Назовите структурные части акта применения права каково их содержание кратко
Обновлено: 02.07.2024
Акты применения права -это правовые акты компетентного органа или должностного лица , изданные на основании установленных фактов и норм права, определяющие права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.
Признаки акта применения права:
1. Властный характер и охрана принудительной силой государства. Заключенные в акте применения права предписания обязательны для всех, к кому они относятся. При необходимости они могут быть реализованы принудительным путем.
2. Акт применения — это индивидуальный (персонифицированный) правовой акт
Он относится к строго определенным лицам. Правоприменительный акт: имеет силу только для данного случая и не распространяется на подобные случаи. В отличие от нормативно-правового акта, который содержит правовые нормы, имеющие общий характер.
3. Законность правоприменительных актов.
Исходит от компетентных органов. Правоприменительные акты должны быть законными, то есть должны издаваться в строгом соответствии с законом, опираться на определенные нормы права. Если акт применения права не соответствует закону, он должен быть отменен.
4. Формальный характер - имеет установленную законом форму. Акты применения норм права издаются в установленной законом порядке, форме и имеют точное наименование и строго определенные реквизиты.Пример: акты правоохранительных органов должны иметь следующие обязательные элементы:• вводную часть - указывается наименование акта, название органа, издавшего его, время издания, конкретный адресат;
• описательную часть - излагаются фактические обстоятельства дела;
• мотивировочную часть - дает обоснование принятого решения;
• резолютивную (итоговая) часть – излагается содержание принятого решения.
Специфика
От нормативного правоприменительный акт отличается следующим:
применяется на основе нормативного и реализует норму права; имеет конкретный, персонифицированный характер; не является источником права, не содержат норм права; выступает как юридический факт; носит одноразовый характер.
а) акты государственных органов (приговор суда, приказ об увольнении);
б) акты негосударственных органов (решения органов местного самоуправления).
а) основные (приговор суда);
б) вспомогательные (подготавливают издание основных, например, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого).
3. По характеру правового воздействия:
а) регулятивные - устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением людей (приказ ректора вуза о зачислении в вуз, приказ о повышении по службе);
б) охранительные - издаются в связи совершением правонарушений (постановление о возбуждении уголовного дела, приговор суда, протест прокурора, постановление следователя о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого).
а) письменные или документированные - в виде отдельного документа (указы, приговоры, решения, приказы и др.);
б) резолютивные - резолюция на материалах дела (например, "согласен" руководителем организации на заявление работника);
в) устные (наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте);
Толкование права: функции, этапы, виды, способы.
Толкование права-это интеллектуальный процесс, направленный на опознание и разъяснение смысла, содержания правовых норм. Другими словами, это деятельность, направленная на установления смысла юридических норм.
Виды толкования норм права.
Толкование - разъяснение может быть классифицировано по различным основаниям:
По юридической силе выделяют официальное и неофициальное толкование.
Официальное толкование дается специально уполномоченным на то органом и является обязательным с точки зрения следования ему лиц, которым оно адресовано.
Официальное толкование в свою очередь делится на:
- легальное - разъяснение юридической нормы, даваемое уполномоченным на то органом и являющееся в силу этого обязательным для подчиненных органов и должностных лиц либо в некоторых случаях даже общеобязательным;
- нормативное (общее) - это разъяснения, имеющие общий характер и обязательные для рассмотрения всех дел определенно категории;
- казуальное (индивидуальное) - это разъяснение, имеющее обязательный характер только для конкретного дела.
Неофициальное толкование - это разъяснения, исходящие от тех или иных лиц, не наделенных офиц. полномочиями давать обязательные разъяснения прав. норм; они не имеют юр. силы, и их значение может состоять исключит-но в их лог. убедительности.
Неофициальное толкование делится на три вида:
- обыденное - это толкование, даваемое людьми, не имеющими специального образования и исходящими из собственного опыта;
- профессиональное - это толкование, даваемое профессиональными юристами;
- научное - это толкование, даваемое учеными-юристами.
В зависимости от объема толкование делится на:
- буквальное (адекватное) - это истолкование нормы права в точном соответствии со смыслом текста статьи нормативно-правового акта. В этом случае содержание нормы права соответствует ее словесному выражению;
- расширительное (распространительное) - это случай, когда содержание нормы права шире ее словесного выражения;
- ограничительное - в этом случае содержание нормы права уже ее словесного выражения
1. Познавательная функция. Она вытекает из самого содержания, сути толкования, в ходе которого субъекты познают право, содержание правовых предписаний.
2. Конкретизационная функция. При толковании правовые предписания зачастую конкретизируются, уточняются с учетом конкретных обстоятельств
3. Регламентируюгцая функция. Толкованием в форме официального разъяснения как бы завершается процесс нормативной регламентации общественных отношений. Это означает, что граждане и организации, а также органы государства и должностные лица, применяющие право, должны руководствоваться не только юридическими нормами, но и актами их официального толкования.
4. Правообеспечителъная функция. Некоторые акты толкования издаются для обеспечения единства и эффективности правоприменительной практики.
Способы
Способы толкования права - это специальные приемы, правила и средства познания смысла правовых норм, используемые сознательно или интуитивно субъектом для получения ясности относительно правовых велений .
Грамматический (филологический) способ состоит прежде всего в определении смысла отдельных слов, установлении лексической связи между ними (грамматическое толкование).
Систематический способ состоит в уяснении содержания правовой нормы путем сопоставления ее с иными нормами данной отрасли права, а также с нормами других отраслей, регулирующих это общественное отношение.
Историко-политический способ состоит в выяснении историко-общественных условий, тех экономических, социальных, политических и иных факторов, вызвавших к жизни данную правовую норму, а также анализе целей и задач, которые решает государство посредством введения ее в действие
Целевое толкование предполагает уяснение целей издания данной нормы для того, чтобы в процессе применения воплотить подлинную волю законодателя.
Специально-юридический способ - это исследование технико-юридических средств и приемов изложения воли законодателя, основанное на специальных знаниях юридической науки и прежде всего юридической техники
Логический способ толкования - это исследование логической структуры отдельных положений нормативного акта. Предмет анализа составляют не сами слова, а совокупность слов и их соотношение между собой. При этом используются различные логические приемы (например, доведение до абсурда).
Функциональный способ толкования - под ним понимается толкование, опирающееся на факторы и условия, в которых реализуется норма права. Здесь важное значение придается оценочным терминам и выражениям ("добросовестность", "уважительная причина", "производственная необходимость", "интересы детей" и т.д.). Этот прием во многом совпадает с историко-политическим.
Этапы толкования права.
Процесс толкования права включает в себя два этапа:
1) уяснение содержания норм права,
2) разъяснение содержания норм права.
Уяснение - обязательный этап толкования права, заключающийся в том, что лицо уясняет содержание норм права для себя.
Разъяснение - этап толкования, при котором лицо в той или иной форме раскрывает содержание норм права для других.
Процесс применения права состоит из трех основных стадии: установление фактических обстоятельств дела; выбор и анализ нормы права; принятие решения и доведение его до исполнителей.
Правоприменительный акт — это индивидуальный правовой акт, изданный на основании правовых норм и юридических фактов, определяющий права и обязанности конкретных субъектов.
Структура
Правоприменительные акты, воплощенные в форму письменного документа, подразделяются на отдельные структурные части. Ими являются: вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная части.
Вводная часть включает в себя наименование акта (приговор, решение, постановление, приказ и т. д.), место и дату его принятия, наименование органа или должностного лица, издавшего акт, указание на разрешаемую правовую коллизию.
Описательная часть содержит описание фактов, имеющих отношение к рассматриваемой правовой коллизии.
Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих имевшие место факты, их юридическую квалификацию, разъясняет смысл применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель.
Резолютивная часть содержит решение по делу, обязательное для участников правовой коллизии (об установлении прав и обязанностей сторон, включая обязанность претерпеть определенные санкции за совершенное правонарушение).
Правоприменительные акты могут быть классифицированы по самым различным основаниям.
В зависимости от субъектов, применяющих право, они подразделяются на акты органов законодательной власти, акты органов исполнительной власти, акты органов правосудия, акты контрольно-надзорных органов.
По отраслевой принадлежности выделяют акты применения норм административного права, акты применения норм гражданского права, акты применения норм уголовного права и т. д.
По характеру решения правоприменительные акты подразделяются на запрещающие, обязывающие, управомочивающие (поощрительные, удостоверительные).
По значению в правоприменительном процессе они подразделяются на основные (например, приговор суда) и вспомогательные (например, постановление об избрании меры пресечения обвиняемому).
По целям правоприменения выделяют правоустановигель- ные акты (например, разрешение на право хранения и ношения охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия) и правоохранительные акты (например, постановление по делу об административном правонарушении).
По способу выражения выделяют правоприменительные акты-документы, акты-действия и акты-символы.
По наименованию все правоприменительные акты подразделяются на приказы, постановления, указания, представления, резолюции, указы президента о награждении, помиловании, протоколы, решения, разрешения, предупреждения, предписания, приговоры.
Акт, выраженный в форме письменного документа и завизированный подписью уполномоченного лица, является отражением некоего зафиксированного действия или произошедшего события. Как документ, акт применения права - это официальный способ закрепить (зарегистрировать) как, почему и применительно к кому использовалась та или иная норма права.
- Поскольку в документе указывается, к кому применяется правовая норма (с учетом источников), то в целом акт приобретает индивидуальные и персонифицированные признаки. Здесь стоит акцентировать внимание на том, что речь идет не только о конкретном субъекте, но и о частных жизненных ситуациях, связях и отношениях.
- Документ содержит признаки проявления власти, то есть в акте содержится предписание (обязательное требование) от уполномоченного государством органа и адресованное лицу конкретного рассматриваемого дела.
- Документ должен быть выражен в определенной законом форме (указывается название, наименование органа, место и время, подписи лиц и др).
Акт применения права – это резолюция (официальное решение) компетентного и уполномоченного государством органа по конкретному юридическому делу, которое содержит властное предписание от имени государства, выраженное в установленной законом форме и направленное на индивидуальное урегулирование общественных отношений .
Отличительные черты
Иногда юристы делают различия между актом применения права и правоприменительным актом. На самом деле различие здесь только в названии. По существу, это одно и тоже. В то же время не стоит путать акт применения права и нормативно-правовой акт. Для наглядности приведем следующую сравнительную таблицу:
Вопрос | Нормативно-правовой акт | Акт применения права |
Общие черты | ||
Относится к юридическому акту? | Оба акта являются юридическими | |
Как издается? | Акты издаются уполномоченными государством органами и в соответствии с законной для таких актов процедурой | |
Какая степень юридической силы? | Каждый акт обладает определенной юридической силой и является средством правового регулирования. С точки зрения иерархии, правоприменительный акт находится в пределах НПА | |
Отличительные черты | ||
Какого характера? | Имеет обобщающий характер, содержит общие правила и установки | Носит индивидуальный характер, регулирует частное правоотношение |
К кому обращен? | Обращен к широкому кругу лиц | Адресован лицам, участвующим в деле |
Какой имеет срок действия? | Действует до тех пор, пока его не отменят | Его действие распространяется на конкретный случай |
Как часто применяется? | Может неоднократно применяться в пределах сроков действия | Применяется разово по отношению к конкретной ситуации по делу |
Как может влиять на норму права? | Может устанавливать, задавать, изменять или отменять нормы права | Никак не влияет, но выступает, как средство реализации правовых норм |
Как соотносится с источниками права? | Выступает источником права | Не относится к источникам права, но ссылается на них |
В какой форме выражается? | Только в письменной форме | Могут быть в письменной (приказ, решение и т.д.), устной (вызов свидетеля в зал), в виде конклюдентных действий (жестикуляция регулировщика) |
Классификация и виды правоприменительных актов
Структура акта применения права
Для решений судебных органов, правоприменительный акт включает четыре последовательно расположенные части:
Правоприменительный акт-это один из видов правовых актов, официальный документ, изданный компетентным органом по какому-либо делу в отношении конкретного субъекта на основе соответствующей правовой нормы.
Назначение актов применения права призвано применять юридических нормы к лицам, но не создавать новые нормы, и не изменять или дополнять старые, это не их функции.
1 Издаются компетентными органами и должностными лицами (государственные органы, третейский суд, местное самоуправление).
2 Строго индивидуализированы., т.е. адресованы поимённо определённым лицам.
3 Направлены на реализацию требований юридических норм.
4 Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.
Классический правоприменительный акт (приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами, т.е. отвечать установленным правилам (место, дата, подпись, печать, ссылка на закон), а также иметь определенную структуру (описательная, мотивировочная, резолютивная части)
Классификация актов применения права:
По субъектам принятия: 1 Акты представительных органов - постановление Совета Федерации о назначении Генерального прокурора РФ. 2 Акты органов управления - приказ об увольнении конкретного лица. 3 Акты судебных органов - приговор суда. 4 Акты контрольно-надзорных органов - постановление санитарной инспекции о наложении штрафа. 5 Акты органов местного самоуправления - распоряжение мэра города о назначении главы районной администрации.
По характеру воздействия правоприменительного акта на правоотношения: 1 Регулятивные - являются конкретизацией регулятивных юридических норм, т.е. основанием для их возникновения является правомерное поведение людей (решение суда по гражданскому делу). 2 Охранительные - являются конкретизацией охранительных юридических норм, т.е. основанием для их возникновения является неправомерное поведение людей (приговор суда).
По значению в правоприменительном процессе: 1 Основные - решение суда по гражданскому делу, постановление комиссии отдела социального обеспечения о назначении пенсии и т.п. 2 Вспомогательные - определение суда о назначении экспертизы.
По порядку принятия:
1 Акты коллегиальных органов - постановление Совета Федерации.
2 Единоначальные акты - распоряжение мэра.
По форме изложения:
1 Устные - наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте (спорный вопрос - существует ли такая форма).
2 Письменные - приговор суда.
3 Конклюдентные или знаковые - также спорный вопрос, но есть исследователи, которые считают, что существует такая форма изложения, они относят к ней: цветовые, звуковые сигналы, либо специальные жесты (регулировщик дорожного движения), они могут фиксироваться в законодательстве.
В некоторых случаях используются смешанные формы выражения правоприменительных актов (решение, приговор суда - фиксируются письменно, а затем оглашаются).
Коллизии и пробелы в праве могут встретится и в правоприменении, существуют правила их преодоления:
- если противоречат друг другу акты одного органа, но изданные в разное время, то применяется последний.
- если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется акт обладающий более высокой юр. силой
-если расходятся общефедеральный акт и акт субъекта Федерации, то принимают первый (ст. 76 Конституции)
-если противоречия между федеральным актом и актом субъекта, изданным в пределах его компетенции, то приоритет у последнего (ч.6 ст. 76 Конституции)
-если обнаружен пробел в праве, то решается вопрос о применении правовой аналогии (аналогия права, закона).
Читайте также: