Прокламация молодая россия кратко

Обновлено: 30.06.2024

История создания

Весной 1862 года, находясь под следствием за антиправительственную агитацию в камере Тверской полицейской части, студент физико-математического факультета Московского университета Пётр Заичневский написал прокламацию, содержавшую бланкистскую программу революционного переворота в России и получившую известность как революционный манифест республиканцев-якобинцев. Прокламация была нелегально издана и широко распространена членами московского студенческого кружка Заичневского в мае 1862 года от имени вымышленного Центрального Революционного Комитета.

Содержание прокламации поразило современников бескомпромиссностью и крайним максимализмом. В прокламации, в частности, заявлялось:

В прокламации был определён первоочередной объект революционного террора: физическое уничтожение русского Царя и царской семьи, а также всех её сторонников:

Средством достижения своих целей прокламация провозглашала революционный террор:

Отзывы современников

А. И. Герцен отнёсся к прокламации и её неизвестным ему авторам снисходительно:

Всё это страшное дело, сводится на юношеский порыв, неосторожный, несдержанный, но который не сделал никакого вреда и не мог сделать. Жаль, что молодые люди выдали эту прокламацию, но винить мы их не станем. Ну что упрекать молодости её молодость, сама пройдет, как поживут. Горячая кровь, а тут святое нетерпение, две-три неудачи — и страшные слова крови и страшные угрозы срываются с языка. Крови от них ни капли не пролилось, а если и прольётся, то это будет их кровь — юношей-фанатиков.

Рос­сия всту­па­ет в рево­лю­ци­он­ный пери­од сво­е­го суще­ство­ва­ния. Про­сле­ди­те жизнь всех сосло­вий, и вы уви­ди­те, что обще­ство раз­де­ля­ет­ся в насто­я­щее вре­мя на две части, инте­ре­сы кото­рых диа­мет­раль­но про­ти­во­по­лож­ны и кото­рые, сле­до­ва­тель­но, сто­ят враж­деб­но одна к другой.

Сни­зу слы­шит­ся глу­хой и зата­ён­ный ропот наро­да, наро­да, угне­та­е­мо­го и ограб­ля­е­мо­го все­ми, у кого в руках есть хоть доля вла­сти, — наро­да, кото­рый гра­бят чинов­ни­ки и поме­щи­ки, про­да­ю­щие ему его же соб­ствен­ность — зем­лю, гра­бит и царь, уве­ли­чи­ва­ю­щий более чем вдвое пря­мые и кос­вен­ные пода­ти и упо­треб­ля­ю­щий полу­чен­ные день­ги не на поль­зу госу­дар­ства, а на уве­ли­че­ние рас­пут­ства дво­ра, на при­да­ное фрей­ли­нам-любов­ни­цам, на награ­ду холо­пов, при­слу­жи­ва­ю­щих ему, да на вой­ско, кото­рым хочет огра­дить­ся от народа.

Опи­ра­ясь на сот­ни тысяч шты­ков, царь отре­зы­ва­ет у боль­шей части наро­да (у казён­ных кре­стьян) зем­лю, полу­чен­ную им от сво­их отцов и дедов, дела­ет это в видах госу­дар­ствен­ной необ­хо­ди­мо­сти, и в то же вре­мя, как бы в насмеш­ку над бед­ным, ограб­ля­е­мым кре­стья­ни­ном, дарит по несколь­ко тысяч деся­тин гене­ра­лам, покрыв­шим рус­ское ору­жие неувя­да­е­мою сла­вою побед над без­оруж­ны­ми тол­па­ми кре­стьян; чинов­ни­кам, вся заслу­га кото­рых — неми­ло­серд­ный гра­бёж наро­да; тем, кото­рые уме­ют лов­чее подать тарел­ку, налить вина, кра­си­вее тан­цу­ют, луч­ше льстят!

Это все­ми при­тес­ня­е­мая, все­ми оскорб­ля­е­мая пар­тия, пар­тия — народ.

Пер­вые её экзем­пля­ры попа­ли в поле зре­ния вла­стей в мае 1862 года в Москве и Петер­бур­ге: какие-то её копии раз­бра­сы­ва­лись по буль­ва­рам и ули­цам и рас­про­стра­ня­лись в уни­вер­си­тет­ских зда­ни­ях, дру­гие смог­ла обна­ру­жить поли­ция при обыс­ках лиц, при­вле­кав­ших­ся по поли­ти­че­ским делам, а отдель­ные экзем­пля­ры даже были ано­ним­но посла­ны мини­стру народ­но­го про­све­ще­ния Алек­сан­дру Голов­ни­ну и петер­бург­ско­му мит­ро­по­ли­ту Исидору!


Пожар в Петер­бур­ге 28 и 29 мая 1862 года. Лито­гра­фия Ф. Зильбера

Выход из это­го гне­ту­ще­го, страш­но­го поло­же­ния, губя­ще­го совре­мен­но­го чело­ве­ка, и на борь­бу с кото­рым тра­тят­ся его луч­шие силы, один — рево­лю­ция, рево­лю­ция кро­ва­вая и неумо­ли­мая, — рево­лю­ция, кото­рая долж­на изме­нить ради­каль­но всё, всё без исклю­че­ния, осно­вы совре­мен­но­го обще­ства и погу­бить сто­рон­ни­ков нынеш­не­го порядка.

Мы не стра­шим­ся её, хотя и зна­ем, что про­льёт­ся река кро­ви, что погиб­нут, может быть, и невин­ные жерт­вы; мы пред­ви­дим всё это и всё-таки при­вет­ству­ем её наступ­ле­ние, мы гото­вы жерт­во­вать лич­но сво­и­ми голо­ва­ми, толь­ко при­шла бы поско­рее она, дав­но желанная!

Пони­ма­ет необ­хо­ди­мость рево­лю­ции инстинк­тив­но и мас­са наро­да, пони­ма­ет и неболь­шой кру­жок наших дей­стви­тель­но пере­до­вых людей… и вот из сре­ды их выхо­дят один за дру­гим эти пред­те­чи рево­лю­ции и при­зы­ва­ют народ на свя­тое дело вос­ста­ния, на рас­пра­ву с сво­и­ми при­тес­ни­те­ля­ми, на суд с импе­ра­тор­ской пар­ти­ей. Рас­стре­ли­ва­ние за непо­ни­ма­ние дурац­ких Поло­же­ний 19-го фев­ра­ля (отме­нив­ших кре­пост­ное пра­во Поло­же­ний 1861 года. — Прим.), рабо­та в руд­ни­ках за ука­за­ние без­на­дёж­но­сти насто­я­ще­го поло­же­ния, ссыл­ка в отда­лён­ные губер­нии, ссыл­ка гур­том в каторж­ные рабо­ты за пуб­лич­ное заяв­ле­ние сво­е­го мне­ния, за молит­ву в церк­вах по уби­тым (име­ют­ся в виду погиб­шие во вре­мя подав­ле­ния вос­ста­ния в селе Без­дна Казан­ской губер­нии в апре­ле 1861 года. — Прим.), — вот чем отве­ча­ет импе­ра­тор­ская пар­тия им!

Жан­дарм­ский под­пол­ков­ник Жит­ков, сопро­вож­дав­ший Заич­нев­ско­го после аре­ста из Орла, по доро­ге узнал от него, что око­ло вось­ми тысяч сту­ден­тов вме­сте с сочув­ству­ю­щи­ми им вой­ска­ми и тюрем­ны­ми аре­стан­та­ми дей­стви­тель­но пред­по­ла­га­ют совер­шить в Рос­сии госу­дар­ствен­ный пере­во­рот. Неуди­ви­тель­но, что подоб­ное наив­ное пред­став­ле­ние о неми­ну­е­мой рево­лю­ции мож­но было выска­зать и в ано­ним­ной про­кла­ма­ции, — и не так важ­но, пус­кал ли Заич­нев­ский пыль в гла­за или же дей­стви­тель­но верил в подоб­ную возможность.


Пётр Заич­нев­ский в 1860‑е годы

Но наша глав­ная надеж­да на моло­дёжь. Воз­зва­ни­ем к ней мы окан­чи­ва­ем нынеш­ний нумер жур­на­ла, пото­му что она заклю­ча­ет в себе всё луч­шее Рос­сии, всё живое, всё, что ста­нет на сто­роне дви­же­ния, всё, что гото­во пожерт­во­вать собой для бла­га народа.

Помни же, моло­дежь, что из тебя долж­ны вый­ти вожа­ки наро­да, ты долж­на стать во гла­ве дви­же­ния, что на тебя наде­ет­ся рево­лю­ци­он­ная пар­тия! Будь же гото­ва к сво­ей слав­ной дея­тель­но­сти, смот­ри, что­бы тебя не заста­ли врас­плох! Готовь­ся, а для это­го сби­рай­тесь поча­ще, заво­ди­те круж­ки, обра­зуй­те тай­ные обще­ства, с кото­ры­ми Цен­траль­ный Рево­лю­ци­он­ный Коми­тет сам поста­ра­ет­ся вой­ти в сооб­ще­ние, рас­суж­дай­те боль­ше о поли­ти­ке, уяс­няй­те себе совре­мен­ное поло­же­ние обще­ства, а для боль­ше­го успе­ха при­гла­шай­те к себе на собра­ния людей, дей­стви­тель­но рево­лю­ци­он­ных и на кото­рых вы може­те вполне положиться.


Прокламация "Молодая Россия", 1862 год. Первая агитка революционно-большевистского толка, получившая широкую известность в Российской империи. Но на тот момент не ещё не существовало ни самих большевиков, ни "Капитала" Маркса, ни романа "Что делать?" Чернышевского (который сделал из Ленина то, чем он стал). Автором прокламации является Петр Григорьевич Зайчневский (1842–1896), сын помещика Орловской губернии, студент физико–математического факультета Московского университета. Зайчневский руководил студенческим кружком, занимавшимся выпуском запрещенной политической литературы и был арестован в июле 1861г. В заключении им была написана эта прокламация, переправленная затем на волю и с мая 1862 г. распространявшаяся в Петербурге, Москве и других городах. "Молодая Россия" произвела большое впечатление на современников своей открытой приверженностью социализму и угрозами революционной расправы. Последовавшая вслед за ее выходом череда пожаров в Петербурге позволила приписать их революционерам. Все это вместе вызвало определенный перелом в общественных настроениях и, наконец,развязала руки правительству в его борьбе с революционным движением.

Россия вступает в революционный период своего существования.

Проследите жизнь всех сословий, и вы увидите, что общество разделяется в настоящее время на две части, интересы которых диаметрально противоположны и которые, следовательно, стоят враждебно одна к другой.


Выверено по изданию: Революционный радикализм в России:
век девятнадцатый. Документальная публикация.
Ред. Е.Л.Рудницкая. М., Археографический центр, 1997.


Подъем крестьянского движения, который последовал за реформой, вселял надежду на скорое восстание. Большинство революционных деятелей сходилось на предположении, что отрытое выступление может произойти в 1863 г., когда истекал не подписания уставных грамот. Стремясь не отстать от событий, группа революционеров – Н.А. Серно-Соловьевич, И. Обручев, А.А. Слепцов, М.Л. Михайлов, Н.В. Шелгунов – провели серию нелегальных встреч и переговоров с целью создания тайной организации. Революционному подполью в России удалось заручиться поддержкой лондонского центра.

Польское восстание 1863 г.

Одним из проявлений революционной ситуации был подъем национально-освободительной борьбы в Польше, Литве и Белоруссии. В период первой революционной ситуации различные ее факторы проявляли себя не одновременно. Это явилось одной из причин, по которой революционная ситуация не переросла в революцию. Так, в частности, обстояло дело и с восстанием 1863 г. В то время, когда в центре России революционный накал начинал спадать, в Польше, Литве, Белоруссии и на западе Украины народная борьба продолжала нарастать.

Программа Центрального национального комитета выдвигала требования ликвидации сословий, передачи крестьянам обрабатываемой ими земли, провозглашения независимости Польши в границах 1772 г. с последующим предоставлением украинскому, белорусскому и литовскому населению права на самостоятельное решение своей судьбы.

Осенью 1862 г. Центральный национальный комитет объявил себя Национальным правительством и создал тайную сеть своих органов власти на территории всей Польши. Нелегально был введен национальный налог. Развернулась подготовка восстания.

22 января 1863 г. Центральный национальный комитет объявил о начале восстания и опубликовал манифест, излагавший его программу. Манифест призывал к борьбе против царизма. Польское население Пруссии и Австрии не вовлекалось в борьбу против своих правительств. Крестьяне наделялись землей, которой они пользовались, но помещичье землевладение сохранялись, и владельцы получали от государства вознаграждение за переданные крестьянам земли.

В начале событий руководство восстанием было сосредоточено в руках революционно-демократической группы З. Подлевского – С. Бобровского, стремившихся придать борьбе классовый характер. В основе плана было развертывание восстания на максимальной территории. Однако отсутствие достаточной подготовки приводило к тому, что столкновения с царскими гарнизонами заканчивались неудачно. В лагере восставших обострились разногласия.

Наибольшего размаха народное восстание достигло в Литве и Западной Белоруссии. Здесь действовали видные революционеры З. Сераковский, К. Калиновский, В. Врублевский, А. Мацкавичюс. Широкий размах народных выступлений в Литве объяснялся прежде всего антифеодальным содержанием борьбы тем, что борьба не ограничивалась только национальными лозунгами. В западных районах Украины, не получив поддержки крестьян, движение не приняло широкого характера.

Для прекращения восстания царизм использовал не только карательные меры. Чтобы не допустить расширения социальной базы повстанцев, правительство пошло на уступки. Это имело особенно заметные последствия в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине, где феодальный лагерь в значительной степени был представлен польскими помещиками.

В ходе расправы над повстанческими войсками в самой Польше царизм объявил о проведении здесь крестьянской реформы. В ее основу были положены повстанческие аграрные декреты. Крестьянам была передана в собственность вся надельная земля без выкупа помещикам. Таким образом, в результате восстания польское крестьянство получило землю на более благоприятных условиях, чем в целом по России. В дальнейшем развитие капитализма здесь было значительно меньше отягощено феодальными пережитками. Решение аграрного вопроса было не только серьезным завоеванием польского крестьянства, но и важнейшим итогом всего восстания.

Вопросы к главе

1. Назовите деятелей демократического движения в России.

3. Какие приемы борьбы с революционной идеологией стало использовать правительство в эпоху либерализации общественной жизни?

4. Чем объяснить, что царизм сравнительно легко одержал верх в борьбе с повстанческим движением в Польше?

Революционное народничество 60-70-х гг. XIX в.

Социальные корни народничества

Революционная ситуация в середине XIX в. знаменовала собой переход к новому этапу освободительного движения. Типичной фигурой революционера становится социалист-разночинец. Разночинцами были образованные представители либерально-демократической интеллигенции, происходившие не только из дворян, но и мелких чиновников, мещан, купечества, крестьянства. Освободительное движение становится многообразным. В нем участвуют не только выходцы из разных сословий, но и действуют различные политические организации, намечавшие разнообразные пути демократизации общественного строя России. При всем многообразии освободительных сил разночинского этапа ведущим направлением было движение революционного народничества.

Народнические взгляды получили широкое распространение в печати в форме острой политической публицистики, проявились в науке, литературе и искусстве. Народничество имело свои организации, оказывало влияние на всю внутриполитическую жизнь России. По ряду вопросов оно сближалось с другими оппозиционными течениями. Выделяя народничество из других общественных течений, можно назвать следующие его характерные признаки:

1. Признание капитализма в России упадком, регрессом.

2. Признание самобытности русского экономического строя вообще и крестьянской общины в частности.

3. Игнорирование связи интеллигенции и политических учреждений страны с материальными интересами определенных общественных классов.

Идеология народничества развивалась в 60-е гг. XIX в., т. е. в эпоху, когда капитализм еще не утвердился настолько, чтобы ярко обнаружилось разложение деревни. Поэтому, рассматривая вопрос о судьбах капитализма в России, народники не могли решить его исторически верно. Они отрицали развитие капитализма в России, не признавали значения политической борьбы и обще-демократических свобод.

Основное внимание народники уделяли социалистическому перевороту, уравнительному распределению земли между крестьянами и особой роли общины как основы общественного устройства в стране. Народничество выражало интересы пореформенного крестьянства, которое выступало как прогрессивная сила, выдвигавшая общедемократические требования и боровшаяся против остатков крепостничества. Настойчивая борьба крестьянства против пережитков феодализма переплеталась с новыми противоречиями и антагонизмами, порожденными уже буржуазным строем. Крестьянство все более выступало не только как обездоленный и трудовой класс, но и одновременно как класс мелких собственников, подчас эгоистично отстаивавших свои имущественные права. Противоречия буржуазного характера нарастали с большой, стремительностью. На этом фоне народническая утопия, все меньше отражавшая реальности социально-экономического развития страны, эволюционирует вправо, теряя свое значение как революционная идеология. Однако в 60-х – начале 80-х гг. народничество, активно выступая против самодержавия, несправедливого распределения земли, отстаивало важнейшие обще-демократические требования и тем самым способствовало общественному прогрессу.

Народничество придерживалось социалистической идеологии. Тем самым ставился вопрос о различиях в понимании будущего устройства России либералами и демократами. Народники искали альтернативу буржуазному пути, на который встала страна. Критическое отношение к российской действительности с ее ужасающей несправедливостью по отношению к крестьянству порождало в сознании демократической интеллигенции новую систему ценностей, в которой частная собственность рассматривалась как главное общественное зло. Стремления народников к уравнительству, безусловно, носили характер утопии, но объективно были реакцией на общее требование крестьян земли и подлинной воли. С этой точки зрения народническая идеология в форме мелкобуржуазного, крестьянского утопического социализма имела закономерный характер и обеспечивала поступательность в развитии освободительного движения.

Читайте также: