Профилактика неблагополучных семей кратко

Обновлено: 02.07.2024

“Дети – это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”.

А. С. Макаренко

Обоснование актуальности статьи

Наш поселок находится в десяти километрах от города Назарово – это и хорошо и плохо. Наш некогда процветающий поселок, в одночасье превратился в экономически нестабильным. Птицефабрика пять лет назад была образцовым хозяйством не только в крае, но и в России. Сейчас это предприятие, оказалось не рентабельным и бесперспективным.

Появились очень богатые и очень бедные. У тех и других одинаковые условия для ведения домашнего хозяйства, но у большинства уже развился социальный пессимизм.

Это одна из причин социальной нестабильности поселка, снижения нравственных устоев в семье, в молодежной и подростковой среде.

Только за последние два года у нас почти вдвое увеличилось количество малообеспеченных семей, стало больше неблагополучных семей. Ухудшается психологический климат и в устойчивых семьях. Главная причина- отсутствие средств к нормальному существованию, угроза безработицы, неполноценное питание, рост цен на продукты питания, услуги. Резкое увеличение стрессовых ситуаций сказывается на детях. Отсутствие в семьях заботы, психологическая депривации, физическое и сексуальное насилие толкает детей к побегам. Именно семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что проявляется, в конечном счете, в безнадзорности либо беспризорности несовершеннолетних. Большинство из тех, кто работает с детьми, пришли к выводу о том, что легче сделать все возможное, чтобы ребенок не попал “на улицу”, чем вернуть его “с улицы” к нормальной жизни.

На основе наблюдений, тестирования, анкетирования был разработан алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия.

  • Органы социальной защиты населения
  • Отдел образования;
  • Органы внутренних дел;
  • Здравоохранения;
  • Отдел по молодежной политики;
  • Служба занятости населения;
  • Сельская администрация;
  • РКДН.
  • Классные руководители;
  • Воспитатели д/с;
  • Педагоги школы;
  • Врачи;
  • Участковый инспектор;
  • Жители поселка;
  • Родственники;
  • Соседи;
  • Друзья.
  • Документы социально-медицинского патронажа;
  • Документы психолого-педагогического консилиума в школе;
  • Материалы психодиагностики;
  • Результаты рейдов;
  • Жалобы и заявления граждан;
  • Материалы о правонарушениях;
  • Преступления несовершеннолетних.

4. ПОКАЗАТЕЛИ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ НА РЕБЕНКА.

  • Бродяжничество;
  • Агрессивность;
  • Хулиганство;
  • Кражи;
  • Вымогательство;
  • Правонарушения;
  • Аморальные формы поведения;
  • Неадекватные реакции на замечания взрослых.
  • Низкая успеваемость;
  • Неврастения;
  • Отсутствие навыков личной гигиены;
  • Неуравновешенность психики;
  • Подростковый алкоголизм;
  • Подростковая проституция;
  • Болезни;
  • Недоедания;
  • Уклонение от учебы.
  • Конфликты с учителями;
  • Частое употребление неформальной лексики;
  • Суетливость или гиперактивность;
  • Конфликты с родителями;
  • Контакты с криминогенными группировками.
  • Принудительное лечение от алкоголизма;
  • Лишение родительских прав;
  • Консультирование;
  • Обучающие консультации для родителей;
  • Помощь общественных организаций;
  • Влияние через СМИ;
  • Пропаганда здорового образа жизни;
  • Пропаганда семейных ценностей;
  • Оказание материальной помощи;
  • Административные штрафы;
  • Создание клубов по интересам;
  • Постоянный патронаж;
  • Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей;
  • Бесплатное лечение детей и оздоровление в период каникул;
  • Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.

ЧТО ТАКОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ?

Мы имеем виду неблагополучие по отношению к ребенку. Говорить о ребенке, в неблагополучной семье значить говорить о том:

*Какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими особенностями, подверженные чрезмерному реагированию на семейное неблагополучие.

*Как отражается семейное неблагополучие на ребенка склонном к обостренному реагированию на всевозможные неблагополучные факты.

*Как ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывает у родителей раздражение, злость, нетерпение превращать семью в неблагополучную, а последнее в свою очередь может еще больше усугубить психическое состояние ребенка

*Что должны хотя бы в общих чертах предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку, ведь он то не виноват, что живет в неблагополучных семейных условиях.

КОРРЕКТИРОВКА ВОСПИТАНИЯ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ И РАБОТА С ЭТИМИ СЕМЬЯМИ.

Изучив, специфику жизни и воспитания ребенка в семье вынуждены, заниматься корректировкой семейного воспитания, корректировкой отношений “ родители - дети”, “ родители - школа”. В режиме этой задачи выделяем два аспекта

1. Корректировка воспитания в отдельных семьях.

2. Работа с неблагополучными семьями.

ПРИЕМЫ (МЕТОДЫ) КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ.

1. УБЕЖДЕНИЕ-разьснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка;

2. МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА. – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным;

3. ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы:

4. ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ - это часто отсутствует в неблагополучных семьях;

5. НРАВСТВЕННОЕ УПРАЖНЕНИЕ по формированию нравственных качеств.

1. . Семья однодетная может сформировать и балованного дитя с безудержно растущими потребностями и, в конечном счете, невозможностью их удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом; и одинокого человека с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого и избалованного родительской любовью, желающего как можно быстрее вырваться из этой опеки.

2. Семья многодетная может создать не только дружных детей - коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным и даже антисоциальным поведением, если
родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитания детей не организованы, пущены на самотек.

3. Семья с низким материальным положением находящаяся за чертой бедности. По разным причинам: безработица, низкая зарплата, алкоголизм, неумение строить бюджет семьи. Может порадовать разные последствия: лишение детей необходимого в удовлетворении материальных и духовых потребностей. Тормозиться развитие детей, эксплуатацию детей в качестве добытчиков материальных благ. Вовлечение в торговлю, несоответствующую возрасту и подготовленности в трудовую деятельность, подрывающую физические силы. Растлевающую духовно сопряженную с риском для жизни, отрыв от учебы и систематического воспитания в школе и семье. Допущение, а иногда и стимулирование, безнравственной и противоправной деятельности, приносящей в семье доход.

4. Семья неполная из-за недостатка материального или отцовского влияния может породить маску феминизацию мальчиков и девочек.

5. Семья со свободными детьми могут породить неприятные, даже враждебные отношения детей между собой и с окружающими.

б. Семья с нарушенными отношениями повышенной конфликтностью между членами семьи. Причем конфликтность и драматизм в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем подростковом и младшем юношеском возрасте. Следствием может стать уход из благотворного влияния семьи и школы.

7. Семья умышленно или неумышленно допускающие безнадзорность детей, которые находят себя вне дома и школы в компаниях сверстников, в неформальных объединениях молодежи.

8. Семьи с жестоким обращением с детьми, имеющим место по разным причинам: нервозность родителей из-за бедственного материального положения безработицы, отклонения в психики, высшая степень недовольства своими детьми, деспотизм отца или отчима из-за невыполненных завышенных требований к ним, усталость и депрессия родителей. Во всех случаях жестокость родителей порождает жестокость детей их уживчивость со сверстниками и педагогами.

Большое количество вариантов семей, где родители фактически не занимаются воспитанием детей, обеспечивая им материальные условия существования. Если своевременно не производить корректировки воспитательного воздействия усилиями школы, то приходиться иметь дело с неблагополучными семьями.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ?

1 . Материально-бытовые условия.

2. Эмоционально-нравственный климат.

3, Режим дня ребенка в семье.

4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей

5. Семейный досуг.

6. Уровень педагогической культуры родителей.

НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ.

  • наблюдения специалистов;
  • анкетирование детей и родителей;
  • опросники;
  • тесты;
  • интервью узких специалистов;
  • мини-консилиумы;
  • тренинги;
  • анализ документов;
  • анализ продуктов детского творчества;
  • анализ документации паспортно-визовой службы;
  • сбор списков неблагополучных семей;
  • составление социально-психологических паспортов семьи (микрорайона);
  • протоколы СКДН; РКДН;
  • заявки семьи на оказание помощи;
  • анализ состояния здоровья детей;
  • анализ развития, успеваемости.
  • советы по преодолению сложных жизненных ситуации;
  • консультации специалистов;
  • семейная терапия;
  • индивидуальные беседы;
  • индивидуальный социальный патронаж семей;
  • психотерапия;
  • родительские собрания на дому.
  • группы риска;
  • спортивные группы;
  • тренинговые группы;
  • консультирование;
  • семейные вечера.
  • родительский всеобуч;
  • ознакомление с психолого-педагогической литературой;
  • обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей;
  • семинары для учителей и родителей;
  • лектории для подростков;
  • устройство на работу;
  • летний лагерь;
  • летняя площадка;
  • постановка на учет ОВД, КДН. СКД;
  • дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе.
  • институт приемной семьи;
  • институт молодой семьи;
  • детские приюты;
  • акции милосердия;
  • акция помоги пойти учиться;
  • материальная поддержка;
  • привлечение спонсорской помощи;
  • обмен одеждой, бывшей в употреблении;
  • лишение родительских прав.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ.

  • Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а
    не сотрудничающих друге другом.
  • Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу нужно когда-то изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальным.
  • Если у школьника уже появились психические аномалии, на почве семейных разговоров его следует проконсультировать у детского психиатра, приходящего в школу для профилактических осмотров. А тот потом сам решит, что сделать.

Дефекты воспитания это и есть первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи-только отношения к ребенку.

  • детская безнадзорность и беспризорность.
  • побеги из дома.
  • половая распущенность.
  • правонарушения и преступная деятельность.
  • алкоголизм.

Наркомания и токсикомания.

Работу с такими детьми нужно вести дифференцированно. Для удобства этой работы можно выделить три группы семьи:

Семьи с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей.

Семьи с низкой педагогической культурой родителей, где допускаются ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, где родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми.

Семьи, в которых допускается безнадзорность детей по разным причинам разлад в семье, занятость родителей личными переживаниями, длительные командировки, занятость родителей работой или общественной деятельностью.

БЕСЕДА УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ.

1 . Что я хорошего могу сказать о подростке? (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в союзники. )

2. Что меня беспокоит в нем? (то самое, что является предметом вызова родителей в школу, прихода к ним домой, обсуждения на родительском собрании. )

3. Каковы, по нашему общему мнению причины, этого отрицательного явления, факта? (это вызывает на откровенность, а значит, позволит выявить истинные причины)

4. Какие меры следует предпринять и со стороны школы? (выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания)

5. Каких общих требований, общих принципов перехода к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными? (в этой ситуации родители откровенно становятся на сторону учителя и активно ему помогают. )

Задача всего педагогического коллектива работающих с подростками. Воспитывающихся в неблагоприятных условиях среды, которые сами они изменить пока не в состоянии. Сформировать внутреннюю устойчивость личности, критическое восприятие отрицательных факторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Истинной причиной неблагополучного детства является неблагополучие семьи. Статья будет полезна как социальным педагогам, так и классным руководителям.

Организация работы по системной профилактике семейного неблагополучия.

Истинной причиной неблагополучного детства является неблагополучие его семьи. Число семей, находящихся в сложной ситуации, очень велико.

Причины, вызывающие семейное неблагополучие:

- кризисные явления в социально-экономической сфере;

- причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье;

- биологического характера (физически или психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов).

Усугубляют семейное неблагополучие просчеты воспитания в семье. Очень часто между родителями и ребенком наблюдается эмоциональное отторжение.

Гиперопека, когда ребенку не дают проявить элементарную самостоятельность, изолируют от окружающей жизни.

Непоследовательность и противоречивость воспитания, которая характеризуется разрывом между требованиями к ребенку и контролем над ним, несогласованностью педагогических действий родителей, бабушки дезориентирует ребенка.

Негибкость родителей в отношениях с детьми, которая выражается в недостаточном учете ситуации, в отсутствии альтернатив в решениях, в навязывании ребенку собственного мнения, в резкой смене отношения к ребенку в различные периоды его жизни (недостаток заботы сменяется ее избытком или наоборот.

Аффективность - избыток родительского раздражения, недовольства, беспокойства, тревоги по отношению к детям создает в семье эффект суматохи, хаотичности, всеобщего возбуждения. Тревожность и страх за детей, которые приобретают навязчивый характер и лишают родителей жизнерадостности и оптимизма, заставляют их прибегать к постоянным запретам и предостережениям, что заражает детей таким же беспокойством. Авторитарность воспитания - стремление подчинить ребенка своей воле; категоричность суждений, приказной тон; навязывание своего мнения и готовых решений; стремление к строгой дисциплине и ограничению самостоятельности детей; использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания; постоянный контроль над действиями ребенка не позволяют проявить самостоятельности, что замедляет социализацию.

Гиперсоциальность, когда родители пытаются строить воспитание по определенной (пусть и позитивной) заданной схеме, не учитывая индивидуальности ребенка, предъявляя к нему завышенные требования, без надлежащего эмоционального контакта, отзывчивости и чуткости.

С каждым годом возрастает число неблагополучных, в том числе и девиантных семей:

1.Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др.

2. Наряду с общим сокращением рождаемости происходит рост числа детей, рожденных вне брака.

3. В сложной социально-психологической ситуации оказываются также дети в семьях, находящихся на грани развода.

Нарушение психологической связи между ребенком и родителями приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям, росту безнадзорности детей и влияет на криминализацию подростковой среды.

Ослабление или даже разрыв семейных связей между детьми и родителями также вызывают:

- конфликтная ситуация в семье;

- случаи жестокого обращения с детьми (физического, психического, сексуального насилия);

- отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы;

- типичные ошибки родителей в воспитании детей;

- особенности подросткового возраста и др.

Отсутствие или недостаток в семье эмоционального и доверительного общения родителей (и, прежде всего, матери) с ребенком, теплоты и ласки приводит к состоянию психической депривации.

Выделяют 5 типов семей:

1. Семьи с высоким уровнем нравственных отношений.

2.Семьи с нормальными отношениями.

4. Педагогически несостоятельные семьи.

Рассмотрим 3-5 тип семей, которые находятся в социально опасном положении:

1. Конфликтные семьи.

В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек.

Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

2. Педагогически несостоятельные семьи.

Занимается воспитанием детей, но для нее характерны неправомерные подходы к воспитанию, беспомощность в построении взаимоотношений с детьми.

Главной целью воспитательных усилий родителей нередко становится лишь дос-тижение послушания.

3. Асоциальные семьи

В таких семьях ребенок растет в крайне неблагоприятной для его воспитания обстановке.

Обычно выделяют две формы десоциализирующего влияния неблагополучных семей на детей – прямое и косвенное.

Педагогически несостоятельные и конфликтные семьи оказывают на ребенка косвенное десоциализирующее влияние, асоциальные семьи воздействуют на него напрямую – через асоциальные формы поведения своих членов и негативные ориентации.

Что нужно знать о неблагополучной семье:
Материально-бытовые условия.

Режим дня ребенка в семье.

Методы и приемы воздействия взрослых на детей.

Уровень педагогической культуры родителей.

Направления и формы работы с неблагополучной семьей:
1. Диагностика семейного неблагополучия.
2. Индивидуальная помощь неблагополучной семье.
3.Профилактика семейного неблагополучия.
4. Групповая работа с родителями.
5. Помощь общества неблагополучным семьям.
Этапы работы с неблагополучной семьей

1.Выявление семей в СОП.

2.Знакомство с семьей. Изучение семьи.

3.Составление акта обследования жилищных условий.

4.Составление плана действий по решению проблемы семьи.

5.Содержание работы с семьей определяется имеющимися у семьи проблемами.

6.Выход из семьи.

Алгоритм изучения семьи:

изучить семью по следующим параметрам:

– состав семьи, её структура;

– жилищно-бытовые условия, материальная обеспеченность;

– воспитательный потенциал семьи

Характер взаимоотношений в семье:

– между взрослыми членами семьи;

– между другими членами семьи и ребёнком

– позиция ребенка в семье

Положение ребёнка в семье:

– Я нужен и любим, и люблю вас тоже;

– Я нужен и любим, вы существуете ради меня;

– Я нужен, но не любим, и я от всей души хочу приблизиться к вам;

– Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое.

Отношение ребёнка к родителям:

– дорожит семейными отношениями;

– остро переживает драму;

– тяготеет к одному из членов семьи.

Диагностика семейного неблагополучия:
наблюдения специалистов; анкетирование детей и родителей; опросники; тесты;

интервью узких специалистов; мини-консилиумы; тренинги; анализ документов;

анализ продуктов детского творчества; сбор списков неблагополучных семей;

составление социально-психологических паспортов семьи; заявки семьи на оказание помощи; анализ состояния здоровья детей; анализ развития, успеваемости.

Профилактика семейного неблагополучия:
родительский всеобуч; ознакомление с психолого-педагогической литературой;

обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей;

семинары для учителей и родителей; лектории для подростков; устройство на работу;

летний лагерь; летняя площадка; постановка на учет; дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе.

Индивидуальная помощь неблагополучной семье:

советы по преодолению сложных жизненных ситуации; консультации специалистов;

семейная терапия; индивидуальные беседы; индивидуальный социальный патронаж семей; психотерапия; родительские собрания на дому.

Работа с семьями и несовершеннолетними.

Жестокое обращение с ребенком:
Наблюдения учителя, психолога школы, социального педагога.

Консультации психолога, социального педагога для родителей.

Привлечение к занятиям детско-родительской группы.

Постановка на учет в КДНиЗП, ОПДН, к наркологу, консультации врачей, юристов.

Привлечение родителей к работе семинаров, беседы о воспитании в семье.

Наблюдения и консультации учителя, психолога, социального педагога.

Проведение семинаров, бесед на темы воспитания, просмотр видеофильмов, кинофильмов.

Вовлечение детей и родителей в кружки, студии, центры дневного пребывания, секции.

Семьи, в которых находятся опекаемые дети

Выявление детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

Участие в обследовании условий жизни и воспитания детей.

Контроль за здоровьем и оздоровлением детей.

Поддержка семьи опекунов.

Вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом в кружки, секции, студии, клубы.

Консультации психолога образовательного учреждения для опекунов.

Индивидуальная работа психолога с ребенком.

Помощь учителей ребенку в учебе.

Защита интересов опекаемых; законодательное просвещение.

Случаи выявления детей, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством или нахождение брошенных детей.
Полиция, приют, КДНиЗП, отдел розыска детей, больница для помещения ребенка на обследование и другие службы.

Наблюдения учителя, психолога школы, социального педагога.

Консультации психолога, социального педагога для родителей.

Вовлечение детей в кружки, студии, центры дневного пребывания, секции.

Постановка на различные виды учета

Многодетные семьи

оказание необходимой помощи в получении пособий;

профилактика асоциально-аморального поведения;

организационно-практическое содействие родителям в выполнении их воспитательных функций (ГПУ, благотворительная помощь и др.);

Неполная семья

Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребенка.

– Наблюдение и консультации психолога и социального педагога.

– Активная деятельность классного руководителя или учителя по вовлечению ребенка в систему дополнительного образования.

– Проведение родительского лектория.

– Обучение одного из родителей навыкам воспитания при отсутствии второго родителя.

– Постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты.

– Привлечение общественных организаций к воспитанию.

Семья алкоголиков

Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения (для детей, подростков).

Оказание психиатрической, наркологической помощи семье или ее отдельным членам.

Дополнительные занятия с ребенком по оказанию помощи в учебе.

Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т. д.).

Консультация врача-психиатра, нарколога.

Консультирование ребенка в психолого-медико-педагогической комиссии и определение программ обучения.

Перевод ребенка в класс компенсирующего обучения.

Работа с родителями специалистов наркологической, психиатрической помощи (по необходимости).

Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости)

Работа с семьями и подростками должна вестись в тесном сотрудничестве психологов, социальных педагогов, педагогов, классных руководителей, родителей, ребенка.

В школе ежегодно разрабатываются индивидуальные планы работы с семьей (приложение 1) и подростком (приложение 2), находящимся в семье в социально опасном положении.

В целом, каждой семье необходимы ощущение нужности в этом мире, ощущение поддержки, ощущение успешности, защищенности. И одна из задач социальной службы школы оказать помощь и поддержку семье и ребенку.

Примерный план работы с семьей, находящейся в социально опасном положении.

1.Оказание социально-педагогической и психологической помощи и поддержки

- контроль посещаемости и успеваемости занятий, оказание помощи в учебе;

- беседы о развитии нравственных качеств, положительному отношению к ученой деятельности, выполнению домашних заданий;

- определение социального статуса в классном коллективе, изучение межличностных отношений с одноклассниками;

- привлечение к участию в мероприятиях и общественных делах класса;

- вовлечение в систему дополнительного образования (дети посещают систему дополнительного образования);

2.Психологическая диагностика:

- изучение динамики развития учащегося;

3.Работа с семьей:

- психолого-педагогическая диагностика семьи;

-консультирование по мерам социальной помощи и поддержки;

- определение характера семейных отношений, выявление положительных и отрицательных особенностей внутрисемейных отношений;

-выявление проблемы семьи, оказание помощи и поддержки в решении проблем;

- участие родителей в мероприятиях класса, посещение родительских собраний и индивидуальных бесед;

- оказание консультативной помощи семье по вопросам воспитания и учебной деятельности детей;

- информирование КДНиЗП администрации Пуровского района о результатах профилактической работы.

4.Психологическое консультирование: консультации для родителей:

-встречи и беседы с родителями о проблемах детско-родительских отношений, оказание помощи в их решении;

Успешные практики в работе с социально-неблагополучными семьями, применяемые службой по профилактике социального сиротства КГКУ Детский дом 20, с. Хурба, Комсомольского района, Хабаровского края.

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Хабаровского края

КГКУ Детский дом 20

« Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно,

право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание,

СК РФ, Статья 54.

Цель Проекта: повышение мотивации родителей на изменение собственной жизненной ситуации с целью сохранения ребенка в кровной семье либо возвращение ребенка в кровную семью из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

1. Выявление семей, попавших в трудную жизненную ситуацию на ранних стадиях социального неблагополучия.

2. Оказание социально-психологической помощи семьям, выявленных на ранних стадиях социального неблагополучия.

3. Повышение родительской компетентности и ответственности в воспитании детей.

4.Создание предпосылок для формирования у родителей отношения к семье как главной жизненной ценности.

5. Сопровождение семей в период адаптации воспитанников в кровной семье.

2. Улучшение микроклимата в семьях, сведение к минимуму негативных факторов риска неблагополучных семей на социализацию ребенка.

3. Нормализация детско-родительских отношений и создание положительных условий для воспитания ребенка в кровной семье.

4. Увеличение количества родителей, восстановленных в родительских правах.

Целевая группа Проекта:

-социально-неблагополучные семьи Комсомольского района и их несовершеннолетние дети;

-родители, лишенные родительских прав;

-родители, ограниченные в родительских правах;

-родители, поместившие ребенка в учреждение по заявлению в связи с трудной жизненной ситуацией

-воспитанники КГКУ Детский дом 20.

В рамках реализации данного Проекта задействовано 47 семей, из 21 сельского поселения Комсомольского района, Хабаровского края, которые имея несовершеннолетних детей, относятся к семьям в социально-опасном положении и находятся на грани лишения родительских прав . С пятью из них заключено соглашение о сотрудничестве. На данный момент на сопровождении службы находится 9 семей.

Сроки реализации Проекта: 2017-2020 гг.

Содержание и основные мероприятия Проекта.

П риоритетными направлениями работы в рамках данного проекта по сопровождению кровных семей является:

1.Краткосрочное кризисное консультирование семьи , направленное на профилактику кризисных ситуаций и оказание экстренной психологической помощи в преодолении острой кризисной ситуации, включающее в себя:

-работу с индивидуальным случаем;

- налаживание детско-родительских отношений;

-адресную помощь в нахождении эффективных подходов для преодоления существующих проблем;

Данная технология работы предполагает ограниченное количество консультаций - до 10 и может проводиться как в форме индивидуальной работы с родителями и ребенком, так и в форме семейного консультирования. Так же, в рамах краткосрочного кризисного консультирования, семье предлагается заключить Соглашение о сотрудничестве со службой с целью предоставления конкретных видов и форм социально-психологических, педагогических и иных услуг. В приложении № 1 представлены основные этапы и мероприятия кризисного консультирования.

В целях формирования единого информационного поля для учета несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, и их семей, служба по профилактике социального сиротства КГКУ Детский дом 20 взаимодействует с различными ведомствами: отдел опеки и попечительства по Комсомольскому району, учреждения социального обслуживания, образовательные организации, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Банк данных регулярно обновляется, что позволяет отслеживать появление новых семей, находящихся в социально-опасном положении и проводить с ними профилактическую работу по предупреждению социального сиротства.

2 . Разработаны и применяются психолого-педагогические занятия с элементами тренинга для родителей и детей , с целью повышения родительской компетентности. Работа ведется по следующим направлениям:

В зависимости от цели проводимого занятия, к нему прилагается: ИКТ, наглядно-информационный материал в виде практических рекомендаций, буклетов и памяток для родителей.

3. Так же на базе Детского дома 20 специалистами службы по профилактике социального сиротства проводятся информационные встречи с родителями и детьми , находящимися в социально-опасном положении. На данном этапе обязательным является совместная деятельность родителей и их детей, где родители видят успехи своих детей: посещение занятий, кружков, мастер-классов. Т.о. создается ситуация успешности для всех членов семьи, дети перестают быть источником социальных неприятностей для родителей.

4 . Организация семейного досуга в виде экскурсий в зооцентр, посещений детских развлекательных центров , которые играют немаловажную роль в зарождении семейных традиций и способствуют формированию семейных ценностей.

5. Привлечение благотворительной помощи для улучшения положения детей, находящихся в социально-опасном положении, в т.ч. проведение благотворительных акций.

В рамках работы службы по сопровождению кровных семей, оказавшихся в социально-опасном положении в течение 2017 года уже сделано:

1. Оказано экстренное кризисное консультирование пятью семьям из Комсомольского района.

2. Восемь детей возвращено в кровную семью из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. На сегодняшний день ведется работа по возвращению 6 детей в кровную семью из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4. Предотвращено два отказа от детей.

5.Две семьи получили медицинскую помощь по кодированию от алкогольной

зависимости и вернулись к самостоятельной жизни.

Финансирование проекта осуществляется за счет собственных средств КГКУ Детский дом 20 и спонсорских средств.

1. Транспортные расходы - от 2000 в месяц.

1. Для проведения тренинга:

- бумага – 250 рублей;

- маркеры, ручки, ватманы, краска для принтера (информационные буклеты) – 700 рублей.

3. Для проведения информационной встречи:

- мастер-класс для детей по изготовлению аппликаций – 1000 рублей (на расходный материал);

Итого в год: от 8950 рублей.

Перспективы дальнейшего развития.

К сожалению, ежегодно списки социально-неблагополучных семей пополняются новыми именами. Поэтому проект будет актуален и после его завершения. Естественно, он будет дополнен и модернизирован, будут включены новые приемы и формы работы.

Опыт показывает, что работа с семьей, как целостной социальной единицей, не может вестись только в социальном направлении. Она включает в себя целый комплекс направлений с привлечением специалистов смежных областей: психологов, врачей, юристов, миграционной службы, Центра занятости, а так же сотрудничество с внешними структурами, и только в этом случае можно говорить об успешной и плодотворной работе с кровной семьей.

В статье рассматриваются особенности неблагополучных семей как социальной группы. Анализируются проблемы, с которыми сталкиваются неблагополучные семьи в современном мире. Описываются формы и методы социальной работы с неблагополучными семьями, которые реализуются социальными службами. Приводятся результаты опроса неблагополучных семей, отражающие их отношение к социальному обслуживанию и мерам социальной поддержки, реализуемым в службе семьи. Предлагаются пути совершенствования в службах семьи по повышению эффективности социальной работы с неблагополучными семьями.

Ключевые слова: семья, семейное неблагополучие, методы и формы социальной работы, служба семьи.

FEATURES OF SOCIAL WORK WITH DYSFUNCTIONAL FAMILIES

Chernikova T.A. 1 , Shaidukova L.D. 2, *, Nikolaeva L.A. 3

2 ORCID: 0000-0003-1074-3708;

1, 2, 3 Bashkir state University (branch), Birsk, Russia

Abstract

The article discusses the features of dysfunctional families as a social group. The article analyzes the problems faced by dysfunctional families in the modern world. It describes the forms and methods of social work with dysfunctional families that are implemented by social services. The results of a survey of dysfunctional families are presented, reflecting their attitude to social services and social support measures implemented in the family service. The author suggests ways to improve in family services to improve the effectiveness of social work with dysfunctional families.

Keywords: family, family distress, methods of social work, family service, generalization of experience.

Введение

Различные социальные проблемы, возникающие в обществе, напрямую воздействуют на семью, влияют на выполнение семьями своих функций. В связи с этим, у семей возникают трудности в разрешении социальных, межличностных и психологических проблем, в результате чего, такие семьи становятся неблагополучными. Неблагополучные семьи как особая социально уязвимая группа является объектом социальной работы. В связи с этим требуется изучение неблагополучной семьи как социальной группы: ее проблем, причин неблагополучия, с целью разработки эффективных форм и методов работы с ними.

Под семейным неблагополучием следует рассматривать – комплекс социальных, психологических и педагогических причин, связанных с нарушением воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному поведению [1, С. 30].

На неблагополучие семьи могу влиять разные факторы. По мнению некоторых исследователей, это может быть: материальная необеспеченность семьи, асоциальное поведение родителей, безработица, отсутствие отдельного жилья, трудности в воспитании детей, семейное насилие и другие [6, С. 242]. Порой, возможно присутствие нескольких факторов одновременно. Понимание и анализ причин появления неблагополучия семьи позволит правильно организовать социальную работу с данной категорией семей.

Приоритетными направлениями государственной семейной политики современного российского общества являются: создание оптимальных условий для успешного функционирования семьи, воспитание ребенка в семье, повышение уровня и качества жизни семей с детьми, оказание комплексной социальной помощи с целью предупреждения социального неблагополучия семей [5, С. 227].

Неблагополучие в семье может приводить к различным социальным проблемам: напряженной конфликтной атмосфере из-за взаимного негативного отношения родителей друг к другу; халатному отношению к детям – отсутствию элементарной заботы о ребенке со стороны родителей, наличию вредных привычек у родителей, тяжелому материальному положению семьи [2, С. 72].

При организации социальной работы с неблагополучными семьями могут использоваться следующие виды услуг: социально-бытовые, социально-правовые, социально-реабилитационные, педагогические, социально-медицинские. Также могут применяться различные методы и технологии социальной работы: беседа, консультирование, социальный патронаж, социальное сопровождение и посредничество.

Одной из наиболее эффективных технологий социальной работы с неблагополучными семьями является социальная профилактика. Профилактика семейного неблагополучия включает в себя следующие мероприятия: просвещение родителей по педагогическим, психологическим, правовым знаниям; воспитательное воздействие школы и семьи, привлечение родителей к активному участию в воспитательном процессе; ознакомление с психолого-педагогической литературой; проведение учебно-методических семинаров для учителей и родителей по вопросам решения проблемы неблагополучия семьи [3, С. 400].

Таким образом, социальная работа как вид практической деятельности использует различные методы, формы и технологии по оказанию помощи неблагополучным семьям. При оказании помощи и поддержки неблагополучным семьям специалисты, в свою очередь, должны быть компетентными, тактичными и коммуникативными. Задача специалиста по социальной работе состоит в том, чтобы предоставить своевременную помощь членам неблагополучной семьи, при этом помочь им осознать проблему, которая мешает их благополучию. Кроме этого, специалисты социальной работы взаимодействуют с другими социальными учреждениями. В этом случае, они ведут посредническую работу.

Основные результаты

Социальная работа с неблагополучными семьями реализуется в центрах и службах помощи семьям. Служба семьи оказывает различные услуги семьям, которые попали в трудную жизненную ситуацию:

– психологическое консультирование и психологическая коррекция, которая может проводиться и в групповой, и в индивидуальной форме;

– досуговые занятия для детей, которые развивают коммуникационные навыки;

– организация работы детской игровой комнаты с целью снятия напряжения и улучшения общего тонуса;

– организация работы кабинетов психологической разгрузки, психофизиологической коррекции, музыкотерапии, коррекционно-развивающих занятий для семей и детей в отдельности.

Одной их технологий социальной работы службы семьи, которая интенсивно развивается, является технология социального сопровождения. Социальное сопровождение заключается в содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи гражданину, в том числе родителям, попечителям и иным законным представителям несовершеннолетних детей, не относящихся непосредственно к социальным услугам.

Нами было проведено эмпирическое исследование на базе службы семьи г.Бирск. Цель проводимого исследования заключалась выявление семейных проблем, отношений между членами семьи, потребностей в социальной помощи и удовлетворенность качеством оказания социальных услуг в службе семьи.

По данным 2019 г. в службе семьи в г.Бирск на учете и обслуживании состоят 44 неблагополучных семьи [4]. В ходе исследования был проведен опрос этих семей. Вопросы в анкетах были связаны с семейными проблемами, взаимоотношениями между членами семьи и удовлетворенностью качеством оказания социальных услуг в службе семьи г. Бирск.

Большинство неблагополучных семей считает, что в результате получения социальных услуг в службе семьи качество их жизни изменилось в положительную сторону. Таковых оказалось – 75%, 25 % отметили, что частично их жизнь улучшилась в лучшую сторону. Это говорит о том, что специалисты службы семьи эффективно выполняют свои функции, подтверждая, что социальная работа остается одним из основных направлений семейной политики страны.

Заключение

Проанализировав результаты анкетирования, были предложены рекомендации по совершенствованию социальной работы с неблагополучными семьями. Из опроса клиентов стало очевидным, что большинство родителей столкнулись с проблемой педагогической несостоятельности своих семей, что, безусловно, привело к конфликтам в семье между детьми и родителями, к нарушению межличностных связей внутри семьи.

В связи с этим, для оказания помощи неблагополучным семьям в вопросах воспитания детей и устранения конфликтов между членами семьи можно предложить следующие рекомендации для внедрения их в службы семьи:

Таким образом, социальная работа с неблагополучными семьями должна вестись планомерно, последовательно, начиная от раннего выявления проблем неблагополучия семей, до разрешения проблемных, конфликтных, кризисных ситуаций в них.

Список литературы / References

Список литературы на английском языке / References in English

Читайте также: