Прокурорский надзор за органами дознания кратко

Обновлено: 13.05.2024

Ключевые слова

Об авторе

Список литературы

1. Абдул-Кадыров Ш. М. Прокурорский надзор за исполнением законов в досудебном производстве по уголовным делам // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. - 2013. - № 4 (36).

2. Безрядин В. И., Щербич С. В., Петров П. А. Прокурорский надзор и процессуальный контроль начальника органа (подразделения) дознания в досудебном производстве: некоторые проблемы // Юридическая наука: история и современность. - 2014. - № 10.

3. Буланова Н. В. Принципы, предмет, объект и пределы прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. - 2014. - № 6 (44).

4. Дехтяр С. И. Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания Федеральной таможенной службы России : дис.. канд. юрид. наук. - М., 2005.

5. Кожевников О. А. Предмет прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении дознания и предварительного следствия // Весник СамГУ. - 2014. - № 11/2 (122).

6. Костин Д. В., Кобзарев Ф. М. О совершенствовании нормативно-правовых основ прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. - 2016. - № 2 (52).

7. Курышов И. С. Прокурорский надзор за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие в органах внутренних дел : дис.. канд. юрид. наук. - Рязань, 2005.

8. Науменко О. А. Прокурорский надзор как гарантия прав личности при производстве дознания // Общество и права. - 2013. - № 4 (46).

9. Прокурорский надзор : учебник для академического бакалавриата : в 2 т. / под общ. ред. О. С. Капинус ; науч. ред. А. Ю. Винокуров. - М., 2015. - Т. 2 : Особенная и специальная части.

10. Серебрянникова М. В. Прокурорский надзор за уголовно-процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное расследование : дис.. канд. юрид. наук. - М., 2013.

Под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования.

Согласно ст. 29 ФЗ "О прокуратуре РФ" предметом надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия является соблюдение

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина

Предварительное рассле­дование существенно затрагивает права и интересы участ­ников уголовного судопроизводства , поскольку оно связанно с ограничением конституционных прав и свобод граждан. В процессе расследования могут применяться меры процессуального принуждения (задержание подозре­ваемого, заключение под стражу, привод, временное отстра­нение от должности, наложение ареста на имущество и т.д.).

Указанные обстоятельства предопределяют сущность прокурорского надзора за исполнением законов в досудеб­ном производстве по уголовным делам:

  • прокурор обязан следить за тем, чтобы нормы закона, регулирующие процессуальную деятельность органов дозна­ния и органов предварительного следствия, не нарушались, а при обнаружении нарушений - немедленно принимались меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав и свобод гражданина, предупреждению нарушений законов.

Рассматривая сущность прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве по уголов­ным делам следует также отметить, что прокурор не может произвольно вмешиваться в предварительное расследова­ние .

При осуществлении досудебного производства по уголов­ным делам необходимо соблюдать основания и процедуры ограничения прав и свобод человека и гражданина, предус­мотренные уголовно-процессуальным законодательством.

УПК РФ установлены дополни­тельные ограничения по осуществлению досудебного про­изводства в отношении отдельных категорий лиц. Так, член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудитор Счетной па­латы РФ, уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, задержанные по подозрению в совершении преступления, за исключением случаев задержания на мес­те преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.

Установленный порядок разрешения заявлений и со­общений о совершенных и готовящихся преступлениях
Прокурорский надзор за соблюдением порядка предва­рительного расследования

Прокурорский надзор за соблюдением порядка предва­рительного расследования как в форме дознания, так и предварительного следствия служит одной из гарантий обеспечения прав и законных интересов участников уголов­ного судопроизводства (потерпевших, подозреваемых, об­виняемых, свидетелей и т.д.), неотвратимости ответственно­сти за совершенное преступление, защиты лиц, общества, государства от преступных посягательств.

Соблюдение предписанных законом процедур расследования способ­ствует обеспечению достижения истины, объективности оценки полученной информации, соблюдению конституци­онного принципа презумпции невиновности.

Порядок предварительного расследования преступлений подробно регламентирован уголовно-процессуальным зако­ном. При осуществлении надзора прокурор должен ориентироваться на следующие конституцион­ные нормы:

    • решения и действия органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46);
    • каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента со­ответствующего задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст. 48);
    • обвиняемый не обязан до­казывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ст. 49);
    • при осуществлении правосудия не допускается использова­ние доказательств, полученных с нарушением закона (ст. 50);
    • никто не обязан свидетельствовать против себя само­го, своего супруга и близких родственников, круг которых оп­ределяется федеральным законом (ст. 51);
    • права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняют­ся законом; государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52).

    В уголовно-процессуальном законодательстве реализу­ются конституционные нормы путем регламентации не только общих требований, относящихся к стадии предвари­тельного расследования (неприкосновенность личности; не­прикосновенность жилища; охрана личной жизни и тайны переписки и т.д.), но и путем установления четкого порядка производства каждого следственного действия. При этом прокурору следует обращать внимание на следую­щие обстоятельства:

      1. компетенцию лица, осуществляющего процессуаль­ные действия (например, согласно ч. 2 ст. 41 УПК РФ не до­пускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия; в со­ответствии с п. 2 ч. 2 ст. 40 УПК РФ орган дознания по уго­ловным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, может выполнить лишь неотлож­ные следственные действия);
      2. соответствие следственного и иного процессуального действия тому наименованию, который предусмотрен УПК РФ (осмотр, проверка показаний на месте, обыск, выемка и т.д.);
      3. наличие оснований для проведения следственного и иного процессуального действия (например, основанием производства обыска является наличие достаточных осно­ваний полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, до­кументы и ценности, которые могут иметь значение для уго­ловного дела);
      4. наличие условий для проведения следственного и ино­го процессуального действия (например, контроль телефонных и иных переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц допускается лишь при производстве по уголов­ным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях);
      5. соблюдение правил собирания доказательств (напри­мер, производство следственного действия в ночное время не допустимо, за исключением случаев, не терпящих отлага­тельства; в ходе следственного действия или непосредствен­но после его окончания должен быть составлен протокол следственного действия и т.д.).
      Законность решений, принимаемых в досудебном производстве

      Особого внимания прокурора заслуживают решения, влияющие на движение уголовного дела. Это относится, прежде всего, к законности и обоснованности решений

        1. о возбуждении уго­ловного дела,
        2. об отказе в возбуждении дела,
        3. о передаче сооб­щения по подследственности.

        К наиболее важным решениям, принимаемым в процессе предварительного расследования и подлежащим тщательной проверке прокурором, относятся следующие (в основном, ограничивающие права и свободы человека и гражданина) :

          • о задержании подозреваемого;
          • об избрании в отношении подозреваемых и обвиняемых меры пресечения;
          • о привлечении в качестве обви­няемого;
          • о приводе подозреваемого, обвиняемого, потерпев­шего, свидетеля;
          • о временном отстранении обвиняемого от должности;
          • о розыске обвиняемого;
          • о производстве выемки;
          • о производстве обыска;
          • о наложении ареста на имущество;
          • о на­значении экспертизы;
          • о приобщении к уголовному делу веще­ственных доказательств; о продлении срока следствия, содер­жания под стражей; о выделении уголовных дел и другие.

          Прокурорской проверке подлежат и такие важные реше­ния, принимаемые на завершающем этапе предварительно­го расследования, как о приостановлении предварительного расследования, о прекращении уголовного преследования и уголовного дела.

          Надзор за законностью решений, принимаемых в досудеб­ном производстве, включает исполнение требований закона при принятии всех следственных и иных процессуальных ре­шений, независимо о того, принимает ли следователь, орган дознания или дознаватель такие решения самостоятельно либо требуется получение судебного решения и (или) санк­ции прокурора.

          Задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

          Прокурорский надзор за исполнением законов в досудебном производстве в общем случае решает две задачи:

            1. служит средством обеспечения верховенства Конституции и защиты прав и свобод граждан;
            2. осуществляет надзор за соблюдением закона, позволяет эффективно проводить уголовное преследование (так как в случае нарушения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правил проведения следственных действий полученные сведения не будут иметь доказательственного значения).

            Задачи прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве могут быть определены с учетом целей прокуратуры и назначения уголовного судопроизвод­ства. К ним относятся:


            В связи с переходом к работе в новых условиях уголовного судопроизводства, установленных Федеральным законом от 05.06.2007 N 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", в целях обеспечения единого подхода к осуществлению прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания, незамедлительного реагирования на выявленные нарушения законов, допущенные при расследовании преступлений, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

            2. Считать важнейшей обязанностью прокуроров защиту прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц, чьи права и законные интересы были нарушены, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению причиненного вреда.

            6. Безотлагательно рассматривать поступающие от дознавателей в порядке ч. 4 ст. 146 УПК РФ копии постановлений о возбуждении уголовного дела публичного обвинения, проверяя наличие поводов и оснований для возбуждения уголовного дела. В тех случаях, когда, исходя из текста копии постановления, невозможно сделать однозначный вывод о законности возбуждения уголовного дела, незамедлительно требовать от органа дознания, дознавателя представления материалов, обосновывающих принятое решение. Признав постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, выносить постановление о его отмене в течение 24 часов с момента получения указанных материалов прокурором или его заместителем, независимо от того, производились ли по делу следственные действия.

            7. При решении вопроса о даче согласия дознавателю на возбуждение уголовного дела частного или частно-публичного обвинения в соответствии с ч. 4 ст. 20 УПК РФ проверять обоснованность и достаточность данных для принятия такого решения.

            8. В прокуратурах завести книги учета копий постановлений и материалов об отказе в возбуждении уголовных дел (приложение N 1), о возбуждении уголовных дел и материалов к ним (приложение N 2), поступивших от органов дознания.

            9. Используя предусмотренные п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК РФ полномочия, в необходимых случаях поручать производство дознания по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, не указанных в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ.

            10. В пределах имеющихся полномочий в целях обеспечения своевременного раскрытия преступления давать письменные указания дознавателям о направлении расследования, о получении и надлежащей фиксации доказательств, о производстве необходимых процессуальных действий, в том числе неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления.

            11. В обязательном порядке проверять исполнение требований ст. 223.1 УПК РФ о вручении подозреваемому копии уведомления о подозрении в совершении преступления и сроках проведения его допроса. Требовать незамедлительного направления прокурору копии соответствующего уведомления после его вынесения.

            12. Обеспечивать надлежащий прокурорский надзор за неукоснительным соблюдением органами дознания требований уголовно-процессуального законодательства при применении процессуальных мер принуждения и пресечения, связанных с ограничением конституционных прав, в том числе на свободу и личную неприкосновенность. Во всех случаях выявления нарушений добиваться восстановления законности и решать вопрос об ответственности виновных лиц.

            В каждом случае проверять законность задержания подозреваемых в совершении преступления, в том числе наличие оснований, указанных в ст. 91 УПК РФ, имея в виду, что их перечень является исчерпывающим, а также соблюдение порядка задержания, установленного ст. 92 УПК РФ, и срока составления протокола задержания не позднее 3 часов с момента фактического доставления подозреваемого в орган дознания.

            Пресекать задержание лиц по подозрению в совершении преступлений на основании протоколов об административных правонарушениях.

            В соответствии с ч. 2 ст. 10 УПК РФ немедленно своим постановлением освобождать всякого незаконно задержанного или лишенного свободы, а также незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар либо содержащегося под стражей свыше установленного срока.

            При получении заявления задержанного о применении незаконных методов дознания проводить проверку всех доводов с принятием соответствующих мер прокурорского реагирования.

            13. Не допускать направления в органы и подразделения дознания жалоб на действия и решения их должностных лиц, подлежащих рассмотрению в порядке ст. 124 УПК РФ. По результатам рассмотрения каждой жалобы прокурору (заместителю прокурора) выносить постановление о ее полном или частичном удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении, в необходимых случаях принимая меры прокурорского реагирования. О принятом по жалобе решении уведомлять заявителей, разъясняя порядок его обжалования.

            14. Давать согласие дознавателям на возбуждение перед судом ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в соответствии со ст. 224 УПК РФ лишь при наличии оснований и обстоятельств, предусмотренных ст. 97, 99, 100, ч. ч. 1 - 3 ст. 108 УПК РФ.

            С особой тщательностью рассматривать вопросы о необходимости применения меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетних, лиц пожилого возраста и других граждан, к которым может быть применена иная мера пресечения, исходя из обстоятельств дела и данных о личности.

            Учитывать, что мера пресечения в виде заключения под стражу для лиц, совершивших преступления небольшой тяжести, может быть применена лишь в исключительных случаях при наличии обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 108 УПК РФ, перечень которых является исчерпывающим, а к несовершеннолетним - не применяется.

            15. Принимать решение о даче согласия дознавателю на возбуждение ходатайства перед судом о продлении срока содержания под стражей только при условии особой сложности уголовного дела и наличии оснований для сохранения этой меры пресечения. Учитывать, что продление срока содержания лица под стражей по уголовному делу до 6 месяцев в соответствии с ч. 4 ст. 224 УПК РФ осуществляется с согласия прокурора района, города или приравненного к нему прокурора; от 6 до 12 месяцев в соответствии с ч. 2 ст. 109 УПК РФ - с согласия прокурора субъекта Российской Федерации или приравненного к нему прокурора только в исключительных случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 223 УПК РФ, связанных с исполнением запроса о правовой помощи.

            Требовать от дознавателей представления ходатайств о продлении срока содержания лица под стражей прокурорам субъектов Российской Федерации или приравненным к ним прокурорам не менее чем за 15 дней до истечения срока содержания под стражей.

            В случае принятия решения об отказе в даче согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей выносить мотивированное постановление, которое подлежит приобщению к материалам уголовного дела.

            16. При решении вопроса в соответствии со ст. 165 УПК РФ о даче согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайств о производстве следственных действий, которые допускаются только на основании судебного решения, тщательно проверять доводы, изложенные в ходатайстве. При несогласии с ним выносить мотивированное постановление, которое подлежит приобщению к материалам уголовного дела.

            Обеспечить в каждом случае рассмотрения судом ходатайств дознавателей обязательное участие в судебном заседании прокурора.

            В случае отказа суда в удовлетворении ходатайства, поддержанного прокурором, при наличии предусмотренных законом оснований принимать меры к своевременному обжалованию решения суда в кассационном и надзорном порядке.

            Тщательно проверять законность и обоснованность производства следственных действий (обысков, выемок в жилище) без судебного решения. При установлении фактов противоправного изъятия предметов, не имеющих отношения к расследуемому делу, принимать меры прокурорского реагирования.

            17. Обеспечить надлежащий прокурорский надзор за всесторонностью, полнотой и объективностью производства дознания по уголовным делам. Отстранять дознавателя от дальнейшего расследования, если им допущены такие нарушения требований УПК РФ, которые могут повлиять на исход дела.

            При наличии достаточных к тому оснований (в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК РФ) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием причин такой передачи и соблюдением правил подследственности, установленных ст. 151 УПК РФ.

            18. В месячный срок с момента вынесения дознавателем постановления о приостановлении производства дознания проверять его законность и обоснованность.

            Особое внимание обращать на факты повторного приостановления производства дознания по уголовным делам без производства необходимых следственных действий и принятия мер к раскрытию преступления. Отменяя незаконные постановления, одновременно решать вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц органа дознания.

            В случае установления оснований, предусмотренных ст. 211 УПК РФ, в соответствии с ч. 3.1 ст. 223 УПК РФ выносить постановление о возобновлении производства по уголовному делу.

            19. Реализуя полномочия, предоставленные ст. 223 УПК РФ, требовать от дознавателей представлять ходатайства о продлении срока дознания до 60 суток за 5 дней до истечения срока, свыше 60 суток - за 10 дней, свыше 6 месяцев - за 15 дней.

            Учитывать, что сроки дознания до 6 месяцев продлеваются прокурорами городов, районов и приравненными к ним прокурорами или их заместителями, а свыше 6 месяцев - прокурорами субъектов Российской Федерации и приравненными к ним прокурорами и их заместителями только в исключительных случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 223 УПК РФ, связанных с исполнением запроса о правовой помощи.

            20. Ежемесячно проверять в органах дознания законность и обоснованность прекращения уголовных дел, уголовного преследования.

            Давать согласие на прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. 25 и 28 УПК РФ, а также на освобождение лица от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, примирением сторон, возможностью исправления несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия только после тщательного изучения всех обстоятельств совершенного уголовно наказуемого деяния и при наличии условий и оснований, предусмотренных УПК РФ.

            Учитывать, что в остальных случаях согласия либо утверждения прокурором постановления дознавателя о прекращении уголовного дела не требуется.

            Проверять, не является ли заявление потерпевшего о прекращении дела или уголовного преследования результатом незаконного воздействия на него со стороны участников уголовного судопроизводства или иных лиц.

            Признав постановление дознавателя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, в соответствии со ст. 214 УПК РФ безотлагательно отменять его и с указаниями возвращать в орган дознания, устанавливая конкретный срок проведения расследования с учетом объема производства необходимых следственных действий. При наличии грубых нарушений, связанных с невыполнением ранее данных прокурором указаний, принимать меры прокурорского реагирования по каждому такому факту.

            21. При получении информации о поступлении в суд жалобы в порядке ст. 125 УПК РФ на постановления дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, приостановлении производства, прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействие) дознавателя, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, незамедлительно истребовать от дознавателя материалы, относящиеся к обжалуемому действию (бездействию) или решению, осуществлять их проверку. Устранять выявленные нарушения, в том числе отменять необоснованные, незаконные постановления дознавателя до рассмотрения жалобы в суде, о чем информировать суд.

            Обеспечить обязательное участие прокурора в судебном рассмотрении жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ.

            В случае несогласия с решением суда об удовлетворении жалобы своевременно принимать меры к его обжалованию, а при согласии - к привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения закона.

            22. При утверждении обвинительного акта изучать соответствие содержащихся в нем выводов о виновности привлекаемого к уголовной ответственности лица обстоятельствам дела. Давать оценку доказательствам в соответствии с ч. 1 ст. 88 УПК РФ. Выявив недопустимые доказательства, выносить мотивированное постановление об их исключении.

            23. Не реже одного раза в квартал изучать практику избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Обеспечивать своевременное изучение уголовных дел в отношении лиц, которые задерживались по подозрению в совершении преступления либо которым в качестве меры пресечения избиралось заключение под стражу, а затем производство по делу было прекращено в стадии расследования или судом, и дел, по которым постановлены оправдательные приговоры. Выявлять причины оставления на свободе лиц, впоследствии совершивших новые преступления, скрывшихся от следствия и суда, взятых судом под стражу при вынесении приговора, а также анализировать случаи освобождения из-под стражи в зале суда лиц, в отношении которых такая мера пресечения избиралась при производстве дознания.

            В течение 10 дней со дня принятия окончательного решения по делу составлять мотивированное заключение о законности и обоснованности задержания, ареста лица, в отношении которого на досудебной стадии либо судом принято решение о прекращении дела или уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, а также постановлен оправдательный приговор.

            24. Учитывать, что по уголовным делам, дознание по которым проводится дознавателями центральных аппаратов МВД, МЧС, ФСБ, ФТС, ФСКН и ФССП России, указанные выше полномочия прокуроров реализуются Генеральным прокурором Российской Федерации либо его заместителями.

            26. Прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам постоянно анализировать состояние работы в данной сфере, ежегодно обобщать соблюдение конституционных прав граждан при производстве дознания по уголовным делам, итоги анализа и обобщения использовать при планировании надзорной деятельности. О результатах исполнения настоящего Приказа сообщать в докладных записках об итогах работы прокуратуры за год.

            27. Приказ опубликовать в журнале "Законность".

            28. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.


            Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания является одним из видов надзора, осуществляемого прокуратурой Российской Федерации. Анализ законодательных актов позволяет заключить, что данный вид надзора является одним из основных осуществляемых органами прокуратуры РФ, в связи с чем необходимо определиться с его значением.

            УПК РФ (ч. 1 ст. 37) устанавливает, что прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

            На основе вышесказанного и полного анализа действующего законодательства, а также статистических данных, можно сделать вывод: прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания является одним из главных направлений деятельности органов прокуратуры РФ и ее должностных лиц. Именно развитие данного вида надзора будет способствовать законному, полному и надлежащему расследованию уголовных дел на стадии предварительного расследования, так как после радикальных изменений в 2019 году в УПК РФ, была выявлена отрицательная статистика, которая свидетельствует о многочисленных нарушений, допущенных органами дознания.

            Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, предварительное следствие, прокурорский надзор, уголовное преследование, РФ, надзор, орган дознания, прокуратура, досудебное производство, предварительное расследование.

            См. также Указание Генпрокуратуры России N 387/49, МВД России N 1/7985, СК России N 1/218, ФСБ России N 23, ФТС России N 266-р от 23.07.2020 "Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности"

            Предмет надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

            П рокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия - это урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования.

            Ст. 29 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" определяет, что предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие является соблюдение:

            Сущность прокурорского надзора за исполнением законов в досудеб­ном производстве по уголовным делам:

            • прокурор обязан следить за тем, чтобы нормы закона, регулирующие процессуальную деятельность органов дозна­ния и органов предварительного следствия, не нарушались, а при обнаружении нарушений - немедленно принимались меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав и свобод гражданина, предупреждению нарушений законов.

            Рассматривая сущность прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве по уголов­ным делам следует также отметить, что прокурор не может произвольно вмешиваться в предварительное расследова­ние .

            Соблюдение прав и свобод человека и гражданина

            Предварительное рассле­дование существенно затрагивает права и интересы участ­ников уголовного судопроизводства , поскольку оно связанно с ограничением конституционных прав и свобод граждан. В процессе расследования могут применяться меры процессуального принуждения (задержание подозре­ваемого, заключение под стражу, привод, временное отстра­нение от должности, наложение ареста на имущество и т.д.). Поэтому при осуществлении досудебного производства по уголов­ным делам необходимо соблюдать основания и процедуры ограничения прав и свобод человека и гражданина, предус­мотренные уголовно-процессуальным законодательством.

            Кроме того, в УПК РФ установлены дополни­тельные ограничения по осуществлению досудебного про­изводства в отношении отдельных категорий лиц. Так, член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудитор Счетной па­латы РФ, уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, задержанные по подозрению в совершении преступления, за исключением случаев задержания на мес­те преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.

            Установленный порядок разрешения заявлений и со­общений о совершенных и готовящихся преступлениях

            Прокурорский надзор за соблюдением порядка предва­рительного расследования

            Прокурорский надзор за соблюдением порядка предва­рительного расследования как в форме дознания, так и предварительного следствия служит одной из гарантий обеспечения прав и законных интересов участников уголов­ного судопроизводства (потерпевших, подозреваемых, об­виняемых, свидетелей и т.д.), неотвратимости ответственно­сти за совершенное преступление, защиты лиц, общества, государства от преступных посягательств.

            Соблюдение предписанных законом процедур расследования способ­ствует обеспечению достижения истины, объективности оценки полученной информации, соблюдению конституци­онного принципа презумпции невиновности.

            Порядок предварительного расследования преступлений подробно регламентирован уголовно-процессуальным зако­ном.

            При осуществлении надзора прокурор должен ориентироваться на следующие конституцион­ные нормы:

            • решения и действия органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд ( ст. 46 );
            • каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента со­ответствующего задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения ( ст. 48 );
            • обвиняемый не обязан до­казывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого ( ст. 49 );
            • при осуществлении правосудия не допускается использова­ние доказательств, полученных с нарушением закона ( ст. 50 );
            • никто не обязан свидетельствовать против себя само­го, своего супруга и близких родственников, круг которых оп­ределяется федеральным законом ( ст. 51 );
            • права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняют­ся законом; государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба ( ст. 52 ).

            Указанные конституционные нормы реализу­ются в уголовно-процессуальном законодательстве путем регламентации не только общих требований, относящихся к стадии предвари­тельного расследования (неприкосновенность личности; не­прикосновенность жилища; охрана личной жизни и тайны переписки и т.д.), но и путем установления четкого порядка производства каждого следственного действия. При этом прокурору следует обращать внимание на следую­щие обстоятельства:

            1. компетенцию лица , осуществляющего процессуаль­ные действия (например, согласно ч. 2 ст. 41 УПК РФ не до­пускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия; в со­ответствии с п. 2 ч. 2 ст. 40 УПК РФ орган дознания по уго­ловным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, может выполнить лишь неотлож­ные следственные действия);
            2. соответствие следственного и иного процессуального действия тому наименованию , который предусмотрен УПК РФ (осмотр, проверка показаний на месте, обыск, выемка и т.д.);
            3. наличие оснований для проведения следственного и иного процессуального действия (например, основанием производства обыска является наличие достаточных осно­ваний полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, до­кументы и ценности, которые могут иметь значение для уго­ловного дела);
            4. наличие условий для проведения следственного и ино­го процессуального действия (например, контроль телефонных и иных переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц допускается лишь при производстве по уголов­ным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях);
            5. соблюдение правил собирания доказательств (напри­мер, производство следственного действия в ночное время не допустимо, за исключением случаев, не терпящих отлага­тельства; в ходе следственного действия или непосредствен­но после его окончания должен быть составлен протокол следственного действия и т.д.).

            Законность решений, принимаемых в досудебном производстве

            Особого внимания прокурора заслуживают решения, влияющие на движение уголовного дела. Это относится, прежде всего, к законности и обоснованности решений

            1. о возбуждении уго­ловного дела,
            2. об отказе в возбуждении дела,
            3. о передаче сооб­щения по подследственности.

            К наиболее важным решениям, принимаемым в процессе предварительного расследования и подлежащим тщательной проверке прокурором, относятся следующие (в основном, ограничивающие права и свободы человека и гражданина) :

            • о задержании подозреваемого;
            • об избрании в отношении подозреваемых и обвиняемых меры пресечения;
            • о привлечении в качестве обви­няемого;
            • о приводе подозреваемого, обвиняемого, потерпев­шего, свидетеля;
            • о временном отстранении обвиняемого от должности;
            • о розыске обвиняемого;
            • о производстве выемки;
            • о производстве обыска;
            • о наложении ареста на имущество;
            • о на­значении экспертизы;
            • о приобщении к уголовному делу веще­ственных доказательств; о продлении срока следствия, содер­жания под стражей; о выделении уголовных дел и другие.

            Прокурорской проверке подлежат и такие важные реше­ния, принимаемые на завершающем этапе предварительно­го расследования, как о приостановлении предварительного расследования, о прекращении уголовного преследования и уголовного дела.

            Надзор за законностью решений, принимаемых в досудеб­ном производстве, включает исполнение требований закона при принятии всех следственных и иных процессуальных ре­шений, независимо о того, принимает ли следователь, орган дознания или дознаватель такие решения самостоятельно либо требуется получение судебного решения и (или) санк­ции прокурора.

            Задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

            Прокурорский надзор за исполнением законов в досудебном производстве в общем случае решает две задачи:

            Читайте также: