Прагматизм в педагогике кратко
Обновлено: 02.07.2024
Прикладная направленность учебно-воспитательного процесса в соответствии с идеями Дж. Дьюи привела к снижению качества обучения и воспитания. В условиях научно-технической революции возникла потребность в людях с более твердыми и упорядоченными знаниями и принципами поведения. Это привело к пересмотру и модернизации классического прагматизма, который и возродился в 70-х годах под флагом неопрагматизма. Методологические установки Дж. Дьюи были дополнены новыми принципами, приведены в соответствие с новыми тенденциями понимания воспитания как процесса социализации личности.
Человек не нуждается в поисках оснований своих действий вне самого себя, своих собственных размышлений и оценок. Окружающие его люди, их мнения, общественные нормы и принципы не могут служить основанием для выбора, ибо их функция состоит в контроле, критике поведения человека, и поэтому они могут только мешать его самовыражению, его росту. Иными словами, неопрагматисты отстаивают полный произвол в поступках и оценках личности. Причем в такого рода поведении личности они видят источник ее активности и оптимизма, поскольку в своих действиях она ничем не связана, руководствуется лишь своими желаниями, своей волей. Несмотря на критику, а также очевидную ортодоксальность многих положений, неопрагматизм остается ведущим направлением американской педагогики, получает все более широкое распространение в других странах западного мира.
Наиболее общие методологические посылки прагматической педагогики содержались в сочинениях основателей философии прагматизма Ч. Пирса и У. Джеймса. Окончательное её оформление связано с именами Дж. Дьюи и его последователей.
Важнейший путь реализации своих установок в области содержания школьного образования прагматическая педагогика в 1920-1930-х годах усматривала во внедрении метода проектов, разработанного У.Х. Килпатриком.
Сторонники прагматистских концепций 1960-1980-х годах рассматривают понятие деятельности ученика в широком смысле: как любой вид созидательной работы, если ученик выступает её активным участником.
Американские педагоги-неопрагматисты (Т. Брамельд, Дж. Манн, Б. Собел, А. Комбе и другие), исследуя вопрос о содержании обучения в общеобразовательной школе, на первое место ставят критерий соответствия содержания образования интересам и непосредственным потребностям ребёнка. Неопрагматисты универсальное значение придают идее комплексности в содержании образования, противопоставляя её предметному принципу. На практике это привело к созданию различных вариантов интегрированных курсов, концентрирующих сведения из различных учебных предметов на фрагментарной основе вокруг какой-либо стержневой темы, которая определяется школой исходя из интересов детей и специфики местных условий.
В прагматической педагогики США сосуществуют и взаимно дополняют друг друга два течения - собственно педоцентристское (узкометодическое) и реформистское (социал-реконструктивистское). Представители последнего считают, что совершенствование школы способно изменить общество.
В начале 1980-х годов в США и в ряде других стран педоцентристские установки стали возрождаться в рамках открытого обучения и гуманистической педагогики.
Дополнительная литература:
Килпатрик У. Основы метода. M.; Л., 1928;
Deweу J. Му pedagogic creed. Wash., 1929;
idem. Experience and education. N.Y., 1959;
idem. Democracy and education. N.Y., 1963;
Counts G.S. Secondary education and industrialism. Camb., 1929;
idem. The senior high school curriculum. Chi., 1930;
Bodе В. Modern educational theories. N.Y., [1930]; Каунтс Дж. Теория воспитания в Америке. M.; Л., 1931; The educational frontier / Ed. W. Kilpatrick. N.Y.; L., 1933;
James W. Pragmatism’s conception of truth. N.Y., 1948;
Сhilds J. American pragmatism and education. N.Y., 1956;
Baker M. Foundations of J. Dewey’s educational theory. N.Y., 1966;
Гончаров Л.Н. Школа и педагогика США до второй мировой войны. M., 1972;
Малькова З.А., Вульфсон Б.Л. Современная школа и педагогика в капиталистических странах. M., 1975;
Буржуазная педагогика на современном этапе. M., 1984;
Degenhardt H. Reformpädagogik. Eine neue Einsicht der Erziehung und Bildung vor dem Hintergrund heterogener Geistesströmungen im Europa // Pädagogik und Schulalltag. 1994. H. 1.
Опыт тесно связан с выполнением действий, а не с изучением объектов. Мышление становится инструментом для решения умственных проблем. Его появление способствует умственной активности, обращённой на поиск результативного решения проблем, препятствующих нормальному функционированию организма. Дьюи полагал, что обучение должно происходить с помощью опытного познания. Только при изучении окружающего мира у ребёнка проявится желание к дальнейшему познанию. Через познание действительности у ребёнка формируется такое свойство характера, при котором появляется возможность контролировать происходящее вокруг, адаптировать действительность к своим интересам. Он указывал, что все предшествующие общеобразовательные системы были рассчитаны на передачу учащимся огромного количества общей информации без применения их на практике. Образно говоря, учащихся обучают опытом прошлого, но не готовят к проблемам в будущем. На смену традиционной системе образования Дьюи представил концепцию, цель которой – обучение решению проблем. По его убеждению, человек, владеющий умением принимать решения, будет лучше подготовлен к жизни с её многочисленными трудностями.
Согласно теории Дьюи, воспитание и обучение осуществляются не посредством усвоения теории, а в процессе выполнения практических задач, в которых учащиеся не только изучают мир, но и учатся работать в коллективе. Тогда школа воспитает детей, отлично адаптированных к жизненным условиям. В школах, созданных на основе инструментальной педагогики, не существовало определённой программы с системой изучаемых предметов, а подбирались только те знания, какие могли бы найти практическое применение в жизни. Наиболее важными научными дисциплинами Дьюи считал историю и географию, поскольку они тесно связны с природой и социальной жизнью общества.
Суть практической работы заключается не только в приобретении конкретных знаний, но и в участии школы в социальной деятельности, в жизни общества. В процессе практики ученики много узнают о профессиях, и видах практической деятельности, которые помогут в развитии у них определённых навыков, учатся уважать чужой труд, идущий на пользу обществу.
Метод проектов – система обучения, при которой дети получают знания в процессе планирования и выполнения своевременно усложняющихся практических заданий-проектов. Плюсы метода – развитие у детей предприимчивости, умения оценивать любую ситуацию. Этот метод приучает их к настойчивости, самостоятельности, однако следует помнить, что в любом случае им необходима помощь учителя, которая обеспечивала бы эффективный процесс обучения.
Джон Дьюи предложил концепцию непрерывного образования для всех возрастов. Общество должно быть в процессе непрерывного обучения и переобучения. Жизнь постоянно развивается, поэтому образование должно мгновенно реагировать на изменения, происходящие в мире. Если эта задача не будет выполнена, то общество столкнётся с проблемами, не будучи готовым к их решению.
По мнению Дьюи, существует необходимость включать в учебный процесс игровую деятельность. Материалы, применяемые в игре, должны быть наиболее близко приближены к реальным условиям, прямыми и естественными, насколько это позволяют жизненные условия. Игра должна использоваться школой и привносить в учебную деятельность разнообразие. Для всех возрастов важную роль играют ролевые игры: они способствуют самовыражению и развитию фантазии.
Джон Дьюи говорил о том, что основная задача преподавателя заключается в хорошем, разностороннем знании своего предмета. Это даёт ему возможность построить своё обучение так, чтобы его профессиональная деятельность обладала наибольшей эффективностью. Дьюи рекомендовал педагогам уделять максимальное внимание потребностям ребёнка и строить школьное обучение исходя только из интересов ребёнка. Однако при этом был неизбежен отказ от систематического обучения, что вело к снижению роли научных знаний, а потому применение этой теории в учебном процессе оказалось не столь эффективным, как рассчитывал её автор. Вместе с тем, элементы инструментальной педагогики с успехом были включены в процесс систематического обучения, наиболее широкое распространение в современных школах получил метод проектов.
Главная идея педагогики Джона Дьюи – ребёнка в школе необходимо не только обучать основам, но и готовить его к самостоятельной жизни в обществе, давать возможность применять полученные знания в социальной деятельности. Эта идея не утратила актуальности в наши дни, поскольку в современном постоянно меняющемся мире человек должен уметь приспособиться к нововведениям, применять приобретённые знаний и умения в новых для себя ситуациях.
Делая упор на роль личного опыта ребёнка во взаимодействии с окружающей средой, П. п. не придаёт должного значения систематическому, планомерному и последовательному образованию, а в центр уч. работы ставит спонтанные интересы детей, к к-рым и должна приспосабливаться передача культурного наследия человечества молодому поколению. Такие установки оставляют без внимания существенные резервы развития мотивац.-потребностной сферы ребёнка, в частности интеллектуальные, приводят на позиции педоцентризма.
Важнейший путь реализации своих установок в области содержания шк. образования П. п. в 20—30-х гг. 20 в. усматривала во внедрении метода проектов, разработанном У. X. Килпатри-ком. Исходя из того, что в интересах отражаются жизненно важные потребности личности, Килпатрик пришёл к выводу, что в основе уч. работы ребёнка должны лежать лишь практически направленные виды деятельности (изготовление шк мебели и уч. пособий в мастерских, работа на пришкольной ферме, постановка самодеят. спектаклей и т. п.).
Школа не должна уходить от обсуждения наиб. острых глобальных проблем, стоящих перед человечеством и волнующих молодежь (загрязнение окружающей среды, воен. конфликты, расовая проблема, перенаселенность планеты, СПИД и т п.), считают неопрагматисты. Они придают идее комплексности в содержании образования универсальное значение, противопоставляя ее предметному принципу, что привело на практике к созданию разл. вариантов интегрированных курсов, концентрирующих сведения из разл. у ч предметов на фрагментарной основе вокруг к -л. стержневой темы, к-рая определяется школой, исходя из интересов детей и специфики местных условий В США такие программы используются на всех этапах шк. обучения
Педагоги-прагматисты уделяют большое внимание проблемам нравств. и гражд. воспитания Они проводят эксперим. исследования нравств. понятий, оценок и суждений учащихся, изучают характер взаимоотношений между инди-видом и группой.
В нач. 80-х гг. в США и в ряде др. стран педоцентристские установки стали возрождаться в рамках открытого обучения и гуманистической педагогики.
Читайте также: