Происхождение человека в исламе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Пророк Адам (мир ему) был одинок в райских садах, пока однажды утром не проснулся и увидел взирающую на него прекрасную женщину. Оказалось, что за ночь, пока Адам (мир ему) спал, Аллах сотворил из его левого ребра женщину, причем удаленное ребро отросло обратно, до того, как сам пророк проснулся. Если не воспринимать эту информацию буквально, а подойти к этому вопросу с современной научной точки зрения, то получается что супруга пророка Адама (мир ему) была создана из его генетического материала, а возможность реализации такого варианта в наш технический век не могут отрицать даже ярые атеисты.

Согласно достоверным хадисам, рассказывая историю сотворения Евы из ребра, пророк Мухаммад (мир ему и благословение) подчеркивал важность бережного отношения к женщине:

Вопрос о том, где находился Рай до сих пор открыт, так как в Коране нет точных указаний на его местоположение.

Считается, что проступок первых людей был малым грехом, и поэтому они легко получили прощение от своего Создателя. Вместе с Адамом на землю был спущен и черный камень Каабы, на месте установки которого позднее был построен храм. Пророк Адам, прожив на земле достаточно долгое время (около 2000 лет), после своей смерти был похоронен в Мекке, а после потопа его тело было перезахоронено в Иерусалиме. Его супруга умерла через 40 лет после своего мужа. Над ее могилой, которая находиться в городе Джидда и носит название Мукбарат умна Хавва (Могила Хаввы), была построена гробница, которая была забетонирована в 1975 г. властями Саудовской Аравии якобы из-за того, что паломники поклонялись ей.

История пророка Адама (мир ему) и первых посланников Всевышнего весьма интересна и таит в себе немало примечательных подробностей, подтверждение которым находит современная светская наука, но это уже предмет отдельного разговора.

Сотворение человека в Исламе, как и сотворение всего живого и неживого, это великая милость Всевышнего. Аллах создал и соразмерил мироздание, сотворил человека и наделил его разумом. Великий сотворил человека законченным и сделал его самостоятельным существом.

Сказав эти слова, Азраил взял глину. Он предстал перед Создателем с глиной различных пород, собранной с гор и долин: нежной и грубой, красной и черной. Затем, по велению Великого, Азраил смешал глину с разными водами: сладкими и солеными. Так, в зависимости от оттенка глины и места ее происхождения были сотворены представители разных наций, хорошие и плохие, белые и черные.

Всевышний, пожелавший вдохнуть жизнь в Адама (Мир Ему), велел руху (душе) войти через мозг в его тело. Рух вошел в него и через тысячу лет пустился к глазам – они открылись, и Адам (Мир Ему) увидел, что он сотворен из замешанной глины. Рух спустился к ушам – и Адам (мир Ему) услышал тасбихи ангелов, перешел к носу – и Адам (Мир Ему) чихнул.

Согласно теории происхождения человека в Исламе, он не эволюционировал, как это утверждают сторонники Дарвина. Напротив, человек был создан совершенным, ростом в 60 локтей, а затем начал уменьшаться в размерах.

Ислам является одной из трех мировых религий мира и второй по численности, после Православия, в России. В последние годы ислам стремительно расширяется как количественно, так и географически. Несомненно, что догматическое учение той или иной религии оказывает определяющее влияние на отношение к человеку, как к единоверцу, так и к представителю других религий.

Поэтому актуальность изучения данной темы очевидна. Для мирного сосуществования с представителями ислама необходимо изучать его учение, в том числе и антропологию. Имея должную информацию, можно предсказать, каким образом будут реагировать мусульмане на обстоятельства нашей жизни. Наконец, изучая ислам, можно провести критический анализ этой религии и осознать истинность христианства.

Главным источником для нас является Священное Писание – Библия. В частности, именно в Ветхом Завете излагается история возникновения арабского народа.

Другим не менее важным источником является священная книга мусульман Коран.

По истории и учению ислама существует множество научных работ.

Вместе с тем, имеется принципиальный недостаток: атеистическая идеология, с точки зрения которой написан этот труд. Это обстоятельство следует учитывать при работе с данной энциклопедией.

Глава I. Происхождение человека согласно учению ислама

Ислам весьма специфичная религия, поскольку он сформирован из ряда других вероучений, одного истинного – христианства; и двух ложных – иудаизма и языческих религий Аравийского полуострова. Поэтому в исламе можно найти как верные, так и ложные утверждения, некоторые же положения вероучения ислама являются явно нелепыми.[1]

Натурфилософия ислама небогата и в основном заимствована из Библии. Согласно Корану, мир был сотворен Аллахом за шесть дней. Были созданы небеса (их насчитывается семь), небесные светила и земля, разложенная ковром, – на ней для прочности были установлены горные твердыни. Земля соединяется с небесами невидимой лестницей, по которой спускаются и поднимаются лишь ангелы. Ангелов, как и все земное творение, тоже создал Аллах в один из дней творения. В последний, шестой день был создан первый человек Адам, а из его ребра сотворена Ева. Седьмой день – это день отдыха; им в исламе считается не христианское воскресенье и не иудейская суббота, а пятница.[2]

С точки зрения ислама, Аллах управляет не только космическими ритмами, но и делами человеческими. Однако все его деяния своенравны и, в конечном счете, произвольны, так как зависят только от его решения. Аллах волен противоречить себе: так известно, что несколько сур в Коране были упразднены.

Принципиальным отличием ислама от христианства является учение об отсутствии первородного греха. Человек слаб не вследствие грехопадения, но потому, что он – лишь творение. Здесь мы видим явный примитивизм ислама, который, очевидно, не смог подняться до мысли о значении первородного греха.

Согласно Корану, человек был сотворен после возникновения материального мира, а также после создания ангелов и джиннов.

Следует отметить, что джинны являются специфической особенностью ислама. Это бесплотные существа, обитающие в дольнем мире, обладающие полом и способностью принимать по желанию любой облик; они готовы выполнять любую работу и причинять людям как добро, так и зло. Джинны и джинньи делятся на три группы: гули, ифриты или мариды и силаты. Согласно фольклорной традиции, джинны появились из человеческой тени.[4]

По воле Аллаха ангелы должны были склониться перед Адамом, ибо в нем присутствовал Божественный дух. Существует и другая версия данного предания. Согласно этой точке зрения, Аллах открыл Адаму имена всех вещей, и ангелы, не сумев назвать эти имена, склонились перед человеком. Признать главенство человека на земле отказался только Иблис, за что и был низвергнут с небес.

Адам и Хавва обитали в раю, но Иблис ввел их в соблазн, они вкусили плодов Древа познания и были изгнаны на землю. По другому преданию, Адам и Хавва в раю не вкушали пищи, ибо были сыты запахом, но по наущению Иблиса попробовали пшеницу и тем самым осквернили рай, за что их изгнали. На земле Хавва родила семьдесят пар близнецов (сын-дочь), от которых и пошел человеческий род.[7]

К Адаму восходят все люди, он не рожден, а сотворен: и потому лишен пуповины. Именно по этой причине возникли средневековые миниатюры с изображением Бога, перстом делающего углубление на животе глиняного Адама, своеобразная попытка примирить мистическую теорию и повседневность.[8]

«Это – ведающий скрытое и явное, славный, милосердный, который прекрасно сделал всякую вещь, которую сотворил, и начал творение человека из глины, потом сделал потомство его из капли жалкой воды, потом выровнял его и вдул в него от Своего духа и устроил вам слух, зрение и сердца. Мало вы благодарны!

Да, они не верят во встречу со своим Господом!

В хадисах приводится и другое предание об Иблисе. До своего падения он звался Азазилом (или ал-Харитом) и был послан на землю успокоить перессорившихся между собой джиннов. Азазил успешно выполнил поручение – и так возгордился этим успехом, что ослушался Аллаха и остался на земле – повелевать джиннами и вредить людям.

Другое имя Иблиса — Шайтан, этимологически родственное библейскому Сатане. Шайтанами называют и многочисленных злых духов, обитающих в человеческих телах, между кожей и плотью. Эти духи подбивают людей на дурные дела, тогда как ангелы-хранители склоняют их к добрым, праведным поступкам.[17]

Помимо Иблиса, от сонма небесных ангелов отпали также Харут и Марут. Как гласят комментарии к Корану, эти ангелы решили сойти на землю, дабы испытать себя земными соблазнами. Испытания они не выдержали – согрешили с первой же встреченной ими красивой женщиной, а затем убили человека, оказавшегося невольным свидетелем их преступления.[18]

По преданию, к этому колодцу пробираются люди и джинны, желающие овладеть магией и тайными знаниями. Харут и Марут не отказывают в знаниях, но всякого, кто обращается к ним, предупреждают, что за магию и тайноведение придется держать ответ перед Аллахом. Считается, что таким образом Аллах проверяет людей: кто из них соблазнится помощью Харута и Марута.

Согласно Корану, сотворение человека проходило в два этапа.

На первом этапе был создан общий предок всего человечества — Адам. Аллах сотворил его из глины, придал ему человеческое обличье, а потом вдохнул в него дух и наделил его разумом. Адам появился на свет без родителей, а из его левого нижнего ребра была создана его жена — Хавва (библ. Ева). Они поселились в Раю, где им было позволено вкушать любые блага, но не приближаться к одному-единственному дереву. Но шайтан соблазнил их, и они отведали плодов того дерева, ослушавшись своего Господа. Осознав свой грех, Адам и Хавва покаялись, и Аллах простил их, но низвёл на Землю для того, чтобы они вместе с их потомками прошли через испытание и вернулись к Нему.

37. Адам принял слова от своего Господа, и Он принял его покаяние. Воистину, Он — Принимающий покаяние, Милосердный.

На этой стадии зародыш получает питательные вещества из крови матери, подобно тому как пиявка питается кровью других организмов. Он прикрепляется к стенке хорионического мешка и располагается в амниотической жидкости в подвешенном состоянии. Таким образом, слово алака соответствует и внешнему виду зародыша, и способу его крепления к поверхности матки.

Не менее важно и то, что зародыш человека и эмбриональные мешочки на этой стадии имеют внешнее сходство со сгустком крови. Причина этого в том, что в зародыше на этой стадии имеется относительно большое количество крови. Однако кровь в эмбрионе пока ещё не циркулирует, и так продолжается до конца третьей недели развития. Поэтому эмбрион на этой стадии похож на сгусток крови. Одним словом, три значения слова алака точно описывают эмбрион человека в начале четвёртой недели развития.

Эта ответственность, возложенная исключительно на человека, определяется разумом, который удерживает его от соблазнов. Разум ставит его выше животных, которые руководствуются только инстинктами, и благодаря ему человек может достичь больших высот. Но если разум не удерживает его от потакания низменным страстям, то он опускается до уровня низших творений.

Благодаря разуму человек отличает истину ото лжи, а прямой путь — от заблуждения, принимает высшие ценности и отвергает дурные качества. Гуманизм, любовь, справедливость, сострадание и прочие духовные ценности, которыми наделён человек, отличают его от других существ и определяют его превосходство.

Читайте также: