Происхождение казачества на дону кратко

Обновлено: 04.07.2024

Существуют не только отдельные люди, но и целые их объединения, история и быт которых окружена легендами и своеобразной романтикой. Именно таким объединением можно назвать донское казачество. Россия известна своей армией издавна. Но вряд ли какое другое войско наводило такой ужас на западных и восточных врагов страны, как казаки. Кто же они такие, эти донские казаки, почему о них написано столько книг и песен? Для этого стоит перелистать страницы истории, а также познакомиться с казачьей культурой.

История донских казаков

Историческая область расселения донских казаков – это современные Приазовье, Волгоградская область, восточные части Украины. Именно здесь проживало этническое русское население еще с домонгольского периода, в годы существования Хазарии. Но это лишь одна версия. Согласно альтернативному варианту, которого придерживаются многие историки, во времена монголо-татарского ига исконное население, относившееся к русскому этносу, было уничтожено. В результате эти опустевшие земли начали заселять беженцы из тех областей, которые сегодня называются средней частью России. Во всяком случае, исследователи обнаруживают определенную связь некоторых традиций донских казаков с хлыновскими и новгородскими ушкуйниками, а также мотивы, свойственные жителям Рязанщины.


Документальные источники до середины 16 столетия не упоминали о казаках. Лишь в 1550 году Юсуф, ордынский князь, пожаловался в письме Ивану Грозному на неких людей, подданных русского царя, которые не дают покоя татарским послам, отлавливают их на дорогах, возвращающихся домой с подарками самому Юсуфу, и бессовестно грабят. Судя по всему, уже в середине XVI века будущие донцы действовали активно и не слишком боялись наказания.

Этапы развития донского казачества


Изначально Донское войско пользовалось своими привилегиями, данными грамотой. Однако постепенно из вольницы начало формироваться самостоятельное, но несколько ограниченное в решениях воинское формирование. Так, уже в 1584 году войско Донское присягнуло Феодору Блаженному (сыну и наследнику Ивана Грозного) на верность. Спустя 40 лет казаки принесли такую же присягу Михаилу Романову. Это, однако, не мешало им иметь собственные взгляды на происходящее и самостоятельно решать, чью сторону поддержать в сложные периоды российской истории – например, во времена Смуты. Более того, донцы периодически умудрялись еще и пиратствовать, отправляясь по морю в турецкие земли. В этих начинаниях Москва старалась их поддерживать, видя свою выгоду. Однако восстание Степана Разина многое изменило. После того как этот бунт был подавлен, полувоенную вольницу вынудили присягнуть Алексею Михайловичу. И донские казаки с 17 века все свои шаги в дальнейшем были обязаны согласовывать с правительственным гарнизоном, который разместился на Дону.

История донского казачества изобиловала самыми разными событиями. Уже одно перечисление их подтверждает то, насколько активно казаки принимали участие во всем, что происходило в стране. Стоит упомянуть:

  • восстание Болотникова;
  • поддержка поляков и Тушинского вора в Смутное время;
  • Азовский поход Петра Первого;
  • русско-шведская война;
  • восстание Булавина;
  • Персидский поход Петра Первого;
  • Семилетняя война;
  • русско-турецкие войны;
  • восстание Пугачева и его подавление;v
  • взятие Измаила;v
  • Итальянский поход Суворова;
  • Отечественная война 1812 года;
  • Первая мировая война;
  • Гражданская война на Дону.

Особенно сложным стал период Гражданской войны, которая длилась на территории Дона в 1917-1920 годах. Эту эпоху донского казачества Шолохов гениально описал в своем знаменитом романе. Многие донцы были вынуждены уехать в эмиграцию, но большинство осталось в Советской России. Однако далеко не все казаки смирились с новой властью, что и привело к неприятному эпизоду в их истории. Далеко не каждому известно, что часть донских казаков в ВОВ перешла на сторону вермахта, а в Новочеркасске была 1-я казачья дивизия. Впоследствии из нее сформировали казачий корпус СС.


После окончания Второй мировой войны донские коллаборационисты были вынуждены скрываться в Европе, однако американцы и англичане выдали их руководству СССР. Во многом эта страница истории существенно подорвала отношение советской власти к донскому казачеству, в результате чего донцы длительное время оставались вне круга интереса и внимания со стороны государства. Тем не менее, отдельные казачьи части воевали против вермахта и на стороне Красной Армии.


Второй шанс донское казачество получило с началом перестройки. В настоящее время во многих городах страны, от Краснодара до Салехарда, имеются собственные казачьи подразделения. Но исконные донцы все же предпочитают оставаться на своей исторической территории, занимая твердую позицию поддержания государственной внешнеполитической линии. Это, в частности, выражается в участии донских казаков в войне на Донбассе.

Как посвящали в казаки донские


Традиции казачества своеобразны. Они, несомненно, берут свое начало от тех полузабытых времен, когда вольница с Дона пользовалась свободой, дарованной Иваном Грозным. Именно в ту пору зарождался своеобразный казачий устав, который регламентировал принятие в казаки.

Нужно отметить, что казаки всегда гордились своим происхождением. В их кругу считалась доблестью не только служба, но и образ жизни. О том, что казаком надо родиться и стать, говорят и некоторая обособленность казачьего уклада, и дошедшие из старины некоторые обряды.

Так, настоящим казаком мог быть только тот, кто родился на Дону и имел свою генеалогию донского казачества. Однако вровень с ним мог стать и потомок в третьем колене человека, принятого на кругу в казаки и создавшего здесь собственную семью. Если казачья семья приезжала на Дон из других мест, можно было пройти обряд посвящения в донские казаки.

В этом ритуале принимали участие дети от 3 до 7 лет (из иногородних семей). Однако станичные дети также проходили такой же обряд посвящения, только возраст их начинался от 10 лет. Сначала мальчик должен был продемонстрировать, что отлично знает не только традиции, но и православные молитвы. Затем он целовал казачью шашку в знак присяги на верность войску Донскому. После этого казачку дарили евангелие и фуражку, и с этого момента он считался полноправным казаком, вступившим на военную службу.

Стоит принять во внимание, что воспитание будущих воинов у донских казаков было доволько строгим. Драться юный казак должен был уметь, когда только начинал говорить. Мальчики учились рукопашному бою с 3-х лет. В том же возрасте начиналась учеба верховой езде. Стрелковое оружие преподавалось с 7-ми лет, а владение орудовать шашкой и нагайкой – с 10-ти. Казаки были не только прирожденными воинами, но и хорошими земледельцами, поэтому детвора работала в поле наравне со всеми уже с пяти лет.

Символика донского казачества

Издревле донцы имели свою атрибутику, по которой их можно отличить от других войсковых соединений. На гербе донских казаков изображен олень, который поражен в бок стрелой. При этом, если рассматривать этот герб в цвете, выясняется, что сам олень имеет серебристый оттенок, а копыта и рога у него – золотые. Стрела, которая пронзила животное, также имеет золотистый цвет. Сам герб выполнен на лазоревом фоне. Почему именно олень со стрелой в боку был выбран для обозначения Всевеликого войска донского, не слишком понятно. Историки утверждают, что этот мотив во многом переплетается с древней киммерийской легендой об олене, который, даже будучи раненым, всегда скрывается от охотника и не дает себя поймать.


Не менее интересен и флаг донского казачества. Он представляет собой полотнище, на котором последовательно расположены три полосы одинаковой ширины – синяя, желтая, красная. Почему именно эти цвета выбраны в качестве войскового объединения? Здесь также существует несколько версий. Согласно одной из них, эти три цвета обозначают три категории населения Дона – казаков (синий), калмыков (желтый), крестьян (красный). По крайней мере именно так они указывались в одном из официальных казачьих законов начала ХХ века.

Есть и другое объяснение. Геральдисты утверждают, что синий цвет символизирует воду Дона, желтый – казачьи степи, а красный – волю к жизни и победе. Более того, бытует мнение, что равная ширина каждой из полос означает принадлежность донцов к христианской религии и веру в Триединого Бога.

Помимо флага донских казаков можно встретить хоругви, а также войсковое знамя, которое выглядит как прямоугольное синее полотнище, отороченное красной каймой. На лицевой стороне знамени расположен государственный герб РФ, на оборотной – герб войска Донского.


Форма и одежда казаков с Дона


В течение веков форменная одежда донских казаков не раз видоизменялась. Однако, начиная со второй половины 19 столетия, она начала приводиться к единому образцу. В настоящее время одеяние донцов стало выглядеть уже традиционным. Во многом форма повторяла общевойсковую. Однако отличительными особенностями в одежде у казаков являются башлык (капюшон с длинными белыми завязками), казакин (накидка), штаны с лампасами. Кстати, даже в мирное время настоящий казак всегда носит шаровары военного образца, на которых в обязательном порядке присутствуют лампасы. Такой лампас – символ того, что некогда казакам была дана воля. Еще один отличительный знак – погоны донских казаков.

Обувью представителям донского казачества служат сапоги. Головной убор – это либо папаха, либо фуражка. По мнению настоящих казаков, голова должна быть покрыта (по крайней мере, во время несения службы).

Фуражка всегда была особым достоянием каждого донца. Отличительные ее особенности – синий цвет и красный околыш. Вручение фуражки мальчику при посвящении в казаки автоматически означало, что он мужчина и может быть настоящим хозяином. В соответствии с этим правилом новоиспеченный казак получал право на земельный надел. Шапка донского казака в прежние времена (а для многих донцов и сегодня) являлась подлинным атрибутом его принадлежности к войску. Без нее появление мужчины даже во дворе собственного дома считалось неприличным.

Культура донских казаков: песни, обычаи


Песни донских казаков слушать нужно хотя бы для того, чтобы понять, насколько тесно эти традиции переплетены с фольклором малороссийских и южных русских регионов. Однако в этих песнях есть и уникальность, свойственная только донской культуре.

Народные казачьи песни исполняются всегда несколькими людьми, причем на фоне обязательных нижних голосов наблюдается высокий подголосок. Это придает песне особую эмоциональность.

Нужно отметить и еще один нюанс – в исполнении задействован хор донских казаков, то есть, старинные песни поют преимущественно мужчины. Возможно, причиной служит тематика такого фольклора, ведь песни казачьи, по большей части, рассказывают о военной службе. Кроме того, казаки не просто поют, но и с помощью вокала проигрывают, проживают любую песню. Наконец, особенностью является и длительность подобных песен. Считалось, что чем длиннее песня, тем лучше.

В целом песни донского казачества можно поделить на строевые и лирические. Первые отличаются ярко выраженным темпом и напоминают молодецкую скачку на лошадях. Лирические же песни, чаще всего, являются медленными, плавными, протяжными.


Несмотря на то, что двор донских казаков всегда хлебосолен, а сами станичники очень позитивно относятся к застольям, пьянство в их среде строго осуждается. Напиться до состояния риз считается зазорным. Вместе с тем, редко какой праздник у донцов обходится без угощения, танцев и песен. А вот и еще одна сторона казачьих обычаев – гулянья исключительно мужской компанией, без женщин, ведение бесед. Видимо, связан такой обычай был с привычкой к долгим военным походам. В настоящее время эта традиция почти ушла в прошлое.

Почему донские казаки не женились на русских

Во время атаки на турок в Таганрогском заливе в 1635 году донские казаки захватили в плен 1735 женщин, которых всех впоследствии взяли в жены. Турчанок они называли ясырками, а рожденных детей — болдырями. От этого то и пошла фамилия Болдырев.

А вот жениться на русской или украинке у донских казаков было не в почете. Даже, когда на Юг массово заселялись русские, донцы предпочитали дистанцироваться от близких контактов. Переселенцев, вероятнее всего, они воспринимали, как угрозу своей самобытности. Если все-таки свадьба состоялась, то донской казак обрекал себя и свой род на вечный позор. Интересно, что казаки старались рано обзаводиться семьей, до 20 лет, чтобы успеть продолжить свой род до уход на службу.

Донские казаки — это казаки, поселившиеся вдоль среднего и нижнего Дона. Исторически, они были расположены в пределах того, что было Донским казачьим войском, который был или независимой или автономной демократической республикой в настоящее время на юге России и в Донбасском регионе Украины, от Конец XVI века до 1918 года.

С 1992 года указом Президента Российской Федерации казачество было зачислено в специальный реестр. Ряд казачьих общин воссоздан для развития казацких культурных традиций, в том числе и у донского казачьего войска.

Донские казаки имели богатую военную традицию, играя важную роль в историческом развитии Российской империи и участвуя в большинстве ее крупных войн.


Этимология и происхождение

Точное происхождение казаков неизвестно. По современным представлениям, донские казаки являются потомками славян, пришедших из Приднепровья, Новгородской Республики и Рязанского княжества, и готами — аланами, выходцами из западной части Северного Кавказа.

Ранняя история

Первыми христианами, обосновавшимися на территориях вокруг Дона, были племена ясси и косоги. После падения Золотой Орды в 1480 году, больше русских колонистов начали экспансию на эту землю из Новгородской республики после битвы при Шелоне и из соседнего Рязанского княжества. До конца XVI века донские казаки населяли независимые свободные территории.

15-17 вв.

16-ый век

Во времена Ивана Грозного (Иван IV) атаман Ермак Тимофеевич отправился в экспедицию по завоеванию Сибири. После победы над ханом Кучумом осенью 1582 года и оккупации Искера, столицы Сибирского ханства, Ермак послал войска казаков по Иртышу зимой 1583 года. Отряд во главе с Богданом Брязгой (по другим данным, казачий вождь) Никита Пан); прошли через земли конг-пелымских вогулов и достигли стен города Самарово. Застигнутые врасплох казачьей атакой, остяки сдались. Осенью 1585 года, вскоре после смерти Ермака, казаки во главе с воеводой (командующим армией) Иваном Мансуровым основали первый русский укрепленный город в Сибири, Обской, в устье реки Иртыш на правом берегу Оби. Таким образом, земли Манси и Ханты стали частью Российского государства, в конечном итоге обеспеченного основанием городов Пелым и Березов в 1592 году и Сургута в 1594 году. В результате экспедиции Ермака Россия смогла аннексировать Сибирь.


17ый век

Во время польско-московской войны (1605–1818 гг.) Польско-литовский дворянин Александр Юзеф Лисовский основал конно-наемную группу (названную Лисовцицами после его смерти) из различных преступников, отчасти донских казаков. Эта группа служила под польской короной; после войны с москвичами Лисовцицы участвовали в Молдавских войнах Магнатов (битва при Гуменне 23 ноября 1619 г.) в Верхней Венгрии (ныне восточная Словакия), позже они разграбили Силезию и Моравию как союзников Габсбургских армий в Богемском восстании — сначала фаза Тридцатилетней войны.

Эта фаза завершилась битвой на Белой Горе 8 ноября 1620 года (недалеко от Праги, столицы Чешской короны, ныне Чешской Республики), куда лисовцы отправили Иоганна Церклаеса, графа Тилли против венгерской кавалерии. Они победили, взяв двадцать стандартов. После битвы они терроризировали деревенских жителей вокруг Праги и других городов , поэтому им оперативно заплатили и освободили от службы 7 мая 1621 года. Некоторые вернулись в Польшу, другие служили под руководством Габсбурга Максимилиана I, курфюрста Баварии.

При Петре I и последующих правителях донские казаки участвовали в многочисленных военных кампаниях, в результате которых Российская империя расширилась от Черного до Балтийского моря. В течение многих лет казаки вели войну против османов и Крымского ханства. Осада Азова в 1641 году была одним из ключевых событий в истории донского казачества. После тотального взятия Свободных территорий донских казаков под контроль московитов, история донских казаков полностью переплетается с историей остальной России.

В обмен на защиту южных границ средневековой Руси донским казакам была предоставлена привилегия не платить налоги, и власть царя на казачьих землях была не такой абсолютной, как в других частях России.

В этот период трое из самых известных повстанцев России, Стенька Разин, Кондратий Булавин и Емельян Пугачев, были донскими казаками.

После 1786 года территория донских казаков была официально названа землями Дона Войско и в 1870 году была переименована в Донскую Войско (русская: Областная Войска Донского) (в настоящее время входит в состав Ростовской, Волгоградской и Воронежской областей Российской Федерации). в составе Луганской области Украины).

В 1805 году столица донского казачества была перенесена из Черкасска в Новочеркасск (Новый Черкасск).


В общей переписи 1884 года численность мужского населения донских казаков составляла 425 000 человек. Донские казаки были крупнейшими из десяти существовавших тогда казаков, обеспечивая более трети всего казачьего состава, доступного для военной службы.

20 век

Первая Мировая Война

Накануне Первой мировой войны Донское казачье войско состояло из 17 регулярных полков плюс 6 отдельных сотний (эскадронов). Кроме того, два полка императорской гвардии были завербованы с донской территории. К 1916 году донское войско расширилось до 58 линейных полков и до 100 отдельных сотен. Центральное расположение донских территорий означало, что эти подразделения широко использовались как на немецком, так и на австро-венгерском фронтах, хотя и в меньшей степени против османских турок на юге. Сохраняющаяся ценность Дона и других казаков как конных войск была проиллюстрирована решением, принятым в 1916 году о выводе около трети регулярной русской кавалерии, но о сохранении казачьих полков в их традиционной роли.

Февраль 1917 г. Революция

Большевистское преследование


Донские казаки во Второй мировой войне

20 апреля 1936 г. прежний запрет на казачество в Красной Армии был отменен. Позже в том же году две существующие кавалерийские дивизии Красной Армии были переименованы в донских казаков. К 1939 году ряд этих полков был выпущен в традиционной казацкой форме в церемониальных и полевых версиях.

Одежда донских казаков включала широкие красные полосы на темно-синих бриджах, которые были их отличительной чертой до революции. Донской казачий кавалерийский корпус активно действовал до 1943 года, после чего его роль уменьшилась (как и у других оставшихся конных частей в Красной Армии). Однако Донская казачья конница еще существовала в 1945 году и участвовала в Параде Победы в Москве.

Во время Второй мировой войны донские казаки собрали самую большую единицу казачества в составе немецкой армии — казачий кавалерийский корпус XV СС. Большую часть казаков составляли бывшие граждане России, которые решили воевать не столько за Германию, сколько против Советского Союза. В состав XV казачьего кавалерийского корпуса СС вошли 1-я казачья дивизия и 2-я казачья дивизия.

21-й век

Современные донские казаки

Сегодня российское государство совсем другое. С 1917 по 1941 год более половины населения донских казаков были убиты или депортированы. Наследники депортированных во время советского террора не могут вернуться на родину. Это потому, что закон о реституции не признает их жертвами коммунизма.

Проправительственный Хост разделен на две разные организации. Донские казаки были возрождены в начале 1990-х годов и были официально признаны Правительством Российской Федерации в 1997 году.

Флаг донских казаков

Процент депопуляции во время советского голода 1932-33 гг. Раньше донские казачьи земли находятся справа.

Флаг донских казаков 3: 4 был открыт во время собрания донских казаков в Новочеркасске, Республика Дон, 4 мая 1918 года под предводительством атамана Петра Краснова. Флаг имеет три цвета: синий, желтый и красный. Флаг похож на флаг Украинского государства, созданного также в 1918 году, который Донская республика граничит с западом.

Герб Донских казаков был известен с 17 века. Он был принят как символ Донской республики 15 сентября 1918 года.

Образ

До 1914 года отличительный цвет Донского казачьего войска был красным: его носили на кепках и широких брючных полосках темно-синей формы свободного покроя, характерного для степных казаков. Высокие шляпы из овечьей шкуры носили иногда с красными верхами из ткани. Бретельки были того же темно-синего цвета, что и кафтан (пальто). Вместо шпор был использован кнут. До 1908 года отдельные казаки из всех Хозяев должны были предоставить собственную форму (вместе с лошадьми и упряжью). Однако размер и относительный достаток донского казачьего войска позволили создать фабрики по производству одежды, находящиеся в коммунальной собственности.

Хаки полевая туника была принята в 1908 году, заменив темно-синие пальто или белые (летние) блузки, которые раньше носили для обычных обязанностей. Однако синие штаны для верховой езды с широкими красными полосами, давно характерные для донского войска, продолжали носить даже на активной службе во время обеих мировых войн.


Гимн донских казаков

Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон, написанный Федором Анисимовым в 1853 году.

Религия

Большинство донских казаков — русские православные, которые считают себя хранителями веры. Однако большой процент донских казаков были староверами. Даже в 1903 году, как минимум, 150 000 из общего числа 250000 членов прихода Донской епархии были голодными. Атаман граф Матвей Платов был из старообрядческой семьи Поповцев. Донские казаки были терпимы к другим религиям, за исключением евреев, и принимали в свои общины буддистов, мусульман, старообрядцев и язычников.

Традиции и культура

У казаков было демократическое общество, где самые важные решения принимались в ходе Общего Собрания (Казачий Круг). Собрание избрало временные власти — атаманов.
Донские казаки были опытными всадниками и опытными воинами из-за их длительного конфликта с Крымским ханством и Османской империей. Они продавали свои военные услуги различным державам в Восточной Европе. Вместе с польским королем они совершили налет на Москву в Смутное время и под властью России совершили набеги и экспедиции против Османской Турции и Каджарской Персии.


Казачий брак — сложный ритуал, сопровождаемый песнями, танцами и представлениями. Жених приезжает верхом на лошадях и везет свою невесту в церковь, затем следует брачный поезд. После свадьбы все присутствующие откладывали в дом жениха. Там родители будут благословлять супругов, ломать над головой буханку хлеба и посыпать их пшеницей, орехами, сладостями и хмелем. Волосы невесты тогда были бы расплетены в соответствии с традиционными обрядами.

Когда в казачьей семье родился сын, его родственники подарили ему стрелу, лук, патрон, пулю и пистолет. Все эти предметы висели на стене над кроватью мальчика. В возрасте трех лет мальчик начал кататься на лошади. В возрасте от 7 до 8 лет ему разрешалось кататься на улице, ловить рыбу и охотиться со взрослыми.

Скачки были популярным времяпрепровождением донских казаков. Всадники соревновались, чтобы поразить цель, стреляя из оружия с лошади. Самые ловкие смогли сделать это стоя на спине лошадей. Для казачьих семей было традиционной практикой снабжать молодого казака двумя лошадьми, униформой и оружием.

Увольнение казаков всегда было праздничным. Все уходящие казаки собирались в церкви, а затем повесили вокруг своих шей небольшую сумку с щепоткой родной земли перед тем, как садиться.

Увольнение казаков всегда было праздничным. Все отбывающие казаки собирались в церкви, а затем повесили вокруг шей небольшую сумку с щепоткой родной земли перед тем, как начать петь. Оставив свою станицу, они выпили чашку водки и попрощались со своей родиной.

Образ

Хор донских казаков Серж Жаров был группой бывших офицеров Российской Императорской Армии, которые были обнаружены и поют в Шилингере (близ Константинополя), куда они бежали после разгрома своей армии в Крыму. Они официально дебютировали в Вене в 1923 году во главе с их основателем, дирижером и композитором Сержем Жаровым.

Хор стал популярным в Америке, Японии и Европе, гастролируя по миру в 1930-х, 40-х и 50-х годах и до сегодняшнего дня. Мужчины, одетые как казаки, спели капеллу в репертуаре русской духовной и светской музыки, армейских, народных и художественных песен. Казацкие танцы в конечном итоге были добавлены в их программу.

В популярной культуре

Зарождение донского казачества



Официальной датой основания донского казачества считается 3 января 1570 года. Именно 3 января 1870 года прошли торжества по случаю 300-летнего существования Донского казачьего войска [4] . Поводом для празднования стала грамота Ивана Грозного, посланная донским казакам. Безусловно, 1570 год - это важная дата в истории донского казачества. Этим временем датируются старейшие донские станицы (Раздорская). Однако донское казачество значительно древнее этой даты. Еще в 1502 году московский князь Иван III знал о своеобразной моде рязанцев "пойти самодурью на Дон в молодечество" [5] . В 1552 году зафиксирован первый военный поход донских казаков на Волгу к стенам Казани под началом атамана Сусара Федорова. В результате благодарный Иван Грозный пожаловал казакам грамоту на вечное владение Доном со всеми его притоками. Спустя 4 года донские казаки Ляпуна Филимонова совместно с московскими ратями принимают участие в ликвидации Астраханского ханства.

Крах татарских государств на востоке создает условия для казацкой экспансии. В 1557 год атаман Андрей Шадра с тремя сотнями донцев уходит на Терек, положив начало Терскому казачеству. В 1581 году донской казак Ермак Тимофеевич кладет начало освоению Сибири.

Вольное донское казачество

Донские казаки приняли деятельное участие в русской Смуте XVII века. В 1603 году 2 тысячи донских казаков атаманов Андрея Карелы и Михаила Межакова поддержали Самозванца еще до воцарения его в Москве [7] . Впоследствии донцы поддержали восстание Болотникова. На смену Болотникову пришел Тушинский Вор, в войске которого также нашлось места донским казакам. После распада Тушинcкого лагеря донцы примкнули к народному ополчению. В это время в их среде популярность приобрел атаман Иван Заруцкий, который сам стал претендовать на роль верховного русского правителя.



После замирения России, донские казаки обратили свои взоры на турецкое побережье Черного моря. Совместно с запорожцами они превратились в грозных морских разбойников. Проскочив турецкий Азов, они оказывались в акватории Азовского моря, со стороны которого они на стругах нападали на города крымского побережья (Кафа). Дважды (в 1622 и 1626 гг) они предпринимали дальний морской рейд к Трапезунду [8] . Россия нередко оказывала поддержку этим рейдам в целях ослабления своих региональных конкурентов. Однако казаки входили во вкус и пытались распространить зону своих рейдов на акваторию Каспийского моря (походы Степана Разина).

Воцарение Петра I и последующее укрепление Русской государственности имело для донских казаков различные аспекты. С одной стороны, казаки получали сильного союзника для борьбы с запиравшими Дон Азовом турками. 7000 донских казаков под командованием атамана Фрола Минаева принимали участие в успешном Азовском походе Петра I 1695—1696 года. Участие в походах обогащало казачьих старшин. В 1701 году донской казачий полк под предводительством казачьего полковника Максима Фролова принимал участие в войне со Швецией на территории Финляндии совместно с русской армией под командованием Шереметьева. С другой стороны, русская администрация начинала диктовать донцам свои условия. В 1700 году по повелению Петра I изменили порядок сбора на войсковой круг, на который было велено приходить только станичным атаманам. Дон отныне уже не мог быть местом свободы. Последнюю попытку сохранить привилегии Донского Войска предпринял последний выборный атаман Кондрат Булавин, что привело к булавинскому восстанию.

Булавинское восстание: крах автономии

В 1708 году в связи с участием значительной части донского казачества в восстании Булавина, Петр I велел уничтожить жалованную грамоту Ивана Грозного донскому казачеству, подтверджавшую его права и независимый статус, хранившуюся в подлиннике в войсковом соборе в Черкасске и в многочисленных списках в церквях по казачьим городкам, ежегодно торжественно выносимую и зачитываемую перед казаками на праздник Покрова Богородицы. Таким образом, формально, донское казачество было лишено независимости. Однако, еще до 1716 года Российская империя вела отношения с областью Войска Донского через Посольский приказ, как со всеми другими самостоятельными государствами. В 1716 году войско Донское перешло в ведение Правительствующего сената, в 1721 вступило в ведение Военной Коллегии Российской империи. В 1718 году все православные церкви войска донского вошли в состав Воронежской епархии, ибо до этого донские казаки исповедовали старообрядчество, которое сохранилось лишь у некрасовцев.

Подразделение царской армии

Превратившись в подразделение царской армии во главе с наказными атаманами, донские казаки принимали участие в различных заграничных походах против Персии (Персидский поход 1722—1723 гг), Швеции (1741), Пруссии (Семилетняя война 1756—1763, в ходе которой был взят Берлин).

В XVIII веке донские казаки принимали участие в многочисленных кампаниях против Османской империи. В 1736 году русская армия под командованием фельдмаршала Миниха и 5000 донских казаков под командованием казачьего полковника Краснощекова повторно взяли Азов. Татары совершили набег на русские деревни, пограбили и увели в плен 3000 человек, и опять казаки Краснощекова настигли татар и освободили пленных. При Екатерине II в войне с Турцией (1768—1774) за Крым участвовали 22 000 донских казаков, под командованием Иловайского в составе армии Румянцева и Себрякова в составе армии князя Долгорукова.

В 1775 году после подавления восстания Пугачева, было избрано 65 донских казаков, отличившихся в военном деле, которые составили почётный конвой императрицы Екатерины II, названный Лейб-гвардии казачий полк. В 1775 году князь Потёмкин учреждает Войсковую Канцелярию на Дону, казачьи чины приравнены в правах с офицерскими чинами армии Российской империи. Чин казачьего полковника давал права на потомственное дворянство Российской империи. Все казаки мужского пола были военнообязанными.

Южная граница войска Донского проходила по реке Кубань, по которой было выстроено 4 крепости, 20 редутов, множество постов с дозорными вышками, на которые постоянно нападали черкесы и ногайцы. В 1782 году Александр Васильевич Суворов прибыл на пограничную заставу, получив в распоряжение 16 рот пехоты, 16 эскадронов и 16 донских полков под командованием Иловайского, и разгромил ногайскую орду, после чего в 1792 году была построена крепость Екатеринодар и создано Черноморское казачье войско (Кубанское казачье войско). В 1787—1791 в очередной войне с Турцией Россия дошла до Дуная, и 11 декабря 1790 года была взята ключевая турецкая крепость Измаил, под командованием русской армией Суворовым и 13 000 донских казаков Орлова и Платова. По взятию крепости Измаил Кутузов был назначен комендантом города. В 1794 году в войне с Польшей Россия получила земли до реки Неман и Буг и Курляндскую губернию. В этой войне принимали участие казачьи полки Орлова, майора Себрякова, Лащилина, Янова, майора Денисова и полковника Денисова. В это же время на Дону происходили волнения в связи с некторыми Указами Императрицы Екатерины, которые вылились в Есауловский бунт 1792-1794 годов.



Во время 1-й мировой войны 1914–18 Донское казачье войско выставило 60 конных полков, 136 отдельных сотен и полусотен, 6 пеших батальонов, 33 батареи и 5 запасных полков (всего свыше 100 тыс. чел.). Население Дона к 1917 составляло 3,53 млн. чел., из них 42,3% были казаками. Область войска Донского имела 134 станицы (в том числе 13 калмыцких — 30,6 тыс. чел.) и 163 крестьянские волости со средним наделом 4,4 десятин на крестьянина.

Гражданская война на Дону и попытки самоопределения

Октябрьская революция 1917 года вызвала резкое неприятие на Дону. Атаман Каледин мгновенно ввёл военное положение и начал преследование большевистских агитаторов. На Дону начала формирование алексеевская организация. Однако по мере укрепления власти большевиков, среди казаков усилились идеи невмешательства в Гражданскую войну. Каледин был отстранён от власти и установилась Донская Советская Республика. Созданная Добровольческая армия ушла на Кубань. Однако усиление классовой борьбы под влиянием большевистских агитаторов привело к свержению советской власти на Дону в мае 1918 года и провозглашению Всевеликого Войска Донского во главе с атаманом Красновым. Рассматривалась идея создания конфедерации с Украиной и Кубанью. В 1919 году усилил своё влияние генерал Деникин и Дон вошёл в состав Юга России. В этом же году вспыхнуло Вёшенское восстание. Зимой 1919—1920 гг. Добровольческая армия была разбита, в январе 1920 года советские войска заняли Ростов и Новочеркасск, а к марту 1920 года полностью овладели Донской областю. Тогда же Донское казачье войско прекратило существование.

Казаки в эмиграции

Вторая мировая война



В 1936 году была предпринята попытка советизации донского казачества. Донцам разрешили служить в Красной армии. В октябре 1942 года в оккупированном германскими войсками Новочеркасске с разрешения немецких властей прошёл казачий сход, на котором был избран штаб Войска Донского. Начинается организация казачьих формирований в составе вермахта, как на оккупированных территориях, так и в эмигрантской среде. Создание казачьих частей возглавил бывший полковник царской армии Сергей Васильевич Павлов, в советское время работавший инженером на одном из заводов Новочеркасска. Инициатива Павлова была поддержана донским атаманов в изгнании Петром Николаевичем Красновым. В 1943 году в составе вооруженных сил Третьего Рейха была создана 1-я казачья дивизия, в состав которой входило два Донских казачьих полка. Одним из офицеров этой бригады был потомственный донской казак Иван Кононов, ставший полковником вермахта. Дивизия принимала участие в борьбе против красных партизан на территории Югославии. В 1945 году, незадолго до окончания войны, дивизия была реорганизована в Казачий кавалерийский корпус СС. Нацистские идеологи нашли обоснование, что донские казаки являются обрусевшими потомками готов. Однако поражение гитлеровцев привело в 1945 году к выдаче казаков (до 50 тыс. казаков - ровно столько принимало участие в наполеоновских войнах) и дальнейшему разгрому Донского войска.

Современность

В 1980-е гг. началось возрождение казачества. 28 июня 1990 года в Москве собрался Учредительный Большой Круг Союза казаков, на котором участвовало 263 делегата. Атаманом союза казаков Росии был избран потомок донских казаков Александр Мартынов. 17 ноября того же года в Ростове-на-Дону открылся Съезд казаков Дона, атаманом которого стал сын Шолохова. Столицей донского казачества закреплен Новочеркасск. В казачьей среде стали популярны идеи превращения Дона в особый автономный регион России на базе Ростовской области, к которой должны быть присоединены части Волгоградской области России, а также Донецкая и Луганская области Украины. Высказывалась мысль о признании донских казаков в качестве отдельного народа [12] . 15 мая 1993 года состоялось торжественное перезахоронение оскверненных останков героев Дона – генералов Платова, Орлова-Денисова, Бакланова и Ефремова в усыпальницу Новочеркасского Вознесенского собора, а также праха Архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна. На другой день состоялось грандиозное торжество восстановления снятого еще в 1923 г. и переплавленного на бронзу в 1933 г. памятника легендарному Атаману и основателю г. Новочеркасска М.И. Платову.

В 1994 году в среде руководства донских казаков наметился раскол (в Новочеркасске появилось два Больших казачьих Круга), усилившийся от неоднозначного отношения к Чеченской республики Ичкерия (4-й атаман Н.И.Козицин подписал договор о дружбе с Дудаевым) [13] . В 1996 году в обход действующего атамана Козицина атаманом донского войска становится Вячеслав Хижняков, поддержку которому оказывают официальные власти на самом высоком федеральном уровне. Раскол казачества проявился и в отношении к Войне в Югославии. В 2005 году казаки Ростовской области были вовлечены в межэтнический конфликт с представителями чеченской диаспоры [14] . 1 сентября 2010 года московских патриарх Кирилл объявил праздником Донской иконы Божьей Матери и всего православного казачества [15] .

С момента развала СССР существуют многочисленные организации, ставящие своей целью объединение Донского казачества, частью совершенно маргинальных и псевдоказачьих, дескредетирующих своим существованием саму идею возрождения Дона. К общепризнанным можно отнести две подобные организации:

Абсолютное большинство остальных карликовых организаций несмотря на обладание всех атрибутов не может быть воспринимаемо всерьёз. На сегодняшний день на территории России, например одних только Казачьих Генералисимусов и полных казачьих генералов из людей не только не являющихся казаками по происхождению и не выслуживших звания подобно напр. Атаману Всевеликого войска Донского Платову, но даже тех кто в Советской Армии дослужил лейтенантского звания более 300 сотен.

Вопрос этнического происхождения донских казаков из исторической дискуссии перерос в спекулятивную тему, которую в начале ХХ века использовали для политического раскола России. Сторонники казачьей независимости утверждали, что казаки самостоятельный народ, кровно не связанный с русскими. Окончательный ответ на этот вопрос историки смогли дать только благодаря генетике.

Содержание:

Потеря вольностей

До конца XVI века донское казачье войско не подчинялось русскому правительству, однако не жило в отрыве от Руси. Из нее донцы получали новых бойцов, хлеб, порох, свинец и прочие припасы, необходимые для войны с турками и татарами. В 1584 году донские казаки принесли присягу на верность царю Федору Иоанновичу, а во время Смуты поддерживали самых разных самозванцев.

Национальность и происхождение донских казаков, что говорит генетика

Впоследствии они присягнули на верность царю Михаилу Федоровичу Романову, но дела с донцами Россия вела через Посольский приказ – аналог современного министерства иностранных дел. В 1708 году большая часть донских казаков поддержала восстание Булавина и Петр I упразднил их право на независимость и вольности, дарованные Иваном Грозным. В 1718 году их церкви стали подчиняться Воронежской епархии.

Проводы донских казаков в армию

Проводы донских казаков в армию

Более двух веков казаки были главной опорой императорского трона, но в начале ХХ века на территории Войска распространение получила идея отличности станичников от остальных русских.

Ее сторонники утверждали, что казаки не часть великоросской общности, а отдельный народ, имеющий право на собственное государство.

Происхождения казаков

Вопросом происхождения казачества историки занимаются с середины XIX века. Несмотря на это четкой концепции на этот счет у ученых нет. Основными являются следующие теории:

В последнее время развиваются теории о скифских, сарматских, готских и хазарских корнях. Дать ответ на сложный вопрос происхождения казаков, и степени их родства с русскими, историкам и антропологам помогла генетика. Наличие в казаках нерусского элемента в любом случае должно отобразится в его генетическом материале, который и был изучен учеными.

Сбор и изучение генетического материала

Национальность и происхождение донских казаков, что говорит генетика

Результаты генетического исследования

По полученным данным миграционный поток в казачьи области шел с Южной и Центральной области России, а также с Украины. Генетически, с жителями этих регионов донцы практически идентичны. Полных совпадения с южнорусской популяцией обнаружено 8%, а с центральнорусской – 6%. С жителями Северной России совпадений практически нет.

Карта генетических расстояний от донских казаков. Чем темнее цвет, тем больше генетическое расстояние от казаков до данной популяции.

Карта генетических расстояний от донских казаков. Чем темнее цвет, тем больше генетическое расстояние от казаков до данной популяции.

Больше всего переселенцев на Дон пришло с территории Воронежской, Курской, Орловской, Белгородской области. Обнаружена незначительная часть татарского элемента. Видимо, это след ногайской прослойки, которая влилась в состав Донского Войска. Кавказские народы практически не связаны с казаками. Выявлено 1% совпадение с черкесами, что может быть отголоском общего потока генов между Восточной Европой и Кавказом.

Руководитель лаборатории геномной географии Института общей генетики РАН Олег Балановский говорит, что такая ситуация характерна не только для донского, но и кубанского и запорожского казачества. В их генофонде отсутствует или находится в низких частотах Y-хромосомные гаплогруппы G и J, характерные для кавказских и азиатских народов.

Гребенские казаки

Таким образом донское казачество вместе с кубанским и запорожским образовала единый южнославянский генофонд, что подтверждает миграционную теория образования казачества. Генофонд терских казаков отличается большой долей компонента горских народов Западного Кавказа. Это роднит их с адыгами, абхазами, сванами, карачаевцами, балкарцами.

Внешность донского казака

Наиболее полное исследование антропометрических данных казаков провел советский антрополог и доктор биологических наук Виктор Бунак. На основе собранных данных ученый поделил жителей донских станиц на три антропометрических группы:

1. Казаки-великороссы – самая большая категория для представителей которой характерны светлые волосы и борода. Прямой нос, большой рот, широкое лицо и разрез глаз. Высокий рост сближает их с русским населением средней Волги. В целом казаки имеют черты характерные для общерусского антропологического типа.

2. Казаки-малороссы – потомки запорожских казаков (черкас), которые переселились на Дон в разные исторические периоды. Для них характерен средний рост, темные волосы и смуглей, чем у великороссов кожа. Волосы темные, голова круглая, нос с горбинкой. Имеют короткий торс, длинные ноги и руки.

3. Смешанный тип – высокорослы имеют высокий лоб и круглую голову. Преобладают темно-русые волосы и небольшой подбородок. Часто встречаются блондины с носом, имеющем горбинку.

Калмыки-бузавы, служившие в составе войска Войска Донского

Калмыки-бузавы, служившие в составе войска Войска Донского

Свой след в антропометрии казаков оставили и соседние народы – татары (выпуклый лоб, смуглое широкое скуластое лицо и короткие кривые ноги), калмыки (красивые и широкие лица, чаще всего проявляются у женщин) и даже евреи (долговязость, семитский нос, темные волосы, но с рыжей бородой).

Читайте также: