Реформа церкви по лютеру кратко

Обновлено: 02.07.2024

"Наконец, размышляя день и ночь, по милости Божией, я начал понимать, что праведность Божия есть то, через что праведные живут даром Божиим, а именно верою. Здесь я чувствовал себя так, словно заново родился и вошел в рай через распахнутые настежь врата."

В шестнадцатом веке мир был разделен вокруг Мартина Лютера. Один католик считал Мартина Лютера "демоном во внешности человека". Еще один человек, который первым поставил под сомнение теологию Лютера, позже заявил: "он один прав!"

В наши дни, спустя почти 500 лет, этот вердикт почти единогласен в пользу добра. Как католики, так и протестанты утверждают, что он был не только прав во многом, но и изменил ход западной истории к лучшему.

Преобразование грозы

Мартин родился в Айслебене (примерно в 120 милях к юго-западу от современного Берлина) от Маргарет и Ганса Людеров (как это было произнесено в местных условиях). Он вырос в Мансфельде, где его отец работал на местных медных рудниках.

Ганс отправил Мартина в латинскую школу, а затем, когда Мартину было всего 13 лет, в Эрфуртский университет изучать право. Там Мартин получил как степень бакалавра, так и степень магистра в кратчайшие сроки, предусмотренные университетским уставом. Он оказался настолько искусен в публичных дебатах, что заслужил прозвище "философ"."

Затем в 1505 году его жизнь приняла драматический оборот. Когда 21-летний Лютер пробивался сквозь сильную грозу по дороге в Эрфурт, молния ударила в землю рядом с ним.

- Помоги мне, Святая Анна!- Закричал Лютер. -Я стану монахом!"

Скрупулезный Лютер исполнил свой обет: он раздал все свое имущество и вступил в монашескую жизнь.

Духовный прорыв

Лютер был чрезвычайно успешным монахом. Он погрузился в молитву, пост и аскетические практики—ходил без сна, выдерживал леденящий холод без одеяла и бичевал себя. Как он позднее говорил: "Если кто и мог заслужить рай монашеской жизнью, так это я."

Хотя он и стремился этими средствами полностью любить Бога, он не находил никакого утешения. Он все больше и больше боялся гнева Божьего: "когда душа соприкасается с этим преходящим потопом вечного, она не чувствует и не пьет ничего, кроме вечного наказания.

В первые годы своей жизни, когда Лютер читал то, что впоследствии стало знаменитым "текстом Реформации"(Римлянам 1:17), его взоры были обращены не к слову вера, а к слову праведник. Кто же, в конце концов, может "жить верой", как не те, кто уже праведен? Текст был ясен по этому поводу: "праведные будут жить верою."

Лютер заметил: "я ненавидел это слово, "праведность Божья", которым меня учили согласно обычаю и обычаю всех учителей . [что] Бог праведен и наказывает неправедного грешника.- Молодой Лютер не мог жить верой, потому что он не был праведен, и он это знал.

Тем временем ему было приказано получить докторскую степень по Библии и стать профессором Виттенбергского университета. Во время лекций по Псалтыри (в 1513 и 1514 гг.) и изучения книги римлян он начал видеть выход из своей дилеммы. - Наконец-то я медитирую день и ночь, по милости Божьей . я начал понимать, что праведность Божья-это то, через что праведные живут даром Божиим, а именно верой. здесь я чувствовал себя так, как будто я был полностью рожден свыше и вошел в сам рай через распахнутые настежь врата."

Вслед за этим новым пониманием пришли и другие. Для Лютера церковь больше не была институтом, определяемым апостольским преемством; вместо этого она была общиной тех, кому была дана Вера. Спасение пришло не через таинства как таковые, а через веру. Идея о том, что у людей есть искра благости (достаточно, чтобы искать Бога), не была основой теологии, а преподавалась только "глупцами"."Смирение больше не было добродетелью, заслуживающей благодати, но необходимым ответом на дар благодати. Вера больше не состояла в согласии с учением Церкви, но в доверии обетованиям Божьим и заслугам Христа.

Это было незадолго до того, как революция в сердце и уме Лютера разыгралась во всей Европе.

-А вот и я стою."

Это началось в канун Дня Всех Святых, в 1517 году, когда Лютер публично возразил против того, как проповедник Иоганн Тецель продавал индульгенции. Это были документы, подготовленные церковью и купленные отдельными лицами либо для себя, либо от имени умерших, которые освободили бы их от наказания за их грехи. Как проповедовал Тецель, " как только монета в сундуке прилипает, душа из чистилища устремляется к небесам!"

Лютер усомнился в незаконности торговли индульгенциями в церкви и призвал к публичному обсуждению 95 тезисов, которые он написал. Вместо этого его 95 тезисов распространились по всей Германии как призыв к реформам, и вопрос быстро стал не индульгенциями, а авторитетом церкви: имел ли папа право издавать индульгенции?

События быстро ускорились. На публичных дебатах в Лейпциге в 1519 году, когда Лютер заявил, что "простой мирянин, вооруженный Священным Писанием", был выше как папы, так и соборов без них, ему пригрозили отлучением.

Лютер ответил на эту угрозу тремя важнейшими своими трактатами: "обращение к христианскому дворянству ", "Вавилонское пленение Церкви " и "о свободе христианина ". В первом он утверждал, что все христиане были священниками, и призывал правителей встать на путь церковной реформы. Во втором он свел семь таинств к двум (крещение и вечеря Господня). В третьем он сказал христианам, что они свободны от закона (особенно церковных законов), но связаны любовью со своими ближними.

В 1521 году он был вызван на собрание в Вормсе, Германия, чтобы предстать перед Карлом V, императором Священной Римской империи. Лютер прибыл подготовленным к очередной дискуссии; он быстро обнаружил, что это был суд, на котором его попросили отказаться от своих взглядов.

Лютер ответил: "Если только я не могу быть наставлен и убежден доказательствами из Священного Писания или открытыми, ясными и отчетливыми основаниями рассуждения . тогда я не могу и не буду отрекаться, потому что действовать против совести небезопасно и неразумно.- Затем он добавил: - Вот здесь я стою. Я не могу поступить иначе. Господи, помоги мне! Аминь."

К тому времени, когда был издан императорский указ, называвший Лютера "осужденным еретиком", он бежал в замок Вартбург, где скрывался в течение десяти месяцев.

Достижения больного человека

Ранней весной 1522 года он смог вернуться в Виттенберг, чтобы возглавить с помощью таких людей, как Филипп Меланхтон, молодое реформаторское движение.

В течение последующих лет Лютер вступал во все новые споры, многие из которых разделяли друзей и врагов. Когда волнения привели к крестьянской войне 1524-1525 гг., он осудил крестьян и призвал князей подавить восстание.

Он женился на беглой монахине Катарине фон Бора, что многих шокировало. (Для Лютера шоком было то, что он просыпался утром с косичками на подушке рядом со мной.")

Он высмеивал коллег-реформаторов, особенно швейцарского реформатора Ульриха Цвингли, и использовал при этом вульгарные выражения.

На самом деле, чем старше он становился, тем придирчивее становился. В последние годы своей жизни он говорил некоторые неприятные вещи, в том числе о евреях, папах и богословских врагах, со словами, которые не годятся для печати.

Тем не менее , его продолжительные достижения также возросли: перевод Библии на немецкий язык (который остается литературной и библейской отличительной чертой); написание гимна "могучая крепость-наш Бог"; и публикация его большего и меньшего Катехизиса, которые руководили не только лютеранами, но и многими другими с тех пор.

Последние годы жизни он часто проводил как в болезни, так и в яростной деятельности (в 1531 году, хотя он был болен в течение шести месяцев и страдал от истощения, он проповедовал 180 проповедей, написал 15 трактатов, работал над переводом Ветхого Завета и совершил несколько поездок). Но в 1546 году он окончательно выдохся.

Наследие Лютера огромно и не может быть адекватно обобщено. Все протестантские реформаторы—такие как Кальвин, Цвингли, Нокс и Кранмер—и все протестантские течения—лютеране, реформаты, англикане и анабаптисты-были так или иначе вдохновлены Лютером. На более широком полотне его реформа высвободила силы, которые закончили Средние века и открыли современную эпоху.

Было сказано, что в большинстве библиотек книги Мартина Лютера и о нем занимают больше полок, чем те, которые касаются любой другой фигуры, кроме Иисуса из Назарета. Хотя это трудно проверить, можно понять, почему это, скорее всего, будет правдой.

Если вам нравятся заметки на нашем канале, обязательно поставьте лайк и подпишитесь на наш канал! Так вы будете чаще видеть наши заметки в своей ленте Дзена и не пропустите новые! Спасибо.

В 1517 г. открыто выступил против католицизма, прикрепив к вратам виттенбергской церкви свои знаменитые 95 тезисов. Его идеи на первом этапе Реформации воспринимались как сигнал к выступлению против папской курии. Лютер солидаризировался с учением чешского реформатора Я. Гуса, объявленного еретиком.

Каковы положения учения М. Лютера о реформе церкви?

Прямой контроль за верой и совестью. Критика претензий духовенства на право посредника между людьми и Богом. Общение с Господом возможно для каждого чистого духом христианина.

Коренное преобразование церкви. Идея отмены опеки папской курии имела далеко идущие последствия: создавались предпосылки для политического объединения Германии, прекращался отток громадных денежных сумм в Рим, упразднялась треть церковных праздников, стимулировалось предпринимательство.

Лютер и реформа церкви

Лютер и реформа церкви

Мартин Лютер был человеком простого происхождения, он был сыном крестьянина из немецкого города Айслебен. Впоследствии он стал монахом Августинцем а затем, в 1507 году получил священническое рукоположение. С 1512 года и вплоть до своей смерти занимал профессорскую кафедру в Виттенберге.Причиной, подвигшей его на реформу церкви была постоянная, не дававшая ему покоя мысль - как человек может достичь оправдания перед Богом за свои собственные грехи? ти размышления сделали его протестантом.

Так что же делать, как быть? Разве можно любить такого Бога? Можно любить Того, Кто уже заранее готов осудить мир так и не дав ему шанс ко спасению. ?
Однажды Лютер наткнулся на послание апостола Павла, которое всем своим смыслом изменило всю его жизнь: "В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: "праведный верою жив будет"" (Рим. 1.17).
Оказывается Бог не просто наказывает человека, но и дает ему возможность оправдания перед Ним: "праведный верою жив будет". Если все совратились с праведного пути, если нет ни одного кто мог бы безошибочно прожить свою жизнь, если нет ни одного абсолютно идеального человека и, если в результате всего этого, человечество осуждено на вечное пребывание вне Бога, в аду, то все равно из всего этого есть выход - ВЕРА! Именно она приводит человека к праведности, именно она дарует ему Вечную жизнь.

Итак, Лютер освободился от мысли, что необходимо усиленно трудиться для того чтобы заработать спасение, и пришел к революционному убеждению что оправдание - это дар веры! Лютер начинает проповедовать эту идею в своих лекциях и. вступает в конфликт с церковными властями по вопросу, касающемся индульгенций.

Когда папа Юлий II в 1506 году решает заложить базилику св. Петра в Риме, он призвал верующих всех стран Священной Римской империи помочь в этом деле финансами. Было принято решение давать индульгенции тем, кто в плюс к обычным делам праведности, совершит еще одно - выделит деньги на строительство. Это был хороший повод для Лютера выступить со своей доктриной и, в 1517 году, он прибил 95 тезисов на воротах кафедрального собора Виттенберга, в которых указал на свое несогласие с позицией официальной церкви.
Благодаря историческому моменту идеям Лютера, можно сказать, повезло. С одной стороны немецкий народ не хотел дополнительных поборов для Рима, а с другой многие немецкие феодалы желали большей независимости от Римской курии. Поэтому проповедь бессмысленности индульгенций и сбора налогов для чужой церкви повела за ним народ и власть. И, таким образом, 95 тезисов на воротах Виттенбергской церкви становятся причиной рождения крупного движения, получившего название протестантизма.

Основные принципиальные пункты доктрины Лютера гласят следующее:
Для спасения достаточно только Божьей Благодати и личной веры в Христа (Его искупительную Жертву), без учета личных достоинств.
Истинно только Писание но не предание. Церковное предание конечно же не считается чем то "лишним" (как это происходит у радикальных течений протестантизма), к нему обязательно нужно прислушиваться, без христианского опыта поколений нельзя обойтись в духовной жизни, но воспринимать его нужно исключительно через призму Священного Писания.

Из семи таинств католической церкви: крещения, конфирмации, брака, священства, елеоосвящения, исповеди, таинства алтаря, сохраняются только два: крещение и таинство алтаря. Есть правда и третье - исповедь, но она не рассматривается как самостоятельное таинство, а лишь как продолженное во времени таинство крещения. Как крещение, так и исповедь, примиряют грешного человека с его Создателем путем омытия, прощения грехов.
Культ святых и Богоматери воспринимается только в свете следования Христу. К святым можно обращаться за молитвенной поддержкой, но лишь только в том случае, если эти просьбы не заменяют молитв Самому Господу.
В 1518 году папа приглашает Лютера предстать на суд в Рим, но он отказывается, указывая на то, что решать спорные вопросы может только церковный собор.
1520 год приносит Лютеру официальное осуждение Рима в лице папы Льва X выпустившего буллу "Exurge". А в 1521 году, в результате отказа подчиниться, папа отлучает Лютера от церкви. Лютер отвечает на это работой "Против папства основанного дьяволом". Он вообще кажется нисколько не смущен официальным обвинением себя в ереси со стороны Рима и, вместо того чтобы по мирному уладить возникший конфликт, сжигает каноническое право, таким образом подчеркивая свою свободу.

Далее Лютер осуществляет титанический труд по переводу Библии на народный немецкий язык и женится на беглой монахине, проникшейся его идеями - Катарине фон Бора, тем самым личным примером еще более усугубляя разрастающуюся пропасть между реформированной и католической церквями.
В 1546 году он умирает в окружении своих последователей и близких в Айслебене.
После официального осуждения его идей, император Священной Римской империи Карл V, Парижский университет и король Англии высказываются против реформ. Но часть немецких феодалов выступает на их защиту. А другая часть, верная папству, формирует католическую лигу для защиты своих идей. Для того чтобы избежать гражданской войны, собрание высшего духовенства и мирской знати в Спире (1526 г.) приняло решение, что на время каждый принц, в зависимости от конфессиональной принадлежности, может вводить у себя ту религию, которая ему по нраву. По принципу - чья земля, того и религия. И это до тех пор, пока общий собор не разрешит кто прав.

Многие регионы Германии объявили себя последователями Лютера. И для того чтобы остановить все разрастающуюся схизму, в том же Спире, в 1529 году, было поспешно созвано новое собрание, решение которого вызывает протест у последователей реформы. В результате чего они и получают название, которое утвердиться за ними вплоть до наших дней - протестанты. В 1530 году в Аугсбурге протестанты устраивают свой собор, на котором вырабатывают концепцию
своего вероисповедания, получившее название Аугсбургского.


Реформация — церковно-социальное движение ХVI века в Европе против католической церкви, в котором борьба за религиозные идеалы переплелась с классовой борьбой крестьянства и зарождающейся буржуазии с феодалами. Стала катализатором распада феодального общества и возникновения зачаточных форм капитализма

Причины Реформации

Католицизм был целой системой, налагавшей рамки на всю культуру и социальную организацию европейских народов:

    — Католический универсализм отрицал национальность
    — Теократическая идея давила государство
    — Духовенство имело привилегированное положение в обществе, подчиняя церковной опеке светские сословия
    — Догматизм предоставлял мысли слишком узкую сферу
    — Католическая церковь переродилась из утешительницы и проводника идей социальной справедливости в жестокого феодального земельного собственника и угнетателя
    — Несоответствие образа жизни служителей церкви тому, что они проповедовали
    — Недееспособность, распущенность и коррумпированность церковной бюрократии
    — Растущие материальные запросы римской церкви: все верующие платили десятину — налог в размере 1/10 всех доходов. Велась открытая торговля церковными должностями
    — Существование огромного количества монастырей, имевших обширные земельные владения и иные богатства, с многочисленным праздным населением
    — Продажа индульгенций, начатая для финансирования строительства собора Святого Петра в Риме, слишком явно и цинично демонстрировала не заботу Церкви о душах паствы, но стремление к обогащению, земным благам
    — Изобретение книгопечатания
    — Открытие Америки
    — Возобновление интереса к античной культуре, сопровождающееся расцветом искусства, в течение многих веков служившего исключительно интересам Церкви

В борьбе против католической церкви объединились все светские институты европейского общества: государственная власть, нарождающаяся буржуазия, задавленное гнетом крестьянство, интеллектуалы, представители свободных профессий. Они боролись не во имя чистоты христианского вероучения, не во имя восстановления Библии как главного авторитета в делах религии, не во имя требований совести и религиозной мысли, а потому, что католицизм мешал свободному развитию общественных отношений во всех сферах жизни

Реформация в Европе

Формальным началом Реформации считается 31 октября 1517 года, когда викарий деканата ордена августинцев Мартин Лютер обнародовал свои 95 тезисов против торговли папскими индульгенциями*

Деятели Реформации

  • Мартин Лютер (1483–1546) — Германия
  • Филипп Меланхтон (1497–1560) — Германия
  • Ганс Таусен (1494–1561) — Дания
  • Олаус Петри (1493–1552) — Швеция
  • Ульрих Цвингли (1484–1531) — Швейцария
  • Жан Кальвин (1509–1564) — Франция, Швейцария
  • Томас Кранмер (1489–1556) — Англия
  • Джон Нокс (1514?–1572) — Шотландия
  • Ж. Лефевр (1450-1536) — Франция
  • Г. Брисонне (1470-1534) — Франция
  • М. Агрикола (1510-1557) — Финляндия
  • Т. Мюнцер (1490-1525) — Германия

В результате Реформации часть верующих восприняла идеи главных её деятелей Лютера и Кальвина, превратившись из католиков в лютеран и кальвинистов

Краткая биография Мартина Лютера

Главная идея лютеранства — спасение личной верой, которая даруется Богом, без помощи церкви. Связь Бога и человека имеет личный характер, церковь не является посредником между Богом и человеком. Все верующие признаются равными перед Христом, священники теряют положение особого сословия. Религиозные общины сами приглашают пасторов и выбирают руководящие органы. Источником вероучения является Библия, которую верующий имеет право самостоятельно объяснять. Вместо латыни богослужение ведётся на родном языке верующего

Краткая биография Жана Кальвина

  • 1553 — по приговору женевской консистории был казнен за еретические взгляды М. Сервет. Впервые протестантская церковь вынесла смертный приговор за инакомыслие
  • 1559 — Основание Женевской академии — высшего богословского заведения для подготовки проповедников
  • 1564, 27 мая — Кальвин умер. Похоронен без церемоний, без памятника на могиле. Вскоре место его захоронения было утеряно

Контрреформация

Любое действие предполагает противодействие. На движение Реформации католическая Европа ответила контрреформацией (1543 — 1648). Католическая церковь отказалась от предоставления индульгенций, были основаны новые монашеские ордена и духовные семинарии, были введены единообразная литургия (главнейшее христианское богослужение), григорианский календарь, подавлена Реформация в Польше, землях Габсбургов, Франции. Контрреформация оформила окончательный разрыв католичества с протестантством

Читайте также: