Массовый спорт и спорт высших достижений кратко

Обновлено: 07.07.2024

2) Спорт высших достижений (большой спорт)– предполагает систематические, многолетние, целенаправленные тренировки и соревнования, в процессе которых решаются задачи достижения максимальных результатов, требующих повседневных больших затрат времени и сил на спортивную деятельность на протяжении ряда лет.

3) Оздоровительные системы физических упражнений

4) оздоровительные системы физических упражнений- Атлетическая гимнастика, атлетизм, боди-билдинг и культуризм. Современные системы физических упражнений представляют собой специально подобранные движения и позы, направленные на комплексное или избирательное воздействие на определенные функциональные системы организма. В некоторых из них имеются соревновательные элементы.

Введение.

Массовый спорт.

Спорт высших достижений.

Наряду с массовым спортом существует спорт высших достижений, или

большой спорт. Цель большого спорта принципиально отличается от цели массового. Это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях. Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только личное значение, но становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы на крупнейших международных соревнованиях вносят свой вклад в укрепление авторитета страны на мировой арене. Поэтому нет ничего удивительного в том, что крупнейшие спортивные форумы собирают у экранов телевизоров всего мира миллиардные аудитории (Яркий и самый, пожалуй, злободневный пример тому: футбол, в него играют тысячи, а любят его миллионы), а среди прочих духовных ценностей столь высоко ценятся и мировые рекорды, и победы на чемпионатах мира, и лидерство на Олимпийских играх. Нельзя не сказать еще об одной общественной ценности большого спорта, которая обычно остается в тени.) Сегодня спорт высших достижений — пока единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физиологических и психических пределов здорового человека. Это позволяет не только проникнуть в тайны максимальных человеческих возможностей, но и определить пути рационального развития и использования имеющихся у каждого человека природных способностей в его профессиональной и общественной деятельности, повышения общей работоспособности. Для выполнения поставленной цели разрабатываются специальные системы упражнений, подготовки, при правильном выполнении которых возможны достижения максимальных результатов. Разработки производятся при помощи ведущих НИИ.Таким образом, спорт высших достижений позволяет на основе выявленных индивидуальных особенностей и возможностей человека в определённом виде спорта добиваться максимальных, рекордных результатов. «Этим спорт вооружает массовую практику физического воспитания наиболее эффективными средствами и методами физического совершенствования. Рекорды в международных, национальных и других видах соревнований создают моральный стимул для развития массового спорта и занятий физической культурой. Победы Российских спортсменов на международней арене ,дают людям стимул больше заниматься спортом, отдавать своих детей в спортивные секции, и мечтать о том что их дети достигнут огромных успехов, либо просто укрепят своё здоровье.

Специфика различных видов спорта накладывает существенный отпечаток на степень формирования различных психических качеств, которые необходимы не только в спорте, но и в профессиональной деятельности.

Но факт остаётся фактом, что, например, командные спортивные игры приучают человека соотносить свои действия с действиями коллег по команде, способствуют формированию таких прикладных черт, свойств личности, как коллективизм, коммуникабельность, сознательная дисциплина и т.д.

Надёжность - одна из важнейших категорий в спорте. Она сложна именно потому, что в ней нет головокружительного взлёта с последующим весьма болезненным падением.

Мужество всегда эстетично, если в спортивной борьбе возникает гармония силы, разума и чувства.

Возможности различных видов спорта в укреплении здоровья, коррекции телосложения и осанки, повышении общей работоспособности, психической устойчивости, наконец, в самоутверждении очень велики. При этом здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоническое развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности. Физическое развитие, которое тесно связано со здоровьем, - это процесс изменения и становления естественных морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни (рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная ёмкость лёгких и др.)

Спортивная классификация. Её структура.

Чтобы сравнить уровень достигнутых результатов как в одной спортивной дисциплине, так и между различными видами спорта, используется единая спортивная классификация.

Структура спортивной классификации предусматривает присвоение следующих разрядов и спортивных званий (от низших к высшим).

Для присвоения указанных разрядов и званий в одних видах спорта необходимо выполнить разрядные нормативы и требования, а в других только разрядные требования. Разрядные нормативы обычно выражены в мерах времени, длины, веса и других количественных показателях. Разрядные требования определяются такими положениями:

- занять определенное место на соревнованиях того или иного масштаба;

- добиться определенного количества побед над спортсменами соответствующих разрядов.

Спортивная классификация носит подвижный, динамичный характер. Периодически в нее вносятся коррективы, связанные со спортивной практикой, на которую влияют прогрессивные изменения в теории и практике подготовки спортсменов, их техническая оснащенность и др.

Студенческий спорт.

Возрастные особенности студенческой молодежи, специфика учебного труда и быта студентов, особенности их возможностей и условий занятий физической культурой и спортом позволяют выделить в особую категорию студенческий спорт.

Организационные особенности студенческого спорта:

возможность заниматься спортом в свободное от учебных академических занятий

время в вузовских спортивных секциях и группах, а также самостоятельно;

возможность систематически участвовать в студенческих спортивных соревнованиях доступного уровня (в учебных зачетных соревнованиях, во внутри- и вневузовских соревнованиях по избранным видам спорта).

Перечень документов по охране труда. Сроки хранения: Итак, перечень документов по охране труда выглядит следующим образом.

Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно.

Спорт– это компонент физической культуры, исторически сложившийся в форме соревновательной деятельности и специальной подготовки человека к соревнованиям. Отличительной особенностью спорта или ядром спорта является обязательная соревновательная деятельность как способ сопоставления и совершенствования определённых способностей человека, что способствует более полному развитию и проявлению физических сил, высокой нравственности и волевых качеств. Непосредственная цель соревновательной деятельности – достижение возможно высокого результата, превышающего ранее достигнутого.

Физкультурник и спортсмен могут использовать в своих целях одни и те же физические упражнения (например, бег), но при этом спортсмен всегда сравнивает свои успехи в физическом совершенствовании с успехами других спортсменов и стремится к достижению возможно более высокого результата, а физкультурник такой задачи перед собой не ставит.

Массовый спорт– к нему причастна масса людей, практически занимающаяся спортом или системами физических упражнений в разнообразных формах (волейбол, футбол, туризм, атлетическая гимнастика, аэробика и т.д.). Занимаются в свободное время с целью активного отдыха, укрепления здоровья, улучшения физического развития, повышения работоспособности. Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок.

К элементам массового спорта молодёжь приобщается ещё в школьные годы, а в некоторых видах спорта даже в дошкольном возрасте. Особенности массового спорта определяются тем, что спортивная деятельность строится в зависимости от иной деятельности, доминирующей в жизни (учебной, трудовой), и потому занимает подчинённое место в индивидуальном образе жизни. Кроме того, затраты времени и сил на спортивные занятия жёстко ограничены, что объективно сдерживает и уровень спортивных достижений.

Спорт высших достижений пополняется от массового спорта. В свою очередь, спорт высших достижений стимулирует массовое развитие спорта, создаёт эталонные ориентиры спортивных результатов, показывает пути к ним, предлагает наиболее эффективные средства и методы спортивного совершенствования.

Единая спортивная классификация

Чтобы сравнить уровень достигнутых результатов используется единая спортивная классификация (ЕСК) – основа системы нормативных оценок результатов спортивной подготовки. Она устанавливает в стране единые разрядные нормы и требования по видам спорта, порядок их выполнения и присвоения спортсменам спортивных разрядов.

Спортивные разряды необходимо подтверждать, а спортивные звания присваиваются пожизненно.

Для присвоения указанных разрядов и званий в одних видах спорта необходимо выполнить разрядные нормативы и требования, а в других – только разрядные требования.

Разрядные нормативы – показатели (результаты), выраженные в мерах времени, длины, расстояния, веса и других количественных показателях.




Разрядные требования– условия, порядок выполнения и присвоения разрядов. Они определяются такими положениями:

· занять определённое место на соревнованиях того или иного масштаба;

· добиться определённого количества побед над спортсменами соответствующих разрядов.

Спортивный разряд или спортивное звание присваивается только тем спортсменам, которые выполнили соответствующие разрядные нормы и требования на соревнованиях установленного масштаба при определённом количественном составе и квалификации спортивных судей.

Общая характеристика спорта

Спорт– это компонент физической культуры, исторически сложившийся в форме соревновательной деятельности и специальной подготовки человека к соревнованиям. Отличительной особенностью спорта или ядром спорта является обязательная соревновательная деятельность как способ сопоставления и совершенствования определённых способностей человека, что способствует более полному развитию и проявлению физических сил, высокой нравственности и волевых качеств. Непосредственная цель соревновательной деятельности – достижение возможно высокого результата, превышающего ранее достигнутого.

Физкультурник и спортсмен могут использовать в своих целях одни и те же физические упражнения (например, бег), но при этом спортсмен всегда сравнивает свои успехи в физическом совершенствовании с успехами других спортсменов и стремится к достижению возможно более высокого результата, а физкультурник такой задачи перед собой не ставит.

Массовый спорт– к нему причастна масса людей, практически занимающаяся спортом или системами физических упражнений в разнообразных формах (волейбол, футбол, туризм, атлетическая гимнастика, аэробика и т.д.). Занимаются в свободное время с целью активного отдыха, укрепления здоровья, улучшения физического развития, повышения работоспособности. Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок.

К элементам массового спорта молодёжь приобщается ещё в школьные годы, а в некоторых видах спорта даже в дошкольном возрасте. Особенности массового спорта определяются тем, что спортивная деятельность строится в зависимости от иной деятельности, доминирующей в жизни (учебной, трудовой), и потому занимает подчинённое место в индивидуальном образе жизни. Кроме того, затраты времени и сил на спортивные занятия жёстко ограничены, что объективно сдерживает и уровень спортивных достижений.

Спорт высших достижений пополняется от массового спорта. В свою очередь, спорт высших достижений стимулирует массовое развитие спорта, создаёт эталонные ориентиры спортивных результатов, показывает пути к ним, предлагает наиболее эффективные средства и методы спортивного совершенствования.

Единая спортивная классификация

Чтобы сравнить уровень достигнутых результатов используется единая спортивная классификация (ЕСК) – основа системы нормативных оценок результатов спортивной подготовки. Она устанавливает в стране единые разрядные нормы и требования по видам спорта, порядок их выполнения и присвоения спортсменам спортивных разрядов.

Спортивные разряды необходимо подтверждать, а спортивные звания присваиваются пожизненно.

Для присвоения указанных разрядов и званий в одних видах спорта необходимо выполнить разрядные нормативы и требования, а в других – только разрядные требования.

Разрядные нормативы – показатели (результаты), выраженные в мерах времени, длины, расстояния, веса и других количественных показателях.

Разрядные требования– условия, порядок выполнения и присвоения разрядов. Они определяются такими положениями:

· занять определённое место на соревнованиях того или иного масштаба;

· добиться определённого количества побед над спортсменами соответствующих разрядов.

Спортивный разряд или спортивное звание присваивается только тем спортсменам, которые выполнили соответствующие разрядные нормы и требования на соревнованиях установленного масштаба при определённом количественном составе и квалификации спортивных судей.

Спорт является органической частью физической культуры и представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом для игровой физической деятельности людей, направленной на интенсивную специализированную подготовку для последующего максимального проявления способностей путем соревнования в заранее определяемых двигательных действиях. В настоящее время в рамках спортивного движения выделяют два основных направления: массовый спорт и спорт высших достижений.

1.1. Цель и задачи массового спорта.

Массовый спорт характеризуется относительно невысокими спортивными результатами и значительной массовостью. На этом уровне достижений подготовка спортсменов осуществляется в свободное от основной деятельности время

Цель массового спорта – повышения уровня физической подготовленности и здоровья народа

Задачи массового спорта:

Повышение функциональных возможностей отдельных систем организма человека.

Совершенствование физического развития и телосложения.

Повышение общей и профессиональной работоспособности.

Овладение жизненно необходимыми умениями и навыками.

Цель и задачи спорта высших достижений.

Спорт высших достижений есть специально организованная деятельность, направленная на всестороннее и гармоничное развитие физических и психических качеств, в процессе тренировок и соревнований.

Главной целью спорта высших достижений является достижение максимально возможных спортивных результатов на всевозможных спортивных состязаниях, соревнованиях. Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только его личное значение, но и становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы на крупнейших международных состязаниях вносят свой вклад в поддержание и укреплении авторитета страны на международной арене.

К задачам спорта высших достижений относятся:

– достижение высокого спортивного результата;

– победа на состязаниях и соревнованиях;

– стимулирование физического, психического и духовного развития;

– способствование практическому познанию собственной работоспособности и собственных умений, а также укреплению уверенности в своих силах;

– приобщение к коллективу и формирование социального поведения;

– расширение опыта и обогащение эмоциональной жизни спортсменов путем рациональной организации досуга.

1.3. Классификация видов спорта.

В настоящий момент существует несколько наиболее распространенных классификаций видов спорта. Наиболее широкое распространение получила классификация видов спорта, входящих в программу летних и зимних олимпийских игр:

– циклические (гребля, плавание, лыжи, велосипедный, конькобежный, беговые виды легкой атлетики);

– ациклические (скоростно-силовые) виды спорта (прыжки, метания, тяжелая атлетика);

– координационно-сложные виды спорта (гимнастика спортивная и художественная, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и т.д.);

– единоборства (борьба, бокс и т.д.)

– спортивные игры (футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, водное поло и т.д.);

– многоборья (легкоатлетическое десятиборье, современное пятиборье, лыжное двоеборье и т.д.).

Спортивная классификация.

Спортивная классификация – программно-нормативный документ, устанавливающий нормы для присвоения спортивных званий и разрядов, требования и порядок выполнения установленных нормативов.

2.1. Цель и задачи спортивной классификации.

Цель единой всероссийской спортивной классификации: способствовать привлечению граждан России к активным занятиям спортом, повышать уровень всесторонней физической подготовленности и спортивного мастерства, занимающихся спортом.

1) Устанавливать разрядные нормы и требования, а также условия их выполнения с учетом уровня развития вида спорта в России и в мире и задачами, стоящими по развитию конкретных видов спорта.

2) Определять порядок присвоения спортивных званий и разрядов по видам спорта, признанным в установленном порядке в Российской Федерации.

3) Содействовать развитию видов спорта посредством совершенствования системы и организации проведения соревнований.

2.2. Виды спортивных званий и разрядов и условия их присвоения.

В Российской Федерации устанавливаются следующие спортивные звания и разряды:

Спортивные звания присваиваются гражданам Российской Федерации, а спортивный разряд подтверждается раз в два года.

Спортивные разряды и звания присваиваются только по результатам официальных соревнований за выполнение норм и требований, при соблюдении условий их выполнения.

Нормы и требования для присвоения спортивных званий и разрядов, а также условия их выполнения устанавливаются исходя из уровня развития вида спорта, пола и возраста спортсменов.

Нормы выражены в мерах длины, веса и времени Международной системы мер (СИ), других количественных показателях.

Требованиями для присвоения спортивных разрядов и званий являются:

1) занятое место на соревнованиях определенного ранга;

2) необходимое количество побед над спортсменами соответствующего разряда или звания в течение одного года;

Для присвоения спортивных званий условия выполнения норм и требований должны предусматривать:

1) количество стран (или субъектов Российской Федерации), спортсмены которых участвовали в соревнованиях;

2) количество соперников в виде программы;

3) количество проведенных выступлений, поединков, игр и т.п.;

4) минимальный возраст спортсмена;

5) количество судей соответствующей квалификации (на соревнованиях всероссийского уровня и ниже);

6) количество стартов, проведенных поединков, игр в предварительной (отборочной) стадии соревнований, иные особые условия, исходя из специфики вида спорта и системы проведения конкретных соревнований.

Для присвоения спортивных разрядов условия выполнения норм и требований должны предусматривать:

1) количество проведенных выступлений, поединков, игр и т.п.;

2) количество соперников в виде программы;

3) минимальный возраст спортсмена;

4) количество судей соответствующей квалификации;

5) иные особые условия, исходя из специфики вида спорта.

Если для присвоения МСМК в виде программы предусмотрены только разрядные нормы и российские спортсмены выиграли в нём медаль последних олимпийских (параолимпийских, сурдолимпийских) игр, то в этих случаях звание МСМК может быть присвоено за результат, показанный на чемпионате или розыгрыше Кубка России.

Для присвоения звания МС обязательным условием является участие в судействе соревнований не менее 3-х судей всероссийской или международной категории.

Для присвоения спортивных разрядов обязательным условием является участие в судействе соревнований:

– I разряда – не менее 3-х судей первой категории и выше.

3. Спортивные соревнования, их цели и задачи.

Спортивное соревнование – это состязание (соперничество) людей в игровой форме с выяснением преимущества в степени физической подготовленности и в развитии некоторых сторон сознания.

Соревнования по видам спорта проводятся с целью:

– популяризация вида спорта среди больших кругов населения;

– повышение мастерства спортсменов;

– выявление сильнейших спортсменов.

Спортивные соревнования – яркое, эмоциональное зрелище, которые позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются задачи совершенствования физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности. Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, вследствие высокой психической напряженности превосходят уровень, характерный для тренировочных занятий. Соревнования – одна из действенных мер повышения тренированности спортсмена. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера.

3.1. Виды спортивных соревнований.

Выделяют следующие виды спортивных соревнований: личные, командные и лично-командные. В личных соревнованиях определяются места всех участвующих спортсменов, победители и призеры. В лично-командных соревнованиях, кроме личных мест участников по занятым ими местам, определяются также и места участвующих команд. Характерной особенностью лично-командных соревнований является то, что все участники, в том числе и спортсмены одного коллектива, соревнуются между собой.

В командных соревнованиях определяются только места, занятые командами, в отличие от лично-командных, в командных соревнованиях участники одной команды соревнуются только со спортсменами других команд.

Принято также делить на тренировочные, подводящие и главные соревнования. К главному старту необходимо подходить через серию тренировочных, а затем подводящих соревнований. Серии соревнований неодинаковой направленности на определенных этапах подготовки могут играть сначала тренировочную, затем подводящую роль к главным состязаниям. Количество стартов в этих сериях определяется из вида спорта и индивидуальных особенностей спортсмена.

3.2. Способы проведения спортивных соревнований.

Наиболее часто встречающимися способами проведения соревнований являются: круговой, отборочно-круговой, смешанный и способ прямого выбывания.

При проведении соревнований круговым способом все участники соревнований встречаются со всеми противниками поочередно. Результаты встреч (победы, поражения, ничьи, оцененные в очках) учитываются при определении порядкового места, занятого спортсменом (командой). Высшее место присуждается команде, набравшей большую сумму очков.

При проведении соревнований отборочно-круговым способом команды разделяют на предварительные группы, в которых каждая команда встречается со всеми соперниками данной группы. Затем команды, занявшие лучшие места в группе, переходят в следующий тур соревнований. Этих участников вновь разбивают на группы, которые проводят поединки между собой для следующего отбора, вплоть до финальной встречи, в которой и определяют победителя соревнований.

При смешанном способе все команды предварительно участвуют в 1-3 турах, проводимых отборочно-круговым способом. Затем победители предварительных соревнований встречаются между собой по жеребьёвке способом прямого выбывания. Количество финалистов, как и количество победителей предварительных соревнований, определяется Положением о соревнованиях. Финальные поединки проводятся круговым способом.

В соревнованиях, проводимых способом выбывания, команда, проигравшая поединок, выбывает из дальнейших соревнований.

3.3. Система построения спортивных соревнований для студентов вузов.

Построения спортивных соревнований для студентов строится по принципу пирамиды:

Первый уровень – основу составляют соревнования между учебными группами, курсами, факультетами по наиболее популярным видам спорта. Целью данного этапа является проведение первенства высшего учебного заведения по виду спорта и формирование сборной команды университета. Руководит этой работой кафедра физического воспитания, или спортивный клуб, опираясь на помощь общественных инструкторов или штатных преподавателей кафедры.

Третий уровень – составляют соревнования между командами, занявшие 1-3 место в ходе региональных соревнований. Руководство соревнованиями на данном этапе осуществляет Российский студенческий спортивный союз. Команда ,занявшая первое место, имеет право участвовать на всемирной Универсиаде среди вузов.

Спорт от физической культуры отличается тем, что в нем имеется обязательная соревновательная компонента. И физкультурник, и спортсмен могут использовать в своих занятиях и тренировках одни и те же физические упражнения (например, бег), но при этом спортсмен всегда сравнивает свои достижения в физическом совершенствовании с успехами других спортсменов в очных соревнованиях. Занятия же физкультурника направлены лишь на личное совершенствование безотносительно к достижениям в этой области других занимающихся. Вот почему мы не можем назвать спортсменом бодрого старичка, передвигающегося по аллеям сквера медленным бегом или быстрой ходьбой. Этот уважаемый человек не спортсмен, он физкультурник, использующий ходьбу и бег для поддержания своего здоровья и работоспособности.

Современный спорт выступает: и как средство оздоровления, и как средство психофизического совершенствования, и как действенное средство отдыха и восстановления работоспособности, и как зрелище, и как профессиональный труд.

Спорт – многогранное общественное явление, составляющее неотъемлемый элемент культуры общества, одно из средств и методов всестороннего гармоничного развития человека, укрепления его здоровья.

Цель спорта - наряду с укреплением здоровья и общим физическим развитием человека, достижение результатов и побед в состязаниях.

В современном понимании спорт – это стремление человека к расширению границ своих физических возможностей, реализуемое через систематичный тренировочный процесс и участие в соревнованиях.

Спорт - одно из важных средств эстетического воспитания, удовлетворения духовных запросов общества, это и целый мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами в соревнованиях, сложный комплекс межчеловеческих отношений и популярнейшее зрелище.

Спорт в процессе исторического развития занял видное место как в физической, так и духовной культуре общества, причем его общественная значимость продолжает возрастать. Спорт способствует расширению международных связей, взаимопониманию, сотрудничеству и дружбе между народами.

Спорт, занятия физическими упражнениями являются исключительно действенными средствами физического воспитания молодежи, расширяют физические и духовные возможности человека, формируют его как личность, готовят подрастающее поколение к жизненной практике, приобщают к активной общественной жизни.

Массовый спорт характеризуется относительно невысокими спортивными результатами и значительной массовостью. На этом уровне достижений подготовка спортсменов осуществляется в свободное от основной деятельности время. Проходит под руководством тренеров различной квалификации, в том числе тренеров-инструкторов, работающих на общественных началах. Нагрузки невелики.

Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни.

Цель занятий различными видами массового спорта — укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть. Это связано с решением ряда частных задач: повысить функциональные возможности отдельных систем организма, скорректировать физическое развитие и телосложение, повысить общую и профессиональную работоспособность, овладеть жизненно необходимыми умениями и навыками, приятно и полезно провести досуг, достичь физического совершенства.

Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок.




К элементам массового спорта значительная часть молодежи приобщается еще в школьные годы, а в некоторых видах спорта даже в дошкольном возрасте. Именно массовый спорт имеет наибольшее распространение в студенческих коллективах.

Спорт высших достижений связан со стремлением к достижению наиболее высоких результатов (мировые рекорды, победы на Олимпийских играх, Чемпионатах мира, Европы, России и т.д.). Однако чем выше достижение, тем меньше количество спортсменов способных выйти на этот уровень (3% от населения страны в возрасте 16-25лет).

Цель спорта высших достижений принципиально отличается от цели массового. Это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях.

Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только личное значение, но становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы на крупнейших международных соревнованиях вносят свой вклад в укрепление авторитета страны на мировой арене. Поэтому нет ничего удивительного в том, что крупнейшие спортивные форумы собирают у экранов телевизоров всего мира миллиардные аудитории, а среди прочих духовных ценностей столь высоко ценятся и мировые рекорды, и победы на чемпионатах мира, и лидерство на Олимпийских играх.

Нельзя не сказать еще об одной общественной ценности спорта высших достижений, которая обычно остается в тени. Сегодня спорт высших достижений - пока единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физиологических и психических пределов здорового человека. Это позволяет не только проникнуть в тайны максимальных человеческих возможностей, но и определить пути рационального развития и использования имеющихся у каждого человека природных способностей в его профессиональной и общественной деятельности, повышения общей работоспособности. Для выполнения поставленной цели в большом спорте разрабатываются поэтапные планы многолетней подготовки и соответствующие задачи. На каждом этапе подготовки эти задачи определяют необходимый уровень достижения функциональных возможностей спортсменов, освоение ими техники и тактики в избранном виде спорта. Все это суммарно должно реализоваться в конкретном спортивном результате.

Спорт высших достижений может занимать доминирующее положение в определенные периоды жизни спортсмена. Подготовка проводится под руководством тренеров высшей квалификации, в ней используются новейшие достижения науки и техники, применяются большие величины тренировочных и соревновательных нагрузок, а спортсмены проходят тщательный многоэтапный отбор. Экспертная оценка показывает, что только 1 из 65 человек начавших заниматься продолжает занятия в детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ), норматив мастера спорта по плаванию способен выполнить один человек из 34 000 обученных.

Анализируя специфику направлений спортивного движения, ученые говорят о следующем основном механизме взаимообусловленности массовости спорта и уровня достижений спортсменов высшей квалификации. Спортивные результаты, которые демонстрируют спортсмены высокого класса, особенно в популярных видах спорта, служат эффективным средством пропаганды активных занятий физкультурой и спортом.

Благодаря этому в практику спортивной деятельности вовлекается все больше участников и, следовательно, возрастают шансы на выявление среди них новых талантливых спортсменов, которые в перспективе смогут поднять высшие спортивные достижения на новый уровень. Поэтому, делают они вывод, - прогресс каждого вида спорта базируется наряду с другими аспектами и на неразрывной связи всех сторон спортивного движения.

Любительский спорт — это сфера, в которой человек занимается спортивной деятельностью параллельно с другими видами своей деятельности (учебой, работой, службой в армии и т. д.), т. е. спорт в этом случае не профессия.

Профессиональный спорт — это сфера в которой двигательная спортивная деятельность, для человека является основным родом занятий, т. е. его профессией. В основе этой сферы лежит коммерческая деятельность, предусматривающая экономическую эффективность и высокую информационно-развлекательную ценность спортивно-зрелищных мероприятий. Профессиональный спорт существует в двух формах — спорта высших достижений и спорта показательного (например, соревнования по баскетболу в профессиональной лиге НБА и профессиональный цирк).

Все спортивные соревнования проходят по определенным правилам, которые и регламентируют деятельность участников. Кроме этого, каждый участник спортивных соревнований старается достигнуть определенного спортивного результата (успеха). Для достижения успеха участники соревнований должны реализовать свои возможности или соревновательный потенциал.

Поэтому соревновательная деятельностьв спорте представляет собой регламентированный правилами процесс реализации соревновательных потенциалов участников, каждый из которых стремится к достижению запланированного результата.

(ПОВТОР) Общая цель спортивной тренировки - развитие духовных и физических способностей спортсменов.

Специфическая цель - достижение высоких спортивных результатов.

Под спортивной тренировкой понимают специализированный педагогический процесс физического воспитания, направленный на достижение спортсменом высоких спортивных результатов.

Частными задачами спортивной тренировки являются:

- укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие спортсмена;

- воспитание его морально-волевых и физических качеств;

- формирование необходимых умений, закрепление и совершенствование необходимых навыков избранного вида спорта;

- приобретение специальных знаний по гигиене, самоконтролю и др.

Изучение спорта с разных сторон (в разных аспектах) позволило ученым установить огромное число его функций (более 110). Вот насколько спорт многогранен! Например, у спорта выявлены в преобразовательном аспекте подготовительная, воспитательная, оздоровительная и образовательная функции, в коммуникативном (связующем) аспекте функции общения, обмена опытом, международного сотрудничества, в психологическом аспекте функции отвлечения, волевой и моральной подготовки, интеллектуализации, снятия напряжения после трудовой деятельности.

Многогранность спорта как социального явления сопровождается многообразием видов двигательной деятельности в нем. Различают множество видов спорта. Каждый из них характеризуется своим предметом состязания, особым составом действий и способов ведения спортивной борьбы (техникой и тактикой), своими правилами.

В настоящий момент существует несколько наиболее распространенных классификаций видов спорта: Матвеев Л.П.,1977; Келлер В.С.,1986; и др. В зависимости от характера деятельности спортсмена, источника и способа достижения спортивного результата воспитания виды спорта подразделяют на пять групп (Л.П. Матвеев, 1991):

1-я группа- виды спорта, представляющие собой высокоактивную двигательную деятельность человека, достижения в которых в решающей мере зависят от физических способностей организма. Сюда относятся большинство видов спорта (легкая атлетика, спортивные игры и т.д.);

2-я группа - виды спорта, основу которых составляют действия спортсмена по управлению средствами передвижения (мотоциклом, автомобилем, самолетом, яхтой и т.д.), за счет умелого управления которых и достигается спортивный результат;

3-я группа - технико-конструкторские виды спорта, в соревнованиях по которым оцениваются не сколько действия спортсмена, сколько результаты - предметы условной модельно-конструкторской деятельности (авиа-, автомодели и т.д.);

4-я группа - стрелковые виды спорта (стрельба из стрелкового оружия: пистолета, винтовки, лука);

5-я группа - абстрактно-игровые виды спорта, исход соревнований в решающей мере определяется не двигательной активностью спортсмена, а абстрактно-логическим обыгрыванием соперника (шахматы, шашки и т.п.).

Наиболее широкое распространение получила классификация видов спорта входящих в программу летних и зимних олимпийских игр:

1 - циклические (гребля, плавание, лыжи, велосипедный, конькобежный, беговые виды легкой атлетики);

2 - скоростно-силовые (прыжки, метания, тяжелая атлетика);

3 - координационно-сложные виды спорта (гимнастика спортивная и художественная, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и т.д.);

4 - единоборства (борьба, бокс и т.д.)

5 - спортивные игры (футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, водное поло и т.д.);

6 - многоборья (легкоатлетическое десятиборье, современное пятиборье, лыжное двоеборье и т.д.).

Из рассмотренного можно сделать следующий вывод: спорт — это социальный феномен культуры, имеющий колоссальное воспитательное значение для человека.

Чтобы сравнить уровень достигнутых результатов как в одной спортивной дисциплине, так и между различными видами спорта, используется единая спортивная классификация.

Действующая спортивная классификация включает в себя почти все культивируемые в стране виды спорта. В ней весьма условно, в единой градации по спортивным званиям и разрядам представлены нормативы и требования, характеризующие уровень подготовленности спортсменов, их спортивные результаты и достижения.

Продвижение спортсмена от разряда к разряду служит критерием эффективности учебно-тренировочного процесса.

Структура спортивной классификации предусматривает присвоение следующих разрядов и спортивных званий (от низших к высшим).

Для присвоения указанных разрядов и званий в одних видах спорта необходимо выполнить разрядные нормативы и требования, а в других только разрядные требования. Разрядные нормативы обычно выражены в мерах времени, длины, веса и других количественных показателях.

Разрядные требования определяются такими положениями:

- занять определенное место на соревнованиях того или иного масштаба;

- добиться определенного количества побед над спортсменами соответствующих разрядов.

Спортивная классификация носит подвижный, динамичный характер. Периодически в нее вносятся коррективы, связанные со спортивной практикой, на которую влияют прогрессивные изменения в теории и практике подготовки спортсменов, их техническая оснащенность и др.

Особенно следует отметить наличие спортивной классификации и по национальным видам спорта. Национальные виды спорта культивируются в отдельных регионах Российской Федерации. В их основе лежат традиционные народные упражнения и игры, исторически связанные с укладом жизни и особенностями труда людей в условиях данных регионов.

Наиболее распространенные из них представлены в Единой спортивной классификации. Звание мастера спорта по этим видам присваивается на федеральном уровне, хотя культивируются они, например, только в Якутии, Татарстане или Дагестане. Спортивные разряды присваиваются региональными спортивными организациями, т.е. на местах.

Современный спорт подразделяется на массовый спорт и спорт высших достижений. Эти понятия отражают различный уровень и многогранность спортивной деятельности, в которой принимают участие спортсмены любители и профессионалы различной квалификации.

Как отмечается в учебнике "Физическая культура студента", изданном в 1999 г. под редакцией известного специалиста в данной сфере профессора В. И. Ильинича, массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни.

Цель занятий различными видами массового спорта - укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть. Это связано с решением ряда частных задач: повысить функциональные возможности отдельных систем организма, скорректировать физическое развитие и телосложение, повысить общую и профессиональную работоспособность, овладеть жизненно необходимыми умениями и навыками, приятно и полезно провести досуг, достичь физического совершенства.

Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок.

К элементам массового спорта значительная часть молодежи приобщается еще в школьные годы, а в некоторых видах спорта в дошкольном возрасте. Именно массовый спорт имеет наибольшее распространение в студенческих коллективах.

Как показала практика, обычно в нефизкультурных вузах страны в сфере массового спорта регулярными тренировками во внеурочное время занимаются от 10 до 25% студентов. Ныне действующая программа по учебной дисциплине "Физическая культура" для студентов высших учебных заведений позволяет практически каждому здоровому студенту и студентке любого вуза приобщиться к массовому спорту.

Наряду с массовым спортом существует спорт высших достижений, или большой спорт.

Цель большого спорта принципиально отличается от цели массового. Это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях.

Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только личное значение, но становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы на крупнейших международных соревнованиях вносят свой вклад в укрепление авторитета страны на мировой арене. Поэтому нет ничего удивительного в том, что крупнейшие спортивные форумы собирают у экранов телевизоров всего мира миллиардные аудитории, а среди прочих духовных ценностей столь высоко ценятся и мировые рекорды, и победы на чемпионатах мира, и лидерство на Олимпийских играх.

Сегодня спорт высших достижений - пока единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физиологических и психических пределов здорового человека. Это позволяет не только проникать в тайны максимальных человеческих возможностей, но и определить пути рационального развития и использования имеющихся у каждого человека природных способностей в его профессиональной и общественной деятельности, повышения общей работоспособности.

Для выполнения поставленной цели в большом спорте разрабатываются поэтапные планы многолетней подготовки и соответствующие задачи. На каждом этапе подготовки эти задачи определяют необходимый уровень достижения функциональных возможностей спортсменов, освоение ими техники и тактики в избранном виде спорта. Все это суммарно должно реализовываться в конкретном спортивном результате.

Чтобы сравнить уровень достигнутых результатов как в одной спортивной дисциплине, так и между различными видами спорта, используется единая спортивная классификация.

Структура спортивной классификации предусматривает присвоение следующих разрядов и спортивных званий (от низших к высшим).

Спортивные разряды: 5-й, 4-й (только в шахматах и шашках); 3-й, 2-й, 1-й разряды, "кандидат в мастера спорта". Спортивные разряды необходимо подтверждать.

Спортивные звания: "мастер спорта", "мастер спорта международного класса" (к этому званию приравнивается звание "гроссмейстер" в шахматах и шашках). За особо выдающиеся спортивные достижения присваивается звание "заслуженный мастер спорта России". Спортивные звания присваиваются пожизненно.

Для присвоения указанных разрядов и званий в одних видах спорта необходимо выполнить разрядные нормативы и требования, а в других только разрядные требования. Разрядные нормативы обычно выражены в мерах времени, длины, веса и других количественных показателях. Разрядные требования определяются такими положениями:

• занять определенное место на соревнованиях того или иного масштаба;

• достичь определенного количества побед над спортсменами соответствующих

Спортивная классификация носит подвижный, динамичный характер. Периодически в нее вносятся коррективы, связанные со спортивной практикой, на которую влияют прогрессивные изменения в теории и практике подготовки спортсменов, их техническая оснащенность и др.

Читайте также: