Происхождение игры в истории общества ее связь с трудом и искусством кратко

Обновлено: 05.07.2024

3. Что отличает игру от не игры?

4. Значение игры в жизни ребенка


Игра – ведущий вид деятельности.
Игра – развлечение.
Игра – академия детской жизни.
Игра – своеобразный способ отражения
детьми окружающего мира.
• Игра – форма организации детской
жизнедеятельности.
• Игра – социально-педагогический феномен
культуры.

Игра – школа
произвольного
поведения
Игра – ведущая деятельность
ребенка дошкольника, в ней
появляются основные
психологические
новообразования возраста
В игре ребенок
становится выше
себя на голову
Расхождение видимого и
смыслового поля новое в
дошкольном возрасте. Это
основа игры создание
мнимых ситуаций. Это
новая ступень абстракции,
произвольности и свободы
В игре ребенок плачет
как пациент и радуется
как актер.
Игра – школа чувств и
социальных отношений
Игра – ключ к душе
ребенка,
диагностическое
средство

6. Право на игру

7. Признаки игры (зафиксированы в конвенции)

• Это свободная активность, лишенная
принуждения и контроля со стороны
взрослых;
• Игра должна приносить
эмоциональный подъем, причем
источником удовольствия является
процесс деятельности, а не ее
результат или оценка;
• Игра - это всегда спонтанное,
непредсказуемое, активное
апробирование себя и предмета игры.

8. Значение игры для развития ребенка-дошкольника

•В игре ребенок учится полноценному общению со
сверстниками.
•Учиться подчинять свои импульсивные желания
правилам игры. Появляется соподчинение мотивов "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо".
•В игре формируются первые нравственные чувства (что
плохо, а что хорошо). Формируются новые мотивы и
потребности (соревновательные, игровые мотивы,
потребность в самостоятельности).
•В игре зарождаются новые виды продуктивной
деятельности (рисование, лепка, аппликация).
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже
имеющиеся у него знания, активизирует словарь,
развивает любознательность, пытливость, а также
нравственные качества: волю, смелость, выдержку,
умение уступать. У него формируются начала
коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что
видел, пережил, он осваивает опыт человеческой
деятельности. В игре воспитывается отношение к
людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает
сохранить бодрое настроение.

10. История происхождения игры Теории

Ф.Шиллер
Игра - это эстетическая
деятельность Избыток
сил, свободных от
внешних потребност,
является условием
возникновения эстетического наслаждения,
которое доставляется
игрой.
Г.Спенсер
Игра и эстетическая
деятельность
объединяются тем, что ни
то, ни другое не
обеспечивает
непосредственное
выживание организма. В
игре находят выражение
низшие потребности, в то
время как в эстетической
деятельности - высшие.
Игра человека имеет
чисто биологический
контекст.
В. Вунд
"Игра - дитя труда". Он
говорил, что всякая игра
имеет свой прототип в
одной из форм серьезного
труда. Но если к труду
человека побуждает
необходимость
существования, то игра
вызывает наслаждение от
самого процесса действия.
Включает игру в контекст
социально-исторический,
однако склонен считать
наслаждение источником
игры.
К.Гросс
Игра - есть упражнение
инстинктов с целью
приобретения ими
наибольшей
приспособляемости к
условиям
функционирования.
Отдельные инстинкты
нуждаются в упражнении
и отработке, что
осуществляется в форме
игры. Гросс также не
находит в человеческих
играх ничего такого, что
отличало бы их от игр
животных. Все игры
являются борьбой за
существование. Период
детства специально
предназначен природой
для таких упражнений, а
значит, для игры.

11. Отечественные теории происхождения игры. Д.Б. Эльконин

-на заре существования человеческого общества игры не
существовало, труд был примитивен, и дети рано начинали
принимать участие в работе взрослых;
-в связи с усложнением орудий труда, переходом к охоте,
скотоводству, земледелию изменяется положение ребенка в
обществе: он упражняется в трудовых действиях с помощью
игрушек – моделей орудий труда (лук, копье, аркан);
-с возникновением различных ремесел, развитием техники,
сложных орудий труда, игрушки перестали быть моделями
последних. С такими игрушками не упражняются в трудовых
действиях, а изображают их. Возникает ролевая игра.

12. Игра как социокультурный феномен

• Выготский Л.С., Эльконин Д.Б.
• 1 тезис. Игра в истории человеческого
общества была не всегда, а появилась на
определенном этапе его развития. Игра
социальна по своему происхождению.
• 2 тезис. Игра - вид детской деятельности,
чувствительный к сфере социальных
отношений. Игра социальна по своей
сущности.
Видеофильм.

Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра в детском возрасте – норма, ребенок должен играть, даже если он делает самое серьезное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающей жизни; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.

Игра издавна привлекает к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов.

Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества.

Г.В.Плеханов изучал проблему происхождения искусства в человеческом обществе. Он пришел к выводу, что игра имеет многовековую историю и возникла в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Таким образом, Г. В. Плеханов подчеркнул генетическую общность искусства и игры.

По мнению Г.В.Плеханова, в истории общества труд предшествовал игре, определял ее содержание. К труду человека принуждали жизненные потребности, связанные с необходимостью добывать пропитание, охранять свои угодья, заботиться о жилище и т. п. Труд, охота, война с соседним племенем - все это сопровождалось чувствами радости, удовольствия, горечи. Желание вновь пережить чувства, испытанные в той или иной деятельности от проявленной ловкости, смекалки, силы, побуждали первобытного человека к обрядовым играм, танцам, песням.

Таким образом, в истории общества труд старше искусства и игры: сначала были земледельческие работы, охота, войны, а затем это находило отражение в плясках, песнях, элементах драматического и изобразительного искусства. Но в жизни отдельного человека игра, по мнению Г.В.Плеханова, предшествовала труду. Ребенок вначале подражает труду взрослых в игре и лишь позже начинает принимать участие в настоящей работе.

Мысли Г.В.Плеханова получили развитие в трудах новых поколений ученых, прежде всего психологов и педагогов, которых волновал вопрос: всегда ли существовала игровая деятельность, предваряя в жизни ребенка последующую трудовую деятельность?

Д. Б. Эльконин на основе анализа этнографического материала выдвинул гипотезу об историческом возникновении и развитии ролевой игры. Он считал, что на заре существования человеческого общества детской игры не было. В силу примитивности самого труда и необходимых для него орудий дети очень рано начинали принимать участие в работе взрослых (сбор плодов, кореньев, ловля рыбы и др.).

Усложнение орудий труда, переход к охоте, скотоводству, земледелию привели к изменению положения ребенка в обществе: малыш уже не мог принимать непосредственное участие в работе взрослых, поскольку она требовала умений, знаний, сноровки, ловкости и т. д. Взрослые стали изготовлять игрушки для упражнения детей в трудовых действиях (лук, копье, аркан). Возникли игры-упражнения, в ходе которых ребенок овладевал необходимыми навыками и умениями в использовании орудий труда, так как игрушки были их моделями (из маленького лука можно попасть в цель, маленькой мотыгой - рыхлить землю).

Наконец, с возникновением различных ремесел, развитием техники, сложных орудий труда игрушки перестали быть моделями последних. Они напоминали орудия труда внешним видом, но не функциями (игрушечное ружье, игрушка-соха и др.). Другими словами, игрушки становятся образами орудий труда.

С такими игрушками упражняться в трудовых действиях нельзя, но можно их изображать. Возникает ролевая игра, в которой находит удовлетворение свойственное маленькому ребенку стремление к активному участию в жизни взрослых. Поскольку такое участие в реальной жизни невозможно, ребенок в воображаемой ситуации воспроизводит действия, поведение, взаимоотношения взрослых.

Следовательно, ролевая игра возникает не под влиянием внутренних, врожденных инстинктов, а в результате вполне определенных социальных условий жизни ребенка в обществе. Взрослые, в свою очередь, способствуют распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровой техники, которые передаются из поколения в поколение, превращая саму игру в часть культуры общества.

В ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Таким образом, современная отечественная теория игры базируется на положениях об ее историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе.

б) Социальный характер детской игры.

Но окружающая ребенка действительность чрезвычайна многообразна, а в игре находят отражение лишь отдельные ее стороны, а именно: сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми.

Как показывают исследования А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Р.И.Жуковской, развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.

В развернутой форме ролевой игры, которая наблюдается у детей, начиная с 4-5 лет, на первый план выступают отношения между людьми, которые осуществляются через действия с предметами, а иногда и без них. Таким образом, игра становится способом выделения и моделирования (воссоздания в специально созданных условиях) отношений между людьми, а следовательно, начинает служить усвоению социального опыта.

Игра социальна и по способам ее осуществления. Игровая деятельность, как доказано А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым, Н. Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. п.). Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.

Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффектив­ных средств организации жизни детей и их совмест­ной деятельности. Игра отражает внутреннюю потреб­ность детей в активной деятельности, это средство познания окружающей жизни; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в оп­ределенные отношения со сверстниками и взрослыми.

Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества.

Д. Б. Эльконин на основе анализа этнографического ма­териала выдвинул гипотезу об историческом возникновении и развитии ролевой игры.

Он считал, что на заре суще­ствования человеческого общества детской игры не было. В силу примитивности самого труда и необходимых для него орудий дети очень рано начинали принимать участие в ра­боте взрослых (сбор плодов, кореньев, ловля рыбы и др.).

Усложнение орудий труда, переход к охоте, скотовод­ству, земледелию привели к изменению положения ребен­ка в обществе: малыш уже не мог принимать непосредствен­ное участие в работе взрослых, поскольку она требовала умений, знаний, сноровки, ловкости и т. д.

Взрослые стали изготовлять игрушки для упражнения детей в трудовых дей­ствиях (лук, копье, аркан). Возникли игры-упражнения, в ходе которых ребенок овладевал необходимыми навыками и умениями в использовании орудий труда, так как игруш­ки были их моделями (из маленького лука можно попасть в цель, маленькой мотыгой - рыхлить землю).

Наконец, с возникновением различных ремесел, разви­тием техники, сложных орудий труда игрушки перестали быть моделями последних. Они напоминали орудия труда внешним видом, но не функциями (игрушечное ружье, иг­рушка-соха и др.). Другими словами, игрушки становятся образами орудий труда.

С такими игрушками упражняться в трудовых действиях нельзя, но можно их изображать.

Возникает ролевая игра, в которой находит удовлетворение свойственное маленькому ребенку стремление к активно­му участию в жизни взрослых. Поскольку такое участие в реальной жизни невозможно, ребенок в воображаемой си­туации воспроизводит действия, поведение, взаимоотноше­ния взрослых.

Следовательно, ролевая игра возникает не под влиянием внутренних, врожденных инстинктов, а в результате вполне определенных социальных условий жизни ребенка в обществе. Взрослые, в свою очередь, способству­ют распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровой техники, которые пе­редаются из поколения в поколение, превращая саму игру в часть культуры общества.

В ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают мораль­ные нормы, способы практической и умственной деятель­ности, выработанные многовековой историей человечества.

Таким образом, современная отечественная теория игры базируется на положениях об ее историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в чело­веческом обществе.

Игра – сложное социально-психическое явление, характеризирующееся личностными предпочтениями, а не возрастными. Потребность личности в игре и способность включаться в игру характеризуется особым видением мира и не связаны с возрастом человека. Однако стремление к игре взрослых и детей имеют различные психологические основания.

В любую историческую эпоху игра привлекала к себе внимание педагогов. В игре заключена реальная возможность, воспитывать и обучать ребенка в радости Ж.Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци пытались развить способности детей в соответствии с законами природы и на основе деятельности, стремление которой присуще всем детям. Центром педагогической системы Ф.Фребеля является теория игры.

Фребель рассматривал игру как средство обучения и воспитания детей. В его системе игра и учение, творчество и познание образуют одно целое и включены в единую деятельность. Признавая ведущее значение игры в развитии ребенка, он внес существенные изменения в бытовавшие детские игры и разработал свои авторские игры [7; 285].

Существенный вклад Фребеля в дошкольную педагогику состоит в том, что он осуществил систематику и внес порядок в детские игры. До Фребеля никакой системы в детских играх не было: они выбирались случайно и хаотично. Фребель же определил дидактическую задачу каждой игры и обосновал, в какой последовательности их проводить. Он специально указывал, какие игры полезны для развития органов чувств ребенка, какие — для развития речи, ума, движений. Он обосновал, в какой последовательности использовать игры, в результате чего детские игры стали представлять собой стройную и связную систему. Все это говорит о том, что Фребель является автором первой системы дошкольного воспитания.

Представители почти всех направлений в зарубежной психологии, так или иначе, пытались объяснить игру детей, реализуя, естественно, при этом свои общие теоретические концепции (психоанализ 3. Фрейда, структурная теория К. Коффки, динамическая теория личности К. Левина, теория эгоцентризма Ж. Пиаже). Если и не все представители этих различных направлений делали попытки создать целостную теорию детской игры, то все так или иначе пытались интерпретировать ее основные симптомы [6; 278].

На понимание природы детской игры большое влияние оказала психоаналитическая теория 3. Фрейда. Его теория оказала влияние на многих психологов (Ж. Пиаже, К. Коффка, К. Левин) и в настоящее время получила довольно широкое распространение, вплоть до использования игры как диагностической методики и терапевтического средства.

Рассмотрим основные подходы к объяснению причин возникновения игры:

2). Теория инстинктивности , функции упражнения в игре, предупражнения инстинктов. В начале века особую популярность приобрела теория предупражнения швейцарского учёного К. Гросса, который считал игру первичной, изначальной, какими бы внешними или внутренними факторами она не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни. Игра, по Гроссу, вечная школа поведения.

3). Теория рекапитуляции и антиципации. Американский психолог, педагог Г.С. Холл (1846-1924) выдвинул идею рекапитуляции (сокращённого повторения этапов развития человечества) в детских играх.

Игра, по мнению сторонников этой теории, помогает преодолевать инстинкты прошлого, становиться цивилизованнее. Данные исследователи воспринимают игру и игровую атрибутику как редуцированную деятельность, т.е. как воспроизводство образа жизни, культовых церемоний далёких предков.

Уже в конце XIX в., еще до появления работ К. Грооса, при описании детской игры психологи обращали основное внимание на работу детского воображения или фантазии.

У Дж. Селли уже выделены две основные особенности той формы игры, которая называется ролевой и занимает господствующее положение в дошкольном возрасте. Это, во-первых, преобразование ребенком себя и окружающих предметов и переход в воображаемый мир и, во-вторых, глубокая поглощенность созданием этого вымысла и жизнью в нем.

В. Штерн видит объяснение этого перехода в воображаемый мир и связанной с ним иллюзии действительности в том, что «маленький ребенок, который в своей беспомощности всюду натыкается на препятствия, который так зависит от взрослых в своей реальной деятельности, может, конечно, испытывать глухое чувство этого давления и освобождается от него посредством бегства в мир фантазии, где он сам господин и повелитель, даже творец и созидатель. Но чем сильнее иллюзия, с какою он погружается в это созданное им самим призрачное существование, тем сильнее чувство освобождения и тем больше радость [5; 523].

Игра, как объект изучения, всегда привлекала к себе внимание российских ученых. Большой вклад в теорию игры внесли Е.А.Покровский, П.В.Иванова, В.Ф.Кудрявцева, В.Н.Харузина, А.Н.Соболева, О.И.Капица, Г.С.Виноградова.
Все эти исследования относятся к ХIХ – первой трети ХХ вв., ценны первозданностью своих материалов, извлеченных из глубинных основ народной жизни, включали в себя описания тех игр, которые попали в поле зрения наблюдателей.

Один и тот же круг исследователей называют разные источники и причины появления феномена игры, рассматривая различные функции или близкие ей явления культуры.

Список литературы
1. Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. К.М.Гуревича,

В.И.Лубовского. – М.: Педагогика, 1982.
2. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. – М., 1966.
3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка:

Вопросы психологии. – М., 1966. – 541с.
4. Гессен С. И. Основы педагогики введение в прикладную философию. – М.,

“Школа-Пресс”, 1995., гл. III.

5. Дошкольная педагогика. / Под ред.В.И.Логиновой, П.П.Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988.- 345 с.

6. Игра дошкольника /под редакцией С. Л. Новосёловой. – М.: Просвещение, 1989. – 446 с.

7. Игра дошкольника / Под ред.С.Л.Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989.- 128с.

8. Игрушки и пособия для детского сада / Под ред.В.М.Изгаршевой. – М.:Просвещение, 1987.- 45 с.

9. Изучение личности дошкольника. /Сост. Лавровская И.В. Киров, Информационный центр, кафедра психологии КГПИ им. В.И.Ленина, 1991. -129с.

10. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.
11. Крупская Н. К. Роль игры в детском саду. Пед. соч. М., 1959, т. 6.

12. Макаренко А. С. Игра. — Соч. М., 1957, т. IV.

14. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н. Н. Поддьякова, Н. Я. Михайленко. — М.: Педагогика, 1987.- 339 с.

15. Сигов Б.К. Игра // Современная западная философия: Словарь. М., Политиздат, 1991.

16. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст]/Д.Б.Эльконин. — М.: Педагогика, 1978.

Читайте также: