он был призван Богом на пророческое служение; это произошло в 13-й год правления царя Иосии (627 г. до Р.Х.) (Иер 1:1-10).

Его пророческое служение продолжалась при царях Иоахазе, Иоакиме, Иехонии и Седекии, правление которых отмечено многими смутами и войнами.

Все это время (вплоть до своей смерти ок. 580 г. до Р.Х.) Иеремия неустанно призывал народ к покаянию.

Краткая хронология:

Исследователь Библии Ричард Фридман предположил, что Иеремия является одним из авторов Второзакония. Основным аргументом является сходство языка.

В продолжение изучения Библии на тему: «Библия: религия ножа и бумаги«, предлагаю Вашему вниманию сжатую информацию по жизни и времени, когда пророчествовал Иеремия.

Материал полезен тем, что кратко знакомит с одним из печальных отрывков истории Израильского народа.

Последняя Божья попытка спасти Иерусалим

  • Иеремия жил сто лет после Исаии.
  • Исаия сберег Иерусалим от Ассирии.
  • Иеремия старался спасти Иерусалим от Вавилона, но не смог.
  • Иеремия был призван в пророки в 626 г. до Р.Х.
  • Иерусалим был частично разрушен в 606 г. до Р.Х., еще более развален в 597 г. и окончательно сожжен в 586 г. до Р.Х.

Иеремия жил в эти ужасные сорок лет упадка монархии и смертельной агонии народа.

Он был убит горем, смотря как Бог применял последние попытки спасти святой город, который был фанатически привязан к идолам.

Еслы бы народ покаялся в своих грехах, Господь спас бы их от Вавилона.

И так, как во время служения Исаии угрожала Иерусалиму Ассирия, так во время служения Иеремии угрозой был Вавилон.

Внутреннее положение

Северное царство и значительная часть Иудеи уже пали. Они потерпели поражение за поражением и остался только Иерусалим.

Несмотря на постоянные предупреждения пророков, они погружались все ниже и ниже в идолопоклонство и беззаконие. Час окончательного падения приближался.

Международная обстановка

Борьба за мировое верховенство началась с трех сторон: со стороны Ассирии, Вавилона и Египта.

Ассирия, расположенная в Северо — Евфратской долине, со своей столицей Ниневией, правила миром 300 лет, а теперь начала терять свою мощь. Вавилон, в Южно — Евфратской долине, начал сильно укрепляться. Египет, расположенный в долине Нила, 1000 лет до этого был мировой державой, затем ослабел, а теперь опять становился сильным.

В половине служения Иеремии Вавилон победил своих противников в этой борьбе. Он покорил Ассирию в 607 г. до Р.Х. и спустя два года разбил Египет в Карчемисской битве (605 г. до Р.Х.) и 70 лет правил миром, в те 70 лет Израильского пленения.

Проповедь Иеремии

Двадцать лет до исхода этой борьбы, с самого начала, Иеремия настоятельно говорил, что Вавилон будет победителем. В своих постоянных и скорбных предупреждениях о согрешениях Иуды, пророк высказывает следующее:

Смелость Иеремии

Иеремия неотступно советовал Иерусалиму подчиниться вавилонскому царю, по этой причине враги Иеремии обвиняли его в измене.

Навуходоносор вознаградил Иеремию за эти советы своему народу сохранением его жизни и даровал ему почетное место при вавилонском дворце.

Но Иеремия не перестал усиленно говорить о том, что царь Вавилона совершил гнустное преступление, уничтожая Божий народ и за это Вавилон, в свое время, будет опустошен и останется таким навсегда (см. главы 50,51).

Библия: Иеремия плачущий пророк

Иудейские цари, современники Иеремии

Перечень событий во время Иеремии

  • 629 до Р.Х. Иосия начал свои реформы. (см. 2 Пар. 34.).
  • 626 до Р.Х. Призвание Иеремии на служение.
  • 626 до Р.Х. Набег Скифов. (см. Иеремии 4.).
  • 621 до Р.Х. Обнаружение книги закона. Великая реформация Иосии. (4 Царств 22,23.).
  • 608 до Р.Х. Смерть Иосии у Мегиддо от руки египтян.
  • 607 до Р.Х. Ниневия разрушена Вавилоном. (Возможно в 612 до Р.Х.).
  • 606 до Р..Х. Вавилон покорил Иуду. Первое пленение.
  • 605 до Р.Х. Битва у Кархемиса. Вавилон разбил Египет.
  • 597 до Р.Х. Пленение Иехонии.
  • 593 до Р.Х. Седекия посещает Вавилон.
  • 586 до Р.Х. Иерусалим сожжен огнен. Временное прекращение царства Давида.

Пророки, современники Иеремии

Иеремия был ведущим пророком в кругу других пророков во время разрушения Иерусалима.

  • Его сотрудник, священник Иезекниль, моложе его годами, проповедовал в Вавилоне среди пленных ту же самую проповедь, которую Иеремия возвещал в Иерусалиме.
  • Пророк Даниил был царского происхождения. Он пророчествовал во дворце Навуходоносора.
  • Аввакум и Софония помагали Иеремии в Иерусалиме.
  • Наум в это же самое время предсказал падение Ниневии.
  • Авдия в это же время предсказал разрушение Едома.

Хронология Книги Иеремии

Некоторые пророчества Иеремии относятся к определенному времени, некоторые из них не обозначены временем.

Обозначенные временем следующие:

  • во время Иосии: 1:2; 3:6;
  • во время Иоакима: 22:7; 25:1; 26:1; 35:1; 45:1;
  • во время Седекии: 21:1; 24:1,8; 27:3,12; 28:1; 29:3; 32:1; 34:2; 37:1; 38:5; 39:1; 49:34; 51:9;
  • в Египте: 43:7,8; 44:1.

Из этого видно, что книга не составлена в хронологическом порядке. Некоторые позднейшие пророчества записаны в начале книги, а более ранние — позже.

Пророчества эти передавались устно и, возможно, были повторяемы годами позже перед тем, как Иеремия записал их.

Составление пророческой книги было большим и громоздким делом. Писали в то время на пергаменте из овечьей или козьей кожи и длинные свитки свертывались на деревянные ролики. Возможно, что это была одна из причин неорганизованности книги Иеремии.

Записав событие или разговор, пророк мог припомнить более ранние события, которые он записывал опять, не указывая времени их происшествия, лишь бы заполнить место в свитке.

Иеремия, второй из четырех величайших пророков Библии, родился в местечке Анафофа, расположенном в 4 км от Иерусалима. Отец его был левитом, то есть потомственным священником. В последующем поступить на службу в храме должен был и Иеремия. Однако юноша выбрал для себя другой путь — стал пророком.

Предначертание

Проповеди и наставления

Первая встреча Господа с Иеремией произошла примерно в 626 году до нашей эры, на тринадцатом году правления праведного царя Иосии. Иерусалим уже тогда был очень большим городом, и в там действовал огромный храм, в котором на праздники собиралось огромное количество исповедующих иудейскую веру.

иеремия пророк

По всей видимости, именно в этом большом культовом здании, от которого в наши дни ничего не осталось, и проповедовал Иеремия. Пророк (фото горы, на которой когда-то находился Иерусалимский храм, можно видеть выше), судя по имеющимся сведениям, возвещал слово Божье также на площадях, во вратах и даже в доме царя. В отличие от разного рода лжепророков, проповедовавших в те времена в Иерусалиме, Иеремия не обнадеживал и не хвалил еврейский народ. Наоборот, он яростно обличал его неправедность и прегрешения. Первосвященников он упрекал в лицемерии, заявляя о том, что, поскольку в их сердцах нет искренней веры в Бога, то и проводимые ими пышные дорогие обряды являются пустой тратой времени. Обличал пророк и толпу, обвиняя ее в идолопоклонстве. В те времена многие евреи занимались тем, что вырезали из дерева и камня фигурки чужих богов и молились им, а также приносили жертвы.

Враждебное отношение соотечественников

Иеремия — пророк, а этот титул в Иудее всегда считался очень высоким. Таких людей обычно слушались и почитали. Однако, несмотря на это, отношение к святому из-за его несговорчивости и строгости в Иерусалиме было не слишком хорошим. Ведь мало кому понравится, что его постоянно в чем-либо обличают и обвиняют в полном безверии. Помимо всего прочего, пророк Иеремия предрекал еще и скорый закат Иерусалима в том случае, если евреи не покаются и не обратятся к богу. Это, конечно же, также вызывало к нему враждебность знати и толпы.

кому пророк иеремия уподобляет еврейский народ

Праведные правители

Смерть благочестивого царя Иосии стала настоящим ударом для святого, предвидевшего наступление смутных времен. В честь этого события пророк Иеремия, житие которого может быть примером как для верующих иудеев, так и христиан, даже написал особую песнь-плач. И действительно, в последующем страной правил не слишком благочестивый и умный царь. Правда, после Иосии на трон взошел также довольно-таки добрый и богопослушный Иохаз. Однако царствовал он, к сожалению, недолго - всего три месяца. Иохаз был младшим сыном умершего Иосии и взошел на трон в обход своего старшего брата Иоакима. Исторически известно о том, что он порвал отношения с фараоном Египта Нехо Вторым из-за поражения последнего под вавилонским городом Харраном. Разозлившись на это, вероломный правитель вызвал Иохаза в свою ставку в городе Рибле, якобы для переговоров, но пленил его и отправил в Египет, где тот впоследствии и умер.

Грозное пророчество

Подчиниться воле Бога евреям советовали многие библейские пророки. Иеремия в этом плане исключением не является. После Иохаза на трон Иудеи взошел ставленник Нехо Второго Иоаким, поклявшийся быть верным вассалом Египта. Царствование этого правителя стало настоящим проклятьем для пророка Иеремии. Вскоре после его восшествия на престол святой пришел в Иерусалим и возвестил о том, что если евреи не покаются и подчинятся воле Бога, повернувшись к молодому, но быстро набирающему силы государству Вавилония, город вскорости будет захвачен чужеземцами, а его жители уведены в плен на 70 лет. Также пророк предрек разрушение главной святыни евреев — Иерусалимского храма. Разумеется, его слова вызвали особенное недовольство лжепророков и священников. Святой был схвачен и представлен на суд народа и знати, которые потребовали его смерти. Однако пророку все же удалось спастись. Помогли ему высокородный друг Ахикам и некоторые другие благорасположенные к нему князья.

пророк иеремия в исламе

Книга пророчеств и царь

Через некоторое время после этих неприятных событий ученик Иеремии Варух собрал все сделанные им пророчества в одну книгу и прочитал их перед народом в притворе Иерусалимского храма. Прослышав об этом, царь Иоаким пожелал самолично ознакомиться с этими записями. После того как он их прочел, на голову пророка обрушился страшный гнев. Очевидцы-царедворцы рассказывали, что правитель самолично отрезал от свитка с записями предсказаний Иеремии куски и сжигал их в огне стоящей перед ним жаровни до тех пор, пока не уничтожил книгу полностью.

После этого жизнь пророка Иеремии стала особенно тяжелой. Ему и его ученику Варуху пришлось скрыться от гнева Иоакима в тайном убежище. Однако здесь святые не теряли времени зря и воссоздали утраченную книгу, прибавив к ней и другие пророчества.

Смысл предсказаний Иеремии

Таким образом, Иеремия — пророк, главной мыслью всех предсказаний которого было то, что евреи должны подчиниться молодому тогда, но быстро набирающему силы государству Вавилония. Святой призывал знать и правителя отвернуться от Египта и не навлекать на Иудею страшных несчастий. Разумеется, ему никто не верил. Многие считали его даже шпионом Вавилонии. Ведь Египет был сильнейшим в те времена государством, и никто даже предположить не мог, что какая-то молодая страна станет причиной бедствий его вассалов. Призывы Иеремии лишь раздражали евреев и настраивали против него самого же.

библейские пророки иеремия

Падение Иудеи

Уничтожение свитка с неприятными для него предсказаниями неправедному царю Иоакиму, проводившему все свое время в необузданных увеселениях, не помогло. В 605 г. до н. э. в битве при Каркемише молодой вавилонский правитель Навуходоносор нанес сокрушительное поражение египетским войскам. Иудеи, не прислушавшиеся к словам Иеремии, разумеется, участвовали в этом сражении как вассалы Нехо Второго.

Когда Навуходоносор подошел к стенам Иерусалима, царю Иоакиму пришлось откупаться от него частью храмовых сокровищ и отдать в заложники сыновей многих знатных людей Иудеи. После того как вавилоняне ушли, неправедный правитель продолжил свою беспечную жизнь.

В 601 г. до н. э. Навуходоносор предпринял еще один поход против Египта. Однако Нехо Второму на этот раз удалось дать ему отпор. Царь Иудеи Иоаким воспользовался этим для того, чтобы окончательно порвать с Вавилонией. Оскорбленный Навуходоносор, к тому времени уже подчинивший себе Аммон и Моав, двинулся на Иерусалим. В 598 г. до н. э. город был им взят, его правитель убит, а храм - разрушен. Пророчество Иеремии сбылось. Как он и предсказывал, в плену угнанные в Вавилонию евреи в последующем провели 70 лет.

иеремия пророк фото

Смерть пророка

Что случилось с Иеремией после взятия Навуходоносором Иерусалима, доподлинно не известно. Согласно имеющимся данным, царь Вавилонии великодушно позволил святому остаться на родине. Назначенный им наместник Иудеи Годолия даже благоволил пророку и всячески его защищал. Однако после смерти этого губернатора враги Иеремии насильно увели его в Египет. Считается, что в этой стране разозленные иудеи из мщения умертвили святого, побив его камнями.

Отношение к пророку в других религиях

Христианство оценивает Иеремию как второго из главных пророков Библии и при этом почитает как святого. Примерно такое же отношение существует к нему и в иудаизме. Евреи также считают его вторым по важности великим пророком, но при этом к святым не относят. Пророк Иеремия в исламе особенно не почитается. В Коране он не упомянут. Однако, как и многие другие народы, мусульмане знают о нем и почитают за пророка Ветхого Завета.

Кому пророк Иеремия уподобляет еврейский народ

Предсказания Иеремии, таким образом, по большей мере связаны с происходившими во времена его жизни политическими событиями. Однако и нравственной стороне в его проповедях и наставлениях уделено много внимания. Пророк искренне считал, что избежать грядущих несчастий можно, лишь покаявшись и покорившись воле Бога.

жизнь пророка иеремии

Еврейский народ он уподобляет отступнику, который не ведает, что творит. Всех отказавшихся от веры предков иудеев того времени Иеремия сравнивает с вязанкой дров, которая вспыхнет и сгорит от одного только слова Божия.

Еврейскому народу пророк, несмотря ни на что, отводит особую роль богоизбранного. Однако при этом он сравнивает его не только с вязанкой дров, готовых вот-вот загореться, но и с глиняным горшком. Об этом говорит произошедший с пророком знаменательный случай. Однажды он, проходя по улицам Иерусалима, подошел к горшечнику, взял у него один из горшков и разбил его о землю, пророчествуя о скорой гибели Иудеи и сравнивая ее с этим непрочным сосудом.

Предсказания Иеремии сегодня

иеремия пророк годы жизни

Таким образом, вы теперь знаете, кому пророк Иеремия уподобляет еврейский народ и о чем он проповедовал. Этот древний библейский святой жил в смутные тяжелые времена, но, несмотря на это и на горести, постигшие его лично и всю Иудею в целом, остался верным Богу своих предков. А потому может служить примером для всех христиан и иудеев.

Пророк Иеремия – сын Хелкина, левитского священника. Иеремия, вероятно, родился между 650 и 645 до н. э. в небольшом городке Анафофа, примерно в трех милях к северо-востоку от Иерусалима в земле Вениаминовой. Иеремию часто называют “плачущим пророком”. Он почитается как один из великих пророков Ветхого Завета.

С самого детства пророка у Бога были планы на его будущее.

… прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя. (Книга пророка Иеремии, глава 1).

На 13-м году правления царя Иудейского Иосии (ок. 627 г. до н. э.), Бог призвал Иеремию, когда тот был еще юношей:

Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать. (Книга пророка Иеремии, глава 1).

Бог запретил Иеремии брать себе жену. Иеремия должен был всецело посвятить себя служению Богу:

…не бери себе жены, и пусть не будет у тебя ни сыновей, ни дочерей на месте сем.

Жизнь и времена Иеремии

Иеремия был одним из Божьих пророков во времена правления пяти царей иудейских (Иосии, Иоахаза, Иоакима, Иехонии и Седекии). Иеремия стал свидетелем разрушения Иерусалима Вавилонянами в 586 г. до н. э.

Его пророческое служение длилось более 40 лет, в течение которых он создал КНИГУ ПРОРОКА ИЕРЕМИИ и ПЛАЧ ИЕРЕМИИ, которые вошли в Библию. Современниками Иеремии были пророки Софония, Наум, Аввакум, Даниил и Иезекииль.

Иеремия был представителем поколения, которое жило в окружении как языческих, так и ветхозаветных святынь. В начале пророческого служения Иеремии иудейскому царю Иосии было около 21 года. Иосия проводил серьезные реформы в целях возвращения Иудеи к Богу и к чистоте религиозных обрядов:

… будучи еще отроком, он начал прибегать к Богу Давида, отца своего, а в двенадцатый год начал очищать Иудею и Иерусалим от высот и посвященных дерев и от резных и литых кумиров (Вторая Книга Паралипоменон, глава 34).

Бог призвал Иеремию на пророческое служение приблизительно через год после религиозных реформ царя Иосии. Стоит сказать, что до Иосии правил нечестивый царь Манассия, который возобновил практику детского жертвоприношения, которая все еще продолжалась во времена Иеремии. (Упоминания об этом можно найти в Книге пророка Иеремии — главы 7, 19 и 32).

пророк иеремия

Задачей служения Иеремии было выявить греховность и рассказать о тяжких последствиях ее игнорирования. Иеремия надеялся на полное духовное возрождение Иудеи, однако вскоре произошла трагедия – праведный царь Иосия внезапно умер в возрасте 39 лет. Весь народ оплакивал его смерть, исключением не стал и пророк Иеремия.

Оплакал Иосию и Иеремия в песне плачевной; и говорили все певцы и певицы об Иосии в плачевных песнях своих. (Вторая книга Паралипоменон, глава 35)

В конечном счете оказалось, что реформ Иосии было недостаточно, чтобы очистить Иудею от языческих обрядов, введенных нечестивым Манассием. Божий народ нарушил свой завет с Богом. Они оставили Бога и повсеместно поклонялись ложным богам.

Через пророка Иеремию Бог предупредил народ Свой о предстоящей гибели Иерусалима от захватчиков с севера.

И сказал мне Господь: от севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли. (Книга пророка Иеремии, глава 1)

Иеремия изобличал грехи людей, в том числе гордость и неблагодарность по отношению к Божьей милости. Он также выступал против идолопоклонства, прелюбодеяния, угнетения иноземцев, вдов и сирот, лжи и клеветы, нарушения субботы и пр.

Иеремия предупреждал, что последствия греха будут страшными: народ столкнется с голодом, затем придут захватчики и народ будет взят в плен.

Иеремия стал свидетелем исполнения Божьего предупреждения. Он видел стихийные бедствия и разрушение Иерусалима. Вавилонский царь Иоаким неоднократно нападал на города Иудеи. Вскоре Иерусалим был разрушен. Иеремия жил в Иерусалиме в эти страшные годы. Он стал свидетелем блокады и уничтожения города вавилонянами под предводительством Навуходоносора.

Преследования Иеремии.

Когда царь Иосия умер, Иеремия как пророк Божий испытал трудности. Его проповеди привели к тому, что он стал получать угрозы. Жизнь его в родном городе была опасной. В родном городе Анафофе недовольные пророческой деятельностью Иеремии жрецы языческого храма сговорились убить его. Даже родственники Иеремии участвовали в этом заговоре. Однако, Господь раскрыл заговор, чтобы Иеремия остался жив и продолжил свою деятельность. Иеремии пришлось покинуть родной город и уехать в Иерусалим.

Я оставил дом Мой; покинул удел Мой; самое любезное для души Моей отдал в руки врагов его. (Книга пророка Иеремии, глава 12)

Его преследовали и в Иерусалиме. Священник по имени Пасхор преследовал пророка и посадил его в колодки у верхних Вениаминовых ворот. Иеремия стал всеобщим посмешищем и предметом всеобщего глумления.

Вскоре по приказу царя Иеремию снова наказали за его пророчества о катастрофах, с которыми столкнется народ Израиля. Иеремию поймали и опустили на веревках в яму с грязью. От смерти Иеремию спас Авдемелех Ефиоплянин, один из рабов-евнухов, который уговорил царя отпустить Иеремию.

После этого случая пророк Иеремия не перестал нести слово Божье, хотя и пытался остановиться. Однако слова Божия полыхали как огонь в его сердце, и он не мог удержать их.

Бог сказал Иеремии, что даст ему силы, чтобы вынести все гонения.

И сделаю тебя для этого народа крепкою медною стеною; они будут ратовать против тебя, но не одолеют тебя, ибо Я с тобою, чтобы спасать и избавлять тебя, говорит Господь. (Книга пророка Иеремии, глава 15)

Иеремия и лжепророки.

В то время как Иеремия пророчествовал о грядущих катастрофах и Божьем суде, другие пророки говорили о мире и процветании. Иеремия выступал против таких лжепророков.

Согласно книге Иеремии, в период правления царя Седекии Господь повелел Иеремии рассказать народу о грядущих завоеваниях вавилонян. Пророк Анания наиболее резко критиковал упаднические послания Иеремии.

Послание Бога через Иеремию

Через своего пророка Бог сообщал людям, что они должны вернуться к Богу. Также Бог говорил о надвигающемся суде над Иудою и о будущем мессианском царстве.

Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. ((Книга пророка Иеремии, глава 23)

Также через пророчества Иеремии Господь говорит, что будет защищать евреев время их пребывания в Вавилоне, а также обещает возвращение в Иудею после 70 лет плена.

возвращу плен Иуды и плен Израиля и устрою их, как вначале (Книга пророка Иеремии, глава 33)

Иеремия дает надежду всему народу Божьему. Он обещает, что

  • Бог вернет остаток в Иудею, чтобы восстановить Иерусалим и храм,
  • Потомок Давида будет служить Богу и направлять свой народ—отсылка к пришествию Иисуса Христа,
  • Будет воссоединение Северного и Южного царства и единый народ будет жить в Царстве Бога,
  • Бог исцелит духовные раны своего народа и восстановит свой Завет с ними.

Жизнь и пророчества Иеремии говорят нам о том, что Бог милостив и долготерпелив в борьбе с грехами и невежеством людей, но Он не будет терпеть их грехи вечно. Господь говорил через пророков с народом Израиля, призывая людей обратить свои сердца к Богу.

Иеремия с сочувствием относился к Северному царству, а также высказывал большое уважение к пророку Осии.

Следует сказать, что во время Вавилонского плена, вавилоняне оказали большое почтение пророку и разрешили ему самому выбрать место жительства.

Пророк Иеремия почитается в иудаизме, христианстве и исламе.

В иудейской раввинской литературе Иеремия часто упоминается в сравнении с Моисеем. В их судьбах находят много общего. Например:

  • Моисей и Иеремия пророчествовали в течение 40 лет,
  • Родственники обоих пророков отвернулись от них,
  • Моисей был брошен в воду, а Иеремия в яму с грязью;
  • И Моисей, и Иеремия были спасен рабами.

Иеремия также почитается пророком в Исламе. Хотя он и не упоминается в Коране, однако в исламской религиозной литературе можно найти множество упоминаний о нем, а также о разрушении Иерусалима.

Читайте также: