Программный комплекс мировые судьи кратко

Обновлено: 04.07.2024

Ворсуляк М. З., заместитель председателя Комитета по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области.

Новиков В. И., мировой судья с/у N 80 Волгоградской области.

Ульм Е. В., математик, программист.

В качестве одной из главных целей, сформулированных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, определено построение в стране развитого гражданского общества и устойчивой демократии, позволяющей в полной мере обеспечить права человека, гражданские и политические свободы. Исходя из этого расширение сфер судебной защиты прав и свобод граждан, совершенствование судопроизводства, повышение доступа к правосудию, приведение законодательства Российской Федерации в соответствие современным международным стандартам — основные задачи судебно-правовой реформы, которая является неотъемлемой частью последовательно проводимого демократического процесса в России.

Общество заинтересовано в полном, объективном и беспристрастном освещении деятельности судебной власти. Основное значение в этом плане приобретает Концепция информационной открытости государственных органов. Так, в своем обращении к VI Всероссийскому съезду судей Президент Российской Федерации в качестве одной из ключевых проблем, решение которой будет способствовать дальнейшему развитию и укреплению судебной власти, назвал открытость правосудия не только для участников судебного процесса, но и для всего общества в целом.

При этом приоритетом вышеупомянутой Программы применительно к структуре судебной системы является деятельность судов районного и областного звеньев. Однако звену на уровне мировых судьей не уделено достаточно внимания.

В тех регионах, где руководители аппаратов мировых судей, понимая проблему загруженности мировых судей, более внимательно подходят к выбору программного обеспечения, не только более успешно решаются вопросы снижения рабочей нагрузки на судебные участки, но и за счет внедрения современных автоматизированных систем в деятельность судебных участков достигается значительное сокращение сроков рассмотрения дел, исключаются случаи потери документации, обеспечивается удобный и быстрый доступ к информации, повышаются качество и эффективность работы аппарата судебного участка мирового судьи.

В начальном периоде эксплуатации программы было проведено более двадцати занятий с мировыми судьями и работниками аппарата по ее внедрению. К концу 2009 г. программа использовалась аппаратом мировых судей Оренбургской области, что впоследствии дало возможность с 1 июля 2010 г. безболезненно перейти к выполнению требований по предоставлению информации гражданам о деятельности судебных участков мировых судей, тем самым позволило своевременно, одним из первых в Российской Федерации выполнить требования Федерального закона N 262-ФЗ.

Кроме всего прочего, программа позволила значительно уменьшить время, затрачиваемое на обработку и изготовление судебных документов, журналов учета, статистических карточек, реестров, исполнительных листов, конвертов и многих других документов.

В начале 2010 г. было заключено соглашение между Комитетом по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области и налоговыми органами Оренбургской области о представлении заявлений на выдачу судебных приказов в электронном виде. Это дало возможность довести время на подготовку судебных приказов до уровня, сравнимого с временем на распечатку одного документа на принтере, что практически сняло проблему подготовки судебных приказов по взысканию недоимки по налогам и сборам. Кроме того, программа позволяет автоматически обрабатывать информацию и готовить судебные приказы по взысканию задолженностей по коммунальным услугам, невыплаченной заработной плате, задолженностей перед кредитными организациями и другим видам задолженностей при условии представления информации в электронном виде.

Кроме судебных приказов, программа позволяет готовить документы искового производства по гражданским, административным и уголовным делам, а также по исполнению приговоров.

Программа обладает значительной гибкостью, что позволяет подстроиться под особенности конкретного судебного участка, дает возможность работникам аппарата самостоятельно проводить текущее обновление законодательной базы.

Перед выгрузкой данных о работе судебного участка в сеть Интернет программа проводит автоматическую подготовку и обезличивание документов, которые подлежат опубликованию в соответствии с утвержденным регламентом. Это позволяет если не предотвратить, то значительно снизить брак при выгрузке (стилистические, грамматические и др. ошибки). Действия ответственного лица по подготовке информации к выгрузке заключаются в нажатии нескольких кнопок и визуальном контроле за обрабатываемыми документами.

Естественно, внедрение программы проходило не всегда гладко. Выявлялись ошибки в работе программы, учитывалось мнение судей и работников аппарата по изменению алгоритма работы, менялись законодательство и формы статистической отчетности, требования к журналам и документам и т. д. Всего за период 2009 — 2011 гг. с учетом мнений мировых судей и работников аппарата было произведено более полутысячи изменений и дополнений в программе.

Естественно, хотелось бы развития программных комплексов не только внутри, но и вовне, т. е. иметь возможность удаленного взаимодействия с программными комплексами налоговых органов, службы судебных приставов, органов МВД и прокуратуры, других организаций, широкого использования электронных ключей и др.

При этом данная программа функционально разработана настолько подробно, что позволяет охватить весь процесс от подачи заявления до вынесения конкретного решения или приговора по конкретному делу с учетом стадии исполнения решения в автоматизированном режиме. В частности, в данной программе реализованы принципы:

— ориентации программного обеспечения в первую очередь на текущие потребности жизнедеятельности судебного участка (регистрацию дел, подготовку судебных документов, контроль состояния дел на текущий момент, планирование работы судебного участка), а не на подготовку статистических данных, которые должны готовиться автоматически и отражать рациональность ведения делопроизводства;

— создания мощного внутреннего редактора с множеством инструментов (поиск нормативных документов из библиотеки, использование системы закладок и т. п.), позволяющих мировому судье создавать любые судебные документы в кратчайшие временные сроки;

— возможности формирования и редактирования собственной библиотеки шаблонов судебных документов для однотипных дел. Шаблоны документов — очень мощный инструмент для автоматизации подготовки и печати часто повторяющихся судебных документов, и поэтому раздел этой части программного продукта должен быть доступным и очень простым в эксплуатации. В программе реализована схема автоматической разработки новых шаблонов непосредственно из процессуальных документов, подготовленных судьей;

— возможности автоматической перерегистрации переходящего остатка дел при начале нового отчетного периода с 1 января;

— программное обеспечение отслеживает правильность вводимой информации по мере ее ввода;

— в программном продукте реализована возможность автоматизации множества рутинных операций, таких как:

— печать судебных повесток;

— печать графика судебных заседаний;

— печать статистических карточек на дела и на подсудимых;

— печать плана работы мирового судьи;

— печать обложек на дело.

Если в федеральных судах процесс информатизации судебной деятельности активно идет более десяти лет, накоплен определенный опыт его системной организации, то внедрение информационных технологий в деятельность мировых судей, в силу объективных причин, в каждом субъекте Российской Федерации идет разрозненно.

В связи с недостаточным финансированием на начальном этапе становления мировой юстиции оснащенность современной компьютерной техникой была ничтожной, не было локальных вычислительных сетей, не было доступа к справочным правовым системам и сети Интернет.

В последующие годы объем бюджетных ассигнований значительно увеличился, появилась возможность не только приобретать компьютеры и оргтехнику, но и планировать пути ее эффективного использования в процессе судебной деятельности, прежде всего, в целях снижения трудоемких затрат по подготовке документов процессуального характера и судебного делопроизводства.

Во многих субъектах Российской Федерации появились планы (программы) информатизации деятельности мировых судей.

В основу этих планов закладывался принцип поэтапного выполнения следующих мероприятий:

во-первых, формирование современной технической базы;

во-вторых, обеспечение мировых судей электронными справочно-правовыми системами;

в-третьих, объединение техники в локальные вычислительные сети, подключение к сети Интернет;

в-четвертых, внедрение программного обеспечения автоматизированного судебного делопроизводства и судебной статистики;

В целях повышения эффективности деятельности мировых судей и работников аппарата принимаются решения о создании в судебных участках автоматизированных рабочих мест и внедрении системы электронного документооборота.

1.Документирование процессов судебного делопроизводства в соответствии с законодательными актами и инструкциями по делопроизводству в судах общей юрисдикции;

2.Создание унифицированного банка данных по делам и судебным решениям, а также ведение электронного архива судебных решений;

3.Оперативное предоставление полной и достоверной информации о нагрузке мирового судьи и его аппарата, качестве их работы, а также по движению дел при помощи удобных и легких в использовании средств;

4.Создание информационно-технической основы для обеспечения граждан своевременной и достоверной информацией о ходе и результатах судебного разбирательства по делам;




5.Автоматическое формирование статистической отчетности как за утвержденные, так и за произвольные временные интервалы;

6.Создание и ведение электронного архива дел и материалов и обеспечение его сохранности.

Использование принципиально новых информационных технологий показало не только достоинства и преимущества, но и выявило проблему недостаточного нормативно-методического и кадрового обеспечения, которая сегодня может успешно решаться юридическими ВУЗами.

Вопросы для контроля:

1. Основные концептуальные положения государственной политики в области информатизации судебной деятельности

2.Понятие, структура и значение ГАС Правосудие

Если в федеральных судах процесс информатизации судебной деятельности активно идет более десяти лет, накоплен определенный опыт его системной организации, то внедрение информационных технологий в деятельность мировых судей, в силу объективных причин, в каждом субъекте Российской Федерации идет разрозненно.

В связи с недостаточным финансированием на начальном этапе становления мировой юстиции оснащенность современной компьютерной техникой была ничтожной, не было локальных вычислительных сетей, не было доступа к справочным правовым системам и сети Интернет.

В последующие годы объем бюджетных ассигнований значительно увеличился, появилась возможность не только приобретать компьютеры и оргтехнику, но и планировать пути ее эффективного использования в процессе судебной деятельности, прежде всего, в целях снижения трудоемких затрат по подготовке документов процессуального характера и судебного делопроизводства.

Во многих субъектах Российской Федерации появились планы (программы) информатизации деятельности мировых судей.

В основу этих планов закладывался принцип поэтапного выполнения следующих мероприятий:

во-первых, формирование современной технической базы;

во-вторых, обеспечение мировых судей электронными справочно-правовыми системами;

в-третьих, объединение техники в локальные вычислительные сети, подключение к сети Интернет;

в-четвертых, внедрение программного обеспечения автоматизированного судебного делопроизводства и судебной статистики;

В целях повышения эффективности деятельности мировых судей и работников аппарата принимаются решения о создании в судебных участках автоматизированных рабочих мест и внедрении системы электронного документооборота.

1.Документирование процессов судебного делопроизводства в соответствии с законодательными актами и инструкциями по делопроизводству в судах общей юрисдикции;

2.Создание унифицированного банка данных по делам и судебным решениям, а также ведение электронного архива судебных решений;

3.Оперативное предоставление полной и достоверной информации о нагрузке мирового судьи и его аппарата, качестве их работы, а также по движению дел при помощи удобных и легких в использовании средств;

4.Создание информационно-технической основы для обеспечения граждан своевременной и достоверной информацией о ходе и результатах судебного разбирательства по делам;

5.Автоматическое формирование статистической отчетности как за утвержденные, так и за произвольные временные интервалы;

6.Создание и ведение электронного архива дел и материалов и обеспечение его сохранности.

Использование принципиально новых информационных технологий показало не только достоинства и преимущества, но и выявило проблему недостаточного нормативно-методического и кадрового обеспечения, которая сегодня может успешно решаться юридическими ВУЗами.

Вопросы для контроля:

1. Основные концептуальные положения государственной политики в области информатизации судебной деятельности

Светашов Ю.Н., первый заместитель начальника управления по обеспечению деятельности мировых судей Ставропольского края.

Водолазский А.А., заведующий сектором информатизации отдела организационной, методической работы и информатизации управления по обеспечению деятельности мировых судей Ставропольского края.

С момента создания в Ставропольском крае института мировых судей возникла острая необходимость в информатизации их деятельности. Под информатизацией судебных участков мировых судей понимается процесс создания оптимальных условий для обеспечения деятельности мировых судей и их аппаратов в правовой и справочной информации, оснащения судебных участков современным компьютерным оборудованием, телекоммуникационным оборудованием, средствами связи, новыми технологиями сбора, обработки и хранения данных, специализированным программным обеспечением. Этот процесс организуется с целью укрепления самостоятельности судебной власти и независимости мировых судей, повышения эффективности их деятельности.

Приоритетными направлениями деятельности управления по обеспечению деятельности мировых судей Ставропольского края в области информационных технологий в течение пяти лет существования стали:

  • обеспечение судебных участков мировых судей вычислительной и копировально-множительной техникой;
  • разработка, комплексное внедрение и сопровождение специализированного программного обеспечения судебного делопроизводства на судебных участках мировых судей Ставропольского края;
  • обеспечение судебных участков актуальными и регулярно обновляемыми информационно-правовыми ресурсами.

По первому направлению деятельности (обеспечение судебных участков мировых судей вычислительной и копировально-множительной техникой) управлением были организованы ежегодные открытые конкурсы на поставку компьютерного оборудования и оргтехники, заключены государственные контракты и договоры, все обязательства по которым полностью выполнены. Количество компьютеров на настоящий момент составляет 119 единиц на 119 мировых судей (100-процентная обеспеченность), 335 единиц на 470 специалистов аппаратов и управления (71-процентная обеспеченность). Количественный состав принтеров составляет на 119 мировых судей 119 единиц, и 130 единиц на 470 специалистов аппаратов и управления. Количество копировальных аппаратов на настоящий момент составляет 39 единиц на 35 районов (городов) Ставропольского края и управление.

Второе направление деятельности управления (разработка, комплексное внедрение и сопровождение специализированного программного обеспечения судебного делопроизводства на судебных участках мировых судей Ставропольского края) подразумевает разработку, тестовую эксплуатацию, внедрение и дальнейшее сопровождение специализированного программного комплекса судебного делопроизводства АИС "Мировые судьи" на судебных участках мировых судей Ставропольского края, проектирование и монтаж локальных вычислительных сетей в административных зданиях объединенных судебных участков, поставку компьютерной и коммуникационной техники, настройку оборудования и обучение специалистов.

По данному направлению управлением за пять лет деятельности была проведена продуктивная работа. Так, принимая во внимание, что материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей законодательством отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, в Краевую целевую программу "Информатизация органов исполнительной власти Ставропольского края на 2002 - 2005 годы" включена задача создания автоматизированной системы обеспечения деятельности мировых судей края. В 2002 г. было внесено предложение по разработке автоматизированного программного комплекса обеспечения деятельности мировых судей. После проведенного открытого конкурса к этому проекту была привлечена компания "КРОК инкорпорейтед". Компания высочайшего уровня, являясь партнером известных мировых брендов (Hewlett-Packard, Compaq, IBM, Microsoft), великолепно проявившая себя в реализации подобных проектов, идеально подошла для выполнения поставленной задачи.

Разработка программного комплекса судебного делопроизводства АИС "Мировые судьи" была согласована со всеми необходимыми инстанциями, в краевом бюджете в рамках Краевой целевой программы "Информатизация органов исполнительной власти Ставропольского края на 2002 - 2005 годы" предусмотрено финансирование расходов на разработку, тестовую эксплуатацию и внедрение программного комплекса судебного делопроизводства АИС "Мировые судьи" в общей сумме 4300 тысяч рублей.

В соответствии с заключенным контрактом на разработку, тестовую эксплуатацию и внедрение программного комплекса по автоматизации процессов судебного делопроизводства, обеспечения деятельности мировых судей каждый год, учитывая объемы финансирования, составлялись планы его реализации на 2003, 2004 и 2005 гг. соответственно.

Ежедневная деятельность мировых судей и специалистов аппаратов подразумевает работу с сетевым программным обеспечением, в том числе информационно-правовыми системами, программным комплексом "Мировые судьи", что неизменно требует наличия на судебных участках локальных вычислительных сетей, высокопроизводительных серверов приложений, активного коммутационного оборудования. Управление, исходя из собственных средств, обеспечило организацию тендеров на проектирование и монтаж структурированных кабельных сетей (для последующего их применения в качестве локальных вычислительных сетей, телефонных сетей, сетей IP-телефонии), поставку серверов и коммутационного оборудования (с оптимальной производительностью для решаемых ими задач). В настоящий момент количество судебных участков мировых судей с функционирующей локальной вычислительной сетью, удовлетворяющей всем современным требованиям и стандартам, оснащенных высокопроизводительными серверами и необходимым коммутационным оборудованием, достигло 70, что составляет 59% от общего количества.

Вся проведенная огромная подготовительная работа позволила произвести внедрение программного комплекса "Мировые судьи", с обучением мировых судей и специалистов аппаратов на 59 судебных участках в следующих регионах Ставропольского края:

Автоматизированный программный комплекс "Мировые судьи" предназначен для повышения эффективности и качества судопроизводства за счет:

  • автоматизации рутинных операций судебного делопроизводства;
  • более быстрого и качественного формирования судебной статистики.

Основные функции программного комплекса "Мировые судьи":

  • автоматизация процессов судопроизводства по уголовным, административным и гражданским делам на судебных участках мировых судей;
  • регистрация заявлений, жалоб, ходатайств и дел, а также учет вещественных доказательств и экспертиз по делу;
  • возможность хранения электронных образов процессуальных документов;
  • автоматическое формирование внутренней отчетности и статистической отчетности на основании учетных данных;
  • контроль процессуальных сроков, движения дел и этапов их рассмотрения;
  • получение оперативной информации как по конкретному делу, так и по выборке дел, быстрый поиск по множеству критериев дела.

Использование программного комплекса позволило:

  • повысить оперативность сбора и формирования судебных документов, следовательно, сократить сроки рассмотрения дел;
  • повысить оперативность сбора судебной статистики за счет сокращения сроков передачи информации;
  • обеспечить быстрый доступ судей и сотрудников аппарата судов к большому объему информации, касающейся текущего состояния материалов и их последующего движения в процессе судопроизводства;
  • повысить степень полноты и достоверности информации, представляемой судебными участками в управление по обеспечению деятельности мировых судей СК, управление Судебного департамента и т.п., сократить сроки этого представления;
  • создать условия для повышения оперативности информационного взаимодействия судов общей юрисдикции с Верховным Судом РФ, Судебным департаментом, следственными органами, прокуратурой, Минюстом России.

Вместе с тем при разработке данного комплекса были учтены все требования и механизмы унификации, предъявляемые государственной автоматизированной системой "Правосудие" к подобным проектам, что обеспечит в будущем свободное присоединение к общему глобальному информационному сообществу судов общей юрисдикции (см. рис. 1).

Общая схема работы с ПК "Мировые судьи"

По третьему направлению деятельности (обеспечение судебных участков актуальными и регулярно обновляемыми информационно-правовыми ресурсами) управлением был проведен анализ всех существующих организаций, предоставляющих услуги по обеспечению правовыми справочными комплексами, выявлены их возможности по сопровождению и обновлению предоставляемых программ. В результате, благодаря тому что:

  • система включает свыше 2,3 миллиона документов федерального и регионального законодательства, а также судебных решений, финансовых консультаций, комментариев к законодательству и другой полезной информации;
  • в основе "КонсультантПлюс" лежат современные программные технологии, которые постоянно совершенствуются, - каждый год в системе появляются новые возможности, которые облегчают работу и экономят время пользователей;
  • сеть "КонсультантПлюс" - крупнейшая в России сервисная сеть распространения правовой информации, объединяющая более 700 подразделений во всех регионах, - был заключен договор с компанией "Консультант-СКИФ" (г. Ставрополь) на поставку и сопровождение семи сетевых версий справочных правовых и справочных систем "КонсультантПлюс":
  • КонсультантПлюс: Версия Проф;
  • КонсультантПлюс: Эксперт Приложение;
  • КонсультантПлюс: Документы СССР;
  • КонсультантПлюс: Ставропольский выпуск;
  • КонсультантПлюс: Комментарии Законодательства;
  • Деловые бумаги;
  • КонсультантПлюс: Судебная практика.

Помимо этого, с 2005 г. компания "Консультант-СКИФ" (г. Ставрополь), благодаря обширной сервисной сети в Ставропольском крае, является поставщиком антивирусного программного обеспечения.

Вышеуказанные действия позволили в кратчайшие сроки обеспечить доступ мировых судей и их аппаратов к нормативно-правовой базе действующего законодательства Российской Федерации и Ставропольского края, а также позволили защитить автоматизированные рабочие места необходимыми средствами борьбы с компьютерными вирусами. Специалистами компании "Консультант-СКИФ" для поддержания в актуальном состоянии справочных баз правовых систем и вирусных баз осуществляется их еженедельное обновление во всех регионах Ставропольского края.

Кроме трех основных направлений управлением на протяжении пяти лет деятельности велась работа по оптимизации процессов эксплуатации, обслуживания и копировально-множительной техники, совершенствовались средства связи и коммуникации, велся анализ количества используемых расходных материалов и поломок техники для последующего более точного прогнозирования на последующие годы.

Для своевременного и стабильного обеспечения судебных участков расходными материалами, материальными ценностями и оборудованием возникла необходимость в наличии оперативных ежемесячных статистических данных о работе судебных участков, для чего специалистами управления была разработана программа для ведения ежемесячной статистической отчетности (см. рис. 2).

Рисунок 2 Не приводится.

Специалистами управления также была разработана программа для свода полученной статистической информации по всем 119 судебным участкам, причем при добавлении каждого отчета в общекраевую таблицу осуществляется контроль над введенными в него данными (такими как остатки по делам и деньгам с прошлого месяца, контроль сумм и т.д.). Внедрение программы помогло уменьшить влияние человеческого фактора и количества ошибок при составлении статистических отчетов, а также значительно облегчило оперативное распределение материальных ресурсов (таких как бумага, картриджи для принтеров, марки, конверты и т.п.).

При быстром развитии мировой юстиции в Ставропольском крае, совершенствовании процессов делопроизводства на судебных участках, резком увеличении единиц компьютерного оборудования особую актуальность приобрела проблема бесперебойной работы компьютерной техники, оргтехники, периферийных устройств и стабильной работы программного обеспечения. Актуальность данной проблеме придало то, что любой шаг в процессе делопроизводства на судебных участках стал невозможен без использования компьютеров, принтеров, ЛВС и т.п.

Несколько факторов, поясняющих очевидность и необратимость перехода процессов делопроизводства на автоматизированную основу:

  • отпала необходимость, как минимум: держать на столах и в личных библиотеках толстенные кодексы и комментарии к ним. Все кодексы и комментарии реализованы как электронные документы, которые можно легко за считанные секунды найти не только по названию, но и найти нужную ссылку или фрагмент по одной фразе. Многократно сократилось и время поиска нужного материала;
  • нет необходимости перепечатывать целиком все судебное решение, приказ, распоряжение, справку из-за единственной ошибки. Таким образом, с появлением компьютеров многократно сократился расход бумаги, используемой в судебном делопроизводстве;
  • после судебного заседания и вынесения решения нет необходимости печатать решение заново, можно воспользоваться предыдущим, сохраненным в электронном виде решением как шаблоном, внести в него необходимые изменения и использовать его как новое. Конечно, для того чтобы внести изменения в уже существующий электронный документ, требуется во много раз меньше времени, чем перепечатывать этот документ на печатной машинке заново. Это привело к появлению больших хранилищ уже готовых к применению, отлаженных шаблонов документов, которые можно было легко использовать для распечатки любой справки или материала;
  • использование электронной почты позволяет многократно сократить время пересылки корреспонденции, а в сочетании с традиционными способами пересылки позволило получать электронную копию документа гораздо раньше ее бумажного оригинала.

В силу территориальной распределенности судебных участков в Ставропольском крае для оперативного реагирования на аварийные или внештатные ситуации, связанные с функционированием техники и особенно программного обеспечения, управлением велась работа по формированию в "узловых" регионах края штата специалистов по информатизации, обслуживающих несколько близлежащих регионов. За пять лет их количество увеличивалось и на данный момент составляет восемь.

В 2005 г. в рамках федеральной целевой программой проводилась работа по установке систем аудиопротоколирования судебных заседаний. Комплекты аудиозалов были установлены в пяти регионах Ставропольского края по следующей примерной схеме:

Схема не приводится.

Управлением в 2006 г. начата работа по монтажу на судебных участках мировых судей цифровых гибридных мини-АТС. Внедрение таких технологий предполагает появление ряда преимуществ и дополнительных сервисов для пользователей, позволяет обеспечить всех мировых судей и специалистов аппаратов телефонами с внутренними номерами, осуществлять контроль за лимитами на телефонные переговоры и доступом на городские (внешние) телефонные линии. А также появляется телефонная связь между мировыми судьями, специалистами в пределах здания без использования городских линий, следовательно, значительно уменьшается загруженность на городские телефонные линии, появляется возможность конфигурации (переконфигурации) телефонной сети с помощью доступных средств для приведения всей телефонной сети к оптимальной конфигурации. Так, в настоящее время такая мини-АТС установлена на 18 судебных участках г. Ставрополя: в Промышленном, Октябрьском и Ленинском районах, использует для своей работы ранее проложенную структурированную кабельную сеть, а также обладает возможностью обработки IP-пакетов, следовательно, позволяет построить в дальнейшем сеть IP-телефонии.

За пять лет деятельности в области информационных технологий управлением были созданы материально-техническая база, информационная инфраструктура, мировые судьи и их аппарат обеспечены информационно-правовыми ресурсами, на 50% судебных участков успешно функционирует программный комплекс "Мировые судьи", возросло количество специалистов по информатизации, начато и внедрение IP-телефонии и т.п. Вместе с тем дальнейшее развитие в области информатизации управления состоит не только в завершении работ по вышеуказанным направлениям, но и в дальнейшем их совершенствовании и развитии, а также в разработке концепции и ее последующей реализации для решения приобретающих особую актуальность проблем, прежде всего обеспечения информационной безопасности.

Успешная работа любого суда зависит не только от профессионализма судей и работников аппарата, но и от умения продуктивно действовать в современных условиях. Понимая, что за информационными технологиями кроются значительные резервы повышения доступности правосудия, эффективности и качества судебного производства, управление и в дальнейшем намерено проводить активную работу в этом направлении. С этой целью управлением проведена работа по разработке Краевой целевой программы "Информатизация органов государственной власти Ставропольского края на 2006 - 2008 годы".

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Если рассмотреть законотворческую деятельность субъектов Федерации в разрезе особенностей информационных процессов, возникающих между центром и регионами, характерной особенностью здесь можно признать ведущую роль Министерства юстиции РФ не только в обеспечении информатизации регионов, но и контроле развития законодательства субъектов Федерации. Еженедельно (а иногда ежедневно) из Министерства юстиции РФ в регионы направляются новейшие нормативные правовые акты, получаемые из законодательных и иных органов, а также директивные материалы Министерства. Из регионов в порядке обратной связи поступают акты регионального законодательства. Характерно то, что функцией Министерства юстиции РФ является проведение юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам.

За год в Министерстве юстиции РФ проводится юридическая экспертиза приблизительно по 5 тыс. актов. В этой связи важно создание эффективной системы учета и контроля развития законодательства субъектов Российской Федерации, усиление государственно-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение Конституции РФ и федерального законодательства.

В целях удовлетворения информационных потребностей органов государственной власти (равно и других субъектов правовой системы) Министерством юстиции РФ был проведен анализ существующих глобальных справочных систем по законодательству, в результате которого была выделена Общемировая информационно-правовая сеть (Global Legal Information Network - GLIN), функционирующая на базе Библиотеки Конгресса США2.

Архивы GLIN включают в себя основные нормативные правовые акты практически всех стран мира в электронном виде, на бумажных носителях, фотопленках. В настоящее время ведутся работы, направленные на перевод максимального количества документов в машиночитаемую форму и предоставление информации посредством сети Интернет. Перспективный план развития сети предусматривает, что в скором времени проект GLIN будет работать по принципу распределенной обработки и хранения информации. Во многих государствах уже созданы и функционируют рабочие станции, которые имеют прямой выход со своего сервера в Интернет и обеспечены необходимыми для хранения больших массивов информации аппаратными средствами. В целях создания рабочей станции на базе Научного центра правовой информации при Министерстве юстиции РФ, который в соответствии со своими обязанностями является центральным узлом информационно-телекоммуникационной системы Министерства юстиции РФ, в настоящее время проводится соответствующий комплекс мероприятий.

Для решения вопросов в области правовой информации 25 июня 1975г. было издано постановление Совета Министров СССР за № 58 о создании Научного центра правовой информации (НЦПИ). Он был первой в стране организацией, решающей на современном научно-техническом уровне проблемы поиска правовой информации, кодификации законодательства, повышения уровня законодательной техники, приведения ведомственных нормативных актов в соответствие с союзным законодательством.

На НЦПИ приказом Министра юстиции СССР с 1 июля 1977г. возлагалась обязанность приема на государственный учет правовых актов. Центр осуществлял централизованный сбор и регистрацию этих актов, создание и поддержание в контрольном состоянии их фондов и предоставление комплексной информации о них. Для обеспечения полноты и правильности государственного учета НЦПИ с этого времени оказывает министерствам и ведомствам СССР методическую помощь по вопросам государственного учета принимаемых ими нормативных актов. В целях систематизации и совершенствования законодательства ЦК КПСС, Президиумом Верховного Совета СССР и Советом Министров СССР в марте 1978г. было принято совместное постановление об издании в 1981-1985 годах Свода законов СССР. Значительная роль в организации этой работы отводилась НЦПИ.

Сегодня НЦПИ осуществляет информационно-правовое обеспечение центрального аппарата и учреждений Минюста России, федеральных органов исполнительной власти, судебных органов и др. Научный центр правовой информации выступает как головное учреждение по вопросам правовой информатизации в Министерстве юстиции РФ.

Федеральное законодательство - нормативные акты высшего представительного и законодательного органа Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, актов межгосударственного характера Содружества Независимых Государств, бывшего СССР, законодательные акты субъектов Российской Федерации;

Законодательство Московской области.

информационного обеспечения деятельности центрального аппарата Минюста России, его территориальных органов, подведомственных федеральных служб и государственных учреждений, НЦПИ и его филиалов в субъектах Российской Федерации;

автоматизации основных технологических процессов ведения Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и фонда актов федерального законодательства на основе использования современных информационных технологий распределенной обработки данных;

формирования и ведения единого банка данных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на основе информации субъектов Российской Федерации, поступающей в центральный аппарат Минюста России;

использования в качестве информационно-технической системы по законодательству в органах государственной власти, правоохранительных органах и других организациях и учреждениях.

Система ведения Федерального регистра основана на использовании распределенной базы данных Регистра, представляющей собой совокупность региональных баз данных отдельных структурных единиц, связанных между собой в иерархическую систему.

Взаимодействие между региональными массивами и их синхронизация осуществляется посредством пакетов обновлений. Прием и учет обновлений, создаваемых субъектами Российской Федерации с целью пополнения информационного массива нормативных правовых актов с использованием каналов связи и электронной почты сети Интернет, ведется ежедневно.

В Индустриальном районном суде г.Хабаровска используется специальное программное обеспечение Государственной Автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие".

В настоящее время Кировский районный суд использует в своей работе следующие подсистемы:

Предназначена для организации автоматизированного сбора судебных решений, формирования единого банка судебных решений, обеспечения механизма для систематизации сведений по данным судебным решениям и обеспечения санкционированного доступа к информации со стороны различных категорий пользователей.

Предназначен для обеспечения доступа граждан, юридических лиц, органов государственной власти к информации о деятельности судебной системы Российской Федерации.

Предназначена для комплексной автоматизации основных участков деятельности кадровых органов Судебного департамента и аппаратов судов: учета, хранения и анализа данных об организационно-штатной структуре и кадровом составе судов разных уровней и органов системы Судебного департамента.

Обеспечение эксплуатации и сервисного обслуживания

Предназначена для создания, ведения, распространения классификаторов, справочников и словарей, нормативно-справочной информации, а также для обеспечения информационной совместимости и технологического единства информационных потоков судов общей юрисдикции (в том числе, военных судов) и системы Судебного департамента.

Судебное делопроизводство и статистика

Подсистема "Судебное делопроизводство и статистика" создана с целью предоставления пользователям средств формирования, анализа и интеграции информационных массивов данных, возникающих в процессе судопроизводства в судах общей юрисдикции, в том числе военных судах, формирования и анализа массивов данных судебной статистики, фиксации хода судебного разбирательства, а также автоматизации процессов регистрации, сбора и хранения информации о лицах, привлеченных к уголовной ответственности и в отношении которых вынесены судебные постановления, вступившие в законную силу.

Подсистема "Судимость" создана с целью предоставления статистических отчётов в Управление Судебного департамента, организации и ведения судебной статистики по учёту лиц совершивших уголовное преступление.

  • Обеспечение эксплуатации и сервисного обслуживания ПИ СО

Видеоконференцсвязь(ВКС) - это телекоммуникационная технология интерактивного взаимодействия двух и более удаленных абонентов, при которой между ними возможен обмен аудио и видеоинформациейв реальном времени, с учётом передачи управляющих данных.

32. Видеоконференцсвязь в судах общей юрисдикции: цели, функции, субъекты, техническое обеспечение, ограничения применения. Перспективы развития. Мобильные средства защиты свидетеля.

Видеоконференц-связь (сокращенное название ВКС) – это телекоммуникационная технология интерактивного взаимодействия двух и более удаленных абонентов, при которой между ними возможен обмен аудио- и видео- информацией в реальном масштабе времени с учетом передачи управляющих данных. Более подробно технология видеоконференц-связь в основном представлена работниками Управления правовой информатизации Верховного Суда Российской Федерации в свободной энциклопедии ВикипедиЯ.

Видеоконференц-связь в судебной системе Российской Федерации это:

  1. Проведение судебных процессов с использованием видеотехнологии для взаимодействия судей, прокуроров и адвокатов, находящихся в зале судебного процесса суда общей юрисдикции с одним или несколькими осужденными или подследственными в одном или нескольких исправительных учреждениях в реальном масштабе времени.

2. Совещания с Президентом Российской Федерации, Правительством РФ, полномочными представителями Президента Российской Федерации, главами министерств и ведомств, а также с губернаторами регионов.

3. Проведение консультаций, совещаний, семинаров судей и сотрудников аппарата суда с коллегами из одного или нескольких судов.

4. Общение адвокатов и родственников с осужденными для уточнения позиции в предстоящем судебном процессе.

5. Опрос потерпевших по программе защиты свидетелей (с искажением голоса и сокрытия глаз) по уголовному или иному судебному делопроизводству в соответствии с российскими и международными правовыми актами.

6. Изменения территориальной подсудности уголовного дела.

7. Интерактивное дистанционное обучение сотрудников судов общей юрисдикции и исправительных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний.

Ежедневно только в Верховном Суде Российской Федерации проводится несколько десятков судебных процессов в режиме видеоконференции с территориально-распределенными исправительными учреждениями страны, большинство которых находятся за сотни и тысячи километров от залов судебного заседания.

Развитие видеоконференц-связи федерального уровня позволило:

  • обеспечить выполнение требований Конституции и федеральных законов Российской Федерации, а также добровольно взятых на себя Российской Федерацией обязательств по международным договорам и соглашениям в части соблюдения сроков рассмотрения кассационных жалоб осужденных;
  • избегать межгосударственных инцидентов при этапировании заключенных через территорию прибалтийских государств из Калининградской области;
  • исключить возможность побега заключенных в процессе их этапирования к месту проведения судебного процесса и обратно;
  • экономить значительную часть бюджетных средств, выделяемых на этапирование заключенных;
  • разгрузить следственные изоляторы Москвы, Московской области и региональных центров Российской Федерации от этапированных заключенных.

Во всем мире видеоконференция в судопроизводстве применялась только в судебно-пенитенциарной системе в основном для заслушивания свидетельских показаний и общения осужденных с адвокатами и родственниками. Именно в России видеоконференция была впервые применена непосредственно для проведения судебных заседаний.

истема Автоматизированное рабочее место Мирового Судьи реализует все функции документооборота, необходимые на судебном участке мирового судьи, а также позволяет осуществлять полностью автоматическую выгрузку информации о деятельности участков мировых судей и процессуальных документов в соответствие с 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".

Система АРМ МС помогает судьям, существенно снижая нагрузку на них за счет принципа "однократный ввод - множество отчетов". С помощью системы судья может обрабатывать до 10.000 дел в год и выше.

Система обеспечивает быстрое создание процессуальных документов в условиях ограниченного времени (в совещательной комнате мирового судьи) за счет:

  • реализации собственной, часто используемой, библиотеки нормативно-правовых документов мирового судьи
  • быстрого поиска подготовленных ранее судебных документов (по наименованию, дате, истцам, ответчикам, отрасли права)
  • использования мощного аппарата шаблонов судебных документов и однотипных дел, позволяющих подготовить новый документ за считанные минуты

Повышение эффективности работы мировых судей должно достигается за счет:

  • автоматической генерации форм статистической отчетности
  • возможности потоковой обработки сотен дел
  • возможности автоматической печати всех типов документов судебного участка (начиная от конвертов и повесток, закачивая исполнительными листами на специализированных бланках, защищенных водяными знаками)
  • возможности автоматической выгрузки текстов судебных решений, а также других процессуальных документов в интернет (на специализированный сайт участка мировых судей) при строгом полностью автоматическом удалении всех персональных данных (телефон, фамилий, имен, адресов, номеров машин и т.п.) из текстов всех выгружаемых документов

Система ориентирована на ускорение делопроизводства за счет уникальных средств поддержки принятия решений мировым судьей и автоматизации подготовки и обработки документов.

Система установлена на 15 участках Волгоградской области, всех 112 участках Оренбургской области (Перейти)

Читайте также: