Прокурорский надзор кратко шпаргалка

Обновлено: 02.07.2024

Сущность прокурорского надзора: а) это самостоятельный, специфический вид государственной деятельности, которая является исключительной компетенцией прокуратуры; б) осуществляется от имени государства – Российской Федерации; в) заключается в проверке правильности соблюдения и исполнения законов, действующих на территории РФ; г) направлен на выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, восстановление нарушенной законности, привлечение виновных к установленной законом ответственности. Прокурорский надзор как вид государственной деятельности – деятельность специально уполномоченных государственных органов (прокуратур), осуществляемая от имени РФ в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, выполняемая с использованием предусмотренных законом полномочий и правовых средств их осуществления.

Прокурорский надзор как отрасль юридической науки изучает закономерности возникновения, становления и развития правоотношений в сфере осуществления прокурорского надзора и иных функций прокуратуры; исследует основные понятия прокурорского надзора; изучает эффективность правовых норм, регламентирующих деятельность прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора и иных, возложенных на прокуратуру, функций.

Прокурорский надзор как учебная дисциплина, раскрывающая содержание организации и деятельности прокуратуры, изучается в высших и средних юридических заведениях, охватывает собой общую и особенную части курса.

Цели прокурорского надзора определяются статусом, местом и ролью прокуратуры в государственном устройстве и понимаются как то, к чему надо стремиться, что надо осуществлять, результат, на достижение которого направлена деятельность прокуратуры, регламентируемая законодательством: а) обеспечение верховенства закона; б) обеспечение единства и укрепления законности; в) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина; г) обеспечение охраняемых законом интересов общества и государства.

Задачи прокурорского надзора носят более частный характер, характеризуются многообразием и непосредственно направлены на достижение целей прокуратуры. Задачи условно можно разделить на общие, специальные и частные. Общие задачи решаются в процессе осуществления прокуратурой всех направлений деятельности. Общей задачей прокурорского надзора является укрепление законности и охрана от посягательств: 1) прав и интересов граждан, предприятий и организаций независимо от форм собственности; 2) общественного и государственного строя РФ.

Содержание общей задачи определяет специальные задачи, стоящие перед конкретным направлением деятельности (функцией) прокуратуры. Содержание специальных задач определяется компетенцией прокурора в каждом из этих направлений.

Частной называется задача временного характера, которую прокурор решает на данном этапе реализации специальных задач, например: истребование правовых актов для проверки их соответствия закону; получение объяснений по поводу конкретного нарушения закона и т.д.

Цели и задачи

21. СУЩНОСТЬ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ

21. СУЩНОСТЬ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ Сущность прокурорского надзора за исполнением законов раскрывается в Законе о прокуратуре, где определены органы, за исполнением законов которыми осуществляется надзор.Рассматриваемая отрасль прокурорского

29. ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ И ОБЪЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

29. ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ И ОБЪЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА Согласно Закону о прокуратуре предмет прокурорского надзора составляет соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными

30. ПОЛНОМОЧИЯ И СРЕДСТВА РЕАГИРОВАНИЯ ПРОКУРОРА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

32. ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ И ОБЪЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОРД

32. ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ И ОБЪЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОРД Предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, сформулирован в Законе о прокуратуре:77) соблюдение прав и свобод человека и

34. СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ, ПРАВОВАЯ ОСНОВА, ОБЪЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ

34. СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ, ПРАВОВАЯ ОСНОВА, ОБЪЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ Сущность прокурорского надзора заключается в организации непрерывного надзора за законностью производства

35. ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ

35. ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ Предмет прокурорского надзора включает:94) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;95) соблюдение установленного порядка разрешения

36. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ

36. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, обладают характерной чертой, носят властно-распорядительный характер.В

37. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

37. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ Прокурор при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, в ходе

39. ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ И ОБЪЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

39. ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ И ОБЪЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА Предмет прокурорского надзора в соответствии с Законом о прокуратуре, применительно к данному направлению деятельности прокурора, включает: 103) законность нахождения лиц в местах содержания задержанных,

40. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

40. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА Специфика данной сферы правовых отношений – существенная ограниченность возможностей по защите своих прав самими лицами, содержащимися в органах и учреждениях, исполняющих наказание, применяющих

41. СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ. ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ И ОБЪЕКТЫ НАДЗОРА

41. СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ. ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ И ОБЪЕКТЫ НАДЗОРА Сущность прокурорского надзора. Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной

42. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ

42. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ Компетенция и полномочия соответствующих прокуроров обусловлены функциональным разделением судебных приставов на судебных приставов, обеспечивающих

1. Понятие и сущность логистики ее функции и глобальные задачи

1. Понятие и сущность логистики ее функции и глобальные задачи Логистика – искусство рассуждать, вычислять. В экономике логистика – это научная и практическая деятельность, связанная с организацией, управлением и оптимизацией движения материальных, информационных и

Цели и задачи

Цели и задачи В любой организации, будь то объединение литераторов, политическая партия или еще что-то, имеются свои основные цели и задачи, то есть результат, который преследуют создатели того или иного сообщества, осуществляя свою деятельность. Подобная характеристика

1.1. Сущность психодиагностики, ее цели и задачи

1.1. Сущность психодиагностики, ее цели и задачи Психодиагностика представляет собой не только направление в практической психодиагностике, но также является теоретической дисциплиной.Психодиагностику в практическом значении можно охарактеризовать как установление

Прокурорский надзор – это надзор, осуществляемый органами Прокуратуры РФ за исполнением законов. Это вид деятельности прокуратуры по обеспечению законности, и выражается в выявлении прокурорскими работниками фактов нарушения законности в различных сферах правоотношений и устранения этих нарушений. Устранение нарушений осуществляется различными способами, зачастую рекомендации по поводу устранения нарушений определенными способами содержатся в разъяснениях и приказах Генеральной прокуратуры РФ.

В соответствии с ч. 5 т. 129 К РФ полномочия, организация и порядок деят-ти П РФ определяются ФЗ. ФЗ о П принят Гос. Думой 18 октября 95 г.

П.Н. как отрасль юридической науки изучает закономерность возникновения, становления и развития правоотношений в сфере осуществления П.Н., исследует основные понятия П.Н., содержание полномочий прокурора, изучает эффективность правовых норм, деятельность региональных органов прокуратуры по осуществлению надзора.

Объект П.Н.-Предусмотренное законом о прокуратуре совокупность федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов власти S-в РФ, органов власти местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, их должностных лиц (всех этих органов), руководители коммерческих и некоммерческих организаций, а также других органов и граждан, на которых распространяется компетенция прокуратуры.

S-ты П.Н. - должностное лицо органа прокуратуры, наделенное правоохранительной властью в пределах своей компетенции.

Средства П.Н. - Совокупность правовых приемов и способов, действия прокурора для достижения цели и осуществления задач прокуратуры.

Методы П.Н. - Совокупность научно-обоснованных и опробованных практикой приемов и способов применения и реализации правовых средств П.Н.

Сущность прокурорского надзора состоит в том, что:

1. прокурорский надзор – самостоятельный, специфический вид государственной деятельности, которая является исключительной компетенцией органов прокуратуры;

2. прокурорский надзор осуществляется от имени государства – РФ;

3. прокурорский надзор заключается в проверке правильности соблюдения и исполнения законов, действующих на территории РФ;

4. прокурорский надзор обеспечивает выявление, пресечение и предупреждение правоотношений, восстановление нарушенной законности, привлечение виновных к ответственности.

Цели и задачи П.Н.

Задачи :Общие. Специальные. Частные.

Общей задачей П.Н. является обеспечение законности и охраны от посягательств: –прав и интересов граждан, предприятий и организаций, независимо от формы собственности; -общественного и государственного устроя РФ. Содержание общей задачи определяют специальные задачи, стоящие перед конкретным направлением деятельности (содержание специальных задач определяется компетенцией прокурора в каждом из этих направлений).Частной называется задача временного характера, которую П.Н. решает на данном этапе реализации специальных задач ( напр.: получение объяснений по поводу конкретного нарушения закона, истребование правовых актов для проверки их соответствия законам и т.д.).

Орган прокуратуры – элемент системы прокуратуры РФ, организованный в соответствии с административно- территориальным делением РФ. Прокуратура является самостоятельной независимой структурой (не относятся ни к одной ветви власти) выполняющей функции одного из элементов системы уравновешивания в механизме разделения властей.

  1. Предмет прокурорского надзора, сущность и основные понятия.

ПН – спец-ая дея-ть федеральных гос-ых органов прокуратуры осуществляющаяся от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения конституции и исполнении законов дейст-их на ее территории. Предмет – является сфера общ-ых отношений на которую направлена деятельность прокурора. Исходя и этого предметом ПН следует считать соблюдение Конс-ии РФ и исполнение законов юр.лицами и физ. (долж-ми) лицами.

В предмет следует включать: 1.законность и обоснованность правовых актов, издаваемых указанными выше органами гос-го и хоз-го управления, обществ-ми и полит-ми организациями, а также должн.лицами разных систем; 2.точное и единообразное исполнение з-ов должност.лицами; 3.Прокуроры осуществляют надзор за исполнением гражданами з-ов и иных нормативных актов. При осуществл.общего надзора прокурорам надлежит правильно определять пределы по использованию своих полномочий, чтобы, с одной стороны, не оставить без реагирования установленные нарушения з-на, а с другой-не вмешиваться в оперативно-хозяйственную деят-ть предприятий и не подменять контролирующие органы, хозюруководителей и должностных лиц органов гос.управления.

  1. Принципы организации и деятельности прокуратуры.

Принципы организации. ПО – это основополагающие, руковод-ие положения, определяющие наиболее сущ-ые черты и признаки многогранной деят-ти органов прокуратуры и основные предъявл-ые к ней требования. 1. Принцип централизации –. Выражается в подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящему, а все вместе они подчинены ген.прокурору РФ.(состоит в том, что назначение прокуроров и их подчиненных идет только по вертикале). 2. принцип единства ПН – он зак-ся в единообразных формах орг-ии и деят-ти все прокурорских орг-ов в единстве целей и общих задач осущ-ие прокур-го надзора, а также полномочий прокуроров по выявлению нарушений и реагированию на них. 3. Принцип законности – Яв-ся самым главным принципом и имеет важнейшее значение для орг-ии деятельности орг-ов прок-ры.деят-ть орг-ов прокуратуры должна осуществляться в соответствии с требованиями закона при соблюдении прав и интересов физ.и юр. лиц. 4. Принцип независимости – заключается в том , сто орг-ны прок-ры осуществляют свою деятельность независимо от фед-ых органов власти, иных орг-ов и общ-х объединений и действуют в соответствии с законами, приказами и указаниями ген. Прок-ры РФ. 5. Принцип гластности – означает, что орг-ны прок-ры дейс-ют гласно в той мере, в какой это не противоречит дей-му зак-ву об охране прав и свобод граждан и о гос. и иной охраняемой законом тайне.

Систему курса ПН условно можно разделить на 2 части: общую и особенную.
В общей излагаются полномочия пр-ра при исполнении им своей деятельности; основные цели и задачи ПН; исторические этапы становлении и развития прокуратуры; рассматривается система и структура орг-ов прокуратуры и основные этапы их деятельности. В особенной подробно раскрываются понятия, функции и задачи прокуроров, их полномочия при осуществлении своей деят-ти. Подробно рассматриваются все виды прокурорского надзора, участие прокурора в судах общей юрисд-ции и арбитражных судах.

Правовая основа курса ПН состоит их источников нормативного регулирования органов прокуратуры, к которым относятся:

  1. Понятие и значение отраслей прокурорских органов, их взаимодействие и структура.

Прокурорский надзор за точным и единообразным соблюдением законов распространяется на широкую сферу государственной, общественной и частной деятельности. Их разнообразие объективно обуславливает необходимость выделения в рамках единого по сути своей прокурорского надзора определенных его участников или направлений. В соответствии с этим в едином прокурорском надзоре выделяются следующие отрасли прокурорского надзора:

1. Надзор за исполнением законов и соответствием законам издаваемых актов.

Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре прокурорский надзор осуществляется не только за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, но и за соответствием законам издаваемых субъектами правовых актов. Ими являются: а) фед мин-ва; б) гос комитеты, службы и иные фед органы исп вл; в) предст-е (закон-е) и исп органы гос вл суб РФ; г) органы МС; д) органы военного упр-я; е) органы контроля; ж) должностные лица перечис-х органов; з) рук-ли ком и неком орг-й.

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Специфика данной отрасли прокурорского надзора определяется сферой общественных отношений, связанных с правами и свободами граждан. В предмет данной отрасли прокурорского надзора входит исполнение нескольких тысяч нормативных актов, объединённых сферой регулирования прав и свобод человека и гражданина. Непосредственно исполняют эти нормативные акты огромное количество организаций, учреждений, их должностные лица, а также чрезвычайно многочисленные руководители коммерческих и некоммерческих организаций.

3. Надзор за исполнением законов органами, осущ-ми ОРД, дознание и предв-е следствие.

Данная отрасль прокурорского надзора призвана обеспечить не только законные права и свободы граждан, но и интересы гос-ва. В случаях совершения преступлений, посягающих на интересы государства, прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, требует от органов, осуществляющих ОРД, дознания и предварительного следствия, своевременного и полного расследования, установления размеров причинённого ущерба и принятия мер к его возмещению и т.д., тем самым, защищая интересы гос-ва.

4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учр-й, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания и заключённых под стражу.

Закон о прокуратуре предусматривает осуществление надзора за исполнением законов, регламентирующих права и свободы не только осуждённых, но и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, в случае их задержания или заключения под стражу. Так как при этом вина указанных лиц ещё не установлена судом, прокурорский надзор должен выступать гарантией законности осуществлённого ограничения свободы граждан.

5. надзор за исполнением зак-ов судебными приставами.

  1. Создание прокуратуры в России. Исторические условия и причины ее возникновения.


Прокуратура занимает особое место в государственной системе РФ. Прокуратура не относится к законодательной, исполнительной и судебной власти, обладая признаками каждой из них. Осуществляя прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, прокуратура распространяет свою компетенцию на все ветви государственной власти и на органы местного самоуправления. Характеристика отношений прокуратуры с органами исполнительной власти связана с особенностями ее отношений с правоохранительными, а также контролирующими органами. Прокуроры осуществляют прокурорский надзор за соблюдением и исполнением законов, за соответствием правовых актов и решений, принимаемых правоохранительными и контролирующими органами. Порядок расследования преступлений, совершенных работниками прокуратуры, предполагает гарантии независимости прокуроров. На деятельность Правительства РФ надзорная компетенция прокуратуры не распространяется. В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам РФ Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ.

Прокуратура и Президент РФ. Генеральный прокурор РФ и Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ.

Прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших, в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Осуществляя уголовное преследование, в суде по уголовным делам прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Прокурор приносит апелляционное, кассационное, надзорное представление, а в арбитражных судах – жалобу на незаконное, необоснованное или несправедливое решение, приговор, определение или постановление суда в вышестоящий суд. Федеральное Собрание и прокуратура. Государственная Дума принимает законы, составляющие основное содержание предмета прокурорского надзора за соблюдением и исполнением законов. Генеральный прокурор РФ лично ежегодно представляет палатам Федерального Собрания доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению. Прокуратура по запросам и обращениям депутатов проводит проверки фактов нарушений законов, принимает меры к их выявлению, устранению и предупреждению.

Предмет курса как правовой дисциплины составляют нормы права, определяющие сущность, функции, задачи, принципы организации и деятельности прокуратуры, ее систему и структуру, полномочия прокурора при осуществлении прокурорского надзора, а также регламентирующие общественные отношения, возникающие между органами прокуратуры, осуществляющими прокурорский надзор, и субъектами, вовлеченными (привлеченными) в эту деятельность.

В общей части излагается материал о роли прокуратуры как конституционного государственно‑правового института в системе органов государственной власти; содержание и система прокурорского надзора как учебного курса; правовые основы, принципы организации и деятельности прокуратуры; основные направления деятельности; система прокуратуры, структура различных ее звеньев, порядок их формирования; понятие, задачи, принципы и функции управления в органах и учреждениях прокуратуры; требования, предъявляемые к прокурорам и следователям, атакже рассматриваются основные исторические этапы учреждения, формирования и совершенствования российской прокуратуры.




Особенная часть курса последовательно раскрывает понятие, сущность, задачи и полномочия прокуроров по выявлению, предупреждению и устранению нарушений законов в основных направлениях деятельности прокуратуры; изучает разделы, посвященные: прокурорскому надзору за соблюдением и исполнением законов и законностью правовых актов; прокурорскому надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; прокурорскому надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно‑розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; прокурорскому надзору за исполнением законов судебными приставами; прокурорскому надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; участию прокурора в рассмотрении дел судами общей юрисдикции и арбитражными судами; координации прокуратурой деятельности по борьбе с преступностью.

Коллектив авторов

Прокурорский надзор: Шпаргалка

Шпаргалки от РИОРа –


Прокурорский надзор:

Шпаргалка

ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РФ

Прокуратура занимает особое место в государственной системе РФ. Прокуратура не относится к законодательной, исполнительной и судебной власти, обладая признаками каждой из них. Осуществляя прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, прокуратура распространяет свою компетенцию на все ветви государственной власти и на органы местного самоуправления. Характеристика отношений прокуратуры с органами исполнительной власти связана с особенностями ее отношений с правоохранительными, а также контролирующими органами. Прокуроры осуществляют прокурорский надзор за соблюдением и исполнением законов, за соответствием правовых актов и решений, принимаемых правоохранительными и контролирующими органами. Порядок расследования преступлений, совершенных работниками прокуратуры, предполагает гарантии независимости прокуроров. На деятельность Правительства РФ надзорная компетенция прокуратуры не распространяется. В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам РФ Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ.

Прокуратура и Президент РФ. Генеральный прокурор РФ и Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ.

Прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших, в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Осуществляя уголовное преследование, в суде по уголовным делам прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Прокурор приносит апелляционное, кассационное, надзорное представление, а в арбитражных судах – жалобу на незаконное, необоснованное или несправедливое решение, приговор, определение или постановление суда в вышестоящий суд. Федеральное Собрание и прокуратура. Государственная Дума принимает законы, составляющие основное содержание предмета прокурорского надзора за соблюдением и исполнением законов. Генеральный прокурор РФ лично ежегодно представляет палатам Федерального Собрания доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению. Прокуратура по запросам и обращениям депутатов проводит проверки фактов нарушений законов, принимает меры к их выявлению, устранению и предупреждению.

Предмет курса как правовой дисциплины составляют нормы права, определяющие сущность, функции, задачи, принципы организации и деятельности прокуратуры, ее систему и структуру, полномочия прокурора при осуществлении прокурорского надзора, а также регламентирующие общественные отношения, возникающие между органами прокуратуры, осуществляющими прокурорский надзор, и субъектами, вовлеченными (привлеченными) в эту деятельность.

В общей части излагается материал о роли прокуратуры как конституционного государственно‑правового института в системе органов государственной власти; содержание и система прокурорского надзора как учебного курса; правовые основы, принципы организации и деятельности прокуратуры; основные направления деятельности; система прокуратуры, структура различных ее звеньев, порядок их формирования; понятие, задачи, принципы и функции управления в органах и учреждениях прокуратуры; требования, предъявляемые к прокурорам и следователям, атакже рассматриваются основные исторические этапы учреждения, формирования и совершенствования российской прокуратуры.

Особенная часть курса последовательно раскрывает понятие, сущность, задачи и полномочия прокуроров по выявлению, предупреждению и устранению нарушений законов в основных направлениях деятельности прокуратуры; изучает разделы, посвященные: прокурорскому надзору за соблюдением и исполнением законов и законностью правовых актов; прокурорскому надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; прокурорскому надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно‑розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; прокурорскому надзору за исполнением законов судебными приставами; прокурорскому надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; участию прокурора в рассмотрении дел судами общей юрисдикции и арбитражными судами; координации прокуратурой деятельности по борьбе с преступностью.

Прокуратура занимает особое место в государственной системе РФ. Прокуратура не относится к законодательной, исполнительной и судебной власти, обладая признаками каждой из них. Осуществляя прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, прокуратура распространяет свою компетенцию на все ветви государственной власти и на органы местного самоуправления. Характеристика отношений прокуратуры с органами исполнительной власти связана с особенностями ее отношений с правоохранительными, а также контролирующими органами. Прокуроры осуществляют прокурорский надзор за соблюдением и исполнением законов, за соответствием правовых актов и решений, принимаемых правоохранительными и контролирующими органами. Порядок расследования преступлений, совершенных работниками прокуратуры, предполагает гарантии независимости прокуроров. На деятельность Правительства РФ надзорная компетенция прокуратуры не распространяется. В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам РФ Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ.

Прокуратура и Президент РФ. Генеральный прокурор РФ и Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ.

Прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших, в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Осуществляя уголовное преследование, в суде по уголовным делам прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Прокурор приносит апелляционное, кассационное, надзорное представление, а в арбитражных судах – жалобу на незаконное, необоснованное или несправедливое решение, приговор, определение или постановление суда в вышестоящий суд. Федеральное Собрание и прокуратура. Государственная Дума принимает законы, составляющие основное содержание предмета прокурорского надзора за соблюдением и исполнением законов. Генеральный прокурор РФ лично ежегодно представляет палатам Федерального Собрания доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению. Прокуратура по запросам и обращениям депутатов проводит проверки фактов нарушений законов, принимает меры к их выявлению, устранению и предупреждению.

Предмет курса как правовой дисциплины составляют нормы права, определяющие сущность, функции, задачи, принципы организации и деятельности прокуратуры, ее систему и структуру, полномочия прокурора при осуществлении прокурорского надзора, а также регламентирующие общественные отношения, возникающие между органами прокуратуры, осуществляющими прокурорский надзор, и субъектами, вовлеченными (привлеченными) в эту деятельность.

В общей части излагается материал о роли прокуратуры как конституционного государственно-правового института в системе органов государственной власти; содержание и система прокурорского надзора как учебного курса; правовые основы, принципы организации и деятельности прокуратуры; основные направления деятельности; система прокуратуры, структура различных ее звеньев, порядок их формирования; понятие, задачи, принципы и функции управления в органах и учреждениях прокуратуры; требования, предъявляемые к прокурорам и следователям, атакже рассматриваются основные исторические этапы учреждения, формирования и совершенствования российской прокуратуры.

Особенная часть курса последовательно раскрывает понятие, сущность, задачи и полномочия прокуроров по выявлению, предупреждению и устранению нарушений законов в основных направлениях деятельности прокуратуры; изучает разделы, посвященные: прокурорскому надзору за соблюдением и исполнением законов и законностью правовых актов; прокурорскому надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; прокурорскому надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; прокурорскому надзору за исполнением законов судебными приставами; прокурорскому надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; участию прокурора в рассмотрении дел судами общей юрисдикции и арбитражными судами; координации прокуратурой деятельности по борьбе с преступностью.

3. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

Сущность прокурорского надзора: а) это самостоятельный, специфический вид государственной деятельности, которая является исключительной компетенцией прокуратуры; б) осуществляется от имени государства – Российской Федерации; в) заключается в проверке правильности соблюдения и исполнения законов, действующих на территории РФ; г) направлен на выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, восстановление нарушенной законности, привлечение виновных к установленной законом ответственности. Прокурорский надзор как вид государственной деятельности – деятельность специально уполномоченных государственных органов (прокуратур), осуществляемая от имени РФ в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, выполняемая с использованием предусмотренных законом полномочий и правовых средств их осуществления.

Прокурорский надзор как отрасль юридической науки изучает закономерности возникновения, становления и развития правоотношений в сфере осуществления прокурорского надзора и иных функций прокуратуры; исследует основные понятия прокурорского надзора; изучает эффективность правовых норм, регламентирующих деятельность прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора и иных, возложенных на прокуратуру, функций.

Прокурорский надзор как учебная дисциплина, раскрывающая содержание организации и деятельности прокуратуры, изучается в высших и средних юридических заведениях, охватывает собой общую и особенную части курса.

Цели прокурорского надзора определяются статусом, местом и ролью прокуратуры в государственном устройстве и понимаются как то, к чему надо стремиться, что надо осуществлять, результат, на достижение которого направлена деятельность прокуратуры, регламентируемая законодательством: а) обеспечение верховенства закона; б) обеспечение единства и укрепления законности; в) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина; г) обеспечение охраняемых законом интересов общества и государства.

Задачи прокурорского надзора носят более частный характер, характеризуются многообразием и непосредственно направлены на достижение целей прокуратуры. Задачи условно можно разделить на общие, специальные и частные. Общие задачи решаются в процессе осуществления прокуратурой всех направлений деятельности. Общей задачей прокурорского надзора является укрепление законности и охрана от посягательств: 1) прав и интересов граждан, предприятий и организаций независимо от форм собственности; 2) общественного и государственного строя РФ.

Содержание общей задачи определяет специальные задачи, стоящие перед конкретным направлением деятельности (функцией) прокуратуры. Содержание специальных задач определяется компетенцией прокурора в каждом из этих направлений.

Частной называется задача временного характера, которую прокурор решает на данном этапе реализации специальных задач, например: истребование правовых актов для проверки их соответствия закону; получение объяснений по поводу конкретного нарушения закона и т.д.

Правовая основа курса состоит из источников правового регулирования организации и деятельности прокуратуры, к числу которых относятся следующие.

Общепризнанные принципы и нормы права и международные договоры РФ: нормы договоров, конвенций, касающихся непосредственно прокуратуры, содержащие прямое указание на прокуратуру как на субъект соответствующих правоотношений, либо когда это вытекает из содержания норм и принципов международного права.

Конституция РФ 1993 г. закрепляет требование соблюдения законов органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями; устанавливает, что в ведении РФ находятся контроль за соблюдением Конституции РФ, федеральных законов и прокуратура; определяет прокуратуру как единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ; содержит общие положения о назначении на должность прокуроров всех звеньев; указывает, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.

Недостаток или отсутствие законодательного урегулирования отдельных положений, касающихся организации и деятельности прокуратуры, обусловливает возможность до принятия соответствующего закона осуществлять деятельность на основании указов Президента РФ, формирующих, конкретизирующих механизм исполнения законов и соответствующих Конституции РФ. Отдельные вопросы организации и деятельности прокуратуры (материально-техническое, социально-бытовое обеспечение) регулируются постановлениями Правительства РФ, которые принимаются на основании и в соответствии с федеральным законодательством. Генеральный прокурор РФ издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции Генерального прокурора РФ, регулирующие вопросы организации и деятельности прокуратуры, не нуждающиеся в регламентировании на законодательном уровне. Правовую основу организации и деятельности прокуратуры составляют постановления Конституционного суда РФ по вопросам, связанным с содержанием деятельности прокуратуры, поскольку признание Конституционным судом РФ не соответствующей Конституции РФ нормы (ее части) Закона о прокуратуре влечет правовые последствия в части, касающейся содержания такой нормы, условий и порядка ее применения – норма не может применяться, а также оснований изменения (дополнения) законодательства об организации и деятельности прокуратуры.

5. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ. ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ

Принципы организации и деятельности прокуратуры – это закрепленные в законодательстве РФ общие руководящие исходные положения, определяющие построение прокурорского надзора, характерные черты и признаки деятельности органов и учреждений прокуратуры и основные требования, предъявляемые к ней.

Сущность принципов организации и деятельности прокуратуры заключается, во-первых, в определении системного построения органов и учреждений прокуратуры, а также отношений прокуратуры с другими органами, во-вторых, в определении наиболее существенных черт и требований и, в-третьих, в обязательности их для прокурорского работника независимо от занимаемой должности.

Система принципов организации и деятельности прокуратуры. Принципы организации и деятельности прокуратуры можно разделить на общие и внутриорганизационные принципы.

Общие принципы закреплены в Конституции и Законе о прокуратуре. К ним относятся:

2) единство и централизация прокуратуры;

Наряду с общими принципами действуют и внутриорганизационные принципы, к которым можно отнести зональный (территориальный), предметный и предметно-зональный принципы.

Принцип законности в системе принципов организации и деятельности прокуратуры имеет важнейшее значение и является общеправовым началом и универсальным принципом деятельности.

Принцип законности закреплен в Конституции РФ, определяющей, что органы государственной власти (в том числе прокуратура), органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Законность как принцип прокурорского надзора означает, что выполнение прокуратурой обязанности следить за исполнением законов всеми юридическими и физическими лицами и реализация иных надзорных функций должны осуществляться в соответствии с требованиями закона, при безусловном соблюдении закрепленных в законе прав и интересов этих физических и юридических лиц.

Законность – необходимое условие реализации всех остальных принципов организации и деятельности прокуратуры.

6. ПРИНЦИП ЕДИНСТВА И ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ПРОКУРАТУРЫ

Согласно ст. 129 Конституции РФ прокуратура – это единая федеральная система территориальных и специализированных (военных, природоохранных и др.) прокуратур, подчиняющихся единому центру – Генеральной прокуратуре РФ.

Принцип централизации характеризует организацию системы прокуратуры.

Централизация прокуратуры вызвана необходимостью обеспечения и соблюдения единой законности на всей территории страны, единых требований осуществления прокурорского надзора во всех административно-территориальных единицах.

Централизация системы прокуратуры выражается в подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим, а всех прокуроров – Генеральному прокурору РФ, возглавляющему систему прокуратуры.

Организация прокуратуры на основе принципа централизации включает и установленный порядок назначения прокуроров на должность.

При осуществлении своей деятельности прокурор любого звена может быть заменен другим прокурором, кроме случаев, специально отмеченных законодателем. В частности, председателем коллегии Генеральной прокуратуры РФ является Генеральный прокурор РФ, а ежегодный доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению Совету Федерации Федерального Собрания РФ представляет Генеральный прокурор РФ лично на заседании палаты.

Реализация этого принципа находит проявление и в сочетании единого руководства с инициативой прокуроров на местах.

Содержание принципа централизации включает также ответственность вышестоящего прокурора за эффективную организацию работы подчиненных ему прокуроров.

Принцип единства означает общность целей и задач осуществления надзора в стране, выражается в единстве форм и методов организации и деятельности прокуратуры, правовых средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, а также принятия мер по предупреждению и пресечению правонарушений. Единство предполагает наделение прокуроров едиными полномочиями и правовыми средствами их осуществления в пределах установленной законом компетенции.

Принцип единства означает и то, что действующие на территории РФ территориальные и специализированные прокуратуры составляют единую систему органов, организация и деятельность которых осуществляется на основе единого для всех звеньев прокуратуры законодательства.

Реализация принципа единства обусловлена единоличным разрешением прокурором вопросов и проблем, связанных с осуществлением прокурорского надзора, а также обязательным характером для нижестоящих прокуроров приказов и указаний вышестоящего прокурора, которые принимаются им лично.

Кроме единоличного разрешения вопросов, в системе прокуратуры предусмотрено и коллегиальное их обсуждение и решение. В этих целях в Генеральной прокуратуре РФ, в прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним специализированных прокуратурах, а также в Следственном комитете при прокуратуре РФ созданы и действуют коллегии для обсуждения наиболее важных вопросов деятельности.

7. ПРИНЦИП НЕЗАВИСИМОСТИ. ПРИНЦИП ГЛАСНОСТИ

Согласно ст. 4 Закона о прокуратуре прокуратура осуществляет свою деятельность независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов и общественных объединений и руководствуется законами и изданными в соответствии с ними приказами и указаниями Генерального прокурора РФ. Реализация принципа независимости прокуратуры обеспечивается: организационным построением; установленным порядком назначения прокуроров на должность; определенной законом системой подчиненности и подотчетности прокурорских работников; порядком материально-технического обеспечения (финансирование органов и учреждений прокуратуры осуществляется за счет средств федерального бюджета независимо от бюджета местных органов); материальным и социальным обеспечением работников прокуратуры. Недопустимо вмешательство в осуществление деятельности прокуратуры.

Признаком принципа независимости является политическая независимость прокурора и следователя Следственного комитета при прокуратуре РФ. Прокурорские работники не могут быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности, что исключает возможность влияния со стороны этих объединений на прокурора и на решения, принимаемые им в процессе осуществления прокурорского надзора.

Также не допускается создание и деятельность в органах и учреждениях прокуратуры общественных объединений, преследующих политические цели.

Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой. Принцип гласности закреплен в Законе о прокуратуре и означает, что прокуратура действует гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне.

Читайте также: