Промышленность в великобритании кратко

Обновлено: 02.07.2024

Промышленность Великобритании дает 1/3 валового национального продукта, на нее приходится более 1/3 всех занятых. Она использует в основном привозное сырье и все более ориентируется на внешний рынок. С одной стороны, для Великобритании характерен быстрый рост современных отраслей, использующих прогрессивную технологию производства и организацию труда, новейшее оборудование и совершенные методы управления, с другой — отставание старых традиционных отраслей. К первой группе относятся электроника, новейшие отрасли общего и точного машиностроения, большинство отраслей химической промышленности; ко второй - добыча угля, хлопчатобумажная и шерстяная промышленность, судостроение, черная металлургия.

Процесс концентрации производства в промышленности Великобритании привел к созданию во многих отраслях, особенно современных, крупнейших объединений промышленников. Небольшое число огромных компаний контролирует в них практически все производство. Самые крупные промышленные монополии страны - “Империал кемикал индастриз” или ИКИ, “Юнилевер”, “Бритиш Лейланд” и “Дженерал электрик компани”, в которых занято по 200 тыс. человек.

Основная часть промышленных предприятий Великобритании сконцентрирована в густонаселенном промышленном поясе, включающем графства от Лондона до Ланкашира и от Западного Йоркшира до Глостершира. Крупнейшие промышленные районы за пределами этого пояса - южный Уэльс, северо-восток Англии и центральная часть Шотландии.

Те районы, в которых развивались старые производства и традиционные отрасли, стали отстающими, или депрессивными. Это большая часть Шотландии,

Северная Ирландия, почти весь Уэльс, крайний северо-восток и часть юго-запада Англии.

Главная отрасль горнодобывающей промышленности Великобритании - добыча каменного угля. Она ведется уже три столетия. Вплоть до 1910 г. британский уголь господствовал на мировом рынке. Однако с 1913 г., когда его было добыто рекордное количество - 287 млн. т, добыча неуклонно снижается. Лишь с 1970 по 1977 г. она уменьшилась со140до119 млн. т.

Тем не менее уголь все же остается одним из ведущих видов топлива в стране. Он дает 1/3 потребляемой в Великобритании энергии, уступая только нефти, дающей почти половину ее. Самый крупный угольный бассейн на Британских островах - Йоркширский, где в 1975 г. было добыто 28 млн. т угля. За ним следует Нортумберлед-Даремский и Северо-Западный.

Когда в 1959 г. в Северном море были открыты месторождения природного газа, Великобритания получила право добывать его в западной части. В 1965 г. в 70 км к востоку от Клинторпса дала газ первая скважина, которая положила начало его промышленной добыче. По проложенному на дне Северного моря газопроводу газ достигает восточного побережья острова Великобритания в районе Исингтона в Йоркшире. В британской зоне эксплуатируются пять основных месторождений природного газа, которые дают 1/6, потребляемой в стране энергии. Теперь почти весь газ поступает из природных источников.

Потребности страны в электрической энергии удовлетворяются полностью за счет внутренних источников. В 1975 г. 86% электроэнергии было произведено тепловыми электростанциями, 12% - атомными и 2% - гидроэлектростанциями. Подавляющее число ТЭС работает на угле, однако в последние годы часть из них переходит на нефть. Наиболее крупные ТЭС (мощностью более 1 млн. кВт) находятся на р. Трент и около Лондона. В последние два десятилетия введены в действие 13 атомных электростанций, суммарная выработка которых более 30 млрд. кВт. ч. Строятся еще пять АЭС. По производству электроэнергии на АЭС Великобритания занимает первое место в Зарубежной Европе.

Гидростанции, как правило, небольшие, расположены в основном на Шотландском нагорье. Еще в 1930-х годах в Великобритании была создана первая электросеть (“грид”), которая имела большое значение для развития промышленности, особенно в тех районах, где не было месторождений угля. А в 1970 г. в Великобритании закончено строительство единой системы электропередач (“Супергрид”) с большим напряжением.




Больше всего энергии потребляет одна из ведущих отраслей британской промышленности — черная металлургия. Великобритания занимает восьмое место в мире по выплавке чугуна и стали, которая в 1977 г. составила соответственно 13 и 20 млн. т. Почти вся сталь страны производится государственной корпорацией “Бритиш стил”.

Ведущим металлургическим районом Великобритании XIX в. была “Черная страна”, расположенная на Мидлендском угольном плато, где одновременно работало 170 доменных печей. В наши дни первенство перешло к южному Уэльсу, металлургические заводы которого дают 30% всего производства чугуна и стали и обеспечивают практически всю потребность страны в листовом железе.

До 1972 г. британская автомобильная промышленность развивалась очень быстро. Ей принадлежало третье место в мире после США и ФРГ по числу выпускаемых автомобилей. Однако в последние годы темпы производства снижаются. Экономический кризис 1974-1975 гг. отбросил автомобильную промышленность Великобритании на несколько лет назад: в 1977 г. с конвейеров автозаводов сошло около 1,7 млн. автомашин, т. е. на 400 тыс. меньше, чем в 1972 г. В среднем на экспорт идет 2/5 продукции автомобилестроения. Великобритания самый крупный в мире экспортер грузовых автомашин. Широко известна серия машин повышенной проходимости марки “Лендровер”. Главные покупатели английских автомобилей - США, Новая Зеландия, Иран и ЮАР.

Почти все серийные легковые и грузовые автомашины выпускаются несколькими крупнейшими автомобильными фирмами “Бритиш Лейланд”, заводами международной американской компании “Крайслер Ю. К.” и дочерними американскими фирмами “Воксхолл” и “Форд”.

По выпуску самолетов Великобритания уступает в зарубежном мире лишь США. Она выпускает около 20 типов машин: военные, пассажирские, грузовые и несколько типов самолетов небольших размеров для специальных целей. Совместно с французским правительством на государственные средства создан первый в капиталистическом мире сверхзвуковой пассажирский лайнер “Конкорд”. Выпускаются и продаются различные типы ракет и суда на воздушной подушке.

Англичане говорят, что они стали судостроителями чуть ли не с момента образования Британских островов. Вплоть до 1955 г. Соединенное Королевство было крупнейшим в мире поставщиком судов, но в последующие годы на первое место вышла Япония, а Великобритания оказалась уже на пятом месте.

Лекция 2

2.1. Промышленность Великобритании.

2.2. Сельское хозяйство Великобритании.

2.3. Транспорт и внешние экономические связи.

Промышленность Великобритании дает 1/3 валового национального продукта, на нее приходится более 1/3 всех занятых. Она использует в основном привозное сырье и все более ориентируется на внешний рынок. С одной стороны, для Великобритании характерен быстрый рост современных отраслей, использующих прогрессивную технологию производства и организацию труда, новейшее оборудование и совершенные методы управления, с другой — отставание старых традиционных отраслей. К первой группе относятся электроника, новейшие отрасли общего и точного машиностроения, большинство отраслей химической промышленности; ко второй - добыча угля, хлопчатобумажная и шерстяная промышленность, судостроение, черная металлургия.

Процесс концентрации производства в промышленности Великобритании привел к созданию во многих отраслях, особенно современных, крупнейших объединений промышленников. Небольшое число огромных компаний контролирует в них практически все производство. Самые крупные промышленные монополии страны - “Империал кемикал индастриз” или ИКИ, “Юнилевер”, “Бритиш Лейланд” и “Дженерал электрик компани”, в которых занято по 200 тыс. человек.

Основная часть промышленных предприятий Великобритании сконцентрирована в густонаселенном промышленном поясе, включающем графства от Лондона до Ланкашира и от Западного Йоркшира до Глостершира. Крупнейшие промышленные районы за пределами этого пояса - южный Уэльс, северо-восток Англии и центральная часть Шотландии.

Те районы, в которых развивались старые производства и традиционные отрасли, стали отстающими, или депрессивными. Это большая часть Шотландии,

Северная Ирландия, почти весь Уэльс, крайний северо-восток и часть юго-запада Англии.

Главная отрасль горнодобывающей промышленности Великобритании - добыча каменного угля. Она ведется уже три столетия. Вплоть до 1910 г. британский уголь господствовал на мировом рынке. Однако с 1913 г., когда его было добыто рекордное количество - 287 млн. т, добыча неуклонно снижается. Лишь с 1970 по 1977 г. она уменьшилась со140до119 млн. т.

Тем не менее уголь все же остается одним из ведущих видов топлива в стране. Он дает 1/3 потребляемой в Великобритании энергии, уступая только нефти, дающей почти половину ее. Самый крупный угольный бассейн на Британских островах - Йоркширский, где в 1975 г. было добыто 28 млн. т угля. За ним следует Нортумберлед-Даремский и Северо-Западный.

Когда в 1959 г. в Северном море были открыты месторождения природного газа, Великобритания получила право добывать его в западной части. В 1965 г. в 70 км к востоку от Клинторпса дала газ первая скважина, которая положила начало его промышленной добыче. По проложенному на дне Северного моря газопроводу газ достигает восточного побережья острова Великобритания в районе Исингтона в Йоркшире. В британской зоне эксплуатируются пять основных месторождений природного газа, которые дают 1/6, потребляемой в стране энергии. Теперь почти весь газ поступает из природных источников.

Потребности страны в электрической энергии удовлетворяются полностью за счет внутренних источников. В 1975 г. 86% электроэнергии было произведено тепловыми электростанциями, 12% - атомными и 2% - гидроэлектростанциями. Подавляющее число ТЭС работает на угле, однако в последние годы часть из них переходит на нефть. Наиболее крупные ТЭС (мощностью более 1 млн. кВт) находятся на р. Трент и около Лондона. В последние два десятилетия введены в действие 13 атомных электростанций, суммарная выработка которых более 30 млрд. кВт. ч. Строятся еще пять АЭС. По производству электроэнергии на АЭС Великобритания занимает первое место в Зарубежной Европе.

Гидростанции, как правило, небольшие, расположены в основном на Шотландском нагорье. Еще в 1930-х годах в Великобритании была создана первая электросеть (“грид”), которая имела большое значение для развития промышленности, особенно в тех районах, где не было месторождений угля. А в 1970 г. в Великобритании закончено строительство единой системы электропередач (“Супергрид”) с большим напряжением.

Больше всего энергии потребляет одна из ведущих отраслей британской промышленности — черная металлургия. Великобритания занимает восьмое место в мире по выплавке чугуна и стали, которая в 1977 г. составила соответственно 13 и 20 млн. т. Почти вся сталь страны производится государственной корпорацией “Бритиш стил”.

Ведущим металлургическим районом Великобритании XIX в. была “Черная страна”, расположенная на Мидлендском угольном плато, где одновременно работало 170 доменных печей. В наши дни первенство перешло к южному Уэльсу, металлургические заводы которого дают 30% всего производства чугуна и стали и обеспечивают практически всю потребность страны в листовом железе.

До 1972 г. британская автомобильная промышленность развивалась очень быстро. Ей принадлежало третье место в мире после США и ФРГ по числу выпускаемых автомобилей. Однако в последние годы темпы производства снижаются. Экономический кризис 1974-1975 гг. отбросил автомобильную промышленность Великобритании на несколько лет назад: в 1977 г. с конвейеров автозаводов сошло около 1,7 млн. автомашин, т. е. на 400 тыс. меньше, чем в 1972 г. В среднем на экспорт идет 2/5 продукции автомобилестроения. Великобритания самый крупный в мире экспортер грузовых автомашин. Широко известна серия машин повышенной проходимости марки “Лендровер”. Главные покупатели английских автомобилей - США, Новая Зеландия, Иран и ЮАР.

Почти все серийные легковые и грузовые автомашины выпускаются несколькими крупнейшими автомобильными фирмами “Бритиш Лейланд”, заводами международной американской компании “Крайслер Ю. К.” и дочерними американскими фирмами “Воксхолл” и “Форд”.

По выпуску самолетов Великобритания уступает в зарубежном мире лишь США. Она выпускает около 20 типов машин: военные, пассажирские, грузовые и несколько типов самолетов небольших размеров для специальных целей. Совместно с французским правительством на государственные средства создан первый в капиталистическом мире сверхзвуковой пассажирский лайнер “Конкорд”. Выпускаются и продаются различные типы ракет и суда на воздушной подушке.

Англичане говорят, что они стали судостроителями чуть ли не с момента образования Британских островов. Вплоть до 1955 г. Соединенное Королевство было крупнейшим в мире поставщиком судов, но в последующие годы на первое место вышла Япония, а Великобритания оказалась уже на пятом месте.

Общие сведения о промышленности Великобритании

На промышленность Великобритании приходится 36% ВВП. В ней занято более 35% трудового населения. Для работы используется по большей части импортируемое сырьё. Страна демонстрирует рост прогрессивных технологий в электронике, химической промышленности, точном машиностроении и застой в традиционных отраслях. Промышленность Великобритании отличается возникновением монополий в некоторых сферах производства.

Металлургическая промышленность

Металлургическая промышленность Великобритании наиболее развитая отрасль. В ней трудятся немногим менее 600 тыс. человек, более половины задействованы в чёрной металлургии. Центры производства чугуна и стали находятся в Кардиффе, Суонси и Лидсе. Качество местной руды низкое всего 33% металла. Необходимый объём сырья ввозят из Либерии, Мавритани и Канады . После модернизации в 80-х годах XX века, для выплавки 75% стали используют кислородно-конвертерный способ. Страна находится на 8 месте в мире по выплавке стали и чугуна.



Развитию металлургии в Великобритании способствовали благоприятные факторы:

наличие запасов угля;

железная руда содержится в угольных пластах;

повсеместные залежи известняка.

Сейчас для литья стали в качестве сырья всё больше используют металлом. Отличительной чертой данного сектора производства является ориентация на экспорт. 40% продукции отправляется в другие страны.

Великобритания занимает 2 место по экспорту каолина. В перспективе добыча меди, золота и вольфрама.

Цветная металлургия страны в Европе среди первых, но не входит в число основных отраслей Великобритании. Самые стабильные показатели в производстве алюминия. Потребность в цветных металлов покрывается за счёт импорта. Центры отрасли тяготеют к портовым городам, главный район – Западный Мидленд.

Машиностроение

Ключевая роль в Великобритании принадлежит транспортному машиностроению. Удельный вес машиностроения страны равен 6,3 % от общего производства ЕС.
Автомобилестроение

Свою историю автомобильная промышленность Великобритании ведёт с 1897 г. Английские грузовые и легковые автомобили, выпускаемые на заводах British Leyland Motor Corporation, Chrysler (международная американская компания), Vauxhall и Ford, известны во всём мире.

Крупные районы автомобилестроения Британских островов – Западный Мидленд и юго-восток Англии.

Известные марки автомобилей:

AC Cars Ltd – компания, специализирующаяся на спортивных автомобилях, действует с 1908 г.

Alexander Dennis – производит автобусы.

Alvis – производит гражданские автомобили и военную технику, авиадвигатели.

Ariel Motors Ltd – занимается мелкосерийным производством спортивных автомобилей, образована в 1999г. в городе Крюкерн.

Aveling-Barford – выпускает самосвалы, дорожные катки.

Ascari Cars Ltd – производит спортивные автомобили с 1995 г., располагается в Банбери.

Bailey – производит прицепы с 1948 г.

Bentley Motors Ltd – с 1919 г. специализируется на люксовых автомобилях. С 1998 г. в составе концерна Volkswagen Group.

Caterham Cars – располагается в Катерхэме, производит спортивные автомобили с 1973 г.

Daimler Motor Company – существует с 1896 г, специализируется на производстве представительских и эксклюзивных автомобилей.

Jaguar Cars — бренд британской транснациональной автомобилестроительной компании Jaguar Land Rover с центром в пригороде Ковентри.

Lotus Cars – c 1951 г. специализируется на гоночных и спортивных машинах.

Rolls-Royce Motors – производит престижные автомобили, является подразделением Vickers.

Авиационная промышленность

Самолётостроение Великобритании одна из старейших и быстро развивающихся отраслей. Данная отрасль располагает мощной научно-технической и производственной базой. По количеству выпускаемой продукции Великобритания находится на 3 месте в Европе, после Франции , Германии . Около 70% занятых в отрасли предприятий малые и средние компании.

В авиационной промышленности занято 100 тыс. чел. и 220 тыс. задействовано в смежных отраслях:

27% – производство авиадвигателей;

29% – производство бортового оборудования;

44% – производство летательных аппаратов.

Преимущественно в данном секторе принадлежит авиакомпании British Airways, выпускающей самолёты. Вертолёты производит фирма Westland Aircraft.
Самолётостроение Великобритании на мировом рынке уступает только США и производит 20 видов машин

малогабаритные специализированные самолёты.

Судостроительная промышленность

Кораблестроение – одна из традиционных отраслей Великобритании. Особое внимание уделяется усилению военно-морского флота и строительству торговых судов. Так как страна находится в зависимости от поставок сырья и экспорта готовой продукции. Тем не менее, лидирующая по производству судов до 1955 г. сейчас отрасль переживает трудности. Бывшие центры Рай, Винчесли из-за обмеления моря у южных берегов Великобритании оказались на расстоянии 1,5 км. от берега. Верфи в Дувре сохранились благодаря сооружению искусственной гавани. Первая по величине в Западной Европе верфь, на острове Куш, в последние годы из-за экономического кризиса терпит убытки.

Электротехника и электроника

Электротехника в Великобритании развивается. По числу занятых рабочих в обрабатывающей промышленности занимает 2 место. Главенствующие позиции в данном секторе занимают несколько компаний:

General Electric производит трансформаторы, электромоторы, мощные генераторы, турбины.

English Electric является британским многоотраслевым промышленным конгломератом, задействован в авиастроении, машиностроении, танкостроении, радиоэлектронике, электронике, ядерной энергетики.

Associated Electrical Indastries специализируется на изготовлении генераторов, турбин, электронной и электроаппаратуры.

Электроника стала развиваться быстро, особенно это касается вычислительных технологий Один из основных районов сосредоточения предприятий данной отрасли центральная Шотландия.

Электроника и электротехника вошли в ведущие отрасли по экспорту продукции обрабатывающей промышленности.

Нефтегазовая промышленность

Более 130 нефтяных месторождений обнаружено в Северном море британского сектора это составляет треть запасов шельфа. Крупнейшие месторождение, где ведётся добыча Брент и Фортис. Всего разрабатываются около 50 месторождений. Нефтеперерабатывающая промышленность страны ориентирована на привозное сырьё.
В Северном море британской зоны найдено 80 месторождений газа, в эксплуатации находятся 37 из них. Значительная часть газа поставляется по газопроводу на дне Северного моря.

Лёгкая промышленность

В настоящее время в Великобритании идёт пересортировка значимости отраслей лёгкой промышленности. Текстильная промышленность сдаёт свои позиции. На долю бумажной полиграфической промышленности приходится 13,9%. Пищевая и табачная сфера занимает 13,8% общей доли лёгкой промышленности. Одной из основных в этом секторе стала пищевая отрасль.

Текстильная промышленность

Для Великобритании текстильная промышленность является традиционной. На начальном этапе развития промышленности данная отрасль оказала большое влияние на становление экономики страны и образование машинного производства. В ней задействовано 690 тыс. человек, основную часть составляют женщины. Центр изготовления шерстяных тканей – Западный Йоркшир. В Силсдене занимаются производством искусственного шёлка. В Ланкшире выпускают хлопчатобумажные ткани. Качество английских шерстяных тканей и изделий из них не заставит никого усомниться уже несколько столетий.

Пищевая промышленность

Пищевая промышленность Великобритании производит большие объёмы кондитерских изделий, шоколада, какао, хлебобулочных изделий. Большая часть хлебопекарней автоматизировано. Доход от экспорта бисквитов более 12 мил. фунтов стерлингов. 30% шоколада на мировой рынок поставляет Великобритания. В стране занимаются приготовлением фруктовых джемов, начинок для пирогов. Изготавливают ветчину и бекон. На экспорт идут свежемороженые фрукты и овощи, джин, эль и Шотландский виски.

Химическая промышленность

Химическая промышленность Великобритании относится к быстроразвивающимся отраслям. Центрами являются Бирмингем, Мидлсбро. Примерно треть продукции основной химии составляют окислы металлов и неметаллов, серная кислота. Около 30% продуктов органической химии – это этилен, синтетический каучук, пластмассы, моющие средства, растворители. Гигантский транснациональный концерн ИКИ контролирует 90% продукции основной химии.
Средние и малые предприятия производят основную часть парфюмерной продукции, красителей, пластмасс.

Производство неорганической химии сосредоточено в местах связанных с текстильной промышленностью и ресурсами соли.

Центр нефтехимической отрасли – Хамберсайд

.
Фармацевтическая отрасль достигла высокого уровня развития.
Центры химической промышленности находятся на Юго-востоке Англии, Ланкшире, Чешире.

Энергетика

Важной особенность экономики Великобритании является то, что потребности в электроэнергии обеспечиваются полностью. Тепловые электростанции производят 86% электроэнергии, атомные – 12%, гидроэлектростанции выдают 2%. Большая часть ТЭС функционируют на угле, замечена тенденция перехода на нефть. Самые крупные ТЭС расположены на р. Трент.

Экономическая роль Великобритании в современном мире определяется не только промышленной, но и банковской, страховой и судо-фрахтовой деятельностью. Около 30% валового национального продукта поступает от обрабатывающей промышленности, 45% — от сферы обслуживания, куда входят также и транспорт, банки и другие финансовые учреждения, здравоохранение и образование. Доля сельского хозяйства составляет менее 3%, а добывающей промышленности — до 1,5%.

фарфор

В сельском хозяйстве занято всего 3% работающего населения страны, которое обеспечивает свыше половины продуктов, потребляемых ее населением. В Великобритании производится достаточно ячменя, овса, картофеля, свинины и яиц, однако приходится импортировать сливочное масло, сахар, часть говядины и телятины. Важной отраслью растениеводства является разведение цветов, особенно нарциссов.

На восточном побережье Англии выращивают тюльпаны. На архипелаге Силли, на крайнем юго-западе Британских островов, половина обрабатываемых земель занята гиацинтами и тюльпанами.

Природные условия страны более благоприятны для развития животноводства, которое дает почти треть всей сельскохозяйственной продукции страны. Англия является одним из крупнейших поставщиков овечьей шерсти.

Промышленность Великобритании использует привозное сырье и в основном ориентируется на внешние рынки. В Великобритании наблюдается быстрый рост современных отраслей, таких как электроника, машиностроение, химическая промышленность. А вот в традиционных отраслях: добыче угля, шерстяной и хлопчатобумажной промышленности и судостроении — наблюдается отставание и использование устаревшего оборудования.

Большая часть современных промышленных предприятий концентрируется в густонаселенном промышленном поясе, в графствах от Лондона до Ланкашира и до Глостершира. Также предприятия располагаются и в Южном Уэльсе, и в центральной части Шотландии.

В Великобритании развито транспортное машиностроение, деньги в английские машиностроительные предприятия вкладывают американские компании.

Самый крупный центр судостроения — в устье реки Клайд в Шотландии.

К развивающимся отраслям относится химическая промышленность в Чешире и Ланкашире, производящая химикаты, различные виды пластмасс, красителей, моющих средств, лекарств и косметики.

овца

Старейшая отрасль английской промышленности — текстильная. Шерстяные ткани производятся в Западном Йоркшире, искусственный шелк — в городе Силсдене, хлопчатобумажные ткани — в Ланкашире.

Великобритания обладает прежде всего топливными ресурсами: на шельфе Северного моря расположены крупнейшие в Западной Европе месторождения нефти и природного газа (Экофиск, Вайкинг, Брент, Фортис, Фригг и др.), на территории страны расположено несколько крупных каменноугольных бассейнов (Йоркширский, Южно-Уэльский, Шотландский). Однако запасы нефти и газа подходят к концу, а добыча угля стала малорентабельной. Небольшие месторождения железных, вольфрамовых, оловянных руд, калийных и поваренных солей не ре­шают сырьевой проблемы страны. Большое значение имеют гидроэнер­гетические ресурсы (Шотландия), а также рыбные и рекреационные ре­сурсы.

Великобритания — высокоразвитая страна с постиндустриальной структурой экономики, где ведущую роль играет непроизводственная сфера.

В стране развиты практически все виды промышленности.

Среди отраслей топливной промышленности прежде всего выделя­ются нефтяная и газовая. По добыче этих видов топлива Великобритания занимает 1 место в зарубежной Европе. Угольная промышленность стра­ны пришла в упадок, и в настоящее время Великобритания является крупным импортёром коксующегося и энергетического угля.

Основу энергетики Великобритании (около 400 млрд. кВт•ч в год) составляют тепловые электростанции, вырабатывающие более 70% электроэнергии страны, ещё 24% электроэнергии производят АЭС.

Чёрная металлургия, которая была гордостью Англии, переживает тяжелейший кризис. Старым металлургическим районом является Цен­тральная Англия (Шеффилд). Отказ от собственного сырья привёл к сдвигу отрасли на побережье, где возникли новые металлургические рай­оны: Северо-Восточная Англия (Редкар), Южный Уэльс (Кардифф, Порт-Толбот) и Сканторп.

Несмотря на почти полное отсутствие сырьевой базы, Великобрита­ния обладает развитой цветной металлургией, специализирующейся на производстве алюминия (Инвергордон, Холихед, Линмут), меди (Ливер­пуль), свинца (Нортфлит), олова (Норт-Ферриби).

Основная промышленная деятельность Великобритании – это Добыча и переработка нефти; Машиностроение; Добыча полезных ископаемых; Газовая промышленность.

Добыча и переработка нефти

В британском секторе Северного моря известно 133 месторождения нефти с разведанными запасами 2 млрд т и извлекаемыми — 0,7 млрд т, что составляет около 1/3 запасов шельфа. Добыча ведется на полусотне месторождений, из которых крупнейшие — Брент, Фортис. В 2013 г. она составила 106 млн т, из них свыше половины пошло на экспорт — главным образом в США, Германию, Нидерланды. По системе трубопроводов и танкерами нефть из месторождений Северного моря и Северной Атлантики поступает в нефтяной терминал , где загружается в танкеры для дальнейшей транспортировки.

Что касается британской нефтеперерабатывающей промышленности, то она пока ещё зависит от импорта сырой нефти и нефтепродуктов. В стране действует 9 НПЗ с общей мощностью около 90 млн т в год

В машиностроении, самой крупной отрасли британской промышленности, работает 1/4 всех занятых в обрабатывающей промышленности. На отрасль приходится 40 % условно-чистой продукции обрабатывающей промышленности. Если в прошлом для неё был характерен выпуск продукции высококачественной, но среднего уровня сложности, то в настоящее время все больший удельный вес приобретает технически сложная, наукоемкая продукция. [3]

Преобладает транспортное машиностроение. Около 1/3 капитала, затрачиваемого на производство средств транспорта, принадлежит американским компаниям, которые закрепились на Британских островах после второй мировой войны. Предприятия этой отрасли имеются практически во всех районах и в большинстве городов Великобритании.

В британской зоне Северного моря обнаружено более 80 газовых месторождений с разведанными запасами 2 трлн м³ и извлекаемыми — 0,8 трлн м³. Добыча газа на них началась в середине 60-х годов, сейчас эксплуатируется 37 месторождений. Объём добычи за 2000—2013 гг. возрос до 153 млрд м³. Внешняя торговля газом незначительна; в 2013 г. его экспорт составил 15, а импорт — 8 млрд м³.

Добыча полезных ископаемых

Великобритания — считается вторым в мире экспортером каолина[5]; также в крупных масштабах добывают и другие виды глины для керамической промышленности. Есть перспективы добычи вольфрама, меди и золота из вновь разведанных месторождений.

Разработка железной руды ведется в сравнительно узком поясе. Она здесь низкого качества, кремнеземистая и содержит всего 33 % металла. Потребность в железной руде покрывается за счет импорта из Канады, Либерии и Мавритании.

Сфера услуг Великобритании

На сектор услуг в Великобритании, приходится около 2/3 от ВВП страны. В нём основную долю (около 40 %) занимают деловые и финансовые услуги. На долю государственных услуг приходится 35 %, торговлю — 19 %. Гостиничные услуги занимают — 5 % всего рынка услуг.

В 2010 году Соединённое Королевство посетило около 80 тыс. граждан Российской Федерации. Великобритания располагает развитой индустрией туризма. В ней занято 2,1 млн чел. В этой сфере работает 8 % малых компаний. В 2011 Великобританию посетили 43,8 млн иностранцев. Её доля в мировом туризме составляет 3,4 %. По этому показателю она находится на 7-м месте в мире. Наибольшее число посетителей из США, Франции, Германии, Ирландской Республики, Нидерландов. Великобритания — родина современного туризма как формы проведения культурного досуга. Приезжают туристы и на часто происходящие в Великобритании спортивные матчи, особенно футбольные.

Золотовалютные резервы (валовые) Великобритании по состоянию на конец 2012 года составили 84,0 млрд.долл. (конец 2011 г. — 79,2 млрд.долл.), в том числе правительственные — 51,8 млрд.долл. (48,1 млрд долл.), Банка Англии — 32,2 млрд.долл. (31,1 млрд.долл.).

Колебания обменного курса британского фунта, имевшие место в 2012г., по отношению к основным валютам заметно варьировались. Если относительная стабильность курса фунта стерлингов по отношению к общеевропейской валюте отражает, прежде всего, синхронизацию экономических процессов в Великобритании и странах, входящих в зону евро, то значительное укрепление по отношению к доллару отчасти — сохранение Банком Англии своей учётной ставки на достаточно высоком уровне, и отчасти — ускорение темпов национального экономического роста. [4]

Движение капитала — ведущая форма участия Великобритании в международных экономических отношениях. Страна занимает важное место в экспорте и импорте ссудного и предпринимательского капитала. Она второй по величине экспортер капитала в форме прямых капиталовложений — 11,7 % мирового экспорта иностранных прямых инвестиций[6]. Основные объекты приложения британского капитала — Северная Америка и страны ЕС. В США британские инвестиции — крупнейшие, они составляют свыше 18 % всех иностранных капиталовложений. Крупные капиталовложения сосредоточены в КНР, Бразилии, на Бермудах. Одновременно Великобритания — один из крупнейших объектов приложения иностранного капитала (8% мирового объёма иностранных прямых капиталовложений). Фирмы, контролируемые иностранным капиталом, обеспечивают 30,5 % продукции обрабатывающей промышленности , где иностранные капиталовложения сосредоточены прежде всего в наукоемких отраслях (электроника, фармацевтика), а также в автомобилестроении. Иностранные ТНК занимают передовые позиции в нефтедобыче и нефтепереработке, в кредитном секторе. Свыше 30 % иностранных прямых капиталовложений контролируется корпорациями США. Важное место занимает голландский, германский и японский капитал. В целях привлечения иностранного и британского предпринимательского капитала в отставшие экономические регионы было создано около 10 специальных экономических зон, в основном в портовых городах. [8]

Читайте также: