Культурологическая концепция ясперса кратко

Обновлено: 02.07.2024

Он полагает, что история культуры имеет линейный характер.В развитии человечества выделяет 4 периода, которым соответствуют 4 вполне определенных типа культуры. Они следующие:

1. Доисторический первобытный период - прометеевский тип культуры (5000 лет до н.э.). Культура прометеевской эпохи представляет собой превращение доисторического человека в человека культуры. Собственно культурное поле этой эпохи характеризуется: использованием огня и орудий труда, появлением речи, формированием первых способов регуляции и контроля (табу), образованием групповых форм общежития, мифологическим сознанием, возникновением форм коммуникации и трансляции опыта.

2. Эпоха великих культур древности(на Западе - шумеро-вавилонская и египетско-эгейская культура, доарийская в Индии, архаическая культура Китая - 4000-2000 до н.э.). Основными чертами культуры этого типа выступают: возникновение, наличие письменности; появление изобретательской деятельности; локальность и автономность культур.

Возможность единого универсального развития человечества, по Ясперсу, до сих пор не реализовалась. Культура, вступив в этап послеосевой имперской эпохи, частично вернулась в русло локально-исторического существования цивилизаций Запада, Индии, Китая. Тем самым она отступила от генеральной линии единения культуры человечества.

Рассмотренные выше концепции типологии культур относятся к наиболее известным в истории современного гуманитарного знания. Эти концепции оказали значительное влияние на развитие культурологической мысли в 20-м столетии.

Тема 7. Культура в современном мире.

Массовая и элитарная культуры в современном обществе: сущность, характеристики и задачи.

Карл Теодор Ясперс – ($1883 – 1969$) немецкий философ, психолог, психиатр, представитель экзистенциализма.

Биография

Ясперс начал с самого детства с интересом изучать философию, но под влиянием отца выбрал юридическое направление и поступил на юридический факультет Гейдельбергского и Мюнхенского университетов. С $1902$ года разубедившись в правильности своего выбора, Ясперс перепоступает на медицинский факультет.

В $1908$ году Ясперс заканчивает медицинский факультет Гейдельбергского университета и получает степень доктора медицины, затем получает место в психиатрической лечебнице Гейдельберга.

Влияние Вебера оформила мировоззренческие взгляды Ясперса, вместе с тем философия М. Хайдеггера также оказала большое влияние на становления Ясперса как мыслителя.

Основные работы

$1959$ год – Ясперс становится лауреатом премии Эразма.

Культурологическая концепция

На общем фоне доминирования теории культурных циклов Ясперс предлагает своеобразную концепцию общечеловеческого единого истока и цели.

В своем учении Ясперс уходит от методологического анализа культур Шпенглера, так как он не дает возможности проследить закономерное развитие культур, вместе с тем и единое происхождение и план становления культуры. Помимо этого Ясперс считал, что не правомерно применять биологические аналоги, которые обширно использует Шпенглер в своей культурологической концепции, из-за которых культура наполняется фаталистическим смыслом.

Готовые работы на аналогичную тему

В то же время Ясперс отрицает понимание истории в марксисткой трактовке, не признавая наличяе объективных законов исторического развития, поскольку полагал, что на оформление культур воздействует не экономические, а духовные процессы.

В развитии культуры Ясперс выделяет четыре периода:

Прометеевская эпоха (ок. $5000$ лет до н.э) – доистория человека, в которой зарождаются языки, возникает орудие труда, огонь, человек оформляется как вид.

Карл Теодор Ясперс (1883–1969) - известный философ из Германии, а также психолог, психиатр, представитель направления экзистенциализма (рисунок 1).

Биографические данные

Рис.1 - Карл Теодор Ясперс (1883–1969)

Ясперс с раннего детства интересовался изучением философии, однако, из-за влияния отца сделал свой выбор в пользу юридического направления и поступил на юридические факультеты Гейдельбергского и Мюнхенского университетов.

С 1902 года убедившись в том, что сделал неверный выбор, Ясперс решает поступить заново на факультет медицины, который успешно окончил в 1908 году на базе Гейдельбергского университета и получил степень доктора медицины, а затем и место в психиатрической больнице Гейдельберга.

Культурологическая концепция

На общем фоне преобладания теории культурных циклов Ясперс выступил с предложением своеобразной концепции общечеловеческого единого истока и цели. В своей концепции философ решил уйти от методологического анализа культур по Шпенглеру, так как его учения не предоставляют возможность отследить закономерное развитие культур, вместе с тем и единое происхождение, и план становления культуры. Кроме того, Ясперс придерживался мнения, что не правомерно применять биологические аналоги, повсеместно используемые Шпенглером в своем культурологическом учении, из-за которого культура становится полна фаталистического смысла.

В то же время Ясперс отрицал понимание истории со стороны марксизма, не признавая наличие объективных канонов исторического развития, так как верил в то, что на оформление культур влияют не экономические, а духовные процессы.

свое бытие, его границы и возможности. В этот период разрушаются обособленные культуры и создаются империи.

Таким образом, концепция Ясперса базируется на идее сохранении единства мировой истории и культуры.

1)Психоаналитическая концепция культуры к. Юнга. (интернет)

Ученик Фрейда, Карл Густав Юнг (1875–1961), во многом переосмыслил взгляды своего учителя, отказавшись от излишней сосредоточенности на проблемах формирования сексуальности и сделав акцент на наличие неких сюжетов, универсальных для всех типов культур и передающихся на бессознательном уровне. Эти сюжеты, лежащие в основе любой религии, Юнг назвал архетипами. В своих работах он попытался не только теоретически обосновать наличие подобных архетипов в разные эпохи и в разных типах культуры, но и обратился к конкретным мифам с целью их сравнения и выявления общих символов. Например, символику круга можно наблюдать в самых различных религиозных традициях: круг как идеальная форма – в пифагореизме, мандала (т. е. символическое отображение мироздания в виде круга) – в буддизме и т. д. В одной из своих работ (“Божественный ребенок”) Юнг анализирует мифы о “божественном младенце”, которые присутствуют практически в каждой развитой мифологии. Например, Персей – в древнегреческой мифологии, Иисус – в христианской традиции, аналогичные ближневосточные и индийские мифы. Разумеется, в случае такого разброса сюжетов сложно оказывается предположить, что все эти мифы являются заимствованиями из одного источника, поэтому признание их архетипически присутствующими в подсознании человека позволяет избежать бесполезных поисков источника заимствования. Оригинальность психоаналитической концепции религии вызвала немало критики с разных сторон. Больше всего споров вызвала идея Фрейда об отождествлении индивидуального человеческого развития с прогрессом общества, поскольку это тождество вряд ли возможно достоверно подтвердить с помощью археологических или антропологических данных, а без учета этого вся концепция порождения Эдипова комплекса рассыпается в прах. Непонятным в рамках фрейдистской концепции остается и механизм передачи информации на подсознательном уровне, поскольку Фрейд и Юнг неоднократно подчеркивают, что религиозная символика порождается человеческим подсознанием, которое уже содержит в себе весь набор символов (или комплексов). Более частным упреком Фрейду выглядит его интерпретация мифа об Эдипе, которая кажется натянутой и не согласуется с остальным комплексом древнегреческих мифов, в которых неоднократно присутствующие сюжеты отцеубийства и инцеста практически не перекликаются между собой.

Его аналитический способ исследования культур отличается от концепции Фрейда двумя основными чертами: отказом от пансексуализма и разработкой содержания понятия "коллективное бессознательное".

Основные темы, наиболее разработанные в аналитической теории К.Юнга, - это проблема соотношения мышления и культуры, пути развития культур на Западе и Востоке, роль биологически унаследованного и культурно-исторического в жизни народов и, конечно, анализ мистических явлений в культуре, выяснение значения мифов, сказок, преданий, сновидений.

неприятие пансексуализма Фрейда и эротической интерпретации всех явлений культуры, модифицированная структура личности и понятие "коллективного бессознательного" наряду с "индивидуальным бессознательным". И, пожалуй, самое существенное отличие от Фрейда в анализе культуры: у Фрейда культура включена в Сверх-Я, стоящее в оппозиции к Оно (вместилище бессознательного); у К.Юнга сознательное и бессознательное дополняют друг друга. Более того, оба они есть источник культуры.

"Коллективное бессознательное" К.Юнга есть родовая память человечества, итог жизни рода; оно присуще всем людям, передается по наследству и есть основа индивидуальной психики и ее культурного своеобразия. Архетипы "коллективного бессознательного" познавательные модели и образы (образцы). Они всегда сопровождали человек, и являются в определенной степени источником мифологии.

Учебник (я ничего отсюда не выкидывала, мне кажется, и так понять сложно, что сдесь написано, а если сократить, вообще будет атас)

Карл Густав Юнг (1875 — 1961) — швейцарский культуролог и психолог, родоначальник аналитической психологии. Последователь учения 3. Фрейда. С 1913 г. отошел от ортодоксального фрейдизма, не приняв основные его постулаты: о доминирующей роли сексуального начала в жизни человека и интерпретации природы бессознательного. Ввел понятие архетипа — образа-символа, носителя коллективного бессознательного — как импульса возникновения культуры. Основные работы: "Метаморфозы и символ либидо", "Об архетипах коллективного 6eccoзнameльного", "Психология и религия", "Психологические типы", "Психоз и его содержание" и др. В представленном отрывке из работы "Психология и художественное творчество "анализируется проблема художника и его творчества.

Читайте также: