Прокламация молодая россия кратко
Обновлено: 30.06.2024
История создания
Весной 1862 года, находясь под следствием за антиправительственную агитацию в камере Тверской полицейской части, студент физико-математического факультета Московского университета Пётр Заичневский написал прокламацию, содержавшую бланкистскую программу революционного переворота в России и получившую известность как революционный манифест республиканцев-якобинцев. Прокламация была нелегально издана и широко распространена членами московского студенческого кружка Заичневского в мае 1862 года от имени вымышленного Центрального Революционного Комитета.
Содержание прокламации поразило современников бескомпромиссностью и крайним максимализмом. В прокламации, в частности, заявлялось:
В прокламации был определён первоочередной объект революционного террора: физическое уничтожение русского Царя и царской семьи, а также всех её сторонников:
Средством достижения своих целей прокламация провозглашала революционный террор:
Отзывы современников
А. И. Герцен отнёсся к прокламации и её неизвестным ему авторам снисходительно:
Всё это страшное дело, сводится на юношеский порыв, неосторожный, несдержанный, но который не сделал никакого вреда и не мог сделать. Жаль, что молодые люди выдали эту прокламацию, но винить мы их не станем. Ну что упрекать молодости её молодость, сама пройдет, как поживут. Горячая кровь, а тут святое нетерпение, две-три неудачи — и страшные слова крови и страшные угрозы срываются с языка. Крови от них ни капли не пролилось, а если и прольётся, то это будет их кровь — юношей-фанатиков.
Россия вступает в революционный период своего существования. Проследите жизнь всех сословий, и вы увидите, что общество разделяется в настоящее время на две части, интересы которых диаметрально противоположны и которые, следовательно, стоят враждебно одна к другой.
Снизу слышится глухой и затаённый ропот народа, народа, угнетаемого и ограбляемого всеми, у кого в руках есть хоть доля власти, — народа, который грабят чиновники и помещики, продающие ему его же собственность — землю, грабит и царь, увеличивающий более чем вдвое прямые и косвенные подати и употребляющий полученные деньги не на пользу государства, а на увеличение распутства двора, на приданое фрейлинам-любовницам, на награду холопов, прислуживающих ему, да на войско, которым хочет оградиться от народа.
Опираясь на сотни тысяч штыков, царь отрезывает у большей части народа (у казённых крестьян) землю, полученную им от своих отцов и дедов, делает это в видах государственной необходимости, и в то же время, как бы в насмешку над бедным, ограбляемым крестьянином, дарит по несколько тысяч десятин генералам, покрывшим русское оружие неувядаемою славою побед над безоружными толпами крестьян; чиновникам, вся заслуга которых — немилосердный грабёж народа; тем, которые умеют ловчее подать тарелку, налить вина, красивее танцуют, лучше льстят!
Это всеми притесняемая, всеми оскорбляемая партия, партия — народ.
Первые её экземпляры попали в поле зрения властей в мае 1862 года в Москве и Петербурге: какие-то её копии разбрасывались по бульварам и улицам и распространялись в университетских зданиях, другие смогла обнаружить полиция при обысках лиц, привлекавшихся по политическим делам, а отдельные экземпляры даже были анонимно посланы министру народного просвещения Александру Головнину и петербургскому митрополиту Исидору!
Пожар в Петербурге 28 и 29 мая 1862 года. Литография Ф. Зильбера
Выход из этого гнетущего, страшного положения, губящего современного человека, и на борьбу с которым тратятся его лучшие силы, один — революция, революция кровавая и неумолимая, — революция, которая должна изменить радикально всё, всё без исключения, основы современного общества и погубить сторонников нынешнего порядка.
Мы не страшимся её, хотя и знаем, что прольётся река крови, что погибнут, может быть, и невинные жертвы; мы предвидим всё это и всё-таки приветствуем её наступление, мы готовы жертвовать лично своими головами, только пришла бы поскорее она, давно желанная!
Понимает необходимость революции инстинктивно и масса народа, понимает и небольшой кружок наших действительно передовых людей… и вот из среды их выходят один за другим эти предтечи революции и призывают народ на святое дело восстания, на расправу с своими притеснителями, на суд с императорской партией. Расстреливание за непонимание дурацких Положений 19-го февраля (отменивших крепостное право Положений 1861 года. — Прим.), работа в рудниках за указание безнадёжности настоящего положения, ссылка в отдалённые губернии, ссылка гуртом в каторжные работы за публичное заявление своего мнения, за молитву в церквах по убитым (имеются в виду погибшие во время подавления восстания в селе Бездна Казанской губернии в апреле 1861 года. — Прим.), — вот чем отвечает императорская партия им!
Жандармский подполковник Житков, сопровождавший Заичневского после ареста из Орла, по дороге узнал от него, что около восьми тысяч студентов вместе с сочувствующими им войсками и тюремными арестантами действительно предполагают совершить в России государственный переворот. Неудивительно, что подобное наивное представление о неминуемой революции можно было высказать и в анонимной прокламации, — и не так важно, пускал ли Заичневский пыль в глаза или же действительно верил в подобную возможность.
Пётр Заичневский в 1860‑е годы
Но наша главная надежда на молодёжь. Воззванием к ней мы оканчиваем нынешний нумер журнала, потому что она заключает в себе всё лучшее России, всё живое, всё, что станет на стороне движения, всё, что готово пожертвовать собой для блага народа.
Помни же, молодежь, что из тебя должны выйти вожаки народа, ты должна стать во главе движения, что на тебя надеется революционная партия! Будь же готова к своей славной деятельности, смотри, чтобы тебя не застали врасплох! Готовься, а для этого сбирайтесь почаще, заводите кружки, образуйте тайные общества, с которыми Центральный Революционный Комитет сам постарается войти в сообщение, рассуждайте больше о политике, уясняйте себе современное положение общества, а для большего успеха приглашайте к себе на собрания людей, действительно революционных и на которых вы можете вполне положиться.
Прокламация "Молодая Россия", 1862 год. Первая агитка революционно-большевистского толка, получившая широкую известность в Российской империи. Но на тот момент не ещё не существовало ни самих большевиков, ни "Капитала" Маркса, ни романа "Что делать?" Чернышевского (который сделал из Ленина то, чем он стал). Автором прокламации является Петр Григорьевич Зайчневский (1842–1896), сын помещика Орловской губернии, студент физико–математического факультета Московского университета. Зайчневский руководил студенческим кружком, занимавшимся выпуском запрещенной политической литературы и был арестован в июле 1861г. В заключении им была написана эта прокламация, переправленная затем на волю и с мая 1862 г. распространявшаяся в Петербурге, Москве и других городах. "Молодая Россия" произвела большое впечатление на современников своей открытой приверженностью социализму и угрозами революционной расправы. Последовавшая вслед за ее выходом череда пожаров в Петербурге позволила приписать их революционерам. Все это вместе вызвало определенный перелом в общественных настроениях и, наконец,развязала руки правительству в его борьбе с революционным движением.
Россия вступает в революционный период своего существования.
Проследите жизнь всех сословий, и вы увидите, что общество разделяется в настоящее время на две части, интересы которых диаметрально противоположны и которые, следовательно, стоят враждебно одна к другой.
Выверено по изданию: Революционный радикализм в России:
век девятнадцатый. Документальная публикация.
Ред. Е.Л.Рудницкая. М., Археографический центр, 1997.
Подъем крестьянского движения, который последовал за реформой, вселял надежду на скорое восстание. Большинство революционных деятелей сходилось на предположении, что отрытое выступление может произойти в 1863 г., когда истекал не подписания уставных грамот. Стремясь не отстать от событий, группа революционеров – Н.А. Серно-Соловьевич, И. Обручев, А.А. Слепцов, М.Л. Михайлов, Н.В. Шелгунов – провели серию нелегальных встреч и переговоров с целью создания тайной организации. Революционному подполью в России удалось заручиться поддержкой лондонского центра.
Польское восстание 1863 г.
Одним из проявлений революционной ситуации был подъем национально-освободительной борьбы в Польше, Литве и Белоруссии. В период первой революционной ситуации различные ее факторы проявляли себя не одновременно. Это явилось одной из причин, по которой революционная ситуация не переросла в революцию. Так, в частности, обстояло дело и с восстанием 1863 г. В то время, когда в центре России революционный накал начинал спадать, в Польше, Литве, Белоруссии и на западе Украины народная борьба продолжала нарастать.
Программа Центрального национального комитета выдвигала требования ликвидации сословий, передачи крестьянам обрабатываемой ими земли, провозглашения независимости Польши в границах 1772 г. с последующим предоставлением украинскому, белорусскому и литовскому населению права на самостоятельное решение своей судьбы.
Осенью 1862 г. Центральный национальный комитет объявил себя Национальным правительством и создал тайную сеть своих органов власти на территории всей Польши. Нелегально был введен национальный налог. Развернулась подготовка восстания.
22 января 1863 г. Центральный национальный комитет объявил о начале восстания и опубликовал манифест, излагавший его программу. Манифест призывал к борьбе против царизма. Польское население Пруссии и Австрии не вовлекалось в борьбу против своих правительств. Крестьяне наделялись землей, которой они пользовались, но помещичье землевладение сохранялись, и владельцы получали от государства вознаграждение за переданные крестьянам земли.
В начале событий руководство восстанием было сосредоточено в руках революционно-демократической группы З. Подлевского – С. Бобровского, стремившихся придать борьбе классовый характер. В основе плана было развертывание восстания на максимальной территории. Однако отсутствие достаточной подготовки приводило к тому, что столкновения с царскими гарнизонами заканчивались неудачно. В лагере восставших обострились разногласия.
Наибольшего размаха народное восстание достигло в Литве и Западной Белоруссии. Здесь действовали видные революционеры З. Сераковский, К. Калиновский, В. Врублевский, А. Мацкавичюс. Широкий размах народных выступлений в Литве объяснялся прежде всего антифеодальным содержанием борьбы тем, что борьба не ограничивалась только национальными лозунгами. В западных районах Украины, не получив поддержки крестьян, движение не приняло широкого характера.
Для прекращения восстания царизм использовал не только карательные меры. Чтобы не допустить расширения социальной базы повстанцев, правительство пошло на уступки. Это имело особенно заметные последствия в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине, где феодальный лагерь в значительной степени был представлен польскими помещиками.
В ходе расправы над повстанческими войсками в самой Польше царизм объявил о проведении здесь крестьянской реформы. В ее основу были положены повстанческие аграрные декреты. Крестьянам была передана в собственность вся надельная земля без выкупа помещикам. Таким образом, в результате восстания польское крестьянство получило землю на более благоприятных условиях, чем в целом по России. В дальнейшем развитие капитализма здесь было значительно меньше отягощено феодальными пережитками. Решение аграрного вопроса было не только серьезным завоеванием польского крестьянства, но и важнейшим итогом всего восстания.
Вопросы к главе
1. Назовите деятелей демократического движения в России.
3. Какие приемы борьбы с революционной идеологией стало использовать правительство в эпоху либерализации общественной жизни?
4. Чем объяснить, что царизм сравнительно легко одержал верх в борьбе с повстанческим движением в Польше?
Революционное народничество 60-70-х гг. XIX в.
Социальные корни народничества
Революционная ситуация в середине XIX в. знаменовала собой переход к новому этапу освободительного движения. Типичной фигурой революционера становится социалист-разночинец. Разночинцами были образованные представители либерально-демократической интеллигенции, происходившие не только из дворян, но и мелких чиновников, мещан, купечества, крестьянства. Освободительное движение становится многообразным. В нем участвуют не только выходцы из разных сословий, но и действуют различные политические организации, намечавшие разнообразные пути демократизации общественного строя России. При всем многообразии освободительных сил разночинского этапа ведущим направлением было движение революционного народничества.
Народнические взгляды получили широкое распространение в печати в форме острой политической публицистики, проявились в науке, литературе и искусстве. Народничество имело свои организации, оказывало влияние на всю внутриполитическую жизнь России. По ряду вопросов оно сближалось с другими оппозиционными течениями. Выделяя народничество из других общественных течений, можно назвать следующие его характерные признаки:
1. Признание капитализма в России упадком, регрессом.
2. Признание самобытности русского экономического строя вообще и крестьянской общины в частности.
3. Игнорирование связи интеллигенции и политических учреждений страны с материальными интересами определенных общественных классов.
Идеология народничества развивалась в 60-е гг. XIX в., т. е. в эпоху, когда капитализм еще не утвердился настолько, чтобы ярко обнаружилось разложение деревни. Поэтому, рассматривая вопрос о судьбах капитализма в России, народники не могли решить его исторически верно. Они отрицали развитие капитализма в России, не признавали значения политической борьбы и обще-демократических свобод.
Основное внимание народники уделяли социалистическому перевороту, уравнительному распределению земли между крестьянами и особой роли общины как основы общественного устройства в стране. Народничество выражало интересы пореформенного крестьянства, которое выступало как прогрессивная сила, выдвигавшая общедемократические требования и боровшаяся против остатков крепостничества. Настойчивая борьба крестьянства против пережитков феодализма переплеталась с новыми противоречиями и антагонизмами, порожденными уже буржуазным строем. Крестьянство все более выступало не только как обездоленный и трудовой класс, но и одновременно как класс мелких собственников, подчас эгоистично отстаивавших свои имущественные права. Противоречия буржуазного характера нарастали с большой, стремительностью. На этом фоне народническая утопия, все меньше отражавшая реальности социально-экономического развития страны, эволюционирует вправо, теряя свое значение как революционная идеология. Однако в 60-х – начале 80-х гг. народничество, активно выступая против самодержавия, несправедливого распределения земли, отстаивало важнейшие обще-демократические требования и тем самым способствовало общественному прогрессу.
Народничество придерживалось социалистической идеологии. Тем самым ставился вопрос о различиях в понимании будущего устройства России либералами и демократами. Народники искали альтернативу буржуазному пути, на который встала страна. Критическое отношение к российской действительности с ее ужасающей несправедливостью по отношению к крестьянству порождало в сознании демократической интеллигенции новую систему ценностей, в которой частная собственность рассматривалась как главное общественное зло. Стремления народников к уравнительству, безусловно, носили характер утопии, но объективно были реакцией на общее требование крестьян земли и подлинной воли. С этой точки зрения народническая идеология в форме мелкобуржуазного, крестьянского утопического социализма имела закономерный характер и обеспечивала поступательность в развитии освободительного движения.
Читайте также: