Прончищевы василий и татьяна кратко

Обновлено: 02.07.2024

Мы пришли в Усть-Оленёк и, рассказывая об этом посёлке, невозможно оставить без внимания одну из многочисленных страниц в его истории. Здесь навеки упокоились Василий и Татьяна Прончищевы, имена которых можно найти на географической карте несколько восточнее. Собственно весь восточный берег Таймыра так и называется - Берег Прончищева. Есть там также и река Прончищева и озеро с тем же названием и, в конце концов, бухта Марии Прончищевой. А между устьями Оленька и Анабара можно найти кряж Прончищева. Нам ещё предстоит побывать там, именно туда и лежит наш дальнейший путь. Кто же эти люди, оставившие свой след в истории географических открытий.

Василий Васильевич Прончищев руководил одним из отрядов Великой Северной экспедиции. Великая Северная экспедиция (1733-1743г.г.), официальное название – Вторая Камчатская, по сути, являлась глобальным проектом Российской империи не знавшим себе равных. В рамках этого проекта, которым руководил Витус Беринг, было несколько самостоятельных экспедиций, цель которых заключалась в описании и составлении карт российских территорий. Великая Северная экспедиция потребовала привлечения огромных материальных и людских ресурсов. Тринадцать кораблей, которые были построены в Архангельске, Тобольске, Якутске и Охотске обслуживали семь исследовательских отрядов. Последние были в достаточной степени обеспечены оборудованием и провиантом, экипажи кораблей полностью укомплектованы. Число участников основных и вспомогательных отрядов составило около 5000 человек.

Еще в январе 1733 г. Василия Прончищева, "лучшего штурмана Кронштадта" (как его аттестовало начальство), включили в список участников Второй Камчатской экспедиции Беринга. Адмиралтейств - коллегия разрешила офицерам взять с собой жен и детей. В дальний путь с Прончищевым отправилась его молодая жена.

Долог оказался путь огромного обоза с людьми, провиантом и снаряжением для будущих кораблей. Лишь в октябре 1734 г. , после зимовки в Тобольске, участники экспедиции прибыли в Якутск. Здесь заложили два первых судна - дубель - шлюп и бот. Лейтенант Василий Прончищев был назначен командиром дубель - шлюпа "Якутск". Всю зиму команда работала на строительстве судна. В мае 1735 г. корабль спустили на воду. Инструкция, врученная Прончищеву, предписывала дубель - шлюпу идти "из Якуцка - Леною - рекою до устья, а от устья к западу подле берега морем до Енисейского устья", то есть впервые обогнуть и нанести на карту неведомый тогда Таймыр.

Среди 50 человек, которые 29 июня 1735 г. вышли в опасное плавание на дубель - шлюпе "Якутск", находилась молодая жена капитана. Женщина оказалась на судне "незаконно", вопреки известной морской традиции. Взял ли ее муж с собою самовольно или с разрешения Беринга, остается загадкой. Во всяком случае, жена капитана стала участницей экспедиции неофициально и в документах не числилась - именно поэтому историкам длительное время не удавалось выяснить сведения о ней.

Плавание 1736 г. оказалось трудным. Корабль лавировал среди льдов и не раз оказывался под угрозой сжатия. Встречные ветры часто не позволяли идти под парусами, и дубель - шлюп медленно продвигался вперед на веслах. Отсутствие карт, многочисленные мели, встречные течения еще более осложняли плавание. 13 августа сделали первое открытие - остров Преображения (там нам ещё предстоит побывать). Далее повернули на север, и пошли вдоль берегов таинственного Таймыра. Открытия следовали одно за другим: архипелаг Петра, острова Андрея, Павла, Фаддея, залив Фаддея, архипелаг Комсомольской Правды.

Утром 19 августа, когда "Якутск" находился у входа в пролив Вилькицкого, путь преградили сплоченные льды. Ветер стих, и полное безветрие создало угрожающее положение: ударил мороз, разводья стали покрываться молодым льдом. Нависла опасность ледового плена (получается, что действительно тогда климат был более суровым, мы в эти числа также будем на восточном берегу Таймыра, но всё будет не так жёстко). На корабельном совете было решено возвращаться назад.

Разбивая молодой лед баграми и веслами, работая круглые сутки, команда делала отчаянные усилия вырваться из западни. К счастью, на третий день поднялся ветер, он разогнал волну, и "Якутск" под парусами пробился на чистую воду. Попытка встать на зимовку в Хатангском заливе оказалась неудачной: посланные на берег люди принесли неутешительную весть о том, что плавника нет нигде, строить и отапливать жилье нечем. Прончищев решил идти к Оленекскому зимовью (на самом деле в Хатангском заливе и в устье Хатанги мало плавника).

Из-за сильного ветра "Якутск" еще несколько дней не мог войти в устье реки Оленек. Лишь 4 сентября штурман Челюскин записал в вахтенном журнале: "Свезли на берег бывшаго лейтенанта Прончищева жену. В исходе 2 часа пополуночи лейтенанта Прончищева положили во гроб и свезли на берег". 6 сентября В. В. Прончищева похоронили на высоком берегу мыса Тумуль. А через шесть дней, 12 сентября 1736 г. , Челюскин записал в журнале: "В начале сего 4 часа пополуночи бывшаго командира дубель - шлюпки Якуцка Прончищева волею божею жена его умре".
Ее похоронили рядом с мужем. Могила Прончищевых сохранилась до наших дней. В 1875 г. ее нашел геолог А. Л. Чекановский.

Имя первой полярной путешественницы увековечено на карте, в память о ней названа большая бухта на Таймыре. Имя жены Прончищева долгое время оставалось неизвестным. Факт ее участия и смерти в полярной экспедиции был зафиксирован документально лишь записями штурмана С. И. Челюскина в вахтенном журнале "Якутска". Однако в этих записях жена Прончищева не названа по имени. В других документах экспедиции, даже в рапорте Беринга в Петербург о смерти В. Прончищева, она не упоминается совсем. Не сохранилось имя первой полярной путешественницы и на могильном кресте. Имя "Мария" появилось на картах и в литературе в первые годы Советской власти по случайной ошибке картографов. В 1913 г. экспедиция Вилькицкого назвала именем Прончищевой мыс у входа в неизвестную бухту. Надпись "М. Прончищевой" (мыс Прончищевой) была воспринята картографами как "бухта М. Прончищевой". Так это название закрепилось на картах. Лишь только в 1983-м году исследователи выяснили подлинное имя Прончищевой – Татьяна.


Вторая Камчатская (она же Великая Северная) экспедиция - это беспримерные плавания вдоль арктического побережья Сибири, к берегам Северной Америки и Японии, предпринятые русскими моряками в 1733-1743 годах. Цель - исследование и описание российского Севера от Печоры до Чукотки.

Начальником одного из отрядов был назначен лейтенант Василий Васильевич Прончищев. Вместе с ним в море вышла молодая жена. Первый случай в истории великих арктических экcпедиций.


Василий Васильевич Прончищев руководил одним из отрядов Великой Северной экспедиции. Великая Северная экспедиция (1733-1743г.г.), официальное название – Вторая Камчатская, по сути, являлась глобальным проектом Российской империи не знавшим себе равных. В рамках этого проекта, которым руководил Витус Беринг, было несколько самостоятельных экспедиций, цель которых заключалась в описании и составлении карт российских территорий. Великая Северная экспедиция потребовала привлечения огромных материальных и людских ресурсов. Тринадцать кораблей, которые были построены в Архангельске, Тобольске, Якутске и Охотске обслуживали семь исследовательских отрядов. Последние были в достаточной степени обеспечены оборудованием и провиантом, экипажи кораблей полностью укомплектованы. Число участников основных и вспомогательных отрядов составило около 5000 человек.



Еще в январе 1733 г. Василия Прончищева, "лучшего штурмана Кронштадта" (как его аттестовало начальство), включили в список участников Второй Камчатской экспедиции Беринга. Адмиралтейств - коллегия разрешила офицерам взять с собой жен и детей. В дальний путь с Прончищевым отправилась его молодая жена.


Долог оказался путь огромного обоза с людьми, провиантом и снаряжением для будущих кораблей. Лишь в октябре 1734 г. , после зимовки в Тобольске, участники экспедиции прибыли в Якутск. Здесь заложили два первых судна - дубель - шлюп и бот. Лейтенант Василий Прончищев был назначен командиром дубель - шлюпа "Якуцк". Всю зиму команда работала на строительстве судна. В мае 1735 г. корабль спустили на воду. Инструкция, врученная Прончищеву, предписывала дубель - шлюпу идти "из Якуцка - Леною - рекою до устья, а от устья к западу подле берега морем до Енисейского устья", то есть впервые обогнуть и нанести на карту неведомый тогда Таймыр.



Среди 50 человек, которые 29 июня 1735 г. вышли в опасное плавание на дубель - шлюпе "Якутск", находилась молодая жена капитана. Женщина оказалась на судне "незаконно", вопреки известной морской традиции. Взял ли ее муж с собою самовольно или с разрешения Беринга, остается загадкой. Во всяком случае, жена капитана стала участницей экспедиции неофициально и в документах не числилась - именно поэтому историкам длительное время не удавалось выяснить сведения о ней.



Плавание 1736 г. оказалось трудным. Корабль лавировал среди льдов и не раз оказывался под угрозой сжатия. Встречные ветры часто не позволяли идти под парусами, и дубель - шлюп медленно продвигался вперед на веслах. Отсутствие карт, многочисленные мели, встречные течения еще более осложняли плавание. 13 августа сделали первое открытие - остров Преображения (там нам ещё предстоит побывать). Далее повернули на север, и пошли вдоль берегов таинственного Таймыра. Открытия следовали одно за другим: архипелаг Петра, острова Андрея, Павла, Фаддея, залив Фаддея, архипелаг Комсомольской Правды.



Утром 19 августа, когда "Якутск" находился у входа в пролив Вилькицкого, путь преградили сплоченные льды. Ветер стих, и полное безветрие создало угрожающее положение: ударил мороз, разводья стали покрываться молодым льдом. Нависла опасность ледового плена (получается, что действительно тогда климат был более суровым, мы в эти числа также будем на восточном берегу Таймыра, но всё будет не так жёстко). На корабельном совете было решено возвращаться назад.


Разбивая молодой лед баграми и веслами, работая круглые сутки, команда делала отчаянные усилия вырваться из западни. К счастью, на третий день поднялся ветер, он разогнал волну, и "Якутск" под парусами пробился на чистую воду. Попытка встать на зимовку в Хатангском заливе оказалась неудачной: посланные на берег люди принесли неутешительную весть о том, что плавника нет нигде, строить и отапливать жилье нечем. Прончищев решил идти к Оленекскому зимовью (на самом деле в Хатангском заливе и в устье Хатанги мало плавника).



Из-за сильного ветра "Якутск" еще несколько дней не мог войти в устье реки Оленек. Лишь 4 сентября штурман Челюскин записал в вахтенном журнале: "Свезли на берег бывшаго лейтенанта Прончищева жену. В исходе 2 часа пополуночи лейтенанта Прончищева положили во гроб и свезли на берег". 6 сентября В. В. Прончищева похоронили на высоком берегу мыса Тумуль. А через шесть дней, 12 сентября 1736 г. , Челюскин записал в журнале: "В начале сего 4 часа пополуночи бывшаго командира дубель - шлюпки Якуцка Прончищева волею божею жена его умре".

Могила лейтенанта Василия Прончищева и его жены Марии


Ее похоронили рядом с мужем. Могила Прончищевых сохранилась до наших дней. В 1875 г. ее нашел геолог А. Л. Чекановский.



Имя первой полярной путешественницы увековечено на карте, в память о ней названа большая бухта на Таймыре. Имя жены Прончищева долгое время оставалось неизвестным. Факт ее участия и смерти в полярной экспедиции был зафиксирован документально лишь записями штурмана С. И. Челюскина в вахтенном журнале "Якутска". Однако в этих записях жена Прончищева не названа по имени. В других документах экспедиции, даже в рапорте Беринга в Петербург о смерти В. Прончищева, она не упоминается совсем. Не сохранилось имя первой полярной путешественницы и на могильном кресте.


Имя "Мария" появилось на картах и в литературе в первые годы Советской власти по случайной ошибке картографов. В 1913 г. экспедиция Вилькицкого назвала именем Прончищевой мыс у входа в неизвестную бухту. Надпись "м. Прончищевой" (мыс Прончищевой) была воспринята картографами как "бухта М. Прончищевой". Так это название закрепилось на картах. Лишь только в 1983-м году исследователи выяснили подлинное имя Прончищевой – Татьяна.



Почти все участники Второй камчатской экспе­диции погибли. Описание самой северной части полуострова Таймыр было завершено бессменным штурманом отряда Прончищева Семеном Челюски­ным и явилось итогом непосильных семилетних трудов горстки русских моряков в славном деле рас­ширения и приращивания России новыми землями. Увы, такова была цена карты Великой России с ее бескрайними просторами.


Василий Прончищев родился в 1702 году в самом сердце России — в 150 верстах к югу от Москвы, в Тарусском уезде — пятым из шести сыновей в дворянской семье ротмистра Василия Парфеновича Прончищева. В 14 лет его определили на учебу в Московскую школу математических и навигационных наук, а год спустя он был переведен в Морскую академию Санкт-Петербурга, лучшие ученики которой становились гардемаринами. Летом юноши проходили практику на кораблях Балтийского флота. Туда Прончищев и попал в 1718 году. А в 1722 — 1723 годах он уже был опытным моряком и принимал участие в Персидском походе Петра I на Каспии. В 25 лет Василий был произведен в подштурманы, а в 31 получил чин лейтенанта.

ФОТО 1.jpg

После смерти Петра многие царские начинания были забыты, но организованная им Великая Северная экспедиция под руководством капитан-командора Витуса Беринга была продолжена указом императрицы Анны Иоанновны. Задача стояла сложная: проложить Северный морской путь из Архангельска на Камчатку, в Японию и Америку, а также нанести на карту российское побережье Северного Ледовитого и Тихого океанов.

ОНА ТАТЬЯНА — НЕ МАРИЯ!

Биографических сведений о ней, как и о нем, немного. Еще недавно не было известно даже ее подлинное имя (откуда на карте появилась Мария, мы расскажем чуть ниже), а год рождения установлен приблизительно — 1710-й. Родилась Татьяна Кондырева в селе Березове Алексинского уезда Тульской провинции. А совсем неподалеку находилось Тарбеево — родовое имение отца Василия Прончищева. Так что Кондыревы и Прончищевы были не только соседями, но и сводными родственниками, отсюда можно предположить, что знакомство будущих супругов произошло еще в детстве.

Отец Татьяны, Федор Степанович, умер рано, она его не помнила, ее духовным воспитанием занималась мать. Именно от нее девочка могла слышать рассказы о доблестных предках, которые были настоящими путешественниками, отправлялись в далекие плавания, защищали отечество от врагов. Вероятно, под влиянием этих семейных историй Татьяна выросла влюбленной в море, а ее душа рвалась в странствия.

Нам ничего неизвестно о взаимоотношениях Татьяны с Василием Прончищевым вплоть до их свадьбы, состоявшейся в 1733 году. Знаем мы только, что и Василий рано потерял отца, возможно, поэтому молодые люди сблизились еще больше. И судя по отрывочным сведениям из старинных архивов, поженились не просто по любви, а по Любви Очень Большой. Татьяна была на восемь (а по другой версии — на одиннадцать) лет моложе своего избранника.

ФОТО 2.jpg

Получилась очень красивая пара. Она — стройная брюнетка небольшого роста с умными миндалевидными глазами. Он — белокурый статный моряк, мужественный офицер гнезда Петрова.

Свадьба состоялась 20 мая, а в конце июня молодые супруги спешно выехали в Сибирь. Для них это путешествие стало в какой-то степени свадебным.

Как сам Василий Прончищев отнесся к решению юной жены следовать за ним в далекие и неисследованные земли? Возможно, как разумный человек возражал, отговаривал. Возможно, радовался в душе, что не ошибся в выборе подруги. Скорее всего, его терзали противоречия, в то время как его избранница все для себя решила сразу, не сомневаясь, потому что была молода, счастлива и любила безмерно.

И пришлось влюбленному капитану уступить и даже пойти на риск, а именно скрыть от руководства ее участие в экспедиции. Потому что никогда еще в истории Отечества женщину не принимали в мужскую команду — таков был морской закон. Но за нее вступились все члены экипажа, и все заверили командира, что никто никогда не узнает об участии его жены в том походе. И не узнали бы, возможно, если бы все закончилось хорошо…

СВАДЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СИБИРИ

Но пока стояло лето 1733-го: из столицы Российской империи по пути протяженностью в десять тысяч верст отправились в неведомую страну Сибирь более пятисот моряков, ученых, подмастерьев. И дойти им нужно было до берегов Охотского моря и доставить туда тысячи пудов провианта и материалы для строительства кораблей. Каким был их маршрут? Из Тулы они добрались до Казани, оттуда в верховье Камы, затем в Осу — и дальше по санному пути до Тобольска, где и зимовали.

Полтора года длился поход Прончищевых по великой Сибири. Все лишения пути испытала на себе и Татьяна. Помимо бытовых трудностей, в дороге молодым супругам пришлось пережить драму, имевшую для них роковые последствия. Их обокрал собственный денщик, который потом сбежал и унес с собой все ценности молодоженов — деньги и фамильные украшения. Прончищевы фактически лишились средств к существованию, а это означало, что оставить жену на зимовке — дожи- даться своего возвращения из морского похода — Василий Прончищев теперь точно не мог. Возможно, для Татьяны кража явилась и недобрым предзнаменованием.

ФОТО 3.jpg

Их судно спустили на воду 29 июня 1735 года. В это время в Якутске находились и другие женщины: супруга Беринга Анна Матвеевна, жена его ближайшего помощника Алексея Чирикова, подруги других моряков, но они так и остались на берегу, на борт же взошла только Татьяна Прончищева. Молодая, красивая, которая могла бы стать украшением любого бала, но… на то была ее и Божья воля.

КОРОТКОЕ ЛЕТО 1735-ГО

Из-за плохой погоды больше месяца понадобилось экспедиции Прончищева, чтобы пройти путь от Якутска до устья Лены. 2 августа путешественники достигли острова Столб. Отсюда на восток, север и запад расходятся протоки. Прончищеву удобнее всего было пройти Крестяцкой, которая вела на запад, но спад воды не принес успеха в поисках фарватера в ней, поэтому он распорядился вести судно Быковской протокой на юго-восток. Путь значительно удлинился из-за необходимости обхода дельты Лены. Но плавание это не осталось бесследным для науки: Василий нанес на карту Ленскую дельту в ее истинных очертаниях, произвел промеры глубин, подготовил данные о наилучшем расположении фарватера.

Местные жители поначалу не на шутку испугались нежданных гостей и спрятались в тундре. Но то, что оказалось не под силу суровым мужчинам, смогла сделать Татьяна Федоровна — она показала себя мудрой переговорщицей, к тому же сам факт присутствия ее среди военных стал убедительным аргументом в пользу мирных намерений незнакомцев.

Люди в поселке жили в тесноте и бедности, так что моряки сами построили для себя две избы из единственно возможного строительного материала — плавника. Погода стояла пасмурная и ветреная, часто шел снег, морозы крепчали. В отряде началась цинга.

И СНОВА В МОРЕ

ФОТО 4.jpg

Около полуночи судно зажало во льдах, и оно потеряло ход. Дальше путь был закрыт. Моряки не знали, что они уже вошли в пролив, отделяющий север Таймыра от архипелага Северная Земля. Все понимали — если не повернуть назад, их ждет верная гибель. Приняли решение возвращаться. Экипаж сделал все, что мог. На карту России уже было нанесено более пятисот километров новых, ранее неизвестных арктических территорий. И впервые в истории исследования Сибирского побережья российские моряки достигли широты 77º 29', им оставалось совсем немного до самой северной точки Азиатского материка.

Капитан терпел муки нестерпимой боли, и всеми силами ее старалась облегчить маленькая хрупкая женщина, которая его любила и пошла за ним буквально на край света. Что чувствовала в эти часы Татьяна? Быть может, она пыталась передать ему остатки своего тепла? Или молилась, тайно надеясь на чудо? Даже крепкий мужчина, познавший тяготы ледового плена, способен впасть в панику, а где брала силы она? Наверное, в вере, что пока ее Василий жив, она все еще нужна ему.

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ КАПИТАНА

ФОТО 5.jpg

Несмотря на уговоры и доводы членов команды, Татьяна отказывалась покинуть его могилу. Через две недели скончалась и она. Говорили — от невыносимой тоски.

ОШИБКА В СЛОВЕ, НО НЕ В СУДЬБЕ

Что же все-таки определило судьбу Татьяны Прончищевой? Любовь? Жажда странствий? Представление о долге?

Возможно, она могла бы найти в себе силы жить дальше, могла бы вернуться домой, могла бы… Но откуда нам знать, что происходило в ее душе?

Наверное, изменить слово в географическом названии места сложно, это требует времени, денег и определенных усилий. Но разве это сложнее, чем все то, что сделали для России Василий и Татьяна Прончищевы?

Василий и Татьяна Прончищевы на палубе дубель-шлюпа

В прежние века, если муж отправлялся в далёкий опасный путь, жене оставалось одно – ждать и надеяться. Но некоторые женщины не хотели расставаться с супругами. Шли исследовать Арктику, вели наблюдения в Центральной Азии, делали фотографии, а при необходимости могли даже взять на себя руководство экспедицией. Мы собрали ТОП-5 пар путешественников, которые совершили значительные открытия в области географии и других наук.

Василий и Татьяна Прончищевы

Татьяну Прончищеву, в девичестве Кондыреву, называют первой русской полярницей – вместе с мужем она отправилась исследовать Арктику. Татьяна и Василий поженились в мае 1733 года в преддверии Второй Камчатской экспедиции, в состав которой входил лейтенант морского флота Василий Прончищев. К концу 1733 года супруги добрались до Тобольска. Оттуда по приказу Витуса Беринга, возглавлявшего экспедицию, срочно отправились в Якутск – присмотреть за строительством кораблей.

vasili-and-tatiana-pronchishchev.jpg

Супруги Прончищевы. Скульптурная реконструкция С. А. Никитина / Википедия

29 июня 1735 года трёхмачтовый дубель-шлюп "Якутск" под командованием Василия отправился в путь. Его экипажу Беринг поручил исследовать северное побережье между устьями Лены и Енисея. 2 августа корабль успешно достиг острова Столб и начал обходить дельту Лены – Прончищев первым провёл картографическую съёмку этой области. На зимовку остановились в устье реки Оленёк, где выстроили две избы из плавника. К этому моменту "Якутск" дал течь, которую команде предстояло заделать до того, как откроется следующая навигация.

mogila_pronchishchevyh_1921.jpg

Могила Прончищевых (фотография 1921 года) / Википедия

Летом 1736 года шлюп отправился на запад и 5 августа дошёл до устья реки Анабары, где геодезист Баскаков открыл выходы серной руды. Исследователи смогли добраться до левого берега Хатангской губы, откуда повернули на север и 17 августа открыли прежде неизвестные острова у восточного побережья Таймыра – земли нарекли островами Петра. Двигаясь вдоль кромки ледяного припая у берега Таймырского полуострова, "Якутск" добрался до самой северной точки, зафиксированной по результатам Великой Северной экспедиции: 77° 29' с. ш. Там судно упёрлось в сплошную массу льдов, и Прончищев принял решение возвращаться на прежнее место зимовки.

Штормовые ветры препятствовали движению корабля, и 29 августа Василий отправился на шлюпке искать проход для "Якутска". Вернулся с открытым переломом берцовой кости на левой ноге и 30 августа практически мгновенно умер, даже не успев передать командование кораблём. По мнению специалистов в области полярной медицины причиной смерти послужил оторвавшийся тромб. Татьяна ненадолго пережила супруга – 12 сентября 1736 года она последовала за своим возлюбленным Василием и похоронена рядом с ним, в устье реки Оленёк.

Владимир и Лидия Полторацкие

Супруга губернатора Семипалатинска генерала Владимира Александровича Полторацкого была хорошо образована: она свободно говорила на немецком, английском и французском языках, увлекалась литературой. Её муж запомнился как хороший картограф: в 1858 году он издал "Военно-исторический атлас войн 1812, 1813, 1814 и 1815 годов" для военных училищ, выполнил "Карту речных областей Амура, южной части Лены, Енисея и острова Сахалина" (её в 1864 году издало Императорское Географическое общество), "Карту Азиатской России", "Настольную карту Европейской России" и др.

1280px-_.jpg

Картографический отдел РГБ.Полторацкий. Военно-исторический атлас войн 1812, 1813, 1814 и 1815 г. / Учебное пособие для военно-учебных заведений. — СПб.: Издательство первой в России частной литографии Полторацкого и Ильина. 1861 г. / Википедия

Картографический отдел РГБ.Полторацкий. Военно-исторический атлас войн 1812, 1813, 1814 и 1815 г. / Учебное пособие для военно-учебных заведений. — СПб.: Издательство первой в России частной литографии Полторацкого и Ильина. 1861 г. / Википедия

В 1867 году, ещё до того, как стать губернатором, он путешествовал по Азии по поручению Военного министерства – проводил рекогносцировку в Киргизской степи и на Тянь-Шане.

В 1865 году Географическое общество, действительным членом которого состоял Владимир Александрович, присудило ему Малую серебряную медаль за научные редакционные и картографические работы и за труд "О Занарынском крае".

1873–1874 годы супруги провели в Петербурге, где Общество было взбудоражено успехом многотомного "Туркестанского альбома" – сборника фотографий, который деятели Общества готовили к показу на Международной географической выставке в Париже в 1875 году. Вернувшись в Семипалатинск, Лидия Константиновна всерьёз увлеклась фотографией и в дальнейшем, сопровождая мужа в поездках по области, старалась запечатлеть природу, местных жителей, походные лагеря.

112_.1_984_038_._1883_-_._.jpg

фото: Л. Полторацкая, 1883, река Катунь / Архив РГО

Лидия была прекрасной всадницей и увлечённой путешественницей, помимо фотографий, память о её поездках с мужем по югу Западной Сибири вплоть до территорий современного Северного Казахстана сохранилась в её мемуарных очерках "Поездка по китайской границе от Алтая до Тарбагатая" (1871) и "Бременская экспедиция в Семипалатинской области" (1879). И она, и её муж, и двое детей (которые, как правило, путешествовали вместе с родителями) могли объясниться с местными жителями на казахском, с уважением относились к их обычаям, и Лидия писала, что "муж сильно отстаивал интересы эксплуатируемых или притесняемых киргизов (казахов) и вёл за них войну с крестьянами, но несмотря на это, крестьяне-зверовщики относились к нему не только не враждебно, но с почтением и истинным или притворным радушием… Кажется, им нравилось, что муж сам охотник и хороший стрелок".

112_.1_984_037_._1883_-_._.jpg

Л. Полторацкая, 1883, Катунский ледник / Архив РГО

Будучи одной из первых в стране женщин-фотолюбителей, Лидия Полторацкая принимала участие в организации V Отдела "по светописи и её применению" при Императорском Русском техническом обществе – будущим центром развития фотографии в России. В 1878 году среди экспонатов Московской антропологической выставки экспонировали её снимки Западной Сибири. В 1881 году Императорское Русское географическое общество удостоило её за эти фотографии Малой серебряной медалью.

Пётр и Елизавета Козловы

Елизавета Козлова, в девичестве Пушкарёва, встретила будущего супруга, когда он уже был известным путешественником. Пётр Кузьмич успел поучаствовать в 4-й Центральноазиатской экспедиции Николая Пржевальского, добраться до Тибета, где он встретился с Далай-Ламой, и возглавить Монголо-Сычуаньскую экспедицию, в ходе которой он обнаружил руины мёртвого тангутского города Хара-Хото. Русское географическое общество наградило его в 1886 году Малой серебряной медалью, в 1891 году – Серебряной медалью имени Н. М. Пржевальского, в 1902 году – Золотой Константиновской медалью.

800px-kozlov_p_k_88.jpg

П. К. Козлов после возвращения из первой экспедиции с Н. М. Пржевальским, 1883—1885 / Википедия

В 1910 году в курортном местечке Берк-Пляж в Нормандии восемнадцатилетняя Елизавета слушала рассказы нового знакомого о странствиях по Азии и мечтала увидеть её своими глазами. Ещё два года она провела в бурной переписке и встречах со своим будущим мужем, строя планы совместной жизни и очередной экспедиции. Девушка не теряла времени зря: она читала труды путешественников по Центральной Азии, включая книги своего возлюбленного, посещала Зоологический музей и лекции Географического общества, почётным членом которого в 1911 году был избран Пётр Козлов.

2f3259da28175e1b63cbbb8262cf3b50.jpg

Петр и Елизавета Козловы. Фото с сайта музея П.К. Козлова

15 июля 1912 года пара обвенчалась. Елизавета увлеклась орнитологией – она училась вести дневники наблюдений за птицами, изучала их жизнь в заповеднике Аскания-Нова, запоминала латинские названия. В состав Монголо-Тибетской экспедиции под руководством Петра Козлова Совет народных комиссаров СССР включил и его жену – в качестве орнитолога. Путешествие заняло три года – с 1923 по 1926. Птицами задачи Елизаветы не ограничивались – на ней лежала маршрутно-глазомерная буссольная съёмка местности и вычерчивание соответствующих карт, она помогала в работе над археологическим материалом из гуннских захоронений в горной группе Ноин-Ула.

2020-07-07_09-45-30.jpg

Петр и Елизавета Козловы в заповеднике Аскания-Нова. Около 1913 года. Фото с сайта музея П.К. Козлова

Петр и Елизавета Козловы в заповеднике Аскания-Нова. Около 1913 года. Фото с сайта музея П.К. Козлова

В 1927 году путешественницу избрали действительным членом Русского географического общества. В 1928 году Географическое общество вручило Елизавете Малую серебряную медаль "за полевую работу и обработку птиц Монголии".

В 1929 и 1931 годах она возвращалась в Монголию уже в качестве руководителя Зоологического отряда, а в ноябре 1934 года стала кандидатом биологических наук без защиты диссертации – для присвоения звания оказалось достаточно её труда "Птицы Юго-Западного Забайкалья, Северной Монголии и Центральной Гоби".

771px-elizabeth_kozlova.jpg

Козлова в Монголии /Piechocki, R. 1983. Abriß zur Erforschungsgeschichte der Avifauna mongolica. Erforsch. biol. Ress. MVR 3: 5–31/ Википедия

Козлова в Монголии /Piechocki, R. 1983. Abriß zur Erforschungsgeschichte der Avifauna mongolica. Erforsch. biol. Ress. MVR 3: 5–31/ Википедия

В 1935 году её муж умер, и Елизавета передала его научные приборы и собранные им коллекции различным музеям Ленинграда, Смоленска и Кяхты.

Иван и Мавра Черские

Мавра Павловна, в девичестве Иванова, и Иван Дементьевич познакомились в Иркутске. За участие в польском восстании 1863 года Черский угодил в ссылку. Перевод из Тобольска в Иркутск ему выхлопотал Сибирский отдел Русского географического общества благодаря академику Александру Миддендорфу: того впечатлила собранная юношей коллекция раковин. В 1876 году Иван получил Малую серебряную медаль ИРГО "за орогеографические исследования в Иркутской губернии".

В Иркутске Иван квартировал у Ивановых и учил Мавру грамоте. "Он сумел из девушки простой и почти безграмотной приготовить себе прекрасную помощницу, умевшую и коллектировать, и производить наблюдения, и переписывать без малейшей ошибки его сочинения с мудрёными научными терминами и латынью", – писал о чете Черских Михаил Загоскин.

whatsapp_image_2020-07-07_at_09.50.34.jpg

Иван и Мафра Черские. Источник фото: wikipedia.org

В 1877 году сыграли свадьбу, и уже на следующий год Мавра приняла участие в экспедиции по Приморскому хребту, по рекам – Большой и Быстрой и по Баргузинскому заливу. "За геологические исследования в Иркутской губернии" Географическое общество удостоило Черского Малой золотой медалью. Следующую свою награду он получил в 1886 году – это была Золотая медаль имени Ф. П. Литке "за геологические исследования в Восточной Сибири".

Мавра принимала участие и в экспедициях, и в научной работе мужа: они занимались метеорологическими исследованиями в селе Преображенском, изучали в этом районе четвертичные отложения, флору и фауну. В 1885 году Черского амнистировали, и супруги отправились в Петербург по Большому Сибирскому тракту, попутно проводя геологические изыскания. В 1891 году Иван возглавил Колымо-Индигирскую экспедицию, в качестве зоолога и учёного секретаря с ним ехала Мавра. Взяли с собой и двенадцатилетнего сына Сашу, уже показавшего себя юным натуралистом. Дорога от Якутска до Верхнеколымска заняла 76 дней. Пройдя больше 2100 км, исследователи остановились на долгую девятимесячную зимовку.

Весной Черский, страдавший туберкулёзом, почувствовал себя плохо, с каждой неделей его состояние ухудшалось. 7 июля 1892 года он скончался, и обязанности начальника экспедиции взяла на себя его жена. Как и хотел Иван Дементьевич, она довела до конца оставшуюся часть намеченного маршрута – от Нижнеколымска до Среднеколымска.

_-_._-_2017_-_341030.jpg

Фото: Грачев Андрей - Хребет Черского, Момский район, Республика Саха (Якутия)

Мавра прожила достаточно долго, чтобы узнать, что горный массив к востоку от цепи Верхоянских гор, где когда-то они с мужем были первопроходцами, назвали хребтом Черского, а одну из вершин этого хребта – пиком Черского.

Григорий и Александра Потанины

В 1872 году Александра Викторовна, урождённая Лаврская, приехала в Никольск навестить брата Константина, сосланного туда за революционную деятельность. И познакомилась с его другом Григорием, тоже ссыльным. Он был на восемь лет старше и повидал немало: в 1854 году участвовал в военной экспедиции в Заилийский край, в 1863–1864 годах по рекомендации Петра Семёнова-Тян-Шанского сопровождал Карла Струве в экспедиции на озеро Зайсан, в верховья реки Иртыш и на хребет Тарбагатай – в его задачи входило исследование рыболовства и сбор образцов флоры. В 1873 году он получил свою первую медаль ИРГО – Малую серебряную, а в 1874 году по ходатайству Императорского Русского географического общества Григория Николаевича амнистировали. В том же году они с Александрой поженились.

1444270901_foto-4-g.-n.-potanin-i-a.-v.-potaninyi.jpg

Супруги Потанины. Иллюстрация из книги

Супруги Потанины. Иллюстрация из книги "Путешествия А. В. Потаниной". В.М. Зарин, Е. Зарин; ред. В.В. Обручев. – б.м.: Государственное издательство географической литературы, 1950

По поручению Географического общества с 1876 по 1899 гг. Григорий Потанин возглавил пять экспедиций в Центральную и Восточную Азию, в четырёх из них участвовала его жена. Они собрали богатый материал по географии, ботанике и зоологии неизученных прежде районов Центральной Азии. Изучали культуру, быт и творчество народов Сибири, Азии и Китая. Собирали коллекции, писали научные работы, очерки и путевые заметки.

В 1880 году Григорий получил Малую золотую медаль, в 1881 году – Большую золотую медаль отделений этнографии и статистики. В 1886 году признания удостоились оба супруга: он получил Золотую Константиновскую медаль, Александра – Малую серебряную. Оба были членами ИРГО: Потанин – действительным членом ИРГО и почётным членом его Западно-Сибирского отделения, удивляться не приходится, его жена – членом-сотрудником Русского географического общества.

alexandra_potanina.jpg

Потанина, Александра Викторовна / Википедия

В этом отношении Александра оказалась одним из первопроходцев: её избрание состоялось в марте 1887 года по предложению Ивана Мушкетова. До неё этой чести удостоились только две женщины, принятые в члены-сотрудники 20 мая 1877 года. Одной из них была супруга этнографа Петра Саввича Ефименко Александра Яковлевна, вместе с мужем изучавшая русскую и украинскую историю и этнографию. Её работа "Юридические обычаи лопарей, корелов и самоедов" была помещена в VIII томе "Записок Императорского Русского географического общества" по отделению этнографии. Второй стала вдова русского биолога, географа и путешественника Алексея Павловича Федченко Ольга Александровна, сопровождавшая мужа в путешествиях по Туркестану.

Узнать больше о супругах Федченко: Первые шаги к Памиру

Были и другие известные супружеские пары путешественников – Владимир и Анна Амалицкие, Сергей Неуструев и Ольга Кнорринг, Владимир Сукачёв и Генриетта Поплавская и т. д. Мужья и жёны вместе терпели тяжёлые условия похода, собирали ценный научный материал, писали труды, поддерживали друг друга и полностью друг на друга полагались. Сторонники "Домостроя" могут возражать, что всё же дело жены – сидеть дома и ждать, пока муж вершит великие дела. Но примеры доказывают обратное: можно вершить их вместе.

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Кнопка Об блоге
Кнопка главной страницы
Кнопка раздела календарь
Кнопка карта блога

Адаптация к смартфонам

Декор

Первая героиня Арктики

Василий и Татьяна Прончищевы


Василий и Татьяна Прончищевы

8 марта — самый душевный весенний праздник, посвященный прекрасной половине нашего общества. В связи с этим я предлагаю Вам небольшой рассказ о Татьяне Прончищевой — решительной и самоотверженной женщине, подвиг которой предвосхитил поразившие весь мир поступки жен декабристов. Эта удивительная история, поражающая воображение силой чувств и разыгравшейся на их основе трагедией, произошла в ходе Второй Камчатской экспедиции (Великой Северной) 1733-1743 годов. Ее участники — отважные подвижники своего дела, впервые нанесли на карту все русское побережье Северного Ледовитого океана.

Русская история полна парадоксов, и Великая Северная экспедиция еще раз подтвердила эту известную истину. Никто из ее героев не только не был награжден, но и не удостоился официальной благодарности властей. И только спустя сто лет, когда полярный исследователь Ф. Врангель подтвердил высокую точность собранных ими данных, благодарные потомки нарекли их именами многие географические объекты. Среди них есть бухта Прончищевой, расположенная на восточном побережье полуострова Таймыр и названная в честь первой в мире женщины — полярницы Татьяны Прончищевой.

Все началось

Этот указ положил начало Второй Камчатской экспедиции (позднее Великой Северной) 1733-1743 годов. По важности выполненных задач она не имела себе равных в мировой истории. В ней приняло участие семь отрядов общей численностью 977 человек. Четвертым — Ленско-Енисейским отрядом командовал лейтенант Василий Васильевич Прончищев. Он был настолько влюблен в свою молодую жену Татьяну, так боготворил ее, что не смог расстаться и, вопреки строжайшим запретам командования, начиная от Петра I и кончая местными властями, взял ее в экспедицию.

Василий и Татьяна

Долгое время считалось, что имя Прончищевой Мария. Однако в результате кропотливых поисков энтузиастов было установлено, что ее настоящее имя — Татьяна, в девичестве Татьяна Федоровна Кондырева. Она родилась, предположительно, 25 января 1713 года в семье мореходов. Отец Татьяны — Федор Степанович с 1721 г. жил в Кронштадте. Там она и познакомилась с морским офицером Василием Прончищевым. Их свадьба состоялась 20 мая 1733 года.

Сведения о Василии крайне скупы. Известно лишь, что в 1718 году он окончил школу математических и навигацких наук и служил на флоте. Перед отправлением в экспедицию был произведен в лейтенанты. Назначение Прончищева начальником Ленско-Енисейского отряда свидетельствует о том, что он был волевым командиром и прекрасным моряком.

Модель дубель-шлюпа тех времен


Модель дубель-шлюпа тех времен

Обследование побережья моря Лаптевых

Только через 11 месяцев, 3 августа 1736 года, отряд продолжил свой путь и достиг устья реки Анабар. Здесь дубель-шлюп вошел в лед. Пробиваясь в нем “с великою опасностию”, “Якутск” 13 августа достиг входа в Хатангский залив и пошел дальше на север вдоль восточного берега полуострова Таймыр. Через несколько дней дубель-шлюп достиг залива Фаддея, покрытого неподвижным гладким льдом и продолжала медленно продвигаться к северу. Стоял густой туман. Впоследствии было установлено, что экспедиция вошла в пролив Вилькицкого и лишь плохая видимость не позволила участником экспедиции увидеть архипелаг Северная Земля и северную точку Таймыра. Затем дубель-шлюп сжало льдом, и он остановился.

Экспедиция Прончищева составила карту русла Лены и побережья моря Лаптевых от дельты Лены до залива Фаддея на Таймыре. Общая длина описанной Прончищевым береговой линии составила около 500 километров. Это было огромное достижение, но только после появления ледоколов и полярной авиации появилась возможность исследовать всю арктическую акваторию нашей страны. Об одном из героев полярной авиации читайте здесь . После прибытия к месту зимовки Челюскин уехал с докладом в Якутск, а новым командиром Ленско-Енисейского отряда стал Харитон Лаптев, который продолжил опись побережья до Енисея.

Память

Только в 1875 году погребение Прончищевых разыскал с помощью местных жителей геолог А. Чекановский. Почти через два десятилетия на мысе Тумуль побывал полярный исследователь Э.В. Толль, а в 1921 году Усть-Ленская экспедиция под руководством Н.И. Евгенова обустроила могилу и поставила новый крест. Позднее была выполнена реконструкция лиц и были написаны портреты супругов Прончищевых. В наши дни их могила, рядом с которой находятся полярная станция, бережно охраняется как исторический памятник.

Маршрут отряда Прончищева


Маршрут отряда Прончищева

Баллада о Прончищевой


Отрывок из баллады о Прончищевой

При написании статьи были использованы следующие материалы:

Вы можете дополнить эту статью, возможно, у Вас есть интересные подробности и детали или Вы что-то читали на эту тему, и у Вас сложилось свое мнение. Поделитесь этим в комментариях. Это будет интересно всем!

Читайте также: