Прагматизм в педагогике кратко

Обновлено: 02.07.2024

Прикладная направленность учебно-воспитательного процесса в соответствии с идеями Дж. Дьюи привела к снижению качества обучения и воспитания. В условиях научно-технической революции возникла потребность в людях с более твердыми и упорядоченными знаниями и принципами поведения. Это привело к пересмотру и модернизации классического прагматизма, который и возродился в 70-х годах под флагом неопрагматизма. Методологические установки Дж. Дьюи были дополнены новыми принципами, приведены в соответствие с новыми тенденциями понимания воспитания как процесса социализации личности.

Человек не нуждается в поисках оснований своих действий вне самого себя, своих собственных размышлений и оценок. Окружающие его люди, их мнения, общественные нормы и принципы не могут служить основанием для выбора, ибо их функция состоит в контроле, критике поведения человека, и поэтому они могут только мешать его самовыражению, его росту. Иными словами, неопрагматисты отстаивают полный произвол в поступках и оценках личности. Причем в такого рода поведении личности они видят источник ее активности и оптимизма, поскольку в своих действиях она ничем не связана, руководствуется лишь своими желаниями, своей волей. Несмотря на критику, а также очевидную ортодоксальность многих положений, неопрагматизм остается ведущим направлением американской педагогики, получает все более широкое распространение в других странах западного мира.

Наи­бо­лее об­щие ме­то­до­ло­гические по­сыл­ки прагматической педагогики со­дер­жа­лись в со­чи­не­ни­ях ос­но­ва­те­лей фи­ло­со­фии праг­ма­тиз­ма Ч. Пир­са и У. Джейм­са. Окон­ча­тель­ное её оформ­ле­ние свя­за­но с име­на­ми Дж. Дьюи и его по­сле­до­ва­те­лей.

Важ­ней­ший путь реа­ли­за­ции сво­их ус­та­но­вок в об­лас­ти со­дер­жа­ния школь­но­го об­ра­зо­ва­ния прагматическая педагогика в 1920-1930-х годах ус­мат­ри­ва­ла во вне­дре­нии ме­то­да про­ек­тов, раз­ра­бо­тан­но­го У.Х. Кил­пат­ри­ком.

Сто­рон­ни­ки праг­ма­ти­ст­ских кон­цеп­ций 1960-1980-х годах рас­смат­ри­ва­ют по­ня­тие дея­тель­но­сти уче­ни­ка в ши­ро­ком смыс­ле: как лю­бой вид со­зи­дательной ра­бо­ты, ес­ли уче­ник вы­сту­па­ет её ак­тив­ным уча­ст­ни­ком.

Американские пе­да­го­ги-не­оп­раг­ма­ти­сты (Т. Бра­мельд, Дж. Манн, Б. Со­бел, А. Ком­бе и другие), ис­сле­дуя во­прос о со­дер­жа­нии обу­че­ния в об­ще­об­ра­зо­вательной шко­ле, на пер­вое ме­сто ста­вят кри­те­рий со­от­вет­ст­вия со­дер­жа­ния об­ра­зо­ва­ния ин­те­ре­сам и не­по­средственным по­треб­но­стям ре­бён­ка. Не­оп­раг­ма­ти­сты уни­вер­саль­ное зна­че­ние при­да­ют идее ком­плекс­но­сти в со­дер­жа­нии об­ра­зо­ва­ния, про­ти­во­пос­тав­ляя её пред­мет­но­му прин­ци­пу. На прак­ти­ке это при­ве­ло к соз­да­нию различных ва­ри­ан­тов ин­тег­ри­ро­ван­ных кур­сов, кон­цен­три­рую­щих све­де­ния из различных учеб­ных пред­ме­тов на фраг­мен­тар­ной ос­но­ве во­круг какой-либо стерж­не­вой те­мы, ко­то­рая оп­ре­де­ля­ет­ся шко­лой ис­хо­дя из ин­те­ре­сов де­тей и спе­ци­фи­ки ме­ст­ных ус­ло­вий.

В прагматической педагогики США со­су­ще­ст­ву­ют и вза­им­но до­пол­ня­ют друг дру­га два те­че­ния - соб­ст­вен­но пе­до­цен­три­ст­ское (уз­ко­ме­то­ди­че­ское) и ре­фор­ми­ст­ское (со­ци­ал-ре­кон­ст­рук­ти­ви­ст­ское). Пред­ста­ви­те­ли по­след­не­го счи­та­ют, что со­вер­шен­ст­во­ва­ние шко­лы спо­соб­но из­ме­нить об­ще­ст­во.

В начале 1980-х годов в США и в ря­де других стран пе­до­цен­три­ст­ские ус­та­нов­ки ста­ли воз­ро­ж­дать­ся в рам­ках от­кры­то­го обу­че­ния и гу­ма­ни­сти­че­ской пе­да­го­ги­ки.

Дополнительная литература:

Кил­пат­рик У. Ос­но­вы ме­то­да. M.; Л., 1928;

Deweу J. Му pedagogic creed. Wash., 1929;

idem. Experience and education. N.Y., 1959;

idem. Democracy and education. N.Y., 1963;

Counts G.S. Secondary education and industrialism. Camb., 1929;

idem. The senior high school curriculum. Chi., 1930;

Bodе В. Modern educational theories. N.Y., [1930]; Ка­унтс Дж. Тео­рия вос­пи­та­ния в Аме­ри­ке. M.; Л., 1931; The educational frontier / Ed. W. Kil­patrick. N.Y.; L., 1933;

James W. Prag­ma­tism’s conception of truth. N.Y., 1948;

Сhilds J. Ame­rican pragmatism and education. N.Y., 1956;

Baker M. Foundations of J. Dewey’s educatio­nal theory. N.Y., 1966;

Гон­ча­ров Л.Н. Шко­ла и пе­да­го­ги­ка США до вто­рой ми­ро­вой вой­ны. M., 1972;

Маль­ко­ва З.А., Вульф­сон Б.Л. Со­вре­мен­ная шко­ла и пе­да­го­ги­ка в ка­пи­та­ли­сти­че­ских стра­нах. M., 1975;

Бур­жу­аз­ная пе­да­го­ги­ка на со­вре­мен­ном эта­пе. M., 1984;

Degenhardt H. Reformpädagogik. Eine neue Einsicht der Erziehung und Bildung vor dem Hintergrund heterogener Geistesströmungen im Europa // Pädagogik und Schulalltag. 1994. H. 1.


Опыт тесно связан с выполнением действий, а не с изучением объектов. Мышление становится инструментом для решения умственных проблем. Его появление способствует умственной активности, обращённой на поиск результативного решения проблем, препятствующих нормальному функционированию организма. Дьюи полагал, что обучение должно происходить с помощью опытного познания. Только при изучении окружающего мира у ребёнка проявится желание к дальнейшему познанию. Через познание действительности у ребёнка формируется такое свойство характера, при котором появляется возможность контролировать происходящее вокруг, адаптировать действительность к своим интересам. Он указывал, что все предшествующие общеобразовательные системы были рассчитаны на передачу учащимся огромного количества общей информации без применения их на практике. Образно говоря, учащихся обучают опытом прошлого, но не готовят к проблемам в будущем. На смену традиционной системе образования Дьюи представил концепцию, цель которой – обучение решению проблем. По его убеждению, человек, владеющий умением принимать решения, будет лучше подготовлен к жизни с её многочисленными трудностями.

Согласно теории Дьюи, воспитание и обучение осуществляются не посредством усвоения теории, а в процессе выполнения практических задач, в которых учащиеся не только изучают мир, но и учатся работать в коллективе. Тогда школа воспитает детей, отлично адаптированных к жизненным условиям. В школах, созданных на основе инструментальной педагогики, не существовало определённой программы с системой изучаемых предметов, а подбирались только те знания, какие могли бы найти практическое применение в жизни. Наиболее важными научными дисциплинами Дьюи считал историю и географию, поскольку они тесно связны с природой и социальной жизнью общества.


Суть практической работы заключается не только в приобретении конкретных знаний, но и в участии школы в социальной деятельности, в жизни общества. В процессе практики ученики много узнают о профессиях, и видах практической деятельности, которые помогут в развитии у них определённых навыков, учатся уважать чужой труд, идущий на пользу обществу.


Метод проектов – система обучения, при которой дети получают знания в процессе планирования и выполнения своевременно усложняющихся практических заданий-проектов. Плюсы метода – развитие у детей предприимчивости, умения оценивать любую ситуацию. Этот метод приучает их к настойчивости, самостоятельности, однако следует помнить, что в любом случае им необходима помощь учителя, которая обеспечивала бы эффективный процесс обучения.

Джон Дьюи предложил концепцию непрерывного образования для всех возрастов. Общество должно быть в процессе непрерывного обучения и переобучения. Жизнь постоянно развивается, поэтому образование должно мгновенно реагировать на изменения, происходящие в мире. Если эта задача не будет выполнена, то общество столкнётся с проблемами, не будучи готовым к их решению.


По мнению Дьюи, существует необходимость включать в учебный процесс игровую деятельность. Материалы, применяемые в игре, должны быть наиболее близко приближены к реальным условиям, прямыми и естественными, насколько это позволяют жизненные условия. Игра должна использоваться школой и привносить в учебную деятельность разнообразие. Для всех возрастов важную роль играют ролевые игры: они способствуют самовыражению и развитию фантазии.


Джон Дьюи говорил о том, что основная задача преподавателя заключается в хорошем, разностороннем знании своего предмета. Это даёт ему возможность построить своё обучение так, чтобы его профессиональная деятельность обладала наибольшей эффективностью. Дьюи рекомендовал педагогам уделять максимальное внимание потребностям ребёнка и строить школьное обучение исходя только из интересов ребёнка. Однако при этом был неизбежен отказ от систематического обучения, что вело к снижению роли научных знаний, а потому применение этой теории в учебном процессе оказалось не столь эффективным, как рассчитывал её автор. Вместе с тем, элементы инструментальной педагогики с успехом были включены в процесс систематического обучения, наиболее широкое распространение в современных школах получил метод проектов.

Главная идея педагогики Джона Дьюи – ребёнка в школе необходимо не только обучать основам, но и готовить его к самостоятельной жизни в обществе, давать возможность применять полученные знания в социальной деятельности. Эта идея не утратила актуальности в наши дни, поскольку в современном постоянно меняющемся мире человек должен уметь приспособиться к нововведениям, применять приобретённые знаний и умения в новых для себя ситуациях.

Делая упор на роль личного опыта ребёнка во взаимодействии с окружающей средой, П. п. не придаёт должного значения систематическому, планомерному и последовательному образованию, а в центр уч. работы ставит спонтанные интересы детей, к к-рым и должна приспосабливаться передача культурного наследия человечества молодому поколению. Такие установки оставляют без внимания существенные резервы развития мотивац.-потребностной сферы ребёнка, в частности интеллектуальные, приводят на позиции педоцентризма.

Важнейший путь реализации своих установок в области содержания шк. образования П. п. в 20—30-х гг. 20 в. усматривала во внедрении метода проектов, разработанном У. X. Килпатри-ком. Исходя из того, что в интересах отражаются жизненно важные потребности личности, Килпатрик пришёл к выводу, что в основе уч. работы ребёнка должны лежать лишь практически направленные виды деятельности (изготовление шк мебели и уч. пособий в мастерских, работа на пришкольной ферме, постановка самодеят. спектаклей и т. п.).

Школа не должна уходить от обсуждения наиб. острых глобальных проблем, стоящих перед человечеством и волнующих молодежь (загрязнение окружающей среды, воен. конфликты, расовая проблема, перенаселенность планеты, СПИД и т п.), считают неопрагматисты. Они придают идее комплексности в содержании образования универсальное значение, противопоставляя ее предметному принципу, что привело на практике к созданию разл. вариантов интегрированных курсов, концентрирующих сведения из разл. у ч предметов на фрагментарной основе вокруг к -л. стержневой темы, к-рая определяется школой, исходя из интересов детей и специфики местных условий В США такие программы используются на всех этапах шк. обучения

Педагоги-прагматисты уделяют большое внимание проблемам нравств. и гражд. воспитания Они проводят эксперим. исследования нравств. понятий, оценок и суждений учащихся, изучают характер взаимоотношений между инди-видом и группой.

В нач. 80-х гг. в США и в ряде др. стран педоцентристские установки стали возрождаться в рамках открытого обучения и гуманистической педагогики.

Читайте также: